Спросить
Войти

Тюремные библиотеки Тобольской губернии в XIX веке

Автор: указан в статье

БИБЛИОСФЕРА, 2018, № 4, с. 70- 74 / BIBLIOSPHERE, 2018, no. 4, pp. 70-74

Библиотековедение

УДК 027.6:343.8(571.12)(091)"18" ББК 78.33(253.3)

DOI 10.20913/181 5-3186-2018-4-70-74

ТЮРЕМНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX ВЕКЕ1 © Н. И. Загороднюк, 2018

Тобольская комплексная научная станция УрО РАН, Тобольск, Россия; e-mail: niz1957@yandex.ru

Цель статьи - проследить на примере Тобольской губернии XIX в. процесс образования и особенности функционирования тюремных библиотек в условиях изменяющейся российской пенитенциарной системы. На основе впервые вводимых в научный оборот и уже опубликованных документов прослеживается процесс функционирования книги в тюремных условиях, ее роль в жизни арестантов, появление первых библиотек и их деятельность, особенности форм просветительной работы, связь с деятельностью церкви и школы.

Для цитирования: Загороднюк Н. И. Тюремные библиотеки Тобольской губернии в XIX веке // Библиосфера. 2018. № 4. С. 70-74. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-4-70-74.

Prison libraries of Tobolsk province in the XIX century N. I. Zagorodnyuk

Tobolsk Complex Scietific Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Tobolsk, Russia; e-mail: nizl 957@yandex.ru

The article objective is to trace the process of prison libraries formation and features of their functioning in the XIX century under conditions of changing the Russian penitentiary system evidently for Tobolsk province. The first mention of the libraries is at the beginning of the XIX century. The author shows the book functioning process under prison conditions, its role in prisoners& life, the first libraries formation as repositories of books and their activity, features of the educational work forms, relationship with the church and school. The initiative of distributing books of spiritual content among prisoners belongs to the church. The Bible Society played a certain role distributing the Bible and St. Scripture at the early XIX century everywhere, including prisons. At the initial stage libraries have been formed at prison churches, which book collections included literature of spiritual and moral content. Opening schools, the book collections got fiction, popular scientific literature on natural sciences and humanities. At the late XIX century every prison castle had own library working in close connection with the church: reading, conversations of spiritual and moral content, loud reading books by literate prisoners. Besides, the book performed leisure functions, contributed to the individual socialization.

Citation: Zagorodnyuk N. I. Prison libraries of Tobolsk province in the XIX century. Bibliosphere. 2018. № 4. P. 70-74. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-4-70-74.

Тюремные библиотеки существуют в мире два столетия. Исторический опыт их деятельности по-прежнему актуален, об этом свидетельствует значительное число работ, посвященных современному состоянию библиотек мест заключения, как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В работе коллектива авторов «Life Long Learning: the Prison Library as a Bridge to Participation» современная библиотека пенитенциарного заведения занимает важное место в ресоциализации заключенного и рассматривается как «мост для участия в других программах обучения в течение всей жизни» [16]. А. Е. Шапошников, размышляя о месте чтения и роли библиотек в пенитенциарной системе, справедливо отмечает, что «чтение и библиотека в глазах арестанта - осколок прежней, свободной жизни, источник интересной информации, благодатное отвлечение от тяжелой действительности, средство творческой самореализации» [15].

История тюремных библиотек России стала предметом изучения лишь в конце ХХ в., отдельные ее проблемы нашли отражение в работах современных исследователей. Так, взаимоотношениям Русской православной церкви и тюремного ведомства посвящены работы Н. А. Беловой [2], О. Б. Молодова [8, 9]; особенностям функционирования тюремных библиотек -В. Бариловской [1], С. Н. Ивашкина [7], И. А. Сморо-динсковой, Н. П. Гнедовой [14], А. Е. Шапошникова [15] и др. Отдельные сюжеты о формировании книжных фондов и особенностях работы с заключенными в тюремных библиотеках Западной Сибири и Тобольской губернии приведены в работах Ю. А. Бортниковой [5],

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке ФАНО России в рамках темы ФНИ № 0408-2018-0003 «Динамика социокультурных процессов в Западной Сибири как полиэтническом регионе в XVIII - начале XX вв.».

О. Н. Науменко (Бортниковой) [3, 4, 11], Н. А. Мурашовой [10], научно-популярной монографии З. Э. Риве [13]. Отсутствие специальных исследований о библиотеках в пенитенциарных учреждениях Тобольской губернии делает нашу работу актуальной.

Наряду с опубликованными источниками автором впервые вводится в научный оборот комплекс документов Тобольского губернского попечительного о тюрьмах комитета и его отделений, хранящихся в Государственном архиве г. Тобольска (ГБУТО ГА в г. Тобольске).

В начале XIX в. в Тобольской губернии функционировали тюремные замки в губернском и уездных центрах: Тобольске, Березове, Ишиме, Кургане, Таре, Туринске, Тюкалинске, Тюмени, Ялуторовске. По мере совершенствования пенитенциарной системы в государстве в целом и проведения тюремных реформ в губернии функционировали и другие исправительные учреждения, но в работе отражена деятельность только тюрем, поскольку в них имелись библиотеки.

Появление книги в тюремных казематах относят к эпохе Просвещения, когда была выдвинута идея об исправлении преступника. Строительство тюремных храмов, открытие школ, проведение бесед религиозно-нравственного характера, раздача арестантам религиозной литературы были направлены на духовно-нравственное воспитание заключенных.

Первой книгой, проникшей в российские тюрьмы, стала Библия. Распространение ее в местах заключения Тобольской губернии связано с деятельностью протестантского Библейского общества, учрежденного в январе 1813 г. Ставя задачу распространения в России книг Св. Писания, общество доставляло книги в самые отдаленные губернии страны, часть тиража отправлялась в тюрьмы. Вскоре, под давлением Русской православной церкви, эти книги было решено изъять и заменить православной литературой. Возможно, в европейской части Российской империи так и произошло. В Тобольской губернии, несмотря на запреты, протестантская литература хранилась в библиотеках десятилетиями. В 1851 г. в Березовской тюрьме из-за отсутствия помещения церковные службы не проводились, «взамен этого грамотные арестанты занимались чтением Библии, Ветхого и Нового Завета, принадлежащей собственно тюремному замку, присланной для того из Московского библейского общества 15 апреля 1814 г., а также снабжались для чтения духовно-нравственными книгами»1. В 1865 г. смотритель Березовского тюремного замка отмечал, что в библиотеке по-прежнему хранятся книги, присланные Московским комитетом Библейского общества2. В 1881 г. священник Александро-Невской церкви Тобольского тюремного замка отмечал, что брошюры духовно-нравственного содержания, имеющиеся в тюремной библиотеке, пожертвованные английским пастором, «нужно давать для чтения арестантам с крайнею осторожностью, так как многие из них с протестантскою окраскою, и для человека не твердого в догматах и учении право1 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 14. Л. 42.

2 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 13. Л. 56.

славной церкви, не совсем безопасны»3. В 1882 г. тот же священник докладывал, что арестантам выдаются книги духовно-нравственного содержания, кроме того, «из пожертвованных членом-сотрудником Общества распространения Священных книг о. Вячеславом Глу-боковским книг Нового Завета, на 50 руб., подарено арестантам 50 экз.»4.

В современной историографии существует мнение, что библиотека Омского тюремного замка была первой тюремной библиотекой, сведения о которой относятся к 1861 г. [3, с. 255]. Приведенные выше факты позволяют сделать вывод, что протестантская литература, присланная в 1814 г., положила начало формированию фондов тюремных библиотек еще в начале XIX в.

Большую роль в благоустройстве тюремных учреждений и духовно-нравственном воспитании заключенных сыграл Тобольский губернский попечительный комитет о тюрьмах, учрежденный в 1837 г.5 В его отчете за 1851 г. имеются сведения о деятельности некоторых тюремных библиотек. К примеру, в Тарской тюрьме книги Св. Писания и духовно-нравственного содержания, «выписанные из Московского тюремного комитета на сумму 32 руб. 37 коп.», раздавались арестантам6. В том же году губернский комитет выписал книг на сумму 65 руб. 67 коп. серебром7.

Во второй половине 1860-х гг. книги духовно-нравственного содержания, выходившие из печати под патронатом Русской православной церкви, активно функционировали в тюремной среде. В отчетах смотрителей тюремных замков за 1864-1869 гг., в которые был введен раздел о работе церквей, школ, библиотек, это довольно четко прослеживается: в Туринской тюрьме «арестантам читались церковные и другие поучительные книги», учебные пособия приобретались на средства, выделенные специально для этих целей, в отдельных случаях - «за собственный счет некоторыми из директоров» отделений Попечительного о тюрьмах комитета8; в Тарском и Ишим-ском тюремных замках во время Великого Поста книги «вручались грамотным для чтения»9; в Березовском тюремном замке, кроме книг, подаренных Библейским обществом, имелись книги «духовно-православного содержания», выписанные директором отделения попечительного комитета10; в Тюменской тюрьме имелась библиотека, где выписывались периодические издания «Христианское чтение», «Душеполезное чтение», «Народная беседа», «Труды Киевской духовной академии», имелись книги религиозного

3 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 37. Л. 1818 об.
4 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 39. Л. 332332 об.
5 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 1.
6 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 14. Л. 28 об.
7 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 14. Л. 77.
8 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 13. Л. 4 об.; Д. 20. Л. 18 об., Л. 82 об.-83.
9 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 13. Л. 38-38 об.; Д. 20. Л. 29-29 об.
10 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 13. Л. 56.

содержания для представителей других конфессий11; в Курганской тюрьме Св. Писание «раздавалось арестантам по камерам»12.

Расходы на приобретение книг губернским комитетом шли по статье «расходы на приобретение книг, учебников, руководств и проч., а также на содержание школ, приютов и других учреждений духовно-нравственного назидания», но это были мизерные суммы. Так, в 1870-е гг.13 ни в одной тюрьме губернии библиотекарям не выплачивалось жалование, а расходы на приобретение книг и периодических изданий в большинстве тюрем даже не планировались, за исключением Тобольского и Тюменского тюремных замков, где они составляли 1-4% от выделяемых

14

сумм .

Ставя на первое место задачу религиозно-нравственного воспитания заключенных, Русская православная церковь, правительство и общественные организации уделяли большое внимание этой проблеме. С 1870-х гг. печаталась специальная литература, адресованная заключенным. Так, директором Пермского тюремного комитета протоиереем Поповым были изданы брошюры: «Руководство узнику в молитве» (1878 г.), «Молитвенник для заключенных» (1881 г.), «Беседы с заключенными». Молитвенник получил высокую оценку деятелей церкви. «Церковный вестник» писал о нем как о «небывалом явлении в литературе» (цит. по: [6, с. 385]). Автор молитвенника передал 50 тыс. экземпляров Главному тюремному управлению для раздачи заключенным ко дню коронования Александра III. В отчете настоятеля тобольской тюремной церкви во имя Александра Невского протоиерея М. Лебедева за 1884 г. упоминаются вышеназванные книги: «...грамотные арестанты книгами духовно-нравственными снабжались и сверх того многим из них, особенно причастным, при отправке дарились Евангелия на русском языке малого формата, брошюры о божественной Литургии и молитвенники для заключённых». Евангелия были пожертвованы горожанами, а молитвенники выданы от Тюремного комитета15.

С 1880-х гг. тюрьмы Тобольской губернии на специальные средства и пожертвования оформляли подписку в основном на журналы и газеты религиозного содержания. Так, в 1881 г. на выписку книг и журналов Тобольской каторжной тюрьмой было израсходовано 13 руб. 38 коп.16, Ялуторовским отделением тюремного комитета было затрачено из экономических сумм 38 руб. 51 коп.17 Курганское отделение тюремного комитета «.для доставления арестантам приятного и полезного чтения в их скучной и одинокой жизни» за счет специальных средств выписывало «Душеполезное размышление», «Вестник

11 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 13. Л. 9595 об.
12 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 13. Л. 153 об.
13 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 32.
14 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 29. Л. 110.
15 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 42. Л. 147147 об.
16 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 37. Л. 19.
17 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 37. Л. 128.

Красного креста» с приложением «Досуг и Дело», журнал «Родина». Особо отмечалось, что «все издания читаются грамотными, а неграмотными слушаются охотно»18. Громкие читки литературы в камере стали характерным явлением всего исследуемого периода.

В 1880-е гг. в Ишимском, Тарском, Туринском, Тюкалинском, Тюменском тюремных замках грамотные арестанты снабжались имеющимися при тюрьме книгами Св. Писания и духовно-нравственного со-держания19.

Сведения о грамотности арестантов фрагментарны, тем не менее в историографии поднимался вопрос о том, насколько книжные фонды удовлетворяли их потребности в книге. По утверждению О. Н. и Е. А. Науменко, в тобольских тюрьмах в том же 1881 г. грамотных заключенных было незначительное число. Сведения о заключенных тобольской каторжной тюрьмы № 2 свидетельствуют о практически поголовной неграмотности: из 355 арестантов неграмотными были 300 чел. Аналогичная картина наблюдалась и в других сибирских тюрьмах [11, с. 172].

С начала 1880-х гг., по указанию Св. Синода, совершался обязательный обряд проводов партий пересыльных и ссыльных, во время которого проводился молебен и дарились книги (Евангелия на русском языке малого формата, брошюры «О Божественной литургии», «Молитвенники для заключенных») из тюремных библиотек20.

В этот же период появились первые каталоги, утвержденные Главным тюремным управлением. На 1882 г. каталог включал 122 названия. Почти четверть из них составляли книги религиозного содержания, остальные - беллетристика (произведения Гоголя, Григоровича, Толстого, Тургенева), а также работы по географии, истории, гигиене и естественным наукам. В 1910 г. был издан первый печатный «Примерный каталог для тюремных библиотек». Методические рекомендации для библиотек изредка публиковал «Тюремный вестник» [6, с. 386; 16].

В последней четверти XIX в. наблюдаются изменения в составе книжных фондов тюремных библиотек. Скорее всего, это связано со следующими факторами: увеличением числа срочных заключенных, изменением отношения к проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения не только у правительства, но и у местной администрации. В 1882 г. в Тарском тюремном замке имелось 145 религиозных книг, кроме того, 9 книг на немецком языке, 2 книги на «магометанском» (арабском), 5 книг на еврейском21. Библиотека Тюменского тюремного замка имела 112 сочинений, «относящихся к богословию», словесности - 6, языкознанию - 22; по педагогике и для детского чтения - 22, по естествознанию, медицине, гигиене и психологии - 10, географии

18 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 37. Л. 26 об.
19 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 37. Лл. 49 об. 75, 79 об., 96, 137; Д. 46. Л. 279.
20 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 42. Л. 147147 об. (1883 г.); Д. 46. Л. 279 об.
21 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 39. Л. 352.

и путешествиям - 6, по истории - 10, периодических изданий («Христианское чтение», «Труды Киевской духовной академии», «Православное обозрение», «Душеполезное чтение», «Мирское слово», «Мирской вестник») - 96 томов, а всего 284 экземпляра22.

Анализ архивных документов позволяет утверждать, что состав книжных фондов тюремных библиотек Тобольской губернии был далек от идеального. По меткому выражению М. Н. Гернета, «снабдить тюрьму библиотекой было труднее, чем розгами» [6, с. 386]. Источники пополнения книжных фондов библиотек были различны: литература поступала целенаправленно из Главного тюремного управления, епархий, общественных организаций (Общества попечительства о тюрьмах и его Дамского отделения, общества трезвости и др.), от частных лиц. Тюремные библиотеки комплектовались литературой религиозно-нравственного, исторического, сельскохозяйственного и «специально-ремесленного содержания». Поступала в их фонды и дублетная литература из библиотек других ведомств. На репертуар книг, приобретенных за счет казенных средств, оказывали влияние не только рекомендации свыше, цена изданий, но и книжные пристрастия администрации тюрем.

В 1881 г. священник Александро-Невской церкви Тобольского тюремного замка М. Лебедев в отчете для губернского попечительного комитета о тюрьмах писал: «Грамотные арестанты снабжаются книгами по рекомендации священника, но, к сожалению, должно сказать, что не много есть для чтения арестантам книг, подходящих к их умственному развитию, а если и есть кое-что, то, по большей части, неполные, изорванные, растрепанные до невозможности. По поводу такого недостатка книг я имел честь довести до сведения тюремного комитета и даже указывал -какого рода книги нужно бы приобрести для церковной библиотеки. В тех же видах выписаны на церковные деньги 3 экз[емпляра] книги „Народное чтение", издания доступного и, по разнообразию содержания, интересного, и сверх того журнал „Душеполезное чтение" на 1882 г.»23.

В конце XIX в. в Тобольской губернии имелось 11 тюремных библиотек. К 1 января 1899 г. в них числилась 3271 книга и брошюра, что в среднем по 297 экземпляров на учреждение (исходя из общей численности заключенных 2754 чел.) [3, с. 295]. В библиотеках четырех тобольских тюрем (каторжной № 1 и № 2, исправительном отделении, уездной тюрьме) насчитывалось 1926 экз., в среднем - по 481 экземпляру. Благодаря Тобольской епархии практически

в каждой камере находились Евангелие и молитвенник [12, с. 50-51].

На священника тюремной церкви чаще всего возлагались обязанности не только духовного пастыря, но и учителя тюремной школы и библиотекаря. Это «совмещение профессий» предопределило формы работы с книгой и читателем. Чтения и беседы духовно-нравственного содержания проводились в помещениях церкви, школы, отдельных камерах. Для иллюстрирования лекций рекомендовалось иметь средства наглядности, в том числе и «волшебные фонари» для проектирования картин. 25 сентября 1894 г. в школе Тобольского тюремного замка состоялось первое чтение с «туманными картинами», в котором приняло участие 150 арестантов.

К проведению лекций и бесед рекомендовалось привлекать общественные просветительские организации, отделения которых были не во всех уездных городах. В 1899 г. в тюрьмах Тобольска чтения проводили 12 человек: чиновники правительственных учреждений, учителя городского и приходских училищ. Однако участие представителей этих обществ было редким явлением [12, с. 50-51].

Главное тюремное управление признавало, что просветительное дело в тюрьмах Российской империи еще не поставлено на должную высоту. Об этом красноречиво говорили цифры: в 1904 г. из 652 тюрем в 220 местах лишения свободы библиотеки отсутствовали, в имеющихся библиотеках в среднем насчитывалось по 308 книг. М. Н. Гернет считал, что эти цифры «настолько ничтожны, насколько огромно количество арестантов, проходивших через тюрьмы. Книга могла попасть к тюремному читателю лишь в виде исключения» [6, с. 387].

Приведенные факты позволяют утверждать, что на рубеже XIX-XX вв. состояние тюремных библиотек Тобольской губернии совпадало с общероссийским. Организация и работа библиотек была возложена на священника тюремной церкви. От его интеллектуального, морального уровня зависело качество работы церкви, школы, библиотеки. Методическая работа в тюремных библиотеках отсутствовала. В конце XIX в. в библиотеках тюремного ведомства России выявились проблемы, которые пытались решить в последующее десятилетие: нехватка кадров, содержание книжных фондов, формы и методы работы с книгой в тюремных условиях, регламентация работы библиотек и проч. Тем не менее определенный научный и практический интерес представляет опыт взаимодействия православной церкви с тюремными учреждениями.

22 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 39. Л. 369 об.
23 ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И659. Оп. 1. Д. 37. Л. 1818 об.

Список источников

1. Бариловская В. Утоли мои печали. Библиотеки пенитенциарной системы Красноярского края: история и современность // Библиотечное дело. 2010. № 15. С. 6-9.
2. Белова Н. А. Русская православная церковь и тюремные учреждения: традиции взаимоотношений // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 3. С. 75-81.
3. Бортникова О. Н. Сибирь тюремная. Пенитенциарная система Западной Сибири в 1801-1917 гг. Тюмень : Тю-мен. юрид. ин-т МВД РФ, 1999. 304 с.
4. Бортникова О. Н. Тюремная реформа в Тобольской губернии. Тобольск, 1998. 143 с.
5. Бортникова Ю. А. Книга в уголовной субкультуре Сибири // Инновации, технологии, наука. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 21-23.
6. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 3. 1870-1900. Москва : Гос. изд-во юрид. лит., 1961. 430 с.
7. Ивашкин С. Н. «Осуждённым разрешается...». Книга и чтение в тюрьме // Библиография. 1994. № 2. С. 14-21.
8. Молодов О. Б. О роли православного духовенства в деятельности Общества попечительного о тюрьмах // Мои пенаты. Русская провинция и ее роль в истории культуры : сб. материалов по итогам науч. конф. Вологда, 2017. С. 58-64.
9. Молодов О. Б. Традиции тюремного служения христианского духовенства Российской империи (XIX - начало ХХ в.) // Власть духовная и светская: взаимодействие в социокультурном пространстве : материалы междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2017. С. 88-97.
10. Мурашова Н. А. К истории тюремных библиотек Западной Сибири // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований : материалы X меж-дунар. науч.-практ. конф. Москва, 2016. С. 13-16.
11. Науменко О. Н., Науменко Е. А. Использование книги как средства воспитательного воздействия на заключенных в пенитенциарной системе Западной Сибири (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Библиотековедение. 2016. Т. 1, № 2. С. 171-176.
12. Отчет Тобольской губернской тюремной инспекции за 1898 г. Тобольск : Тип. Епарх. Братства, 1899. 62 с.
13. Риве З. Э. Тобольский острог. Тюмень : Вектор Бук, 2017. 560 с.
14. Смородинскова И. А., Гнедова Н. П. Тюремные библиотеки в истории отечественной пенитенциарной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 1. С. 19-22.
15. Шапошников А. Е. Тюремные библиотеки: история и современность // Книга. Исследования и материалы. Москва, 2003. Сб. 81. С. 74-86.
16. Brosens D., De Donder L., Dury S., Vanwing T., Vertе D. Lifelong learning: the prison library as a bridge to participation // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. Р. 1496-1500. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.434.

References

1. Barilovskaya V. Quench my sorrows. Libraries of the penitentiary system of Krasnoyarsk region: history and modernity. Bibliotechnoe delo, 2010, 15, 6-9. (In Russ.).
2. Belova N. A. Russian Orthodox Church and prison institutions: traditions of mutual relations. Vestnik instituta: prestu-plenie, nakazanie, ispravlenie, 2011, 3, 75-81. (In Russ.).
3. Bortnikova O. N. Sibir& tyuremnaya. Penitentsiarnaya sistema Zapadnoi Sibiri v 1801-1917 gg. [Prison Siberia. The penitentiary system of West Siberia in 1801-1917]. Tyumen, Tyumen jurid. inst. MIA RF, 1999. 304 p. (In Russ.).
4. Bortnikova O. N. Tyuremnaya reforma v Tobol&skoi gubernii [Prison reform in Tobolsk province]. Tobolsk, 1998. 143 p. (In Russ.).
5. Bortnikova Yu. A. The book in the criminal subculture of Siberia. Innovatsii, tekhnologii, nauka, Ufa, 2015, 21-23. (In Russ.).
6. Gernet M. N. Istoriya tsarskoi tyur&my [History of the Royal prison]. Vol. 3. Moscow, 1961. 430 р. (In Russ.).
7. Ivashkin S. N. «Convicts are allowed...». Book and reading in prison. Bibliografiya, 1994, 2, 14-21. (In Russ.).
8. Molodov O. B. On the role of the Orthodox clergy in the activities of the society for prisons. Moi penaty. Russkaya pro-vintsiya i eyo rol& v istorii kul&tury : sb. materialov po itogam nauch. konf. Vologda, 2017, 58-64. (In Russ.).
9. Molodov O. B. Traditions of Christian clergy prison service in the Russian Empire (XIX - early XX centuries). Vlast& du-khovnaya i svetskaya: vzaimodeistvie v sotsiokul&turnom pros-transtve : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Samara, 2017, 88-97. (In Russ.).
10. Murashova N. A. On the history of prison libraries in West Siberia. Aktual&nye napravleniya fundamental&nykh i priklad-nykh issledovanii: materialy X mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow, 2016, 13-16. (In Russ.).
11. Naumenko O. N., Naumenko E. A. Using a book as a means of educational influence on prisoners in the penitentiary system of West Siberia (the late XIX - early XX centuries). Bib-liotekovedenie, 2016, 1(2), 171-176. (In Russ.).
12. Otchet Tobol&skoi gubernskoi tyuremnoi inspektsii za 1898 g. [Report of Tobolsk provincial prison inspection for 1898]. Tobolsk, Tip. Eparkh. Bratstva, 1899. 62 р. (In Russ.).
13. Rive Z. E. Tobol&skii ostrog [Tobolsk prison]. Tyumen, Vektor Buk, 2017. 560 р. (In Russ.).
14. Smorodinskova I. A., Gnedova N. P. Prison libraries in the national penitentiary system history. Ugolovno-ispolnitel&-naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie, 2018, 1, 19-22. (In Russ.).
15. Shaposhnikov A. E. Tyuremnye biblioteki: istorija i sovremen-nost& [Prison libraries: history and modernity]. Kniga. Issledo-vaniya imaterialy, 2003, 81, 74-86. (In Russ.).
16. Brosens D., De Donder L, Dury S, Vanwing T., Verte D. Life long learning: the prison library as a bridge to participation. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, 191, 1496-1500. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.434.

Материал поступил в редакцию 10.10.2018 г.

Сведения об авторе: ЗагороднюкНадежда Ивановна - старший научный сотрудник

отдела гуманитарных исследований ТКНС УрО РАН, ORCID: 0000-0002-9071-6998

БИБЛИОТЕКА ЦЕРКОВЬ ШКОЛА ТЮРЕМНЫЙ ЗАМОК КАТОРЖНАЯ ТЮРЬМА ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ xix В. library church school
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты