Спросить
Войти

Рецензия на монографию зайцевой Е. В, запария В. В. , Коробейниковой А. П. , бусыгиной И. С. «Кадровый потенциал современного вуза (анализ состояния и потенциал персонала УГТУ и УрГУ накануне объединения в УрФУ»)

Автор: указан в статье

НОВЫЕ КНИГИ

Р Е Ц Е Н З И Я

на монографию Зайцевой Е.В, Запария В.В., Коробейниковой А.П., Бусыгиной И.С. "Кадровый потенциал современного вуза (анализ состояния и потенциал персонала УГТУ и УрГУ накануне объединения в УрФУ") // Под ред. проф. В.В. Запария. 2-е изд-е, исправленное и дополненное. Екатеринбург: УрФУ, 2014. 465 с.

of the monograph Zaitseva E.V., Zaparia V. V., Korobeinikova A. P., Busygina I. S. "Personnel potential of the modern University (analysis of the status and capacity of staff of the Ural state technical University and Ural state university on the eve of unification in UrFU") // edited by Professor V.V. Zaparia. 2nd edition, revised and enlarged. Ekaterinburg: Ural Federal University, 2014. 465 p.

В стране продолжается затянувшаяся уже на многие годы реформа образования, в частности высшего. Она вызывает неоднозначное отношение общественности. И в этом, наверное, одна из причин ее длительности и зигзаговидного течения. Сегодня в научной литературе актуальны публикации, связанные с высшей школой. Именно поэтому появление монографии группы авторов из Уральского федерального университета является актуальной.

В ходе реформ произошла смена не только основополагающих принципов высшего образования, но и ее структуры, содержания. Интерес вызывает любая работа, связанная с этими преобразованиями. Появление второго издания книги, посвященной преобразованиям в крупнейших вузах Урала, вызывает законный интерес общественности. В ходе реформы создано несколько

федеральных университетов. Один из них создан в результате объединения двух крупнейших вузов России и Урала - УГТУ-УПИ и УрГУ

Подобное объединение было встречено коллективами вузов, прямо скажем, неоднозначно. Надо отдать должное руководству вновь созданного вуза. Оно для реформирования и успешного слияния двух вузов провело фундаментальное социологическое обследование коллективов вузов силами как раз данного авторского коллектива. О нем писал профессор В.В. Запарий в своей статье1. Материалы этого обследования и были опубликованы сначала в пер-вом2, а затем и во втором, рецензируемом издании3.

Отличие перового и второго издания состоит в том, что первое издание посвящено материалам обследования УГТУ1 Зайцева Е.В., Запарий В.В., Коробейникова А.П., Бусыгина И.С. Кадровый потенциал вуза: Монография. / Под ред. проф. В.В. Запария. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 295 с.

2 Зайцева Е.В., Запарий В.В., Коробейникова А.П., Бусыгина И.С. Кадровый потенциал современного вуза (анализ состояния и потенциал персонала УГТУ и УРГУ накануне объединения в УРФУ): Монография / Под ред. проф. В.В. Запария. 2-е издание, исправленное и дополненное. Екатеринбург: УрФУ, 2014. 465 с.
3 Зайцева Е.В., Запарий В.В. Социологические аспекты формирования корпоративной культуры университета (на примере Уральского государственного технического университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) // Общество - культура - человек. Актуальные проблемы социологии культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28 - 29 февраля 2012 г. Екатеринбург: УрФУ С. 255 -264; Зайцева Е.В. Запарий В.В. Формирование направлений интеграции корпоративных стилей объединяющихся университетов на примере УГТУ и УрГУ: первые итоги // Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения: Материалы II Международного научно-практического форума (Екатеринбург, апрель 2013 г.). Часть 1. Екатеринбург: Изд-во Уральского института экономики, управления и права. 2013. С. 18 -24; Зайцева Е.В., Запарий В.В. Актуализация творческого потенциала преподавателя вуза: социологический анализ // Российский научный журнал. №2 (40). 2014. С. 65 - 74.
86

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

НОВЫЕ КНИГИ

УПИ, тогда как второе, приводит материалы исследования как по первому, так и по второму вузу

Второе издание содержит 245 таблиц и 135 рисунков и диаграмм, которые содержатся в тексте и 7 приложениях к тексту монографии. Отметим, что именно публикация материалов исследования, содержащих большое число статистического материала и является главным достоинством данной работы.

В ходе социологического исследования осуществлены опросы большого числа преподавателей и сотрудников обеих вузов. В УГТУ были опрошены более 1000 человек, а в УрГУ - более 5000 человек из всех подразделений вуза. Поэтому данная информация вполне репрезентативна.

Коллективом автором проведен серьезный анализ как настроения и ожиданий преподавателей и сотрудников, так и их понимание процессов перестройки высшей школы России. Анализ позволил сделать выводы, которые и отражены в работе. Кстати, рекомендации авторского коллектива были учтены руководством федерального университета в ходе проведения преобразования двух вузов в один. Нельзя поэтому сказать, что данная работа носит чисто научный характер.

В монографии рассмотрены и аспекты, связанные с формированием корпоративной

культуры нового вуза, потому что одним из основных страхов, который был представлен в преподавательской среде обоих вузов, была боязнь потерять те прекрасные научные и корпоративные традиции, которые сложились в коллективах как УГТУ, так и УрГУ Авторами на основе изучения мнения коллективов вузов предложены соответствующие шаги, направленные на не допущение негативных тенденций.

Читатель найдет данные и о молодых преподавателях, и их «социализации» в вузовских коллективах. Небезынтересно отметить, что не потребность в увеличении мизерной зарплаты является главным приоритетом молодых преподавателей, а перспектива научного и карьерного роста. Большое внимание уделено рассмотрению научно-исследовательского и инновационного потенциала преподавателей обоих вузов.

Не только преподаватели, но и достаточно многочисленный состав сотрудников работает в вузе. В данной работе и им уделено существенное внимание. Причем приводится не только их оценка ситуации, но, что важно, удовлетворенность существующим положением в организации.

Чтение данной монографии даст пищу для размышлений о судьбе высшей школы на современном этапе развития наших государственных реформ.

Доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ

Б.В. Личман

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА №1 2015

87
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты