Спросить
Войти

«Здравствуй, светлый Иднакар. »

Автор: указан в статье

УДК 378:902

Наталья Николаевна Закирова Глазовский Государственный педагогический институт natnik50@rambler. ru

«ЗДРАВСТВУЙ, СВЕТЛЫЙ ИДНАКАР.. У

Статья пропагандирует опыт патриотического воспитания студентов через вовлечение их в краеведческую деятельность и участие в археологической экспедиции, целью которой является изучение городища Иднакар.

Natalia Zakirova Glazov State Pedagogical Institute natnik50@rambler. ru

“Hail, Inspiring Idnakar ...”

The article promotes an experience of patriotic education of students through drawing them into the local history study and participation in archaeological expedition to the ancient settlement Idnakar.

«Иднакар» наряду с цветком италмаса стал одним из признанных символов Удмуртии. Одноимённые глазовские газета, музей, Интернет-источник и настоящее ижевское научное издание, наименование конкурсов и конференций, марки товаров республиканского производства (торт, бальзам и др.) позиционируют этот топоним в качестве бренда нашего родникового края.

Городище северных удмуртов IX-XIII веков , действительно, - самый крупный археологический памятник российского значения в бассейне реки

1 Статья публикуется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 11-14-18006 а/У
2 В научной среде принята менее категоричная точка зрения: принято считать, что городище, впоследствии названное Иднакаром было построено населением, которое могло иметь отношение к этногенезу удмуртского народа. См. об этом подробнее статью «Солдырское городище» в Википедии и доступную в сети Интернет книгу: Коробейников А.В. «Новый Иднакар: очерк историко-культурной реконструкции го-

Чепца. Городище Идна был военно-оборонительным, торгово-ремесленным и общественно-административным центром северных удмуртов. Неслучайно в энциклопедии «Удмуртская Республика» употреблена не свойственная для изданий подобного жанра превосходная степень прилагательного: «Культурный слой мощностью 100-150 см содержит разнообразные сооружения и богатейшие материалы, раскрывающие материальную и духовную культуру средневековых удмуртов».[1] 3

Эмблема музея

В археологии есть понятие «культурный слой». В условиях девальвации многих духовных ценностей возделывание «культурное слоя» в молодёжной среде - непростая работа. Мне, как и другим моим коллегам ГГПИ, очень помогает в деле приобщения к духовным ценностям студенчества наш историко-культурный музей-заповедник «Иднакар», с которым пединститут успешно сотрудничает. Здесь со студентами всех факультетов мы частые гости. [2]

Посещение музейных залов, обучение на практике приёмам экскурсионной деятельности, методике проведения мероприятий по родиноведению с детьми разного возраста, пешие и заочные экскурсии по памятным местам

родища», а также статью С.Н.Белых в данном номере журнала. (прим. издателя)

3 Действительно, вещи, найденные на Иднакаре, составляют десятки тысяч единиц музейного хранения. Правда, абсолютное большинство этих единиц хранения составляют маловыразительные фрагменты (осколки) керамики. (прим. издателя)

Г лазова и на гору Солдырь - без этого вхождения в историю культуры края через мир, материальный и осязаемый, я обойтись просто не имею права. А интерес студентов ГГПИ к истокам удмуртской культуры, к мифологии, природе, истории, удивительному миру археологии, утоляемый в процессе получения знаний музейными средствами, помогает не только адаптации и социализации, будущих педагогов, выработке их уважительного отношения к своей малой родине, но способствует и развитию научно-исследовательских, и творческих потенций молодёжи.

Так, доклады, курсовые и дипломные сочинения студентов-филологов, побывавших в «Иднакаре», естественно обретают региональную окраску при анализе проблем литературно-краеведческой, фольклорной и культурологической направленности. Говорим ли мы на семинарах и спецкурсах, в историко-литературных курсах о топониме Глазов и его улицах, о пребывании в городе Жуковского, Салтыкова-Щедрина или Короленко, о семьях Чайковских, Катаевых, Шулятиковых и Книппер или о наших современных художниках и поэтах, мы невольно мысленно возвращаемся к Иднакару. Именно так - «Возвращение на Иднакар» назвал свой сборник глазовский поэт А. Мартьянов. Его «Песня о солнечном Иднакаре» - дань благодарной памяти земле предков и гимн жизни и любви:

Ясным утром на заре Встанет солнце на горе,

И окрасит алый жар Древний город Иднакар.

Птичьи трели в вышине,

Лучик солнца на сосне.

И душа, как соловей,

Из груди летит моей.

Здравствуй, светлый городок На краю семи дорог,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуй, родина моя.

Здравствуй, свет-река Чепца,

Здравствуй, светлая краса.

Здравствуй, солнечный восток,

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, светлый Иднакар,

Здравствуй, бог небес Инмар.

Здравствуй, светлый город мой На краю любви земной.. .[3]

Ровно сутки - 7 февраля 2008 г. в Глазове гостили кировчане -культуролог, поэт В.К. Семибратов с супругой. «Прямо с поезда мы угодили на экскурсию в музей «Иднакар». И сразу попали в круговерть веков, в полон мыслей, идей, теорий и гипотез. В 1837 году для цесаревича Александра II и его свиты в Вятке проводил экскурсию по выставке поразивший В.А. Жуковского своей эрудицией А.И. Герцен. Конечно, наше трио экскурсантов не идёт в сравнение с высокими персонами, но вот те компетентность, дар рассказчика и талант общения со слушателями, глубина знаний, основанных и на личной причастности к добыванию во время раскопок экспонатов, трепетное отношение к ним и преданность делу, кои проявились в экспромте-экскурсии, проведённой А.Н.Кирилловым, без преувеличения можно соотнести с мастерством ссыльного классика.

Иднакар открылся нам своими удивительными сторонами - легендами и диковинками материальной культуры, которыми делится несгораемая наша земля с археологами, не только для гостей, но и для меня, глазовчанки с 38-летним стажем!..» - такую запись оставили мы об экскурсии в музейной книге отзывов, перекочевавшую в кировскую газету. [4]

А вот как откликнулся на юбилей музея Владимир Семибратов в июле 2009

Нам с супругой в тот день подфартило -Мы попали в музей «Иднакар».

И по залам нас вёл сам Кириллов -Иднакарского неба Икар.

Разбирая с ним времени карты,

Мы с женой ощутили вполне:

Наяву попадёшь в Иднакар ты -Непременно вернёшься во сне.

Потечёт тогда быстрое время От событий сегодняшних вспять...

У музея - хорошее бремя:

«Иднакару» теперь - 35.

Так цвети, поднимай раритеты Из родимой удмуртской земли Коллектив Иднакарской планеты,

По которой и нас провели!

Это стихотворение теперь в краеведческом арсенале других откровений об Иднакаре, в числе которых и поэтическая книга ижевского литератора В.М. Ванюшева «Как будто книга Бытия (На Иднакаре)». [5]

В октябре 2009 года случилось мне оказаться на процедуре присуждения Государственных премий УР в области литературы, искусства и образования в Доме Правительства. В.М. Ванюшев выдвигал от Союза писателей Удмуртии работу о Флоре Васильеве - нет, не свою, а своего коллеги А.А. Ермолаева. Ожидание представления работ в зале заседаний затянулось. Но вот здесь-то мне и удалось пообщаться с Василием Михайловичем, которого я знала по публикациям и участию в научных конференциях.

Он показывал положенные в основу этого труда уникальные рукописные материалы поэта, рассказывал о деятельности московского профессора Н.В. Витрука, о какой-то очень преклонных лет жительнице одного из районов, многие десятилетия ежегодно писавшей и печатавшей к юбилеям и праздникам стихотворения. «Эта «лирическая публицистика» или «публицистическая лирика» теперь приобретает особую ценность, она сохраняет для нас не только реалии, информацию, но доносит аромат и ритм прошедших эпох», - отметил тогда профессор, убеждая меня в том, что и мои рифмованные опыты «по случаю», содержащие точные данные, конкретные факты, даты, топонимы и фамилии - не праздные версификаторские упражнения. Так слово за слово мы добрались до егосочинения об Иднакаре..

Как справедливо замечено в Предисловии к книге, обращение автора к эпической поэме не было случайным: «Своеобразной школой послужил осуществлённый им в 2000 г. перевод с русского языка на удмуртский произведения М.Г. Худякова «Из народного эпоса вотяков. Песни, сказания...» и публикация его под названием «Дорвыжы». Вероятно, именно он стал творческим толчком для создания поэмы. Но основным фактором, естественно, стала многолетняя работа Василия Михайловича в научном институте бок о бок с археологом М.Г. Ивановой, чьи открытия воодушевили поэта и возбудили интерес к древней истории своего народа». [6]

Автор на раскопках городища Иднакар.

Из личного общения с автором стало ясно, что писалось это произведение, оказывается, не в кабинетной академической обстановке, не только по следам исследований историков и археологов, хотя знание научных источников в поэме на лицо. Автор счёл необходимым припасть к самому «первоисточнику» - к земле древнего Иднакара, куда неоднократно приезжал лично не только гос-тем-экскурсантом, но непосредственным участником археологических раскопок. Об этих поездках, впечатлениях о них сначала в разрозненных поэтических откликах и дневниковых записях, впоследствии слившихся в одну книгу, об истории переводов поэмы на русский, английский и французский языки рассказал тогда Василий Михайлович.

Поэма «Как будто книга Бытия (На Иднакаре)» представляет собой оригинальную современную модификацию традиционного лиро-эпического жанра, отражающего историю удмуртского народа. Поэма представляет собой некую инстоляцию: в ней совмещены поэтический слог и проза, лирика и публицистика, сакральное и профанное, материальное и духовное, прошлое и современное, легенды и документы.

Гармоничность этого эклектизма под стать фольклорному синкретизму.

Вот, например, как соотнесены в её контексте два фрагмента об одной из археологических находок. «Однажды участники экспедиции вернулись в Ижевск с целей связкой украшений. Все они лежали в одном захоронении. Погребённая там женщина была увешана с головы до ног серебряными и медными чингы-ли-колокольчиками. Колокольчики-чузырет украшали её виски, колокольчики-бусы висели на шее, покрупнее - на груди, на поясном ремне, на коленях и даже на запястьях. Легко представить, как переливалось искрами, какой мелодичный звон издавало всё это богатство при каждом шаге обладательницы музыки и блеска!..»

Особый эмоциональный накал этой информации придаёт поэтическое представление-высказывание автора:

Их достают теперь из-под земли,

Из пепелищ, слежавшихся веками,

Отлитые из солнца чингыли,

Звенящие весенними ручьями,

Горящие осеннею листвой На пламени осеннего заката,

Овеянные древнею молвой,

Носимые невестами когда-то.

Но чингыли не сгинули в огне,

Не потускнели в копоти и дыме И делятся мечтами по весне С собратьями своими полевыми.

(Пер. В. Бояринова)

17 июля 2009 г. в историко-культурном заповеднике Удмуртской Республики «Иднакар» прошла региональная научная конференция «Популяризация научных знаний музейными средствами». Она была посвящена 35-летию археологических исследований на городище Иднакар.

На конференции мне довелось познакомиться с заместителем директора Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда Мариной Борисовной Рупасовой. Её обстоятельный доклад «Меняющийся музей в меняющемся мире: опыт конкурса», основанный на богатом материале международной музейной теории и практики, яркие примеры успешной проектной деятельности коллег подмосковного Егорьевска, Михайловского и Коломны, вызвал особый интерес всех собравшихся. Докладчица, в частности, сообщила о своей причастности к финской Программе, о том, что сотрудничество руково-

димого ей музея с Обществом М.А. Кастрена уже налажено и о том, что она была участницей семинара музейщиков финно-угорского мира в Хельсинки. Очередная встреча финских коллег с деятелями музейного дела России в рамках проекта «Финно-угорские народы и культурное наследие. Мультиязычность и мультикультурность в музеях» была посвящена открытию передвижной выставки «Финно-угорский триптих». Все эти новые материалы активно используются в воспитательном и учебном процессе.

Вступая в диалог с нашими очарованными Иднакаром лириками, дополню их триптих поздравительными строчками от себя.

Археологи, все вы Колумбы!

Но открыть ничего б не смогли,

Если б только не щедрые глуби Несгораемой нашей земли...

Пядь за пядью, ступень за ступенью Наш Кириллов на Солдырь-горе С ранней птахой встаёт, с её трелью Об Инмаре поёт, о себе...

И когда с горы смотришь на Г лазов,

У витрины музея стоишь,

Общим взором окинувши разом,

Над сакрально-профанным паришь...

Нам удмуртской истории мифы Оживил этот славный музей.

Пусть житейские вечные рифы «Иднакар» обойдёт в юбилей! [7]

В современном документально-игровом фильме «Знакомьтесь - Глазов!», снятому по сценарию Б.В. Рейфмана, на Солдырь-горе фантастически материализуются образы эпических батыров. Обозрев панораму Глазова, они в старинных национальных костюмах направляются в современный город и дивятся нашей жизни. А потом эти духи возвращаются восвояси - на гору Солдырь, туда, откуда «пошёл есть» Глазов и удмуртский этнос, - на Иднакар - наше пока до конца не открытое по достоинству не оценённое сокровище! «Здравствуй, светлый Иднакар!..»

Библиография

1.Удмуртская Республика: энциклопедия. - Ижевск, 2000. - С.343-344.
2.См.: Закирова Н. Популяризация научных знаний музейными средствами (к

юбилею музея «Иднакар»)// Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность: Материалы Междунар.

научно-практич. конференции. - Глазов, 2010. - С.122-125.

3. Мартьянов А. «Песня о солнечном Иднакаре»// Закирова Н.Н. Наше культурное достояние: Учебно-методическое пособие. - Глазов,2007. - С.243.
4. Гущина Н.Экскурсия по родному городу // Вяткая речь. - Киров, 2009. - Февр. - С.18.)
5. Ванюшев В.М.Удмурт Выжи Книга (Иднакарын). - «Как будто книга Бытия (На Иднакаре)»: Поэма на удм. яз; перев. На рус. яз. А.Д. Демьянова. - Ижевск, 2006. - 71 с.
6. Тамаркина Э.А., Шушакова Г.Н. Предисловие // Ванюшев В.М.Удмурт Выжи Книга (Иднакарын). - «Как будто книга Бытия (На Иднакаре)». - Ижевск, 2006. -С.4-17.
7. Закирова Н. Юбилей Иднакара: Из хроники современной культурной жизни Глазова// Мой город Глазов (Выходной). - 2009. -№ 30- 30 июля. - С.25.

В сети интернет в свободном доступе можно скачать наши книги по региональной археологии и методикам исследования:

Коробейников А.В. Имитационное моделирование по данным археологии. -Ижевск: Изд-во НОУ КИГИТ, 2006.-116 с. ISBN 5-902352-12-6 Режим доступа: http://alexei.idnakar.ru/pdf/ima.pdf http://www.archeologia.ru/Librarv/Book/a305944463f7

Коробейников А.В., Мингалёв В.В. Опыты динамического зондирования в археологии. Ижевск: НИЦ “Регулярная и хаотическая динамика", 2006- 60с. КВК 5-93972-557-0 Режим доступа: http://alexei.idnakar.ru/pdf/odz.pdf

В книжных киосках Национального музея продаются полнотекстовые библиотеки:

Коробейников А. В., Волкова Л.А. Историк удмуртской земли Н.Г.Первухин. Информационная структура [Электронный ресурс] - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM 420 МЬ) - Загл. с экрана + Рекламно-техническое описание и содержание информационной структуры. - 16 с. КВК 978-5-7029-0374-3

Коробейников А.В., Оконникова Т.И. А.В.Шмидт- один из основателей Прикамской археологии. Информационная структура [Электронный ресурс] - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM 420 МЬ) - Загл. с экрана + Рекламно-техническое описание и содержание информационной структуры. - 16 с. КВК 978-5-7029-0380-4

h i& JlVj&J 1Г СЇЖ, А 1 Jalmi .LA.

ЧС. 1 ü &А-і ї&Д/лУГ 1 ІКНИ UbVL&IH Н.Г.ПЕРВУХИН

,-L ґ_, Ul

f<.".VC4i Ы.& Ъ ь :i: Trr<■&£&. r.vїї1 ii: >A « Ь .VC LF1V- Lл-.1."-! LlHS. .1.1 r..

" ’■

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты