Спросить
Войти

Досуг молодежи в 20-е гг. Хх века (на материалах Самарской и Пензенской губерний)

Автор: указан в статье

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 947

досуг МОЛОДЕЖИ в 20-Е ГГ. XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ САМАРСКОЙ И ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИЙ)

© Ю. н. КОРОТИН

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,

кафедра истории и права e-mail: aizek0081@rambler.ru

Коротин Ю. Н. - Досуг молодежи в 20-е гг. XX века (на материалах Самарской и Пензенской губерний) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 740-743. - В статье, на основе архивных данных, впервые вводимых в научный оборот, показан процесс возникновения новых форм быта и досуга в молодежной среде. Исследуются сложности и противоречия, возникшие при проведении молодежной политики, на местном уровне. Ключевые слова: досуг, молодежь, новый быт.

Korotin Y. N. - Leisure of young people in 20th years of XX century according documents of Samara and Penza regions // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 740-743. - In this article, according in archive papers, at first time putting in science language, have shown the process of creating of new forms of the way of life and leisure. Discovering difficulties and misunderstood, appeared during of making this politic in local region.

С окончанием гражданской войны в Поволжье начинает разворачиваться мирная деятельность по восстановлению разрушенного хозяйства. Это также относится и культурной жизни.

В начале 20-х гг. ХХ века культурное строительство на местном уровне не достигло тех темпов развития, которых ожидали в Москве. Во многих случаях дело организации культурной жизни населения было пущено на самотек. Отчасти это объяснялось разрухой и голодом, ликвидацией которых партийные и государственные органы были заняты в тот момент. Но уже с середины 20-х гг. государственные деятели начали уделять больше внимания этим вопросам. В своих речах на существующие проблемы указывали В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский. Нарком просвещения в своей статье о быте молодежи дал оценку некоторым явлениям, распространенным в юношеской среде. Он указал на хулиганство, наиболее распространенное среди молодежи от 16 до 25 лет; дал негативную оценку алкоголизму и половой распущенности. В дальнейшем были высказаны предложения по отвлечению молодежи от общественно опасных действий [5, с. 12].

Следует отметить, что в 1920-е гг. работе с молодежью придавалось большое значение. Особенно это касалось ликвидации неграмотности, повышению культурно-технического уровня. Но делу организации досуга и быта было уделено меньше внимания. Вся ответственность ложилась в основном на комсомол,

который сам находился в стадии становления. Комсомольцы и партийные работники сталкивались не только с материальными трудностями, но и зачастую с нежеланием молодежи тратить время на самообразование. Приходилось искать такие формы работы, которые могли бы привлечь молодых людей.

В исследуемое время страна представляла собой аграрную державу с незначительным процентом городского населения. Однако именно в городе начали возникать новые формы быта и, прежде всего, в комсомольской среде. Члены РКСМ были главными вдохновителями введения новых форм досуга.

Новая власть ставила перед собой грандиозную цель - полностью изменить облик повседневной жизни. Вводились обряды, целью которых была замена религиозных. Так, вместо венчания пропагандируется регистрация в органах ЗАГСа, октябрины должны были вытеснить крестины. Почти всегда праздник носил политизированный характер, на нем присутствовали члены партии, комсомола и профсоюзов. О каждом случае (ввиду их немногочисленности) печатали в газетах: «...1-го января в Губкоме состоялись устроенные по инициативе ячейки РКСМ кондитерской фабрики Губсоюза, общественные Октябрины. Присутствовали около 450 человек, преимущественно беспартийных работников. Новорожденная дочь члена РКП(б) тов. Конюхова. была единогласно названа Кларой в честь. Клары Цеткин. От фабричкома новорожденной было преподнесено 6 аршин мануфактуры

и 2 куска мыла, 4-ый отряд «ЮП» принял новорожденную в свой отряд. преподнес ей удостоверение о принятии в отряд и красный галстук-символ «ЮП». Октябрины закончились пением «интернационала» [1, с. 3]. Инициатором праздника являлись партийные работники, которые проводили торжество по привычному для себя сценарию: политические речи, призывы, пение революционных песен. Имя ребенку давали в честь революционного деятеля либо события, часто неблагозвучные имена заменялись на модные революционные: Искра, Владлен, Ким и т. д. [11, с. 103] Таким образом, сугубо семейный праздник превращался в подобие митинга, на котором партия еще раз подчеркивала свою роль в быту современных граждан.

Подобного рода праздники в первой половине 20-х гг. ХХ века были все же больше исключением из правил. Молодые люди материально зависели от своих родителей, которым не по душе были методы борьбы комсомола за построение новой жизни. Особенно сильна роль традиций и зависимости от родителей была у татар, мордвы, башкир. Этот факт отмечали на заседании Самарского Бюро Губкома: «.Имеется сильное влияние на татаро-башкирских крестьян и отчасти на молодежь муллы (большая посещаемость мечетей). Наличие активности и культурных запросов у крестьян и татаро-башкирской молодежи, но большая зависимость молодежи от родителей, особенно девушек». [6, д. 10, л. 77]

Неудивительно, что при таком положении дел первая татарская коммунистическая свадьба привлекла к себе большое внимание: «.Не один Саваоф изгоняется. За ним следует Магомет. Татары тоже плохо верят в богов.

Недавно женился тов. Гайнулин, который вместо муллы пошел в клуб, чтобы устроить коммунистическую свадьбу. Дал торжественное обещание, что будет жить по-коммунистически». [2, с. 4] Однако в той же газете публиковалось немало примеров, когда комсомольцы покидали РКСМ вследствие того, что родители невесты наотрез отказывались отдавать дочь замуж без венчания, по новым канонам.

Не было единого мнения в молодежной среде относительно института брака. Коммунисты рассматривали семью как пережиток буржуазного общества, где сильна эксплуатация женщины. Правила приличия, принятые до революции в респектабельном обществе, осмеивались как «мещанство» и «обывательщина». для женщины считалось позорным быть просто домохозяйкой. Тем не менее, социальный радикализм 1920-х гг. преувеличивают. Ленин и другие партийные лидеры в вопросах семьи и пола были гораздо консервативнее, чем молодое поколение. [4, с. 37] А. В. Луначарский также указывал на недопустимость разрушения института брака в тех условиях, так как государство не готово было обеспечивать детей. [5, с. 5-7]

В организации повседневного досуга молодежи также прослеживается несколько тенденций. Активно создаются различные общества: «друзья беспризорного ребенка», «друзья воздушного флота», «МОПР», «долой неграмотность» и др. Каждому комсомольцу

предписывалось состоять хотя бы в одном из обществ, активно участвовать в общественной жизни и привлекать беспартийную молодежь. [7]

Главным центром культуры в 20-е гг. являлся клуб. Ввиду острой нехватки бюджетных средств на строительство и ремонт существующих клубов, заботу о поддержании культурных очагов часто брали на себя предприятия в рамках шефской помощи. [10, с. 110-111] Рабочие не только выделяли средства из профсоюзных фондов, но и своими силами ремонтировали и облагораживали помещения. Однако денег явно не хватало, и Губернский Комитет РКСМ в начале 1923 года констатировал крайнюю бедность городских и деревенских клубов. [8, л. 25] Несмотря на трудности, в клубах активно действовали различные кружки (драматический, литературный и особо популярный - естественнонаучный), читки, беседы и лекции проводились «.в большинстве случаев оживленно, при заполненных аудиториях». [8, л. 28] Это свидетельствовало о постепенном проникновении новых форм досуга в молодежную среду.

Особой популярностью среди городской молодежи пользовались вечера рабочей молодежи, приуроченные к какому-либо празднику или событию, которые заканчивались танцами. Причина успеха заключалась в том, что они являлись той отдушиной, которой молодежи не хватало в повседневной жизни. Однако на этих вечерах нередки были случаи пьянства, да и всенощные бдения порождали другие негативные явления: «.У нас в райкомах привился обычай: каждый почти праздник устраивать так называемые «вечера рабочей молодежи», которые обычно кончаются в 2-3 часа ночи. подросток-рабочий, пробыв на вечере до 3-х часов ночи, ложится спать около 4-х, а на работу нужно явиться к 8». [1, с. 3]

Среди деревенской молодежи широко были распространены посиделки, на которых молодежь проводила все свободное время. Большая часть не желала идти в клуб и слушать лекции, предпочитая традиционные виды досуга, оставшиеся неизменными с царских времен. То же самое касалось татарской, башкирской и мордовской молодежи. По итогам обследования трех уездов была выявлена следующая картина: «.Большинство беспартийной молодежи нацмен свободное время проводит на вечеринках, уллахах (так назывались местные посиделки - прим. Ю. К.) или же с гармошкой на улице. во-вторых, это время проводится в большинстве случаев самым бесшабашным образом: карточная игра, пьянка. анекдоты, рассказы». [6, д. 13, л. 370.] Весьма примечательно, что в том же документе говорится о том, что еще не изжит калым - выдача (нередко насильственная) девушек замуж за вознаграждение. [6, д. 13, л. 371]

Отвлечению молодых людей от церкви было уделено самое серьезное внимание на всех уровнях власти. Наиболее известными мероприятиями были «комсомольское рождество» и «комсомольская пасха», рассчитанные именно на эмоциональность молодежи. Первые подобные мероприятия носили плохо организованный и поверхностный характер, и

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

сводились к провокациям и оскорблениям священнослужителей и всевозможным издевательствам над чувствами верующих. Организовывались шествия и карнавалы с переодеваниями в «богов», сжигание чучел пророков. Проводились беседы и лекции антирелигиозной направленности. Вот как описала проведение коммунистического рождества в 1923 году газета «Голос молодежи»: «Первым выступает с докладом «Миф о Рождестве» т. Котов, который подробно останавливается на этом вопросе. После доклада ставятся пьесы «Три Иисуса» и «Рождество попа Сергия». После официальной части вечера устраиваются всевозможные массовые игры, а потом танцы, и так затягивается до 5 утра».

коммунистическая пасха проходила примерно по тому же сценарию, хотя и была лучше организована. Заранее до намеченного числа были проведены беседы-диспуты: «Был ли Христос», «Происхождение христианства», которые посетили около 300 человек. Сама пасха, как отмечается в отчете Самарского губко-ма РКСМ, вызвала большой интерес: «.Празднование началось с 6.04. В ночь под благовещение устраивались вечера в районных клубах. Программа вечеров в разных клубах - разная, но везде были доклады: «Происхождение христианства» - декламация и постановка (мини-спектакль - прим. Ю. К.) «Корона и антихрист».

На всех докладах, беседах, диспутах и вечерах Союза, кроме, членов РКСМ и РКП, присутствовало очень большое количество взрослых и молодежи, беспартийных.». Были сделаны следующие выводы:

1. «Проведение компасхи взбудоражило массы, вызвало широкий интерес среди широких масс к религиозным вопросам и особенно среди молодежи.
2. Антирелигиозная пропаганда носила глубокий пропагандистский характер и сделала определенно более сильный, чем комсомольское рождество, сдвиг.
3. Общее настроение в течение всей кампании склонялось определенно в нашу пользу». [7]

Естественно, что это вызывало негодование со стороны верующих. Священники старались не вступать в конфликт с комсомольцами, избегали диспутов на религиозные темы, небезосновательно опасаясь новых репрессий со стороны властей. Комсомольцы же воспринимали это как подтверждение правоты своих позиций.

на деле же получался обратный эффект. Вместо того, чтобы избавлять молодежь от «религиозного дурмана» и привлекать в комсомол, создавалось впечатление о поголовном хулиганстве среди комсомольцев, и их репутация резко падала в глазах населения.

В апреле 1923 г. XII съезд РКП(б) признал: «Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательства над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков». В преддверии пасхи 1923 г. ЦК РКП(б) была принята инструкция «Об антирелигиозной кампании во время пасхи», где предписывалось «перенести центр тяжести на научное

объяснение происхождения религиозных праздников». [9, с. 87]

Инструкция отчасти возымела свое действие, что отразилось в изменении тона сообщений в газетах: «.антирелигиозная кампания прошла под лозунгом научного освещения антирелигиозных вопросов. Перед рождеством почти везде были беседы по ячейкам на научные темы.

В стенгазетах не было бесцельного издевательства и насмешек над религиозными воззрениями. Чувства верующих не оскорблялись выпадами по адресу церквей, богов, попов без всякой цели». Правда, в этой же статье оговаривалось, что указания, данные верхушкой РЛКСМ, были выполнены «в пределах возможности». [3, с. 4]

На протяжении 20-х гг. акцент в борьбе с религией все больше смещался в сторону научного объяснения, однако силовые и грубые методы не были отброшены раз и навсегда. После полного подчинения церкви государству такие кампании, как «коммунистическая пасха», теряли свою актуальность, и комсомол выдвигал перед молодежью более насущные задачи: повышение уровня образования, участие в индустриализации и т. п. делалась ставка на планомерное и постепенное вытеснение религиозных праздников советскими. На смену Пасхе должен был прийти Перво-май, Рождество заменял Новый год.

В 1920-е гг. тенденции в области быта и досуга характеризовались неоднозначностью и противоречивостью. Октябрьская революция вдохновила тысячи людей по всей стране на строительство новой жизни. С небывалым энтузиазмом они приняли новые идеи,

и, активно пропагандируя их, смогли привлечь к себе определенное число сторонников. В основном откликнулась молодежь, особенно городская, которая увидела в революции возможность изменить свое положение, заявить о своих правах, стать независимой силой. Символом всего нового стал комсомол. Складывалось мнение, что комсомолец - это не только проводник идей партии в молодежную среду, это также и человек, который освободился от религиозных предрассудков, старых форм морали и быта, тот, кто сознательно начал новую жизнь, решительно порвав со старым «мещанством». Подобный радикализм в идеях особенно был заметен в начале 20-х гг., и поэтому становится объяснимым значительное число молодых людей, уходивших из ВЛКСМ из-за желания построить традиционную семью. Немногие могли выдержать противодействие со стороны старшего поколения, отчасти из-за материальной зависимости от родителей. Особенно это было заметно среди некоренного населения и молодых девушек.

Таким образом, мы наблюдаем противостояние двух культур - старой, традиционной, и новой, внедряемой при активной поддержке власти. Это противостояние не завершилось в 20-е годы, оно продолжалось, с известными оговорками, на протяжении нескольких десятков лет, пока не произошла смена поколений. Одни формы досуга так и не прижились и были отброшены как нежизнеспособные (октябрины,

комсомольская пасха), другие были видоизменены и оставались лишь частично (посиделки, танцевальные вечера), третьи навсегда вошли в жизнь нашего общества (регистрация брака в ЗАГСе).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голос молодежи. 1924. 15 января.
2. Голос молодежи. 1924.15 апреля.
3. Голос молодежи. 1925. 10 января.
4. Ленин В. И. О молодежи. М., 1933. С. 234.
5. Луначарский А. В. О быте. Л., 1927. С. 84.
6. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 1. Оп. 7.
7. СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 53. Д. 348. Л. 31.
8. СОГАСПИ. Ф. 53. Оп. 1. Д. 281.
9. Слезин А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. // Вопросы истории. 2010. № 12. С. 82-91.
10. Федосеева Л. Ю. Рабочие Поволжья и культурное строительство в регионе во второй половине 20-х - середине 30-х годов. Пенза, 2000. 172 с.
11. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история советской России в 30-е гг. М., 2008. 336 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты