Спросить
Войти

Продовольственное обеспечение крестьян Кузбасса в начале ХХ века по материалам научного архива музея-заповедника «Томская писаница»

Автор: указан в статье

УДК 069

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРЕСТЬЯН КУЗБАССА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНОГО АРХИВА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»

Реховская Татьяна Александровна,

к.и.н, доцент кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: rehowskaia@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы продовольственного обеспечения крестьян Кузбасса. Эта тема является весьма актуальной, так как помогает оценить уровень жизни крестьян Кузбасса. В статье устанавливаются различия в уровнях доходов различных категорий крестьян региона, прослеживается взаимосвязь между уровнем доходов и уровнем потребления. На основании анализа исторических источников делается вывод, что в лучшем экономическом положении находились крестьяне-старожилы, так как они проживали длительное время в Сибири и имели стабильное хозяйство, приносившее им значительный доход.

Крестьяне переселенцы делились на две группы: те, кто приехал в Сибирь по разрешению царского правительства, и те, кто перебирался в Сибирь добровольно. В лучшем положении оказывались крестьяне первой группы, так как они получали гарантированный участок земли. Крестьяне, приезжавшие в Сибирь самостоятельно (их называли самоходы) могли испытывать трудности при вселении в деревни и сёла. В источниках описываются разные ситуации взаимодействия крестьян переселенцев и крестьян старожилов.

Крестьяне переселенцы первые годы тратили все имеющиеся у них свободные деньги на развитие собственного хозяйства, но не на продовольственное потребление. Многие из них старались поселиться рядом со старожилами, чтобы устраиваться к ним на работу. В статье делается вывод, что уровень потребления зависел от времени проживания крестьян в Сибири.

FOOD SUPPLYTHE PEASANTS OF KUZBAS IN THE BEGINNING OF XX CENTURU ON MATERIALS OF THE SCIENTIFIC ARCHIVE OF THE MUSEUM-RESERVE «TOMSKAYA PISANITSA»

Rekohovskaya Tatiana Aleksandrovna,

Candidate of Historical Sciences, Docent of Department of Museology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: rehowskaia@yandex.ru

The article discusses the food security of the peasants of Kuzbass. This theme is very relevant because it helps to assess the level of life of the peasants of Kuzbass. In the article, there are differences in the income levels of different categories of farmers in the region, the observed relationship between the level of income and level of consumption. Based on the analysis of historical sources, concludes that in a better economic position were peasants-old-timers, as they lived long time in Siberia and had a stable economy that brought them considerable income.The peasant settlers were divided into two groups: those who came to Siberia with the permission of the tsarist government, and those who moved to Siberia voluntarily. In the best situation the farmers of the first group, as they received a guaranteed plot of land. The villagers, who traveled to Siberia on their own (they were called the walkers) could experience difficulties in settling in the villages. The sources describe different situations of interaction between farmers and displaced peasants old-timers.

Peasants immigrants the first years spent all of their free money on development of own economy, but not on food consumption. Many of them tried to settle next to the old-timers to get them to work. The article concludes that the level of consumptio.

20

Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». № 2. 2015 г.

В России — стране с огромным аграрным потенциалом — часто возникали продовольственные трудности, с определённой периодичностью наступали голодные годы. Продовольственные затруднения испытывали не только горожане, но и крестьяне. Часто это было связано с погодными условиями, но также являлось закономерным последствием социально-экономической ситуации, сложившейся в России в конце XIX — начале ХХ века. Большое количество крестьян проживало в условиях малоземелья, что ограничивало их продовольственное потребление.

Сибирь с её огромными запасами свободной земли манила крестьян, которые активно стали её заселять в конце XIX — начале XX веков. Эти представления о богатстве сибирских жителей прослеживаются в воспоминаниях переселенцев. Так, информатор Баянова М. Е., 1888 года рождения, приехавшая вместе с родителями из Киевской губернии, вспоминала, что в начале века в деревне Подъяково было много ссыльных, которые жили очень богато. Имели табуны лошадей, стада коров, пасеки [1, л.48]. Безусловно, наличие свободной пахотной земли давало большие потенциальные возможности переселившимся крестьянам.

Крестьяне в Кузбассе в начале XX века, как и в Сибири в целом, делились на две группы: старожилы и переселенцы. К старожилам относились те, кто жил в Сибирь продолжительное время, а переселенцами считали тех, кто приезжал в регион, начиная с конца XIX века. В среднем 11—15 лет уходило у переселенцев на то, чтобы наладить хозяйство в Сибири, только по прошествии этого времени считалось, что эти люди в Сибири прижились. Переселенцы в свою очередь делились ещё на две группы: те, кто получил разрешение на переезд в Сибирь от царского правительства и те, кто приехал сюда самостоятельно на свой страх и риск, таких людей называли «самоходами».

Уровень жизни этих категорий людей был различным и, следовательно, они имели разное продовольственное положение. Самыми обеспеченными были старожилы, которые прожив длительный период времени в Сибири, имели устойчивое хозяйство, приносившее стабильный доход. Крестьяне- переселенцы часто приезжали в Сибирь, не имея достаточных средств. Одним из возможных способом утвердиться здесь было устройство на работу к зажиточным крестьянам. Полученные деньги они тратили на развитие производства, ограничивая при этом собственное потребление, в том числе и продовольственное.

Те из переселенцев, кто приезжал в Сибирь с деньгами, также тратили их на обзаведение и развитие хозяйства, следовательно, и у них не оставалось денег на собственное потребление. Исходя из этого можно сделать вывод, что крестьяне старожилы отличались высоким уровнем продовольственного обеспечения, а многие переселенцы, наоборот, испытывали продовольственные трудности.

Их хозяйство в первые годы не приносило необходимого дохода, чтобы повысить доходность хозяйства, крестьяне занимались расширением производства, вкладывая в него деньги, полученные от продажи сельскохозяйственных товаров, которые могли бы пойти на собственное потребление. Переселенцы, как правило, получали неудобные земли. По сведениям информаторов, крестьяне — переселенцы Притомья получали необработанные земли и вынуждены были раскорчёвывать свои угодья, многие из них получали пашни в нескольких местах на большом расстоянии друг от друга [3, л.6]. Это ещё в большей степени затрудняло жизнь крестьян и их продовольственное потребление.

В ещё более тяжёлом положении находились крестьяне, которые приехали в регион самостоятельно, т. к. они не имели гарантий на получение земельного надела, который мог бы их обеспечить. Следовательно, уровень их продовольственного обеспечения был ещё ниже. Этой группе крестьян предстояло наладить отношения со старожилами, чтобы получить от них землю. Отношения складывались по-разному, в зависимости от того, какой запас земли имелся в деревнях. Если земли в деревне было мало, то был возможен конфликт при её разделе, старожилы отказывались её делить даже с крестьянами, получившими законное право на водворение в регионе.

Такой конфликт произошёл в деревне Воскре-сенке, когда сюда приехали выходцы с Украины, имевшие законное право на переселение. Для их наделов была отрезана земля от крестьянских угодий деревни Мохово, жители которой совершили вооружённое нападение на украинцев. Только вмешательство полиции остановило данный конфликт [3, л.8]. В деревне Зырянка наблюдалась противоположная ситуация: переселенцы отмечали гостеприимство сибиряков. В деревне Власково также не было конфликтов между старожилами и вновь прибывшими. Коренные жители деревни собирались на общий сход и решали, какую пашню отводить переселенцам, где им ставить дом [3, л.9].

Если «самоходы» находили свободную землю, то практически сразу решался вопрос с их размещением в Сибири. По воспоминаниям информатора Белоноговой Марфы Фёдоровны, 1914 года рождения, у её деда, жившего под Xарьковом, была большая семья и земли не хватало, поэтому его сыновья отправились ходоками в Сибирь, дошли до реки Томи и остановились на заимке около деревни Колмогорово. Земли было достаточно много, и они закрепили землю за собой, а впоследствии перевезли семью [2, л.4].

Многие крестьяне, как старожилы, так и переселенцы занимались промыслами. Крестьяне — переселенцы, хорошо владевшие каким-либо

ремеслом, имели больше возможностей хорошо устроиться на новых землях. По воспоминаниям информатора Бугаева Ивана Ивановича, 1910 года рождения, его отец, приехавший из Мордовии, знал кожевенное дело, поэтому их семью чалдоны сразу приняли в общину и отвели свободную землю. Переселенцы, кто не владел ремеслом, вынуждены были покупать себе право жить в общинах старожилов [2, л.5].

Ремесло приносило значительный доход крестьянам и некоторые из них вообще отказывались от занятий сельским хозяйством. Например, жители деревни Пещёрка «жгли известь», а жители деревни Зырянка «гнали дёготь». Среди крестьян были распространены различные промыслы: жители деревни Власково жили вблизи железнодорожной станции «Литвиново» и занимались извозом, а также добывали кедровый орех [3, л.6]. Жители населённых пунктов Ярское и Иткара занимались лесозаготовками [2, л.12].

По свидетельствам информаторов, в урожайные годы хлеба было с избытком, муку и зерно весной продавали на базаре [3, л. 6]. С первого взгляда кажется, что если наблюдается перепроизводство продуктов питания, то продовольственное потребление крестьян будет очень высоким, но такого не происходило. Как отмечалось выше, все продукты реализовывались на рынке с целью получения денег, которые шли на расширение производства, но не на собственное потребление. Следовательно, даже в период хороших урожаев, потребление продуктов питания практически не увеличивалось.

Уровень продовольственного потребления крестьян отличался временем проживания в регионе и степенью развития их хозяйства. С увеличением срока проживания в регионе, улучшалось качество жизни крестьян и их продовольственное потребление.

Источники и литература

1. Дневник этнографической экспедиции «Обследование русских Притомья». Научный архив МЗТП. Ф.1, Оп. 1, Д. 43, Л. 48.
2. Научный отчёт об экспедициях в Яшкинский район. 1988—1989 гг. Научный архив МЗТП. ф.3, оп. 1, д.10
3. Научный отчёт этнографической экспедиции по обследованию Притомья Скрябиной Л. А. Ф. 3, Оп. 1. Д. 14, Л. 8.

References

1. Dnevnik etnograficheskoy ekspeditsii «Obsledovanie russkikh Pritom&ya». Nauchnyy arkhiv MZTP. F.1, Op. 1, D. 43, L. 48. [Diary ethnographic expedition «Survey of Russian Pretoma»].
2. Nauchnyy otchet ob ekspeditsiyakh v Yashkinskiy rayon. 1988—1989 gg. Nauchnyy arkhiv MZTP. f.3, op. 1, d.10 [Scientific report on the expeditions in Yashkinsky district 1988—1989. f. 3, op. 1, D. 10].
3. Nauchnyy otchet etnograficheskoy ekspeditsii po obsledovaniyu Pritom&ya Skryabinoy L. A. F. 3, Op. 1. D. 14, L. 8. Research report of the ethnographic expedition to survey Pretoma Skrebinai L. A.].

УДК 379.83

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Родионова Дарья Дмитриевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой музейного дела Кемеровского государственного института культуры (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: dasha.d.rodionova@yandex.ru

Насонов Александр Александрович,

к.и.н., доцент кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: nas-alex-alex@rambler.ru

В статье обосновывается разница понятий «паломнический» и «религиозный» туризм. Под паломничеством подразумевают деятельность, носящую узкоконфессиональный характер, которая предполагает посещение религиозных объектов с сакральными целями для совершения обрядовых действий. В свою очередь, религиозный туризм рассматривается как разновидность культурно-по-

КРЕСТЬЯНЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты