Спросить
Войти

Формирование структуры Северо-Кавказского таможенного управления в начале 1990-х гг

Автор: указан в статье

УДК 339.543:94(470)

Ерешко Елена Викторовна

аспирантка кафедры истории и методики ее преподавания Славянского-на-Кубани государственного педагогического института elena.ereshkoo@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

В статье освещаются первые шаги Северо-Кавказского таможенного управления по формированию своих задач, функций, отделов и в целом структуры таможенного органа. Описывается подбор кадров на таможенную службу в пределах Северо-Кавказского таможенного управления.

Ereshko Elena V^torovna

Postgraduate Student of the Department of History and Methods of its Teaching of Slavyansk-on-Kuban State Pedagogical Institute elena.ereshkoo@mail.ru

FORMATION OF THE NORTH CAUCASUS CUSTOMS ADMINISTARTION STRUCTURE AT THE BEGINNING OF THE 1990-S

The article covers the first steps of the North Caucasus customs administration concerning formation of their tasks, functions, departments and the structure of the customs authority in whole. The article describes the personnel selection for the customs service within the scope of the North Caucasus customs administration.

После распада СССР для России 1990-е гг. стали периодом реорганизации государственных органов в целях становления независимой страны с новым укладом экономики. Преобразование государственных структур началось уже в самом начале 1990-х гг. Таможенная служба не стала исключением. Так, 25 августа 1991 г. вышло Распоряжение Президента РСФСР «О деятельности таможенной службы России», на основании которого таможенная служба, находящаяся на территории РСФСР, передавалась в ведение РСФСР. Главный таможенный орган России был создан Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. № 161 «О Государственном таможенном комитете РСФСР». С этого момента можно говорить о создании таможенной службы Российской Федерации. Каковы же были первоначальные ее задачи, и какие первоначальные изменения последовали в таможенных органах Юга России?

О деятельности таможни в Северо-Кавказском регионе имеется информация, прежде всего, в трудах бывших работников этой сферы деятельности (Ю.В. Михеев, В.Ф. Корнилова, Бойко А.И. и др.), также немало информации содержится в интернет-данных и в государственных архивах Юга России.

На основе трудов указанных авторов и нормативной правовой базы таможенных органов 1990-х гг. было произведено исследование деятельности Северо-Кавказского таможенного управления в 1990-е гг. с целью рассмотрения структуры, программ развития управления, его товарооборота, оценки импорта и экспорта и т.д.

Становление рыночной экономики вовлекло в международную торговлю значительное количество предпринимателей и потребовало существенных изменений форм и методов таможенного оформления и контроля. В итоге перед Государственным таможенным комитетом России встала задача формирования такой таможенной системы, которая бы не только соответствовала европейским стандартам, но и осуществляла защиту отечественной экономики.

После распада СССР России досталось 20% действующих таможен. И квалифицированный таможенный персонал, и технические средства таможенного контроля остались на территориях бывших советских республик. Поэтому в Программе развития таможенной службы России были заложены следующие основополагающие начала: задача таможенных органов в экономической защите как внутри страны, так и на границе, сближение с соседними странами путем упрощения и унификации таможенных процедур, создание таможенных органов внутри страны для оформления товаров. Следовательно, для реализации указанных целей должна была увеличиться так же численность работников таможни для улучшения многообразия и качества таможенного оформления.

Государственной политике в сфере таможни на территории Юга России уделялось особое внимание, так как бурное развитие экспортно-импортных связей требовало преобразования таможенного управления. 20 апреля 1992 г. выходит приказ ГТК РФ № 131 «О создании СевероКавказского таможенного управления Российской Федерации» (далее СКТУ). В нем указывалось: «В целях повышения эффективности государственного таможенного контроля, его роли в управлении народным хозяйством и борьбе с правонарушениями в области внешнеэкономической дея-

тельности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, совершенствования управления таможенным делом, укрепления материально-технической базы таможенной системы, развития ее социальной сферы... создать Северо-Кавказское таможенное управление Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону). Включить в зону деятельности Северо-Кавказского управления таможенные учреждения, расположенные на территории Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского, Ставропольского краев, Дагестанской, Калмыцкой, КабардиноБалкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской Республик».

На момент создания СКТУ включало 8 таможен, 15 таможенных постов и около 800 сотрудников [2, с. 484].

Ростов-на-Дону был выбран центром СКТУ в силу целого ряда причин, таких как значительный экономический и промышленный потенциал, широкие внешнеэкономические связи, мощная транспортная инфраструктура, которые в целом способствовали становлению города, являющегося «воротами Кавказа», центром управления таможенным делом на Юге России.

Одной из основных задач первостепенной важности СКТУ в начале 1990-х гг. было формирование кадров, которые бы быстро и эффективно решали поставленные перед ними задачи. «Одним из направлений деятельности Главка в этом вопросе было пополнение таможенных учреждений за счет квалифицированных юристов, экономистов, военнослужащих, имеющих достаточный опыт службы. <...> Другим <...> организация профессионального обучения» [4, с. 80]. Вначале структура СКТУ была определена из 12 подразделений. Некоторые из них, такие, например, как юридический, по борьбе с контрабандой, служба эксплуатации, первое время еще не работали из-за отсутствия кадров. Их функции выполняли сотрудники других секторов. Однако по мере роста коллектива, создавались структурные подразделения, появлялись новые функциональные обязанности. 6 марта 1992 г. вышел приказ ГТК РФ № 75 «О создании региональных отделов ГНИВЦ». 1 октября 1992 г. вышел приказ ГНИВЦ № 100 о создании Ростовского регионального отдела Государственного научно-информационного вычислительного центра ГТК РФ (РРО ГНИВЦ) в зоне деятельности СКТУ. Уже в октябре 1992 г. отдел был включен в Единую автоматизированную систему (ЕАИС) ГТК РФ. Приказом ГТК РФ № 401 от 14 сентября 1992 г. в таможенные органы введены должности работников по профилактике служебных правонарушений.

Что касается кадровой политики, то важно отметить, что Приказом Председателя ГТК РФ от 18 декабря 1992 г. № 589 были внесены изменения в штатное расписание управления: секторы преобразованы в отделы, создан ряд новых отделов. Всего в 1992 г. в аппарат СКТУ было принято 50 сотрудников. Именно на их плечи легла основная тяжесть основания регионального управления.

17 ноября 1992 г. прошла официальная презентация Северо-Кавказского таможенного управления в здании на пр. Буденовский, 46. Прозвучали приветствия, поздравления гостей, прошла церемония передачи конфискованных таможенниками ценностей.

С самого момента своего создания Северо-Кавказское таможенное управление активно занимается развитием и совершенствованием таможенной инфраструктуры региона, улучшением управляемости таможенной службы, повышением эффективности таможенного оформления и контроля. Впереди стояли задачи по обустройству таможен, созданию железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска и переходов, подбору и профессиональной подготовке кадров, обеспечению современной техникой таможенных органов.

В целях реализации поставленных задача необходимо было и наладить связи со странами СНГ. В силу чего ряд стран СНГ высказали намерение проводить единую таможенную политику. Этот принцип был заложен в соглашениях о создании Таможенного союза. В этот союз вошли Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Но, несмотря на это «таможенная война» продолжалась.

Что касается формирования таможенных органов в структуре СКТУ, то важно отметить следующие преобразования. В 1992 г. вышел Указ Президента РФ № 787, согласно которому ГТК РФ необходимо было до 1 октября 1992 г. установить зону контроля вдоль таможенной границы РФ с суверенными государствами - бывшими республиками Союза ССР. Новороссийская таможня должна была выставить пункты пропуска через границу в Темрюке и в порту Кавказ и обеспечить таким образом контроль за пропуском грузов и товаров через Керченский пролив. Затем (приказ ГТК РФ № 532 от 13 ноября 1992 г.) здесь были созданы таможенные посты: Темрюкский и «Кавказ». По решению Государственного таможенного комитета России в Ростовской таможне было определено создание шести автомобильных, двух железнодорожных и одного морского пунктов пропуска. В кратчайшие сроки, всего лишь за два месяца, необходимо было обустроить их, принять на работу новых сотрудников и с 1 октября 1992 г. приступить к круглосуточному таможенному оформлению и контролю товаров. Удаленность таможенных постов от основного администра-

тивного здания составляла 5 - 350 км, а расстояние между таможенными постами достигало 450 км. Таким образом, Ростовская таможня стала пограничной.

Все силы СКТУ были направлены на границу. Ускоренными темпами шло строительство Но-вошахтинского, Донецкого, Волошинского, Чертковского автопереходов, обустройство помещений Лиховского таможенного поста, железнодорожного пункта пропуска «Марцево». За короткое время сотрудники таможни проходили обучение в таможнях региона и сразу же направлялись на самостоятельную работу. На пункты пропуска направлялись в командировки опытные инспекторы таможни. Поначалу большую помощь на пунктах пропуска оказывали сотрудники органов внутренних дел. И только спустя некоторое время приступили к исполнению своих обязанностей пограничная служба, работники ветеринарного и санитарного контроля. Неоценима была помощь сотрудников ФСБ, глав областной и местных администраций [5, с. 74].

Значительный вклад в становление пограничных пунктов пропуска внесли заместитель начальника Ростовской таможни по оперативной работе В.В. Коптенко, начальник отдела капитального строительства С.Г. Бурцева, начальник грузового отдела № 2 В.И. Свиридов, начальник Шахтинского таможенного поста А.А. Щетинин, начальник Донецкого пункта пропуска Ю.П. Осе-ледкин и многие другие.

Был создан Каменск-Шахтинский таможенный пост и для Ростовской таможни введена дополнительная штатная численность для Миллеровского, Шахтинского, Таганрогского таможенных постов (приказ ГТК РФ № 370 от 27 августа 1992 г.). 15 октября 1992 г. вышел приказ ГТК РФ № 469 о создании таможенного поста «Ростов-порт».

В октябре 1992 г. были введены в действие пункты пропуска: автомобильные - «Новошахтинск», «Донецк», «Куйбышево», «Весело- Вознесенка», «Авило-Успенка», «Чертково», «Волошино»; железнодорожные - «Марцево», «Гуково», «Лихая»; морские - «Азов», «Таганрог».

«В целях совершенствования системы таможенного контроля, повышения его эффективности и культуры» приказом ГТК РФ (№ 348 от 12 августа 1992 г.) в Сочинской таможне создаются Лазаревский, Хостинский и Дагомысский таможенные посты.

В начале 1992 г., в нескольких километрах от средневековых застав (до нынешнего времени сохранились их развалины: «Ворота Чырамад» и «Зилын-дуар») в Касарском ущелье на древней военноторговой дороге, ведущей в Закавказье, вновь открылся на транскавказской магистрали Владикавказский таможенный пост Минераловодской таможни. Приказом ГТК РФ № 351 от 14 августа 1992 г. этот пост был преобразован в Северо-Осетинскую таможню (со штатной численностью 25 чел.), которой были подчинены таможенные посты «Верхний Ларе» (40 ед.) и «Нижний Зарамаг» (25 ед.). Затем в составе Северо-Осетинской таможни создаются таможенные посты «Аэропорт» (7 ед.) (приказ № 400 от 14 сентября 1992 г.) и «Моздок» (7 ед.) (приказ № 602 от 11 декабря 1992 г.). Этим же приказом (№ 602) созданы таможенный пост «Адлер» Сочинской таможни (85 ед). и Кизилюртовский таможенный пост Дагестанской таможни (9 ед.).

Приказом ГТК РФ № 394 от 8 сентября 1992 г. поручено «осуществление таможенного контроля по административно-территориальной границе Российской Федерации с Азербайджанской Республикой Дагестанской таможне» и в ее составе создан Магарамкентский таможенный пост (70 ед.), вменив в его обязанность таможенное оформление всех категорий грузов в таможенных пунктах пропуска: «Яраг-Казмаляр» - «Самур» и «Гатиркент-Казмаляр» - «Ялама». В конце года создается Кизлярский таможенный пост (7 ед.) (приказ № 532 от 13 ноября 1992 г.).

5 августа 1992 г. (приказ ГТК РФ № 310) была создана Кабардино- Балкарская таможня. 28 сентября 1992 г. (приказ ГТК РФ № 429) «Астраханский» таможенный пост Нижневолжской таможни преобразован в Астраханскую таможню с зоной деятельности - Астраханская область.

Приказом ГТК РФ № 540 от 16 ноября 1992 г. создается Волго- Каспийский таможенный пост Астраханской таможни со штатной численностью 10 единиц. В зоне деятельности Астраханской таможни созданы таможенные посты: Аксарайский (20 ед.), «Красный Яр» (30 ед.), «Верхний Баскунчак» (30 ед.), «Харабали» (15 ед.). 13 февраля 1993 г. приказом ГТК РФ № 64 создан Белинский таможенный пост Астраханской таможни.

В составе Нижневолжской таможни приказами ГТК РФ № 446 от 5 октября 1992 г. создается таможенный пост «Канал» (10 ед.), № 532 от 11 ноября 1992 г. - таможенные посты: Элистинский (5 ед.), Камышинский (6 ед.), Михайловский (6 ед.) и Урюпинский (5 ед.).

В декабре 1992 г. на территории Карачаево-Черкесской Республики был образован Черкесский таможенный пост Минераловодской таможни.

Таким образом, уже на начало 1993 г. в структуру СКТУ вошли 11 таможен, 41 таможенный пост, до двух десятков пунктов пропуска, 1 577 таможенников. Однако в 1993 г. продолжается развитие та-

моженной инфраструктуры СКТУ.

В марте Элистинский таможенный пост Нижневолжской таможни преобразован в Калмыцкую таможню, зона деятельности которой - территория Республики Калмыкия (приказ ГТК РФ № 76 от 11 марта 1993 г.).

С учетом перспектив развития внешнеэкономических связей Республики Адыгея 17 марта 1993 г. Майкопский пост Краснодарской таможни преобразован в Адыгейскую таможню (№ 82 от 17 марта 1993 г.). Черкесский таможенный пост Минераловодской таможни был преобразован в Карачаево-Черкесскую таможню (№ 268 от 29 июня 1993 г.).

В 1993 г. в целях совершенствования системы таможенного контроля Таганрогский таможенный пост Ростовской таможни был преобразован в самостоятельную таможню с зоной деятельности г. Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский и Неклиновский районы Ростовской области (№ 278 от 12 июля 1993 г.).

В августе 1993 г. в п. Карабулак образована Ингушская таможня (№ 333 от 27 августа 1993 г.). Ставропольский таможенный пост Минераловодской таможни был преобразован в Ставропольскую таможню с зоной деятельности - г. Ставрополь и 10 районов Ставропольского края (№ 500 от 24 ноября 1993 г.).

Кроме увеличения числа таможен, в 1993 г. развивалась и структура таможенных постов. Так, 22 апреля был создан Георгиевский таможенный пост Минераловодской таможни (приказ № 145). 27 мая созданы таможенные посты «Нариманово» Астраханской таможни, Крымский и Тихорецкий Краснодарской таможни и в Ростовской таможне таможенные посты: Донецкий, Белокалит-винский, Волгодонский, Аксайский, Сальский, Батайский, Азовский, «Ростов-железнодорожный», «Ростов-авиа» и «Ростсельмаш» (приказ № 201). 30 июля создаются таможенные посты: «Воен-вед» Ростовской таможни, Белореченский и Лабинский Краснодарской таможни, «Нальчик-аэро» Кабардино- Балкарской таможни (приказ № 301).

В соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 15 июля 1993 г. № 688 приказом ГТК России было создано Дагестанское таможенное управление (далее ДТУ) (№ 311 от 05 августа 1993 г.). Таким образом, приобретя самостоятельный статус, ДТУ вышло из состава СКТУ. Чуть позже Дагестанская таможня была переименована в Махачкалинскую (№ 344 от 05 сентября 1993 г.).

«Важную роль Таможенный комитет отводил созданию системы экспертных учреждений -так называемых таможенных лабораторий. Создание экспертных учреждений позволит разрешить все возникающие споры не только в сфере экономики, но и в области правоохранения, связанные с наркотиками, психотропными, радиоактивными и прочими опасными для жизни человека веществами» Так обосновывал решение создать в таможенной сфере лаборатории заместитель Председателя ГТК РФ В.Г. Драганов [1, с. 31].

В результате в апреле 1993 г. создается Северо-Кавказская региональная таможенная лаборатория (приказ ГТК РФ № 138 от 19 апреля 1993 г.).

Очень важное значение имело утвержденное приказом ГТК РФ № 152 от 23 апреля 1993 г. Временное положение о Северо-Кавказском таможенном управлении России, согласно которому СКТУ входило в единую систему таможенных органов РФ и осуществляло руководство таможенным делом на территории подведомственного таможенного региона.

Основными задачами СКТУ являлись:

обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле;

совершенствование таможенного оформления и контроля;

организация эффективного и единообразного применения таможенно-тарифного механизма с целью защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации;

создание условий, способствующих ускорению товарооборота и пассажирских потоков через таможенную границу РФ;

организация и осуществление борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, координация деятельности таможен, взаимодействие с правоохранительными органами таможенного региона в этой сфере деятельности;

организация и ведение региональной таможенной статистики;

обеспечение комплексного внедрения средств связи, автоматизации и систем передачи данных в таможенных органах.

В соответствии с возложенными на него задачами Северо-Кавказское таможенное управление выполняло следующие функции:

финансирование таможенных органов в пределах выделенных ГТК России ассигнований;

организация планирования расходов;

организация и проведение контрольно-ревизионной работы;

организация взимания таможенных платежей в соответствии с действующим законодательством.

С 1996 г. Северо-Кавказское таможенное управление стало работать на основании общего положения о региональном таможенном управлении РФ, утвержденного приказом Председателя ГТК РФ от 10 января 1996 г. № 12.

Одним важным моментом в развитии таможенной службы стало регулярное принятие Программ ее развития на ближайшие годы. Так, Программа развития таможенной службы в СевероКавказском регионе на 1993 - 1995 гг. была утверждена приказом ГТК РФ № 243 от 17 июня 1993 г. самое важное было то, что программа реализовывалась по инициативе, предпринимаемой «снизу», а не спускаемой «сверху». Накопленный опыт в будущем во многом стал основой для федеральной программы развития таможенной службы РФ, которая воплотила полезные наработки за годы существования российской таможенной службы.

В результате активизации инвестиционной деятельности находили решение своих производственных и социальных задач многие предприятия, коммерческие структуры. В итоге получали дальнейшее развитие Новороссийский, Таганрогский, Ейский морские и Ростовский, Азовский речные порты, порты Волго-Каспийского бассейна.

Подведение итогов работы СКТУ за год после образования и накопившихся за это время проблем были даны в интервью газете «Деловой мир» заместителем начальника СКТУ С.Г. Кур-дюмова [3, с. 43].

В 1993 г. был образован ряд отделов СКТУ: технических средств таможенного контроля (ТСТК) и связи (приказ № 155 от 27 апреля 1993 г.), таможенной стоимости и валютного контроля (№ 199 от 27 мая 1993 г.), отдел таможенного оформления (№ 462 от 08 ноября 1993 г.). Укреплялся правоохранительный блок СКТУ. Организуются отделы таможенной охраны ( № 132 от 12 апреля 1993 г.), дознания ( № 462 от 08 ноября 1993 г.). было сформировано специальное подразделение СКТУ, предназначенное для проведения оперативно-розыскных операций, выполнения наиболее сложных и ответственных задач по обеспечению охраны таможенной границы, безопасной работы таможенных органов, личной безопасности служащих таможен и их семей - Отряд быстрого реагирования (№ 324 от 18 августа 1993 г.). 31 января 1994 г. приказом ГТК РФ № 48 в региональных таможенных управлениях созданы сектора по связям с СМИ.

По состоянию на 01 января 1994 г. в аппарате СКТУ работало 157 сотрудников, а в целом по региону - 3 404, работало 16 таможен, 54 таможенных поста.

Таким образом, Северо-Кавказское таможенное управление быстро заняло одно из лидирующих положений в системе таможенных органов России. Если раньше таможню нередко называли «чемоданной» потому, что ею осуществлялся таможенный контроль, в основном, за пассажирскими международными рейсами, то теперь таможенная служба стала важным государственным институтом, непосредственно участвующим в регулировании внешнеэкономических отношений, наполняющим значительную часть госбюджета, стоящим на защите национальных интересов и экономической безопасности страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Драганов В.Г. Интервью еженедельнику «Экономика и жизнь» // Таможенные ведомости. 1995. № 5.
2. Курдюмов С.Г., Некрасов Е.И. Таможенные хроники Юга российского. Ростов н/Д, 2002.
3. Курдюмов С.Г. Развитие внешней торговли // Деловые ведомости Юга России и Центрального Черноземья,
1996, № 43.
4. Курочкин С.А. Таможенная политика РФ в 90-е гг. ХХ века: дис. ... канд. ист. наук. М., 2008.
5. Михеев Ю.В. Таможенная служба на Дону. Ростов н/Д, 1999.
6. Чермянинов Д.В. Таможенное право. М., 2012.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты