Спросить
Войти

Судьба Украины в планах третьего рейха

Автор: указан в статье

УДК 94(477)"1941/45"

В. А. Радзиевский Судьба Украины в планах Третьего рейха

В статье анализируется проблема культуры и идеологии периода Великой Отечественной войны. Автор рассматривает опасность нацизма и его ответвления - крайнего украинского национализма. На примере Розенберга показана лживость этой античеловеческой идеологии. Под демагогией спасения Украины от большевизма скрывалось намерение ее порабощения. Временные уступки должны были смениться освобождением восточных земель для немцев и превращением Украины с украинцами в Украину без украинцев.

Vitaliy А. Radziyevskyy The fate of Ukraine in the plans of Third Reich

The problem of culture and ideology of the period of the Great Patriotic War is analyzed. The author touches upon the danger of Nazism and its branch - the extreme Ukrainian nationalism. Rosenberg is used in the article as the example to show the mendacity of this antihuman ideology. Under the talks about Ukraine&s liberation from Bolshevism the intention to enslave it was concealed. Temporary concessions had to give way to the occupation of the Eastern lands by the Germans and to the transformation of Ukraine with Ukrainians into Ukraine without Ukrainians.

В научном дискурсе идеи великой Украины не новы: уже более ста лет об украинской идее, об украинской особенности и даже избранности пишут и спорят отдельные ученые, политики и деятели культуры. Концепт «Украина» является одним из наиболее популярных, противоречивых и актуальных на постсоветском пространстве, мало кого он оставляет равнодушным в России и на Украине.

Некоторые деятели ХХ в. хотели видеть Украину в составе СССР (А. Довженко, А. Корнейчук, Н. Скрипник, П. Шелест, В. Щербицкий и др.), иные желали, чтоб Украина была независимой страной (С. Петлюра, Е. Коновалец, А. Мельник, С. Бандера и т. д.). Правда, среди «самостийников» немало было прислужников гестапо, абвера, иных фашистских агентов и деятелей антирусской направленности. Особая миссия Украины в мире очень долго не признавалась европейскими деятелями, только отдельные иностранцы особо выделяли Украину, да и то в контексте цели и средства ослабления царской России, а затем СССР.

Многие исследователи касались роли и места Украины в Великой Отечественной войне (А. Айсфельд, А. Дудниченко, М. Коваль, В. Король, А. Лисенко, П. Медведок, В. Полищук, А. Потильчак, О. Салата, А. Чайковский и др.)1, но сегодняшние события на Украине свидетельствуют о необходимости напомнить об опасности радикализма, экстремизма, ксенофобии

и нацизма. Ведь на последних парламентских выборах 2012 г. неожиданно большой процент набрали представители националистической «Свободы», причем наблюдается дальнейшее укрепление ее позиций.

Возрождение элементов национал-социалистической идеологии в Европе - очень тревожный симптом. Опасно, в частности, и «отбеливание» злодеяний А. Розенберга, которого некоторые озабоченные в национальном плане псевдопатриоты Украины ошибочно считают украинофилом.

Цель статьи - проанализировать деятельность лжеукраинофила А. Розенберга и концепции его подлинного отношения к оккупированной Украине в современном историческом дискурсе, используя актуальные культурологические рефлексии и ориентируясь на современную и перспективную парадигму гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Одним из самых активных немецких политиков и философов, выделявших роль и значение Украины, был соратник А. Гитлера - Альфред Вольдемарович Розенберг. Он был разработчиком в нацистской парадигме таких понятий, как «расовая теория», «окончательное решение еврейского вопроса» и др. Среди его работ необходимо отметить следующие: «След еврея в перемене эпох», «Безнравственность в Талмуде», «Чума в России: большевизм, его руководители, приспешники и жертвы», «Антигосударственный

сионизм», «Протоколы сионских мудрецов и еврейская мировая политика». А. Розенберг оказал влияние на формирование взглядов Гитлера (познакомил Гитлера с «Протоколами сионских мудрецов» и т. д.). Примечательно, что на основании решения Солнцевского районного суда Москвы от 15. 10. 2012 книга А. Розенберга «Мемуары» была внесена в Федеральный список экстремистских материалов под № 1648.

Концептуально важно отметить, что нелюбовь к русским и к евреям объединяет не только современных украинских экстремистов и нацистов. Антирусская и антиеврейская истерия, неприязнь и кликушество являются отличиями многих жестких радикалов, утопистов, иногда кровавых злодеев и воинствующих антигуманистов. Розенберг люто «ненавидел Россию и русских, считая их вредной, неполноценной, а вместе с этим опасной нацией»2. Допуская возможность предоставления Украине ограниченной автономии, он считал, что «Украина под немецким протекторатом должна была стать противовесом полякам и русским, которые должны были потерять свою государственность»3.

Фашисты боялись советского патриотизма и особенно страшились пробуждения русского национального сознания и русской народной государственности4. Россия рассматривалась как стержень СССР. А. Розенберг в разное время по-разному хотел расчленить Россию, а особая роль при этом отводилась Украине: «Альфред Розенберг считал, что черноземные области России Воронежскую, Курскую, Тамбовскую, Саратовскую необходимо передать в подчинение украинскому правительству. Он планировал поделить Украину на 8 генеральных округов общей площадью 1,1 млн кв. м. с населением 59,5 млн человек»5. Для сравнения: население Украины в 1940 г. было 40,1 млн человек, в феврале 1943 г. -16,9 млн человек6; в 1992 г. - более 52 млн человек, в середине 2013 г. - около 45 млн

Первоначально А. Розенберг предлагал расчленить СССР на 7 географических зон. Особо выделялись Украина, к которой переходили новые земли, включая Крым (вспомним действия Хрущева в 1954 г.), Белоруссия (ее столицей мог стать Смоленск), прибалтийские республики, Кавказ и Средняя Азия (Русский Туркестан)7. Позже рейхсминистр восточных оккупированных территорий делил нашу великую страну на другие 4 блока: Великую Финляндию, Прибалтику, Украину и Кавказ, причем их границы простирались до Урала8. Под руководством А. Розенберга было сформировано Имперское министерство оккупированных восточных территорий.

Еще до начала нацистской агрессии на СССР А. Розенберг говорил: «Нужно сделать все возможное, чтобы разбудить, наконец, украинское национальное самосознание, при этом надо действовать с большой заботой и вниманием»9. По свидетельству американского дипломата У. Буллита, немецкая пропаганда накануне войны полностью велась «в украинском националистическом духе»10. Необходимо отметить разжигание на Украине русофобии и антисемитизма, особенно «бытового антисемитизма» с обвинением во всех бедах евреев и коммунистов, в том числе «большевистско-еврейский режим Кремля», что вызывало отклик у отдельных украинских крестьян11.

Мягкий климат, плодородная земля, здоровое и красивое население стали объектом зависти многих нацистов. Так, например, М. Борман, дивясь крепости и дородности славянских детей, боялся этнического натиска русских (он не выделял отдельно украинцев, считая их частью единого русского народа)12. Поэтому на оккупированных территориях поощрялись аборты и противозачаточные средства13.

Нацисты понимали, что Украина - один из оплотов восточнославянского мира (вспомним выражения князя Олега Вещего «Киев - мать городов русских» или императора Александра Ill «Киев - Иерусалим земли русской»), православной цивилизации, европейской и даже евразийской культур.

Еще до 1941 г. украинские земли в течение многих столетий были объектом посяганий иностранных завоевателей (печенеги, хазары, половцы, татаро-монголы, литовцы, поляки, крымские татары, турки, немцы, шведы и др.). Только в братском союзе с русским народом украинцы получали возможность и благотворные условия для успешного развития: военную поддержку, экономическую помощь и различное содействие для процветания. Поэтому подавляющее большинство украинцев было убежденными патриотами Московского царства, Российской империи и СССР. Это знали и понимали фашистские идеологи, иногда подчеркивая необходимость осмотрительного отношения к местному населению. Начальник оперативного тылового района группы армий «Юг» в инструкции от 1 1. 07. 1941 г. подчеркивал, что территорию Украины надо рассматривать как жизненное пространство дружественного немцам народа (самовольные конфискации запрещали, религиозные взгляды населения уважали)14.

Лицемерие, двуличие и лживость были характерны для оккупантов. Зная, что Гитлер относит украинцев к «семье кроликов»15, и, согласно нацистскому лидеру, «любые знания, данные им,

1в9

в лучшем случае превращаются в полузнание»16, А. Розенберг лукаво заигрывал с украинцами, содействуя распространению украинского национального сознания и языка (в прессе, театрах и т. д.). Г. Гиммлер в украинском вопросе был честнее: «Принципиальная линия для нас абсолютно понятна - этому народу не надо давать культуру»17.

В распоряжении «Об отношении к культуре украинцев», изданном Рейхсминистерством Востока по инициативе А. Розенберга 10. 04. 1942 г., например, говорилось: «Цель нашей политики - есть привлечение украинского населения к добровольному сотрудничеству, а это требует терпеливого отношения к свойственной ему культуре. Чрезмерное ограничение <...> культурных проявлений украинства может привести к равнодушному отношению к труду, что обусловит пассивное сопротивление»18.

За попытками национального, социального и религиозного успокоения и маневрирования, создания субкультур негативной направленности гитлеровцы не могли скрыть бесчеловечное и антигуманное отношение к «низшим расам», в том числе и к славянам19. Только в Бабьем Яру до 12. 10. 1941 г. было убито около 51 тысячи человек, в 1941 г. оккупанты уничтожили более 85 тысяч киевлян20. Кроме массовых расстрелов, множество народа обрекалось на нищету, голод и медленную смерть. Так, например, в Харькове на 1 сентября 1942 г. насчитывалось более 70 тысяч граждан, которые не работали и не получали даже минимального пищевого обеспечения21.

В селах, кроме обязательных поставок для немецкой армии, вводили натуральные сборы и до десятка денежных налогов (с хозяйства, с коровы и других животных, включая котов и собак, был даже налог «за освобождение» и т. д.), двойные и тройные стандарты, «ценовые ножницы», другие методы «законного ограбления» украинцев (разные поборы нацистов)22, что заставляет вспомнить о «законном беззаконии» в историческом контексте, об аномии, особенно в ее культурно-историческом преломлении23.

Кроме украинских националистов, идейную подпитку фашистам оказывали и антимосков-ские религиозные структуры (сектанты, авто-кефалисты и греко-католики). Руководитель украинских автокефалов П. Сикорский провозглашал, что «каждый способный к труду украинец должен с наибольшей радостью ехать в Рейх и исполнять свою обязанность перед немецким народом»24. Лидер украинских греко-католиков А. Шептицкий приветствовал нацистских головорезов25. Массовый вывоз людей в Германию происходил преимущественно из Украины.

Так, в конце 1942 г. из Киева было депортировано в Германию около 11 % населения26. Известна также тайная операция по депортации детей в возрасте от 10 до 14 лет под названием «Сено»27.

Нацисты осуществляли методы геноцида, культуроцида и этноцида не только по отношению к русским и евреям, но и к украинцам28.

Документ «Условия работы для иностранных работников в Германии», датированный 15. 04. 1943 г., превращал украинских гастарбайтеров в людей низшего сорта. В этом документе отмечалось: «Все пункты условий касаются всех иностранных рабочих, но забота о русских и украинских эмигрантах запрещена»29. Основным отличием украинских невольников от русских было ношение на груди орнаментированного эллипса со стилизованным трезубцем30. Лживая пропаганда - встречи крестьян с А. Розенбергом на Украине, посещение тремя украинцами А. Розенберга в Берлине, красивые листовки с фальшивыми обещаниями - разбивалась о суровую и жестокую правду жизни. Украинцы работали в Германии, а условия их содержания приводили к массовой смертности депортированных, как, впрочем, и к вымиранию населения Украины. Генерал-комиссар Г. Шене писал, что в Рейхскомиссариате «Украина» значительно более низкий уровень жизни населения «в сравнении с Рейхскомиссариатом „Остланд", в состав которого входили бывшие Прибалтийские республики СССР»31.

Целью гитлеровцев было расширение Европы на восток. Согласно А. Розенбергу, «именно из-за этой причины (осуществлялась. - В. Р.) идея построения украинства в политическую силу против Москвы, что было обдумано перед войной 1941 г.»32. Однако украинские националисты становились не младшими братьями нацистов, а недочеловеками, которых приравнивали к неграм и даже к зверям33. Не помогала и нацистская пропаганда, пытающаяся показать Германию «защитником» и «спасителем» Украины, а Гитлера - «фюрером-освободителем»34.

Надо учитывать и самообман многих немцев, возомнивших себя новыми крестоносцами и «санитарами Вселенной». Но лживая фразеология не могла скрывать массовые расстрелы, издевательства и жестокую эксплуатацию. На словах «Земельный закон» Розенберга от 15 февраля 1942 г. вводил частную собственность на землю. Но собранный урожай шел в Германию, а новые «собственники» оказывались бесправными рабами. Ведь подчиненный А. Розенберга Э. Кох подчеркивал, что подлинными хозяевами земли являются немцы. Он учил подчиненных, что на Украине «мы имеем дело с народом неполноценным во всех отношениях»35, а одна из целей Вермахта - сокращение численности украинцев, иначе немцы будут «прижаты к стене биологической силой украинского народа»36.

В перспективе украинские земли должны были стать немецкими колониями, а украинцы -«освободить место для немцев»37. Несмотря на мастерскую агитацию, разжигание ненависти к Москве и русским, напоминания о голоде 1932-1933 гг., о репрессиях и ужасах красного террора, народ понял, что при немецких «освободителях» жить значительно хуже38. Отступавшие оккупанты боялись массовых восстаний и уже в 1943 г. пытались сделать порабощенные народы (Украины, Прибалтики) союзниками, партнерами нацистского псевдосодружества народов. А. Розенберг предлагал Гитлеру ввести на Украине должность рейхспрезидента и создать Национальный комитет. Частично идеи А. Розенберга поддерживал Й. Геббельс, подчеркивая, что победа Гитлера в интересах всей Европы, а в официальных публикациях нельзя называть славян «варварами», «зверями» и «неграми»39. При этом глава рейхскомиссариата «Украина» Э. Кох подчеркивал: «Мы - господствующий народ, а это означает, что расово самый простой немецкий рабочий биологически в тысячи раз ценнее в сравнении с местным населением»40.

А. Розенберг предлагал усилить оккупацию Украины с помощью голландцев, норвежцев, французов. Он разделял мнение Й. Риббентропа, который подчеркивал, что «без Украины нельзя будет обойтись»41. В дальнейшем же нацистам нужна была Украина без украинцев. Идея великой Украины становилась все больше антиукраинской: Украина рассматривалась большой колонией - и не более. Э. Кох озвучил идею нацистского истеблишмента: «необходимо остановить биологическую силу славян», а украинцев надо держать в «состоянии примитивном и полезном для нашей работы»42.

В итоге, нацистское разделение народов СССР по национальному признаку и попытка создания новой псевдосвободной квазивели-кой Украины, несмотря на активные старания гитлеровской верхушки и особенно усиленные потуги А. Розенберга, потерпели крах. Массовые убийства (за смерть одного немца могли повесить сто невинных людей), коллективная ответственность (в том числе сожжение сел, расстрелы детей и т. д. за действия третьих лиц) и прочие жестокости отражали нацистскую «справедливость», расовую теорию. Ужасы нового порядка затмили перегибы сталинизма.

Довоенные большевистские репрессии и несправедливость поблекли в сравнении с бесчеловечными, кровавыми оргиями гитлеровских

изуверов. А. Розенберг и другие нацисты, желающие учредить новый мировой порядок (в том числе Украину без украинцев), проиграли. Иначе не могло и быть, ведь все люди - братья.

В концепции А. Розенберга не было места ничему подлинно украинскому, а было шаро-варное преклонение пред нацизмом, отход от гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Великая Украина может быть только с обеспеченным, счастливым и свободным народом Украины в дружеских отношениях с прогрессивными странами мира и в первую очередь с братской Россией.

Примечания

1 Гунчак Т. Україна: перша половина ХХ ст.: нариси політн історії. Київ: Либідь, 1993. 288 с.; Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма: ист. очерки; док. и материалы: в 2 т. М.: Наука, 1973. Т. 2. 652 с.; Король

В. Ю. Страшні літо й осінь 1941-го // Сільські вісті. 2013. 29 серп. С. 4; Косик В. Україна в Другій світовій війні у документах: в 3 т. / Ін-т українознавства ім. І. Крип&якевича НАН України; Львів. нац. ун-т ім. І. Франка; Ін-т укр. археографії і джерелознавства ім. М. Грушевського НАН України. Львів, 1999. Т. 2. 384 с.; Косик В. Україна і Німеччина у Другій світовій війні. Париж; Нью-Йорк; Львів, 1993. 657 с.; Кучер

В. І., Потильчак В. І. Україна, 1941-1945: трагедія народу за фасадом Священної війни: моногр. Київ; Біла Церква: Білоцерковдрук. 2011. 368 с.; Ленська В. В. Фашистська шкільна політика на окупованій території України // Укр. іст. журн. 1990. № 10. С. 81-86; Нюрнбергский процесс над главными немецкими преступниками: сб. материалов: в 7 т. М.: Госюриздат, 1957-1961. Т. 7; Радзиевский

В. А. Избранные произведения к 1025-летию Крещения Руси. Київ: Логос, 2013. 248 с.; Радзієвський В. О. Нотатки з субкультури аномії: моногр. Київ: Логос, 2012. 368 с.; Радзієвський В. О. Про теорію та історію субкультур: нариси до субкультурології: моногр. Київ: Логос, 2013. 276 с.; Радзієвський В. О. Фітокультура та антианомія як елемент субкультури в ритуалах Середньовічної Русі: нотатки до фітокультурології та юридикокультурології: моногр. Київ: НАКККіМ, 2011. 228 с.; Салата О. О. Формування німецького інформаційного простору в Рейхскомісаріаті України та в зоні військової адміністрації, червень 1941-1944 рр.: моногр. / Донецьк. нац. ун-т. Донецьк: Норд-Прес, 2010. 361 с.; Стафійчук І. П. Могутня зброя партії: ідеол., масс.-політ. робота Компартії України по мобілізації трудящих УРСР на відсіч ворогу, 1941-1944. Київ: Вища шк., 1985. 341 с.

2 Кучер В. І., Потильчак В. І. Указ. соч. С. 116-117.
3 Там же. С. 117.
4 Там же. С. 114-124.
5 Там же. С. 125.
6 Там же. С. 162-163.
7 Дашичев В. И. Указ. соч. С. 24.
8 Кучер В. І., Потильчак В. І. Указ. соч. С. 124-125.
9 Центральний державний архів вищих органів влади

та управління України. Ф. КМФ-8. Оп. 1. Од. зб. 171. Арк. 151. С. 113. Далее - ЦДАВО України. Пер. на рус. яз.: Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины.

1G Стафійчук I. П. Указ соч. С. 141.
11 Центральний державний архів громадських об&єднань України. Ф. 1. Оп. 22. Од. зб. 61. Арк. 94. С. 13. Далее - ЦДАГО України. Пер. на рус. яз.: Центральный государственный архив общественных объединений Украины.
12 Кучер В. I., Потильчак В. I. Указ. соч. С. 127-128.
13 Там же. С. 128.
14 ЦДАГО України. Ф. 1. Оп. 22. Од. зб. 122. Арк. 99. С. 89-9G.
15 Косик В. Україна і Німеччина у Другій світовій війні. С. 533.
16 Там же. С. 513.
17 Ленська В. В. Указ. соч. С. 81.
18 ЦДАВО України. Ф. КМФ-8. Оп. 1. Од. зб. 18G. Арк. 189. С. 172.
19 Радзиевский В. А. Избранные произведения к 1G25-летию Крещения Руси. С. 127; Радзієвський В. О. Нотатки з субкультури аномії. С. 143; Салата О. О. Указ. соч.
2G Кучер В. I., Потильчак В. I. Указ. соч. С. 338.
21 Там же. С. 186.
22 Радзієвський В. О. Про теорію та історію субкультур; Радзієвський В. О. Фітокультура та антианомія як елемент субкультури в ритуалах Середньовічної Русі.
23 Радзиевский В. А. Избранные произведения к Ю25-летию Крещения Руси; Радзієвський В. О. Нотатки з субкультури аномії; Радзієвський В. О. Про теорію та історію субкультур. С. 217-236; Радзієвський В. О. Фітокультура

та антианомія як елемент субкультури в ритуалах Середньовічної Русі. С. 91-1G4.

24 Кучер В. I., Потильчак В. I. Указ. соч. С. 234.
25 Гунчак Т. Указ. соч. С. 25G.
26 ЦДАГО України. Ф. 7. Оп. 1G. Од. зб. 86. Арк. 174. С. 46.
27 Нюрнбергский процесс над главными немецкими преступниками. С. 246.
28 Радзиевский В. А. Избранные произведения к 1G25-летию Крещения Руси. С. 12; Радзієвський В. О. Нотатки з субкультури аномії; Радзієвський В. О. Про теорію та історію субкультур. С. 217-236; Радзієвський В. О. Фітокультура та антианомія як елемент субкультури в ритуалах Середньовічної Русі; Салата О. О. Указ. соч.
29 ЦДАВО України. Ф. 32G6. Оп. 1. Од. зб. 38. Арк. 4. С. 4. 3G ЦДАГО України. Ф. 166. Оп. 3. Од. зб. 147. Арк. 77. С. 25.
31 Косик В. Україна і Німеччина у Другій світовій війні.

С. 231.

32 Там же. С. 542.
33 Кучер В. I., Потильчак В. I. Указ. соч. С. 297.
34 Салата О. О. Указ. соч.; Стафійчук I. П. Указ соч.
35 Кучер В. I., Потильчак В. I. Указ. соч. С. 3G5.
36 Косик В. Україна і Німеччина у Другій світовій війні.

С. 251.

37 Кучер В. I., Потильчак В. I. Указ. соч. С. 3G8.
38 Салата О. О. Указ. соч.
39 Кучер В. I., Потильчак В. I. Указ. соч. С. 318.
4G Там же. С. 32G.
41 Косик В. Україна в Другій світовій війні у документах. Т. 2. С. 224.
42 Косик В. Україна і Німеччина у Другій світовій війні.

С. 614.

УКРАИНА АЛЬФРЕД РОЗЕНБЕРГ КУЛЬТУРА ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА НАЦИЗМ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ukraine alfred rosenberg culture
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты