Спросить
Войти

О концепции стратегического учета инноваций

Автор: указан в статье

3. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей - шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов: Пер. с англ. Днепропетровск, 2003.

4. Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. Вып. 1. М., 2002.
5. Российская промышленность: институциональное развитие. Вып. 1 / Под ред. Т.Г. Долгопятовой. М., 2002.
6. Симачев Ю.В. направления и факторы реформирования промышленных предприятий // Экономический журнал ВШЭ. 2001. № 3. С. 325-338.

Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного

технологического университета им. В.Г. Шухова 27 декабря 2004 г.

© 2005 г. А.Н. Щемелев

О КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЕТА ИННОВАЦИЙ

В начале третьего тысячелетия экономика приняла глобальный и сетевой характер, и правительства всех стран прилагают значительные усилия по созданию в большей или меньшей степени управляемой экономики в условиях рынка, риска и неопределенности.

Достижение экономического роста также требует управленческого характера экономики. В соответствии с международными критериями это осуществляется в основном за счет инновации, рабочей силы и капитала. Если принять эти факторы за 100 %, то удельный вес инноваций составляет 49 %, квалифицированная рабочая сила и научно-технический потенциал - 27 %, наличие и использование капитала - 24 %.

Управленческая экономика характеризуется наличием соответствующей информационной базы, бюджетированием, использованием техно-экономической парадигмы, соответствующих типов организации, поведения, стратегии.

Информационной базой для принятия стратегических решений является стратегический учет. По мнению И.Н. Богатой, - это глобальная модель информационной технологии, объединяющая в рамках единой системы финансовый и управленческий учет и обеспечивающая руководителей и специалистов предприятия производственной информацией для принятия эффективных решений, а также снабжающая инвесторов информацией о деятельности предприятия. Стратегический учет использует информационные потоки о внешних факторах макросреды, формируемые маркетинговыми службами, отделами управления риском и т.д. [1, с. 9-10].

В. А. Терехова определяет стратегический учет как учетную систему, адаптированную к современной производственной среде, включающую

многомерную стратегию связей посредством каналов распределения и определения потребностей целевых покупателей (потребителей) [2, с. 9].

При разработке концепции стратегического учета инноваций (КСУИ) обращаем внимание на ряд положений, дающих системное представление о данном виде учета во взаимосвязи с техноэкономической парадигмой, инновационной средой, конкурентной стратегией, используемыми типами стратегий, организации, поведения и управленческими парадигмами. Автор предлагает в этой связи следующее:

1) принимать в расчет концепцию жизненного цикла продукта, которая была описана Т. Левиттом (Гарвардская школа бизнеса в 1965 г.) [3, с. 143]. Жизненный цикл инновации включает 5 этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование, ликвидация;
2) данные стратегического учета - основание для принятия соответствующих решений менеджерами;
3) определяя концепцию стратегического учета, имеем в виду схему развития экономической стратегии, которая включает: условия внешней среды, внешние факторы, и, самое главное, порожденные ими тенденции развития.

Внешние факторы весьма разнообразны и на 80 % определяют успех или неуспех институциональной единицы. Вот только некоторые наиболее важные из них: покупательная способность населения; налоговая система; таможенная политика; система государственных заказов и тендеров; уровень коррупции в стране; дотаций и субсидий; возможности и условия кредитования; рыночные возможности и риски.

4) при разработке КСУИ не забываем и о конкуренции в инновационной среде.

Если подняться на уровень отрасли или на уровень национальной инновационной среды, то факторы, управляющие конкуренцией, выглядят как четыре рыночные силы: власть продавца; угроза вторжения новых участников; власть потребителей; угроза появления продуктов заменителей (рис. 1.);

5) многочисленные инновационные изделия и процессы, реализуемые в инновационной среде, подвержены весьма значительным факторам неопределенности с точки зрения их успеха или катастрофы. Как показывает международный инновационный опыт, лишь 30 % инновационных проектов достигают успеха, а ведь на многие из них израсходованы сотни миллионов долларов.

Для учета факторов неопределенности в процессе оценки эффективности инновационного продукта используются весьма разнообразные методы, которые сами не могут быть в достаточной степени определенными. В связи с этим необходимо обеспечить:

- проверку устойчивости инновационного проекта и возможных колебаний в ту или иную сторону;

- корректировку параметров и входящих, и исходящих нормативов и факторов;

- формализованное описание неопределенности.

Общие принципы формализации возможного или реального развития неопределенности и нестабильности описал крупнейший специалист по стратегическому управлению И. Ансофф [5]. Классифицируя рыночную среду, он выделяет три модуля: национальный (экономика); региональный (технология); глобальный (социально-экономические аспекты).

Угроза вторжения новых участников . Ч---Ч

Рыночная & к впасть

продавца >г -► <

Отрасль.

Всеми средствами добиваться выгодного положения среди текущих конкурентов

-г <-г <Рыночная власть

потребителей <У1роза появления продуктов-заменителей или услуг заменителей

Рис. 1. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли [4, с. 33]

В результате создается возможность учета и оценки основных факторов нестабильности: сложности рынка, известных событий, будущих изменений. Нестабильность является одним из основных факторов, и она обязательно учитывается при разработке, а затем и при реализации концепции стратегического учета инноваций;

6) при разработке КСУИ должны быть учтены используемые способы регулирования в инновационной среде: глобальной, виртуальной, национальной, корпоративной, институциональной.

При этом регулирование рассматривается в следующих аспектах:

- подчинение определенному порядку, правилу, упорядочивание;

- установление правильных, необходимых для функционирования нормативных актов в инновационной среде;

- использование учетной системы для получения нужных показателей с дальнейшим их использованием в стратегическом управлении.

Автор придерживается позиции, что применение соответствующих систем бухгалтерского учета зависит от способов регулирования, которые использует та или иная капиталистическая система. Исторически известны четыре данных способа: путем банкротства, через государственное планирование (в том числе налогообложение); воздействие на биржевую деятельность и работу банков. Ни одна страна, ни одна капиталистическая экономика не использует только один-единственный способ регулирования, но в различные исторические периоды какие-то способы являются

доминирующими и тем самым предполагают тот или иной тип бухгалтерского учета [6, с. 22];

7) КСУИ должна учитывать способность менеджеров ориентироваться на долгосрочные цели.

В связи с этим, в концепции наряду с инновационной средой и ее информационным обеспечением должны быть задействованы техноэконо-мическая парадигма, конкурентная стратегия, инновационный и предпринимательский типы поведения и стратегии;

8) при разработке КСУИ необходимы наличие сетевой организации экономики, компьютерных сетей и устойчивых экономических характеристик сети.

Сеть наделяет ответственностью за решение проблем те участки, где они возникают, и предоставляет полномочия принимать соответствующие решения, стимулирует групповые интересы, разрешение проблем на неформальном уровне. Чтобы описать работу сети, необходима новая неевклидова, многомерная, непрямолинейная геометрия, составляющая альтернативу статичной, линейной, плоской, пирамидальной системе связей [6, с. 185-186].

Сетевая экономика привела к возникновению и функционированию сетевого учета и в том числе, сетевого учета инноваций.

В конечном итоге, разрабатываемая КСУИ должна ориентироваться на новейшие информационные технологии, которые изменяют характер и методологию учета, поднимают его на более высокий уровень. Э.С. Хенд-риксен и М.Ф. Ван Бреда отмечают, что в мире произошла информационная революция, которая радикально должна была бы повлиять на учет. Бухгалтерскому учету еще предстоит адаптировать новые изобретения, которые трансформируют финансовую отчетность [8, с. 37].

КСУИ должна быть базой разработки и адаптации соответствующих методик по оценке финансовой эффективности инновационных решений.

КСУИ должна быть ориентирована на международные стандарты бухгалтерского учета (International Acconting Standards (IAS) - международные стандарты бухгалтерского учета), а не на американскую систему ГААП (Generally Accepted Acconting Principles (GAAP) - общепринятые принципы бухгалтерского учета), как это наблюдается в России в настоящие время, хотя бы на примере показателей индексного анализа. Используемые у нас 32 показателя данного анализа ориентированы на американскую экономику, которая нацелена на удовлетворение потребностей акционеров и не соответствует реальностям российской экономики, в которой господствует налоговая составляющая. Французский индексный анализ ориентирован на индикативное планирование, немецкий - на банковскую составляющую.

И, наконец, разрабатываемая КСУИ должна быть понятна большинству менеджеров, внедряющих инновации.

Разработанная автором КСУИ на основании исследования концептуальных подходов к определению сущности, содержания и классификации

инновационных процессов, предложенной модели учетно-стратегических аспектов инновационной среды и инновационных процессов, представлена на рис. 2. Подход основан на четырех агрегатах, формирующих концепцию стратегического учета инноваций:

- первый агрегат образует информационную базу инноваций;

- второй составляет теоретическую базу;

- третий включает управленческие парадигмы;

- четвертый агрегат классифицирует виды стратегического учета.

Основой КСУИ является информационная база, которая включает:

- инновационную среду в ее информационном аспекте;

- техноэкономическую парадигму;

- систему идентификации инноваций.

управленческий учет затрат, доходов и результатов

финансовый учет: - собственности; - денежных потоков; - резервной системы

виртуальный учет инноваций по фракталам времени и пространства

налоговый налоговый учет

Управленческие парадигмы:

- традиционная,

- стратегическая,

- виртуальная

Типы стратегий:

- конкурентная,

- генерическая Типы организации:

- инновационные,

- предпринимательские Тип поведения

Система классификации инноваций по отношению к среде

КСУИ Техноэкономическая Инновационная Макротехнопогии

парадигма среда Фракталы времени и пространства

Цепочка ценностей в стоимости инноваций

Информационная база инноваций

Рис. 2. Концепция стратегического учета инноваций (КСУИ)

В бухгалтерском учете концепция инновационной среды впервые введена автором с подразделением на глобальную, виртуальную, национальную, корпоративную, венчурную и институциональную инновационную среду.

При представлении концепции информационной базы инноваций автор обращает внимание на следующие принципиальные позиции:

1) качественную характеристику инновационной среды в трех аспектах: - временных издержек, связанных с представлением, обновлением и доступом к информации, а также с дисконтированием стоимости инновационных издержек и доходов на временные измерители;

- содержательного измерения информации;

- формального измерения информации;

2) инновационная среда по своей характеристике должна представить информацию, решающую две основные проблемы:

- создание возможности учета инноваций по цепочке ценностей, допустим на основе использования метода АВС, т.е. метода учета по функциям;

- определение воздействия инноваций на прирост собственности фирмы, т. е. рыночной стоимости ее чистых активов и чистых пассивов;

3) концепция стратегического учета должна быть построена на системном подходе, включающем информационную базу, конкурентные и другие используемые стратегии, управленческую парадигму, организацию и методологию стратегического учета.

А.Д. Канчавели, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко (МГТУ им. Баумана) и другие создатели концепции виртуального предприятия отметили полное отсутствие в существующих моделях управления инновационными процессами системного подхода и анализа. Системный подход в современных условиях заключается в диверсификации понятия «инновация», т.е. необходимо рассматривать их в полном комплексе систем маркетинга, логистики и контролинга. Также не следует упускать из виду инновации в области информационных технологий и финансовой инженерии [9, с. 305-310]. Системный подход базируется на рассмотрении стратегического финансового, управленческого и налогового учета инноваций в соответствии с управленческими парадигмами.

На самом деле, система (с греческого Systema - целое, составленное из частей; соединение) - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство, на что и направлена КСУИ.

Системный подход в исследовании стратегического учета инноваций автором проводился исходя из посылки, что синтез предшествует анализу и включает три основополагающих этапа:

На первом - идентифицирована система инноваций, ее частью и является стратегический учет, который подлежит исследованию. В связи с этим изучались концептуальные подходы, определяющие сущность, содержание и классификацию инновационных процессов, была разработана модель учетно-стратегических аспектов инновационной среды и КСУИ.

На втором - исследованы модели поведения инновационных процессов в учетно-аналитической среде, для чего были разработаны учетная модель инновационных процессов, генеральная модель стратегического учета инноваций и модели стратегического управленческого, финансового и виртуального учета инноваций.

На третьем этапе исследованы поведение и свойства финансового, управленческого и стратегического учета инноваций по их ролям и функциям;

4) принцип системности проявляется и в том влиянии, которое оказывают инновации, высокие технологии на инновационную среду по сравнению с обычными технологиями.

Айтишные технологии характеризуются многими чертами сетевых и виртуальных предприятий:

- перерастанием эффективности в результативность и объяснимость;

- взамен экономии от масштабности получение экономии от свободного использования ресурсов;

- переход от работы по принципу «знаю как» к работе по принципу «знаю что» и «знаю почему»;

- переход от использования данных к использованию знаний;

- систематизация заменяется реинтеграцией;

- интенсивная работа заменяется разумной работой;

- централизм заменяется децентрализацией;

- иерархическое построение организаций сменяется сетевым построением, при этом сетевые организации начинают господствовать в компьютерной сети, и возникают виртуальные институциональные единицы. Сеть любого типа позволяет эффективнее использовать имеющиеся ресурсы (в 1980 г. Боб Меткальфе открыл закон, определяющий ценность сети как квадрат от количества институциональных единиц, функционирующих в сети, т.е. п2, где п - количество организаций, объединенных в сети);

5) КСУИ обеспечивает в определенной степени приоритет долгосрочной стратегии перед краткосрочной. В этой связи уместно сказать о том, что в настоящее время в России многие компании для обоснования своих первоначальных инвестиционных решений применяют сложные, рассматривающие долгосрочный период методы дисконтированного денежного потока, однако для мониторинга успеха или неудачи этих инвестиций они переходят к рассчитанной на краткосрочный период и основанной на бухгалтерском учете методике, например, используют показатель рентабельности инвестированного капитала. Такой подход не учитывает возможность отрицательного воздействия краткосрочных решений на долгосрочные стратегии [10, с. 69]. Для этих целей целесообразно использовать стратегические производные балансовые отчеты, которые позволяют определить влияние краткосрочных решений на долгосрочную стратегию;
6) проведение исследований направленно на обеспечение активной конкурентной политики, повышение качества продукции, товаров и услуг и, в конечном итоге, приводит к захвату рынков. Эта тенденция подтверждается многими исследованиями зарубежных экономистов. К сожалению, такие изыскания в России не проводились.

К примеру, из 77 фирм исследовавших инновации, % это делала в агрессивных целях, а % были вынуждены этим заниматься в целях обороны [11, с. 492]. Заметим, что оборона проводилась в рамках выживания, так как невозможно сохранить рынок без инноваций. По результатам работ Картера и Уильямса, большая часть финансирования нововведений (более

40 %) имела пассивный характер, т.е. как ответ на прямое давление конкуренции или в силу примера фирм, которые не являются непосредственными конкурентами [11, с. 491].

Второй агрегат КСУИ составляет теоретическую базу концепции:

- конкурентная стратегия;

- тип организации: инновационный и предпринимательский;

- тип поведения;

- конкретный тип используемой стратегии.

При этом основой теоретической базы концепции является достижение конкурентного преимущества по цене, затратам и, соответственно, обладание большей долей рынка.

Владение торговой маркой-лидером позволяет устанавливать надбавки к ценам на 20-40 % выше по сравнению с марками второго порядка, что дает возможность увеличивать затраты на рекламу особенно инновационных товаров и разрабатывать товары более высокого качества.

Теоретические построения основаны на внешнеориентированном подходе.

В инновационной среде эффективно функционируют две основные стратегии: генерическая и конкурентная.

Генерическая ориентирована на создание значимых ценностей, а конкурентная на первое место ставит потребности фирмы (таблица).

Третий агрегат КСУИ систематизирует соответствующие управленческие парадигмы: традиционную, стратегическую, виртуальную, которые являются основой организации любой системы управленческого учета (финансового, стратегического, адаптивного, виртуального).

Генерические и конкурентные стратегии [12, с. 127-128]

Содержание стратегии Генерические стратегии Конкурентные стратегии

Вопрос о ценностях Социальная значимость Корпоративная ценность

Ценностные ограничения Ценность для потребителя > цены Цены > издержек

Показатели успеха Увеличение объема продаж Рост доходов корпорации

Основные цели стратегии Адаптация к переменам Инновация, угроза имитации, сдерживание конкурентов

Выражение стратегии Определение рынка продукта Преимущества, позиция и поддерживающая их политика

Базовый подход к анализу Изучение развития отрасли в прошлом и ее перспективы Сопоставление с конкурентами

Отсюда вытекает и четвертый агрегат КСУИ, включающий соответствующие виды и разновидности стратегического учета инноваций: управленческий, финансовый, виртуальный, налоговый.

Автор приходит к выводу, что КСУИ представляет из себя систему отражения техноэкономической парадигмы, инновационной среды, соответствующим образом классифицированных и идентифицированных инноваций в рамках учетного механизма соответствующих видов стратегического учета (стратегического управленческого, финансового, виртуального и

налогового), построенную агрегированным или дезагрегированным способом в ориентации на используемые управленческие парадигмы, стратегии (конкурентные, генерические), соответствующие типы организации (инновационные, предпринимательские) и поведения.

Литература

1. Богатая И.Н. Стратегический учет собственности предприятия. Ростов н/Д, 2001. (Серия «50 способов»).
2. Терехова В.А. Стратегический управленческий учет: состояние и развитие в зарубежных странах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2000. № 4. С. 9-12.
3. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М., 1993.
4. ПортерМ.Э. Конкуренция: Пер. с англ. М., 2000.
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Капту-ревского. СПб., 1999.
6. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера: Пер. с англ. СПб., 2001.
7. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика: Пер. с франц. / Под ред. Я.В. Соколова. М., 2000.
8. Хендриксен Э.С., Ван БредаМ.В. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. М., 1997.
9. Канчавели А.Д., Колобов А.А., Омельченко И.Н. и др. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логистико ориентированное проектирование бизнеса / Под ред. А.А. Колобова, И.Н. Омельченко. М., 2001.
10. Уорд Кит. Стратегический управленческий учет: Пер. с англ. М., 2002.
11. Лейбенстайн Х. Аллокативная эффективность в сравнении с «Х-эффективностью» // Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т. 2 / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 2000.
12. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гансал С. Стратегический процесс: Пер. с англ. СПб., 2001.

Ростовский государственный экономический университет 19 ноября 2004 г.

© 2005 г. В.И. Яхимович

СНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОГО РЫНКА ЖИЛЬЯ

Стратегическая задача создания доступного рынка жилья в России решается через модернизацию отношений собственности на землю в городских условиях, оптимизацию систем зонирования и землеоотвода под жилищное строительство, нивелирование административных барьеров орга-

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты