Рециклинг отходов: актуальность возрастает
И.Р. Шегельман, А.С. Васильев, П.О. Щукин, О.Н. Галактионов,
Ю.В. Суханов Петрозаводский государственный университет
Аннотация: показано, что в России и за рубежом прослеживается все большее усиление внимания рециклингу - важному фактору ресурсосбережения и решения экологических проблем. Отмечено, что несмотря на проводимые исследования и определенный опыт внедрения, не решены многие проблемы рециклинга. Обращено особое внимание на остроту проблемы рециклинга отходов производства и потребления, поиска и реализации новых научно-технических и организационно-экономических, а также законодательных решений в этой сфере.
В последние годы в России и за рубежом все больше усиливается внимание уделяемое рециклингу - возвращению в промышленное освоение вторичных ресурсов, содержащихся в отходах производства, потребления и строительства, как важнейшего фактора ресурсосбережения и решения экологических проблем.
О важности этой проблемы свидетельствуют огромные накопления всевозможных отходов и принятые в подавляющем большинстве государств мира законодательные акты, направленные на регламентацию и всемерную поддержку деятельности, связанной с утилизацией и повторным использованием отходов [1].
В России ежегодно образуются более 3,5 млрд. тонн отходов производства и потребления, а общий объем их накопления на территории страны составляет около 85 млрд. тонн [2]. В мире ежегодно перерабатывается более 600 млн. тонн отходов, около 40 % сырья, используемого мировой промышленностью - вторичные ресурсы. Оборот перерабатывающего сектора в мире превышает 160 млрд. долларов, а в
научные исследования в этом направлении частными компаниями инвестируется более 20 млрд. долларов [3].
Патентный поиск показал, что в России и за рубежом ведется активный поиск технических решений, направленных на эффективную переработку отходов атомной энергетики и других твердых радиоактивных отходов [4].
Зарубежные исследователи отмечают, что для рециклинга таких отходов должны быть [5]:
- установлены требования и нормативные акты для обращения с ними; разработаны передовые методы рециклинга;
- созданы новые виды топлива для существующих реакторов;
- разработаны инновационные реакторные технологии, чтобы извлечь дополнительную энергию из переработанного топлива, снизить тепло- и радиотоксичность побочных продуктов.
В 2006 году правительство США объявило о формировании Глобального партнерства в атомной энергетике для работы с другими странами, в том числе для уменьшения отходов в этой сфере. Тем не менее проблема обращения и рециклинга отходов атомной энергетики полностью не решена и является "ахиллесовой пятой атомной отрасли» [6].
Как отмечено в работе [7], темпы образования твердых отходов производства и потребления существенно превышают темпы их обезвреживания и утилизации из-за недостатка мощностей по их утилизации, отсутствия эффективных, экологически безопасных технологий их уничтожения, недостатка государственной поддержки инновационных проектов в сфере рециклинга, низкого уровеня контроля за образованием, обезвреживанием и уничтожением отходов.
В проекте Публичной декларации целей и задач на 2014 год Министерства природных ресурсов и экологии РФ, отмечается, что в России традиционно наблюдается большой дисбаланс между образованием отходов
и их переработкой, основная причина которого - пробелы законодательства в части обращения с отходами.
Минприроды России разработало предложения по утверждению перечня проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории России. В числе проектов: восстановление загрязненных нефтепродуктами земель в районе г. Мирный, пилотный проект «Реабилитация Авачинской бухты», пилотный проект «Ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива», ликвидация отходов Беловского цинкового завода, рекультивация хвостохранилища «Тувакобальт», утилизация отходов на площадке ОАО «Фосфор», закрытие и рекультивация городских свалок ТБО города Набережные Челны и в г. Казани, ликвидация накопленного экологического ущерба, закрытие и рекультивация свалок на территории Республики Крым и г. Севастополь.
Минприроды России продолжает работу по подготовке проекта концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2015 - 2026 годы. Проект концепции одобрен Минэкономразвития России и в настоящее время готовится для внесения в Правительство Российской Федерации [8].
В анализируемой сфере реализуются международные проекты. Например, российско-норвежская экологическая экспедиция отправилась к месту затопления атомной подводной лодки К-159, которая затонула в 2003 году во время буксировки на утилизацию, в двух ее реакторах находилось 800 кг отработавшего ядерного топлива. Ученые должны оценить возможную радиационную угрозу от затонувшей субмарины, риски в связи с ее возможным подъемом. Полученные пробы будут направлены на изучение в лаборатории России и Норвегии, а также МАГАТЭ. С. Е. Донской - глава
Минприроды России подчеркнул: «В наследие от прошлого века нам достались не только технологии, но и опасные захоронения отходов, в том числе радиоактивных. Затонувшие объекты необходимо либо ликвидировать, либо контролировать их состояние в постоянном режиме». В Арктике затоплены три атомных подводных лодки, а также реакторы с ядерным топливом и контейнеры с отходами [9].
В интервью Российской газете [10] Ринат Гизатулин, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ отметил, что: «Основная проблема связана с отсутствием собственника накопленных отходов и в большинстве случаев - отсутствием экономически эффективных технологий утилизации загрязнений. ... Часто причиной становится ограниченный объем средств, выделяемых из бюджета и не рассчитанных на проведение всего комплекса ликвидационных и восстановительных работ. На мой взгляд, проблему ликвидации накопленного экологического ущерба можно было бы решить, предусмотрев финансирование мероприятий по ликвидации "горячих точек" как из средств федерального бюджета (это около 60%), средств консолидированных бюджетов и внебюджетных источников».
Все актуальные проблемы современного рециклинга невозможно изложить в одной статье, но необходимо отметить, что одной из них является рециклинг отходов лесопромышленных производств. Серьезный вклад в решение этой проблемы в свое время внес Карельский НИИ лесопромышленного комплекса [11].
Развитие этих исследований в настоящее время осуществляется в Петрозаводском государственном университете при проведении проблемно-ориентированных работ по целому ряду направлений [12 - 16 и др.]:
- исследование ресурсов лесосечных отходов и нормативов их образования и распределения в регионе;
Инженерный вестник Дона, №3 (2014)
^ ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2479 ^ _
- обоснование способов вовлечения в переработку отходов лесозаготовок и мест их переработки в рамках сквозных технологий лесопромышленных производств;
- комплексная заготовка деловой и энергетической древесины;
- создание регионального биоэнергетического кластера;
- синтез и апробация новых патентоспособных технологических и технических решений для рециклинга отходов лесопромышленных производств и др.
Вместе с тем, решение проблемы рециклинга отходов лесопромышленных производств сдерживается недостаточным вниманием государства к этой проблеме, а также отсутствием государственного стимулирования создания производств, заготовляющих и использующих эти отходы, в т. ч. в биоэнергетике.
Российским законодательством регламентируются правовые основы определения отходов как права собственности, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля. Организации, покупающие отходы 1-1У класса опасности (даже в качестве вторичного сырья) должны иметь лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Однако специальных налоговых льгот, затрагивающих деятельность по обращению с отходами и вторичными ресурсами в России нет [17].
Анализ показывает, что в стране, несмотря на имеющиеся исследования и определенный опыт внедрения, не решены многие проблемы рециклинга. Вышеизложенное свидетельствует о растущей остроте проблемы рециклинга отходов производства и потребления, поиска и реализации новых
научно-технических и организационно-экономических, а также законодательных решений в этой сфере.
Российской Федерации URL: mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=134551 (дата обращения: 05.08.2014).
References
[Mechanism and innovative business management tools for the environmentally safe disposal of solid waste]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05. M., 2013. 23 p.