Спросить
Войти

Большое в малом: Дадал сомон (Монголия) как пространственная среда конструирования локального бурятского мира

Автор: указан в статье

Дарима БОРОНОЕВА

БОЛЬШОЕ В МАЛОМ: ДАДАЛ СОМОН (МОНГОЛИЯ) КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО БУРЯТСКОГО МИРА

Изучение влияния «встречи» кочевой скотоводческой и оседлой земледельческой культуры на эволюцию традиционных форм жизнеобеспечения монгольских народов на материалах полевых экспедиционных исследований позволяет выявить специфические особенности хозяйственного уклада взаимодействующих этнических групп на территории Монголии, в частности бурят.

Studying of influence of interaction of nomadic cattle form of culture and settled agricultural опе on evolution of Mongolian people life-support traditions on materials of Buryat culture expeditionary researches is carried out in the given article. As a corollary, specific particularities of economic setup of cooperating ethnic groups on the territory of Mongolia are revealed.

буряты, хозяйственный уклад, традиционная культура, культурное влияние: Buryats, economic setup, traditional culture, cultural influence.

БОРОНОЕВА

Дарима

Цыбиковна —

к.и.н., старший

паеподаватель

кафедры! философии

Бурятского

государственного

университет

Koronoeva@mail.ru

Вмежкультурном диалоге феномен приграничья представляет собой один из немаловажных факторов устойчивого разви -тия, социокультурное содержание которого определяет харак -тер социального поведения приграничного населения. В аспекте взаимовыгодного международного сотрудничества Российской Федерации представляется актуальным изучение приграничья в контексте кросс культурных процессов.

Современное гуманитарное научное знание расширяет круг ака -демических дисциплин, обращающихся к этнической проблема -тике, в частности, это относится к исследованию этнического свое -образия культуры, которое выражается в устойчивых, регулярно повторяющихся формах поведения. Важное практическое значение приобретают результаты исследований, основанных на полевых материалах. Эмпирическую базу настоящего исследования состав -ляют данные, полученные в ходе экспедиционных исследований в сомоне Дадал Хэнтэйского аймака Монголии, представляющем одно из мест компактного расселения бурят.

Буряты Монголии как одна из этнических групп занимают свое место в этнокультурной мозаике страны. Изучению истории, этно -культурной специфики данной группы, динамики и факторов сохра -нения и изменения идентичности в условиях эмиграции посвящены отдельные работы исследователей из России, Монголии, Китая, Японии, Польши. Вместе с тем остается еще много открытых вопросов и интересных сюжетов. В настоящей работе предпринята попытка на примере бурят Дадал сомона, в котором отражается положение, характерное для диаспоры в целом, осветить некоторые аспекты освоения бурятскими переселенцами нового жизненного пространства. В поле нашего внимания — историко - культурный фон формирования бурятского населения Дадал сомона и один зна -чимый маркер этнических границ — традиционная культура питания. Важно отметить, что интерес для нас представляет не столько технология приготовления пищи, сколько взаимосвязь последней с другими элементами системы традиционного жизнеобеспечения. В наборе характерных пищевых продуктов бурят Дадал сомона, во многих гранях материальной и духовной культуры, так или иначе

соотносящихся с пищей, отражается этническая и социальная история бурят в целом, результаты культурного взаимодей ствия с русским этносом, заимствование черт оседлой земледельческой культуры в частности. Следует обратить внимание и на феномен формирования своеобраз ных локальных этнокультурных продук -товых брендов, в наименовании которых используется этноним «бурят»/«буриад».

Как известно, в истории бурят замет ным социально политическим и этно культурным явлением конца XIX — пер -вой трети XX вв. стало массовое пере -селение в Монголию и в Маньчжурию. Не касаясь причин эмиграционного движения, отметим, что сам факт при сутствия бурят в Монголии вынудил монгольское правительство принять ряд мер по их административному устрой ству и решению вопроса о гражданстве. На основе решения Великого Народного Хурала, согласно Уставу об организации административных единиц, было решено создать по 3 бурятских хошуна в Хан -Хэнтэйском и Богдоханульском айма -ках: Эг - Селенгинский, Ирогольский, Улзгольский, Ононгольский, Керу -ленгольский (Малгарульский) и хошун Халх - номрог1. Бурятским переселенцам была предоставлена земля на севере страны. Значительные территории были выделены в районе Хэнтэйских гор, с которых халхаское население было пере ведено в другие места. Соответствующие органы разрешили бурятским переселен цам самим выбирать земли2.

Выбор места для поселения из мно -жества потенциально пригодных для жизни территорий являлся одной из социально значимых сфер поведения в традиционной культуре монгольских народов, и бурят в том числе, и потому выработанным в коллективе типовым схемам и моделям, регламентирующим эту сферу, придавалось исключительно большое значение. Согласно исследова ниям М.М. Содномпиловой, существуют два параметра в механизме культурного освоения пространства монгольскими

1 Оюунтунгалаг А. Монгол улсын буриадууд. — Улаанбаатар, 2004, с. 50-54.
2 Тубчинов С.Д. Миграция бурят в Монголию и места их расселения (конец XIX — первая треть XX в.) // Диаспоры в современном мире : материалы международного круглого стола. — Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2007, с. 99—100.

народами — характеристика природно -географической среды и религиозномифологический контекст. Другими сло -вами, при миграции и выборе нового места поселения необходимо было, во первых, определить основные параметры «пригод ности» той или иной части пространства с практической точки зрения, во - вторых, выявить соответствие выбранной терри тории определенному уровню в символи ческой классификации3.

Основную роль при выборе земли пере селившимися в Монголию бурятами игра -ла традиционная хозяйственная деятель ность. В хозяйстве хори (бурят — выход -цев из современных Кижингинского, Хоринского, Еравнинского районов Республики Бурятия), составивших основ -ное население Дадал сомона, главным занятием к моменту переселения было полукочевое скотоводство, другие отрасли: охота, собирательство имели второстепен ное, подсобное значение. Значительной была степень проникновения земледелия в общую структуру хозяйства, о чем гово -рят данные о размерах посевных площа -дей хоринских бурят Верхнеудинского уезда (20 478,1 десятины)4, числе эко -номических хлебозапасных магазинов (52)5. «Начало сеянию хлеба» у хоринских бурят Вандан Юмсунов — автор летописи «История происхождения одиннадцати хоринских родов» относит к 1792 г., когда к ним прибыли доверенные чиновники императрицы Екатерины II, чтобы «обу -чать ведению хозяйства». Прибывшие «выделили из казны бесплатно семен ное зерно ярицы, ржи, пшеницы, овса и ячменя, а также сохи, серпы и другие [зем -ледельческие орудия] и обучали и настав -ляли различным способам сеяния тех различных злаков»6. Исследователи отме -чают, что бурятское население, перенимая от русских земледельцев приемы и навыки земледельческого хозяйства и постепенно

3 Нанзатов Б.З., Николаева Д.А., Содном-пилова М.М., Шагланова О.А. Пространство в традиционной культуре монгольских народов. — М. : Восточная литература, 2008, с. 159.
4 Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Бурятия. XVII—

XIX вв.: История. — Улан-Удэ, 1999, вып. 4, с. 110.

5 Бураева О.В. Земледелие // Буряты / отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская. — М. : Наука, 2004, с. 126.
6 Бурятские летописи / сост. Ш.Б. Чимит -доржиев, ЦП. Ванчикова. — Улан Удэ, 1995, с. 83.

осваивая их, «старались усовершенство вать орудия и приемы землепашества»1.

Для хозяйства хоринских бурят было характерно развитое сенокошение. Традиции сенокошения и достаточно раз -витаятехнология производства грубых кор мов, судя по работам А.П. Окладникова, Е.М. Залкинда, И.Б. Батуевой, С.Г. Жам -баловой, Л.Р. Павлинской, были известны бурятам давно2. Более широкое распро странение сенокошения во всех этниче ских группах бурят исследователи свя -зывают с непосредственным примером русских и появлением более совершенных русских орудий труда.

Обосновавшиеся в Дадал сомоне буряты, в отличие от местного населения

— халха, располагали широким ассорти ментом хозяйственного инвентаря, утвари и даже сельскохозяйственных машин, способствовавших сохранению и ведению сложившегося хозяйственно культурного комплекса. Неизбежные столкновения из за земли между переселенцами и мест ным населением, имевшие место в самом начале их взаимоотношений, сопрово ждались иногда любопытными истори ями, которые свидетельствуют о том, что у халхасцев отсутствовали представления об использовавшихся бурятами орудиях труда, причем даже визуальные.

В настоящее время, когда многие ското -водческие хозяйства Монголии страдают от дзута — зимней бескормицы в суровые холодные зимы и теряют порой полное поголовье скота, народная молва гласит, что «у бурят не бывает дзута». Важно отме тить, что, в отличие от других монгольских этносов, охота у бурят Монголии сохра -няет свое подсобное значение. Полевые исследования в Дадал сомоне подтверж дают это не только потому, что здесь много

1 Бураева О.В. Этнокультурное взаимодействие народов Байкальского региона в XVII — начале XX в. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005, с. 41.
2 Окладников А.П. Шишкинские писаницы: Памятник древней культуры Прибайкалья. — Иркутск, 1959, с. 176; ЗалкиндЕ.М. Присоединение Бурятии к России. — Улан-Удэ, 1958, с. 169—170; Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX—XX веков. (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный пирод) : историко - этнографический очерк. — Улан-Удэ, 1992, с. 36; Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX—

XX вв.). — Новосибирск : Наука, 2000, с. 164—165; Павлинская Л.Р. Жамбалова С.Г. Становление и развитие хозяйственной традиции на территории Прибайкалья и Забайкалья // Культурные традиции народов Сибири. — Л., 1986, с. 246.

охотников и охота имеет промышленную значимость, но и потому, что здесь создан единственный в своем роде частный охот ничий дом - музей (гэрийн музей), поража -ющий посетителей количеством экспона -тов.

Что касается собирательства, то и оно имело и имеет гораздо большее распро -странение среди бурят, чем у других мон гольских этнических групп. Технология и навыки бурят по сбору и переработке ягод, лука, чеснока, луковиц лилии (сарана), корней мэхэр — горлеца и других растений сохраняют свою актуальность и в настоя -щее время, обусловливая своеобразие системы питания бурят Монголии и явля ясь примером для представителей других этнических групп.

Современная территория Дадал сомона соответствует сложившимся традицион ным представлениям о составе необхо димых компонентов благоприятной для жизнедеятельности местности, включая такие элементы ландшафта, как гора, долина, водные источники, лес. Наличие леса позволило сохранять ремесленные, в данном случае столярные, традиции. Бурятские мастера, как мы могли убе диться во время полевых исследований, славятся и умением изготавливать бере стяные изделия. Исследователи отмечают, что в каждой бурятской семье имеется собственная кузнечная или столярная мастерская, что совершенно не встреча ется у халхасцев3.

По данным 2010 г., из 472 727 га земли, принадлежащей Дадал сомону, пастбища составляют 163 244 га, сенокосные угодья

— 25 150 га, пахотные/посевные площади

— 6 354 га, лесные массивы — 246 327 га4. Таким образом, одним из факторов, спо собствовавших успешному воспроизвод ству не только традиционного хозяйства, но и традиционного уклада жизни в целом, явилось оптимальное с точки зрения рациональности ресурсообеспечение тер ритории проживания бурят в Монголии.

Традиционные методы определения благодатной земли не могли не включать знания о символических признаках мест ности. Большая часть территории Дадал сомона (278 680 га, или 57,9%) в настоя -щее время относится к заповедной/при

3 Оюунтунгалаг А. Монгол улсын буриадууд. — Улаанбаатар, 2004, с. 84.
4 Дадал сумын туухэн товчоон. — Улаанбаатар, 2010, с. 33.

родоохранной зоне и находится под осо бой защитой государства. Именно здесь сосредоточены исторические и культо -вые места, связанные с легендарными личностями — Бодончаром, Есугеем, Чингисханом (Дэлуун Болдог, Бурхан Халдун, Хажуу булаг, Хаар тугийн овоо, Бодончарын жалга, Сэлбэгийн дэв, Угалзар гол/Уулзахын гол и др.). Выбрав для заселения места, обладающие осо бым статусом в сакральной топографии монгольского мира (места рождения, дет ских лет и молодости Чингисхана), буряты через их посещение и связанные с ними ритуалы каждый раз осуществляли ретро спективную реконструкцию прошлого, что, безусловно, способствовало актуали зации героического «фонда воспомина ний» — легенд, преданий, мифов. Жизнь на «территории памяти» имела особое значение для конституирования и инте грации группы, формирования «героиче ской» ментальности. Не случайно именно буряты Дадал сомона в 1962 г. в честь 800 летия со дня рождения Чингисхана в местности Гурван гол инициировали воз -движение 11 метрового памятника с изоб ражением Чингисхана. В условиях поли тического, идеологического контроля и давления, когда имя Чингисхана было под запретом, буряты своим смелым проек том не только продемонстрировали силу коллективной памяти, но и готовность защищать эту память. Они смогли сохра нить этот памятник, несмотря на жесткое требование его демонтировать. О высоком потенциале бурят Дадал сомона в поиске форм публичной презентации прошлого говорит и их вклад в реализацию идеи национально культурного возрождения бурятского народа: первый фестиваль «Алтаргана», который сегодня признается одним из самых масштабных и зрелищных общебурятских культурных мероприятий, способствующих формированию нового бытийного пространственного образа бурятского мира, проходил в скромном Доме культуры сомона.

Возвращаясь к теме символического содержания осваиваемого про странства, отметим, что в религиозно мифологических представлениях мон гольских народов самые характерные точки окружающего пространства ста новились местом обитания «хозяев мест -ности», покровительствующих общине, каждой семье и каждому человеку, входя

щим в социальный коллектив на данной территории. Различную степень осво енности территории в традициях мон гольских народов демонстрирует культ «хозяев гор»1. На всем пространстве их проживания во множестве встречаются обо — почитаемые горные вершины или же рукотворные культовые сооружения в виде конусообразных насыпей из камней, увенчанных деревцами, в честь местных духов хозяев.

В целом историко - культурный фон формирования Дадал сомона демонстри рует еще один вариант реализации тради ционной стратегии освоения нового места и организации пространственной среды конструирования локального бурятского мира.

При изучении народов с дисперсным расселением, к каковым, безусловно, можно отнести бурят, проживающих в разных странах и, соответственно, вклю ченных в разные этнокультурные и геопо литические системы, особенно актуальна проблема этнических границ. Понятие этнических границ, введенное в научный оборот Ф. Бартом, связано с определе-нием культурных дистанций между этни ческими группами. Этническую общ ность определяет этническая граница, а первичную значимость имеют те культур ные характеристики, которые, согласно В.А. Тишкову, позволяют ответить на во -прос, почему и как «мы» отличается от «них».

Если следовать пониманию этнично сти «как формы социальной организации культурных различий», то в ситуации меж культурного взаимодействия, в данном случае — при взаимодействии этнических групп на территории Монголии, необхо димость выражать и подтверждать этни ческую идентичность реализуется посред -ством дифференцирующих признаков — сигналов и знаков различий, которые, по Ф. Барту, люди находят у других и выка -зывают сами для демонстрации идентич ности (нередко это такие признаки, как одежда, язык, форма жилища или образ жизни в целом).

Следует сразу оговорить, что характер межэтнического взаимодействия в среде монгольских народов в целом и в ука -занном бурятском сомоне в частности

1 Нанзатов Б.З., Николаева Д.А.,. Содномпило-ва М.М, Шагланова О.А. Указ. соч., с. 181, 183.

обусловлен тем, что общий пласт в куль турном багаже представляет собой некую нейтральную зону, где явления культуры не носят этнически маркирующего харак тера и могут быть вписаны в актуальную сферу каждой из контактирующих этни ческих групп. В процессе же дихотоми зации, который, видимо, неизбежен при социальном взаимодействии, перечень «своих» отличий представителями кон тактирующих групп вычленяется иногда с трудом, иногда — с легкостью. Как показывает реальная повседневная практика бурят Монголии, из компонентов так называемой «этнографической триады» важнейших явлений народной матери альной культуры (пища, одежда, жилище) именно локальный, специфический набор продуктов выступает одним из первых сигналов, который несет этнически окра шенную информацию сообщение, спо собствующую двустороннему процессу идентификации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что питание сохраняет смыслообразующую роль, поддержи вая основу «бурятскости». Самый «про -стой» набор продуктов традиционного бурятского угощения в ее современной форме бытования — талха (хлеб, легко узнаваемый как «бурятский» по специфи ческой прямоугольной форме), зввхэй (сметана), урмэ (сладкое угощение, основ -ными ингредиентами которого являются сметана, молотая черемуха или голубика/ брусника1, творог, луковицы лилии-сараны) — отражает модель питания, характерную до переселения в Монголию. Как нам представляется, даже на примере приведенного минимального набора про дуктов бурят Монголии можно просле -дить эволюцию хозяйственно культурных типов, влияние оседлой земледельческой культуры на традиции пищевого предпо -чтения и рецепты приготовления блюд. Так, технология хлебопечения, получе ния сметаны сохраняет свои «секреты», в результате чего «бурятский» хлеб и «бурят ская» сметана — не просто вкусные, они получили среди населения страны в целом репутацию продуктов, воспринимаемых как хорошие уже на уровне сознания. Последнее способствует формированию своеобразного «рынка» товаров/продуктов под маркой «бурятский». Например, в

1 Кроме перечисленных ягод, буряты Дадал сомона собирают черную смородину, кислицу, землянику и варят из них варенье.

крупных торговых центрах г. Улан - Батора можно купить не только бурятский хлеб (буриад талх), но и бурятскую картошку (буриад темес), которые вовлечены в индустрию массового производства. Бурятская же сметана сохраняет традиции производства в домашнем хозяйстве для внутрисемейного повседневного потре бления и для продажи излишков.

Полевой материал свидетельствует о тенденции экономизации традиционных культур в современных условиях: элементы культуры, сохраняя значение как маркеры этнической идентичности, приобретают и качество экономического ресурса, на базе рекрутирования которого производители получают материальные и социальные дивиденды.

В заключение подчеркнем, что приве денный нами полевой материал и наши исследования, посвященные специ фике этнокультурного развития бурят Внутренней Монголии КНР (шэнэхэн ских бурят)2 позволяют провести срав -нительный анализ и сделать вывод о том, что, несмотря на более высокие темпы ассимиляционных процессов, буряты Монголии сохраняют не менее ярко выраженный этнокультурный облик, чем шэнэхэнские буряты, которые уже давно в научной среде считаются типом «истин ных и настоящих бурят».

Статья подготовлена при поддержке РГНФ № 112103555е/Моп «Оседлые традиции в кочевой культуре бурят Монголии».

2 Бороноева Д.Ц. Очерки истории и культуры бурят Внутренней Монголии КНР. — Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2000; она же. Бурятское зарубежье: описание и анализ // Материалы международного круглого стола «Диаспоры в современном мире». - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2007, с. 21-29; она же. Глобализация и повседневность: диаспорный вариант шэнэхэнских бурят // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. Вып. 6. — Улан-Удэ, 2009, с. 185—188; Она же. Роль идеи «возвращения на родину» в мировоззрении шэнэхэнских бурят // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии : мате -риалы международной научной конференции. — Улан-Удэ, 2003, с. 184—187; Буряты в Монголии и во Внутренней Монголии КНР: антропология переписи и идентичность // Азиатская Россия: миграции, регионы и регионализм в историче ской динамике : сб. науч. статей. — Иркутск : Оттиск, 2010, с. 273—284, и др.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты