Спросить
Войти

Профессиональное обучение государственных гражданских и муниципальных служащих в Республике Татарстан: практика и проблемы

Автор: указан в статье

УДК 378:352.075

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ

Л А.Гусева, Н.В.Волкова

В статье рассмотрены основные исторические аспекты профессионального развития государственных гражданских служащих в Республике Татарстан. Выявляются основные тенденции в профессиональном обучении государственных гражданских и муниципальных служащих современного аппарата. Подчеркивается необходимость позитивного опыта в данной сфере деятельности субъектов Российской Федерации, а также опыта зарубежных стран.

Формирование государственной службы в субъектах Российской Федерации - одна из основных проблем современного состояния органов государственного и муниципального управления в России. «Динамичное развитие государства возможно только тогда, писал Э.Токвиль, - когда его представляют люди, отличающиеся природной одаренностью, цепкостью памяти, светлым умом, глубиной мысли и горячим воображением» [1]. Образ художественный, но достаточно точный. Россия занимает 44-е место в мире по уровню квалификации государственного аппарата» [2].

Вопрос профессиональной подготовки, переподготовки государственных гражданских служащих является одним из ключевых в системе государственной службы и кадровой политики Российской Федерации. Приоритет проблем профессионального образования кадров управления перед другими столь же актуальными проблемами государственной кадровой политики подтвержден историческим опытом социального развития. Управление трудовым коллективом и кадровыми ресурсами всегда было приоритетной сферой в Республике Татарстан.

Согласно решению секретариата Татарского обкома РКП(б) от 30 октября 1922 года в городе Казани был открыт Татарский коммунистический университет, который являлся высшей советской партийной школой. Целью партийной школы

была подготовка марксистки образованных партийных, профсоюзных и советских работников для ТАССР и других областей РСФСР, с трехгодичным сроком обучения. Университет находился в ведении Главполитпросвета РСФСР и под непосредственным руководством Татарского обкома РКП(б).

Решением бюро Татарского обкома ВКП(б) от 19 декабря 1932 года Татарский коммунистический университет был реорганизован в Татарскую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу (ТВК СХШ). Перед школой была поставлена задача переподготовки руководящих работников совхозов и колхозов, а также руководителей районных партийных и советских органов. При этом руководство школой осуществлялось сельскохозяйственным отделом ЦК ВКП(б). В августе 1937 года школа была упразднена, и постановлением бюро Татарского обкома ВКП(б) от 9 апреля 1937года в г. Казани были открыты партийные курсы для переподготовки секретарей партийных комитетов и парторгов.

В 1944 году курсы были преобразованы в Республиканскую партийную школу, которая имела три отделения: общепартийное, пропагандистское и комсомольское. Постановлением ЦК КПСС от 30 декабря 1957 года она была переименована в Казанскую высшую партийную школу. В августе 1961 года постановлением ЦК КПСС от 10 мая 1961 года Высшая партийная школа была упразднена.

В 1985 году в г. Казани при Доме Политпросвещения был создан Татарский учебно-консультационный пункт Саратовской высшей партийной школы. При Татарском обкоме КПСС существовала курсовая подготовка партийных, советских и идеологических работников. Цель подготовки состояла в «обеспечении в системе непрерывного образования постоянного обновления теоретических знаний кадров, повышение их профессиональной квалификации, политической культуры и изучение передового опыта, практики перестройки партийной и советской работы». За период с 1986 по май 1990 года на курсах повысили свою квалификацию 6618 партийных и советских работников.

Учебный процесс на курсах во многом схож с сегодняшними курсами повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих Республики Татарстан. Проводились встречи с руководителями органов государственного управления, «круглые столы», деловые игры, регулярно организовывались выездные практические занятия слушателей.

В 1990 году на базе курсов повышения квалификации партийных, советских и идеологических кадров, университета политической культуры, общественно -политического центра рескома создается республиканский центр подготовки и повышения квалификации кадров. Основными задачами республиканского центра являлись обеспечение регулярной курсовой переподготовки партийных и советских кадров и актива, подготовка и повышение квалификации руководящих работников идеологических, общественных и творческих организаций, средств массовой информации, различных организаций и ведомств, переподготовка управленческих кадров, оказание методической помощи в организации политического и экономического образования трудящихся.

Особую роль в подготовке государственных служащих исполнительной власти Республики Татарстан сыграл Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан, правопреемник Республиканского Центра подготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Татарстан. Следует отметить, что в Российской Федерации это была единственная модель реорганизации курсов повышения квалификации партийных, советских и хозяйственных работников в учреждение дополнительного профессионального образования органов законодательной власти.

Развитие учебной базы Республиканского центра подготовки и повышения квалификации государственных служащих из года в год характеризовалось увеличением численности мест для обучения, что положительно влияло на ситуацию в республике (уменьшался некомплект кадров, базовая региональная подготовка и повышение квалификации государственных служащих способствовала увеличению качественного состава специалистов, работников органов государственной власти).

За короткий период Институт стал заметным высшим учебным заведением по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров государственной службы. 28 июля 2007 года Указом Президента Республики Татарстан Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан был переименован в Академию государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан. В июне 2010 года академия была ликвидирована Указом Президента РТ от № УП-414 от 30.06.2010. Согласно данному указу студентов перевели из Академии в Казанский (Приволжский) федеральный университет и в Казанский финансово-экономический институт Татарстана.

Если возвращаться к истории, то следует признать, что уровень этот определялся существовавшей в то время отлаженной системой подготовки государственных служащих. Характер и тип подготовки и переподготовки государственных служащих определяются тем, для какой системы государственного управления они предназначены. В современных условиях от государственных служащих требуется ряд качеств, выступающих одновременно образовательными принципами подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Профессиональное развитие государственных служащих представляет собой процесс качественного изменения способностей, накопления опыта специалистов, за счет которых обеспечивается качественное выполнение задач и реализация полномочий государственных органов.

Ю.Пучков выделяет необходимые условия профессионального развития государственного служащего - это воспитание устойчивого интереса к самопознанию, саморазвитию и самореализации в процессе профессиональной деятельности [3]. Такая положительная мотивация должна закладываться на стадии образовательного процесса и поддерживаться в ходе всей профессиональной деятельности.

Б.Н.Габричидзе и В.М.Коланда, раскрывая содержание принципа профессионализма государственной службы, выделяют прежде всего знание

(наличие образования) особенностей соответствующей управляемой сферы (врач - для системы управления здравоохранением; педагог - для управления народным образованием; юрист - для правовой службы в любой отрасли управления, и т.д.) [4]. Именно от того, каким «человеческим материалом» обладает государственный аппарат - профессионалами или дилетантами, - решающим образом зависит качество его работы. Ведь именно в любой системе социального управления «... непосредственно или, в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится к государственному механизму. Без персонала он представляет безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей» [5].

Анализ деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации в области повышения квалификации показывает, что Республика Татарстан относится к числу регионов Российской Федерации, руководство которых уделяет работе в этом направление особое внимание. По мнению Президента Татарстана Р.Минниханова, образованность населения территории определяет ее конкурентоспособность, поэтому и управленческая команда должна соответствовать стоящим перед районом задачам [6]. В Республике Татарстан 23 августа 2010 года Указом Президента была принята Программа развития государственной гражданской и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы.

Основные цели программы: совершенствование системы управления государственной гражданской и муниципальной службой в Республике Татарстан; формирование высококвалифицированного кадрового состава гражданской и муниципальной службы, обеспечивающих эффективность государственного управления, развитие институтов гражданского общества; развитие организационного, информационного и ресурсного обеспечения гражданской и муниципальной служб.

В рамках реализации Указа Президента Республики Татарстан №УП-552 от 23 августа 2010 года «Об утверждении Программы развития государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы» на 1 июля 2011 года повышение

квалификации прошли 3526 человек, в том числе 1513 государственных и 2013 муниципальных служащих, из них 205 человек - главы сельских (городских) поселений РТ, 40 человек - заместители глав муниципальных районов РТ, 49 человек - руководители Аппаратов Советов муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан , 73 человека - сотрудники Аппарата Президента Республики Татарстан, Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан, Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан [7].

Координацию деятельности в данной сфере и организацию образовательного процесса осуществляет Департамент по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан.

Построение обучения государственных гражданских и муниципальных служащих осуществляется на базе Высшей школы государственного и муниципального управления К(П)ФУ в соответствие с организованной в Республике Татарстан системой оценки и развития государственных гражданских и муниципальных служащих на основе индивидуальных планов развития. Полученная информация используется как основа программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Образовательные программы Школы ориентированы на современное представление об эффективном государственном (муниципальном) служащем, уровне его образованности и компетентности, слушателям предлагается комплексный подход к рассмотрению проблем с привлечением ведущих зарубежных и российских экспертов. В идеале востребованный сегодня служащий должен владеть несколькими иностранными языками, уметь нестандартно мыслить, быть гибким по отношению к изменяющимся условиям профессиональной среды.

Необходимо также отметить, что с октября 2012 года запущен проект «Малая академия государственного управления в Республике Татарстан», который реализуется на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. Цель Проекта - реализация принципа «социального лифта» для молодых людей, в которых гармонично сочетается желание и способность к общественному

служению, высокий интеллектуальный и морально-личностный потенциал, креативность и лидерские качества. Основные задачи - поиск, отбор, обучение и поддержка энергичных, целеустремленных, творчески мыслящих студентов; создание условий для раскрытия их потенциальных возможностей; развитие у них чувства патриотизма к своей территории и стране; вовлечение участников в реальную деятельность по управлению проектами муниципального и регионального уровня. Запланировано, что в течение Проекта они становятся участниками всех ключевых региональных мероприятий, совещаний, конференций, форумов, имея возможность общения с руководителями, специалистами системы государственного управления, организуя и реализуя конкретные проекты, акции, встречаясь с ключевыми людьми, влияющими на развитие региона, включая руководителей Республики Татарстан, представителей Российской Федерации и Приволжского федерального округа [8].

В Республике Татарстан реформирование государственной гражданской и муниципальной службы осуществляется в тесной взаимосвязи с реализуемой административной реформой и с учетом позитивного опыта в данной сфере деятельности субъектов Российской Федерации, а также опыта зарубежных стран. Следует также отметить применение опыта организации государственной гражданской и муниципальной службы в Сингапуре. Образовательные семинары для руководителей республиканских министерств и ведомств Татарстана проходили в Сингапуре.

Таким образом, изменения, происходящие во всех сферах общества, диктуют необходимость возрастания в системе управления и государственной гражданской и муниципальной служб роли профессиональных, квалифицированных кадров.

Источники:

1. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С.38
2. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. М.: Юрайт, 2013. С.639.
3. Пучков Ю. Профессиональный опыт и развитие кадров // Служба кадров, 2003. №3. С.37.
4. Габричидзе Б.Н. Принцип профессионализма в государственной службе / Б.Н.Габричидзе, В.М.Коланда // Государство и право, 1995. №12. С.19.
5. Лазарев Б.М. Государственная служба. М.,1993. С.3.
6. Официальный сайт Департамента по делам государственных служащих Республики Татарстан // http://tatarstan.ru/rus/gossluzhba/education/qual.htm
7. Рустам Минниханов: «Главы муниципалитетов - самое важное звено управления» // Татаринформ: информационное агентство. 30.10.2013. URL: // http://www.tatar-inform.ru/news/2013/10/30/381074/ (дата обращения 01.11.2013).
8. Официальный сайт Казанского Приволжского Федерального университета. URL: http://kpfu.ru/main_page?p_sub=18228(дата обращения 01.11.2013).

References:

1. Tokvil& A. Demokratiya v Amerike. M., 1992. S.38
2. Ohotskiy E.V. Teoriya i mehanizmy& sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya. M.: YUrayt, 2013. S.639.
3. Puchkov YU. Professional&ny&y opy&t i razvitie kadrov // Slujba kadrov, 2003. №3. S.37.
4. Gabrichidze B.N. Princip professionalizma v gosudarstvennoy slujbe / B.N.Gabrichidze, V.M.Kolanda // Gosudarstvo i pravo, 1995. №12. S.19.
5. Lazarev B.M. Gosudarstvennaya slujba. M.,1993. S.3.
6. Oficial&ny&y sayt Departamenta po delam gosudarstvenny&h slujasch&ih Respubliki Tatarstan // http ://tatarstan .ru/rus/gossluzhb a/ educati on/qual. htm
7. Rustam Minnihanov: «Glavy& municipalitetov - samoe vajnoe zveno upravleniya» // Tatarinform: informacionnoe agentstvo. 30.10.2013. URL: // http://www.tatar-inform.ru/news/2013/10/30/381074/ (data obrasch&eniya 01.11.2013).
8. Oficial&ny&y sayt Kazanskogo Privoljskogo Federal&nogo universiteta. URL: http://kpfu.ru/main_page?p_sub=18228(data obrasch&eniya 01.11.2013).

Зарегистрирована: 07.11.2013

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ОБУЧЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты