Спросить
Войти

Благотворительность и меценатство как составляющие предпринимательского имиджа

Автор: указан в статье

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

проектах. Один из путей укрепления репутация - выстраивание устойчивой коммуникации в целом и комментарии для СМИ по самым острым проблемам российской экономики и политики, в частности.

Мировой опыт уже показал: неразвитая венчурная инфраструктура и ограниченность финансовых ресурсов, пробелы в культурном поле на микро- и макроуровнях способны подтолкнуть к чрезмерному раздуванию имиджа, нагнетанию РИ-ажиотажа.

Согласимся с экспертами, работа рекламистов и специалистов по связям с общественностью должна соответствовать реальному состоянию строительства надежных компаний вокруг надежных и современных технологий. Сегодня становится понятным, что лишь создание позитивного инвестиционного климата на понятном культурном фоне, умноженного на политическую стабильность, способно привлечь новых инвесторов в российскую экономику.

Примечания

1. Какие слияния будут успешными? // Управление компанией. - 2001. - №4.
2. Уткин, Э. А. Банковский маркетинг / Э.А. Уткин. - М., 1994.
3. Шарков Ф.И. Корпоративная культура в системе общественных связей и отношений / Ф.И. Шарков и др. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2002.

ЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ИМИДЖА

Н. Г. Щитова

Московский государственный университет культруы и искусств

В статье раскрываются проблемы осуществления деятельности благотворительных организаций в сфере культуры и искусства России, особенности развития спонсорства и меценатства, а также факторы, приведшие к угасанию меценатской деятельности в России. Автор к ним относит наличие ряда институциональных проблем: несовершенное законодательство, фактическое отсутствие льгот по налогообложению спонсоров, благотворителей и меценатов, завышенные административные барьеры, а также бытующее в некоторых слоях общества потребительское отношение к культуре и др. Формулируются основные направления, по которым следует стимулировать развитие благотворительности и меценатства с целью поддержки культуры и искусства в нашей стране. Ключевые слова: благотворительность, меценатство, спонсорство, культура, искусство, частное предпринимательство, государственная поддержка, налогообложение.

The article is dedicated to activities of philanthropy organizations in the sphere of Russia&s arts and culture, specifics of development of philanthropy in Russia, as well as the reasons of shrinking of philanthropy in Russia. Among them, the author mentions a number of institutional problems: imperfect legislation, lack of deductions, excessive administrative barriers, etc. The author speaks about the main goals that should be — in her opinion — followed by those who is interested in support of art culture in our country

216 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 216-219

Возрождение общественного и научного интереса к такой особой форме социально-экономической деятельности, как благотворительность и меценатство, по нашему мнению, является следствием тех бурных процессов, которые протекают в России с начала 90-х годов прошлого века по настоящее время. Идет расширение частнопредпринимательской деятельности, возник новый класс сверхбогатых людей, что привело к расслоению общества, обнищанию значительных масс населения, криминализации общества. Неспокойная социально-экономическая обстановка отражается не только на материальном, но и на духовном состоянии общества, что выражается в снижении важности таких понятий, как нравственность, порядочность, толерантность, общая культура поведения индивида.

Решение некоторых из этих проблем можно найти в плоскости расширения благотворительности и меценатства со стороны обеспеченной прослойки общества, формирования метода ведения так называемого социально ответственного бизнеса.

С исторической точки зрения, актуальность научного интереса к вопросам возрождения меценатства в России можно охарактеризовать следующим высказыванием: «В результате рухнувшей монополии государства многие учреждения культуры, являющиеся национальным достоянием, оказались на грани уничтожения. В связи с этим крайне актуально научное познание и теоретическое осмысление богатого опыта благотворительности и меценатства, имевших в России глубокие исторические корни» (3).

Экономическая подоплёка меценатства является предметом научных дискуссий на протяжении многих десятилетий. Широкий спектр позиций ученых дает иногда феноменальный результат: некоторые авторы по мере расширения и углубления своих исследований по данному вопросу меняли свои позиции едва ли не на противоположные (9). Так, А.Н. Боханов в своей монографии «Коллекционеры и меценаты в России» (1) характеризовал Солдатенкова, Савву Морозова, братьев Третьяковых,

^ Экономика и управление в сфере культуры

Савву Мамонтова (и даже шире - сам тип русских меценатов) как исключительный, с редкостным в мировой цивилизации чувством альтруизма. Но в следующей своей монографии, говоря о таких благотворителях и меценатах, как А.Л. Кноп, А.Г. Елисеев, Л.С. Поляков, В.А. Бахрушин, П.И. Щукин, В.И. Осмолов и др., сделал упор на совсем других побудительных мотивах, связанных с получением почётных званий, дворянства, и даже на том, что «предоставление благотворительных пожертвований ставилось предпринимателями в зависимости от получения звания» (2, с. 84).

Отсутствие устоявшегося понятийного аппарата и терминологическая путаница понятий «благотворительность», «меценатство», «филантропия» и т.п. также затрудняет предмет исследования. Например, Э.А. Фомин полагает, что «она (благотворительность. - Н. Щ.) представляет собой нравственно-экономический и культурный феномен, который не может быть полностью определен в рамках какой-нибудь традиционной научной дисциплины» (10, с. 17). При этом В.П. Мельников и Е.И. Холостова считают, что «благотворительность и филантропия ... идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям» (5, с. 27). В свою очередь Л.А. Егорова настаивает, что «следует разделять филантропию и благотворительность, поскольку последняя была ориентирована, в первую очередь, на помощь духовную, а филантропия была направлена на решение проблем, связанных с недостатком финансовых средств».

Большинство отечественных исследователей считают благотворительность комплексным понятием, включающим: помощь бедным, пострадавшим от стихии или несчастных случаев и т.п., а также меценатство. При этом почти тысячелетие, с середины IX до середины XIX века, ее рассматривали как «систему мер, имеющей своей задачей организовать возможно лучшую помощь бедным при наличности данных общественных и экономических отношеJ

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

ний» (6, с. 16).

При этом следует согласиться с выводом, что «неизмеримо более действенным оказалось сочетание государственных форм благотворительности с общественными и частными формами, что стало характерным для последнего, четвертого этапа истории социального призрения в России, то есть для времени примерно с середины XIX века» (11, с. 84-85).

В лексиконе современных политиков, экспертов, экономистов и деятелей различных областей культуры всё чаще звучит забытое слово «меценатство».

Эта тема возникает в связи с обсуждением вопроса: откуда взять деньги на культуру? Отыскать источники дополнительного финансирования можно путем стимулирования отечественного государственного и частного бизнеса, а также иностранных инвестиций с помощью различных экономических и внеэкономических механизмов, начиная с освобождения от налогов и госгарантий и заканчивая прямой увязкой благополучия компаний, всей страны с развитием культуры населяющих её народов. Поиск средств для финансирования культуры - важная, но далеко не главная проблема. Ведь в теме подъема культуры и искусства крайне важны личности субъектов, которые должны быть энтузиастами этого дела.

«Обновление экономики связано не столько с источником денег, сколько с человеком, личностью того, кто решается на новое дело», - утверждает член Совета по денежно-кредитной политике Ассоциации «Россия» В.В. Инюшин (7). И тому есть множество подтверждений.

Некоторые ученые указывают на особую роль меценатства в России. Например, С.П. Стоян (12) настаивает на том, что в отличие от западного меценатства, в котором моральные аспекты были изначально сопряжены также с получением непосредственных выгод в виде льготного налогообложения средств благотворителя и пр., меценатство в России и Украине (которая долгое время была частью Российской империи), чаще было связано с нравственными понятиями, чувством долга перед Отечеством и своими потомками.

Изучение источников, раскрывающих деятельность отечественных меценатов в различные исторические эпохи, позволяет выделить такие мотивы меценатства, как духовно-религиозный, душевно-эмоциональный, нравственно-этический, филантропический, альтруистический (Н.Г. Новолодская, 2006). Однако современному меценатству, наряду с традиционными, присущи также и мотивы прагматического и стратегического характера. Среди них - стремление сформировать положительный образ личности или предприятия в сообществе с целью установления доверительных отношений как с партнерами, так и с потребителями. Для представителей бизнеса, прежде всего крупных организационных финансово-экономических структур, характерен особый социальный мотив - стремление существовать в благоприятной среде, заинтересованность в стабильности общества. Своими действиями бизнесмены пытаются снизить социальную напряженность, вызванную неравным распределением материальных благ в условиях рыночной экономики.

В настоящее время современное отечественное меценатство стимулируется государством в недостаточной степени, в связи с чем целевая благотворительная деятельность и социальные программы не вызывают большого энтузиазма у представителей бизнеса. Эта проблема неоднократно обсуждалась не только на заседаниях ТПП РФ, различных ассоциаций предпринимателей, на многочисленных форумах благотворителей, но и на парламентских слушаниях в Государственной Думе ФС РФ (4).

Одним из приоритетных направлений государственной поддержки благотворительной деятельности и меценатства должно стать эффективное использование налоговых стимулов, которые могут рассматриваться как выражение признания государством меценатства и благотворительности.

В условиях мирового финансового кризиса всё большее значение приобретает введение общепринятой в мировой пракJ

тике льготы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, а также освобождение негосударственных некоммерческих организаций от налога на прибыль, как это предусмотрено концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ (8).

Для меценатов и благотворителей - физических лиц - необходимо расширить налоговые стимулы через распространение права на социальный налоговый вычет по подоходному налогу в отношении пожертвований организациям культуры и образовательным организациям, готовящим специалистов для этой области деятельности.

Необходимо установление возможности льгот на федеральном уровне по налогу на прибыль и НДС в отношении пожертвований организациям культуры и её системы подготовки кадров.

Следует пересмотреть налоговый режим финансирования культуры из бюджета страны через соответствующие фонды, так как при проведении бюджетных средств через фонды в настоящее время теряется налоговая льгота, и получатели этих средств попадают под двойное налогообложение.

^ Экономика и управление в сфере культуры

В целом отечественный бизнес с пониманием относится к проблемам некоммерческого сектора. Немаловажен и такой факт: несмотря на отсутствие налоговых послаблений, многие российские бизнесмены продолжают заниматься меценатством. Все это свидетельствует о духовном потенциале, который заложен в российском обществе.

Однако без существенного изменения самосознания всех представителей бизнеса, без формирования настоящей «бизнес-элиты», становление которой в нашей стране находится ещё в «зародышевой» фазе, невозможно возрождение данного явления в тех масштабах, в которых оно существовало в дореволюционный период.

Меценатство, стимулируемое законодательством, может стать элементом его дальнейшего нравственного совершенствования. В связи с этим важно осознавать, что в нынешних российских условиях роль государства в области развития меценатства остается ведущей. На наш взгляд, именно государство должно определять приоритеты благотворительной деятельности меценатов, создавая при этом оптимальное правовое, налоговое и информационное пространство для обеспечения её эффективности.

Примечания

1. Боханов, А. И. Коллекционеры и меценаты в России / А.И. Боханов. - М., 1989.
2. Боханов, А. И. Крупная буржуазия России. Конец XIX века - 1914 г. / А.И. Боханов. - М., 1992.
3. Жданова, И. С. Меценатство как социальный феномен и проблемы его развития в современной России: автореф. дис. ... канд. исторических наук / И.С. Жданова. - М., 1997.
4. Любимов, А. П. Нужен ли нам новый закон о культуре? (по материалам парламентских слушаний в Госдуме 19 апреля 2010 г.) / А.П. Любимов, Н.Г. Щитова // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2010. - №4. - С. 12-16.
5. Мельников, В. П. История социальной работы в России / В.П. Мельников, Е.И. Xолостова. - М., 2001.
6. Молчанов, В. Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X - начало XX века) / В.Ф. Молчанов // Многоликая история. - М., 1997.
7. Профиль. - 2010. - 18 октября.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
9. Соколов, А. Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII - конец XIX вв.) : монография / А.Р. Соколов. - СПб.: Лики России, 2007. - 656 с.
10. Фомин, Э. А. Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи / Э.А. Фомин // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. - СПб., 2001.
11. Щапов, Я. Н. Благотворительность в дореволюционной России / Я.Н. Щапов. - СПб., 1999.
12. http://uiis.com.ua/conf_44/
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ МЕЦЕНАТСТВО patronage СПОНСОРСТВО sponsorship КУЛЬТУРА culture ИСКУССТВО art ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов