Спросить
Войти

САБЛЫ: ИСТОРИЯ И СУДЬБА ИМЕНИЯ

Автор: указан в статье

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 27 (66), 2014. № 1, С. 15-20.

УДК 008: 712:94 (477.75)

САБЛЫ: ИСТОРИЯ И СУДЬБА ИМЕНИЯ Брусницына О.С.

РВУЗ Крымский гуманитарный университет, Ялта, Крым, Украина E-mail: brusnitsyna. olia@yandex.ua

В статье рассматривается история и судьба имения Саблы, памятника истории, ныне села Каштановое, как элемента культурного ландшафта Крыма. Кратко описывается история создания имения, его судьба в различные годы, смена владельцев и их реформы, повлиявшие на культурный ландшафт Альминской долины и Крыма в целом.

Культурный ландшафт Крыма удивителен и прекрасен в своем разнообразии. Здесь причудливо сочетаются творения природы и рук человека: ландшафты и пейзажи, как будто взятые с различных стран и континентов, архитектурные памятники древности и современные сооружения. Это уникальное сочетание теплого климата, многообразия и красоты природы, богатства ее даров всегда привлекало гостей Крыма.

Для многих берега Крыма были и остаются не только местом отдыха, но и местом вдохновения: деятели культуры и искусства, знатны дворяне и правители оставили здесь память о себе в построенных ими дворцах, усадьбах, имениях, созданных ими парках и садах. Сегодня, спустя много лет с их создания, когда уже эти владения становятся достоянием государства, такие места привлекают внимание туристов и местных жителей к истории и культуре. Не менее привлекательными культурные ландшафты Крыма являются и для ученых: историков, археологов, культурологов, искусствоведов и других специалистов в различных областях науки.

Интерес вызывают судьбы таких владений, которые сейчас остаются в качестве музеев, заповедных территорий, парков и рассказывают нам о прошлом. Множество памятников культуры охраняются государством, но, к сожалению, существуют и заброшенные, забытые потомками, старые усадьбы, имения, парки, некогда бывшие известными и хранящие память о своих владельцах лишь в останках зданий и аллеях когда-то цветущих садов и парков. Меняются названия, владельцы, что-то разрушается, что-то остается. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Удивительна судьба одного из таких мест - мало примечательного сейчас села Крыма - Каштановое, расположенного в Альминской долине в пятнадцати километрах от столицы Крыма города Симферополя. Некогда, это место было известно во всей просвещенной Тавриде как «Саблы».

Имя свое деревня и окрестности получили от первых владельцев — мурз Собланских, эмигрировавших в Турцию после присоединения Крыма к России. А «ничейные» три тысячи десятин были пожалованы адмиралу Мордвинову и капитану I ранга Плещееву. Правда, уже совсем скоро владельцы от имения

избавились, и хозяином стал Андрей Михайлович Бороздин, восемь лет занимавший пост губернатора Таврического [7].

Массовое переименование населенных пунктов и других географических объектов на полуострове началось после завоевания Россией Крымского ханства в 1783 году и присоединения его к Российской империи. Считалось, что для последовательной русификации края потребуется не менее миллиона переселенцев-славян. Губернатор Тавриды А.Бороздин переселил в свое имение Саблы тысячу русских крепостных, одновременно отказав татарам, и те были вынуждены покинуть свою землю. Конечно, русское население приносило с собой и русские названия, иногда на скорую руку переиначив исторические топонимы. Поэтому сейчас нет на крымской карте села Саблы [4].

Название «Каштановое» появилось в советское время благодаря каштановой аллее, высаженной в XIX веке. До сих пор она приводит к широкой лестнице и крытому балкону парадного входа в усадебный дом имения называемого «Саблы». Здание, представляющее собой классический образец русского помещичьего имения, появилось в Саблы благодаря Таврическому генерал-губернатору А. М. Бороздину, выбравшему эту деревеньку в качестве своей резиденции [5].

В XIX веке Каштановое было одним из излюбленных мест отдыха путешественников, приезжавших в Крым. Сюда любили приезжать русские путешественники, видевшие здесь уголок русской природы. В это время Крым посещали Александр Сергеевич Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов, который приезжая в 1825г. эти места оценил такими словами: «Естественный музей, который сохраняет тайны тысячелетий» [1.С.5]

«Саблы, Байдарскую долину близ Фороса и Меласа, всего 1300 десятин земли, приобрел в личное пользование генерал-губернатор Новороссии, «великолепный князь Тавриды» Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Ему принадлежали так же 773 460 десятин лучшей земли в Мелитопольском и Днепровском уездах» [1.С.9]

В 1787 году три татарские деревушки Ашага-Собла, Орта-Собла и Юхары-Собла с «58 дворами и 310 душами обоего пола и 3500 десятинами земли» по распоряжению Новороссийского генерал-губернатора князя Потемкина были подарены адмиралу Мордвинову [4].

Граф Мордвинов был весьма значимой личностью в Крыму по тем временам. Путешественники, приезжавшие в Саблы, отмечали добротность хозяйств Мордвинова. Но не смотря на его влиятельность в Саблах у него возникают постоянные конфликты с местным татарским населением, не признававшим никаких российских законов. «Татары, - пишет в одном из писем Мордвинов, -самовластно овладели и пользуются моими землями, рубят и продают мои леса и, изгнав приказчика моего, сами всем распоряжают» [1.С.15].

В своей проблеме Мордвинов был не одинок. Объединившись с несколькими другими помещиками, он подает жалобу в столицу на взбунтовавшихся татар. «Сей народ, - писалось в жалобе, - соединяясь заедино в притеснении нас, нанесли каждому владельцу совершенное разорение опустошением садов, сенокосов, истреблением межевых признаков... Ябеда и алчность к корыстолюбию овладели татарами... Имеется постоянная готовность татар к измене Российскому престолу, приношение ими в мечетях жертв об изощрении меча на погубление христиан.».

Комиссия по решению земельных споров, выехавшая в Саблы, решила спор в пользу Мордвинова [2].

Тем не менее, граф понимал, что принятые на государственной бумаге решения ни в чем не убедят неграмотных татар. Имея богатый опыт хозяйствования, он заявляет: "В Крыму потребен миллион народа ремесленного и торгового не магометанского исповедания, вечно враждебного просвещению". С "душевным прискорбием" граф Мордвинов пророчествует, что произойдет с Крымом, если будет он под властью татар: "Исчезнут неминуемо те благолепные виды, под коими Тавриду некогда узреть вожделенно было. Тавриду, изобилующую виноградом, маслиною, померанцами и прочими богатейшими для империи Российской произрастаниями. Ненаселенный Крым, непросвещенный, неоживляемый трудом и искусством, но скудный, дикий, унылый прибыть уже навеки долженствует во убыточение и бремя державной России". Слова эти, к сожалению, актуальны и по прошествии 200 лет [2].

Устав бороться с татарами, Мордвинов продает Саблынскую дачу Таврическому генерал-губернатору А. М. Бороздину. Со свойственной ему энергией и решительностью Бороздин отказывает в аренде земли местным татарам и привозит в Саблы 90 семей (549 человек) своих крепостных из Киевской губернии. Это сразу дало результат. Уже через 10 лет Саблы невозможно было узнать. Бороздин произвел здесь настоящую хозяйственную революцию[2] .

Бороздин построил суконную фабрику, продукция которой достигала 15000 аршин сукна в год. Кроме этого, генерал-губернатор построил в Саблах кожевенный завод и собирался построить фабрику химических продуктов. У проезжей дороги стояла корчма, которая давал Бороздину до 2000 руб. дохода в год. В имении разводились шелковичные черви и овцы, была водяная мучная мельница [4].

Бороздин привлекал опытных иностранных садоводов. Его питомник в Саблах, по словам Л.П. Симиренко, «был первым в Крыму рассадником, из которого все желающие в течение многих лет получали нужные им запасы плодовых деревьев»[1.С.38].

Помимо садов Бороздин разбил виноградник и роскошный парк. По парку были проложены аккуратные дорожки, в зелени деревьев прятались беседки и скамейки. В оранжереях хозяин разводил многие редкие растения. «Школу плодовых деревьев» и «столетнее алоэ» в оранжерее Бороздина вспоминал Александр Сергеевич Грибоедов, гостивший здесь несколько дней в 1825 году. «Теряюсь по садовым извитым дорожкам. Один и счастлив», - записал в своем дневнике уставший от городской суеты писатель[2].

В усадебно-парковый комплекс, кроме барского особняка, входили парк с фонтанами и беседками, кухонный корпус, часовня, конюшня и другие хозяйственные постройки. За удивительную красоту имение прозвали «уникальным уголком русского мира в Крыму». Некоторые из построек сохранились до наших дней. Сегодня в бывшей усадьбе располагается практически вся инфраструктура села Каштановое [3].

У Бороздина часто останавливались знатные гости из материковой России. Здесь побывали практически все русские и иностранные путешественники по Тавриде того времени. Бороздин не мог не привлекать к себе внимание приезжих.

Этот «добрый гений», как назвал его Муравьев-Апостол, создал в своем имении нечто вроде культурного оазиса в Крыму [2].

Один из русских путешественников 19 века сказал о Бороздине: «Он первый показал, как на краю Скифии, за стеною Чатыр-Дага, можно быть гражданином вселенной». У губернатора была огромная библиотека, он выписывал более 10 журналов, собирал фарфор и картины. В доме имелась «естественно-историческая коллекция», подвал был полон французских вин. Радушный и гостеприимный хозяин, настоящий русский барин-хлебосол, обладавший «благородными качествами и разнообразием сведений» - таким на всю жизнь запоминали А. М. Бороздина его гости [2].

В архитектуре дома исследователи отмечают характерное для романтической эпохи увлечение Востоком, сочетающееся с традиционными для русского имения классическими формами. Здание усадьбы Бороздиных-Давыдовых решено в трехчастной объемно-пространственной композиции. В сторону парка оно открывается террасой с воздушной галереей, украшенными колоннами и резными деревянными узорами. Боковым крыльям дома было уделено значительно меньше внимания, но и они не остались без декоративных элементов - их тройные окна имеют полукруглое оформление. Крыша здания была крыта желобчатой черепицей

Рис. 1. Имение Бороздиных-Давыдовых Саблы [5].

Бороздин продал Саблы в 1828 году графине А.Г.Лаваль, от которой усадьбу унаследовала ее дочь, а затем получила в качестве приданого внучка - Елизавета Сергеевна Голицина. Она вышла замуж за сына декабриста В.Л.Давыдова -П.В.Давыдова, и, таким образом, старинное поместье приобрело вторую половину своего нынешнего названия. Супружеская пара прожила в усадьбе до конца своих дней [5].

Во многих зданиях Симферополя во время Крымской войны были расположены госпитали для русских войск. И имение Давыдовых тоже приняло выздоравливающих воинов. Об этом сообщает мемориальная табличка на здании [6].

На сегодняшний день на территории усадьбы размещается библиотека, детский сад, магазин и подобные общественные здания. От имения Бороздиных-Давыдовых сохранился господский дом, алея Каштанов, фонтан 1857г., который долгое время был недействующим, и лишь недавно восстановлен на средства местных жителей, и часть старого парка. А усыпальница Давыдовых была использована в качестве трансформаторной будки [6].

К сожалению, о знаменитом в прошлом прекрасном имении, его владельцах и многих известных личностях, посетивших его, сегодня напоминает только старинный дом и старая часть парка. Местные жители, в основном, не знают истории и судьбы этих мест. Лишь в немногих трудах, статьях и письмах можно узнать о некогда известном имении Саблы. ВЫВОДЫ

В современном образовательном пространстве возрастает интерес к изучению культурного наследия, изучению культурных ландшафтов Крыма и Украины. К сожалению, этот интерес не всегда поддерживается органами власти и местного самоуправления. Объекты, которые могут быть причислены к памятникам культурного наследия, а иногда и являющиеся памятниками археологии, культуры, истории народа далеко не всегда охраняются законом и исследуются в должной мере. А это приводит к тому, что многие из них постепенно ветшают, разрушаются или становятся владениями совершенно не соответствующие своему статусу и назначению. Особую значимость, в связи с данной ситуацией, приобретают самостоятельные попытки местных жителей сохранить памятники культуры.

Сохранение и актуализация внимания к таким объектам, особенно со стороны органов местного самоуправления и местных жителей позволит повысить не только уровень культуры региона, но и приблизит нас к осознанию духовной культуры, ответственности за достояния культурного наследия, осознанию своей ответственности за образование и культуру будущих поколений.

Осознавая важность сохранения памятников культурного наследия, каждый человек отдельно и общество в целом может повлиять на их дальнейшую судьбу, а значит, в какой-то степени, и на судьбу нашей страны.

Список литературы

1. Белова С.Л. Саблы. Перекрестки дорог и судеб / С.Л. Белова. - Симферополь: Н. Орiанда, 2010. -136 с.
2. Коваленко И. Саблы - уголок России в Крыму [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fijet.com.ua/sably.html
3. Имение Саблы. [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nedaleko.ua/sight/Имение_Саблы.ra
4. Топонимика Крыма: история и политика [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimean-titles.org/doxy/doxy_05. htm
5. Усадьба Бороздиных-Давыдовых (Саблы) [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.archiportal.crimea.ua/simferopol/usadba-borozdinich-davidovich-sabli.html
6. Широков О. Имение Саблы [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kr-eho. info/index. php?name=Newsop=articlesid= 10299
7. Якимова Н. Саблы: гнездо декабристов под Симферополем [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://1k.com.ua/235/details/22/1

Бруснщина О. С. Сабли: ктор1я i доля маетку / О. С. Бруснщина // B4eHi записки Таврiйського нацюнального унiверситету iMeHi В.1. Вернадського. Серiя: Фiлософiя. Культурологiя. Полiтологiя. Соцiологiя. - 2014. - Т. 27 (66), - № 1. - С. 15-20.

У статт розглядаеться ютс^я i доля маетку Сабли, пам&ятника юторп, нинi села Каштанове, як елемента культурного ландшафту Криму. Коротко описусться ютс^я створення маегку, його доля в pi3m роки, змша власникiв i 1х реформи, що вплинули на культурний ландшафт Альмшсько! долини i Криму в цшому.

Kmwei слова: культурний ландшафт, пам&ятник культури, маеток, Крим, Каштанове, Сабли.

Brusnitsyna O.S. Sably: history and destiny of the estate / O.S. Brusnitsyna // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Philosophy. Culturology. Political science. Sociology. - 2014. - Vol. 27 (66), - No 1. - P. 15-20.

For many people, the coast of the Crimea were and remain not only a place of rest and a place of inspiration: culture and art, are notable nobles and rulers have left here a memory of himself built their palaces, mansions, estates, created by parks and gardens. Today, many years from their creation, when these lands are the property of the state, such places that attract, the attention of tourists and local residents to the history, culture, arts. Interest in the fate of such possessions, which now remain as museums, protected areas, parks and tell us about the past. Changing the names of the owners, something breaks, something remains. Amazing fate of one of such places is little remarkable now the village of Crimea - Chestnut located in the Alminsky valley fifteen miles from the capital of Crimea Simferopol. Once this place was known in the entire enlightened Tauris as «Sably». The article discusses the history and fate of the estate Sably, a monument of history, nowadays the village Kashtanovoe, as an element of the cultural landscape of the Crimea. Describes the history of the creation of the estate. His fate in various years, the change of the owners and their reforms affecting the cultural landscape of the Alminsky valley and the Crimea as a whole. In modern educational space is an increasing interest to study the cultural heritage, studying cultural landscapes of the Crimea and Ukraine. Unfortunately, this interest is not always supported by the authorities and local self-government. Objects that can be classified as the monuments of cultural heritage, and sometimes representing monuments of archeology, culture, history, people do not always protected by the law and are investigated in a due measure. And this leads to the fact that many of them are gradually deteriorate, decay or become possessions are not appropriate to their status and purpose. Of particular importance in connection with this situation, acquire independent attempts of local residents to preserve the monuments of culture. Conservation and updating attention to such projects, especially by local governments and local residents will help not only the level of culture in the region, but will bring us to the spiritual culture of the liability for the domain of cultural heritage, realizing the responsibility for education and culture of future generations. Key words: cultural landscape, a monument of culture, estate, Crimea, Kashtanovoe, Sably.

культурный ландшафт памятник культуры имение Крым Каштановое Саблы культурний ландшафт пам'ятник культури маєток Крим
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов