Спросить
Войти

Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы»

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 355.233.231.1:94(47).084.8

ББК Ч448.005.52+Т3(2)622 ГСНТИ 03.23.07 Код ВАК 07.00.09

Грибан Ирина Владимировна,

кандидат исторических наук, директор музея истории, Уральский государственный педагогический университет;

620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: gribanirina@gmail.com,

Попп Иван Александрович,

кандидат исторических наук, директор центра реализации студенческих проектов и программ, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург,

пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: popp82@mail.ru

НЕ ПОТЕРЯТЬ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ: ПРОЕКТ «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ. 70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историческая память; коллективная память; устная история; изучение истории Великой Отечественной войны; патриотическое воспитание; коммеморативные практики; инструменты коммеморации.

АННОТАЦИЯ. Великая Отечественная война является одним из самых трагичных событий в истории нашей страны и одновременно важнейшим элементом национальной идентичности россиян. Это то событие, память о котором объединяет наше общество, поскольку оно затронуло каждую семью и является значимым для абсолютного большинства жителей нашей страны, независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, возраста. Осознание того факта, что ветеранов становится все меньше и живая, настоящая память о войне, основанная на личных воспоминаниях участников событий, исчезает, привело к повышению внимания к устной истории как к методу, благодаря которому можно понять, прочувствовать события военного времени, увидеть их глазами очевидцев. Стремление сохранить уходящую память о войне сегодня - не только государственная задача, реализуемая представителями политической элиты, но и насущная потребность самого общества. Статья посвящена проекту «Живая история. 70 лет Великой Победы», реализованному студентами и работниками Уральского государственного педагогического университета. В рамках реализации проекта в течение 2013-2014 гг. на основе воспоминаний уральцев был создан уникальный цикл документальных сорокаминутных фильмов по истории Великой Отечественной войны, посвященных 70-летию победы в Сталинградской, Курской битвах, народному подвигу по формированию Уральского Добровольческого танкового корпуса, освобождению республики Беларусь. Размещенные на сайте проекта «Живая история» и доступные для бесплатного скачивания фильмы способствуют формированию коллективной памяти о Великой Отечественной войне и выполняют коммеморативную функцию.

Griban Irina Vladimirovna,

Candidate of History, Director of USPU History Museum, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Popp Ivan Aleksandrovich,

Candidate of History, Associate Professor of Department of Advertising and Public Relations; Director of the USPU Center for

Students& Projects and Programs Implementation, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

HOW NOT TO LOSE TOUCH WITH OTHER GENERATIONS:

THE PROJECT "LIVING HISTORY. 70 YEARS OF THE GREAT VICTORY"

ABSTRACT. The Great Patriotic War is one of the most tragic events in the history of our country and at the same time an essential element of the national identity of the Russians. This is an event the memory of which consolidates our society, since it affected every family and is significant for the majority of the inhabitants of our country, regardless of religion, nationality and age. Awareness of the fact that the number of veterans is getting smaller, and the live, real memory of the war, based on personal recollections of the participants of the events is disappearing, led to the growth of importance of oral history as a method by which one can understand and experience wartime events and see them through the eyes of the witnesses. The desire to preserve the "elusive" memory of the war today is not only a task of the state, implemented by representatives of the political elite, but also an urgent need of the society. The article is devoted to the project "Living History. 70 years of the Great Victory ", realized by the students and employees of the Ural State Pedagogical University. As part of the project during 2013-2014 a unique series of 40-minute documentary films was created based on the memoirs of the Urals residents on the history of the Great Patriotic War: the 70th anniversary of the victory in the Battle of Stalingrad, Kursk, national heroism on the formation of the Urals Volunteer Tank Corps and the liberation of Belarus. Placed on the site of the project "Living History" and available for free download, the movies contribute to the formation and preservation of the collective memory of the Great Patriotic War and perform a commemorative function.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-00339.

© Грибан И. В., Попп И. А., 2015

Известный британский ученый Д. Лоуэнталь отмечал: «Прошлое является неотъемлемой частью нашего чувства идентичности. Способность вспоминать и идентифицировать себя с собственным прошлым придает существованию смысл, цель и ценность. Даже чрезвычайно болезненные воспоминания остаются важнейшей частью эмоциональной истории. Без нашего прошлого как мы узнаем, что это мы?» [12, с. 99]. Одним из самых трагичных, болезненных для осмысления событий в истории нашей страны и одновременно важнейших элементов национальной идентичности россиян является Великая Отечественная война. Это то событие, память о котором объединяет наше общество, поскольку оно затронуло каждую семью и является значимым для абсолютного большинства жителей нашей страны, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, возраста.

9 мая 2015 г. Россия отметила 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Масштабность приуроченных к этому событию мероприятий свидетельствует, на наш взгляд, о наличии в современном российском обществе следующих тенденций. С одной стороны, очевидно стремление руководства страны актуализировать прошлое, которое является символом и основой национальной идентичности. Проблема сохранения памяти о Великой Отечественной войне приобретает особое значение в современном внешнеполитическом контексте и условиях политизации истории, когда вокруг интерпретаций исторических событий разворачиваются настоящие «войны памяти» [1, с. 58-64; 2; 3]. Нельзя не согласиться с мнением В. Д. Камынина, который отмечает, что «чем дальше будет уходить в прошлое Великая Отечественная война, тем актуальнее и острее будет вставать проблема исторической памяти о ней... Наличие внешнеполитического и внутриполитического дискурса по поводу исторической памяти о войне доказывает, что Великая Отечественная война никогда не будет только прошлым, только экстремальным историческим опытом - она присутствует в настоящем» [9, с. 65].

С другой стороны, с каждым годом все сложнее сохранять память о войне: среди нас остается все меньше ее участников, которые знают о ней не понаслышке. Для большинства представителей молодого поколения россиян Великая Отечественная становится сегодня событием, память о котором носит весьма абстрактный характер и формируется не столько на основе общения с носителями личных воспоминаний, сколько при помощи компьютерных игр, видеохроник и фильмов далеко не всегда высокого качества. Для сохранения и ретрансляции памяти современной политической элите приходится прибегать к изобретению новых символов, которые были бы понятны и близки молодому поколению (например, акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»). В то же время возникает необходимость использовать новые инструменты коммеморации (Коммеморация -сохранение памяти о значимых событиях прошлого. Под коммеморативными практиками понимается набор способов, с помощью которых в обществе закрепляется, сохраняется и передается память о прошлом (сооружение памятников и музеев, отмечание на государственном и местном уровне памятных дат). Подробнее см.: Мегилл А. Историческая эпистемология / пер. М. Кукарцевой, В. Катаева, В. Тимонина. М., 2007; Нора П. Франция - память. СПб., 1999; Ачка-сов В. А. «Политика памяти» как инструмент строительства постсоциалистических наций // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 4. С. 106-123). В эпоху информационных технологий и неограниченных потоков информации традиционные инструменты коммеморации (памятники, музеи, библиотеки, архивы, выставки) если и не теряют своей актуальности, то постепенно отходят на второй план. Современная молодежь большую часть своего свободного времени проводит в сети Интернет, предпочитая получать информацию во всемирной паутине, а не в библиотеках и музеях [4].

Ответом на вызов времени стало появление новых средств коммеморации прошлого. Как отмечает американский политолог Ж.-В. Мюллер, «новейшие электронные технологии сбора и воспроизводства данных обусловили фундаментальный поворот в мнемонических технологиях, который по своему значению, возможно, равен изобретению печатного станка и угасанию устной памяти. после эпохи Возрождения» [13, с. 12-13]. Средства ретрансляции памяти вышли на новый уровень, что выразилось в создании в последние годы огромного количества веб-сайтов, цель которых - актуализировать и ретранслировать знания о прошлом, в том числе - о Великой Отечественной войне.

Осознание того факта, что ветеранов среди нас остается все меньше и живая, настоящая память о войне, основанная на личных воспоминаниях участников событий, уходит вместе с ними, привело к повышению внимания к устной истории как к методу, благодаря которому можно понять, прочувствовать события военного времени, увидеть их глазами очевидцев [5; 8; 11].

В последние годы в нашей стране было реализовано несколько масштабных проектов, суть которых сводилась к записи аудио-и видеовоспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. Как отмечает И. В. Реброва, «устноисторические исследования о Великой Отечественной войне в России - явление достаточно новое. Большинство из таких работ стали появляться в конце 1990-х гг. и особенно в связи с празднованием 60-летия Великой Победы» [16]. В 20042005 гг. Институтом проблем гражданского общества в Москве был реализован проект «Живые голоса истории», в рамках которого были записаны аудиовоспоминания ветеранов войны и тыла. В начале 2000-х гг. подобные проекты осуществлялись в основном на региональном уровне [17].

Начиная с 2005 г. обозначенные тенденции привели к появлению особого рода интернет-проектов - сайтов, на которых размещаются воспоминания участников Великой Отечественной войны. На таких ресурсах размещены воспоминания фронтовиков - это та правда и та память, которая еще жива. Такие ресурсы имеют огромное историческое и социальное значение. К ним относится ресурс «Я помню», созданный по инициативе общественного деятеля, историка-любителя А. Драбкина. На сайте представлены текстовые версии воспоминаний, а также аудиозаписи ветеранов войны. Все материалы сгруппированы по родам войск, что облегчает поиск и использование информации. Особенность данного ресурса - интеграция с порталом «Подвиг народа». Если в базе электронного архива есть данные о награждениях интервьюируемого, то их можно просмотреть, нажав на кнопку «Наградные листы» [18].

Задачу сохранения воспоминаний о войне призван выполнять и действующий с 2010 г. проект «Наша общая Победа». На этом сайте собраны уникальные видеозаписи ветеранов войны. Недостатком сайта является то, что материал плохо структурирован, не все разделы ресурса достаточно тщательно наполняются контентом. Кроме того, видеозаписи воспоминаний ветеранов размещаются на сайте в необработанном виде, что позволяет сохранить их ценность как источника личного происхождения, но затрудняет использование материалов в образовательном и воспитательном процессе [14].

Среди наиболее актуальных и интересных проектов, реализуемых в Свердловской области, необходимо отметить интернет-проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» студентов и работников Уральского государственного педагогического университета [6]. Этот проект направлен на сбор устных воспоминаний о Великой Отечественной войне и на сохранение памяти о событиях военного времени, отличается от описанных выше тем, что выполняет и воспитательную функцию. В рамках реализации проекта «Живая история» в течение 20132014 гг. на основе воспоминаний ветеранов-уральцев был создан цикл документальных сорокаминутных фильмов по истории Великой Отечественной войны: «Сталинград: ты весь - победа жизни!», «Подвигу лежит дорога в вечность: боевой путь в воспоминаниях ветеранов Уральского Добровольческого танкового корпуса», «1943: Уральцы на Огненной дуге», «Операция "Багратион" в воспоминаниях уральцев», - посвященных 70-летию победы в Сталинградской, Курской битвах, народному подвигу по формированию Уральского Добровольческого танкового корпуса и освобождению республики Беларусь [6]. Фильмы, основанные на воспоминаниях ветеранов Великой Отечественной войны, были распространены в средних и высших учебных заведениях Свердловской области, а также размещены для скачивания на сайте живаяистория-ургпу.рф в разделе «Методичка патриота» [6].

Сбор материала осуществлялся студентами УрГПУ. В процессе беседы каждый ветеран мог рассказать обо всем, что ему удавалось вспомнить, однако акцент был сделан на информации о конкретных событиях и эпизодах: так, особое внимание уделялось участию в Сталинградской, Курской битвах, боях в составе УДТК, операции «Багратион». В качестве опорных ветеранам задавались следующие вопросы.

1. Как Вам запомнилось начало войны ?
2. Когда война началась для Вас?
3. Расскажите о самом запомнившемся эпизоде войны. Какие героические поступки однополчан запомнились?
4. Каким был солдатский быт?
5. Опишите минуты отдыха. Какие песни пели (многие напевают), какие письма писали, получали ли ответные письма из дома?
6. Где и как встретили День Победы? Какие чувства испытывали?
7. Что бы Вы могли пожелать подрастающему поколению?

Уникальность фильмов, созданных в рамках проекта, заключается в том, что реконструкция событий основана полностью на воспоминаниях ветеранов. За 40 минут, которые длится фильм, зрители узнают о войне из уст ее участников. Память о войне оживает и предстает перед школьниками и студентами XXI в. такой, какой ее сохранили ветераны. В рамках проекта были собраны воспоминания более 70 участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории Свердловской области. Представленные таким образом, воспоминания о войне становятся бесценным и уникальным методическим материалом для проведения занятий по истории России [10].

В рамках реализации проекта студенты УрГПУ организовали презентации фильмов в школах г. Екатеринбург и Свердловской области. По итогам мероприятий школьники оставляют отзывы. Представим некоторые из них.

• «Урок мне понравился, вызвал во мне бурю эмоций. Посмотрев фильмы, я будто бы сама очутилась в центре тех событий, которые происходили. Я поразилась смелости и стойкости наших войск. Как мужественно они отстаивали Родину! Мне захотелось каждому человеку, который участвовал в этой ужасной войне, сказать спасибо! Мы должны помнить и уважать всех ветеранов Великой Отечественной войны. Они рисковали своими жизнями, ради нашего будущего».

• «Хочется выразить огромную благодарность съемочной группе за такой замечательный фильм, который вызвал много эмоций: от слез до радости и гордости за свою страну. Я считаю, что это видео очень ценно для нас и будущего поколения, так как ветеранов с каждым годом становится все меньше, и скоро совсем не останется возможности увидеть их на Параде и пообщаться вживую... Желаю ребятам, создавшим такой потрясающий проект, успехов и новых столь же прекрасных работ, которые не оставят никого равнодушным».

• «Мне очень понравился фильм. Он был одним из самых интересных фильмов о войне, которые я когда-либо видела, потому что намного интереснее слушать историю из рассказов реальных живых людей, которые видели все это, которые прошли через это».

• «Трогает до слез. Спасибо за моменты гордости за Родину. Пошла целовать своего дедушку!».

• «Потрясающий фильм. Этот фильм будет памятью для будущих поколений, т. к. они действительно не застанут ветеранов и не смогут вживую услышать голоса тех, благодаря кому они живут в мире. Спасибо тем, кто принимал участие в его съемках, спасибо ветеранам, которые смогли рассказать и поделиться своими чувствами и эмоциями. Вам стоит продолжать этот проект, потому что память о ветеранах живет отчасти благодаря вам!» [15].

Таким образом, благодаря рассказам очевидцев событий - носителей личной памяти о войне, - воссозданные ими образы и представления, эмоционально окрашенные, отражающие их мировоззрение и ценностные ориентиры, оказывают влияние на процесс формирования и сохранения коллективной памяти о Великой Отечественной войне современной молодежи.

В настоящее время проект «Живая история» активно развивается и расширяется. Продолжается деятельность по созданию фильма, посвященного освобождению Европы и окончанию Великой Отечественной войны. Идет работа над созданием инновационного интернет-ресурса, где в режиме онлайн будут проводиться всероссийские патриотические конкурсы различной тематики с возможностью массового вовлечения молодого поколения через размещение, выбор и обсуждение лучших работ. Каждый участник сможет автоматически получить сертификат, по итогам конкурсов будут формироваться печатные и электронные издания с лучшими работами. Дальнейшее развитие проекта предусматривает проведение видеопрезентаций, семинаров, круглых столов, конференций в режиме онлайн для подготовки организаторов патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях страны. Среди основных задач, которые ставят перед собой авторы проекта, - сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, вовлечение молодежи в работу по патриотическому воспитанию, создание банка идей и методических материалов по патриотическому воспитанию. В настоящее время во всех популярных в России социальных сетях («Вконтак-те», «Одноклассники», <^асеЬоок») созданы группы проекта «Живая история».

Необходимо отметить, что электронные ресурсы обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами сохранения исторической памяти и патриотического воспитания:

1) практически повсеместное распространение Интернета позволяет охватить одновременно большую аудиторию и в первую очередь представителей молодого поколения, которые являются самыми активными пользователями сети;
2) открытый доступ к материалам сайта предоставляет пользователям уникальную возможность скачивать информацию (в том числе созданные фильмы) абсолютно бесплатно в любое время суток из любой точки страны;
3) веб-сайты интерактивны, то есть дают пользователям возможность поучаствовать в развитии ресурса, наполнении его контентом.

Таким образом, проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» направлен на сохранение связи поколений: ветераны рассказывают о войне, студенты записывают и

обрабатывают эти эмоциональные воспоминания, а школьники смотрят фильмы. Автор учебного пособия по устной истории Т. К. Щеглова справедливо отмечает: «Место устной истории в системе образования определяется ее учебным, воспитательным, исследовательским и социальным потенциалом, ее возможностями в решении сложных научно-методических и научно-исследовательских проблем истории России и воспитания гражданских качеств» [7, с. 101-102].

Тот факт, что студенты добровольно и охотно включаются в работу по проекту,

свидетельствует о том, что стремление сохранить «ускользающую» память о войне сегодня - не только государственная задача, реализуемая представителями политической элиты, но и насущная потребность самого общества. В рамках проекта удалось собрать уникальные источники - свидетельства очевидцев. Грядущим поколениям еще предстоит обработать и осмыслить эти воспоминания. Главная цель - сохранить эту живую память, не допустить, чтобы прервалась связь поколений, - достигнута.

Литература

1. Бордюгов Г. А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве. М. : АИРО-XXI, 2011.
2. Грибан И. В. «Расколотая память»: советско-германские отношения 1939-1941 гг. в историографии Украины // Уральский исторический вестник. 2014. № 4. С. 64-75.
3. Грибан И. В. Дискуссия с прошлым: как изучают историю Второй мировой войны в школах ФРГ // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 260-265.
4. Грибан О. Н., Грибан И. В. Образовательные веб-сайты как средство профессиональной самореализации педагога // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 41-46.
5. Доел Р. «Устная история» в историографии современной науки: опыт и проблемы // Вопросы истории естествознания и техники. 2000. № 4. С. 60-88.
6. Живая история. Всероссийский проект. URL: Ьйр://живаяистория-ургпу.рф/те1:оЛсЬка-patriota.html.
7. Зверев В. А. Щеглова Т. К. Устная история : учебное пособие // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. №2. С. 100-102.
8. Календарова В. В. Устная история: формирование новой междисциплинарной научной среды // Социологические исследования. 2002. № 9. С. 139.
9. Камынин В. Д. Историческая память о Великой Отечественной войне как фактор формирования общественного сознания // Известия Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2011. №1. С. 59-65.
10. Курбатов Р. И. История без учебника // Народное образование. 2013. №4. С. 199-207.
11. Лаврикова И. Осмысляя феномен устной истории // Свободная мысль. 2013. № 5. С. 121-130.
12. Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна. СПб. : Русский остров, 2004.
13. Малинова О. Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М. : Политическая энциклопедия, 2015.
14. Наша общая Победа. URL: http://41-45.su/about.
15. Официальная группа проекта «Живая история. 70 лет Великой Победы» в социальной сети «Вконтакте». URL: http://vk.com/zhivayaistoria_vov.
16. Реброва И. В. Великая Отечественная война в памяти фронтового поколения: на материалах устных воспоминаний / / Науки о культуре в новом тысячелетии. Материалы I международного коллоквиума молодых ученых. М., Ярославль, 2007. URL: http://militera.org/oh/1/articles/view.html?node=340card=41601.
17. Реброва И. В. Организация и деятельность студенческого научного общества по устной истории Кубанского государственного технологического университета. URL: http://oraLhistory.com.ua/assets/images/img_pub-uaui/u_poshukah/ 11_I_Rebrova.pdf.
18. Я помню. URL: http://iremember.ru/.

LITERATURE

1. Bordyugov G. A. «Voyny pamyati» na postsovetskom prostranstve. M. : AIRO-XXI, 2011.
2. Griban I. V. «Raskolotaya pamyat&»: sovetsko-germanskie otnosheniya 1939-1941 gg. v istoriografii Ukrainy // Ural&skiy istoricheskiy vestnik. 2014. № 4. S. 64-75.
3. Griban I. V. Diskussiya s proshlym: kak izuchayut istoriyu Vtoroy mirovoy voyny v shkolakh FRG // Pe-dagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 3. S. 260-265.
4. Griban O. N., Griban I. V. Obrazovatel&nye veb-sayty kak sredstvo professional&noy samorealizatsii peda-goga // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 3. S. 41-46.
5. Doel R. «Ustnaya istoriya» v istoriografii sovremennoy nauki: opyt i problemy // Voprosy istorii estest-voznaniya i tekhniki. 2000. № 4. S. 60-88.
6. Zhivaya istoriya. Vserossiyskiy proekt. URL: http://zhivayaistoriya-urgpu.rf/metodichka-patriota.html.
7. Zverev V. A. Shcheglova T. K. Ustnaya istoriya : uchebnoe posobie // Gumanitarnye nauki v Sibiri. 2012. №2. S. 100-102.
8. Kalendarova V. V. Ustnaya istoriya: formirovanie novoy mezhdistsiplinarnoy nauchnoy sredy // Sotsi-ologicheskie issledovaniya. 2002. № 9. S. 139.
9. Kamynin V. D. Istoricheskaya pamyat& o Velikoy Otechestvennoy voyne kak faktor formirovaniya obsh-chestvennogo soznaniya // Izvestiya Ural. gos. un-ta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul&tury. 2011. №1. S. 59-65.
10. Kurbatov R. I. Istoriya bez uchebnika / / Narodnoe obrazovanie. 2013. №4. S. 199-207.
11. Lavrikova I. Osmyslyaya fenomen ustnoy istorii // Svobodnaya mysl&. 2013. № 5. S. 121-130.
12. Louental& D. Proshloe - chuzhaya strana. SPb. : Russkiy ostrov, 2004.
13. Malinova O. Yu. Aktual&noe proshloe: Simvolicheskaya politika vlastvuyushchey elity i dilemmy ros-siyskoy identichnosti. M. : Politicheskaya entsiklopediya, 2015.
14. Nasha obshchaya Pobeda. URL: http://41-45.su/about.
15. Ofitsial&naya gruppa proekta «Zhivaya istoriya. 70 let Velikoy Pobedy» v sotsial&noy seti «Vkontakte». URL: http://vk.com/zhivayaistoria_vov.
16. Rebrova I. V. Velikaya Otechestvennaya voyna v pamyati frontovogo pokoleniya: na materialakh ustnykh vospo-minaniy / / Nauki o kul&ture v novom tysyacheletii. Materialy I mezhdunarodnogo kollokviuma molodykh uchenykh. M., Yaroslavl&, 2007. URL: http://militera.org/oh/1/articles/view.html?node=340card=41601.
17. Rebrova I. V. Organizatsiya i deyatel&nost& studencheskogo nauchnogo obshchestva po ustnoy istorii Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. URL: http://oralhistory.com.ua/assets/images/img_pub-uaui/u_poshukah/ 11_I_Rebrova.pdf.
18. Ya pomnyu. URL: http://iremember.ru/.

Статью рекомендует канд. исторических наук, доцент Э. А. Черноухов.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ УСТНАЯ ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ИНСТРУМЕНТЫ КОММЕМОРАЦИИ historical memory collective memory oral history
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты