Спросить
Войти

Уроки и выводы из аварии на Чернобыльской АЭС

Автор: указан в статье

ЧЕРНИЧКО Б. И.

Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года однозначно оценивается вд всем мире как одна из наиболее тяжелых аварий в истории атомной энергетики. Она сопровождалась выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду, привела к неблагоприятным экологическим последствиям, потере человеческих жизней, нанесла серьезный экономический ущерб, вызвала тревогу и озабоченность мировой общественности.

26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты на четвертом блоке АЭС произошел взрыв реактора и частичное разрушение реакторного здания, кровли машинного зала. В реакторном зале возник пожар, охвативший все пространство здания. Через проломы в здании бьшр выброшено наружу большое количество твердых материалов из активной зоны реактора. Взрыв реактора и пожар привели к полному выходу из строя всех его систем, в том числе системы управления и защиты, реактор перестал существовать как управляемая система. Высокая температура распласе и его значительная масса обусловили непрерывное испарение и возгонку с его поверхности радиоактивных веществ. Таким образом, разрушенный реактор превратился в постоянно действующий источник поступления в атмосферу радиоактивных веществ. В момент взрыва было выброшено 20-22 мега-кюри радиоактивных веществ. В последующем благодаря принятым мерам количество ежесуточного выброса радиоактивных веществ в атмосферу с некоторыми колебаниями постоянно снижалось и в основном завершилось к 6 мая.

Причиной аварии явилось нарушение персоналом станции инструкций по управлению реактором, наложившееся на конструктивные недостатки реактора РБМК-1000.

Авария в разной степени нарушила нормальную жизнь и хозяйственную деятельность на территории ряда районов Украинской ССР (Киевская и Житомирская области), Белорусской ССР (Гомельская и Могилевская области) и Российской Федерации (Брянская область). Она осложнила электроснабжение народного хозяйства. Из хозяйственного оборота была выведена часть сельскохозяйственных угодий, приостановлена работа промышленных

предприятий, строительных и других организаций, колхозов и совхозов, расположенных в зоне повышенной радиации. Экономический ущерб от аварии, включая потери основных фондов, затраты на дсзактивационные работы, эвакуацию населения, возмещение материальных потерь населению, а также потери продукции из-за прекращения деятельности предприятий и выведения из оборота сельскохозяйственных угодий, оценивается за 1986-1988 годы примерно в 8 млрд рублей.

В сложившейся чрезвычайной ситуации задачами гражданской обороны по ликвидации последствий аварии явились: ликвидация пожара на АЗС,

организация и ведение радиационной разведки, оповещение населения, проживающего вокруг АЭС и в 30-километровой зоне, эвакуация населения, вывоз сельскохозяйственных животных, санитарная обработка и медицинское обследование населения, дезактивация дорог, зданий и оборудования АЭС, населенных пунктов и народнохозяйственной техники, обеспечение радиационной безопасности персонала, участвующего в ликвидации последствий аварии, ведение дозиметрического контроля, проведение мероприятий по защите продуктов питания, пищевого сырья, фуража, водоисточников, сельскохозяйственных животных и растений.

Для решения столь широкого круга крупномасштабных задач привлекались силы ГО УССР и РСФСР, а также части ГО. расположенные в различных округах страны.

26 апреля 1986 года для руководства действиями сил и войсковых частей ГО в районе аварии на Чернобыльской станции были образованы оперативные группы ГО страны и Киевского военного округа с дислокацией в г.Припять, а с 28 апреля - в г.Чернобыль. 26 апреля с образованием правительственной комиссии под председательством заместителя председателя Совета Министров тов. Б.Щербины в район станции стали прибывать руководители министерств и ведомств СССР, Украинской ССР и Белорусской ССР, территориальных звеньев народного хозяйства УССР и БССР. В их числе были и представители министерства обороны - Гражданской обороны СССР, химических и инженерных войск, военных округов. Создана постоянно действующая оперативная группа Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР во главе с Рыжковым Н.И.

Такие широкомасштабные мероприятия по ликвидации последствий аварии требовали максимального напряжения сил, концентрации усилий всей страны. Были привлечены промышленные предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, строительные и другие организации более чем 40 министерств и ведомств, специальные воинские подразделения. Исполь-

зопаны значительные количества материальных ресурсов и технических средств. В исключительно сложных условиях в предельно сжатые сроки была проделана огромная работа.

В первую очередь начались работы по ограничению и ликвидации последствий аварии. Незамедлительно был остановлен третий, а затем второй и первый энергоблоки электростанции. Первоочередной стала задача локализации источника выбросов радиоактивных элементов е окружающую среду. Таким источником был разрушенный реактор. Очаг аварии локализовали, сбрасывая в шахту реактора нейтронопоглощающие, теплопоглощающие и фильтрующие материалы (соединение бора, доломит, песок, глину, свинец) . Их сбрасывали с вертолетов, которые зависали над реактором на высотах 200-800 метров. Работы по "засыпке" реактора проводились с 27 апреля по 9 мая. В общей сложности сброшено около 5,5 тысяч тонн материалов. В результате шахта реактора была надежно укрыта слоем сыпучей массы. Выброс радиоактивности перестал быть существенным фактором радиоактивного загрязнения. Прекратился и рост темгкэратуры в реакторе, так как через актизную зону начал проходить стабильный конвективный поток воздуха.

Как отмечалось выше, радиоактивная разведка была организована только с приходом в район аварии частей ГО. Вся последующая радиационная разведка очага аварии и территории станции велась силами ГО, химических войск и вертолетами подразделений ВВС.

По мере выявления радиационной обстановки задачи сил разведки свелись к контролю изменений уровней радиации на участках ведения аварийно-восстановительных работ и определению эффектирности дезактивации.

После получения точных данных о состоянии радиационной обстановки на большой территории,в результате всесторонней ее оценки Правительственной комиссией было принято решение на эвакуацию. Большинство населения вывезли на автобусах в соседние Иванковский и Полесский районы и небольшую часть - по железной дороге.

В соответствии с разработанным планом 27 апреля 1986 года было эвакуировано население г.Припяти в количестве 44,6 тыс.человек. В последующем- 3 мая было эвакуировано население 10-километровой зоны ЧАЭС из 15 населенных пунктов УССР в количестве 13 тыс.человек. 4 мая проведена эвакуация населенных пунктов 30-километровой зоны и населенных пунктов за пределами 30-километровой зоны, где уровни радиации были высокими. Всего было эвакуировано 39213 человек из 94 населенных пунк-

tod УССР и БССР. Одновременно было вывезено 34 тыс. голов скота.

В дальнейшем эвакуация населения проводилась в зависимости от изменения радиационной обстановки. С 7 мая по 13 июня было эвакуировано еще 12420 человек из 48 населенных пунктов УССР и БССР.

Как уже отмечалось, эвакуация (отселение) шла в зависимости от изменений радиационной обстановки.

Когда радиационная обстановка несколько стабилизировалась (примерно к середине мая), территория вокруг АЭС была разбита на 3 зоны: зону отчуждения, зону временного отселения и зону жесткого радиационного контроля , соответственно с уровнями радиации - 20, 5 и 3 миллирентген в час.

После оценки обстановки и выделения зон принятие решения об отселении населения было существенно облегчено.

Непосредственное руководство всеми мероприятиями, а также решение на местах вопросов обеспечения жизнедеятельности населения и функционирования объектов народного хозяйства осуществляли рабочие группы Совета Министров УССР и БССР, возглавляемые соответственно заместителями Председателей Советов Министров. Свои задачи они решали через представителей министерств, ведомств, местные партийные, советские и хозяйственные органы.

В период проведения эвакомероприятий перед партийными, советскими и хозяйственными органами Киевской и Гомельской областей стояла сложная задача - сделать все, чтобы уровень жизни эвакуированного населения практически не изменился.

В первую очередь обеспечивались жильем дети, беременные женщины и матери с детьми дошкольного возраста. Они были размещены в санаториях, домах отдыха, профилакториях, пионерских лагерях. Нормы размещения для этой категории эвакуированного населения в основном соответствовали нормам мирного времени.

При размещении населения осуществлялся принцип сохранения семьи (двора) и хозяйства. Следует отметить, что расселение было организовано на взаимно добровольных началах.

Из подвергшихся радиоактивному загрязнению населенных пунктов эвакуировались более 116 тыс. человек. Эвакуация прошла организованно. Это отмечали эксперты ряда стран, в частности США и Великобритании, на совещании экспертов МАГАТЭ в августе 1986 года. Было признано, что эвакуация проводилась единственно правильным образом. Ведь если бы она началась сразу же после аварии, без соответствующей подготовки, то

значительная часть эвакуируемых получила бы большие радиационные дозо-вые нагрузки. При этом могли возникнуть растерянность и паника.

Для эвакуированного населения только в 1986-1987 годах была построена 21 тысяча благоустроенных жилых домов усадебного типа, около 800 объектов социапьного, культурно-бытового и коммунального назначения. В Киеве, Чернигове и других городах эвакуированным было предоставлено около 55 тысяч квартир. Всем трудоспособным эвакуированным была предоставлена работа, детей обеспечили местами в школах и дошкольных учреждениях.

К началу 1987 года эвакуированному населению выплачено более 900 млн.руб. в порядке компенсации за жилые дома, надворные постройки, зеленые насаждения, мебель, одежду, автомашины, мотоциклы и другие предметы, являющиеся личной собственностью граждан.

Для координации действия различных организаций, строгого учета всех, кто был на станции, их места работы и время пребывания на АЭС председателем правительственной комиссии 6 мая 1986 года была поставлена задача непосредственно на станции создать пункт управления. Была установлена постоянная связь как с подчиненными подразделениями, так и с вышестоящим командованием.

Оборудование пункта управления непосредственно на станции позволило прежде всего упорядочить ведение и учет аварийных работ, а самое главное - установить строгий режим радиационной безопасности людей.

Продолжительность работ ставилась в жесткую зависимость от уровня радиации. На рабочие места и обратно люди доставлялись на бронетранспортерах, в соответствующих средствах индивидуальной защиты, организованно, посменно. Для лиц, участвовавших в ликвидации аварии в начальном периоде, была установлена предельно допустимая доза о 25 бэр. Получив 25 бэр, любой работник, независимо от должности, покидал зону. Более того, такие дозы - случай исключительный. В соответствии с Нормами радиационной безопасности предельно допустимые дозы облучения населения в случаях радиационных аварий устанавливаются Минздравом СССР.

Дозиметрический контроль в первые часы и дни адарии носил несистематический характер. В дальнейшем был установлен принудительный характер дозиметрического контроля для всех лиц через оперативную группу ГО СССР. Дозы внутреннего облучения людей в массовом порядке определялись по содержанию радиоактивного йода в щитовидной железе.

Для измерения индивидуальных доз внешнего гамм^-облучения людей использовались разнотипные приборы как войскового назначения, так и

дозиметры других ведомств.

Важным мероприятием дозиметрического контроля, решавшим задачу предотвращения и ограничения распространения радиоактивных загрязнений по территории СССР, являлось измерение радиоактивной загрязненности транспортных средств, защитной одежды и кожных покровов людей на выходах из зон режима радиационной безопасности, а также на въездах в города. Эта задача решалась путем создания постов радиационного контроля, санитарно-обмывочных пунктов и станций по обеззараживанию транспорта.

В трудных условиях проведены сложнейшие, не имеющие аналогов в отечественной и мировой практике работы по консервации разрушенного энергоблока. Укрытие, сооруженное над разрушенным реактором четвертого энергоблока, т.н. "саркофаг", представляет собой уникальный инженерный комплекс. По периметру аварийного блока возведены внешние бетонные стены. Они собраны из металлоконструкций и заполнены бетоном. Их толщина 1 метр и более в зависимости от радиационной обстановки и конструкции. Третий и аварийный блок разделила внутренняя бетонная стена, ранее в проектах не предусмотренная. Кроме того, внутри станции сооружен целый ряд защитных перекрытий и перегородок.

Была опасность проплавления активной массой реактора строительных конструкций фундамента РБМК-1000 и проникания радиоактивных веществ в грунты. Чтобы избежать этого, под фундаментом реакторного отделения была сооружена мощная железобетонная плита с циркуляционной системой охлаждения. Были также построены железобетонные диафрагмы из конструкций типа "стена в грунте", предохраняющие от попадания радиоактивного загрязнения, подземных вод с территории станции в реку Припять.

Тщательное очищение загрязненного воздуха обеспечивается системой вентиляции, которой оборудован "саркофаг". Смонтировано две магистрали: приточная, подающая воздух внутрь, и вытяжная. В помещениях блока

проложено и состыковано 150 метров трубопроводов диаметром 180 сантиметров, установлены специальные фильтры.

Для сооружения "саркофага" пришлось строить и бетонные заводы, и дороги, собирать тысячи тонн металлоконструкций. Его создали всего за 6 месяцев. За это время на объекте уложено свыше 400 тысяч куб.м бетона и смонтировано 6, 8 тыс.тонн металлоконструкций.

26 сентября был закончен монтаж стен, а 15 ноября завершено строительство "саркофага". Разрушенный реактор перестал быть источником радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Основной особенностью работ по дезактивации являлось то, что в начальном периоде они велись в основном в сельских населенных пунктах, которые характеризуются разнотипными зданиями и сооружениями, обилием хозяйственных построек, большими приусадебными участками, засаженными деревьями и кустарниками.

При дезактивации местности в зависимости от степени ее загрязнения использовались различные методы: срезание грунта, вспашка, пере-

копка, грейдерование, отсыпка чистым грунтом.

Одним из наиболее массовых методов проведения дезактивационных работ в населенных пунктах являлся метод обмывки водой или раствором мыльного порошка зданий и сооружений. Дезактивация проводилась с использованием авторазливочных станций или пожарных иашин.

В сельских населенных пунктах имелось много зданий с соломенными крышами, крышами из толя, рубероида, дранки, которые практически не поддавались дегактизации. Единственно эффективным методом о этих случаях был метод разборки этих крыш и их замены.

Дезактивация автотранспортной техники осуществилась на стационарных пунктах специальной обработки (т.н. ПуСО). Основное назначение ПуСО состоит в снижении уровней загрязнения техники до допустимых значений.

Дезактивация проводилась методом обработки техники дезактивирующим раствором (предварительная) и парожидкостным способом (основная обработка).

Для устойчивого обеспечения населения питьевой водой, а также водой для хозяйственных нужд и проведения дезактивации работа производственных управлений и жилищно-коммунального хозяйства была направлена на увеличение мощности водопровода, бурение и ввод дополнительных артскважин, очистку и обустройство шахтных колодцев, установку передвижных насосных станций для заправки поливомоечных машин, водозаборных колонок и т. д. .

С целью санитарной обработки людей и дезактивации одежды были переведены на круглосуточную работу обмывочные пункты и станции обеззараживания одежды. Из числа работников бытового обслуживания на местах созданы формирования, проведено их обучение и даны разъяснения о порядке санитарной обработки населения и дезактивации одежды.

Для проведения этих работ использовались общественные и личные бани, душевые установки, подвижные пункты санитарной обработки, прачечные и химчистки.

Проведена большая работа по благоустройству городов, районных центров и населенных пунктов. Так, только в Гомельской области за 4 месяца проложен 261 км асфальтированных дорог и проездов.

Разработаны и осуществлены мероприятия по предотвращению попадания загрязненных летне-осенних стоков в реки Днепр, Припять. Брагинка и т.д. Для этого были отсыпаны дамбы, построены отстойники, траншеи с земляными валиками, котлованы, закрыты шлюзы. Построены фильтрующие плотины и созданы дополнительные емкости водохранилищ.

УВД облисполкомов УССР и БССР проведена определенная работа по организации охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения в пострадавших районах. .

Одной из сложных задач, возложенных на органы МВД Украины и Белоруссии, являлась охрана 30-километровой зоны АЭС. Вход и въезд в эту зону для граждан закрыли. С этой целью она была обнесена проволочным ограждением. По периметру созданы контрольно-пропускные пункты. Круглосуточная охрана по периметру осуществлялась подразделениями внутренних войск, а на КПП - милицейскими нарядами. Выдача пропусков для прохода (проезда) в 30-км зону была поручена органам МВД.

Наряду с патрулированием отдельных населенных пунктов проводились контрольные проверки с целью выявления оставшегося населения и учета всего государственного, общественного и личного имущества граждан.

Медицинское обследование в обязательном порядке проходили все жители Припяти. Чернобыля, сел и деревень 30-километровой зоны.

По решению Министерства здравоохранения проводились радиационные обследования всех желающих. Не только в Киеве, но и в Москве специально для этого были выделены больницы. Кроме того, врачи прекрасно понимали, что доза радиации может быть невелика, но психологический удар, стресс, которые пережили эвакуированные, сказываются на их настроении и самочувствии.

В результате аварии погиб 31 человек. Все они работники станции или пожарные. 28 человек скончались от острой лучевой болезни.

Тщательное обследование нескольких сот тысяч человек близлежащих городов и сел не выявило ни одного случая лучевой болезни.

Все население, подлежащее диспансерному наблюдению, обследовано и поставлено на учет. Для обобщения результатов наблюдения и разработки научных рекомендаций создан банк медико-биологических данных "Регистр", в который включены данные на всех этих жителей, в том числе на детей. Обследования показали, что никто из эвакуированных не получил

повышенных доз облучения, находящихся за пределами допустимых норм.

Суммарная доза облучения жителей зоны постоянного контроля за два года составила в среднем 9 бэр, а для территории зоны периодического контроля - менее 3,3 бэр. Допустимый же (аварийный) предел дозы облучения населения за год составляет 15,5 бэр.

Кроме диспансеризации активно проводится оздоровление населения, широко используется санаторно-курортное лечение и отдых в профилакториях.

Минздравом СССР.принята концепция безопасного проживания, пол-

ностью согласующаяся с мировыми научными критериями по этому вопросу. В соответствии с этой концепцией предел индивидуальной дозы облучения, которую человек может получить за весь период жизни в 70 лет, составляет 35 бэр, т.е. в среднем 0,5 бэр в год.

На основе выполненных расчетов сделан вывод, что в подавляющем большинство населенных пунктов зоны постоянного контрол« л.изьь и деятельность населения после проведения комплекса специальных мероприятий по дезактивации может быть обеспечена даже без введе**ных ранее ограничений.

Комплексные мероприятия, осуществленные за истокший после аварии период, позволили существенно снизить уровень радиоактивного загрязнения в 30-километровой зоне, непосредственно на территории Чернобыльской АЭС, а также в других районах с повышенными уровнями радиации.

Высокой оценки заслуживает работа воинских подразделений. Они в сложных радиационных условиях дезактивировали территорию станции площадью около 5 млн. кв.м. Воины вывезли и захоронили окрло 500 тыс.куб. м радиоактивного грунта и мусора.

Дезактивировано более 600 населенных пунктов, в том числе города Припять и Чернобыль. При необходимости дезактивация повторялась. Применялись меры по пылеподавлению, измерению и исследованию радиационной обстановки в зоне аварии и других районах, подвергшихся воздействию.

Период самоотверженных усилий первых двух лет сменился периодом размеренной деятельности, осмысления и оценки происшедшего с позиций накопленного опыта. В результате к концу 1991 года в основном удалось выполнить комплекс неотложных и первоочередных мер по ликвидации последствий аварии и перейти к разработке долгосрочных программ по реабилитации загрязненных территорий, обеспечению там нормальной жизнедеятельности населения и надежной социальной защиты всех пострадавших. Эти программы осуществляются в рамках единой государственной системы

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Уроки аварии на Чернобыльской АЭС, равно как и на других ядерных и неядерных объектах в СССР и за рубежом, состоят прежде всего в том, что появляющаяся в процессе научно-технической революции новая сложная техника и технология требуют особого отношения к их безопасности и надежности, не прощают халатного и неквалифицированного отношения.

Вопрос оптимизации отношений "человек-машина” актуален для всей современной технологии. Чернобыльская авария еще более обострила его понимание.

Чернобыльская авария вызвала во многих странах подъем движения общественности против развития атомной энергетики, за пересмотр в сторону уменьшения планов строительства атомных станций. Имеют место такие настроения и у нас в стране.

В то же время производство электроэнергии атомными станциями продолжает расти. По данным МАГАТЭ доля всей энергии в общей выработке в мире составила в 1987 году 167, а в ряде стран увеличилась до 40-702. В 26 странах мира находятся в эксплуатации более 400 реакторных энергетических установок с суммарной установленной мощностью около 300 млн. кВт. Только в 1987 году в мире был введен в эксплуатацию 21 реактор общей мощностью 22 млн.кВт.

Что же касается экологических аспектов размещения атомных станций, то при выборе площадок для их строительства должны учитываться и всесторонне оцениваться все факторы: наличие водных ресурсов, демографическая ситуация, сейсмичность районов и многое другое. При этом следует иметь в виду, что атомные станции в сравнении с тепловыми на органическом топливе оказывают гораздо меньшее воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Выбросы вредных веществ в атмосферу у АЭС намного ниже, чем у тепловых станций. Расход воды, на что часто ссылаются противники атомной энергетики, может быть резко уменьшен за счет систем оборотного водоснабжения и строительства градирен.

Все сказанное однако ни в коей мере не снижает важности задачи рачительного использования земельных и водных ресурсов в стране, требований неукоснительного соблюдения природоохранного законодательства и рационального природопользования.

Таковы основные оценки, уроки и выводы из аварии на ЧАЭС.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты