Спросить
Войти

Собрание Николаевского сиротского института в отделе редкой книги фундаментальной библиотеки Герценовского университета

Автор: указан в статье

С. А. Жадовская,

главный библиотекарь

СОБРАНИЕ НИКОЛАЕВСКОГО СИРОТСКОГО ИНСТИТУТА В ОТДЕЛЕ РЕДКОЙ КНИГИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Часть фонда редкой книги библиотеки составляет книжное собрание Николаевского сиротского института, объединенное поздними переплетами с золоченым тиснением «Н. С. И.» на кожаном корешке и характерными штампами на титульных листах. Нередко книги в таких переплетах имеют более ранние владельческие штампы или записи, что по-

53

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

зволяет проследить не только историю отдельного издания, но и целостную историю формирования фонда библиотеки.

Николаевский сиротский институт — женское учебно-воспитательное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии, основанное на базе сиротского отделения Санкт-Петербургского воспитательного дома в 1834 г. Уже в 1837 г. высочайшим повелением учебные классы Воспитательного дома были преобразованы в Сиротский женский институт при Воспитательном доме (подобные институты были созданы в Гатчине — для мальчиков и в Москве — для обоих полов). Главным назначением института было «дать сиротам призрение, нравственное и умственное образование, и, засим, предоставить им, по выходе из Заведения, средства собственным трудом обеспечить свое существование, в звании гувернанток и учительниц в частных домах и общественных заведениях» [1. С. 157].

В Санкт-Петербургский (Императорский) сиротский институт принимались первоначально дочери обер-офицеров и гражданских чиновников («комплект» детей был определен в 500 воспитанниц). Тогда же при институте было учреждено малолетнее отделение для девочек с 4 до 8 лет, по достижении 8 лет они переводились в Сиротский институт.

Как и воспитательные дома, сиротские институты относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. В 1844 г., по итогам работы главного совета и учебного комитета женских учебных заведений, призванных привести в единообразие всю систему женского образования в России, Санкт-Петербургский институт был причислен к специальным учебно-воспитательным заведениям и имел в учебной программе, помимо общеобразовательных предметов, теоретический и практический курсы педагогики и дидактики. Это нововведение отражено в книжном собрании Сиротского института: в нем находятся такие классические в преподавании педагогики тексты, как, например, переведенная с английского языка книга Дж. Селли (James Sully) «Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию: справочник по психологии для учителя» (СПб., 1902), «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» известного педагога Марии Манасеиной (СПб., 1894), сборник статей по вопросам распространения образования среди взрослого населения «Общее дело» (Москва, 1900).

Тогда же, в 1844 г., комитетом назначено было ввести в программу занятий гимнастические упражнения и предметы о здоровом образе жизни (так называемую каллистению) для укрепления здоровья воспитанниц, а также для подготовки учительниц в этой области, что было новшеством в образовательной системе XIX в. Как говорилось в специальной записке принца П. Г. Ольденбургского, «воспитание, по составу человека из души и тела, должно выражаться в равномерном развитии как сил душевных, так и телесных, ибо, при перевесе одних другими, последствия бывают неминуемо вредныя» [2. С. 158]. Так учебная программа Сиротского института пополнилась целым рядом специальных предметов, помогающих воспитанницам не только самим гармонично развиваться, но и быть проводниками основ здорового образа жизни в дальнейшей педагогической деятельности.

С 13 марта 1855 г. Санкт-Петербургский сиротский институт именуется Николаевским (равно как Гатчинский и Московский) в память его основателя императора Николая Павловича [3].

В Сиротском институте уделяли много внимания всестроннему развитию воспитанниц. Среди книг института по общегуманитарным дисциплинам находятся как хрестоматии и учебные пособия для начального обучения русской словесности («Третья русская книга для чтения» Л. Н. Толстого, вторая часть биографической трилогии В. П. Авенариуса «Ученические годы Гоголя»), так и книги для серьезного изучения истории русской словесности — «Чтение из русской истории (с исхода XVII в.)» П. Щебальского в нескольких выпусках, выходивших в Москве и Варшаве в 1870— 1880-е гг., «Летопись Преподоб-

Собрание Николаевского сиротского института...

наго Нестора по Лаврентьевскому списку. С приложением словаря древних русских слов» (М., 1864), «Очерки из истории и народных сказаний» (перевод с немецкого. М., 1863). Обучение естественным наукам и математике также было обеспечено необходимой литературой: в библиотеке находятся «Очерки астрономии» Дж. Гершеля (М., 1861), «Виды военных железных дорог в компанию 1877—1878 г.» (М., 1879), «Систематический курс арифметики» А. Киселева (М., 1909) и т. п.

В разное время в институте действовали классы надзирательниц для малолетних детей, классы гимнастики и танцев (каллистении), рукодельный класс. В 1866 г. эти классы были отделены в специально учрежденное Санкт-Петербургское реальное (позже — Николаевское) женское училище, куда направлялись воспитанницы, не показавшие больших способностей в обучении. Для воспитанниц, отличающихся музыкальным дарованием, в 1854 г. был образован музыкальный класс, а в 1865 г. указом императрицы музыкальные уроки были усилены и начинались уже с приготовительного курса. Объяснялось это тем, что «воспитанницы поступают в частные дома, где знание музыки есть непременное требование» [2. С. 384].

В 1871 г. по высочайшему повелению в Санкт-Петербургском сиротском институте был открыт класс учительниц французского языка, в который принимались воспитанницы, показавшие отличную успеваемость во всех предметах и поведении. Видимо, к этому времени относится пополнение фонда библиотеки Сиротского института научными трудами и произведениями художественной литературы на французском языке. Среди них, например, очерки по истории французской литературы знаменитого исследователя Эмиля Фаге (Emil Faguet «Dix-neuvieme siecle: Etudes litteraires» (Paris, 1887)), сборники стихотворений Альфонса де Ламартина («Nouvelles meditations poetiques: Avec commentaries» (Paris, 1906)), тома из собрания сочинений Виктора Гюго («Les contemplations» (Paris, 1856), «Ruy Blas» (Paris, 1838)) и другие издания.

Таким образом, книжное собрание Николаевского сиротского института в фонде отдела редкой книги фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны не только является неотъемлемой частью коллекций редких книг Герценовского университета, но и показывает развитие системы женского образования в России от начального до высшего.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Монографии учреждений ведомства императрицы Марии: Приложение к изданию «Пятидесятилетие IV отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии. 1828— 1878». СПб., 1880.
2. Пятидесятилетие IV отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии. 1828—1878. Хроника Ведомства учреждений императрицы Марии, состоящих под непосредственным Их Императорских Величеств покровительством / Сост. И. Селезнев. СПб., 1878.
3. Степанец К. В. Николай I и Ведомство учреждений импертарицы Марии // Философский век. Альманах. Вып. 6. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение / Отв. ред. М. Ф. Хартанович, М. И. Микешин. СПб., 1998.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты