Спросить
Войти

Женщина-ученый в зеркале Уральского государственного аграрного университета

Автор: указан в статье

Аграрный вестник Урала № 2 (132), 2015 г.

История

УДК 338.109.87(471.5)

ЖЕНЩИНА-УЧЕНЫИ В ЗЕРКАЛЕ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Я. А. САМОДЕЛКИН,

кандидат исторических наук, доцент,

Аграрный колледж Уральского государственного аграрного университета

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

В статье проанализированы биографии женщин-ученых Уральского государственного аграрного университета. В Российской империи существовали дискриминационные практики в отношении женщин на получение высшего профессионального образования и занятие наукой. В СССР коммунистическая партия проводила целенаправленную политику по привлечению женщин в науку и преподавание в высшей школе, создавало благоприятные условия для закрепления женских кадров в этой сфере. Женщина могла возглавить высшее учебное заведение, факультет, кафедру. Яркий пример тому — судьба О. А. Ивановой (1895-1978), женщины-ученого, коммунистки, первого директора Свердловского сельскохозяйственного института. Она возглавляла ССХИ в самый тяжелый момент времени для страны с 1940-1945 гг. В 1948 г. защитила кандидатскую диссертацию, с 1949-1957 гг. — доцент, заведующий кафедрой земледелия, декан агрономического факультета. Женские судьбы в науке и преподавании складывались неоднозначно в течение 75 лет существования в столице Среднего Урала высшего учебного заведения для подготовки специалистов аграрного сектора. Большой интерес представляют самопрезентации женщин-ученых об их выборе жизненного пути, достижениях, успехах и неудачах. Уральская государственная аграрная академия в 2014 г. была реорганизована в Уральский государственный аграрный университет. Первым ректором была избрана академик, д. б. н., профессор Ирина Михайловна Донник. Ее имя открывает новую страницу в истории женщин-ученых России и мира. Продуманная гендерная политика позволяет избегать дискриминационных практик в отношении женщин-ученых в УрГАУ

THE WOMAN-SCIENTIST IN THE MIRROR OF THE URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Y. A. SAMODELKIN,

candidate of historical science, associate professor, Agricultural College of the Ural State Agrarian University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)

In the article pay attention to the "case-study" of the women-scientists who works the Ural State Agrarian University. In Russian Empire the access to the high education and the science was limited for the women. In the USSR the Communist Party provided the policy for equal opportunity for man and woman in the different fields, especially to the access to the high education and the science. The women became the heads of the universities, of the faculties, of the chairs. The best example is the scientific carrier O. A. Ivanova (1895-1978). She was the first woman the head of Sverdlovsk Agricultural Institute. She led Sverdlovsk Agricultural Institute in the most difficult times for the country with the 1940-1945. In 1948 she defended her thesis, with 1949-1957 — associate professor, head of the Department of Agriculture, the dean of the Faculty of Agriculture. The scientific carriers were differing within 75 years of its existence in the capital of the Middle Urals institution of higher education for training agricultural sector. It&s very interest to know how woman-scientist describes her life. Ural State Agricultural Academy in 2014 was reorganized into the Ural State Agrarian University. The first rector was elected academician, doctor of biological sciences, professor Irina Donnik. Her name opens a new page in the history of women scientists in Russia and abroad. Sophisticated gender policy avoids discriminatory practices against women scientists in Ural State Agricultural University.

Положительная рецензия предоставлена Н. П. Дронишинцем, доктором философских наук, профессором, заведующим кафедрой Новоуральского технологического института — филиала Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института.

История

Дискриминационные практики существовали в отношении женщин на занятие наукой и искусством. Они переходили из века в век, обнаруживая себя в Древнем мире, Средних веках, Новом и Новейшем времени. Научные открытия, серьезные литературные и музыкальные произведения были сделаны мужчинами. Общая ситуация в мире позволяла мужчинам реализовать свои способности в науке и искусстве, а за женщинами закреплялась главная роль в сфере материнства, семьи и брака. Женщины никогда не оставляли возможности бороться за право получать образование, заниматься научной деятельностью. Эта борьба на Западе и в России имела свои общие и специфические черты.

В царской России реформа Александра II 1863 г. в области образования позволила женщинам посещать университеты на правах вольных слушательниц, но общество оставалось консервативным, чиновники не создавали условий для закрепления женщин в высшем образовании и науке. Реформа была в контексте западной модернизации российского общества. Здесь же сказалась западноевропейская тенденция, когда женщины отвоевывали все больше прав, становились независимыми от семьи, в которой родились, от мужа. Пример С. В. Ковалевской показал, что построить карьеру в науке для женщины конца XIX в. возможно было в Западной Европе, но не в Российской империи.

Она стала первой женщиной профессором математики Стокгольмского университета, получив высшее образование в университетах Германии. Постоянная борьба с трудностями привела к скоропостижной смерти в 41 год.

С приходом в России к власти большевиков права между полами стали равными. Правда с начала женщин попытались обобществить, указывая на то, что в новом мире не может быть староукладной семьи. Перед женщинами открыли незначительный доступ в профессиональную сферу, а очень широко — в общественную. Женщина декларативно уже не может никому принадлежать ни мужу, ни детям.

В СССР был открыт университет красной профессуры, который специально подготавливал кадры из народа для высшей школы и научных учреждений. Женщины могли обучаться в аспирантуре по разным направлениям подготовки. Женщины-коммунистки могли претендовать на занятие руководящих должностей в высших учебных заведениях страны.

Например, в 1940 г. был открыт Свердловский сельскохозяйственный институт (далее ССХИ), где первым директором стала женщина-коммунистка, преподавательница О. А. Иванова (1895-1978). Она возглавляла ССХИ в самый тяжелый момент времени для страны с 1940-1945 гг. В 1948 г. защитила кандидатскую диссертацию, с 1949-1957 гг. — доцент, завеРисунок 1

График распределения женщин-ученых по возрасту (%)

Рисунок 2

Распределение женщин-ученых по социальному происхождению (%)

История

Рисунок 4

Распределение женщин-ученых по научным степеням (%) дующий кафедрой земледелия, декан агрономического факультета [1].

В военное и послевоенное время ССХИ превратился в женский вуз, феминизировался. Студентов было в разы меньше, чем студенток. Лучшие женские качества связаны с заботой о домашних животных, с разведением и выращиванием овощей, цветов, фруктовых деревьев, окультуривании земли. Женщина-ученый в аграрном вузе разрабатывает научные методы по размножению и сохранению всего биологического многообразия земли, лечению животных, разумному природопользованию, по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции. Когда мы касаемся ученых аграрной сферы, то вспоминаем мужские имена Н. И. Вавилова, И. В. Мичурина, натуралистов Д. Брема, Д. Даррелла, Э. Сентон-Томпсона, ветеринара Д. Хэрриота. Кого мы можем назвать из женщин-ученых, чтобы продолжить ряд достойных ученых аграриев, ветеринаров, натуралистов?

Нам стало интересно изучить презентации женщин-ученых, собранные в биографическом сборнике профессорско-преподавательского состава Уральской государственной сельскохозяйственной академии (УрГСХА) правопреемницы ССХИ [2]. Этот труд был издан по случаю очередного юбилея учебного учреждения, включив в себя 400 жизненных описаний сотрудников. Из них мы узнали о судьбах женщин-ученых, вкладе в науку, в популяризацию научных знаний. Проанализировали 161 женскую историю.

О возрастном составе женщин-ученых дает представление данные графика (рис. 1).

В настоящий момент времени в вузе работают женщины-ученые разных возрастных групп.

Существует значительная диспропорция между молодыми женщинами-учеными и женщинами-учеными www.avu.usaca.ru

Рисунок 3

Распределение женщин-ученых по месту рождения (%)

предпенсионного и пенсионного возраста. Средний возраст женщин-ученых в вузе составил 53 года.

Закрепление за сферой науки и высшего образования позволило большинству женщин-ученых повысить свой социальный статус по сравнению со статусом своих родителей (рис. 2).

Большинство женщин приехали в крупный город из мелких населенных пунктов (деревни, села, рабочие поселки) сделали все возможное, чтобы закрепиться в городе (рис. 3).

Значительная диспропорция между женщинами-учеными докторами и кандидатами наук (рис. 4).

На графике видны два всплеска прихода женщин в науку. Один связан со временем «физиков и лириков», когда технические институты, картошка, гитары, студенческие отряды и прочая коммунистическая романтика были очень модными, другой связан с современностью, когда на первое место вышло получение одного или нескольких высших образований (рис. 5).

В большинстве своем на кафедрах работают женщины-ученые в должности доцента и ст. преподавателя. Это стартовые позиции в карьере ученого. На этих должностях многие женщины-ученые проработали до пенсии (рис. 6).

Анализируя вышеприведенную диаграмму, мы обратились за комментариями к женщинам-ученым, которые ничего не указали в своих биографиях о своей семье. Оказалось, что этим женщинам-ученым не удалось создать семью, найти свое личное счастье в материнстве и браке. Они стремились построить научную и (или) профессиональную карьеру. На это ушли годы, а для многих карьерный взлет так и не произошел. Великих открытий не удалось сделать. Со временем изменились ценностные ориентации. Сейчас женщины-ученые пенсионного возраста сильно сожалеют об утраченной возможности быть счастливыми в семье, реализоваться в качестве матери, жены, бабушки. Этого уже никогда не случится. Они живут с душевной травмой нереализованного замысла, приведшего к скрываемой личностной трагедии (рис. 7).

Большинство женщин-ученых не смогли указать какое-либо увлечение, которое бы поглощало их полностью помимо работы, приносило огромное моральное удовольствие и служило личностному росту, гармонии. Отсутствие хобби лишний раз доказывает, что ничего кроме работы не существует значимо. Работа на первом плане, а на последнем семья и прочее (рис. 8).

История

Рисунок 5

Распределение женщин-ученых по времени прихода в науку (%)

старшим преподаватель 29 %

16

□ замужем, дети

□ мать одиночка □трудно сказать

Рисунок 6 _ Рисунок 7

Распределение женщин-ученых по должностям на кафедрах (%) Распределение женщин-ученых п° семейному положению (%)

была избрана академик, д. б. н., профессор Ирина Михайловна Донник. Ее имя открывает новую страницу в истории женщин-ученых России и мира.

Она активно проводит политику по привлечению в науку и преподавание активных, молодых, талантливых женщин-ученых, которые получают значительные материальные средства за свою работу, обеспечиваются комфортным жильем в кампусе; включает их в международные и отечественные научные проекты; позволяет получать им дополнительное образование для профессионализации в смежных областях; спо-Рисунок 8 собствует по их способностям ускорению карьерного Распределение женщин-ученых по хобби (%) роста. Продуманная гендерная политика позволяет Уральская государственная аграрная академия в избегать дискриминационных практак в °тн°шении 2014 г. была реорганизована в Уральский государ- женщин-ученых в УрГАу. ственный аграрный университет. Первым ректором

Литература

1. 50 лет ССХИ 1940-1990 г. Свердловск, 1990.
2. Профессорско-преподавательский состав Уральской Государственной Сельскохозяйственной Академии. Екатеринбург, 2010.

References

1. 50 years of Sverdlovsk Agricultural Institute 1940-1990. Sverdlovsk, 1990.
2. The Staff of the Ural State Agrarian Academy. Ekaterinburg, 2010.
ЖЕНЩИНА И НАУКА ЖЕНЩИНА-УЧЕНЫЙ ГЕНДЕРНЫЙ ДИСБАЛАНС НАУЧНАЯ КАРЬЕРА ЖЕНЩИНЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА woman and science woman-scientist the gender misbalance scientific carrier for woman the state policy in gender
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты