Спросить
Войти

Матвеев О. В. , Зудин А. И. , Воронин В. В. Русские Чечни (по материалам экспедиций 2018 года). Ростов-на-Дону: печатная лавка, 2018. 136 с

Автор: указан в статье

РЕЦЕНЗИИ

УДК 908(470.66)

Н. Н. Великая

Матвеев О. В., Зудин А. И., Воронин В. В. Русские Чечни (по материалам экспедиций 2018 года). Ростов-на-Дону: Печатная лавка, 2018. 136 с.

N. Velikaya

Matveev O. V., Zudin A. I., Voronin V. V. Russian of Chechnya (based on the expeditions of 2018). Rostov-on-don: Printing shop publ., 2018. 136 p.

Представленная коллективная монография выполнена в рамках социально значимого проекта «Русские Чечни: изучение и сохранение традиционных духовных ценностей и опыта межэтнической интеграции», удостоенного гранта Президента Российской Федерации.В отличие от других районов Северного Кавказа, например Дагестана, где изучение русского населения, его вклада в экономическое и культурное развитие началось гораздо раньше, сложная военно-политическая обстановка в Чечне не позволяла приступить к исследованию темы. И только сейчас появилась, по сути, первая работа, в которой даются обширные и многообразные сведения о прошлом и настоящем старожильческого казачьего населения Шелковского и Наурского районов Чечни.

«Жанр» монографии определить достаточно сложно. С одной стороны, в ней представлены обширные этнографические материалы, собранные в ходе культурно-антропологических экспедиций в Чечню высококвалифицированными исследователями из Краснодара в 2018 году. Но с другой, практически в каждом разделе содержатся экскурсы в историю региона, а также то, что сейчас именуется «устной историей»: дословная передача слов информантов о давнем и недавнем прошлом, о том, что люди пережили сами и о том, что узнали от своих дедов и прадедов. Немало внимания авторы уделили и современному положению старожильческого населения Чечни, что делает представленную работу особенно актуальной.

Три первых раздела монографии, а также введение и заключение написаны д.и.н., проф. Олегом Владимировичем Матвеевым, четвертый раздел принадлежит перу к.и.н. Василия Владимировича Воронина, автором пятого и шестого разделов является к.и.н. Антон Иванович Зудин. Все они имеют большой опыт экспедиционной работы, которая осуществляется на базе научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанского казачьего хора».

Во введении дан краткий обзор истории русского старожильческого населения Наурского и Шелковского районов Чечни. Личное знакомство авторов с современным положением дел на севере республики позволило скорректировать статистические данные. Официально русских в указанных

районах на 1 января 2018 г. числится чуть более 4 тыс. чел., но поскольку их отток продолжается, «эту цифру необходимо сократить как минимум в полтора раза» [1, с. 8]. В этой связи рассматривается содержание программы возвращения в Чечню русского и русскоязычного населения, Концепции государственной национальной политики ЧР. В целом положительно оценивая нормативную базу, автор введения приходит к обоснованному выводу о том, что для практической реализации одних деклараций, даже очень правильных, недостаточно. Необходима поддержка федерального центра, который проблеме исхода русского населения с территории Северного Кавказа уделял и уделяет мало внимания.

Первый раздел «Исторические представления и места памяти» посвящён проблеме сохранения исторических представлений у старожильческого населения Терского левобережья. Здесь констатируется, что глубина исторической памяти в последние годы значительно уменьшилась, хотя топонимические предания продолжают бытовать, выявляются несоответствия устной традиции установленным историческим фактам и датам. Причины этого обоснованно видятся в массовом переселении русских из Чечни и разрыв преемственности между поколениями. Гораздо больше достоверной информации сохранилось о советском периоде (Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война). Большой интерес представляют приведённые в книге оценочные суждения и народная интерпретация событий перестройки и последующих за ней развала Советского Союза и военных действий в Чечне.При этом справедливо подчёркивается, что «война проехала тяжелым катком по русским Чечни, их землякам и соседям-чеченцам, другим народам республики..., способствовала возрождению исторических обид и негативных стереотипов» [1, с. 23]. В то же время в работе приведено немало примеров позитивного межэтнического взаимодействия и в этот сложнейший период, то есть многосотлетний опыт совместничества не прошёл даром.

В разделе характеризуются места памяти как общенационального (дом-усадьба тёти М. Ю. Лермонтова в пос. Парабоч, где ныне находится ЛиРЕЦЕНЗИИ

тературный музей, музейный комплекс Л. Н. Толстого в ст. Старогладковской), так и местного значения (частный музей казачьего быта краеведа О. Х. Эскирханова в ст. Калиновской, памятный крест в честь подвига наурских казачек в 1774 г., русские кладбища со старинными захоронениями и др.). Автор раздела воздаёт должное местным краеведам и подвижникам, которые в 90-е гг. ХХ века, нередко рискуя жизнью, смогли сохранить уникальные экспонаты. При этом отмечается, что ряд кладбищ находится в «удручающем положении» [1, с. 33]. За ними уже некому ухаживать, они зарастают кустарником, рушатся надгробные памятники. В то же время в разделе характеризуются действия местных властей по сохранению и уборке территорий кладбищ на Терском левобережье республики (проведение субботников, встреча и сопровождение приезжающих на «родительские дни» русских из других регионов). Автор раздела справедливо отмечает тройную функциональную нагрузку русских кладбищ (они служат местами захоронений и поминовений, а также местом встречи русских, покинувших Чечню в 90-е - 2000-е гг.) [1, с. 37-38].

Второй раздел называется «Идентичность, межэтнические взаимодействия и этнокультурные стереотипы». Его отличает тонкий анализ ло-кусов левобережья (характеризуются представления о населении станиц и их краёв, отдельных фамилиях), показано двойственное самосознание терского казачества, которое осознаёт и своё сходство, и в то же время отличие от русского населения Центральной России. Помимо самосознания, этноразъединительными признаками выступали и выступают старообрядчество и горское наследие (знание этикета, устного и музыкального фольклора, языка и др. своих соседей). Отличия от русских других регионов проявились при переселениях, когда терские казаки оказались в другом этноконфессиональном окружении. В памяти местного населения сохраняются представления о таких обычаях, как куначество, гостеприимство, взаимопомощь. Они продолжали бытовать и в годы двух «чеченских войн». В работе есть целый ряд рассказов старожилов на эту тему [1, с. 45-46].

Третий раздел рассматривает трудовые процессы и занятость. В нём постоянно проводятся сравнения и обоснованно прослеживается определённая преемственность дореволюционного периода с советским. Автор раздела последовательно характеризует занятия русского населения Терского левобережья: хлебопашество и животноводство, виноградарство и виноделие, огородничество и бахчеводство, пчеловодство и шелководство, рыболовство, охоту и др. Приведённый материал позволяет читателю представить некогда многообразную хозяйственную деятельность в Шелковском и Наурском районах, подтверждённую иллюстративно.

К сожалению, современный период с точки зрения занятости населения характеризуется, большей частью, односложно. Например, отмечается, что мужчины трудоспособного возраста

либо уехали, либо несут службу в силовых структурах, «поскольку другой работы просто нет» [1, с. 53]. Превращение левобережья в районы фермерского экстенсивного скотоводства наносит невосполнимый ущерб экологии и ставит (в отсутствие многих традиционных видов хозяйственной деятельности) русское население Чечни на грань выживания.

Четвёртый раздел «Семья и семейные традиции» рассматривает типы семей, сложившихся на Тереке ещё в дореволюционный период. Автор раздела, опираясь надокументы XIX века, отмечает основные факторы, которые способствовали сохранению больших семей у русского населения (хозяйственно-экономический, административный, этноконфессиональный). Освещаются и основные причины распада патриархальных семей в советский период (новое законодательство о семье и браке, коллективизация, раскулачивание и др.). По наблюдениям автора, «в настоящее время большая часть русского населения Шелковского и Наурского районов достаточно возрастная -пенсионного и предпенсионного возраста» [1, с. 69]. Это обусловило возрождение многопоколенных семей, где дети, а зачастую и внуки не отделяются от родителей (досматривают их). Кроме того, большим семьям легче выжить в условиях безработицы, отсутствия жилья у молодых и т.п. В разделе освещается проблема детности, экзо- и эндоэтничности браков в прошлом и настоящем. Особое внимание уделено «горскому наследию» в семейно-брачных отношениях у русских Терека. Анализируются отношения между старшими и младшими, мужем и женой, родителями и детьми. Отмечается знание современными детьми чеченского языка, что связывается не только с его преподаванием в школе, но и каждодневным общением с чеченскими сверстниками [1, с. 73].

Пятый раздел освещает православную жизнь на Тереке. В нем рассматриваются основные этапы конфессиональной истории населения левобережья, справедливо подчёркивается, что годы советской власти роковым образом отразились на состоянии старообрядческих и православных приходов, когда практически все храмы были закрыты и разрушены [1, с. 87]. Много внимания автор раздела уделил возрождению православия и строительству церквей в современный период, особенностям приходской жизни, роли православия в сохранении идентичности и сплочённости русского населения ЧР

Шестой раздел связан с освещением культурного наследия, точнее тех элементов традиционной культуры, которые сохранились в левобережных станицах, несмотря на военно-политические катаклизмы 90-х гг. XX века.Даны описания старых, большей частью заброшенных казачьих домов, кладбищенских надгробий и др. Проанализированы и объяснены причины трансформаций в духовной культуре терского казачества. Культурный досуг теперь связывается с национальными культурными центрами, где действуют вокальные и др. группы, церковью. Автор отмечает интернационализацию репертуара певческих

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

коллективов, их состава. В праздничных мероприятиях (Масленица, День наурской казачки) также принимают участие чеченцы, ногайцы, кумыки и др. По мнению автора раздела, одним из наиболее сохранившихся элементов традиционной культуры является пища. В ходе экспедиций был выявлен и описан ряд блюд, характерных для местных казаков. В целом же состояние традиционной культуры казачества характеризуется как катастрофическое [1, с. 125]. Автор считает, что исправление ситуации возможно путём вовлечения местного населения в соответствующие целевые республиканские и федеральные программы, финансирования общеказачьих праздников, музеев и др.

В Заключении подводятся итоги исследования, рассматриваются основные (в том числе, возможные) меры государственной политики, направленной на сохранение и развитие старожильческого населения Терского левобережья. Продуманностью и конкретикой отличаются представленные в работе и основные научные направления в изучении русского населения ЧР. Чётко названы и проблемы, с которыми сталкиваются русские в Чечне, выражается надежда, что очерченный круг проблем со временем будет решён положительно.

Рецензируемая работа прекрасно издана с точки зрения полиграфии, снабжена многочисленными рисунками (начиная с картин Г. Г. Гагарина), дореволюционными, советскими и современными фотографиями, на которых запечатлены жители Терского левобережья, в том числе краеведы, атаманы, ветераны войны и труда, музейные сотрудники, работники казачьих культурных центров и др. На фото представлены жилища, предметы труда и быта терских казаков, культовые постройки, кладбища, иконы старого письма и др. Иллюстративный материал как дополняет написанное, так и является самостоятельным источником для изучения быта и традиций современного русского населения Чечни.

При всех несомненных достоинствах работы, она не избавлена от досадных оговорок и ошибок (чеченские станицы - [1, с. 88, 90] и др., терское правобережье - [1, с. 102]). Не все разделы получились хронологически «комплексными». Например, в третьем разделе основное внимание уделено советскому периоду. На с. 43 констатируется уход из народной памяти гребенской идентичности, что в народных представлениях связывается с репрессиями и в целом с государственной политикой в отношении казачества в советский период. Однако на с. 52, 107, 125 и др. гребенские и терские казаки упоминаются отдельно, либо как терско-гребенские. Согласно нашим наблюдениям и сведениям, у казаков, например, ст. Черв-лённой, как переселившимся за пределы Чечни, так и оставшимся, гребенская идентичность сохраняется.

В целом работа выполнена на высоком научном уровне. Несмотря на то, что разделы написаны разными исследователями, книга воспринимается как единое целое. Все разделы построены по проблемно-хронологическому принципу с выявлением причинно-следственных связей. Проблемы не только ставятся, но и даются рекомендации органам власти для их решения. Работа содержит ценные источники «устной истории», которые могут быть востребованы историками, этнографами, политологами и др. Её следует оценивать как серьёзную попытку представить не только прошлое, но и настоящее русского старожильческого населения Чечни. Важный вклад авторы внесли в изучение таких сложных процессов, как адаптация русских к новым экономическим и социально-политическим условиям существования, современное межэтническое взаимодействие, отягощённое негативом давнего и недавнего прошлого и др.

Нельзя сказать, что постановка проблемы, связанной с изучением положения русских в Чеч-несвоевременна. Она скорее запоздалая. Но в этом нет вины авторов. Их заслуга заключается в том, что они смогли максимально политически корректно и в то же время настойчиво провести мысль о том, что русское население Чечни заслуживает особого внимания, поскольку играет важную роль в укреплении стабильности и межэтнического и межконфессионального мира в Чеченской республике.

Литература

1. Матвеев О. В., Зудин А. И., Воронин В. В. Русские Чечни (по материалам экспедиций 2018 года). Ростов-на-Дону: Печатнаялавка, 2018. 136 с.

References

1. Matveev O. V., Zudin A. I., Voronin V. V. Russkie CHechni (po materialam ekspedicij 2018 goda) (The Russian of Chechnya (based on the expeditions of 2018). Rostov-on-don: Printing shop publ., 2018. 136 p. (In Russian).

Информация об авторе

Великая Наталья Николаевна - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета (Армаваир) / velikaya55@mail.ru

Information about the author Velikaya Natal&ya - Doctor of History, Professor, Chair of World and Native History, Armavir State Pedagogical University (Armavir) / velikaya55@mail.ru

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты