РЕЦЕНЗИИ
УДК 908(470.66)
Н. Н. Великая
Матвеев О. В., Зудин А. И., Воронин В. В. Русские Чечни (по материалам экспедиций 2018 года). Ростов-на-Дону: Печатная лавка, 2018. 136 с.
N. Velikaya
Matveev O. V., Zudin A. I., Voronin V. V. Russian of Chechnya (based on the expeditions of 2018). Rostov-on-don: Printing shop publ., 2018. 136 p.
Представленная коллективная монография выполнена в рамках социально значимого проекта «Русские Чечни: изучение и сохранение традиционных духовных ценностей и опыта межэтнической интеграции», удостоенного гранта Президента Российской Федерации.В отличие от других районов Северного Кавказа, например Дагестана, где изучение русского населения, его вклада в экономическое и культурное развитие началось гораздо раньше, сложная военно-политическая обстановка в Чечне не позволяла приступить к исследованию темы. И только сейчас появилась, по сути, первая работа, в которой даются обширные и многообразные сведения о прошлом и настоящем старожильческого казачьего населения Шелковского и Наурского районов Чечни.
«Жанр» монографии определить достаточно сложно. С одной стороны, в ней представлены обширные этнографические материалы, собранные в ходе культурно-антропологических экспедиций в Чечню высококвалифицированными исследователями из Краснодара в 2018 году. Но с другой, практически в каждом разделе содержатся экскурсы в историю региона, а также то, что сейчас именуется «устной историей»: дословная передача слов информантов о давнем и недавнем прошлом, о том, что люди пережили сами и о том, что узнали от своих дедов и прадедов. Немало внимания авторы уделили и современному положению старожильческого населения Чечни, что делает представленную работу особенно актуальной.
Три первых раздела монографии, а также введение и заключение написаны д.и.н., проф. Олегом Владимировичем Матвеевым, четвертый раздел принадлежит перу к.и.н. Василия Владимировича Воронина, автором пятого и шестого разделов является к.и.н. Антон Иванович Зудин. Все они имеют большой опыт экспедиционной работы, которая осуществляется на базе научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанского казачьего хора».
Во введении дан краткий обзор истории русского старожильческого населения Наурского и Шелковского районов Чечни. Личное знакомство авторов с современным положением дел на севере республики позволило скорректировать статистические данные. Официально русских в указанных
районах на 1 января 2018 г. числится чуть более 4 тыс. чел., но поскольку их отток продолжается, «эту цифру необходимо сократить как минимум в полтора раза» [1, с. 8]. В этой связи рассматривается содержание программы возвращения в Чечню русского и русскоязычного населения, Концепции государственной национальной политики ЧР. В целом положительно оценивая нормативную базу, автор введения приходит к обоснованному выводу о том, что для практической реализации одних деклараций, даже очень правильных, недостаточно. Необходима поддержка федерального центра, который проблеме исхода русского населения с территории Северного Кавказа уделял и уделяет мало внимания.
Первый раздел «Исторические представления и места памяти» посвящён проблеме сохранения исторических представлений у старожильческого населения Терского левобережья. Здесь констатируется, что глубина исторической памяти в последние годы значительно уменьшилась, хотя топонимические предания продолжают бытовать, выявляются несоответствия устной традиции установленным историческим фактам и датам. Причины этого обоснованно видятся в массовом переселении русских из Чечни и разрыв преемственности между поколениями. Гораздо больше достоверной информации сохранилось о советском периоде (Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война). Большой интерес представляют приведённые в книге оценочные суждения и народная интерпретация событий перестройки и последующих за ней развала Советского Союза и военных действий в Чечне.При этом справедливо подчёркивается, что «война проехала тяжелым катком по русским Чечни, их землякам и соседям-чеченцам, другим народам республики..., способствовала возрождению исторических обид и негативных стереотипов» [1, с. 23]. В то же время в работе приведено немало примеров позитивного межэтнического взаимодействия и в этот сложнейший период, то есть многосотлетний опыт совместничества не прошёл даром.
В разделе характеризуются места памяти как общенационального (дом-усадьба тёти М. Ю. Лермонтова в пос. Парабоч, где ныне находится ЛиРЕЦЕНЗИИ
тературный музей, музейный комплекс Л. Н. Толстого в ст. Старогладковской), так и местного значения (частный музей казачьего быта краеведа О. Х. Эскирханова в ст. Калиновской, памятный крест в честь подвига наурских казачек в 1774 г., русские кладбища со старинными захоронениями и др.). Автор раздела воздаёт должное местным краеведам и подвижникам, которые в 90-е гг. ХХ века, нередко рискуя жизнью, смогли сохранить уникальные экспонаты. При этом отмечается, что ряд кладбищ находится в «удручающем положении» [1, с. 33]. За ними уже некому ухаживать, они зарастают кустарником, рушатся надгробные памятники. В то же время в разделе характеризуются действия местных властей по сохранению и уборке территорий кладбищ на Терском левобережье республики (проведение субботников, встреча и сопровождение приезжающих на «родительские дни» русских из других регионов). Автор раздела справедливо отмечает тройную функциональную нагрузку русских кладбищ (они служат местами захоронений и поминовений, а также местом встречи русских, покинувших Чечню в 90-е - 2000-е гг.) [1, с. 37-38].
Второй раздел называется «Идентичность, межэтнические взаимодействия и этнокультурные стереотипы». Его отличает тонкий анализ ло-кусов левобережья (характеризуются представления о населении станиц и их краёв, отдельных фамилиях), показано двойственное самосознание терского казачества, которое осознаёт и своё сходство, и в то же время отличие от русского населения Центральной России. Помимо самосознания, этноразъединительными признаками выступали и выступают старообрядчество и горское наследие (знание этикета, устного и музыкального фольклора, языка и др. своих соседей). Отличия от русских других регионов проявились при переселениях, когда терские казаки оказались в другом этноконфессиональном окружении. В памяти местного населения сохраняются представления о таких обычаях, как куначество, гостеприимство, взаимопомощь. Они продолжали бытовать и в годы двух «чеченских войн». В работе есть целый ряд рассказов старожилов на эту тему [1, с. 45-46].
Третий раздел рассматривает трудовые процессы и занятость. В нём постоянно проводятся сравнения и обоснованно прослеживается определённая преемственность дореволюционного периода с советским. Автор раздела последовательно характеризует занятия русского населения Терского левобережья: хлебопашество и животноводство, виноградарство и виноделие, огородничество и бахчеводство, пчеловодство и шелководство, рыболовство, охоту и др. Приведённый материал позволяет читателю представить некогда многообразную хозяйственную деятельность в Шелковском и Наурском районах, подтверждённую иллюстративно.
К сожалению, современный период с точки зрения занятости населения характеризуется, большей частью, односложно. Например, отмечается, что мужчины трудоспособного возраста
либо уехали, либо несут службу в силовых структурах, «поскольку другой работы просто нет» [1, с. 53]. Превращение левобережья в районы фермерского экстенсивного скотоводства наносит невосполнимый ущерб экологии и ставит (в отсутствие многих традиционных видов хозяйственной деятельности) русское население Чечни на грань выживания.
Четвёртый раздел «Семья и семейные традиции» рассматривает типы семей, сложившихся на Тереке ещё в дореволюционный период. Автор раздела, опираясь надокументы XIX века, отмечает основные факторы, которые способствовали сохранению больших семей у русского населения (хозяйственно-экономический, административный, этноконфессиональный). Освещаются и основные причины распада патриархальных семей в советский период (новое законодательство о семье и браке, коллективизация, раскулачивание и др.). По наблюдениям автора, «в настоящее время большая часть русского населения Шелковского и Наурского районов достаточно возрастная -пенсионного и предпенсионного возраста» [1, с. 69]. Это обусловило возрождение многопоколенных семей, где дети, а зачастую и внуки не отделяются от родителей (досматривают их). Кроме того, большим семьям легче выжить в условиях безработицы, отсутствия жилья у молодых и т.п. В разделе освещается проблема детности, экзо- и эндоэтничности браков в прошлом и настоящем. Особое внимание уделено «горскому наследию» в семейно-брачных отношениях у русских Терека. Анализируются отношения между старшими и младшими, мужем и женой, родителями и детьми. Отмечается знание современными детьми чеченского языка, что связывается не только с его преподаванием в школе, но и каждодневным общением с чеченскими сверстниками [1, с. 73].
Пятый раздел освещает православную жизнь на Тереке. В нем рассматриваются основные этапы конфессиональной истории населения левобережья, справедливо подчёркивается, что годы советской власти роковым образом отразились на состоянии старообрядческих и православных приходов, когда практически все храмы были закрыты и разрушены [1, с. 87]. Много внимания автор раздела уделил возрождению православия и строительству церквей в современный период, особенностям приходской жизни, роли православия в сохранении идентичности и сплочённости русского населения ЧР
Шестой раздел связан с освещением культурного наследия, точнее тех элементов традиционной культуры, которые сохранились в левобережных станицах, несмотря на военно-политические катаклизмы 90-х гг. XX века.Даны описания старых, большей частью заброшенных казачьих домов, кладбищенских надгробий и др. Проанализированы и объяснены причины трансформаций в духовной культуре терского казачества. Культурный досуг теперь связывается с национальными культурными центрами, где действуют вокальные и др. группы, церковью. Автор отмечает интернационализацию репертуара певческих
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
коллективов, их состава. В праздничных мероприятиях (Масленица, День наурской казачки) также принимают участие чеченцы, ногайцы, кумыки и др. По мнению автора раздела, одним из наиболее сохранившихся элементов традиционной культуры является пища. В ходе экспедиций был выявлен и описан ряд блюд, характерных для местных казаков. В целом же состояние традиционной культуры казачества характеризуется как катастрофическое [1, с. 125]. Автор считает, что исправление ситуации возможно путём вовлечения местного населения в соответствующие целевые республиканские и федеральные программы, финансирования общеказачьих праздников, музеев и др.
В Заключении подводятся итоги исследования, рассматриваются основные (в том числе, возможные) меры государственной политики, направленной на сохранение и развитие старожильческого населения Терского левобережья. Продуманностью и конкретикой отличаются представленные в работе и основные научные направления в изучении русского населения ЧР. Чётко названы и проблемы, с которыми сталкиваются русские в Чечне, выражается надежда, что очерченный круг проблем со временем будет решён положительно.
Рецензируемая работа прекрасно издана с точки зрения полиграфии, снабжена многочисленными рисунками (начиная с картин Г. Г. Гагарина), дореволюционными, советскими и современными фотографиями, на которых запечатлены жители Терского левобережья, в том числе краеведы, атаманы, ветераны войны и труда, музейные сотрудники, работники казачьих культурных центров и др. На фото представлены жилища, предметы труда и быта терских казаков, культовые постройки, кладбища, иконы старого письма и др. Иллюстративный материал как дополняет написанное, так и является самостоятельным источником для изучения быта и традиций современного русского населения Чечни.
При всех несомненных достоинствах работы, она не избавлена от досадных оговорок и ошибок (чеченские станицы - [1, с. 88, 90] и др., терское правобережье - [1, с. 102]). Не все разделы получились хронологически «комплексными». Например, в третьем разделе основное внимание уделено советскому периоду. На с. 43 констатируется уход из народной памяти гребенской идентичности, что в народных представлениях связывается с репрессиями и в целом с государственной политикой в отношении казачества в советский период. Однако на с. 52, 107, 125 и др. гребенские и терские казаки упоминаются отдельно, либо как терско-гребенские. Согласно нашим наблюдениям и сведениям, у казаков, например, ст. Черв-лённой, как переселившимся за пределы Чечни, так и оставшимся, гребенская идентичность сохраняется.
В целом работа выполнена на высоком научном уровне. Несмотря на то, что разделы написаны разными исследователями, книга воспринимается как единое целое. Все разделы построены по проблемно-хронологическому принципу с выявлением причинно-следственных связей. Проблемы не только ставятся, но и даются рекомендации органам власти для их решения. Работа содержит ценные источники «устной истории», которые могут быть востребованы историками, этнографами, политологами и др. Её следует оценивать как серьёзную попытку представить не только прошлое, но и настоящее русского старожильческого населения Чечни. Важный вклад авторы внесли в изучение таких сложных процессов, как адаптация русских к новым экономическим и социально-политическим условиям существования, современное межэтническое взаимодействие, отягощённое негативом давнего и недавнего прошлого и др.
Нельзя сказать, что постановка проблемы, связанной с изучением положения русских в Чеч-несвоевременна. Она скорее запоздалая. Но в этом нет вины авторов. Их заслуга заключается в том, что они смогли максимально политически корректно и в то же время настойчиво провести мысль о том, что русское население Чечни заслуживает особого внимания, поскольку играет важную роль в укреплении стабильности и межэтнического и межконфессионального мира в Чеченской республике.
References
Информация об авторе
Великая Наталья Николаевна - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета (Армаваир) / velikaya55@mail.ru
Information about the author Velikaya Natal&ya - Doctor of History, Professor, Chair of World and Native History, Armavir State Pedagogical University (Armavir) / velikaya55@mail.ru