Спросить
Войти

Новая европейская жилищная и городская политика

Автор: указан в статье

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИЛИЩНАЯ И ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА

В августе 1999 г. в Венгрии состоялась конференция Европейской сети жилищных исследований (European Network for Housing Research - ENHR) по проблемам новой европейской политики в сфере городского и жилищного развития. Она явилась частью серии научных конференций по городским и жилищным проблемам, которые регулярно проводятся ENHR начиная с 1986 г. Предыдущие встречи проходили в различных городах Европы - Гевле, Амстердаме, Осло, Гааге, Будапеште, Глазго, Хелсингере, Пиране и Кардифе. Инициатором создания и бессменным председателем ENHR является ученый, занимающийся проблемами жилищного финансирования, Бенгт Тернер - профессор Института жилищных исследований Университета Уп-псала (Гевле, Швеция). В настоящее время эта международная организация объединяет более 100 институтов, исследовательских центров, общественных организаций, фондов и риэлторских компаний, работающих в сфере жилья. Число индивидуальных членов сети превышает тысячу человек.

Конференция была проведена совместно с будапештским Столичным исследовательским институтом (Metropolitan Research Institute - MRI) и посвящена современным трансформационным процессам, происходящим в городах Европы, в особенности в странах Центральной и Восточной Европы. Пристально обсуждались инновационные процессы в таких важных сферах, как современная реструктуризация европейских городов, изменения в государственном и местном управлении жилищным фондом в странах Европейского Союза; проблемные районы и маргинальные группы населения в больших городах; финансирование жилищного строительства и выпуск жилищных ценных бумаг; трансформация арендного сектора в жилищной сфере.

По этим проблемам в рамках конференции состоялись два пленарных заседания, профессиональный тур по Будапешту; работало шесть рабочих групп.

Доклады, вынесенные на пленарные заседания, были посвящены наиболее общим

вопросам городского развития и жилищного строительства в городах Европы. Пути и методы реформ жилищных финансов в переходных экономиках рассматривались в докладе Роберта Бакли (Всемирный Банк). Совместный доклад ученых трех стран Йенса Дангшата (Австрия), Людека Сико-ра (Чехия) и Ивана Тошина (Венгрия) был посвящен общим проблемам трансформации и реструктуризации городов Западной, Центральной и Восточной Европы. Конкретный анализ кризисных черт в развитии европейских городов разного типа был представлен на примере Берлина - в докладе Моники Шюмер-Струксберг и Томаса Кнорр-Зидова (Германия) - и Тираны - в совместном докладе целой группы албанских исследователей под руководством координатора проекта Сефа Слоотвега.

Основное внимание в работе первой рабочей группы «Изменение жилищной политики» было уделено изменениям в управлении жилищным фондом в городах Европы и возможной централизации власти в руках Европейского Союза с одновременным развитием внутри стран соответствующих федеральных структур и усилением взаимосвязей центральных органов управления с местным самоуправлением, общественными и частными организациями. Работа группы концентрировалась также на проблемах выработки эффективных мер местной (муниципальной) инновационной политики при решении проблем городской бедноты и бездомных. Целый ряд докладов был посвящен повышению эффективности функционирования местных рынков жилья, тесно связанных с рынком земли, новым строительством, развитием социальной инфраструктуры и мобильностью населения. Так, в докладе Марка Стефенса и Робины Гудланд (Шотландия) на примере семи европейских стран обсуждались основные направления современной жилищной политики. Показано, что центральные органы власти продолжают оставаться основными субъектами жилищной политики, так как существует своего рода парадокс децентрализации, согласно которому формальная

Новая европейская жилищная и городская политика

децентрализация ответственности за проведение жилищной политики, направленная на ослабление роли центральных правительств, на деле сопровождается резким сокращением субсидий на эти цели из федеральных бюджетов. В докладе Отто Хет-целя (США) показано, что в то время, как Департамент жилья и городского развития США продолжает осуществлять общий контроль за жилищной политикой на местах, там вполне успешно могут приниматься и самостоятельные решения, особенно по вопросам аренды жилья, размеру арендной платы и т. п. При этом проведение переговоров представляется весьма привлекательной альтернативой прямым директивным указаниям сверху. Особый интерес для исслелования проблем налогообложения недвижимости представляет доклад Габора Балаша и Роберта Кована (Венгрия). Он был подготовлен для оказания помощи местным органам управления Венгрии в принятии решений о введении местного имущественного налога на жилье, формируемого на основе его рыночной стоимости. Известно, что подобный эксперимент в сфере налогообложения нежилой недвижимости проводится в некоторых российских городах (Новгород Великий, Тверь). В докладе поддержано введение такого налога в Венгрии и построена имитационная модель, позволяющая планировать уровень ожидаемых доходов населения и определять группы населения, способные выплачивать такой налог, а также тех, кому понадобятся соответствующие субсидии или компенсации. Рассмотрены социальные последствия введения такого налога.

Основное внимание в работе второй рабочей группы «Реструктуризация европейских городов» уделено современным тенденциям развития европейских городов, таким, как субурбанизация и джентрифика-ция. Одним из способов исследования этих тенденций является изучение распределения жилья между городскими районами изменяющегося статуса, а также между городом и его пригородами. Важными вопросами, подлежащими обсуждению, явились степень сохранности компактной структуры европейских городов, а также то, какого рода альтернативные модели (например, децентрализованное городское развитие) существуют, чтобы в случае европейских городов избежать модели развития американского типа. Рассмотрены также инновационные подходы правительств крупных

городов для оказания воздействия на ход этих процессов.

Все эти проблемы были рассмотрены на примере ряда европейских городов. В докладе Ханса Т. Андерсена (Дания), например, проанализированы процессы городской реструктуризации Копенгагена и на эмпирическом материале 1980-1997 гг. показано, что его пространственная структура менялась в соответствии с условиями постиндустриального общества. Рост делового центра города сопровождался появлением эксклюзивных магазинов, изысканных ресторанов и картинных галерей не только в центре, но и в непопулярных ранее окраинных районах. Разработке модели изменений пространственной инфраструктуры по-сткоммунистического города был посвящен доклад Людека Сикора (Чехия). Особое внимание в нем было уделено изменениям внутренней городской структуры постком-мунистических городов, обусловленным направлением правительственных реформ и рыночными трансформациями экономической, политической и культурной сфер. Процессы развития малых и средних городов Центра России в 90-е годы рассмотрены на примере четырех городов Смоленской области в докладе Ирины Молодико-вой и Надежды Ноздриной (Россия). На основе статистики и специального социологического обследования в нем увязаны проблемы миграции населения, его жилищной обеспеченности и занятости. Показано, что ориентация мигрантов на доступное по цене жилье в стагнирующих малых и средних городах приводит к серьезным проблемам с трудоустройством и росту безработицы.

Работа третьей группы «Проблемные районы и группы, находящиеся в невыгодном положении, в крупных городах» была сконцентрирована на нижнем уровне рынка жилья и исследовала новые тенденции сегрегации по месту жительства, связанные с социальными вычетами из облагаемого налогом дохода. Особенно важным было обсуждение механизмов, ведущих к концентрации семей с низким уровнем доходов и этнических меньшинств в специальных частях городов, а также жилищных возможностей этнических меньшинств. Много внимания было уделено строительству крупных жилых комплексов, в которых сочетание сегрегационных тенденций и снижения уровня жизни может привести к возникновению чрезвычайно сложных ситуаций для населения.

Хроника научной жизни

Плодотворный подход к изучению этих проблем на основе новой парадигмы так называемой городской генеративной (порождающей) социологии предложен в докладе Мишеля Бонетти (Франция). Используя различные регенерационные схемы, социолог в содружестве с администрациями и общественными жилищными организациями на местах может существенно повлиять на процесс снижения жизненного уровня в бедственных городских районах, затормозив его или обратив вспять.

Четвертая рабочая группа - «Рынок жилья в макро- и микроперспективе: сбережения, ценные бумаги, сделки с жильем и его наследование» и пятая - «Жилищное финансирование и субсидирование: тенденции в Европе» проводили совместные заседания.

Жилье - одна из самых важных составляющих семейного благополучия. По мере его приватизации вопросы его справедливого распределения приобретают все большее значение. Целью деятельности данных рабочих групп явились изучение различных подходов к оценке жилья и способов его передачи, а также целый ряд других вопросов, связанных с экономикой жилья.

Каковы основные направления реструктуризации системы жилищного финансирования в Европе? В настоящее время прослеживается следующая тенденция: жилищное финансирование все чаще осуществляется за счет постоянно функционирующего конкурентоспособного кредитного рынка и не является, как прежде, частью государственной политики в сфере жилищного строительства. Таким образом, субсидирование жилья в последние десятилетия уже не выглядит неотъемлемой частью общей финансовой системы государства. Не утратит ли вследствие этого правительство контроль над жилищной сферой и ни универсально ли данное явление для всех стран? Если это так, то какое влияние оно окажет в

дальнейшем на жилищные системы в странах Центральной и Восточной Европы? Этот комплекс вопросов оказался в центре внимания на заседаниях данных групп.

В последнее десятилетие арендный сектор в ряде развитых европейских стран претерпел серьезные изменения, что в большинстве случаев привело к сокращению общественного и возрождению частного арендного сектора. Деятельность шестой рабочей группы «Трансформация арендного сектора в Европе» была ориентирована на обсуждение той роли, которую могут играть оба этих арендных сектора в европейских странах. Кроме того, изучались результаты приватизации жилья, активно проводившейся в 90-е годы в странах Центральной и Восточной Европы. В докладе Ника Нильсона (Швеция), например, отмечается, что, не справившись с экономической ответственностью за полученную собственность, большое число новоиспеченных собственников жилья должны будут со временем сдать свои квартиры внаем, продать их инвесторам, каким-либо жилищным организациям или объединениям. Все это приведет к трансформации статуса собственников жилья в статус совладельца зданий и соарендатора жилья. Тем самым роль арендного сектора будет повышаться.

В целом конференция продемонстрировала возросший уровень исследований проблем реструктуризации городов, городской и жилищной политики. Характерной чертой стало взаимное сближение позиций по этим вопросам ученых Западной и Восточной Европы.

Н. Ноздрина

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты