Спросить
Войти

Социально-экономические и политические изменения во Франции в последней трети XIX - начале ХХ В. Как фактор развития богемы

Автор: указан в статье

УДК 94(44).08

О. Н. Захарченко

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ ХХ в. КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БОГЕМЫ

Статья исследует политические, экономические и социальные причины развития богемы во Франции в период Третьей республики (конец XIX -начало ХХ вв.). Принятие конституционных актов 1875 г, законов о свободе собраний, печати 1881 г и социальном обеспечении превратили Францию в одно из самых демократичных государств мира того времени. Ослабление влияния католической церкви и практически полное отсутствие цензуры обеспечило необходимые условия для принятия обществом богемного образа жизни, отличающегося нетрадиционным и эпатажным поведением. Социальная структура французского общества в XIX в. претерпела изменения. Буржуазия потеснила аристократию не только в экономической, но

также в политической и культурной сферах. Улучшение качества жизни и рост доходов населения вследствие промышленного переворота и развития капиталистических отношений привели к повышению спроса на произведения искусства, что в свою очередь способствовало возрастанию в стране числа художников и формированию новой институциональной системы «торговец - критик», изменившей положение и статус художника. Роль покровителя или мецената играл торговец, критики стали теоретиками искусства, государство и Академия перестали быть арбитрами вкуса.

О. N. Zakharchenko

SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL CHANGES IN FRANCE IN THE LAST THIRD OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES AS A FACTOR OF BOHEMIANISM DEVELOPMENT

This article deals with the political, economic and social reasons for the development of bohemianism at the end of the XlXth century and at the beginning of the XXth century. The adoption of The French Constitutional Laws in 1875, a new liberal press law in 1881, work laws and etc. turned France into one of the most democratic states in the world at that time. The weakening of the influence of the Catholic Church and almost the total absence of censorship provided necessary conditions for the society to adopt the bohemian way of life characterized by unconventional and outrageous behavior. The social structure of French society changed. The bourgeoisie pressed the aristocracy not only in the economic, but also in the

political and cultural spheres of life. The improvement of the quality of life and income growth as a result of the industrial revolution and the development of capitalist relations led to the increasing demand for works of art, which in return contributed to the increase in the number of artists and the formation of a new institutional system, which changed the status of the artist. A merchant played the role of a patron, art theorists became critics, the state and the Academy ceased to be arbiters of taste.

В XIX в. в Западном мире начинает формироваться образ художника как талантливого творца, посвятившего себя служению искусству, и окруженного ореолом гениальности, блеска и мученичества. Богема играла ключевую роль в создании и продвижении данного мифа. Богема как образ жизни представителей

творческих профессий и их окружения, характеризовался эксцентричным, нетрадиционным поведением, свободными нравами, отождествлением искусства и жизни, маргинальностью, бедностью, пьянством, анархическими или левыми политическими взглядами, враждебным отношением к буржуазным правилам.

Богемный образ жизни не был исключительно французским феноменом. Аналогично парижским районам Монмартр и Монпарнас, в Лондоне существовал богемный квартал Сохо, в Нью-Йорке - Гринвич-Виллидж. Но именно во Франции XIX в. богема достигла расцвета, а её представители перешли в общественном восприятии на новый уровень: от героя маргинального полукриминального мира к статусу независимого художника, бунтаря против коммерции и утилитарности. Изучение истории Франции XIX - начала ХХ вв. позволяет выявить причины данной трансформации. Богема являлась феноменом XIX в., в то время как в ХХ в. на первое место выходят модернистские и авангардистские течения, впитавшие в себе многие богемные характеристики.

Для существования богемы необходим высокий уровень политических и гражданских свобод, борьба за расширение которых активно велась во Франции XIX в. В первые годы существования Третьей Республики при президентах А. Тьере (1871-1873 гг.) и П. Мак-Маго-не (1873-1879 гг.) фактически у власти находились представители консервативных течений. Несмотря на попытки монархических партий противостоять созданию Конституции в республиканском духе, в феврале - июле 1875 г. принимаются три Конституционных закона, создавших основу политического устройства страны: закон 24 февраля 1875 г. об организации Сената [7, с. 537-538], закон 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти и закон 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями [6, с. 535-537].

Избираемый на 7 лет президент имел широкие полномочия: законодательная инициатива, распоряжение вооруженными силами, назначение должностных лиц, роспуск с согласия Сената палаты депутатов до истечения законного срока ее полномочий, заключение и ратификация международных договоров и т.д. [6, с. 535-537].

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 сенаторов, сохранявших свои мандаты пожизненно, и 225 сенаторов, избираемых на 9 лет особыми коллегиями выборщиков департаментов. Сенат и Палата депутатов обладали правом законодательной инициативы, контроля за деятельностью правительства [7, с. 537538]. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общем заседании палат, именуемом Национальным собранием, избирали президента или пересматривали конституцию.

Исполнительная власть сосредотачивалась в Совете министров, который нёс ответственность перед парламентом. Председателя Совета министров назначал президент.

Во Франции устанавливается мажоритарная система выборов с голосованием в 2 тура. От участия в выборах отстранялись женщины, военнослужащие, население колоний, лица, проживавшие в избирательном округе менее 6 месяцев или не достигшие 21 года [9, с. 548-549]. Таким образом, из 40 млн. французов избирательным правом пользовалось 12 млн [2, с. 79].

Большая часть Национального собрания в 1870-е - начале 1880-х гг. состояла из монархистов, но потенциальная возможность реставрации монархии и установления режима личной власти стала невозможной во многом из-за разногласий между монархистами и отсутствием у них парламентского большинства. Принятые в 1884 г. конституционные поправки, закрепляли, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра [20], ликвидировали институт пожизненных сенаторов [22] и сокращали полномочия президента. 23 июля 1886 г. принимается закон об изгнании глав правивших во Франции королевских фамилий и их ближайших наследников. К тому же, в 1891 г. монархисты лишились сильной опоры: 27 марта умер принц Наполеон, а 30 сентября застрелился генерал Ж. Буланже. В целом, первоначальная редакция Конституционных актов выглядела достаточно консервативно, но ввиду принятия последующих поправок и законов, она стала более либеральной.

Важным достижением Третьей Республики становится закон 1 июля 1901 г. об ассоциациях и религиозных конгрегациях, его первый и второй отделы провозглашали право образования без разрешения правительственной власти и даже без предварительного заявления различных союзов, преследующих нематериальные цели (политические, благотворительные, научные, литературные, художественные и т.п.), а также свободу их целей, устава и внутренней организации [13, с. 270-296]. В результате смогли официально оформиться первые политические партии.

Политическая система страны в 18701910-е гг. отличалась многопартийностью, что, с одной стороны, демонстрировало либерально-демократическое развитие государства, а с другой стороны, ввиду борьбы между парламентскими фракциями, вело к политической нестабильности и частой смене правительственных кабинетов [3, с. 79-80]. Монархические партии с 1880-х гг. постепенно сошли с политической арены, возникло большое разнообразие республиканских партий. Например, на выборах в палату депутатов 1881 г., республиканцы заняли 450 мест, а бонапартисты, орлеанисты и легитимисты - 98, в то время как на выборах 1875 г. республиканцы получили 360, а монархисты 170 мандатов [8, с. 10-18].

В Конституционных актах 1875 г. отсутствовало декларирование прав человека и гражданина. Соответствующие законы принимаются позднее: о свободе собраний и печати (1881 г.) [21], разрешении развода (1883 г.) [14], легальный статус получили профессиональные объединения предпринимателей и рабочих (1884 г.) [24]. Развивалось и социальное законодательство: ограничение продолжительности рабочего дня 10 часами для подростков и 11 часами для женщин (1892 г.) [17]; возмещение рабочим ущерба, причиненного их здоровью производственными травмами (1898 г.) [18]. Проводились меры по демократизации французской армии. В 1905 г. срок военной службы снизили с трех лет до двух.

Принятие закона о свободе собраний и печати 1881 г. позволило французской прессе стать одной из самых демократичных в мире в указанный период. По сути, цензура касалась только морально-нравственных запретов, например, печатания порнографических материалов [5, с. 81], кроме этого запрещалось подстрекать к преступлениям, оскорблять общественное мнение, частных лиц и иностранных граждан. Печать носила независимый характер, будучи выразителем различных политических настроений и направлений. Возникло многообразие печатных изданий разных жанров. Популярные журналы «Пти Журналь», «Пти Паризьен», «Матен», «Журналь» в 1900 г. выходили общим тиражом до 2 млн 400 тыс. экз. в день [4, с. 371]. Существовали и «богемные» печатные издания. Например, популярное среди художников и поэтов кабаре «Черный кот», основанное в 1881 г., выпускало одноименный журнал, провозглашавший себя «представителем интересов Монмартра». Его первый номер вышел 14 января 1882 г. и открывался статьей Жака Лихарди «Монмартр», в ней квартал претенциозно назывался «колыбелью человечества» и «центром мира» [15, р. 1].

Средства массовой информации играли важную роль в мире искусства, привлекая внимание к художественным течениям, непосредственно влияя на создание репутации того или иного художника. В 1860-1870-е гг. на новые картины пресса откликалась быстрее, чем на литературные новинки [11, с. 152].

Третья республика обеспечивала гражданам широкие политические и гражданские права,

а также свободу нравов, что тесно связывалось со значительным ослаблением влияния церкви. Исследуемая эпоха характеризовалась пиком антиклерикализма во Франции. Правые и левые по-разному представляли роль церкви в современном обществе. Консерваторы считали её одной из опор общественного порядка. Республиканцы, напротив, выражали недовольство деятельностью многочисленных религиозных конгрегаций (монашеских объединений) и их ролью в жизни общества, радикалы видели в церкви консервативную и монархическую силу.

В 1881 г. и 1882 г. «большие законы» министра просвещения Ж. Ферри сделали начальное образование обязательным, бесплатным и светским [25]. В соответствие со статьей 2 закона 1882 г., религиозное обучение детей в возрасте от 6 до 13 лет, посещавших публичную школу, могло осуществляться только во внешкольное время [25]. Закрывались учебные заведения Ордена иезуитов, все другие конгрегации обязали получать разрешение правительства на свою деятельность. Закон Л. Гобле 30 октября 1886 г. предписывал вести преподавательскую деятельность в школах исключительно светским учителям [23]. Помимо повышения образовательного уровня, результатом реформ явилась замена христианской морали светской.

Наиболее жёсткие антиклерикальные меры предпринимались в годы правления кабинета Э. Комба (1902-1905 гг.). 7 июля 1904 г. религиозным конгрегациям ввели запрет на преподавание. Закон 1905 г. о разделении церквей и государства прекратил действие Конкордата от 1801 г. и установил взаимную экономическую, организационную и политическую независимость церквей и государства [19, с. 33-55]. Несмотря на опасения правительства, массовых беспорядков данный закон не вызвал. Причина этого заключалась в «успехах антикатолической пропаганды, но более всего - в глубокой индифферентности французов к религии и упадке религиозности» [10, с. 25] к началу ХХ в. В следующие годы принимается ещё несколько законов, регулирующих положение католической церкви во Франции.

Открытость французского общества и либеральная система пересечения иностранцами государственных границ Франции и их нахождения на её территории способствовали притоку иностранцев в страну, в том числе тех, кто пополнял ряды богемы.

Помимо политических причин, формирование художественной богемы тесно связывается и с экономическими изменениями в стране.

Британский исследователь Э. Вильсон указывает на прямую связь между капиталистическим производством и развитием мифа о богеме, создаваемый в попытке примирить индустриальное общество и мир искусства [26, с. 3].

К концу 1860-х гг. завершилась промышленная революция в хлопчатобумажной, химической, металлургической, машиностроительной, угледобывающей отраслях. Расширенная сеть железных дорог способствовала развитию обмена и возникновению новой географии промышленности. Изменилась и сфера торговли. Рост массового производства и доходов населения олицетворяли магазины модных товаров и универмаги, потеснившие традиционные ярмарки и лавки.

Первые годы существования Третьей Республики характеризовались экономическим спадом, вызванным последствиями Франко-Прусской войны, потерей Эльзаса и Лотарингии, большими убытками в виноградарстве из-за распространения филлоксеры [3, с. 274-275]. Успешная внешняя политика президента А. Тьера, сумевшего в короткие сроки выплатить контрибуцию, позволила приступить к восстановлению экономики. Меры государственной поддержки экономики выражались в политике протекционизма, повышались таможенные тарифы в 1892, 1897, 1910 гг., были организованы программы по борьбе с безработицей, активно развивалась колониальная экспансия.

Экономическая ситуация в 1880-е - 1910-е гг. стабилизировалась. Проводимые в предшествующее время меры, такие как реорганизация налогового ведомства и основание Французского банка, привели к оздоровлению финансовой системы. Банковская революция, активизировавшая мобилизацию капиталов, сделала Францию вторым финансовым рынком мира после Великобритании. Возрос приток частных инвестиций в промышленность.

Начиная с середины 1890-х гг. наметился подъём промышленного производства, достигший в 1905-1914 гг. в среднем почти 5 % в год. Росло экономическое благополучие и уровень жизни населения. Например, повысилось потребление мяса с 26 кг. на жителя в 1862 г до 35 кг в 1892 г. [3, с. 276]. В 1896-1913 гг. страна вступила в новую фазу Промышленной революции в автомобилестроении и энергетике.

В начале ХХ в. Франция занимала лидирующие позиции в области автомобильной, велосипедной, авиационной, электроэнергетической отраслях. Отмечалось повсеместное снижение цен, благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса и расширению географии производства. В то же время,

низкая концентрация капитала, рабочей силы и производства вызвали отставание Франции от Германии, Великобритании и США на мировом рынке. Экспорт страны специализировался скорее на изделиях «изысканного вкуса», чем на промышленных товарах.

Наблюдался активный рост городов и городского населения, составившего, по переписи 1892 г. 49 % [3, с. 277]. Одним из последствий миграций из города в деревню, являлась потеря человеком связей с большой патриархальной семьёй. Городская жизнь предлагала практические преимущества для богемы. Она продвигала уход от ответственности перед семьёй, и делала возможным формирование новых групп и дружеских отношений на основе интереса и работы, нежели родства [4, с. 366]. Богемные писатели и художники проявляли интерес к изнанке общества и городскому дну, делая их сюжетами своих произведений, изображая картины жизни публичных домов, ночных посетителей кафе, закулисную жизнь артистов театра, цирка и кафе-шантанов [26, с. 29].

Важной предпосылкой формирования богемы как явления урбанистической культуры являлись социальные изменения, начавшиеся в стране с конца XVIII в. Отмена сословных привилегий и феодальных повинностей в годы Революции 1789 г. способствовала тому, что традиционные формы организации общества разрушаются, привычные патерналистские отношения между хозяином и прислугой оказались подорванными. Ведущие позиции в политической и экономической жизни страны занимала буржуазия, практически вытеснившая представителей аристократии Старого порядка. Относительно новым феноменом для XIX в. становился слой «новых промышленников», имевших американский эквивалент self-made-man. Наряду с ними возник и слой зажиточного среднего класса, в том числе из выпускников политехнических школ [12, с. 368]. Стирание жестких социальных границ в обществе способствовало притоку в ряды богемы представителей из разных социальных групп.

Социально-экономические изменения повлияли на преобразование институциональной системы мира искусства1. Материальное и

1 Институциональная система - это устойчивая сеть представлений, обычаев и формальных процедур, которые все вместе образуют более или менее выраженную социальную организацию с признанной главной целью -в данном случае, это создание и признание произведений искусства. Эта цель реализуется посредством рекрутирования, обучения, непрерывной идеологической обработки, последовательного процесса оценки и постепенного признания, упорядоченного предоставления экономической поддержки извне, четкой системы дисциплины и наказания,

культурное господство буржуазии значительно выросло, она являлась основным потребителем предметов искусства. Значение Парижа как мирового культурного центра также благоприятствовало тому, что количество художников в стране в XIX в. значительно увеличилось, изменился и их статус.

Богема представляет собой коллективную инициативу, и её развитие было реакцией на возрастание числа художников, обучить и устроить которых, Академия изящных искусств не имела возможности. На смену академической, пришла рыночная система отношений «торговец - критик», где место высокого покровителя занял торговец предметами искусства - маршан. Салон позволял художникам выставлять свои работы, и был главным инструментом формирования их репутации в предшествующие годы, в то время как во второй половине XIX в. эту функцию выполняли критики и общение в кафе [11, с. 127]. Если при Старом порядке художник воспринимался в обществе как государственный муж, то к концу XIX в. его положение могло меняться от предпринимателя до наемного работника [11, с. 12].

С накоплением богатства росли эстетические запросы населения. Класс буржуазии требовал картины, декор, текстиль и обои для своих домов и формировал образованную публику, жаждущую литературы, живописи, музыки, требуя культурных мероприятий всех видов для развлечения и назидания. Результатом этого стало увеличение числа издательств, открытие большого количества театров, концертных залов, галерей, библиотек и музеев. В итоге развивалась коммерческая культура, предназначенная для масс. Данные перемены имели неоднозначные последствия для художников. С одной стороны, политические и гражданские свободы, ослабление цензуры и утрата Академией изящных искусств своих позиций, привели к свободе творческого самовыражения. Но с другой стороны, рост числа художников, разрушение системы патронажа, сделали их положение экономически нестабильным. Богемный образ жизни демонстрировал парадоксальную ситуацию, когда художник стремился быть независимым от мнения тех, кто обеспечивал его существование.

Результатом рассмотренных выше преобразований стало превращение Франции в начале ХХ в. в одно из самых демократичных государств в мире. Была создана благодатная почва для расцвета на рубеже XIX-XX вв. многочисленных творческих групп и объединений, демонстрировавших свободу самовыражения и образа жизни. Процессы индустриализации и урбанизации способствовали изменению социальной структуры общества, ведущие позиции в экономической и политической жизни перешли от аристократии к буржуазии, сформировался обширный, хотя и неоднородный слой «интеллектуального» пролетариата, который на рубеже XIX-ХХ вв. стал играть важную роль общественной жизни Франции. Буржуазия выступает в качестве основного потребителя результатов деятельности представителей культурного мира.

Источники и литература / References

1. Дайси А. В. Основы государственного права Англии. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1907. 707 с. Daisi A. V. Osnovy gosudarstvennogo prava Anglii (Foundations of Public Law in England). Moscow: I.D. Sytin&s printing

office, 1907. 707 p. (In Russian).

2. История государства и права зарубежных стран / под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. Ч. 2. М.: МГУ,1991. 336 с.

Istoriya gosudarstva i prava zarubezhnykh stran (History of State and Law of Foreign Countries). Part. 2. / ed by N. A. Krasheninnikova and O. A. Zhidkov. Moscow: MSU publ.,1991. 336 p. (In Russian).

3. История XIX в. под редакцией профессоров Лависса и Рамбо. Т.8. М.: ОГИЗ Государственное социально-экономическое издательство, 1939. 554 с.

Istoriya XIX v. pod redakciej professorov Lavissa i Rambo (The history of the XlX-th century by Laviss and Rambo). Vol. 8. Moscow: OGIZ Gosudarstvennoe sotsial&no-ekonomicheskoe izdatel&stvo, 1939. 554 p. (In Russian).

4. История Франции / под общ. ред. Ж. Карпантье, Ф. Лебрена в сотрудничестве с Э. Карпантье и др. СПб.: Евразия, 2008. 607 с.

Istoriya Frantsii (History of France) / ed by Zh. Karpant&e, F. Lebren and ect. St.Petersburg.: Evraziya, 2008. 607 p. (In Russian).

5. Лихоманов А. В. Развитие законодательства о печати в России и Франции в конце XIX - начале ХХ вв.: сравнительный анализ // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2007. №1. С. 78-90.

Likhomanov A. V. Razvitie zakonodatel&stva o pechati v Rossii i Frantsii v kontse XIX - nachale XX vv.: sravnitel&nyi analiz» (The development of legislation on the press in Russia and France in the late XIX - early XX centuries: a comparative analysis) // Trudy kafedry istorii Novogo i novejshego vremeni. 2007. No.1. P. 78-90. (In Russian).

признанного механизма легитимизации разного рода изменений и управляемой связью с обществом [11, с. 26].

6. Конституционный закон об организации государственных властей, 25 февраля 1875 г. // Современные конституции. Сборник действующих конституционных актов. Т.2: Федерации и Республики. СПб.: Право, 1907. С. 535-537.

Konstitutsionnyi zakon ob organizatsii gosudarstvennykh vlastei Frantsii, 25 fevralya 1875 g. (The Act of 25 February 1875 - The organization of government) // Sovremennye konstitutsii. Sbornik deistvuyushchikh konstitutsionnykh aktov (Modern Constitutions. Collection of Acts of Constitutional Acts). Vol. 2: Federatsii i Respubliki (Federation and Republics). St.Petersburg: Pravo, 1907. P. 249-250. (In Russian).

7. Конституционный закон об организации сената, 24 февраля 1875 г. // Современные конституции. Сборник действующих конституционных актов. Т.2: Федерации и Республики. СПб.: Право, 1907. С. 537-538.

Konstitutsionnyi zakon ob organizatsii senata Frantsii, 24 fevralya 1875 g. (The Act of 24 February 1875 - The organization of the Senate) // Sovremennye konstitutsii. Sbornik deistvuyushchikh konstitutsionnykh aktov (Modern Constitutions. Collection of Constitutional Acts). Vol. 2: Federatsii i Respubliki (Federation and Republics). St.Petersburg: Pravo, 1907. P. 248-249. (In Russian).

8. Новейшая история Франции: 1871-1895 гг. Краткий очерк событий. Одесса: Международной библиотеки, 1895. 55 с.

Novejshaja istorija Francii: 1871-1895 gg. Kratkij ocherk sobytij (Contemporary French history: 1871-1895). Odessa:

Izdanie «Mezhdunarodnoj biblioteki», 1895. 55 p. (In Russian).

9. Органический закон об избрании депутатов, 30 ноября 1875 г. // Современные конституции. Сборник действующих конституционных актов. Т.2: Федерации и Республики. СПб.: Право, 1907. С. 548-549.

Organicheskii zakon ob izbranii deputatov, 30 noyabrya 1875 g. (The Organic Law on the Election of Deputies, November 30, 1875) // Sovremennye konstitutsii. Sbornik deistvuyushchikh konstitutsionnykh aktov (Modern Constitutions. Collection of Acts of Constitutional Acts). Vol. 2: Federatsii i Respubliki (Federation and Republics). St.Petersburg: Pravo, 1907. P. 254. (In Russian).

10. Понкин И. В. Столетие французского закона о разделении церквей и государства. М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. 80 с.

Ponkin I. V. Stoletie frantsuzskogo zakona o razdelenii tserkvei i gosudarstva (The centenary of the 1905 French law on the Separation of the Churches and State). Moscow: Educational and Scientific Center of Pre-University Education publ., 2005. 80 p. (In Russian).

11. Уайт Х. С., Уайт С. А. Холсты и карьеры / общ. ред. и вступительная статья М. Л. Магидович. СПб.: Центр социологии искусства, 2000. 192 с.

Uajt H. S., Uajt S. A. Holsty i kar&ery (Canvases and Careers) / ed by M.L. Magidovich. St. Petersburg: Art sociology&s center publ., 2000. 192 p. (In Russian).

12. Ферро М. История Франции. М.: Весь мир, 2015. 832 с.

Ferro M. Istoriya Frantsii (History of France). Moscow: Ves& mir, 2015. 832 p.

13. Французский закон 1 июля 1901 г. об ассоциациях и религиозных конгрегациях и относящиеся к нему декреты 16 августа 1901 года // Журнал Министерства Юстиции. 1901. №8 (Октябрь). С. 270-296.

Frantsuzskii zakon 1 iyulya 1901 g. ob assotsiatsiyakh i religioznykh kongregatsiyakh i otnosyashchiesya k nemu dekrety 16 avgusta 1901 goda (French Law of 01.07.1901 on associations) // Zhurnal Ministerstva Yustitsii. 1901. No. 8 (October). P. 270-296.

14. La loi du divorce URL: http://webmediation.free.fr/Alfred_Naquet/Loi_du_divorce-0uvrage_de_Alfred_NAQUET_1903. pdf (Accessed: 17.10.2017).
15. Le Chat noir / organe des intérêts de Montmartre.1882/01/15. - Source gallica.bnf.fr // Bibliothèque nationale de France URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1055082z/f7.item.r=Le+Chat+noir.zoom (Accessed: 17.10.2017).
16. Loi du 1er juillet 1901 relative au contrat d&association // Digithèque de matériaux juridiques et politiques URL: http:// mjp.univ-perp.fr/france/1901association.htm (Accessed: 17.10.2017).
17. Loi du 2 novembre 1892 sur le travail des enfants, des filles et de femmes dans les établissements industriels // Ministere du Travail, de L&Emploi, de la Formation professionnelle et du Dialogue social URL: http://travail-emploi.gouv.fr/IMG/ pdf/Loi_du_2_novembre_1892.pdf (Accessed: 17.10.2017).
18. Loi du 9 avril 1898 sur les responsabilités des accidents dont les ouvriers sont victimes dans leur travail (Bulletin de l&Inspection du travail, n°2, 1898) // Ministere du Travail, de L&Emploi, de la Formation professionnelle et du Dialogue social URL: http://travail-emploi.gouv.fr/IMG/pdf/Loi_du_9_avril_1898.pdf (Accessed: 17.10.2017).
19. Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l&Etat // Legifrance.gouv.fr URL: https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000508749 (Accessed: 17.10.2017).
20. Loi du 14 août 1884 portant révision partielle des lois constitutionnelles // Digithèque de matériaux juridiques et politiques URL: http://mjp.univ-perp.fr/france/co1875r.htm#84 (Accessed: 17.10.2017).
21. Loi du 30 juin 1881 sur la liberté de reunion // Digithèque de matériaux juridiques et politiques URL: http://mjp.univ-perp.fr/france/1881reunion.htm (Accessed: 17.10.2017).
22. Loi portant modification aux lois organiques sur l&organisation du Sénat et les élections de sénateurs // Wikisource la bibliotheque libre URL: https://fr.wikisource.org/wiki/Loi_du_9_d%C3%A9cembre_1884 (Accessed: 17.10.2017).
23. Loi portant sur l&organisation de l&enseignement primaire (dite Loi Goblet) // Psychologie, éducation enseignement spécialisé URL: http://dcalin.fr/textoff/loi_goblet_1886.html (Accessed: 17.10.2017).
24. Loi relative a la création des syndicats professionnels (du 21 mars 1884) // Institut D&Histoire Sociale URL: http://www. ihs.cgt.fr/IMG/pdf/loi_1884.pdf (Accessed: 17.10.2017).
25. Loi n° 11 696 du 28 Mars 1882 // Psychologie, éducation enseignement spécialisé URL: http://dcalin.fr/textoff/ loi_1882_vo.html (Accessed: 17.10.2017).
26. Wilson E. Bohemians: The Glamorous Outcasts. London: Taurisparke Paperbacks, 2002. 278 p.
РЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА РЕФОРМЫ СВЕТСКОСТЬ АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ УРБАНИЗАЦИЯ БОГЕМА french third republic reforms the separation of church and state anti-clericalism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты