Спросить
Войти

Об одной из особенностей развития культуры багутов Калмыкии на современном этапе

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ НАРОДОВ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

УДК 392.1 (470.47)

ОБ ОДНОЙ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БАГУТОВ КАЛМЫКИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2010 г. В.М. Мацакова (Болдырева)

Калмыцкий государственный университет, Kalmyk State University,

ул. А. Пушкина, 11, г. Элиста, Республика Калмыкия, 358000, Pushkin St., 11, Elista, Republic Kalmykiya, 358000,

uni@kalmsu.ru uni@kalmsu.ru

Анализируются субэтнические особенности культуры одной из этнотерриториальных групп калмыков, относящейся к калмыцкому субэтносу торгутов. Исследование проведено на основе литературных и полевых материалов, собранных автором, по одному из центральных ритуалов в культуре калмыков - обряду жертвоприношения огню, имеющему архаические истоки.

The article is devoted to the analysis of subethnic features of culture of one of ethno-territorial group of Kalmyks, reffered to as Kalmyk subethnic torguts. Research is provided on the ground of the literary and field materials collected by the author, concerning one of the central rituals in Kalmyk culture.

Современные тенденции развития культуры калмыков вызывают несомненный интерес у калмыцких исследователей. В последние десятилетия возросло внимание к народным обычаям и обрядам, наблюдается восстановление обрядовых традиций у конкретных этнических групп калмыцкого народа. Самым значимым считается обряд жертвоприношения огню «гал тяялгн». Особо почитаем он у этнической группы багу-тов - составной части субэтноса торгутов - главного этнического компонента калмыцкого народа.

Основу данной статьи составили материалы, собранные в п. Комсомольский Черноземельского района РК, с помощью которых удалось наиболее полно описать обряд жертвоприношения огню «гал тяялгн» среди населения данного района.

В калмыцкой традиционной культуре существует поверье, что огонь - очищающая стихия и посредник между средним и высшим мирами, так как является представителем Солнца на земле. Жертвоприношение огню - один из обрядов калмыков, совершаемых в дни календарных празднеств и в определенные моменты жизненного цикла. Ритуал строго каноничен, существует ряд правил, принятых специально для его совершения. Согласно традициям, обряд нельзя проводить необлеченному полномочиями человеку. Он должен выполняться только мужчинами (лучше, если это будет пожилой человек, соблюдающий религиозные предписания), в определенное время и в определенном месте. С каждым годом все меньше остается людей, знающих и умеющих совершать обряд жертвоприношения огню

по всем правилам. Его главное предназначение - обеспечение благополучия семьи и рода.

Обрядовые традиции багутов во многом связаны с их происхождением и этнической историей, которые по сегодняшний день остаются недостаточно исследованными. Багуты являлись одним из многочисленных этнических подразделений в составе торгутских улусов Калмыцкого ханства. Как отмечает Г.О. Авля-ев, багуты проживали в ханских Эркетеневском и Ян-дыковском улусах. В некоторых документах они именуются «ханские багуты», поскольку издавна входили в состав Эркетеневского улуса, являвшегося личным владением ханов Аюки, Церен-Дондука, Дондука-Омбо, Дондука-Даши и Убаши-хана [1, с. 100].

О происхождении багутовских аймаков бытует предание: в старину после кончины отца три брата -Халу, Дойды и Моголцык - разделили оток багутов между собой. Причем удел старшего брата стал называться ики-багут (старшие багуты), или Хагувга-багут, удел среднего брата - дойда-багут (багуты Дойды) и улус младшего брата - багуты, которые присоединились позже к дойда-багутам. Отдельно от них существовал Шарас-Багутовский аймак, население которого именовалось как «шарас (шарз) багут» -«желтые багуты» [1, с. 112]. Вопрос о произношении этнонима является в научной литературе открытым. У.Э. Эрдниев называл данную группу калмыков «шарц-багут» [2, с. 48]. Однако в Черноземельском и Лаганском районах термин произносится как «шарс-багут» либо «шарсэ-багут» [3]. В начале XX в. воз-

никла группа «шин-багутов» («новые багуты»), которых переселил из Эркетеневского в Яндыковский улус ики-багутовский зайсанг Очка Монк-Убушаев.

Вопросы этнонимии батутов еще не достаточно исследованы в научной литературе. Этноним «багут» легче всего объяснить, выделив основу «бага» (малый, меньший) и аффикс множественности «ут», что образует основу «багут». По мнению Г.О. Авляева, этноним «багут» превратился в термин «баргут» вследствие выпадения звука «р» в калмыцком произношении, следовательно, калмыки-багуты происходят от средневековых баргу-бурятов, или баргутов, и являются их потомками [1, с. 113].

Общая тамга багутовских аймаков именовалась «джиндэмэн» (т. е. чиндамани). Каждый род багутов имел своего покровителя, например у ики-багутов покровителем (сякусен) считается божество Очирвани (Ваджрапани), а у дойда-багутов - Мяядрин гегян (Майтрейя). Также каждый род имел свой родовой клич. Так, уран группы ики-багутов звучит «туула тоха» (локоть зайца), у дойда-багутов - «дяявл» (букв. калм. подмять). Информацию об уранах шин-багутов, шарс-багутов найти не удалось по причине малочисленности данных групп в п. Комсомольский.

В настоящее время в Черноземельском и Лаганском районах республики проживают багуты, среди которых выделяются несколько этнических подразделений: ики-багуты, дойда-багуты, бага-багуты (их жители п. Комсомольский предпочитают называть «бичкн»), а также шарс-багуты и шин-багуты. Наиболее многочисленных представители двух первых этнических групп, остальные составляют незначительный процент. Ики-багуты проживают в юго-восточной части Калмыкии: в г. Лагань, п. Комсомольский, с. Джалыково, с. Буранное. В пос. Комсомольский, по оценкам жителей, две трети населения составляют багуты, но не все они относятся к группе ики-багутов. Как утверждал У.Э. Эрдниев, многочисленность данной этнической группы в этом районе могла быть определена событиями, происходившими после Октябрьской революции, когда на территорию Яндыковского улуса, в составе которого существовал Багутовский аймак, переселили часть калмыков из Эркетеневского улуса [2, с. 48]. Несмотря на разнородный этнический состав, в данном улусе багутов большинство.

Цель данной статьи - описание и выявление отличительных особенностей обряда жертвоприношения огню «гал тяялгн» у ики-багутов. В наше время ритуал проводят после рождения ребенка, свадебной церемонии и похорон. Но еще в начале XX в. каждая калмыцкая семья совершала обряд в течение среднего осеннего месяца мыши. Такое время приходится приблизительно на конец октября - начало ноября. У.Д. Душан приводит данные о том, что жертвоприношение должно совершаться 13 или 23 числа указанного месяца [4, с. 189]. Сегодня такой обычай, к сожалению, у багутов отсутствует. Таким образом, сократилась мотивация обряда до обрядности жизненного цикла. Среди новаций необходимо отметить приглашение членами разных родов знатоков обряда для его совершения.

В п. Комсомольский Черноземельского района РК таковыми являются А.Б. Болдырев и Б.Б. Чилги-ров,совершающие обряд жертвоприношения огню «гал тяялгн» более 20 лет.

После рождения ребенка жертвоприношение огню происходит примерно через год, поскольку считается, что оно возможно только тогда, когда ребенок начнет ходить [3].

После свадьбы обряд жертвоприношения огню ики-багуты должны совершать на третий день, хотя в настоящее время в большинстве случаев ритуал проводится на следующий день после свадьбы или как только дочь увезут в дом жениха. В калмыцкой свадебной обрядности, как отмечает С.З. Ользеева, резать барана должен человек со стороны жениха, родственники невесты не должны этого делать. Поэтому один представитель со стороны жениха должен остаться, после того как невесту увезли, и зарезать барана, после чего вымыть руки и догнать свадебный поезд. А уже после этого родственники невесты разделывают мясо, бросают в огонь жир и произносят молитву, в которой обращаются к буддийским божествам даровать дочери счастье и благополучие в новой семье, желая молодым мира и спокойствия, здоровья и рождения детей [5, с. 245].

После похорон обряд «гал тяялгн» совершается через 7 или 49 дней, а также через год с целью обеспечения человеку, закончившему жизненный путь на земле, легкой дороги, чтобы его не обременяли обиды на кого-либо [3]. Известный калмыцкий исследователь У.Д. Душан отмечал: «Калмыки совершали обряд жертвоприношения огню, так как полагали, что умерший родственник способен унести счастье данной семьи. Считалось возможным отозвать семейное счастье обратно при условии правильного соблюдения всех тонкостей древнего ритуала» [4, с. 193].

Во всех этих случаях для совершения обряда необходимо приготовиться заранее. Сначала следует зажечь лампадку («шутян») и преподнести божествам подношения первинками, или первой порцией пищи - «де-еж» в виде борцоков, молочного чая с маслом и бутылки водки («архи»). У ики-багутов основным божеством-покровителем является Очирвани (Ваджрапани). По свидетельству информанта А.Б. Болдырева, все ики-багуты должны поднести «дееж» этому родовому божеству. Каждому божеству у калмыков соответствует определенный цвет: Зеленая Тара ассоциируется с зеленым цветом, Белая Тара - с розовым, Махакала - с красным. Синий цвет и его оттенки - это цвета божеств Манла и Ваджрапани (калм. Очирвани). Цветовая символика почитаемого всеми калмыками Белого Старца связана с белым цветом [6, с. 269].

Затем зажигаются благовония («сангин идян») для ритуального очищения животного и места его заклания. Совершать обряд по традиции должен старший в роду, но поскольку на сегодняшний день лиц, умеющих правильно совершать данный обряд, в отдельных родах практически нет, то обычно приглашают человека со стороны - знатока обрядовых традиций [3].

Жертвенным животным должен быть обязательно баран или овца: в настоящее время ни пол, ни возраст животного значения не имеют, важно лишь одно, чтобы оно было непременно белым. По утверждению У.Д. Душана, особенно подходящим для всех калмыков считается белый баран. С белым цветом связано представление о прекрасном, счастливом исходе проводимого обряда. С черным же - несчастье, неисполнение всего предпринимаемого [4, с. 189]. Других животных, например коз, ни в каких обрядах жертвоприношения ики-багуты не используют.

Заклание жертвенного животного происходит особым образом. Барана (овцу) заносят в дом и укладывают на белое покрывало (ткань), что указывает на особенность проведения данного обряда у представителей этнической группы багутов, в отличие, например, от группы цаатанов. После очищения благовонными палочками произносят молитву божествам-покровителям. Подготовленное таким образом животное укладывают на правый бок или на спину ногами вверх, затем делают небольшой разрез в области груди и безымянным (безгрешным) пальцем правой руки разрывают аорту, которая проходит вдоль позвоночника к сердцу. Голову животного обязательно поворачивают на восход солнца. Особенно следят за тем, чтобы не пролить ни капли крови, она вся должна остаться внутри. Существует строгий запрет на разрушение костей, поэтому все кости разделяют ножом по суставам. После умерщвления животного отделяют шкуру, которую в дальнейшем используют для обряда. Голову барана только с верхней челюстью, а также правую переднюю ногу отваривают в отдельном котле без соли и преподносят на блюде божествам-покровителям в качестве «дееж». Также необходимо рядом положить белую монету [3].

По данным информанта Б.Б. Чилгирова, голову жертвенного животного, как правило, относят в хурул (буддийский храм), так же как и часть сладостей, бутылку водки, молоко и масло при совершении данного обряда. По его словам, у калмыков ики-багутов недопустимо сжигание головы барана в отличие от представителей этнических групп цаатанов и эркете-ней, которые сжигают голову барана в печи, предварительно полив ее топленым маслом.

Как отмечает Э.П. Бакаева, в начале XX в. багуты не совершали обряд жертвоприношения огню головой животного, а передавали в хурул всю голову барана (сырую или вареную), что свидетельствует о большом значении этой части жертвенного животного. А проживающие рядом цаатаны делали в то время жертвоприношение головой барана, традиционно помещая под нее в пламя шесть ребер [7, с. 200].

Оставшиеся части туши (нижнюю челюсть, легкие, сердце, дыхательное горло, правую заднюю ногу и левую переднюю) отваривают целиком без добавления соли. Отдельно в другой посуде варят внутренности (дотр), затем все приготовленное употребляется в пищу, но только родственниками. У ики-багутов, как и у всех калмыков, существует запрет делиться с посторонними людьми [3].

Левая задняя часть туши выделяется специально для детей по женской линии. В основном ими являются дети родных дочерей. Но также не возбраняется угощать близких семьи в два три поколения. Правую переднюю ногу «дайлгана ха» мужчины съедают через три дня, причем девочек угощать запрещается, поскольку, выйдя в будущем замуж, они могут увезти с собой счастье семьи [4, с. 192].

Вообще распределение частей мяса жертвенного животного между членами семьи существует у калмыков уже давно. Б.А. Бичеев вводит понятие анатомического кода, который является основой при расчленении костей жертвенного барана. Так, автор указывает на большую значимость останков не только животных, но и человека, поскольку кости считались, по мнению монгольских народов, обиталищами души. В дальнейшем им предстояло стать источником зарождения новой жизни. Понятие анатомического кода четко отражает калмыцкую традицию, касающуюся распределения частей мяса жертвенного животного каждому члену семьи [8, с. 323].

У.Д. Душан отмечал, что вареные сердце, печень, внутренности, жир, брюшину, прямую кишку, двенадцатиперстную кишку, сычуг, диафрагму, жир с грудной клетки калмыки укладывали в мешок «дайл-гана ут» (мешок для размахивания). Такая «сумка» подвешивалась на головке решетки над кроватью хозяина [4, с. 190]. Как пишет Т.Г. Борджанова, такой сумкой в обряде жертвоприношения огню распоряжался мальчик - самый младший член семьи, который откусывал сердце барана в процессе ритуала, доставая его из сумки. Данное действие совершалось с целью продолжения семьи, рода [9, с. 341].

Ики-багуты данную тонкость соблюдают не всегда, поскольку не считают ее обязательной. Однако при проведении обряда жертвоприношения огню с целью поминания усопшего «хот огх» церемонию провести необходимо. Именно такая традиция является, по мнению наших информантов, отличительной особенностью, характерной только для ики-багутов.

Во всех случаях совершения обряда запрещается в течение трех дней выносить что-либо из дома, нельзя давать денег взаймы, так как существует мнение, что может уйти только что призванное счастье [4, с. 190]. Угощать разрешается только представителей своего рода и ни в коем случае посторонних. Как сообщает информант А.Б. Болдырев, ранее выносить из дома что-либо воспрещалось до 49 дней. Однако на сегодняшний день калмыки-багуты такой традиции больше не придерживаются [3].

Главной особенностью ики-багутов, проживающих в Черноземельском районе, является обряд сожжения всех костей, который проходит следующим образом: из теста изготавливают 3 лампадки среднего размера окружностью примерно 5 - 7 см, зажигают в них огонь и ставят на место, где произойдет ритуал сожжения костей барана, а после - «захоронение» праха. Незадолго до церемонии из того же теста изготавливают макет лодочки и вовнутрь укладывают 5 ребер с правой стороны, кости правой задней ноги,

грудину, чимгн (так жители п. Комсомольский называют кости передней правой ноги барана), прогоревшие лампадки. Все кости заворачивают во внутренний жир «семджин», перевязывают тонкой веревочкой, скрученной из шкуры этого же барана, поливают топленым маслом и укладывают на заранее выструганные из дерева для этой цели 5 палочек длиной приблизительно 20 см. Палочки укладывают особым способом: две вдоль (снизу), три поперек (сверху), тем самым сооружая четырехгранник, похожий на колодезный сруб. По свидетельству Б.Б. Чилгирова, эта особенность характерна исключительно для ики-багутов, так как, например, цаатаны при проведении данного обряда и сожжения костей животного используют 6 палочек: три вдоль (снизу), три поперек (сверху). Б.Б. Чилгиров наблюдал за процессом совершения такого обряда у цаатанов и сообщил о том, что представители других родов в целях сожжения костей используют даже 8 палочек, что, по его мнению, недопустимо для ики-багутов.

По свидетельству Э.П. Бакаевой, для данного обряда багутов характерна специфическая деталь - набор «трех костей». В таком наборе, как и у других торгутов, обязательно присутствует грудная кость, предназначенная для сожжения. Так, ики-багуты сжигают ребра с правой стороны, заднюю берцовую кость, грудину; дойда-багуты - лопатку, левое ребро, грудину; шарс-багуты - ребра с левой стороны, заднюю левую ногу, грудину [10, с. 118]. Таким образом, можно заметить, что особенностью для всех багутов является сжигание грудины.

Место для костра выбирают заранее, предварительно очистив его. Традиционно ики-багуты перед ритуальным сожжением костей жертвенного животного совершают кропление места («цацл»), причем исключительно молоком, в отличие от других калмыков, использующих водку. В процессе сожжения останков руководитель обряда произносит молитву, обращенную прежде всего к Очирвани, а также Цаган Аав (Белому Старцу) и Ноган Дярк (Зеленой Таре) -покровителям ики-багутов, прося их даровать благополучие, здоровье, прощение грехов. После завершения чтения молитв и сожжения костей ритуального животного пепел собирают в заранее приготовленную посуду и закапывают за пределами дома таким образом, чтобы люди или животные не наступали на место захоронения. Яму выкапывают примерно по колено в восточной стороне, где восходит солнце [3].

Хотя традиционно шкура должна подвергнуться сожжению вместе с останками животного, в настоящее время ее зачастую оставляют и в дальнейшем используют в хозяйственных целях.

На сегодняшний день обряд жертвоприношения огню «гал тяялгн» у багутов Калмыкии находится на стадии возрождения и является одним из наиболее почитаемых. Это объясняется основным назначением обряда - обеспечением счастья, спокойствия и благополучия в семье. В настоящее время церемонию проводят в особенных случаях, связанных с жизненным циклом. И хотя за много лет ритуал претерпел изме-

нения, связанные с мотивацией, уменьшением количества знатоков, которые согласно всем правилам умеют проводить данный обряд, основное содержание его осталось неизменным.

У других монгольских народов обряд жертвоприношения огню имеет достаточно древнюю историю. В нем исследователи прослеживают следы различных архаичных культов и верований: культов предков и родовых божеств-покровителей. Обрядовый комплекс, совершаемый калмыками-багутами, возможно, имеет баргу-бурятское происхождение. Подобный обряд принесения жертвы бараном прослеживается у потомков баргу-бурятов - современных бурят и носит название «обоо тахилган». По мнению ряда исследователей, ритуал подношений огню у калмыков и соответствующий обряд в составе культа обо у бурятов возникли раньше шаманизма, в эпоху расцвета дошаманских представлений. Можно с большой долей определенности говорить о существовании более архаичных и автохтонных формах проведения подобных ритуалов и об их сакральном характере. В дальнейшем формы данных ритуалов подверглись глубокому влиянию буддизма. Борьба с шаманизмом была определена законами 1640 г. «Цааджин бичиг», принятыми на Общемонгольском съезде. Согласно статьям уложения, все шаманы подвергались гонению. Буддизм же постепенно включал в себя более ранние верования и обретал национальные формы. У восточных бурятов активно проводилась политика искоренения шаманов, проживавших в тесной близости на территориях, сопредельных с Монголией, а потому имевших связи с монгольскими монастырями. В результате влияния буддизма многие обряды были забыты и ушли в прошлое. Среди западных бурятов шаманизм оставался широко распространен до XX в., однако и здесь подобные обряды не сохранились в полном виде. По данным литературы, которая нам доступна, у монголов наличие таких обрядов не прослеживается.

Среди калмыков буддизм, одержав победу в борьбе с шаманизмом, сформировался в национальную форму. При этом отдаленность от буддийских центров обусловила некоторую консервативность обрядности. Так, были сакрализованы древние обряды, одним из которых явился обряд «гал тяялгн». Следует отметить, что он помимо этнотерриториальной группы багутов сохранился и у ряда других групп калмы-ков-торгутов, например у цаатанов и эркетеней. Но особенности обряда, проводимого багутами, позволяют сделать вывод, что его варианты у подгруппы багутов составляют полный цикл обряда.

У калмыков обряд жертвоприношения огню в советское время сохранился в условиях борьбы с религиозными верованиями. В современной Калмыкии осуществляются попытки его реконструкции. Так, например, сегодня многие семьи, проживающие в Черноземельском и Лаганском районах Калмыкии, не имея возможности приобрести целого барана, используют лишь необходимые для этой цели части туши: голову, грудину, правую заднюю ногу, легкие и сердце. У этнической группы цаатанов сформировались и

другие обычаи замены жертвенного животного. Обряд принесения жертвы огню совершают при помощи макета головы овцы, приготовленной из теста, что указывает на субэтнически-специфический выбор части туши животного.

Таким образом, описание полного варианта обряда жертвоприношения огню «гал тяялгн» у багутов показывает сохранность не только традиционной культуры у отдельной этнической группы, но свидетельствует об особом пути развития калмыцкой культуры в целом.

Литература

1. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. Элиста, 2002.
2. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1985.
3. Информанты: Б.Б. Чилгиров, 1954 г. р., торгут, ики-багут; А.Б. Болдырев, 1936 г. р., торгут, ики-багут.
4. Душан У.Д. Обычаи, обряды и традиции калмыков в конце XIX - начале ХХ в. 1928. 286 л. // Научный архив КИГИ РАН. Ф. 6. Оп. 1. Д. 132.
5. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции. Элиста, 2007.
6. Шараева Т.И. К проблеме изучения маркеров рода: символика и функции «ольгц» // Монголоведение: сб. науч. тр. Элиста, 2003. Вып. 2.
7. Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков. Элиста, 2003.
8. Бичеев Б.А. «Мифическая биография» как этнокультурная константа // Этносоциальные процессы во внутренней Евразии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Семипалатинск, 2008.
9. Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков. Элиста, 2007.
10. Бакаева Э.П. Проблемы происхождения предков калмыков (по материалам уранов и обрядов родового значения) // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюр-ко-монгольских народов. Элиста, 2007.

Поступила в редакцию 14 мая 2009 г.

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов