Спросить
Войти

ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ С ПОДВЕСНЫМИ КОНЕЧНОСТЯМИ ИЗ ТИРИТАКИ (РАСКОПКИ 2002-2012 ГГ.)

Автор: указан в статье

А.В. КОТИНА

терракотовые статуэтки с подвесными конечностями из тиритаки

(раскопки 2002 - 2012 гг.)1.

В ходе археологического исследования городища Тиритака, проводимого с 2002 г. Боспорской охранно-археологической экспедицией Крымского отделения Института востоковедения НАН Украины и Центра археологических исследований Фонда «Деметра», среди многочисленных находок были найдены различные терракоты, которые включают в себя ряд статуэток с подвесными конечностями и их фрагменты. Все рассматриваемые терракоты обнаружены на раскопе № XXVI и происходят из слоев и комплексов, датируемых II в. до н.э. - пер. пол. VI в. н.э. (за исключением № 8, который происходит с раскопа № XXVIII, из хозяйственной ямы, датируемой III в.). Следует отметить, что прямых указаний на то, что находки относятся к святилищам или к каким-либо иным культовым сооружениям на данном этапе исследования нет. терракоты найдены преимущественно в заполнениях помещений и хозяйственных ям2.

Марионетки с подвесными конечностями появляются в боспорской коро-пластике в период эллинизма и получают развитие и распространение на рубеже эр и в первые века нашей эры [Денисова, 1981, с. 78 - 79; Финогенова, 1992, с. 249 - 250], а некоторые группы статуэток датируются и более поздним временем - Ш-^ вв. [Марченко, 1974, с. 40 - 41]. Изучению марионеток посвящен ряд работ, в которых основным спорным моментом являлся вопрос происхождения данных образцов коропластики [Гайдукевич, 1949, с. 391; Кругликова, 1966, с. 114; Марченко, 1974; Сазанов, 1985, с. 18-22; Желтикова, 2002, с. 88 - 94; Ильина, Муратова, 2008, с. 300 и др.]. Несмотря на различные версии и аргументы в пользу средиземноморского или местного происхождения статуэток с подвижными конечностями, вопрос остается открытым, хотя, несомненно, что на их изготовление оказали влияние средиземноморские традиции [Ильина, Муратова, 2008, с. 300].

1 Автор выражает благодарность начальнику БОАЭ В.Н. Зинько за предоставленную возможность опубликовать материал.
2 На подобную ситуацию указывает В.Г. Зубарев, рассматривая терракоты с городища «Белин-ское» [Зубарев В.Г., 2007, с. 186]. Также относительно терракот с подвесными конечностями из Илурата, писал Н.П. Кондаков, что ряд подобных статуэток был обнаружен в помещениях домов II-III вв. [Кондаков Н.П., 1871, с. 108].

Боспорские терракоты с подвесными конечностями традиционно ассоциируются исследователями с культом Великой богини, который получил широкое распространение в начале нашей эры, о чем, кроме всего прочего, свидетельствуют многочисленные, грубые по исполнению изображения богини, сидящей на троне [Ханутина, 2011, с. 224]. Статуэтки с подвижными конечностями выступали в качестве воплощения слуг богини, ее жрецов, участников различных религиозных обрядов, а также могли иметь самостоятельное значение, являясь покровителями сил природы, выполнять функции апотропеев [Кузина, 2012, с. 407].

Тиритакские экземпляры, как и ранее известные боспорские марионетки, выполнены из вариаций местной боспорской глины. Подвижными у них были только нижние конечности - для этого по бокам корпуса и в темени статуэтки имелись сквозные отверстия для крепления и подвешивания. Основываясь на классификации, разработанной И.Д. Марченко, статуэтки с подвесными конечностями из Тиритаки можно разделить на несколько групп.

К первой группе - статуэток типа «дионисийского танцора» [Ильина, Муратова, 2008, с. 299], или «танцующего юноши-мима» [Марченко, 1974, с. 40] относятся 3 экземпляра (кат. 1, 2, 4, рис. 1. 1, 2, 4). У статуэток, принадлежащих к данной группе - венок из листьев и ягод плюща на голове, на груди -перевитая повязка, концы которой завязаны на плечах. Тело «танцора» имеет легкий изгиб, правая рука поднята вверх, а левая лежит на поясе. На бедрах - набедренная повязка, завязанная узлом спереди или сбоку. К низу корпуса прикреплялись ноги и фалл. Особое внимание обращают на себя кат. 1 и кат. 2 - высоким мастерством проработки черт лица, с легкой улыбкой, а также мускулатуры торса и иных деталей. Датируется данная группа - II до н.э. - I в. н.э. [Марченко, 1974, с. 40]. Этой датировке не противоречит дата слоев, из которых происходят рассматриваемые марионетки. «Танцоры», по всей видимости, относились к религиозным обрядам и действа, связанного с дионисийским культом [Финогенова, 1992, с. 250; Ильина, Муратова, 2008, с. 299].

Ко второй группе относятся статуэтки так называемого «жертвователя» [Марченко, 1974, с. 41], которые несут или держат в руках какую-либо жертву богине. Данный вид имеет колоколовидный корпус, подвесные ноги и фалл. Характерным признаком являются большие оттопыренные уши3. К данному типу относятся кат. 3 и кат. 5 - «жертвователь», прижимающий к себе сосуд или предмет прямоугольной формы, и голова марионетки, с большими оттопыренными ушами (рис. 1. 3, 5). Хронологические рамки данного типа - примерно I - III вв.

3 В некоторых публикациях данный тип статуэток именуется - «ушастыми демонами» [Желти-кова, 2002, с. 88 - 93; Ермолин, 2007, с. 101 - 106]. На наш взгляд, это общее название затрудняет классификацию марионеток, т.к. указанные авторы к «ушастым демонам» относят и «жрецов», и «жертвователей», и «музыкантов», и др., основываясь лишь на одном отличительном признаке -наличии больших оттопыренных ушей.

К третьей группе относятся статуэтки типа «жреца» - кат. 6, 7, 8 (рис. 2. 6, 7, 8). Данные терракоты имеют отличительную особенность - трехлопастный головной убор и большие оттопыренные уши (кат. 8), либо пятилопастный «венец» (кат. 7) [Желтикова, 2002, с. 93]. Такое различие, по всей видимости, объясняется эволюцией головного убора. Одежда «жрецов» - колоколовидная рубаха, к корпусу, как и у статуэток предыдущих групп, крепятся ноги и фалл. Отличительным атрибутом «жрецов» было изображение великой богини на передней стенке (кат. 6, 8), что подчеркивает их связь с культом и особенное положение. М.М. Кобылина указывает на связь подобных изображений и традиций праздника в честь Кибелы и Аттиса, который сопровождался грубым маскарадом, прославлявшим силы природы и ее возрождение. Оканчивалось празднество процессией, которая направлялась купать и очищать в ручье статую богини. Возможно, эта составляющая культа повлияла на иконографию «жрецов» [Кобылина, 1978, с. 13]. Датируется данная группа культовых статуэток примерно III - IV вв.

Кроме статуэток, принадлежащих к указанным группам, следует отметить фрагмент торса марионетки (кат. 9; рис. 2. 9), который из-за фрагментарности и плохой сохранности не удалось более точно идентифицировать, а также подвесные конечности - две ноги и фалл (кат. 10, 11, 12; рис. 2. 10, 11, 12).

Рассмотрев статуэтки с подвесными конечностями и их фрагменты, можно сделать вывод, что данная группа терракот вполне отражает общую тенденцию развития боспорской коропластики, а также демонстрирует культовые представления, распространенные в среде жителей Тиритаки. С первых веков нашей эры происходит трансформация массового религиозного сознания, оно усложняется, отображая страх перед мистическим, сверхъестественным [Зубарь, 2007, с. 100]. Идолоподобные, грубые ритуальные статуэтки наделяются, вероятно, в первую очередь мистическим содержанием, которое становится важнее формы.

Каталог 1. Фрагмент (голова) марионетки

Описание: Терракотовая голова мужчины в венке, с выбивающимися из-под него волосами (на лбу и висках). Лицо овальное, большие глаза, выраженные надбровные дуги, высокий лоб, плотно сжатые губы, округлый подбородок. Большие, оттопыренные уши. Сверху, на темени, имеется круглое сквозное отверстие для протягивания шнура. Голова достаточно хорошо проработана.

Дата: I в. до н. э. - I в. н. э.

Размеры: 4,2^3,7 см.

Место находки: городище Тиритака, раскоп XXVIII, заполнение помещения II А. К.О. № 8.

Место хранения: КИКЗ (Керченский историко-культурный заповедник); КТ-4567, КП-181524.

Материал и техника изготовления: глина местная, с мелкими блестками (Боспор); цвет по Munsell: 5YR 6/6 (reddish yellow). Оттиск в двусторонней форме с последующей доработкой стекой.

Сохранность: сколы в нижней части.

Аналогии: точных аналогий не найдено; близкие по стилю: Пругло, 1974, табл. 45, 2 (Мирмекий, I в. до н. э.); Денисова, 1981, табл. XXIII, ж, М-187 (Мирмекий, I в. н. э.).

2. фрагмент (голова и верхняя часть торса) марионетки танцора-мима

Описание: на голове актера-мима венок из листьев и ягод плюща. Лицо овальное, миндалевидные глаза, выраженные надбровные дуги, широкий, короткий нос, маленький рот с плотно сжатыми губами. Черты переданы мягко. Выражение лица - чуть улыбающееся. На голове - венок из четырех листьев и двух кластеров ягод плюща. На темени имеется круглое сквозное отверстие для протягивания шнура. Голова немного склонена вправо, шея - короткая, на ней - перевитая повязка. Судя по сохранившимся правому и левому плечам, -правая рука была согнута в локте и поднята вверх, а левая была опущена вниз и упиралась в бок (как у аналогичных марионеток). Торс хорошо моделирован, имеется естественный изгиб, подчеркнуты мускулы груди и спины.

Дата: II в. до н. э. - I в. н. э.

Размеры: 6,7^6,4 см.

Место находки: городище Тиритака, раскоп XXVIII, заполнение помещения IV, сырцово-каменный завал. К.О. № 17.

Место хранения: КИКЗ; КТ-4569, КП-181526.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), цвет по Munsell: 5 YR 7/6 (reddish yellow), в изломе серая, с мелкими светлыми включениями и блестками. Оттиск в форме, соединительные швы заглажены стекой. Также стекой срезаны поверхности листьев плюща на венке с правой стороны.

Сохранность: нижняя часть и руки ниже плеч - отбиты; сзади, с левой стороны, на венке скол.

Аналогии: Кобылина, 1974, табл. 33, 3, 4, 6 (Фанагория, I в. до н. э. - I в. н. э.); Марченко, 1974, табл. 53, 4 (Пантикапей, II - I вв. до н. э.); Пругло, 1974, табл. 45, 2 (Мирмекий, I в. до н. э.); Денисова, 1981, табл. XXIII, е, Т-18 (Тиритака, I в. н. э.).

3. фрагмент (торс и руки) марионетки

Описание: марионетка в виде мужской фигурки, руки согнуты в локтях и прижимают к животу сосуд или предмет прямоугольной формы. На кистях рук выделены пальцы. Торс моделирован, выделяются мышцы груди, плеч, живота, спины. В верхней части торса имеется небольшое отверстие для протягивания нити.

Дата: II - III вв.

Размеры: 6.0^6.1 см.

Место находки: городище Тиритака, 2005, раскоп № XXVI, заполнение СК XXIII и СК XXIV, К.О.149.

Место хранения: КИКЗ; КП-163075, КТ-3707.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), цвет по Munsell: 5YR 5/6 (yellowish red), в изломе серая, с мелкими темными включениями; обе стороны оттиснуты в формах, затем совмещены, швы заглажены; обжиг.

Сохранность: отбиты голова, верхняя часть торса с оборотной стороны. Сколы на поверхности. Фрагмент потерт.

Аналогии: Марченко, 1974, САИ, табл. 55, 3 (Пантикапей, мужская фигура с сосудом в руках, II - III вв.).

4. Фрагмент (торс) марионетки

Описание: марионетка в виде мужской фигурки. Правая рука согнута в локте и поднята вверх, левая - согнута в локте и уперта в бок. На груди широкая перевитая повязка, концы которой завязаны на плечах. Моделированы мышцы спины и груди. Внутри полая, по бокам имеются два сквозных круглых отверстия для крепления подвесных конечностей.

Дата: II в. до н.э. - II в. н. э.

Размеры: 6.7x7.8 см.

Место находки: городище Тиритака, 2009, раскоп № XXVI, К.О.95.

Место хранения: КИКЗ; КП-176097, КТ-4413.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), цвет по Munsell: 5YR 6/6 (reddish yellow), в изломе серая, с мелкими светлыми включениями и блестками; оттиск в форме с последующей доработкой; обжиг.

Сохранность: отбиты голова, правая рука, нижняя часть марионетки. Сколы на поверхности. Фрагмент потерт.

Аналогии: Наливкина, 1952, рис. 18,2 (актер из Тиритаки, первые века н. э.); Марченко, 1974, табл. 53,4 (Пантикапей, мим-актер, II - I вв. до н.э.); Денисова, 1981, табл. XXIII, ж, е (марионетки из Мирмекия и Тиритаки, I в.); Финогенова, 1992, рис. 27 (мим-акробат из Гермонассы); Ильина, Муратова, 2008, илл. IV,1 (Пантикапей, танцор, вт. пол. II в. до н.э.).

5. Фрагмент (голова) марионетки.

Описание: голова полая внутри, большие, округлые оттопыренные уши. Черты лица грубые - крупный, прямой нос, глаза едва намечены, острый подбородок. За ушами процарапаны мелкие полосы (волосы?). В темени сохранился фрагмент круглого отверстия для протягивания шнура.

Дата: I - III вв.

Размеры: 5.2x6.1 см.

Место находки: городище Тиритака, 2006, раскоп № XXVI, заполнение ямы №32, К.О. 91.

Место хранения: КИКЗ; КТ 3953, КП-167035.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), внутри - цвет по Munsell: 7.5YR 7/4 (pink); сверху покрыта ангобом - 2.5Y 7/3 (pale brown); оттиск в форме с последующей доработкой, на поверхности есть отпечатки пальцев коропласта; обжиг.

Сохранность: скол в верхней части головы, трещина на подбородке, отбита ниже шеи. Потерта.

Аналогии: Наливкина, 1952, рис. 21 (статуэтки из Тиритаки и Мирмекия, II

- III вв.); Марченко, 1974, САИ, табл. 55; 3, 8 (Пантикапей, мужская фигура с сосудом в руках; мужская фигура с гусем и богиней, II - III вв.); Хачатурова, 1987, стр. 161 (голова ритуальной мужской фигуры с подвесными ногами, I-III вв.); Финогенова, 1992, рис. 25а (Пантикапей, актер, I - II вв.).

6. Фрагмент (торс) марионетки (жрец с богиней на груди). Описание: крупная марионетка, представляющая собой жреца с богиней на

груди. Внутри полая. Руки подняты вверх, чуть согнуты и расставлены по сторонам. Богиня на груди жреца стилистически близка богиням на троне II-III вв.: на голове полос, с наброшенным на него покрывалом, черты лица различимы слабо, прямой нос, острый подбородок. Грудь моделирована слабо. На одежде

- рельефные полосы, из-под нижнего края видны ноги богини.

Дата: III в. Размеры: 11.2^8.1 см.

Место находки: городище Тиритака, 2004, раскоп № XXVI, заполнение ЦР I, К.О.56.

Место хранения: КИКЗ; КП-160183.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), цвет по Munsell: 7.5YR 7/4 (pink), с мелкими белыми включениями и блестками; оттиск в форме с последующей доработкой; обжиг; на поверхности (богиня) сохранились остатки розовой краски.

Сохранность: отбиты голова, руки, нижняя часть марионетки, руки у богини. Сколы на поверхности, трещины. Потерта.

Аналогии: Марченко, 1974, табл. 55,7; табл. 56,1 (Пантикапей, мужские фигуры с изображением богини, II-III вв.); Кобылина, 1978, рис. 18 (статуэтка жреца со статуей богини на груди, III в.).

7. Фрагмент (голова и часть торса) марионетки (жрец). Описание: лицо продолговатое, острый, выдающийся подбородок. Черты

грубые. Высокий лоб, крупный нос, большие, круглые, ассиметрично расположенные глаза. Рот едва намечен. На голове персонажа - пятилопастный головной убор. Верхняя лопасть отбита. В голове сверху имеется сквозное отверстие для протягивания нити; рядом с ним есть еще маленькое, возможно, технологическое. Торс выполнен грубо. Сохранился фрагмент правого плеча. Спереди, на груди - имеется выступ, возможно, часть предмета, который держал «жрец». Дата: III - IV вв.

Размеры: высота - 13 см.

Место находки: городище Тиритака, 2005, раскоп № XXVI, суглинистый желтый слой участка хозяйственного двора к северу от ЖХК 1, вымостки XXXIII, К.0.90.

Место хранения: КИКЗ; КП-163019, КТ-3698.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), цвет по Munsell: 5YR 6/6 (reddish yellow), в изломе серая, с мелкими блестками; оттиск в форме, с последующей доработкой стекой; обжиг.

Сохранность: склеена из двух частей; утрачены нижняя часть терракоты, руки. Сколы на лопастях «венца» и в верхней части головы.

Аналогии: Гайдукевич, 1958, рис. 75 (Илурат, III в.); литература: Пругло, 1970, САИ, табл. 55,5 (Илурат, III в.), Денисова, 1981, табл. XXVI, в (Илурат, III в., «жрица»); Ханутина, 2011 (некрополь Илурата, голова терракоты в уборе с пятью выступами, ГМИР Ф. II. Инв. А-1238/21а-в, 22). Близкие по стилю, но с другими предметами: Марченко, 1974, табл. 56; 2,4 (Пантикапей, мужские фигуры с наконечниками копья и птицами, III - IV вв.).

8. Фрагмент (лицевая сторона) марионетки (жрец).

Описание: на голове марионетки - пятилопастный головной убор. Лицо овальное, черты грубые. Крупный, прямой нос, острый подбородок, выражены надбровные дуги, глаза едва намечены. Судя по сохранившимся фрагментам плеч - руки были подняты вверх. Колоколовидная одежда. В нижней части марионетки сохранился фрагмент изображения (богиня?).

Дата: III в.

Размеры: 16.2^7.8 см.

Место находки: городище Тиритака, 2012, раскоп № XXVIII, заполнение ямы № 11, К.О. 79.

Место хранения: КИКЗ.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), цвет по Munsell: от 5YR 6/4 (light reddish brown) до 10YR 7/3 (very pale brown), с мелкими белыми включениями; оттиск в форме с последующей доработкой; обжиг.

Сохранность: склеена из двух частей; отбиты левая часть лица, руки, часть изображения на груди, нижняя часть одежды, утрачена задняя стенка статуэтки. Сколы на поверхности. Потерта.

Аналогии: аналогична кат. № 7; Гайдукевич, 1958, рис. 75 (Илурат, III в.); литература: Пругло, 1970, САИ, табл. 55,5 (Илурат, III в.), Денисова, 1981, табл. XXVI, в (Илурат, III в., «жрица»); табл. XXVI, б (Мирмекий, III в.). Близкие по стилю, но с другими предметами: Марченко, 1974, табл. 56; 2,4 (Пантикапей, мужские фигуры с наконечниками копья и птицами, III - IV вв.).

9. Фрагмент (часть торса) марионетки.

Описание: часть торса человеческой фигуры в одежде. Сохранилась также верхняя часть плеча правой руки. Имеется сквозное отверстие для протягивания шнура.

Дата: контекст находки - кон. III - пер. пол. VI вв.

Размеры: 3.8^4.6 см.

Место находки: городище Тиритака, 2005, раскоп № XXVI, СК I, помещение 3, К.0.70.

Место хранения: КИКЗ; НВФарх.-5019.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), цвет по Munsell: 5YR от 6/4 (light reddish brown) до 6/6 (reddish yellow); обе стороны были оттиснуты в форме, затем скреплены, швы заглажены; обжиг.

Сохранность: отбиты верхняя и нижняя части; потерт; на поверхности - следы известкования.

10. Подвесная нога марионетки.

Описание: в верхней части сохранился фрагмент круглого отверстия для крепления к марионетке. Нога хорошо проработана: рельефно выделяются икроножная мышца, колено. Пятка обозначена в виде острого выступа.

Дата: по имеющимся аналогиям - I - III вв.

Размеры: 7,1x1,2 см.

Место находки: городище Тиритака, раскоп XXVIII, помещение IV, сырцовый развал. К.О. № 22.

Место хранения: КИКЗ; НВФ-11254.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), цвет по Munsell: 5YR 6/8 (reddish yellow); мелкие белые включения и блестки. Лепка, затем нога была заглажена, обжиг.

Сохранность: сколы в верхней части, отбита передняя часть стопы.

Аналогии: Николаева, 1974, табл. 11, 4 (Кепы, I - II вв. н. э.); Кобылина, 1974, табл. 52, 9, 12 (терракоты из Тасуново, I - III вв. н. э.); Зубарев, 2007, рис. 1,7 (городище «Белинское», фрагмент подвесной ноги статуэтки, слой вт. пол. III - пер. пол. IV вв.).

11. Фрагмент подвесной ноги марионетки.

Описание: фрагмент ноги, чуть согнутой в колене, моделирована икроножная мышца, в верхней части конечности сохранился фрагмент сквозного отверстия для протягивания шнура.

Дата: по контексту находки - конец III - пер. пол. VI вв.

Размеры: 5.8x 1.7 см.

Место находки: городище Тиритака, 2006, раскоп № XXVI, хозяйственная яма №58/3, К.О.341.

Место хранения: Центр археологических исследований БФ «Деметра».

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), в изломе серая, с мелкими блестками и темными включениями; цвет по Munsell: 5YR 6/4 (light reddish brown) - 5/4 (reddish brown); ручная лепка с последующей доработкой стекой; обжиг, поверхность заглажена.

Сохранность: сколы в верхней части, отбита ниже щиколотки, сколы на поверхности, потерта.

Аналогии: Зубарев, 2007, рис. 1,1 (городище «Белинское», фрагмент подвесной ноги статуэтки, слой вт. пол. III - сер. IV вв.).

12. Подвесной фалл марионетки.

Описание: изогнут, в верхней части сплющен, имеется круглое сквозное отверстие для подвешивания.

Дата: по аналогии - конец II в. - нач. III в.

Размеры: 4.4 см.

Место находки: городище Тиритака, 2007, раскоп № XXVI, заполнение хозяйственной ямы №84, К.0.50.

Место хранения: КИКЗ; КП-170600, КТ-4247.

Материал и техника изготовления: глина местная (Боспор), с мелкими блестками и белыми включениями; цвет по Munsell: 5YR 6/6 (reddish yellow); ручная лепка; обжиг.

Сохранность: потерт.

Аналогии: Ермолин, 2007, рис. 1,9 (шурф по пер. Пантикапейскому, 16/1, г. Керчь, конечности «ушастых демонов», конец II в. - нач. III в.).

ЛИТЕРАТУРА Бритова Н.Н. Греческая терракота. М., 1969. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949.

Гайдукевич В.Ф. Илурат. Итоги археологических исследований 1948 - 1953 гг. / МИА. 1958. № 85. Денисова В.И. Коропластика Боспора. Л, 1981.

Ермолин А.Л. Мастерская коропласта II в. н. э. в Пантикапее // Боспорский феномен: сакральный

смысл региона, памятников, находок. СПб., 2007. С. 101 - 106. Желтикова А.Л. «Ушастые демоны» из коллекции терракотовых статуэток фондов КГИКЗ // III Боспорские чтения. Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь, 2002. С. 88 - 94. Зубарев В.Г. Терракотовые и лепные статуэтки городища «Белинское» и его некрополя // Древности Боспора. Вып. 11. М., 2007. С. 185 - 194. Зубарь В.М. Коропластика Боспора первых веков нашей эры и характер религиозных верований // Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок. СПб, 2007. С. 99 - 101.

Ильина Т.А., Муратова М.Б. Вотивные терракоты из храма на акрополе // Древности Боспора.

Вып. 12. М., 2008. С. 287 - 339. Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961. Кобылина М.М. Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н.э. М., 1978.

Кобылина М.М. Мастерские пантикапейских коропластов. Терракотовые статуэтки. Пантикапей.

САИ. Ч. III. Г1-11. М., 1974. Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Фанагории. Терракотовые статуэтки. Придонье и Таманский полуостров. САИ. Ч. IV. Г1 - 11. Кобылина М.М. Терракоты из Тасуново. Терракоты Северного Причерноморья. САИ. Ч. II. Г1-11. М., 1974.

Конадков Н.П. Греческие терракотовые статуэтки в их отношении к искусству, религии, быту // ЗООИД. Т. XI. 1871.

Кругликова И.Т. Терракоты из Горгиппии. Терракотовые статуэтки. Придонье и Таманский полуостров. САИ. Ч. IV. Г1 - 11. М., 1974.

Кузина Н.В., Молева Н.В., Матукина А.Н. Комплекс терракотовых статуэток из Китейского святилища (раскопки 2007 - 2009 гг.) // Древности Боспора. Вып. 14. М., 2010. С. 277 - 311.

Кузина Н.В. Комплекс терракот из раскопок античного святилища на поселении «Полянка» в Крымском Приазовье // Боспорские исследования. Вып. XXVI, 2012.

Марченко И.Д. Марионетки и культовые статуэтки Пантикапея. Терракотовые статуэтки. Пантикапей. САИ. Ч. III. Г1-11. М., 1974.

Молев Е.А., Молева Н.В. Терракотовые статуэтки из Китейского святилища // Боспорские исследования. Вып. III. Симферополь-Керчь, 2003. - С. 252 - 263

Наливкина М.А. Терракоты Мирмекия и Тиритаки // МИА, № 25. М.-Л., 1952. - С. 327 - 347.

Николаева Э.Я. Терракоты города Кеп. Терракотовые статуэтки. Придонье и Таманский полуостров. САИ. Ч. IV. Г1 - 11. - М., 1974.

Пругло В.И. Статуэтки из Мирмекия. Терракоты Северного Причерноморья. - САИ. Ч. II. Г1-11.

Пругло В.И. Терракоты из Илурата. Терракоты Северного Причерноморья. - САИ. Ч. II. Г1-11.

Пругло В.И. Терракоты из Тиритаки. Терракоты Северного Причерноморья. - САИ. Ч. II. Г1-11.

Русяева А.С. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья (VI - I вв. до н.э.). Киев, 1982.

СазановА.В. Происхождение одной группы боспорских ритуальных терракот // КСИА. Вып. 182. М., 1985.

Силантьева П.Ф. Терракоты Пантикапея. Терракотовые статуэтки. Пантикапей. САИ. Ч. III. Г1-11. М., 1974.

Финогенова С.И. Терракоты Гермонассы (по материалам раскопок 1968 - 1981 гг.) // Археология и искусство Боспора. Вып. 10. М., 1992. С. 257 - 283.

Финогенова С.И. Терракоты Пантикапея из раскопок последних лет // Археология и искусство Боспора. Вып. 10. М., 1992. С. 237 - 256.

Ханутина З.В. Терракоты из погребально-поминальных комплексов Илуратского плато // Бо-спорский феномен. СПб., 2011.

Хачатурова Е.А. Терракотовые статуэтки в собраниях Краснодарского, Таманского и Темрюк-ского музеев // Тайны терракоты. Античные терракотовые статуэтки из музеев Краснодарского края. Краснодар, 1987. С. 103 - 176.

Хмара Е.Б. Терракотовые статуэтки из Анапского историко-археологического музея // Тайны терракоты. Античные терракотовые статуэтки из музеев Краснодарского края. Краснодар, 1987. С. 80 - 102.

А.В. Котша

ТЕРАКОТОВ1 СТАТУЕТКИ З П1ДВ1СНИМИ К1НЦ1ВКАМИ З Т1Р1ТАКИ (РОЗКОПИ 2002 - 2012 рр.)

Резюме

У хода археолопчннх дослвджень городища Трггака було знайдено ряд теракото-вих статуеток з тдмсними юнщвками та !х фрагменти (всього 12 екз.). Вс теракоти виявлет на розкот XXVI i походять з шарiв та комплекгав, яю датуються II ст. до н. е. - першою половиною VI ст. н. е. (за винятком кат. 8, який знайдений у розкот XXVIII у господарсьюй ям^ яка датуеться III ст.). Цд статуетки з шдвкними юнщвками можна подалити на деюлька груп. До иершо! групи вщносяться марюнетки типу

«дюшсшського танцюриста» (3 шт.), до друго1 - статуетки «жертводавця» (2 шт.), до третьо1 - статуетки «жреця» (3 шт.). Також серед знахщок присутш неiдентифiкованi фрагменти торсу марiонетки та нижтх кiнцiвок (4 шт.). Не зважаючи на вiдносно не-велику численнiсть статуеток, вони дають певну уяву про особливост боспорсько1 коропластжи та релiгiйного життя мешканцiв Трггаки.

А.В. Котина

ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ С ПОДВЕСНЫМИ КОНЕЧНОСТЯМИ ИЗ ТИРИТАКИ (РАСКОПКИ 2002 - 2012 гг.)

Резюме

В ходе археологического исследования городища Тиритака был найден ряд терракотовых статуэток с подвесными конечностями и их фрагменты (всего - 12 экз.). Все терракоты обнаружены на раскопе XXVI и происходят из слоев и комплексов, датируемых II в. до н.э. - пер. пол. VI в. н.э. (за исключением кат. 8, который найден в раскопе XXVIII в хозяйственной яме, датируемой III в.). Эти статуэтки с подвесными конечностями можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся марионетки типа «дионисийского танцора» (3 шт.), ко второй - статуэтки «жертвователя» (2 шт.); к третьей - статуэтки «жреца» (3 шт.). Также среди находок присутствует не идентифицированные фрагменты торса марионетки и нижних конечностей (4 шт.). Несмотря на относительно небольшую численность статуэток, они дают определенное представление об особенностях боспорской коропластики и религиозной жизни жителей Тиритаки.

A.V. Kotina

TERRACOTTA FIGURINES WITH SUSPENDED LIMBS FROM TYRITAKE (2002 - 2012 excavations)

In the course of archaeological research of Tyritake settlement a number of terracotta figurines with suspended limbs and their fragments (twelve samples in general) were found. All terracotta items were found at the excavation site 26. They come from the layers and complexes dated back to the 2nd century BC - the first half of the 6th century AD (except for the cat.8, which was found in the excavation site 28 in a household pit dated from the 3rd century). These figurines with suspended limbs can be divided into several groups. Puppets of the "Dionysian dancer" type (3pcs.) belong to the first group. Figurines of the "donator" type (2pcs.) belong to the second group. Statuettes of the "priest" type (3pcs.) belong to the third group. There are also unidentified fragments of a torso and lower limbs of a puppet among the findings. Despite the relatively small number of statuettes, they give some idea about the features of the Bosporus coroplastics and religious life of Tyritake citizens.

Рис. 1. Статуэтки с подвесными конечностями из Тиритаки.

Рис. 2. Статуэтки с подвесными конечностями из Тиритаки.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты