К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИИ
УДК 93 © М. А. Кожевина, 2010
Омская милицейская школа в системе профессионального образования МВД России: этапы развития
М. А. Кожевина *
Выделяются основные этапы развития милицейского образования в России, определяются ключевые моменты в развитии, повлиявшие на качественные изменения в организации подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел. Определены место и роль Омской академии МВД России в этом процессе.
Омская академия МВД России.
В момент возникновения Советского государства милиция формировалась на основе представлений о необходимости всеобщего вооружения народа . Но за короткий период из общественного органа защиты интересов трудящихся она была превращена в структуру власти и уже с мая 1918 г. имела постоянный штат и исполняла специальные функции . Именно с этого времени начинает складываться опыт кадровой политики НКВД РСФСР.
Организационный период формирования системы милицейского образования приходится на 1918— 1922 гг. Первые советские милицейские курсы появились в 1918 г. С 1920 г. школы и курсы организовывались повсеместно . Они назывались по-разному: командно-технические курсы милиции, курсы красных милиционеров, милицейские курсы, школы милиционеров и т п
Особое место в истории милицейской школы занимали Омские или Общесибирские курсы милиции Сибирский регион, оторванный от центра гражданской войной и иностранной интервенцией, вынужден был автономно организовывать мирную жизнь, создавая собственные органы власти . Милиция привлекала в свои ряды всех желающих и сочувствующих
Важно отметить, что Омские курсы были неотъемлемой частью складывающейся в стране системы подготовки сотрудников милиции Выделялось три типа школ и курсов Первый и второй тип создавался во всех губерниях, областях или округах в целях подготовки старших милиционеров и первоначальных агентов уголовного розыска . Курсы третьего типа — высшие — готовили средний командный состав . В России такие курсы были только в Петрограде и в Омске
* Постоянный автор нашего журнала .
Однако создаваемые милицейские курсы независимо от статуса осуществляли лишь первичное профессиональное обучение . Но они и не могли претендовать на более высокий уровень профессиональной подготовки хотя бы в силу того, что значительная часть обучающихся была неграмотной и малограмотной. В некоторых губерниях количество неграмотных милиционеров доходило до 25%, процент малограмотных в милиции составлял 30-35 2, поэтому в программы милицейских курсов и школ был включен раздел по общеобразовательным предметам
Такое решение согласовывалось с государственной политикой ликвидации безграмотности среди населения Республики 3 . В соответствии с Декретом СНК от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» все курсы подготовки милицейских кадров одновременно являлись школами первой ступени единой трудовой школы 4 .
Следующий этап развития милицейского образования связан с развитием специальных школ и охватывает период с 1922 г. по 1952 г.
Совершенствование школьной работы связано и с приказом НКВД РСФСР от 19 мая 1928 г. , согласно которому три школы среднего начсостава милиции и четыре школы младшего начсостава милиции были преобразованы в школы НКВД (с 1-й по 7-ю) административно-милицейских работников Омская школа получила название 2-я школа административно-милицейских работников НКВД РСФСР В ней, наряду с милицейским и уголовнорозыскным отделениями, открывалось пенитенциарное отделение Новые учебные заведения создавались по принципу единых трудовых школ, имели несколько ступеней образовательного процесса и обеспечивали обучение всех категорий работников милиции одновременно
Великая Отечественная война качественно изменила кадровый корпус милиции Приход в милицию демобилизованных офицеров и солдат оказал благоприятное воздействие на укрепление дисциплины, но в большинстве своем они не обладали специальными знаниями, а порой элементарными профессиональными навыками В первый послевоенный год в школах и на курсах милиции обучалось
Постановление Совета Министров СССР «О реорганизации учебных заведений Министерства государственной безопасности СССР» 15 июня 1952 г. положило начало формированию милицейского образования как отрасли государственной системы юридического образования и новому этапу развития Происходит переход от принципа обучения профессии милиционера к принципу профессионального образования сотрудника милиции Система становится менее замкнутой, более открытой и доступной для внедрения новых образовательных технологий и многолетнего опыта гражданской системы подготовки специалистов Высшая школа милиции преобразовывалась в высшее юридическое учебное заведение, а шесть школ милиции (Саратовская, Ташкентская, Одесская, Хабаровская, Горьковская и Ленинградская) — в средние специальные учебные заведения типа юридических школ с задачами подготовки начальствующего состава для органов милиции 8 .
В мае 1955 г. был издан приказ МВД СССР о реорганизации еще семи школ милиции, в том числе и Омской, в средние специальные школы милиции МВД СССР с двухгодичным сроком обучения 9 В школу принимались лица, имеющие законченное среднее образование По окончании средней специальной школы милиции выпускникам присваивались квалификация юриста и специальное звание «лейтенант милиции»
В ноябре 1955 г в Омской специальной школе милиции, как и в других аналогичных учебных заведениях, было открыто заочное отделение с набором 300 человек и сроком обучения 3 года. В 1959 г. комиссия УУЗ МВД СССР в акте по итогам проверки школы отметила: «В целом в работе Омской школы имеются положительные стороны, свидетельствующие о том, что коллектив с задачами учебно-воспитательной работы справляется По уровню образования, опыту работы и деловым качествам личный состав занимаемым должностям соответствует Политико-моральное со-
СОДЕРЖАНИЕ:
№ 46/с. О введений в действие нового положения, учебного плана и штатов школ среднего комсостава милиции.
№ 46/с. Москва, 15 ноября 1922 года.
Приказы Милиции Республики от 9-го декабря 1921 г. за № 465 и от 15-го мая 1922 г. за № 29/с настоящим приказом отменяются.
При сем об&являю:
а) Положение о школах среднего комсостава милиции.
б) Учебный план школ среднего комсостава милиции и
в) штат школ среднего комсостава милиции, каковы#! считать введенными в действие с сего числа.
Первые Петроградские и Вторые Омские Высшие Курсы комсостава милиции соответ: ственно переименовываются в первую Петроградскую и Вторую Омскую школу среднего комсостава милиции.
Начальникам первой Петроградской и второй Омской школы среднего комсостава милиции с получением сего приказа немедленно приступить к реорганизации школ, на основаниях, об&явленных при сем положения, учебного плана и штата школ среднего комсостава милиции.
Реорганизацию школ осуществить в следующем порядке:
а) До 20-го декабря сего года закончить всю подготовительную работу по организации, а именно: пригласить лекторов по всем предметам младшего класса, приобрести пособия и учебники, приспособить помещение, озаботиться получением предметов вещевого и продуктового снабжения {и т. п.
б) По мере прибытия лиц переменного состава немедленно ігропускать их через поверочную комиссию, после чего приступить к занятиям, каковые начать не позднее 10-го января 1923 г.
в) Занятия организовать первоначально в составе младшего класса, на каковой зачислить всех состоящих на лицо в школах обучающихся. Курс младшего класса проходить ускоренно и закончить его прохождение к 10-му сентября 1923 г
§ *>•
О времени начала реорганизации начальникам школ донести по телеграфу и в последующем еженедельно доносить о ходе реорганизации почтой.
П. п.: Начальник Милиции Республики Т. Хвесин.
Пом. Н-ка Милиции Республики и и. о. Н-ка Адм.-Орг. Отдела В. Бородулин.
(По Административно-Организационному Отделу.
Верно: Начальник Отделен. Подготовки Н. Рогов.
стояние школы здоровое Коллектив школы систематически участвует в политических и хозяйственных мероприятиях, проводимых партийными и советскими органами, за что исполком Омского городского Совета депутатов трудящихся в декабре 1959 года наградил школу Почетной грамотой» .
Новый этап развития милицейской школы в стране связан с формированием системы высшего образования. В середине 1960-х гг. Правительством страны был предпринят ряд организационных мер, направленных на совершенствование правоохранительной системы, укрепление системы ведомственного образования . В начале 1960-х гг. среди начальствующего состава милиции лишь 10% имели высшее юридическое образование Министерство охраны общественного порядка РСФСР 13 февраля 1965 г. вышло в Совет Министров СССР с инициативой о создании на базе Омской средней специальной школы милиции и Омского отделения заочного обучения Высшей школы МООП РСФСР Омской высшей школы милиции 10
В 1969 г. поиск новых организационных форм в деятельности органов внутренних дел завершился изданием совместного приказа МВД СССР и Министерства высшего и среднего специального образования «О специализации подготовки кадров для органов милиции в учебных заведениях МВД СССР» Было решено готовить отдельно кадры для аппаратов уголовного розыска, БХСС, административных служб и для ГАИ 13. Для Омской высшей школы милиции была определена уголовно-розыскная специализация
Последние пятнадцать лет можно обозначить как новый этап в развитии системы профессиональ-
ного образования МВД России Менялась ее структура, на базе филиалов высших школ создавались новые школы, старые же преобразовывались в юридические институты, академии, университеты
Пройден нелегкий путь от милицейских курсов до высшего образовательного учреждения История Омской школы милиции как в зеркале отражает становление и развитие российской милиции, которая неотделима от судеб народа и государства За 90 лет из ее стен выпущено более 60 тысяч специалистов средней и высшей квалификации У Омского милицейского учебного заведения славное прошлое, хорошее настоящее и перспективное будущее