Спросить
Войти

И. А. Всеволожский: документальные источники о жизни и деятельности

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 78.072 ББК 85.23

Я.Ю. Гурова

и.А. всЕволожский: документальные источники о жизни и деятельности

Представлен обзор документальных источников, в которых отражены биографические данные, факты о деятельности и творчестве И.А. Всеволожского - видного государственного чиновника, художника, драматурга, сценариста. Всеволожский оставил значительный след в истории русского музыкального театра, был инициатором и соавтором ряда произведений видных композиторов. Будучи директором Императорских театров, Императорского Эрмитажа, он оказал значительное влияние на творчество выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова и других. Имя Всеволожского неразрывно связано с балетным театром Петербурга второй половины XIX века. Статья является частью масштабного исследования о судьбе и деятельности Всеволожского.

Всеволожский, Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов, Петипа, русский музыкальный театр, архивные источники.

Иван Александрович Всеволожский -известный театральный деятель последней четверти XIX столетия. Его служба на посту директора Императорских театров (1881-1899) и директора Императорского Эрмитажа (1899-1909) пока не получила достойной исторической оценки. Всеволожский снискал славу видного театрального деятеля, реформатора, драматурга, художника. Он оказал существенное влияние на развитие русского театра, в первую очередь музыкального. Имя Всеволожского обязательно упоминается в связи с творчеством ряда выдающихся русских музыкантов - П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова; деятелей балета - Л. Иванова, М. Петипа и др. Широко известные оценки некоторых современников Всеволожского, опубликованные в воспоминаниях, мемуарах и дневниках, характеризуют его лишь частично. Имя Всеволожского можно найти, например, на страницах воспоминаний выдающихся танцовщиц второй половины XIX века: Вазем [2, с. 204], Кшесинской [5, с. 22], Карсавиной [3, с. 204]; художников Бенуа [1, с. 309], Коровина [4, с. 95] и многих других. Основным же источником сведений о жизни и деятельности выдающегося человека остаются многочисленные

документы разных архивов. Они сконцентрированы в различных фондах Москвы (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки /ОР РГБ/, Отдел рукописей государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина /ОР РГЦТМ/, Российский государственный архив литературы и искусства /РГАЛИ/) и Петербурга (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки /ОР РНБ/, Кабинет рукописей Российского института истории искусств /КР РИИИ/, Российского государственного исторического архива /РГИА/, Кабинета рукописей и редкой книги Санкт-Петербургской театральной библиотеки /ОРиРК СПбГТБ/, Центрального государственного архива кинофото-фонодокументов /ЦГАКФФД/ и других). Документальные источники представлены как в фондах самого Всеволожского, так и в собраниях его современников (родных, друзей, подчиненных, коллег), собраниях делопроизводственных материалов Министерства Императорского двора, Императорских театров, Императорского Эрмитажа.

В составе фондов представлены, как g правило, документы личного происхож- о дения: биографические материалы, до- Ji кументы об общественной и служебной О

деятельности, записные книжки, рабочие тетради, письма, дневниковые записи, фотографии, рисунки. Обширный рукописный и изобразительный материал отражает фамильные документы, специфику деятельности Всеволожского, характер его увлечений. Архивные источники содержат богатейшие сведения по истории русского музыкального театра, сведения в которых раскрывают как неизвестные страницы биографии Всеволожского, так и дополняют известные исторические факты, относящиеся к постановочному процессу, судьбам композиторов, артистов, художников, театральных служащих и др.

Наиболее ранние документы самого Всеволожского - его дневники [9, л. 5]. Одна из первых записей датирована 23 декабря 1876 г., в ней отмечены некоторые события Русско-турецкой войны и прилагаются газетные вырезки [9, л. 5]. Данные записи отражают собственные взгляды автора на происходящие события, круг его интересов в то время. К сожалению, пока не удалось установить местонахождение дневниковых записей Всеволожского за период 1881-1899 гг. (время его службы на посту директора Императорских театров). Имеющиеся дневниковые записи в фонде Российского государственного исторического архива датированы до и после данного периода. По воспоминаниям друга и коллеги управляющего Петербургской конторой Императорских театров (позднее - управляющего делами Дирекции В.П. Погожева), Всеволожский на протяжении всего времени записывал в дневниках городские сплетни и легенды, забавные случаи, происходившие в городе, а также занимательные истории из театральной жизни [14, л. 27].

Сведения о служебной деятельности Всеволожского сконцентрированы в личном деле Архива Дирекции Императорских театров [7, л. 2-8]. В собрании имеются данные как о его службе в Дирекции, так и деятельности до 1881 г. Хронологически материалы личного дела Всеволожского ограничены сроком службы в театральном ведомстве. Краткая хроника жизни Всеволожского отражена в перечне занимаемых им должностей в иностранных посольствах с указанием дат [7].

Основные же события жизни Всеволожского изложены в его личном деле о службе в Дирекции Императорских театров [7, л. 2-8]. Из материалов дела следует, что в 1856 г. И.А. Всеволожский окончил факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета [16, с. 105] со

степенью кандидата (он специализировался по восточным языкам). 10 августа 1856 г. высочайшим приказом по гражданскому ведомству он был определен на службу в Азиатский департамент канцелярским чиновником с утверждением в чин канцелярского секретаря. Два года спустя, 22 марта

1858 г., по приказу Министерства иностранных дел он был назначен помощником столоначальника в Азиатском департаменте, где проработал вплоть до 9 октября 1858 г. После увольнения И.А. Всеволожский Министерством Императорского двора направлен в ведомство Азиатского департамента и командирован «к миссии нашей в Гааге« [7, л. 2-8]. 19 ноября 1863 г. он был причислен к канцелярии иностранных дел, а 20 февраля 1864 г. назначен вторым секретарем министерства. 10 августа 1864 г. И.А. Всеволожский стал чиновником по особым поручениям VI класса при вице-канцлере, но уже через четыре дня «с высочайшего соизволения« он назначен Управляющим литографией министерства с оставлением в должности чиновника по особым поручениям при вице-канцлере.
16 июня 1867 г. И.А. Всеволожский был отчислен в ведомство Министерства иностранных дел. 31 декабря 1870 г. назначен первым секретарем канцелярии министерства. Впоследствии, 17 мая 1873 г., он стал чиновником по особым поручениям VI класса при государственном канцлере.
1 июня 1874 г. И.А. Всеволожский определен директором Клинского уездного отделения попечительства о тюрьмах комитета, где проработал 2 года (до 1 июня 1876 г.); после - высочайшим приказом причислен к посольству в Париже «сверх штата«.
3 сентября 1881 г., в возрасте 46 лет, И.А. Всеволожский «всемилостивейше назначен в должность« директора Императорских театров. С 13 апреля 1886 г. И.А. Всеволожского именным высочайшим указом, данным правительствующим Сенатом 13 августа 1886 г., утверждают в должности директора Императорских петербургских театров с назначением: «жалование - 4000 рублей; столовые - 4000 рублей« [7, л. 2-8].

В 1860-1886 гг. И.А. Всеволожскому были пожалованы следующие звания: 1 января 1860 г. - камер-юнкер Двора Его Императорского Величества; 10 августа

1859 г. - за выслугу лет произведен в титулярные советники; 10 августа 1863 г. - в коллежские асессоры со старшинством; 1 мая 1864 г. - надворный советник с оставлением в придворном звании и со старшинством; 27 марта 1866 г. - за отличие

произведен в коллежские советники с оставлением в придворном звании; 20 августа 1869 г. - произведен в статские советники; 1 апреля 1879 г. - камергер Двора Его Величества; 13 апреля 1886 г. - тайный советник; 14 мая 1896 г. - обергофмейстер Императорского двора.

За 1864-1897 гг. И.А. Всеволожский был награжден более чем двадцатью орденами и медалями, среди которых - орден Св. Анны 2-й (1872) и 1-й (1889) степени; Св. Владимира 3-й (1874) и 2-й (1892) степени; Св. Станислава 1-й степени (1883); Св. Александра 1-й степени (1883); а также орденами, присужденными главами различных государств, в числе которых -Сиам, Нидерланды, Португалия, Франция, Австрия, Пруссия и другие. Среди них можно отметить австрийский Императорский Большой крест Франца-Иосифа, которым И.А. Всеволожский был награжден в 1894 г. [8, л. 7].

Значительный интерес представляет сохранившаяся переписка Всеволожского (на русском, французском языках) (имеется в фондах РИИИ. Ф. 44, Ф. 52, ЩТМ им. А.А. Бахрушина. Ф. 58, РГИА. Ф. 497 и других). В числе адресатов директора театров были министр Императорского двора И.И. Воронцов-Дашков; артисты оперной, балетной и драматической трупп, оркестранты, служащие, художники и декораторы, композиторы, драматурги и многие другие. В них письма самого Всеволожского исчисляются несколькими сотнями документов. Они включают разные по объему письма - от кратких записок до пространных посланий в несколько страниц. Переписка с членами семьи Всеволожского отражает заботу директора театров о судьбе своих близких, в них оговаривается ряд вопросов домашнего быта, некоторые страницы писем посвящены вопросам современного театра и многое другое. Сведения, представленные в других письмах Всеволожского, касаются современных политических событий, жизни императорской семьи, вопросов театрального ведомства, затрагивают ряд персон, современников, сотрудников Дирекции Императорских театров и проч.

Переписка директора театров с родными, сотрудниками и друзьями имеет свои отличительные особенности. Оформление, характер и стиль посланий Всеволожского во многом зависит от адресата. Например, письма В.П. Погожеву, другу и коллеге, могут быть оформлены с легкой небрежностью, написаны несколько неровно (особенно если письмо было подготовлено в

дороге или поздно вечером, когда Всеволожский после трудового дня сам отмечал, что его усталость не позволяет писать иначе) [15, л. 27]. Зачастую Всеволожский мог ввести в свое послание острые высказывания, откровенные замечания (встречаются крайне редко и адресованы только доверенным лицам). Этикетное для того времени официальное оформление писем также зависело от адресата. Например, послания министру Императорского двора И.И. Воронцову-Дашкову, как правило, были сдержанными и строгими по форме [6, л. 2], письма близким - более свободными.

Изучение переписки Всеволожского с разными адресатами позволяет предположить, что бульшая половина его писем была написана без предварительных черновиков. Такие письма (с некоторыми зачеркиваниями, исправлениями) предназначались исключительно близким родственникам и друзьям (письма сестре, супруге, В.П. Погожеву и др.); официальная переписка с различными ведомствами, с высокопоставленными чиновниками, как, например, министром Императорского двора, была переписана с черновых записей, зачастую она могла быть написана секретарем [14].

И.А. Всеволожский вел регистрацию корреспонденции, данные сведения он заносил в записные книжки [11]. В них сохранены имена многих адресатов, в числе которых - члены семьи, друзья и сотрудники. Записи о входящей и исходящей корреспонденции И.А. Всеволожского свидетельствуют о том, что за день автору приходилось писать около двух десятков писем.

Письма от некоторых адресатов были отмечены Всеволожским в разделе входящей корреспонденции, но оставались без ответа, так как отправлялись им на рассмотрение разным лицам (В.П. Погожеву [12, л. 27], Э.Ф. Направнику [13, л. 12] и другим).

Телеграммы Всеволожского носят официальный характер, в них, как правило, отражены рабочие моменты: оповещение о прибытии из поездки или об отправлении в другое место назначения.

Служебная карьера Всеволожского просматривается по делопроизводственным материалам, многочисленным приказам, черновикам и планам проектов реформ (материалы данного типа представлены в РГИА Ф. 497, РИИИ Ф. 58, Ф. 44 В.П. По-гожев, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Ф. 58 и других). Черновые записи и планы Всеволожского относятся к разработке проекта реформы театрального ведомства 1882 г.;

3 ю О

директором театров составлялись и редактировались списки оркестра, трупп, обслуживающего персонала [7]. Данные списки позволяют отметить ряд характерных черт Всеволожского, выявить его точку зрения на ряд вопросов; это, например, черновые записи, относящиеся к периоду заседаний Комиссии по преобразованиям в художественной части Дирекции Императорских театров (1882-1883) [15, л. 5]. Рабочие материалы директора театров дают возможность увидеть в нем администратора, чуткого ко всем проблемам подчиненного ему ведомства. Творческие разработки и проекты в черновых записях выявляют вкус, черты характера Всеволожского. Директор театров внимательно изучал материалы к будущей постановке (если инициатором был он сам, то проводил и детальную разработку замысла), анализировал и стремился к наиболее выгодной реализации спектакля на сцене. Черновые записи Всеволожского отражают метод его работы, характеризующийся терпеливым, кропотливым и внимательным проникновением в данное дело [11].

Архив Всеволожского представляет собой уникальный комплекс документов, в которых переданы особенности работы директора театров, а также функционирование всего ведомства. Многочисленные документы, проходившие через руки Всеволожского, отражают специфику его работы. Директору театров приходилось решать вопросы разного уровня - от приглашения артистов на Императорскую сцену до заключения под стражу нарушителей порядка в стенах театров.

Анализ имеющихся делопроизводственных документов позволил определить место и роль Всеволожского в истории русского музыкального театра. Документы, проходившие через руки Всеволожского, характеризуют его как чиновника, который вникал во все аспекты своего ведомства, принимал активное участие в событиях театров и стремился разрешить возникающие проблемы.

Представление о бытовой стороне жизни Всеволожского сосредоточены в воспоминаниях современников, а также многочисленных некрологах. Так, например, из некролога становится известен факт, что Всеволожский был известным коллекционером, имел солидную библиотеку, значительную часть данного собрания составили книги из коллекции его супруги Е.Д. Всеволожской (урожденной Волконской), которая получила ее от деда, генерала-фельдмаршала князя П.М. Волконского.

Всеволожский был автором нескольких пьес, которые поставленных на сцене Александринского театра. Созданные им сочинения свидетельствуют об увлеченности Всеволожского историей, высоком уровне его образованности и любви к театру: «Сестры Саморуковы» (1890), «Марианна Ведель» (1898). Был он и соавтором В.А. Крылова в создании комедии «Призраки счастья» (1884).

Из архивных документов следует, что Всеволожский на протяжении всей жизни увлекался рисованием карикатур, что, по свидетельству некоторых современников, и послужило причиной его увольнения с дипломатической службы. Именно это хобби обеспечило директору театров ряд недоброжелательных высказываний в его адрес. Художественно-изобразительный материал и фотодокументы архивов представляют значительный интерес: это наброски, рисунки, карикатуры, росписи различных предметов и эскизы, созданные Всеволожским. Художественно-изобразительное наследие Всеволожского внушительно: в него вошло более 1000 эскизов к операм и балетам петербургских театров; более сотни карикатур на современников (хранятся в СПбГТБ, РГИА, РИИИ, ГЦТМ, РГБ, РНБ); росписи вееров, экранов каминов в собраниях разных коллекций, в том числе в Эрмитаже, и многое другое. Сохранились и автокарикатуры Всеволожского (например, представлены в фонде ГЦТМ Ф. 24. Безекирский В.В. Ед. хр. 195), они характеризуют его как человека с чувством юмора и большой долей самоиронии.

Сохранившиеся фотодокументы дают возможность представить, как выглядел Всеволожский и члены его семьи. Некоторые фотографии—отражают его манеру одеваться, характерные черты, часто описываемые современниками (например, неотъемлемые монокль и трость).

Всеволожский выступил инициатором создания целого ряда балетов и опер, в числе которых - сочинения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, а также ряда композиторов второго плана (М.М. Иванова, Б.А. Фитингоф-Шеля, П.П. Шенка и других). Причем он совершенствовал не только внешнюю обстановку спектакля, но и ее содержание (например, по предложению директора театров Чайковским, как известно, были внесены коррективы в оперу «Евгений Онегин» и предложены некоторые нововведения в «Пиковой даме»).

Совокупность данных, собранных из архивных материалов, предоставляет возможность определить место Всеволожского в стали источником биографических, историистории русского музыкального театра как ческих сведений, что способствовало более

чиновника, который оказал существенное полному раскрытию личности Ивана Алеквлияние на формирование и развитие пе- сандровича Всеволожского не только как

тербургского музыкального искусства пос- чиновника, но и как человека, драматурга,

ледней четверти XIX столетия. Документы художника, видного театрального деятеля.

Описок литературы:

[1] Бенуа А.Н. Мои воспоминания. Кн. 1. - М.: Наука, 1990. - 410 с.

[2] Вазем Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра 1867-1884. - СПб.: Лань, 2009. - 448 с.

[3] Карсавина Т.П. Театральная улица. Воспоминания. - Л.: Искусство, 1971. - 248 с.

[4] Константин Коровин вспоминает... / 2-е изд., доп. - М.: Изобразительное искусство, 1990. - 608 с.

[5] Кшесинская М.Ф. Воспоминания. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. - 260 с.

[6] РГИА. - Ф. 497. Дирекция Императорских театров. Высочайшие повеления (копии) по делам ДИТ. Оп. 18. Ед. хр. 50. Письма Всеволожского.

[7] РГИА. - Ф. 497. Дирекция Императорских театров. Оп. 2. О рассмотрении пьес в цензуре, принятии их к представлению, запрещении некоторых пьес; постановке драматических и оперных спектаклей и балетов; изготовлении декораций; о благотворительных спектаклях и балах; гастролях иностранных трупп; о сборах со спектаклей.

[8] РГИА. - Ф. 497. Дирекция Императорских театров. Оп. 5. Личные дела служащих. Ед. хр. 633. Дело И.А. Всеволожского (дело начато 3 сентября 1881, окончено 22 июля 1899).

[9] РГИА. - Ф. 652. Всеволожские. Оп. 2. Дневники Всеволожского. Ед. хр. 1.

[10] РГИА. - Ф. 652. Всеволожские. Оп. 1. Материалы к истории рода Всеволожских; документы личные, о прохождении службы; служебная и семейная переписка их. Материалы, связанные с театральной деятельностью И.А. Всеволожского: о репертуаре московских театров, о заключении контрактов с артистами; программы спектаклей и концерт. Ед. хр. 203.

[11] РГИА. - Ф. 652. Всеволожские. Оп. 1. Ед. хр. 640. Записные книжки И.А. Всеволожского.

[12] РИИИ. - Ф. 44. В.П. Погожев. Оп. 1. Ед. хр.55. И.А. Всеволожский - В.П. Погожеву. 30 июля 1888. Алешня. Л. 27.

[13] РИИИ. - Ф. 21. Э.Ф. Направник. Оп. 1. Ед. хр. 426. Письмо Ц.А. Кюи - И.А. Всеволожскому. 8 января 1899.

[14] РИИИ. - Ф. 44. В.П. Погожев. Оп. 1. Ед. хр. 1а. Воспоминания.

[15] РИИИ. - Ф. 44. Погожев В.П. Оп. 1. Ед. хр. 26.

[16] Универсанты в мире искусства: биографические очерки. - СПб.: Знаменитые Универсанты, 2008. - 105 с.

3 ю О
ВСЕВОЛОЖСКИЙ ЧАЙКОВСКИЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ ГЛАЗУНОВ ПЕТИПА РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты