Спросить
Войти

"ПОРЕВНОВАЛА ЕМУ ВО ВСЕМ БЛАГОЧЕСТИИ": СУПРУГА "СВЯТОЦАРЯ" ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ИРИНА (АЛЕКСАНДРА) В ИЗОБРАЖЕНИИ СОВРЕМЕННИКОВ

Автор: указан в статье

УДК 93/99

ББК 63. 3 (2) 51

DOI 10.25797/Ш.2019.2.2.013

Я.Г. Солодкин

«ПОРЕВНОВАЛА ЕМУ ВО ВСЕМ БЛАГОЧЕСТИИ»: СУПРУГА «СВЯТОЦАРЯ» ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ИРИНА (АЛЕКСАНДРА) В ИЗОБРАЖЕНИИ СОВРЕМЕННИКОВ

Аннотация: Современники, и не только принадлежавшие к официальным кругам, были весьма единодушны в суждениях о царице Ирине (с кончиной мужа ставшей на неделю государыней, а затем, вплоть до смерти спустя менее шести лет, — инокиней Новодевичьего монастыря Александрой), считая ее подобОб отношении современников — и публицистов, и (реже) летописцев к царице Ирине, в том числе относительно конца ее жизни, проведенного в стенах Новодевичьего монастыря, писало немало ученых, но, как правило, лишь попутно и на примере того или иного произведения (И.И. Полосин, О.А. Державина, Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Р.Г. Скрынников).

Если про многочисленных жен «яро-стиваго» Ивана Грозного, кроме первой — «богомудрой» Анастасии, московские книжники второй половины XVI — начала XVII вв. лишь упоминали, то о единственной «благозаконной супружнице» прослывшего «освятованным» следующего царя «великой России» Федора древнерусские «слогатели» оставили немало проникновенных строк.

но «крестоносному» Федору Ивановичу праведной и почти что святой.

В окружной грамоте (от 15 марта 1598 г.) патриарха Иова о трехдневном молебствии по случаю воцарения Бориса Федоровича сказано, что после смерти мужа Ирина не захотела быть «на государстве» и на девятый день, 15 января, «по своей великой к Богу вере и по душевному желанию ... пострижеся во иноческий чин». Следом «по многи дни» новоявленную старицу Александру все упрашивали благословить брата Бориса (долго правившего страной при Федоре Ивановиче) занять престол, но безуспешно, и только 21 февраля, «видя слезы . и рыдание», «пришествие» икон, она повелела Борису Федоровичу принять скипетр1, как чита1 Акты, собранные в архивах и библиотеках

Российской империи Археографическою Экспедициею имп. Академии наук (далее — ААЭ).

Т. II. СПб., 1836. С. 1-2.

ем в одном из посольских наказов середины марта 1598 г., в соответствии с волей «благого» царя Федора2.

С точки зрения Б.М. Пудалова, с момента пострига Ирина стала Александрой, т. к. просторечная форма ее мирского имени — Арина3. Но оно зачастую имело и другое написание — Орина4. К тому же известно немало случаев, когда монашеское имя начиналось не на ту букву, что мирское5. До того времени, когда вдова Федора Ивановича стала «мнихоца2 Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1981. С. 136, С. 139, 146.

3 Пудалов Б.М. О «смеси французского с нижегородским» (на общеизвестное) // Мининские чтения: Мат-лы науч. конф.: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (29-30 октября 2004 г.). Нижний Новгород, 2005. С. 126.
4 См., напр.: РИБ. Т. V. СПб., 1878. С. 46; Боярские списки последней четверти XVI - начала XVII в. и роспись русского войска 1604 г. Ч. 2. М., 1979. С. 59, 65, 76; Зимин А.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986. С. 156, 158; Осадный список 1618 г. // Памятники истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. Т 8. М.-Варшава, 2009. С. 395; Кром М.М. «Вдовствующее царство»: Политический кризис в России 30- 40-х годов XVI века. М., 2010. С. 146-148; Шереметев С.Д. Труды по истории Смутного времени/Сост. М. Д. Ковалева, А. В. Топычканов, С.Ю. Шокарев. М., 2015. С. 84; Вершинин Е.В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири в конце XVI-XVII в. Екатеринбург, 2018. С. 240; Петров К.В. Делопроизводство Разрядного приказа XVI-XVII веков в официальных и частных рукописях: Исследования и материалы. М., 2018. С. 337, 343, 352.
5 Черкасова М.С. К изучению монашеской антропонимии русского средневековья (по материалам Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII веков) // Проблемы истории культуры. Нижневартовск, 1997. С. 73.; Осадный список 1618 г. С. 467.

рицей» (по выражению дьяка Ивана Тимофеева), ее называли Ириной, и только6. Недавнюю государыню нарекли Александрой, возможно, в честь какой-то родственницы или же вдовы царевича Ивана Ивановича, в миру Евдокии Богдановны Сабуровой)7.

Согласно «Утверженной грамоте» (далее — УГ) Земского собора, избравшего в феврале 1598 г. Бориса Годунова царем, умирая, на «своих великих государствах» Федор Иванович оставил жену (эта версия признается легендарной8), но та «аки крепкий адамант (алмаз. — Я.С.) душею», «изволила по своему обещанию и к Богу по великой вере и душевному желанию», — о чем, напомним, говорится и в окружной грамоте Иова, — приняла «иноческий ангельский образ»9, отвергнув просьбу, с ко6 Церковно-судебные определения Киприа-на, митрополита Новогородского // Православный собеседник. № 11. 1861. С. 346; Материалы по истории Нижегородского края из столичных архивов/Под ред. А. А. Кабанова. Вып. 3. Ч. 1. Нижний Новгород, 1913. С. 71-74, 77, 84; Псковские летописи. Вып. II. М., 1955. С. 265; Разрядная книга 1550-1636 гг. Т. II. Вып. 1. М., 1976. С. 134; Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 26-27, 138-139; Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». С. 75, 147; Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. М., 1986. С. 67, 68, 96, 99, 133; Зимин А.А. В канун грозных потрясений. С. 174, 281. Примеч. 47; Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 380, 414, 415, и др.

7 См.: ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 228.
8 Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». С. 125-126, и др.
9 Впрочем, судя по УГ, Ирина Федоровна в течение девяти дней царствовала «как законная монархиня» (Лаврентьев А.В. Выборы царя 1598,
1606 и 1613 гг.: опыт Смутного времени (к постановке проблемы)//Смутное время и земские

торой к овдовевшей царице обращались «со слезами безпрестанно по вся дни в день и в нощь», «содержать скифетр», а «правити велела брату», как было в предыдущие годы. Тогда москвичи отправились в Новодевичий монастырь умолять старицу Александру благословить на царство Бориса (которого Иван Грозный назвал сыном, а Ирину, попавшую во дворец в семилетнем возрасте, — дочерью); лишь 21 февраля, когда многочисленные просители явились в келью прежней государыни, она уступила, и Бориса Федоровича нарекли царем и великим князем10.

В пору его «державства» в официальных кругах возникло Сказание об избрании шурина «святопочившего» Федора

ополчения в начале XVII века: К 400-летию создания Первого ополчения под предводительством П. П. Ляпунова: Сб. трудов Всерос. науч. конф.: Рязань, 11-12 апреля 2011 г./Отв. ред. В.Н. Козляков. Рязань, 2011. С. 95). По наблюдению А. В. Лаврентьева, «под «утверженными грамотами описи архивов XVI-XVII в. понимали договорные грамоты великих и удельных князей» двух предыдущих столетий (Там же. С. 91). «Утверженными грамотами», однако, называли и многие другие документы XVI - начала XVII вв. (АИ. СПб., 1841. Т. II. С. 183, 219, 227; Солод-кин Я.Г. Московское государство накануне Смуты: Спорные проблемы политической истории рубежа XVI-XVII вв. Нижневартовск, 2013. С. 51).

10 ААЭ. Т. II. С. 19-21, 24-28, 31-35, 38. А.В. Лаврентьев задавался вопросом о том, почему Ирина Федоровна удалилась в Новодевичий монастырь, а не в Вознесенский, где была погребена (Лаврентьев А.В. Выборы царя 1598, 1606 и 1613 гг.: опыт Смутного времени (к постановке проблемы) С. 96). Возможно, царица, про «многую добродетель» которой мы читаем в Пискаревском летописце, последовала примеру третьей жены царевича Ивана Ивановича Елены — дочери боярина И. В. Шереметева Меньшого, «во иноцех» ставшей Леонидой (ПСРЛ. Т. 34. С. 204, 228).

Ивановича на трон. В этом сочинении подчеркивалось, что Ирина Федоровна, приняв (известие о чем вызвало всеобщий плач) постриг, причем в присутствии толпы, 15 января 1598 г., «царство Росийское . предает в руки живаго Бога», а затем, откликаясь на просьбу того же «многонародного множества», благословляет брата и занять трон, и короноваться11.

В «Повести о честнем житии» Федора Ивановича, написанной в первые годы царствования Бориса «смиренным» патриархом Иовом, как заметил А.М. Панченко, Ирина в соответствии с действительностью изображена любящей супругой и неутешной вдовой12. Близкий к обоим этим самодержцам «слогатель» утверждал, что Ирина оказалась «по всему благими нравы ., добродетелию и верою к Богу» подобной мужу. Сообщив читателям о безмерной скорби Ирины по Федору (когда его положили в гроб, царица едва сама не лишилась жизни, «от великого ея сер-дечнаго захлипания и непрестанно в перси (грудь. — Я. С.) бьение кровию уста ея обагришеся»), «первопрестольный» патриарх приводит ритмически отточен-ный13 плач Ирины у тела скончавшегося государя, — плач, который никто не мог «утолити». По словам Иова, она, испуская «огненные слезы от очию», «горким гласом» называла Федора «светом (цветом) ... преслатким (прекрасным)», «солнцем

11 Буганов В.И. Сказание о смерти царя Федора Ивановича и воцарении Бориса Годунова (Записи в разрядной книге) // Зап. Отдела рукописей Гос. Библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Вып. 19. 1957. С. 173-180, 182.
12 ПЛДР. Конец XVI - начало XVII веков. М., 1987. С. 560.
13 Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы. М., 2004. С. 223.

пресветлым (светозарным)», «пречюд-ной красотой» «всеа Руси», «преславной радостью царьствия нашего», «утробой моей», а себя — «смиренной вдовицей без чад»14. (О том, что у Ирины ко времени кончины «святожительного» мужа не было детей, и тогда прервался «царьский корень», говорится и в Бельском летопис-це15, основная часть которого сложилась в первой трети XVII в.). Как счел нужным указать Иов, Борис Годунов после смерти Федора Ивановича повелел «синклиту», т. е. членам Боярской думы, присягнуть овдовевшей государыне16.

Благодаря так называемому Московскому летописцу (далее — МЛ) второй четверти XVII в. уцелели фрагменты повести о событиях времени Ивана Грозного, его «преблаженного» наследника и начала царствования Бориса Годунова. Ее анонимный автор, близкий к окружению последних московских митрополитов и патриарха Иова, а также к клиру кремлевских соборов, поведал о том, что в день венчания Федора Ивановича на царство17 Ирина «стояла в Грановитой полате в окне и с нею честнородны княгини и боля-рони», а знатнейший князь И.Ф. Мстиславский, возглавлявший Боярскую думу, в царицыных покоях (то был традицион14 ПСРЛ . М., 1965. Т. 14. Первая половина. С. 16, 19-21.

15 Там же. Т. 34. С. 238.
16 Там же. Т. 14. Первая половина. С. 20.
17 Анонимного «повестописца» можно считать очевидцем этой торжественной церемонии (Корецкий В.И. История русского летописания ... С. 71). Известный историк писал о

близости автора одного из повествовательных

источников МЛ к митрополиту Александру. Вероятно, речь должна идти о Кирилле (Там же.

С. 72. Ср.: С. 15-16, 39).

ный обычай) осыпал золотыми деньгами нового самодержца и его супругу18. Когда же Федора Ивановича не стало, Ирина, отказавшись быть его наследницей, на восьмой день (точнее, это произошло на следующий) «изволила иночествовати» в Новодевичьем монастыре. Прибывшие туда патриарх и бояре «били челом» ей о том, что поскольку вдова недавно скончавшегося самодержца «не восхотела царствовати над нами», пусть она «даст» на престол брата, и Александра, «много отрицаяся, едва благослови его, изрече»19. В противоречие с этой версией, знакомой нам по уже рассмотренным публицистическим сочинениям, автор предисловия к компиляции, составленной в последнее десятилетие царствования «тихомирно-го» Михаила Федоровича (т.н. Московского летописца), утверждал, будто Бориса Годунова нарекли государем помимо воли его сестры. Очутившись в монастыре, она, по словам безвестного публициста,

«вся дни» «жестокое воздержательное

20

проходи житие»20.

В оценке автора «русских» статей Хронографа второй редакции (1617 г.) «все-честная и предобрая» Ирина — дочь «велика болярина» (в действительности, напомним, Федор Годунов являлся рядовым

18 Р.Г. Скрынников же утверждал, будто Ирина не присутствовала на коронации мужа, а лишь наблюдала «за церемонией из окошка светлицы» (Скрынников Р. Г.: 1)Россия накануне «смутного времени». С. 127; 2) Борис Годунов. М., 1983. С. 107).
19 О том, что Борис Федорович занял трон по благословению бывшей царицы, приходившейся ему сестрой, говорится во многих источниках. См., напр.: Солодкин Я.Г. Московское государство накануне Смуты ... С. 60, 91.
20 ПСРЛ. Т. 34. С. 221, 232, 235, 236.

провинциальным дворянином) — «всеми благонравными добротами точна бысть» Евдокии — жене византийского императора Феодосия Юного (Малого)21.

Тот же Хронограф содержит уникальный рассказ о том, что в 1585/86 г. митрополит Дионисий, князь И.П. Шуйский «и прочии от болшихъ боляръ и от вельможъ царевы полаты и гости московские и все купецкия люди учиниша советъ ...бити челомъ ... Феодору Ивановичю всея Руси ... прияти бы ему вторый бракъ ... царь-скаго ради чадородия», а «царицу перваго брака Ирину Федоровну . отпустити во иноческий чинъ»; Борис Годунов, однако, «растерзал» «аки зверь ... сихъ совокупление»22. О возможности «второбрачия» наследника Грозного «неплодства ради сестры» царского «пестуна» писал, хотя и в «обычных для него туманных выражениях», дьяк Иван Тимофеев23. Данные свидетельства едва ли, думается, подтверждают заключение, будто «русские писатели XVII в. старались щадить имя ... Ирины

21 ПЛДР. Конец XVI - начало XVII веков. С. 318, 585. Ср.: Корецкий В.И. История русского летописания ... С. 102. Примеч. 110; С. 128, 237.
22 ПЛДР. Конец XVI - начало XVII веков. С. 320. О событиях, нашедших отражение в приведенном рассказе, см., напр.: Солодкин Я.Г. Земские соборы Московской Руси конца XVI века: Спорные проблемы истории и историографии. Нижневартовск, 2010. С. 63-70, 157.
23 Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». С. 35. Тимофеев в отличие от автора хронографических статей сообщил о царевне Феодосии — «единочадной дщери» Федора Ивановича и Ирины. До рождения этой царевны ее мать «несколько раз перенесла несчастные роды» (Платонов С.Ф. Смутное время. СПб., 2001. С. 204, 380. Ср.: С. 298; Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». С. 34), о чем (кстати, подобно Дж. Флетчеру) вряд ли знал «слогатель» «Временника».

Годуновой»24. Отсутствие у нее ребенка до мая 1592 г. отнюдь не бросало тень на благочестие царицы. Вспомним, что бездетными оказались и несколько жен Ивана Грозного, а Соломонию (из рода Сабуровых), с которой развелся Василий III, мечтая о появлении наследника, А.М. Курбский считал святой и неповинной25.

Как повествуется во «Временнике» Ивана Тимофеева, когда овдовевшая Ирина приняла постриг в «лавре», туда удалился и ее брат, а пришедшая в обитель многочисленная толпа стала умолять «мнихоцарицу» благословить Бориса на престол. Знаменитый публицист, бывший очевидцем этого «прошения»26, упомянул о том, что некоего отрока тогда посадили «на забралех (монастырских стенах. — Я.С.) ... при самых оконцах державныя (Александры. — Я.С.) ... яко во уши той младый вопити повелен», и благодаря долгому беспрестанному крику добивавшиеся согласия и ее, и Бориса на занятие им престола получили «от обою проси-мое»27. (Заключение О.А. Державиной, будто в «убогой хартице» дьяка Ирина — «преданная жена, верная памяти мужа и после его смерти» — противопоставлена властолюбивому брату28, таким образом,

24 Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». С. 35. Ср.: С. 37.
25 ПЛДР: Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 218.
26 Полосин И.И. Социально-политическая история России XVI - начала XVII в.: Сб. ст. М., 1963. С. 284; Корецкий В.И. История русского летописания ... С. 219.
27 Временник Ивана Тимофеева/Подг. к печ., перев. и комм. О. А. Державиной; под ред.

B.П. Адриановой-Перетц. М.-Л., 1951. С. 52, 54, 55.

28 Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его

«Временник»// Временник Ивана Тимофеева.

нуждается в уточнении). Во «Временнике» говорится и о том, что оставшись без «миропреподобного» мужа, сестра нового царя «умилене, яко твердозаклепанная голубица, горлицы подобяся разлучением подруга, яко душа нужнее от телеси раз-делишася, ... шесть лет ... жестоце житие в посничестве препроводив, достиже ... Богом венчаннаго» «святым сопричасно-го» царя Федора и «свою премладейшую отрасль» — дочь Феодосию29. Это свидетельство, как нетрудно заметить, находит подтверждение в Московском летописце. Любопытно беглое указание Тимофеева на то, что «неплодства ради сестры его (Феодосия родилась только в мае 1592 г. — Я.С.)» Борис, опасаясь «второ-брачия» Федора Ивановича, приказывал делать «мнишицами» дочерей знатных бояр30.

У И.И. Полосина сложилось впечатление, что создатель «Временника», используя прием умолчания, осуждал Ири29 Временник Ивана Тимофеева. С. 27-28, 164. Ср.: С. 26, 35, 46-47. По утверждению А.Р. Кру-гловой, изготовленная при жизни Феодосии в светлицах ее матери в 1593/94 г. пелена с изображением Креста на Голгофе подтверждает свидетельство патриарха Иова о смерти царевны в четырехлетнем возрасте (Круглова А.Р. Публикации XIX в. как источник по истории древнерусского шитья // Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин: Мат-лы XXII Междунар. науч. конф.: Москва, 28-30 января 2010 г. М., 2010. С. 268). В действительности единственная дочь Федора Ивановича и Ирины умерла до 9 августа 1593 г., т. е. прожила не более полутора лет. (Солод-кинЯ.Г. «Межуусобная кровь пролилась»: Очерки по истории публицистики и летописания в России конца XVI - первой трети XVII вв. Нижневартовск, 2011. С. 46. Примеч. 14).

30 Временник Ивана Тимофеева. С. 62, 481.

ну (Александру)31. Едва ли это мнение справедливо. Процитированные строки о судьбе удалившейся в «мнихопребыва-тельный затвор» «всеа же Россия» «госпожи» вполне сопоставимы с восторженным рассказом дьяка о первой жене Ивана Грозного32. О «даровании» же Александрой брата «на Московское государство» после длительных уговоров писали многие современники «историка-мыслителя» (так определил Тимофеева В.О. Ключевский).

В Пискаревском летописце — крупнейшем памятнике частного летописания в России первой половины XVII в. — о Ирине (Александре) говорится в нескольких статьях. Упомянув о женитьбе Федора Ивановича в 1572/73 г. (точнее, свадьба царевича, еще не считавшегося наследником престола, состоялась позднее, до начала 1575 г.33), «слогатель»,

31 Полосин И.И. Социально-политическая история России XVI - начала XVII в.: Сб. ст. С. 325.
32 Временник Ивана Тимофеева. С. 18. Р.Г. Скрынникову представлялось, будто Тимофеев, да и другие «ревнители благочестия», посчитали старания Иова «утвердить взгляд на Ирину как на законную носительницу самодержавной власти» «бесстыдством и нападением на святую церковь» (Скрынников Р.Г.: 1) Россия накануне «смутного времени». С. 127; 2) Борис Годунов. С. 107). Но в том фрагменте «Временника», который имел в виду маститый историк, речь шла об учреждении новым царем Борисом многолетия ему самому с женой и детьми (Солодкин Я.Г. Иван Тимофеев и его русские современники о воцарении Бориса Годунова (к истории Земского собора 1598 года) //Историография: Источниковедение: История России X-XX вв.: Сб. ст. в честь Сергея Николаевича Ки-стерева. М., 2008. С. 60).
33 Яковлева О.А. Пискаревский летописец // Материалы по истории СССР. М., 1955. Вып. II. С. 163. Примеч. 88; Зимин А.А. В канун грозных

принадлежавший к московскому приказному миру, в заметке о смерти «святого и праведного» государя констатировал, что Ирина, «немного время побы, постригается во иноческий образ на тех же днех», бояре же, дворяне и «вся Руская земля крест целоваше ей, покамест она про-изволит (решит. — Я.С.), кому быть» на престоле; бывшую царицу, которая умерла в 1603/04 г. (это случилось 26 сентября 1603 г.34), похоронили «у Вознесения (в женском Вознесенском монастыре. — Я.С.) на Москве»35. В статье «О благочестии» Федора Ивановича утверждается, что «святая благоверная и христолюбивая» Ирина, ставшая Александрой, «попотрясений ... С. 249. Примеч. 60; Козляков В.Н. Борис Годунов: Трагедия о добром царе. М., 2011. С. 49, 55. Ср.: С. 308.

34 Кушева Е.Н. К истории холопства в конце XVI - начале XVII веков//Исторические записки. М., 1945. Кн. 15. С. 91; Козляков В.Н. Борис Годунов: Трагедия о добром царе. С. 255, 309-310, и др. Т. Д. Панова отчего-то приурочила кончину старицы Александры к 29 октября (Панова Т.Д. «Благоверная и любезная в царицах Ирина» // Наука и жизнь. № 8. 2004. С. 55). В одном кратком летописце вологодского происхождения в данной связи говорится про 6 октября (РНБ. Собр. Титова. № 2184. Л. 27 об.).
35 ПСРЛ. Т. 34. С. 192, 198. Любопытно, что во

время крестного хода весной 1602 г. монахи Псково-Печерской обители молились «о государыни ... иноки Александре о многолетном здравии и спасении» (Корецкий В.И. Голод 16011603 гг. в России и церковь//Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. Т. VII. С. 249. Ср.: Карамзин Н М. История Государства Российского. Кн. III. Т. XI. М., 1989. Примеч. 5; Орлов А.С. Чаши государевы. М., 1913. С. 13-14). Это обстоятельство, между прочим, подтверждает мнение о том, что «царице-инокине Александре продолжали оказываться царские почести» (Козляков В.Н. Борис Годунов: Трагедия о добром царе. С. 255).

ревновала» мужу «во всем благочестии, . аки древняя великая княгиня Февро-ния великому князю Петру, муромскому чудотворцу, супружнику своему», мощи которых положили «во едином гробе», а царь Федор и его жена, хотя и «не вместе плотию ., а душами вкупе предстоящее на небесех у престола Господня».

В обширной статье Пискаревского летописца о воцарении Бориса Годунова сообщается, что Ирина (Александра) «при-яша власть скипетра Московского госу-дарьства ... по благословению и молению» высшего духовенства во главе с патриархом Иовом и «по челобитью Руския державы . всяких чинов людей, . на малое время, покамест Бог царство строит от всех мятежей и царя даст. И крест ей целоваша вся земля», которая по «совету» Иова била челом вдове Федора Ивановича о принятии скипетра Борисом, но она «никако не уклонишася на их моление», и вняла ему только 21 февраля 1598 г.36. Наконец, в статье «О преставлении царице иноке Александре» читаем о том, что бывшая государыня провела шесть лет «во иноческом образе», а похоронили ее, как и прежних цариц и великих княгинь, в Вознесенском монастыре. (Об этом в летописце уже сообщалось).

Овдовевшая царица, оказывается, впервые стала упоминаться при «богомолии» «во октениях и во многолетье». «А житие ее, — продолжает летописец, — было свято и праведно и все исправила по преда[нь]ю святых отец», она «отнюдь не вкушала ничего от своего царьского стола (устроенного в Новодевичьей обители. — Я.С.), кроме воды да хлеба, а тем всем (яствами, предназначенными Алек36 ПСРЛ. Т. 34. С. 200, 201.

сандре. — Я.С.) жаловала игумению с сестрами и нищих, и убогих всяких».

Из Пискаревского летописца мы узнаем о том, что за «великую добродетель» царицы «многая явления были о ней» еще в годы «державства» Федора Ивановича: в Новодевичьем монастыре появилась, и надолго, галка, «аки голубь бел», на ворота того же монастыря с Воробьевых гор, пришла, немало разрушив, невиданная буря, которая затем выломала в Москве 100 сажень Деревянного города, а перед этим, «очищая скверну и готовя место» Ирине (Александре), огонь в Новодевичьей обители уничтожил все кельи и «службы и запасы»37.

Столичный приказный, из-под пера которого вышло большинство статей компилятивного Пискаревского летописца в части с середины XVI в., видимо, знал об этих «явлениях» и жизни старицы Александры понаслышке. В летописце она представлена святой, подобной Февронии Муромской (в публицистике предшествующих лет и «послесмутного» времени такой оценки мы не найдем), впервые прямо говорится о принятии ею верховной власти, пусть и ненадолго, «по челобитью» всех русских людей, присягнувших Ирине, воцарении Бориса ее «произволением», т. е. в соответствии с распоряжением добродетельной вдовы «благоверного» Федора, а не только «советом» патриарха.

В официальном Новом летописце (далее — НЛ) редакции конца 1620-х гг., где о смерти и погребении благонравной Александры сказано так же, как в Писка-ревском летописце, упоминается о том, что во время похода к Нарве (Ругодиву) зимой 1589 — 1590 гг. государь оставил

37 Там же. С. 204.

жену в Новгороде. Перед смертью же, «дав ей о Христе целование и простив ее», Федор Иванович «не повеле» Ирине «царствовати, но повеле ей приняти иноческий образ»38. Такая версия, сложившаяся в окружении Михаила Федоровича и его отца патриарха Филарета, явно расходится с той, что утверждалась в грамоте Иова от 15 марта 1598 г., УГ и Сказании об избрании Бориса Годунова на трон.

С погребения мужа Ирина, «не ходя во свои царскии хоромы, — говорится в НЛ, — «повеле себя ... отвести (что неверно. — Я.С.) простым обычаем» в Новодевичий монастырь39 и, приняв постриг, вплоть до смерти пребывала в келье, «окромя церкви Божией нигде не хождаше, а церковь поставлена была у ней, государыни, у угла келейнова». (Судя по приведенному замечанию, летописец мог видеть эту церковь). Александру, которая уже «на радяше о том (происходящем в миру. — Я. С.), не хотяше суетнаго жития сего», едва уговорили «дать» Бориса на царство; он со времени наречения «скифетродержате-лем» ездил к сестре «по вся дни»40.

38 ПСРЛ. Т. 14. Первая половина. С. 38, 49, 58.
39 Еще Н.М. Карамзин отмечал, что вопреки сообщению НЛ, царица Ирина сделалась инокиней Александрой через девять дней после смерти мужа (Карамзин Н.М. История Государства Российского. Кн. III. Т. X. М., 1989. Стб. 128. Примеч. 378). В Поволжском летописце начала XVII в. неточно говорится о том, что овдовев, «благочестивая царица» Ирина Федоровна приняла постриг в «Девичьем монастыре» «в 3 день». Там же сказано, что Борис Годунов «стал царем, сед на государство», «по прошению у» сестры «и всей земли» (Корецкий В.И., Морозов Б.Н. Летописец с новыми известиями XVI - начала XVII в. // Летописи и хроники: 1984 г. М., 1984. С. 216).
40 ПСРЛ. Т. 14. Первая половина. С. 49-50.

Таким образом, публицисты и летописцы конца XVI — первой трети XVII вв. зачастую независимо друг от друга единодушно признавали Ирину (Александру) благоверной, добродетельной государыней под стать «преблаженному» мужу (в ПЛ она даже названа святой и уподобляется княгине Февронии), любящей супругой, неутешной вдовой, нередко указывая, что она ушла в монастырь, отказавшись от безграничной власти, по воле «крестоносного» Федора (выполняя которую, и благословила брата занять трон). Лишь Иван Тимофеев, вполне разделяя апологетическое отношение к жене «освятованного» самодержца, не без порицания, хотя и в осторожной форме, писал о том, что Александра после долгих уговоров согласилась удовлетворить просьбу многотысячной толпы, включавшей и высших церковных иерархов, и «силентияров», т. е. вельмож, позволить принять скипетр Борису Федоровичу, уже

не один год правившему страной. Книжники времени Смуты, ее кануна и первых последующих лет, иногда указывали на кратковременное правление Ирины (хотя, как думалось одному из публицистов 1620-х гг., под главенством брата41), считали, что Борис занял престол по благословению или (о чем сказано в Пискарев-ском летописце) распоряжению сестры, которая последние годы жизни провела инокиней Новодевичьего монастыря «в посничестве» («жестоком воздержании»). «Агиографически просветленный» образ жены Федора Ивановича в сложившихся в правительственных кругах Хронографе второй редакции, МЛ, НЛ, неофициальных Пискаревском летописце и «хартий-це» Ивана Тимофеева, большей частью контрастировал с представлениями «спи-сателей» той поры о Борисе Годунове — правителе и государе.

41 ПЛДР. Конец XVI - начало XVII веков. С. 362.

Библиография

Источники:

АИ. Т. II. СПб., 1841.

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою Экс-педициею имп. Академии наук. Т. II. СПб., 1836.

Боярские списки последней четверти XVI — начала XVII в. и роспись русского войска 1604 г. Ч. 2. М., 1979.

Буганов В.И. Сказание о смерти царя Федора Ивановича и воцарении Бориса Годунова (Записи в разрядной книге) // Зап. Отдела рукописей Гос. Библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Вып. 19.1957.

Временник Ивана Тимофеева/Подг. к печ., перев. и комм. О.А. Державиной; под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.-Л., 1951.

Корецкий в. И., Морозов Б. Н. Летописец с новыми известиями XVI - начала XVII в.//Летопи-си и хроники: 1984 г. М., 1984.

Материалы по истории Нижегородского края из столичных архивов/Под ред. А.А. Кабанова. Вып. 3. Ч. 1.Нижний Новгород, 1913. Орлов А.С. Чаши государевы. М., 1913.

Осадный список 1618 г. // Памятники истории Восточной Европы XV-XVII вв. Т. VIII. М.; Варшава, 2009.

ПЛДР. Вторая половина XVI века. М., 1986.

ПЛДР. Конец XVI - начало XVII веков. М., 1987.

ПСРЛ. М., 1978. Т. 34.

ПСРЛ. М., 1965. Т. 14. Первая половина.

Псковские летописи. Вып. II. М., 1955.

Разрядная книга 1550-1636 гг. Т. II. Вып. 1.М., 1976.

РИБ.Т. V. СПб., 1878.

РНБ. Собр. Титова. № 2184.

Церковно-судебные определения Киприана, митрополита Новогородского //

Православный собеседник. № 11. 1861.

Яковлева О.А. Пискаревский летописец / /Материалы по истории СССР. Вып. II. М., 1955. Литература:

Вершинин Е.В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири в конце XVI-XVII в. Екатеринбург, 2018.

ГордиенкоЭ. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь СПб., 2001.

Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Временник Ивана Тимофеева/ Подг. к печ., перев. и комм. О.А. Державиной; под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.- Л., 1951.

ЗиминА.А. В канун грозных потрясений: Предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. Кн. III. Т. X, XI. М., 1989.

Козляков В.Н. Борис Годунов: Трагедия о добром царе. М., 2011.

Корецкий В.И. Голод 1601-1603 гг. в России и церковь //Вопросы истории религии и атеизма. Т. VII. М., 1959.

Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI — начала XVII в. М., 1986.

Кром М.М. «Вдовствующее царство»: Политический кризис в России 30-40-х годов XVI века. М., 2010.

Круглова А.Р. Публикации XIX в. как источник по истории древнерусского шитья // Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин: Мат-лы XXII Меж-дунар. науч. конф.: Москва, 28-30 января 2010 г. М., 2010.

Кушева Е.Н. К истории холопства в конце XVI - начале XVII веков // Исторические записки. Кн. 15. М., 1945.

Лаврентьев А.В. Выборы царя 1598, 1606 и 1613 гг.: опыт Смутного времени (к постановке проблемы) // К 400-летию создания Первого ополчения под предводительством П.П. Ляпунова: Сб. трудов Всерос. науч. конф.: Рязань, 11-12 апреля 2011 г./Отв. ред. В.Н. Козляков. Рязань, 2011.

ЛихачевД.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы. М., 2004.

Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977.

Панова Т.Д. «Благоверная и любезная в царицах Ирина» // Наука и жизнь. № 8. 2004.

Петров К.В. Делопроизводство Разрядного приказа XVI-XVII веков в официальных и частных рукописях: Исследования и материалы. М., 2018.

Платонов С.Ф. Смутное время. СПб., 2001.

Полосин И.И. Социально-политическая история России XVI - начала XVII в.: Сб. статей. М., 1963.

Пудалов Б.М. О «смеси французского с нижегородским» (на общеизвестное) // Мининские чтения: Мат-лы науч. конф.: Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского (29-30 октября 2004 г.). Нижний Новгород, 2005.

Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1983.

Скрынников Р.Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1981.

СолодкинЯ.Г. Земские соборы Московской Руси конца XVI века: Спорные проблемы истории и историографии. Нижневартовск, 2010.

Солодкин Я.Г. Иван Тимофеев и его русские современники о воцарении Бориса Годунова (к истории Земского собора 1598 года) // Историография: Источниковедение: История России X-XX вв.: Сб. ст. в честь Сергея Николаевича Кистерева. М., 2008.

Солодкин Я.Г. «Межуусобная кровь пролилась»: Очерки по истории публицистики и летописания в России конца XVI — первой трети XVII вв. Нижневартовск, 2011.

Солодкин Я.Г. Московское государство накануне Смуты: Спорные проблемы политической истории рубежа XVI-XVII вв. Нижневартовск, 2013.

Черкасова М.С. К изучению монашеской антропонимии русского средневековья (по материалам Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII веков) // Проблемы истории культуры. Нижневартовск, 1997.

Шереметев С.Д. Труды по истории Смутного времени/Сост. М. Д. Ковалева, А. в. Топычка-нов, С. Ю. Шокарев. М., 2015.

Сведения об авторе:

Солодкин Янкель Гутманович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Нижневартовского государственного университета. Область научных интересов: история России, история Сибири XVI-XVII вв., источниковедение, русская духовная культура позднего Средневековья. E-mail: hist2@yandex.ru

Ya. G. Solodkin

"HAS DISTURBED HIM IN ALL BLOGACY": THE HOLY "HOLY KINGDAY" FEDOR IVANOVICH IRIN (ALEXANDER)

IN IMAGE OF CONTEMPORARIES

Annotation: Contemporaries, and not only belonging to official circles, were very unanimous in their judgments about Queen Irina (after the death of her husband, who became a sovereign for a week, and then, up to death less than six years later,—Novodevichi monastery Alexandra), considering her like

"Crusader" Fedor Ivanovich righteous and almost holy.

References

Sources:

AI. SPb., 1841. T. II. (In Russian).

Akty, sobrannye v bibliotekakh i arkhivakh Rossiiskoi imperii Arkheograficheskoyu Ekspeditsieyu imp. Akademii nauk. [Acts collected in libraries and archives of the Russian

Empire by the Archeographic Expedition of Imp. Academy of Sciences]. T. II. SPb., 1836.(In Russian).

Boyarskie spiski poslednei chetverti XVI-nachala XVII v. i rospis& russkogo voiska 1604 g. [Boyar lists of the last quarter of the XVI — beginning of the XVII century. and the painting of the Russian army in 1604].Part 2. M., 1979. (In Russian).

Buganov V.I. Skazanie o smerti tsarya Fedora Ivanovicha i votsarenii Borisa Godunova (Zapisi v razryadnoi knige) [Legend of the death of Tsar Fyodor Ivanovich and the accession of Boris Godunov (Records in the discharge book)] // Zap. Otdela rukopisei Gos. Biblioteki SSSR im. V. I. Lenina.Vol. 19. 1957. (In Russian).

Vremennik Ivana Timofeeva [Vremennik Ivan Timofeev]. M.-L., 1951. (In Russian).

Koretsky V.I., MorozovB.N. Letopisets s novymi izvestiyami XVI — nachala XVII v.[Chronicler with new news of the XVI — beginning of the XVII century]. Letopisi i khroniki: 1984 g. M., 1984. (In Russian).

Materialy po istorii Nizhegorodskogo kraya iz stolichnykh arkhivov [Materials on the history of the Nizhny Novgorod region from metropolitan archives]. Vol. 3. Part 1. Nizhny Novgorod, 1913. (In Russian).

Orlov AS. Chashi gosudarevy. [Chases of the sovereign]. M., 1913. (In Russian).

Osadnyi spisok 1618 g. [Siege List 1618]. // Monuments of the history of Eastern Europe of the XV — XVII centuries. Vol. VIII. M.-Warsaw, 2009.(In Russian).

PLDR.Vtoraya polovina XVI veka [The second half of the XVI century]. M., 1986. (In Russian).

PLDR. Konets XVI — nachalo XVII vekov. [End of the XVI — beginning of the XVII centuries]. M., 1987. (In Russian).

PSRL M., 1978. T. 34. (In Russian).

PSRL M., 1965. T. XIV. First half. (In Russian).

Pskovskie letopisi [Pskov chronicles].Vol. II. M., 1955. (In Russian).

Razryadnaya kniga 1550-1636 gg. [The discharge book 1550-1636]. Vol II, no 1. M., 1976. (In Russian).

RIB.Vol. V. St. Pererburg, 1878. (In Russian).

RNB. Sobranie Titova [Collected Titov], no 2184. (In Russian).

Tserkovno-sudebnye opredeleniya Kipriana, mitropolita Novogorodskogo [Church and judicial definitions of Cyprian, Metropolitan of Novogorodsk] //Pravoslavnyi sobesednik, no 11.1861. (In Russian).

Yakovleva O.A. Piskarevskii letopisets [Piskarevsky chronicler]. Materialy po istorii SSSR. [Materials on the history of the USSR]. Vol. II. M., 1955. (In Russian).

Researches:

Vershinin E.V. Russkaya kolonizatsiya Severo-Zapadnoi Sibiri v kontse XVI-XVII v. [Russian colonization of North-Western Siberia at the end of the XVI — XVII centuries]. Ekaterinburg, 2018. (In Russian).

Gordienko E.A. Novgorod v XVI veke i ego dukhovnaya zhizn& [Novgorod in the XVI century and its spiritual life St. Petersburg]. 2001. (In Russian).

Derzhavina O.A. D&yak Ivan Timofeev i ego «Vremennik» [Dyak Ivan Timofeev and his "The Provisional Possession"] // Vremennik Ivana Timofeeva. M.-L., 1951. (In Russian).

Zimin A.A. V kanun groznykh potryasenii: Predposylki pervoi Krest&yanskoi voiny v Rossii. [On the Eve of Terrible Upheavals: Prerequisites of the First Peasant War in Russia]. M., 1986. (In Russian).

Karamzin N.M. Istoriya Gosudarstva Rossiiskogo. [History of the Russian State]. Book. III. T. X, XI. M., 1989. (In Russian).

Kozlyakov V.N. Boris Godunov: Tragediya o dobrom tsare. [Boris Godunov: The tragedy of the good king]. M., 2011. (In Russian).

Koretsky V.I. Golod 1601-1603 gg. v Rossii i tserkov& [Hunger 1601-1603 in Russia and the church] // Voprosy istorii religii i ateizma. T. VII. M., 1959. (In Russian).

Koretsky V.I. Istoriya russkogo letopisaniya vtoroi poloviny XVI — nachala XVII v. [The history of Russian chronicles of the second half of the 16th — early 17th century]. M., 1986. (In Russian).

Crom M.М. «Vdovstvuyushchee tsarstvo»: Politicheskii krizis v Rossii 30-40-kh godov XVI veka. ["The Dowager Kingdom": The Political Crisis in Russia of the 30s-40s of the 16th Century]. M., 2010. (In Russian).

Kruglov A.R. Publikatsii XIX v. kak istochnik po istorii drevnerusskogo shit&ya [Publications of the 19th century as a source on the history of ancient Russian embroidery]. Istoriografiya istochnikovedeniya i vspomogatel&nykh istoricheskikh distsiplin. Moscow, January 28 — 30, 2010. M., 2010. (In Russian).

Kusheva E.N. K istorii kholopstva v kontse XVI — nachale XVII vekov [To the history of slavery in the late XVI — early XVII centuries] // Istoricheskie zapiski. Kn. 15. M., 1945. (In Russian).

Lavrentiev A.V. Vybory tsarya 1598, 1606 i 1613 gg.: opyt Smutnogo vremeni (k postanovke problemy). [Elections of the king in 1598, 1606 and 1613: the experience of the Time of Troubles (to the formulation of the problem)]. K 400-letiyu sozdaniya Pervogo opolcheniya pod predvoditel&stvom P. P. Lyapunova. Ryazan, 2011. (In Russian).

Likhachev D.S. Vvedenie k chteniyu pamyatnikov drevnerusskoi literatury. [Introduction to the reading of the monuments of ancient Russian literature]. M., 2004. (In Russian).

Nikolaeva T.V. Drevnerusskaya zhivopis& Zagorskogo muzeya. [Old Russian painting of the Zagorsk Museum]. M., 1977. (In Russian).

Panova T.D. «Blagovernaya i lyubeznaya v tsaritsakh Irina» ["The blessed and gracious Irina in the queens"]. Nauka i zhizn&. [Science and Life], no 8, 2004. (In Russian).

Petrov K.V. Deloproizvodstvo Razryadnogo prikaza XVI-XVII vekov v ofitsial&nykh i chastnykh rukopisyakh: Issledovaniya i materialy. [Office work of the discharge order of the XVI — XVII centuries in official and private manuscripts: Studies and materials]. M., 2018. (In Russian).

PlatonovS.F. Smutnoe vremya. [Time of Troubles]. St. Peterburg., 2001. (In Russian).

Polosin I.I. Sotsial&no-politicheskaya istoriya Rossii XVI — nachala XVII v. [Socio-political history of Russia of the XVI — beginning of the XVII century: Sat. articles]. M., 1963. (In Russian).

Pudalov B.M. O «smesi frantsuzskogo s nizhegorodskim» (na obshcheizvestnoe) [About the "mixture of French and Nizhny Novgorod" (well-known)] // Mininskie chteniya. Nizhny Novgorod, 2005. (In Russian).

SkrinnikovR.G. Boris Godunov. [Boris Godunov]. M., 1983. (In Russian).

Skrynnikov R.G. Rossiya nakanune «smutnogo vremeni». [Russia, on the Eve of the Time of Troubles]. M., 1981. (In Russian).

Solodkin Ya.G. Zemskie sobory Moskovskoi Rusi kontsa XVI veka: Spornye problemy istorii i istoriografii. [Zemsky Sobor of Moscow Russia at the end of the XVI century: Controversial problems of history and historiography]. Nizhnevartovsk, 2010. (In Russian).

Solodkin Ya.G. Ivan Timofeev i ego russkie sovremenniki o votsarenii

ЦАРИЦА ИРИНА (АЛЕКСАНДРА) ФЕДОР ИВАНОВИЧ БОРИС ФЕДОРОВИЧ ГОДУНОВ ВЕРСИИ ЕГО ВСТУПЛЕНИЯ НА ТРОН ПУБЛИЦИСТИКА КАНУНА И ВРЕМЕНИ СМУТЫ ЛЕТОПИСАНИЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ xvii В
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты