Спросить
Войти

Исследование свадебного фольклорно-этнографического комплекса мордвы Сибири

Автор: указан в статье

ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА И ФОЛЬКЛОР

УДК 399.51+784.4 (=511.152+571.1)

Н. В. Леонова, М. А. Овчарова, П. С. Шахов

ИССЛЕДОВАНИЕ СВАДЕБНОГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МОРДВЫ СИБИРИ

современной этнографической науке России изучение малочисленных подразделений этноса, расселившихся вне территорий традиционного проживания, занимает всё более заметное место. Актуальным является изучение истории формирования этих общностей, специфики развития, выявление факторов, влияющих на их адаптацию (хозяйственную, духовную, языковую), а также на сохранение и формы трансляции культуры. Проблемы изучения традиционной культуры этносов, проживающих вне основной территории формирования и развития, все чаще рассматриваются в трудах фольклористов и этномузыкологов. Подобные исследования вносят вклад как в изучение культуры основной (исходной) территории, так и территории-реципиента.

Особую актуальность данная проблематика представляет при изучении этносов с богатой миграционной историей и регионов, в составе населения которых присутствуют разные группы неавтохтонных для данной территории этносов. В сферу этой проблематики оказался включен мордовский этнос, значительная часть которого проживает за пределами современных административных границ Республики Мордовия, и сибирский регион, население которого наряду с коренными народами представлено также большим числом переселенческих групп из европейской части страны.

Мордовские этнографы, начиная со второй половины 1980-х годов, приступили к исследованию мордовской диас© Н. В. Леонова, М. А. Овчарова, П. С. Шахов, 2015

поры Поволжья, Заволжья, Приуралья и Сибири. В 1994 году вышла в свет первая коллективная монография, посвященная заволжской мордве [4]. В сибирской этнографии и фольклористике проблематика исследования культуры переселенцев - удаленных от исторических территорий расселения этнических групп — также относится к числу приоритетных и продуктивных направлений. К настоящему времени накоплен огромный массив исследований, посвященных изучению истории, материальной и духовной культуры сибирских переселенцев (украинцев, белорусов, чувашей, прибалтов, немцев и др.). В них раскрываются процессы функционирования, развития, культурной адаптации, межэтнического взаимодействия этносов в условиях полиэтнического и поликультурного сибирского региона (Т. Н. Золо-това, Д. Г. Коровушкин, Е. Ф. Фурсова, Т. Б. Смирнова, М. Н. Мельников, Т. Г. Леонова, Л. М. Свиридова,

Н. В. Леонова, Е. И. Жимулева-Исма-гилова и др.). Однако, крупных комплексных региональных исследований, которые анализировали бы историю формирования и развитие в новых условиях культуры отдельных этнических, этнографических или этнотерриториальных групп сибирских переселенцев явно недостаточно.

В потоке переселенцев, устремившихся в Сибирь в XIX - первой половине XX века, мордовские мигранты составляли весьма заметную часть: в составе сибирских жителей по численности на 1926 год они занимали четвертое место (107794 чел.) после русских, украинцев

и белорусов. На территории субрегиона, ограниченного сопредельными районами Алтая и юга Сибири (в пределах современных Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края) мордва к началу XX в. являлась даже третьим по численности этносом после русских и украинцев.

Состояние изучения: мордовские исследования. Историко-этнографическое изучение мордовского населения юго-восточной части Сибири отражено в ряде публикаций Л. И. Никоновой, Л. Н. Щанкиной и других авторов. Заметным событием стало издание, начиная с 2007 г., ряда коллективных монографий мордовских этнографов, посвященных мордовским переселенцам разных регионов Сибири и Дальнего Востока [5-7]. Данные работы представляют собой попытку обобщения ранее накопленных и вновь собранных авторами материалов по мордве Красноярского, Алтайского краев, Кемеровской, Тюменской, Иркутской областей, Республики Хакасия и Дальнего Востока. В монографиях наибольшее внимание уделяется выявлению особенностей развития у мордвы в этих регионах сельского хозяйства, здравоохранения, промыслов, поселений, жилища, пищи, семейных традиций. В тоже время в данных работах не получили должного освещения проблемы, связанные с формированием зон расселения, изменением демографической ситуации среди мордовского населения на протяжении XX - начала XXI веков, национального образования и его влияния на сохранность элементов этнической культуры, особенностям современных этнических процессов среди мордовского населения юго-восточной части Сибири. Нематериальная традиционная культура сибирской мордвы, в том числе свадебный фольклорно-этнографический комплекс, на страницах изданий представлены в чрезвычайно обобщенном или фрагментарном виде.

Современное состояние изучения словесного и музыкального фольклора мордвы Сибири в Мордовии можно охарактеризовать как фрагментарное, находящееся на начальном этапе развития. Ряд поэтических текстов народных песен сибирского бытования был опубликован в 9-м томе серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» (материалы И. С. Поздяева-Сибиряка) [12]. Некоторые аспекты фольклорного репертуара освещены в двух статьях, написанных В. Б. Русяйкиным [10] и ленинградским музыковедом-фольклористом М. А. Лобановым [3]. Наиболее последовательно му-зыкально-фольклорные традиции мордовских переселенцев исследовала Л. Б. Бо-яркина [1]. Выработанные ею методы изучения фольклорных традиций мордвы Заволжья являются вкладом в отечественное этномузыкознание и могут быть использованы для изучения мордовских переселенцев других регионов России, в том числе Сибири.

Состояние изучения: сибирские исследования. До 2008 года историко-этнографическое и музыкально-фолькло-ристическое изучение традиционной культуры сибирской мордвы проходило параллельно. Начало историко-этногра-фическому изучению мордвы было положено в Барнауле, оно развивалось в рамках научно-практических программ: «Города и села Алтайского края: истори-ко-культурное наследие», «Народы Алтая: история и культура» (руководитель д-р ист. наук, проф. Т. К. Щеглова). В соответствии с задачами данных программ М. А. Овчарова занималась исследованием истории, материальной и духовной культуры, этнического самосознания мордовского этноса. По результатам проведенной работы были опубликованы научные статьи [8 и др.]. В 2009 г. ею была защищена кандидатская диссертация (специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология) по теме «Мордва Алтая: история и этнокультурные процессы (XIX -начало XXI в.)», а в 2010 г. — была опубликована одноименная монография [9].

Музыкально-фольклорные аспекты исследования культуры сибирской мордвы нашли отражение в ряде статей Н. В. Леоновой и, главным образом,

П. С. Шахова, опубликованных в изданиях Москвы, Петрозаводска, Саранска, Ханты-Мансийска, Омска, Новосибирска, Барнаула, Минусинска. В данных статьях содержится информация о результатах полевых исследований, анализируется певческий репертуар и жанровый состав фольклора сибирской мордвы разных регионов, рассматривается музыкальный код, устанавливается типология свадебных напевов эрзянской и мокшанской свадьбы Сибири, исследуется гибридный стилевой вид круговых песен сибирской мордвы, выявляется русский культурный компонент в фольклоре мордвы Сибири [2, 14].

Суммарно сибирские авторы, историки, этнографы, этномузыкологи, еще до начала работы над совместным проектом опубликовали около 50 научных статей в журналах и научных сборниках.

Идея объединения, последовательной координации этнографического и музы-кально-фольклористического направлений изучения культуры мордовских переселенцев Сибири сформировалась в 2008 году в ходе совместной экспедиции авторов настоящей статьи по селениям Залесовского района Алтайского края [11]. Последующее обсуждение перспектив совместной работы, анализ имеющихся материалов позволили определить ту сферу этнической культуры, при исследовании которой наиболее продуктивным может оказаться междисциплинарный подход. Этой сферой вполне естественно оказалась обрядовая практика мордовских переселенцев Сибири. Обрядовые традиции с точки зрения их структуры, этнографических реалий, фольклорного содержания и музыкального наполнения занимают значительное место как в этнографии и фольклористике, так и в этномузыкознании. Однако современные исследователи все чаще обращаются к проблеме корреляции фольклорных, музыкальных кодовых систем с обрядовыми действиями, что выполняется в рамках междисциплинарных научных проектов.

Дальнейшее уточнение материала для комплексного/совместного изучения связано с тем, что наиболее хорошо сохранившейся в обрядовой практике мордвы Сибири до начала XXI века является свадебная обрядово-фольклорная сфера, что однозначно демонстрируют результаты полевых исследований. Это обстоятельство позволило сформулировать тему совместного исследования — «Свадебная обрядность мордвы Сибири: опыт комплексного исследования процессов адаптации и трансформации», которая получила поддержку Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-04-00123а).

Как уже отмечалось, концепция проекта разработана в рамках решения проблемы изучения традиционной культуры этносов, проживающих вне основной территории их формирования и развития. Данное исследование базируется на комплексном описании и анализе свадебного обряда и фольклора мордвы эрзя и мокша нескольких субрегионов Сибири. Последовательное изучение материала в местах локального расселения мордвы на территории Алтайского края, Кемеровской области, южных районов Красноярского края и Республики Хакасия позволяет выявить степень сохранности и определить особенности бытования свадебного обряда и фольклора мордвы эрзя и мокша. Сравнительный анализ сохранившихся элементов свадебной обрядности мордовского населения (эрзя, мокша) дает возможность выявить ее территориальные особенности. Компаративные исследования сибирского и «материнского» материалов способствуют обнаружению общих черт в структуре сибирской и традиционной мордовской (эрзя, мокша) свадебной обрядности, а также определению направления трансформации сибирских традиций в период с первой половины XX до начала XXI века. Подобная задача авторами настоящего проекта ставится и решается впервые с привлечением широкого круга этнографического материала и неизданных музыкально-фольклорных источников, записанных в населенных пунктах юго-восточной Сибири.

Источниковая база научного проекта. Для проведения данного исследования

используется большой по объему материал, собранный в ходе десятков полевых исследований. Начиная эту работу и этнографы, и этномузыкологи столкнулись с проблемой почти полного отсутствия полноценных письменных источников по интересующим вопросам. В этой ситуации исследовательские интервью собирателя с информантами стали практически основным источником по изучению многих аспектов избранной темы, начиная от формирования мордовского этнического массива в конкретных субрегионах Сибири, до выявления особенностей традиционной певческой практики в отдельных селениях.

Первый блок источников составила обширная информация, аудио- и фотоматериалы М. А. Овчаровой, полученные в процессе проведения 15 историко-этнографических экспедиций (1998-2013 гг.). Для осуществления собирательской работы был подготовлен вопросник «Мордва юго-восточной части Сибири», ставший основой для сбора полевого материала, а также разработана анкета. В этот период было обследовано около 60 поселков в районах Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей и Республики Хакасия.

Второй блок источников составил музыкально-фольклорный материал, собранный сотрудниками, студентами и аспирантами Новосибирской государственной консерватории в период с 2007 по 2013 год при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Экспедиции 2008, 2011, 2012 и 2013 годов были комплексными, музыкально-этнографическими. Во время полевых экспедиций было опрошено более 150 информантов мордвы-эрзя и мордвы-мокша. Основное содержание интервью составляют семейные хроники, рассказы об обычаях, обрядах, праздниках, объектах материальной культуры. В аудиозаписях зафиксированы рассказы носителей традиции о свадебных обрядах, проводившихся в Сибири в разные десятилетия XX века, исполнение народных песен разных жанров.

В процессе камеральной работы с полевыми материалами исполнители проекта использовали методы систематизации, картографирования, количественного анализа, а также статистические методы для установления демографических показателей. Большое значение для анализа интервью имели методики устной истории, апробированные в исследованиях сибирских ученых В. А. Зверева и Т. К. Щегловой. Результаты обработки значительной части полевых материалов представлены в форме поисковых информационных таблиц, что в значительной степени облегчает подготовку комплексного описания объекта исследования как культурного текста.

Третий блок источниковой базы для реализации проекта подготовлен М. А. Овчаровой, которая в поисках дополнительных материалов по традиционной культуре мордвы Сибири провела работу в архивных и музейных собраниях Барнаула, Новосибирска, Кемерово и Минусинска.

Четвертый блок источников получен относительно недавно, уже в процессе работы над проектом. Это аудиозаписи и отчеты по результатам сибирских экспедиций 1975, 1983 и 1986 годов мордовских собирателей, хранящиеся в научном архиве Научно-исследовательского института гуманитарных наук Республики Мордовия. В значительной части эти материалы остались неопубликованными. Ценным является то обстоятельство, что мордовские специалисты работали в тех же селах, что и участники проекта. Поэтому собранные ими материалы позволяют в более полном виде представить, главным образом, фольклорную составляющую обрядового комплекса, некоторые элементы которой в настоящее время оказались утраченными.

Структура и содержание монографии. На основе обобщения опыта исследований по сходной проблематике и систематизации имеющихся источников была разработана/определена предварительная, рабочая структура монографического исследования, проведена расшифровка, текстологическая обработка аудиоматериалов по свадьбе мордвы-эрзя и мордвы-мокша Сибири, произведено нотирование свадебных напевов, подготовлено комплексное описание свадебных ритуалов. Часть материалов подготовительного этапа работы опубликована в виде статей. Так, П. С. Шаховым введены в научный обиход фольклорные материалы по мокшанской свадьбе сибирского бытования [13].

Научный анализ собранного материала вносит коррективы в ранее разработанную структуру совместного монографического исследования, уточняет содержание его разделов. Первоначальный план первой главы предполагал обобщенную характеристику мордовского населения юго-восточной Сибири с выделением таких содержательных аспектов, как причины и этапы переселения, влияющие на этот процесс условия, география расселения. Однако изучение фольклор-но-этнографических источников позволило дифференцировать материалы разных районов региона, выделить наиболее хорошо сохранившиеся обрядовые комплексы для описания мордовской свадьбы. В связи с этим показалось целесообразным перестроить план начальной главы, в которой, наряду с аспектами общей характеристики процесса формирования мордовского населения на территории региона, отразить специфику его отдельных субрегиональных групп. В результате в главе появились разделы, посвященные мордве Верхнего Приобья, Среднего Притомья и Томского Приобья.

Две следующие главы монографии содержат аналитическое описание основного объекта исследования - свадебного обрядового комплекса мордвы эрзя (вторая глава) и мордвы мокша (третья глава). Раздельный показ эрзянской и мокшанской свадьбы - это принципиальная позиция, продиктованная анализом полевых материалов. Исполнители проекта отказались также от «суммированного» представления каждого из двух обрядов, при котором в описании обобщаются материалы, записанные в разных местах проживания сибирской мордвы. В качестве основного объекта описания в каждом

случае выбирается локальный вариант обряда, полевые записи которого свидетельствуют о хорошей сохранности главных структурных элементов комплекса. Во второй главе - это свадьба мордвы эрзя, бытовавшая в группе близко расположенных селений с центром в с. Борисово Залесовского района Алтайского края. В третьей главе описывается мокшанская свадьба, зафиксированная в с. Малый Калтай того же района. Этнографические и фольклорные материалы других традиций при необходимости будут использованы в качестве дополнительного источника или параллельных комментариев, что составит базу для проведения сравнительного исследования обрядов разных сибирских очагов проживания мордвы.

Обе главы устроены одинаково. В первом разделе дается описание обрядовой стороны свадьбы: анализируется состав и логическая структура обрядовых действий, представляются временной, пространственный, персональный, предметный планы ритуала. Во втором разделе анализируется фольклорная система обряда: жанровый состав, музыкально-структурная типология напевов, их значение и роль в реализации свадебного ритуала.

Предварительные варианты первых трех глав уже написаны, предстоит работа над четвертой главой, в которой должны содержаться результаты проводимых в настоящее время сравнительных исследований. В первом разделе сибирские материалы рассматриваются в контексте исходной (материковой мордовской) обрядовой и фольклорной традиции. Во втором разделе аккумулируется информация, касающаяся динамики изменений мордовских традиций сибирского бытования во времени. Пока более понятна временная периодизация в отношении фольклорного компонента: материалы экспедиций 1970-1980-х годов можно сопоставить с полевыми материалами 2007-2013 годов. В отношении собственно обрядовой и этнографической информации проблема сравнительного изучения требует уточнения. В третьем

разделе главы на основе результатов выполненных аналитических описаний и проведенных исследований будут рассмотрены процессы адаптации и трансформации фольклорно-этнографических комплексов эрзянской и мокшанской свадьбы в условиях Сибири.

Авторы-исполнители проекта надеются, что подготовленная в ходе реализации научного проекта монография будет иметь теоретическое значение (как первый опыт комплексного исследования обрядовой традиции одного из переселенческих финно-угорских этносов Сибири). Кроме того, хотелось бы видеть практические результаты многолетней работы, связанные с введением в культурное пространство региона материала, который будет способствовать сохранению и развитию фольклорных, обрядовых традиций в местах компактного проживания мордвы в Сибири.

Литература

1. Бояркина Л. Б. Эрзя-мордовское народное песенное искусство среднего Заволжья и его взаимосвязи с традиционной русской песней: Ав-тореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Л., 1985.
2. Леонова Н. В., Шахов П. С. Русский культурный компонент в фольклорно-этнографичес-кой традиции сибирской мордвы // Центр и периферия. 2009, № 3. - С. 86-91.
3. Лобанов М. А. Традиционные напевы южносибирской мордвы (песни, причитания) // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений. Саранск: изд-во Морд, ун-та, 2008. - С. 343-393.
4. Мордва Заволжья / Отв. ред. В. И. Козлов. Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1994. -182 с.
5. Никонова Л. И. и др. Мордва Дальнего Востока. Саранск: Респ. тип. «Красный Октябрь», 2010. - 309 с.

в. Никонова Л. И., Щанкина Л. Н., Шерстобито-ва Ж. В. Мордва Западной Сибири. Часть 1. Село Калиновка: сибирская история и мордовские традиции. Саранск, 2009. 112 с. + 84 л. илл.

7. Никонова Л. И. Мордва юга Сибири. - Саранск, 2007.
8. Овчарова М. А. История мордовской диаспоры на территории Залесовского района // Залесовское Причумышье: Очерки истории и культуры. Барнаул: изд-во БГПУ, 2004. - С. 34-57.
9. Овчарова М. А. Мордва Алтая: история и этнокультурные процессы (XIX-нач. XX века) / Отв. ред. И. В. Октябрьская. Новосибирск: изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2010. - 227 с.
10. Русяйкин В. Б. О песенном репертуаре мордовского населения Сибири // Фольклор в творчестве мордовских писателей и композиторов. - Саранск, 2001. - С. 72-80.
11. Сибирская этномузыкологическая экспедиция: этническая морфология современного культурного пространства. РГНФ, проект № 08-04-18040е (рук. Н. В. Леонова).
12. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 9 Мордовские народные песни Заволжья и Сибири / Сост. И. Сибиряк. - Саранск, 1982. - 332 с.
13. Шахов П. С. «Из песен слов не выбрасывают...». Корильные песни мокша-мордовской свадьбы Сибири // Центр и периферия. 2014, № 1. - С. 78-85.
14. Шахов П. С. Фольклор мордовской диаспоры в Сибири // Сибирская этномузыкологическая экспедиция: сравнительное изучение процессов трансформации в интонационных культурах народов Сибири и Непала. - Новосибирск, 2008. - С. 63-86.

References

1. Bojarkina L. B. Erzja-mordovskoe narodnoe pesennoe iskusstvo srednego Zavolzh&ja i ego vzaimosvjazi s traditsionnoj russkoj pesnej [Erzya-Mordvinian folksong art of the Middle Zavolzhye and their relationship with traditional Russian song]. Author&s abstract. Leningrad, 1985. 18 p.
2. Leonova N. V., Shakhov P. S. Russkij kul&turnyj komponent v fol&klorno-jetnograficheskoj tradicii sibirskoj mordvy

[Russian cultural component in the folklore and ethnographic traditions of Siberian Mordvinians], Tsentr i periferija [Centre and periphery], 2009, no 3, pp. 86-91.

3. Lobanov M.A. Traditsionnye napevy juzhnosibirskoj mordvy (pesni, prichitanija) [Traditional melodies of the Southern Siberian Mordvinians]. Finno-ugorskie muzykal&nye traditsii v kontekste mezhjetnicheskih otnoshenij [Finno-Ugric musical traditions in the context

of inter-ethnic relations]. Saransk: Mordovia State Uneversity, 2008, pp. 343-393.

4. Mordva Zavolzh&ja [Mordvinians of the Zavolzhye]. Ed. by V. I. Kozlov. Saransk: Mordvinian Book Publishers, 1994. 182 p.
5. Nikonova L. I., and others. Mordva Dal&nego Vostoka [Mordvinians of the Far East]. Saransk: Krasny Oktyabr, 2010. 309 p.
6. Nikonova L. I., Schankina L. N., Sherstobitova Zh. V. Mordva Zapadnoj Sibiri. Chast& 1. Selo Kalinovka: sibirskaja istorija i mordovskie tradicii [Mordvinians of the Western Siberia. Part 1. Kalinovka village: Siberian history and traditions of the Mordvinians]. Saransk, 2009. 112 p.
7. Nikonova L. I. Mordva juga Sibiri [Mordvinians of the Southern Siberia]. Saransk, 2007, 312 p.
8. Ovcharova M. A. Istorija mordovskoj diaspory na territorii Zalesovskogo rajona [History of Mordvinian diaspora in Zalesovsky district] Zalesovskoe Prichumysh&e: Ocherki istorii i kul&tury [Zalesovskoe Prichumyshye: Essays on History and Culture]. Barnaul: State Pedagogical University, 2004, pp. 34-57.
9. Ovcharova M. A. Mordva Altaja: istorija i jetnokul&turnye processy (XIX-nach. XX veka) [Mordvinians of the Altay: history and ethno-cultural processes (XIX - the beginning of the XXI century)]. Ed. by I. V. Oktyabrskaya. Novosibirsk: Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, 2010, 227 p.
10. Rusjajkin V. B. O pesennom repertuare mordovskogo naselenija Sibiri [About song repertoire of Mordvinian population of Siberia].

Fol&klor v tvorchestve mordovskikh pisatelej i kompozitorov [Folklore in the works of writers and composers of Mordovia]. Saransk, 2001, pp. 72-80.

11. Sibirskaja jetnomuzykologicheskaja jekspe-ditsija: jetnicheskaja morfologija sovremennogo kul&turnogo prostranstva [Siberian ethnomusicological expedition: ethnic morphology of contemporary cultural space]. RFH, project № 08-04-18040e (headed by N. V. Leonova).
12. Ustno-pojeticheskoe tvorchestvo mordovskogo naroda. T.9 Mordovskie narodnye pesni Zavolzh&ja i Sibiri [Oral poetic creativity of the Mordvinians. Vol. 9 Mordvinian folk songs of Zavolzhye and Siberia]. Comp. by I. Sibiryak. Saransk, 1982. 332 p.
13. Shakhov P. S. «Iz pesen slov ne vybrasyvajut...». Koril&nye pesni moksha-mordovskoj svad&by Sibiri ["You don"t through words out of a song...". Korilny songs of Moksha-Mordvinian wedding in Siberia ]. Tsentr i periferija [Centre and periphery], 2014, no 1, pp. 78-85.
14. Shakhov P. S. Fol&klor mordovskoj diaspory v Sibiri [Folklore of Mordvinian diaspora in Siberia] Sibirskaja jetnomuzykologicheskaja jekspedicija: sravnitel&noe izuchenie processov transformatsii v intonatiionnykh kul&turakh narodov Sibiri i Nepala [Siberian ethnomusicological expedition: a comparative study of the transformation processes in the intonational cultures of the peoples of Siberia and Nepal]. Novosibirsk, 2008, pp. 63-86.

Исследование свадебного фольклорно-этнографического комплекса мордвы Сибири

Статья посвящена описанию нового научного проекта, проводимого в Новосибирской консерватории при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Целью данного проекта является описание и исследование свадебной обрядности мордовских переселенцев, проживающих на территории юго-восточ-ной части Сибири, выявление процессов ее трансформации в период с первой половины XX до начала XXI века.

Исследование имеет комплексный характер, объединяет и коррелирует исторические, этнографические, фольклористические и эт-номузыкологические принципы изучения и опирается на широкий круг впервые вводимых в научный оборот архивных, статистических, этнографических и музыкально-фольStudy of Wedding Folklore and Ethnographic Complex of the Mordvinians of Siberia The article describes a new research project of the Novosibirsk Conservatory under support of Russian Foundation for Humanities. The purpose of the project is to study and describe wedding rites of Mordvinian settlers dwelling in south-eastern part of Siberia, and to expose their transformation within the period between the first half of the XX and the beginning of the XXI century.

The research is integrated, as it combines and correlates historical, ethnographic, folkloristic and ethnomusicological approaches. The project is based on a variety of archival, statistical, ethnographic and folkloristic data that are newly introduced to the scientific discourse. The principal part of the investigation basis is field material (recordings, videos, and

клорных данных. Основу источниковой базы исследования составляют полевые материалы (аудио-, видеозаписи, фотографии), собранные авторами проекта в 1998-2013 гг. (с 2007 г. - также при финансовой поддержке РГНФ) в районах Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской и Новосибирской областей, Республики Хакасии от эрьзянских и мокшанских переселенцев. Итогом данного проекта явится подготовка монографии «Свадебная обрядность мордвы Сибири: опыт комплексного исследования процессов адаптации и трансформации», в структуру которой будет входить исследовательский раздел, приложения, включающие описание свадебных обрядов мордвы (эрзя и мокша) сибирских локальных традиций, схемы, таблицы, иллюстративный материал, нотировки, комментарии.

photographs) collected by the authors in 1998-2013 (since 2007 also sponsored by Russian Foundation for Humanities) in Altay, Krasnoyarsk, Kemerovo, Novosibirsk and Khakassia regions from Erzya and Moksha settlers. The actual result of the research will be a monograph "Wedding rites of Siberian Mordvinians: experience of an integrated study of adaptation and transformation process". It will comprise research section with appendices including descriptions of Mordvinian wedding rites (both Erzya and Moksha) of local Siberian traditions, schemes, figures, illustrations, music and comments.

Леонова Наталья Владимировна - профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, кандидат искусствоведения.

E-mail: nleonova53@mail.ru

Овчарова Мария Александровна - старший научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея, кандидат исторических наук.

E-mail: masha_pa@mail.ru

Шахов Павел Сергеевич - выпускник аспирантуры Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (кафедра этномузыкознания); артист хора Новосибирского государственного театра оперы и балета; начальник научно-методического отдела Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова.

E-mail: pashahoff@mail.ru

Natalia Leonova - Professor at the Department of Ethnomusicology of the Novosibirsk State Conservatory named after M. Glinka. E-mail: nleonova53@mail.ru

Maria Ovcharova - Senior Researcher of the Novosibirsk Regional Studies Museum, Candidate of History Sciences. E-mail: masha_pa@mail.ru

Pavel Shahov completed his postgraduate studies at the Ethnomusicology Department of the Novosibirsk State Conservatory named after M. Glinka. Now he is a choire artist at the Novosibirsk State Academic Opera and Ballet Theatre and Head of the Scientific-methodical department of the Novosibirsk Musical College named after A. Murov.

E-mail: pashahoff@mail.ru

этномузыкознание фольклористика этнография комплексные исследования традиционная культура сибирских переселенцев свадьба мордвы межкультурные взаимодействия процессы трансформации ethnic musicology folklore studies
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты