Спросить
Войти

Оренбург в системе городов Урала

Автор: указан в статье

Иконописцева О.Г.

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

ОРЕНБУРГ В СИСТЕМЕ ГОРОДОВ УРАЛА

В статье рассмотрены исторические предпосылки формирования сети Южноуральских городов. Рассмотрен процесс зарождения и развития регулярного градостроительства и его развитие на территории Российского государства в Петровское и послепетровское время. Выявляются исторические процессы, давшие толчок к основанию Оренбургской крепости. Описывается архитектурно-планировочная структура города-крепости.

1.1. История формирования сети уральских городов

С древних времен Уральский край был населен различными племенами с довольно развитой культурой, земледелием, умением выплавлять медь и железо. До наших дней остались древние городища, могильные курганы и остатки древних рудных разработок. До освоения Южного Урала русскими поселенцами территорию населяли башкиры, а в юго-восточной зоне, киргиз-кайсаки (казахи). До XIV века торговые пути из Прикамья были в руках Булгарского государства. И только после его падения создались предпосылки освоения территории славянами. Первые русские поселения появились на Урале в XIV веке. После разгрома Сибирского ханства дружинами Ермака (1581-1584 гг.) наиболее освоенными районами Урала становятся территории Среднего Зауралья и прилегающие к нему территории по рекам Туре, Тоболу и Иртышу. Вскоре появились первые сибирские города - Тюмень (1586 г.) и Тобольск(1587 г.). Практически одновременно в средней части Предуралья образовываются первые русские поселения - города Мензелинск, Оса, Сарапул. В 1586 году в Башкирии при впадении р. Уфы в Белую строится Уфимская крепость. В средней части Урала ставятся укрепленные городки Верхотурье (1598 г.) и Туринск (1600 г.) В середине XVII начале XVIII в. в Зауралье возникают монастырские владения на реках Туре, Нейве, Ницце, Тагиле, Исети и Миассе. По многочисленным исследованиям, так называемый «допетровский этап» ознаменован формированием полукольца русских поселений, охвативший Уральский хребет. Планировка городов Урала складывалась по установившимся традициям русского градостроительства. В основном строились города-кре-

пости, которые размещались на высоких берегах рек или в местах слияния рек, в целях лучшей обороны города. В XVIII веке основные города Урала были размещены.

На Среднем Приуралье и в Зауралье в XVIII в. построено наибольшее число городов (Соликамск, Верхотурье, Кунгур, Чер-дынь, Туринск,Уфа, Екатеринбург, Ирбит, Тюмень). В начале XVIII в., когда уже наметилось основное расположение городов на Среднем Приуралье и в Зауралье, южная часть Урала еще не была освоена.

Петровская эпоха внесла свои коррективы в освоение региона русским поселением. Толчок для строительства южного полукольца городов-крепостей дала нуждаемость страны в уральских металлах, а также строительство было необходимым условием для завоевания среднеазиатских земель и охраны торговых путей в Среднюю Азию, Индию, Иран. Идея подчинения казахских орд и укрепление торговых связей с Индией возникла еще в петровскую эпоху.

Поэтому следующим опорным пунктом в южной линии городов-крепостей стало строительство г. Оренбурга (1734 г.), который приобрел важнейшее военно-транспортное и административное значение. Практически одновременно, но меньшие по значению строятся города-крепости Бузулук (1736г.), и Верхнеуральск (1734г.), Челябинск (1743 г.), Троицк (1743г.).

В XVIII веке Урал превратился в крупнейший горнопромышленный район, что дало основание для строительства городов нового типа, городов-заводов, более сотни которых в скором времени появилось вдоль всего Уральского хребта. С 1743 по 1762 год и на Южном Урале появились города-заводы: Нижне-Сергинский, Нязепет-ровский, Златоустовский, Катав-Ивановс-

кий, Усть-Катавский, Саткинский, Симс-кий, Белорецкий.

В 1736 г. основывается ряд крепостей и форпостов Самарской линии от г. Самары вдоль реки Самары к реке Яику (Уралу). После основания Оренбурга и создания Самарской укрепленной линией начинается строительство крепостей на территории современной Челябинской области. В 1736г. возросло значение Челябинска - он становиться крупной крепостью государственного значения. Для лучшей связи с Екатеринбургом и другими заводами был основан Красноуфимск (1735 г.). В целом, Башкирия оказалась опоясанной русскими населенными пунктами.

Произошло градостроительное освоение огромных территорий. В течении XVIII века сформировалась сеть Уральских городов, месторасположение которых в своем большинстве не изменилась до настоящего времени, предопределив будущую структуру расселения (1).

1.2. История возникновения регулярного градостроительства в России

В России XVII в. ознаменовал себя решительными реформами, коснувшимися планировки городов; определились градостроительные идеи последующего периода. Старая Русь становилась «Российской Европией», постоянно расширяя пограничные рубежи государства.

Для России градостроительство петровского времени было значимым периодом, которое зависело от общеисторических процессов, происходивших в стране. Это был переломный период для России в экономической, социальной, политической и культурной жизни. В течение XVIII столетия Россия получила выходы к Балтийскому и Черному морям. Вернули в состав России восточнославянские земли. Осваивали Сибирь и Южное Приуралье, Дальний Восток. Административные преобразования Петра I начались с городской реформы, так как основной функцией городов была их роль в государственном устройстве. В 1699 г. были созданы органы городского управления на местах. В 1708 - 1710 гг. проведена губернская реформа, вследствие чего страна была поделена на восемь губерний.

Экономика в XVIII в. развивалась на основе феодального способа производства, капиталистические отношения начали возникать в сфере промышленности и торговли. Торговля в русских городах имела одно из первостепенных значений. Ведущее значение приобретали города, располагавшиеся на больших реках: Ярославль, Кострома, Тверь, Тула, Калуга, Нижний Новгород и др. Бурно развивалась торговля на юге России. Торговля в городах разрешалась преимущественно в гостиных дворах и рядах. Большое значение имели ярмарки в 1790-х годах, наиболее крупными были Макарьевская, Нижегородская, Ирбитская, Троицкая, Оренбургская, Рождественская.

Перенесение регулярного плана в Россию с целью выпрямления улиц, подчинения планировки геометрической схеме оказалось трудной задачей. Началось насаждение принципов регулярной планировки, одновременно проводились мероприятия по инженерному оборудованию городов, разуплотнению застройки, развитию каменного строительства, озеленению, освещению, замощению улиц. Мероприятия по регламентации городской застройки достигли особенного развития при строительстве Петербурга.

Распространение регулярных планов в послепетровское время объясняется влиянием опыта строителей европейских городов, а также экономическим преимуществом, сокращением сроков строительства и иным эстетическим отношением.

В градостроительной терминологии есть много терминов, определяющих характеристику плана, построенного под прямым углом прямолинейных коммуникационных полос. Такой план называют регулярно-прямоугольным, «гипподамовым», «клеточным», «шахматным», «гридероном», «решеткой». Особенностью планов этого типа является однородность структуры. Прямоугольная структура наиболее жизнеспособна и широко распространена в градостроительстве. Многовековой опыт градостроительства показывает, что при разнообразных факторах, влияющих на формирование городов, структура и планировка мест имеет ограниченное число типов. Городские струк-

туры можно отнести к трем основным типам: прямоугольная или «шахматная», радиальнокольцевая и нерегулярная, «свободная». Многочисленные исследования свидетельствуют, что геометрические очертания плана были свойственны небольшим древнеегипетским городам. В Vв. до н.э. совершенствуется система античных городов, приобретая очертания гипподамовой системы. По гипподамо-вой системе, предполагают, были построены Пирей, Фурии и горда Родоса. Структуры греческих городов VI - II вв. до н.э. стали образцом и прообразом для многих градостроительных решений последующих двух тысячелетий, в том числе и для проектов «идеальных» городов.

Римская градостроительная культура сделала значительный шаг вперед. Эта эпоха выдвинула ей одной присущий тип города: город-военный лагерь. В Римском городе его строгая прямоугольная или квадратная форма плана являлась правилом (Аоста, Турин, Флоренция, Лукка и др.).

Наибольшей степенью регулярности и симметрии плана отличаются проекты «идеальных городов» античности.

Для «идеальных городов» периода Возрождения характерно стремление создавать регулярные планировочные структуры.

Чаще всего это звездообразный центрический план. В проектах предполагалось функциональное зонирование. Наибольшее распространение среди проектов «идеальных городов» имели радиальные системы (2).

Более 400 генеральных планов, составленных в XVIII в., основаны на регулярной прямоугольной сетке улиц: Тверь - 1765 г., Богородицк - 1773 г., Тула - 1779 г., Бого-родск - 1784 г., Воскресенск, Осташков, Хол-могорск, Яославль, Ростов-на-Дону.

1.3.Предпосылки строительства Оренбургской крепости. Выбор места, строительство

В начале XVIII столетия Южный Урал приобретал важное стратегическое, политическое и торговое значение. Характерной чертой русского градостроительства является строительство городов-крепостей на вновь осваиваемых территориях. Новые города являлись опорными пунктами, поэтому основным типом основанных городов были

крепости, что было важно на приграничных территориях в связи с оборонительной функцией. В планировочном отношении можно выделить два типа городов-крепостей. Крепости, в которых была не большая, но укрепленная центральная административная часть, а жилая часть представляла собой предместье-форштадт (Азов, Тавров, Ново-павловск, Оренбург). Оренбург был наиболее крупным городом-крепостью этого типа на юго-востоке России, он занимал центральное место относительно всей протяженной юго-восточной линии (рис.2).

Другой тип представлял собой полностью обнесенное укреплениями территорию города (Таганрог). Принципы города-крепости прочитывались в планировке городов юга России и после упразднения крепостей и превращения их в гражданские административные центры (3).

Рисунок 1. Идеальный город Винченцо Скамоцци

Рисунок 2. План города 1841 года

В XVIII в. появились регулярно спланированные укрепленные поселения в Северном Причерноморье, на Урале, особенно в южной части и на границе прилегающих степей, в Западной и Восточной Сибири.

Говоря о важности влияния на южноуральских землях в 1772 году, Петр I отмечал: «Киргиз-кайсацкая орда всем азиатским странам и землям... ключ и врата». О необходимости этого расширения говорили и другие обстоятельства: довольно часто случались набеги и грабежи степных кочевников, они угоняли скот, забирали население в плен для продажи в рабство в Бухару и Хиву. По челобитной вышедших из плена в 1777 году сообщалось, что в неволе находилось до 5000 человек (4), а также была просьба, с которой обратился хан Младшего жуза Орды Абулхаир, боявшийся угрозы со стороны Джунгарии. В 1731 году императрицей Анной Иоанновной была подписана грамота о принятии в подданство киргиз-кайсаков. По протекции тайного советника Ивана Кирилловича Кирилова, хан Абулхаир обратился с просьбой к российскому правительству о необходимости основания города на Яике. Предложенный И. К. Кириловым проект обрисовывал необходимость строительства опорного пункта, который закреплял влияние славян на юге Урала, служил защитой для киркиз-кайсаков, одновременно становился важным торговым пунктом на пути в Среднюю Азию и страны Востока. Таким важным форпостом для Российского государства суждено было стать городу Оренбургу. В 1734 году была дана «Все-милостивейшая апробация» о строительстве города на р. Ори, а также значимость начатого дела подчеркивала «Привилегия», выданная государыней, в которой сообщалось о бесплатной выдаче земель всем желающим селится в городе, а также еще некоторые послабления, которые облегчали жизнь на новом месте.

Началу закладке города предшествовали разные обстоятельства, в связи с которыми город перезакладывали трижды. Вскоре после закладки города М.К. Кирилов умирает, а новый начальник В.Н. Татищев не одобрил выбранное место для города из-за чрезмерного удаления от основной линии Уральских городов (4).

Вторично было выбрано место на урочище Красной горы. Но после согласования выбранного места В.Н. Татищев был отстранен от дел. Назначенному вместо Татищева князю В.А. Урусову вначале помешало восстание в Башкирии. После его подавления в 1741 году начались работы по закладке, однако Урусова уже не было в живых. Новый начальник комиссии тайный советник И.И. Неплюев при рассмотрении вверенных полномочий пришел к выводу, что город надо закладывать при впадении в Яик реки Сакмары на высоком берегу, где находилась основанная в 1736 году небольшая Бердская крепость, в середине линии построенных крепостей (Дорофеев). Крепость при Красной горе именовали Орской. Предложенный Неплюевым проект был утвержден Елизаветой, вследствие чего 15 октября 1742 года появился сенатский указ: «При урочище Красной горы. города Оренбурга строить не надлежит, а. надлежит оный строить. при Бердской крепости».

1.4.Архитектурно - планировочное решение крепости

«« Град есть место укрепленное или без укреплений, в котором многие дома разных чинов, что военныш и гражданские служители, купечество, ремесленники... и все... называются граждане... Но у нас... тот городом именуется, которыгй подсудныгй уезд имеет, а прочие или крепости, или пригородыI и остроги».

В.Н. Татищев.

Если проследить историю становления процесса проектирования городов, то нетрудно заметить, что наиболее интересными являются города, которые застраивались на единой композиционной основе. Не случайно в идеальных планах городов Витрувия, Скамоцци, Лорини и других теоретиков античности и эпохи Возрождения первым принципом их организации была оборона, вторым - единая композиция. Свыше 200 городов, проекты которых были разработаны Комиссией строений под руководством Бецкого и Квасова (Петербург, Тверь, Тула, Одесса, Богородск, Полтава и др.) развивали понятие единства композиции города. Город Оренбург заложили 19 апреля по старому стилю 1743 года. Одно из

главных функциональных назначений Оренбурга в XVIII веке - быть крепостью. Поэтому планировочная структура проектировалась по этому принципу, но только Оренбургской крепости присущи некоторые характерные особенности планировочной структуры в силу факторов местного значения. Крепость строилась по индивидуальному плану, разработанному на месте. Талант военных инженеров конторы Оренбургского строения Луки Галофее-ва и Дмитрия Тельного, ведущих строительство крепости, заключался в том, что приходилось в планировке крепости отходить от установленных западноевропейских канонов и искать оригинальные системы, диктуемые определенным местом. Геометрически правильная разбивка земляных укреплений представляла в плане сложную симметричную фигуру и оказывала влияние на организацию внутреннего пространства всей крепости. При переносе проекта на местность возникли некоторые изменения. Во-первых, на выбор очертания крепостного вала повлияло то, что первоначальные проекты представляли собой крепость в виде окружности на местах, ранее предполагаемых для строительства. Поэтому последний вариант представлял собой также крепость, основанную на окружности, но в дальнейшем, в ходе строительства, крепость приобрела форму овала, что было связанно с рельефом местности, а также повышало уровень обороноспособности города. Во-вторых, после «привязки» плана к существующему рельефу, главная ось крепости не совпала с осью овала, но это не мешало производить крепости впечатление гармоничного и практически симметричного ансамбля. Согласно плану крепость должна была быть « о 13 бастионах». Впоследствии было всего 10 бастионов и 2 полубастиона, 13 на берегу реки Урала посчитали необязательным строить в связи с высоким и довольно неприступным берегом реки (24 - 28 м). В город вели четверо во-

рот: восточные - Орские, западные - Черноре-ченские, Уральские (тогда Яицкие), Водяные, северные Сакмарские. К тому же город за крепостным валом был обнесен рвом и охранялся гарнизоном.

Планировочная структура крепости основана на классических принципах регулярного градостроительства. «После Петербурга вторым образцовым городом «Петровской» формации можно считать город-крепость Оренбург», - пишет историк архитектуры Н.Л. Крашенинникова. Основным каркасом планировки являются две пересекающиеся оси (ул. Большая и Штабская позже Николаевская и Г ости-нодворская ныне Советская и Ленинская) с главной центральной плацпарадной площадью в месте их пересечения. В таких планировочных системах со временем одна из осей обязательно приобретает более выраженное планировочное развитие, т.е. становиться главной. Далее принцип регулярности прослеживается в планировке кварталов системой взаимно пересекающихся под прямым углом улиц. Планировочная структура крепости приобрела только ей присущие особенности, которые выявил и описал в своих трудах В.В. Дорофеев, в связи с тем, что кочевые племена оставались потенциальной опасностью для населения города. Было уменьшено количество сквозных улиц, т.е. система перекрытия двух и трех улиц кварталами. Периферийные улицы (современные ул. 8-го Марта, Краснознаменная, Кобозева, М. Горького) позволяли бы в случае приступа во время осады перебрасывать войска с одной стороны крепости на другую, минуя центр. Прием перекрытия улиц применялся и раньше, но планировочной структуры подобной оренбургской нет и в этом ее уникальность.

Сейчас бывший город-крепость является историческим ядром города сегодняшнего. Его структура, частично утратившая целостность пространственной системы, рассматривается как «совокупный памятник истории и архитектуры XVIII - XXI веков».

Список использованной литературы:

1. Лахтин В.Н. «Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала» М.: Стройиздат, 1977 г., 126 с., илл.
2. Зосимов Г.И. «Пространственная организация города» М., Стройиздат 1976 г., 117 с., илл.
3. Лавров В.А. «Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов» М.: Стройиздат: 1977 г., - 175 с., илл.
4. Райский П.Д. «Путеводитель по городу Оренбургу 1915 года» Оренбург - Оренбургское книжное издательство, 2000 г., 176 с., илл.
5. Дорофеев В.В. «Архитектура Оренбурга XVШ-XX веков»: Оренбург, «Южный Урал», 2007 г., - 176 с., илл.
6. Футорянский Л.И., Дорофеев В.В., Войнов В.М., Злобин Ю.П., Зобов Ю.С., Кузахметов Р.К., Лукьянов В.Т., Сайгин Н.И., Савельзон В.Л., «Оренбург» - Оренбургское книжное издательство, 1993 г., - 270 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты