Спросить
Войти

Хронологические особенности развития урало-сибирской росписи в Прииртышье

Автор: указан в статье

Социология, психология, культурология традиционного прикладного искусства

Тарасова С.В., преподаватель Омского филиала Высшей школы народных искусств (академии), nmc_ohpk@mail.ru

Tarasova S.V., teacher of the Omsk branch of the Higher School of Folk Arts (academy), nmc_ohpk@mail.ru

Хронологические особенности развития урало-сибирской росписи

в Прииртышье

Chronological features of the development of the Ural-Siberian painting

in the Irtysh river region

Аннотация. Статья посвящена анализу основных художественно-стилистических особенностей урало-сибирской росписи в Прииртышье. Выявлены этапы зарождения и развития этого вида росписи в период XVI -XXI вв. в контексте истории освоения региона Сибири и дана характеристика географии ее распространения. Особое внимание уделено формированию специфики круга ключевых мотивов и сюжетов урало-сибирской росписи в контексте исторических событий в жизни страны, анализу композиционных особенностей.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the main artistic and stylistic features of the Ural-Siberian painting in the Irtysh region. The stages of origin and development of this type of painting in the period of XVI - XXI centuries in the context of the history of development of the region of Siberia and the characteristic of the geography of its distribution. Particular attention is paid to the formation of the specifics of the range of key motifs and subjects of the Ural-Siberian painting in the context of historical events in the life of the country, the analysis of compositional features.

Техника урало-сибирской росписи зародилась еще в XVI - XVII веках и является почти утраченным искусством народов Урала и Сибири. С развитием этого вида традиционного прикладного искусства практически в каждом доме можно было встретить элементы росписи. Причем несла она в себе не только эстетическую функцию и практическое назначение, но имела и семантические особенности, рассказывающие о культуре и жизни народа. Эта декоративная крестьянская роспись воплотила в себе самобытность многих народов. Благодаря выдержанной цветовой гамме, графичности и смысловой нагрузке и в настоящее время она вызывает интерес и пользуется спросом. Хронология этапов развития урало-сибирской росписи представлена на рис. 1.

Возникновение центров промысла в Тобольске, Тюмени и на севере Омской области

Появление новых персонажей и перенос акцента с домовой росписи на домашнюю утварь

Рис. 1. Хронологические этапы развития урало-сибирской росписи

Зарождение большинства центров декоративно-прикладного искусства в Сибири в XVI - XVII веках началось, прежде всего, с колонизации восточной части России. По многочисленным исследованиям В.А. Барадулина, посвятившего свой труд анализу и описанию этого своеобразного и незаурядного промысла, можно проследить несколько этапов зарождения урало-сибирской росписи. Он писал: «Если в XVI - XVII веках заложили основу культуры этого крестьянского промысла, близкого культуре русского Севера, Поморья, откуда были в основном первые переселенцы, то в XVIII -начале XIX века в нее существенные коррективы внесла культура Украины, Поволжья, Вятского края» [2, с. 78].

Расцвет художественной жизни второй половины XVII века связан с крупными городами. Промысловыми центрами становятся Тобольск и Тюмень. В Тобольске иконы писали мастера, приехавшие из Великого Устюга, Владимиро-Суздальской земли, с Украины. В свободное время они шли на дополнительные заработки и украшали бытовую утварь, а также интерьеры домов зажиточных крестьян. Среди иконописцев были «травники» - мастера, занимавшиеся созданием разнообразных «травных» орнаментов. Роспись планировалась ярусами и травные мотивы наносились в нижней части горницы. Именно в этот период закладываются цветовые особенности урало-сибирской росписи. Цвет имеет символическое значение, четко разделяя три яруса. Красный или темно коричневый нижний ярус указывает на связь с матушкой землей. Средний ярус - мир человека, мотивы, связанные иногда с мифологическими обитателями земли. Верхний ярус - небесный, где помимо символики цвета формируются модульные композиции (рис. 2-3). В их основе

отражение связи взаимодействия обжитого пространства с окружающим миром [3].

Этот вид росписи - явление, хорошо известное на севере Омской области. В Большеуковском, Усть-Ишимском

районах были собраны основные коллекции памятников собраний Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и Омского государственного историкокраеведческого музея.

Домовые росписи становились частью быта переселенцев, хранивших этническое родство с Севером России. А именно роспись как элемент декора жилища имела распространение в

-ЩЕдк. ■ЗВь

Рис. 2. Убранство избы. Домовая роспись

Рис. 3. Домовая роспись. Потолок

старожильской среде. встречаются там, где жили так называемые чалдоны («родчие сибиряки»): в Большеуковском, Большереченском, Горьковском, Колосовском, Крутинском,

Муромцевском, Называевском, Тевризском, Тюкалинском, Усть-Ишимском районах.

Чтобы говорить

утвердительно о развитии декоративной росписи Омского Прииртышья, будем ссылаться на

ряд изданий, в которых исследователи-искусствоведы описали материальную среду. Еще в восьмидесятые годы прошлого столетия издана книга «Крестьянство Сибири в эпоху капитализма (1861-1917)», которая посвящена декоративному искусству крестьян Сибири. Авторы отмечают изменения характера росписи ряда районов Сибири, замену геометрических повторяющихся орнаментов букетами цветов и цветами в горшках, использование разнообразных красок, появление филенчатых ставень. Филенка раскрашивалась в два цвета, иногда филенка белого цвета украшалась розеткой из цветка и четырех листьев. Нельзя не затронуть и внутреннее убранство домов. Расписывали не только потолок и полати, но и пол, который покрывали ковровым узором. По данным исследователей роспись на полу встречалась только на берегах Прииртышья [4].

Крестьяне южных областей России и Украины в конце XVIII - начале XIX вв., желающие лучшей жизни, направились в Сибирь и на Урал обживать новые территории. Переселенцы привнесли свою культуру в культурную

г&; - и 5 • ( ■ *

ф У/, ¡1

Л ч , Г

Рис. 4. Изображения солдат

среду тех мест, где обосновывались для проживания. Проявилось это в сюжетных, композиционных и цветовых нововведениях, которые характерны для урало-сибирской росписи конца XIX в.

Живописцы следовали законам симметрии и равновесия, таким образом, у них получалось организовать композицию. Начинали расписывать с больших форм, потом переходили к мелким деталям. В избах часто встречается темно-пурпурный цвет, символизирующий нелегкую жизнь крестьянина; зеленый - надежду и развитие жизни; белый - чистоту и бессмертие; голубой - нежность, девственность и легкость; золотистый и желтый - цвет славы и богатства. Контраст темного фона с ярким орнаментом, придавал росписи выразительность и сочность. Встречаются изображения солдат, композиции с изображением железной дорогой, сцены битвы (рис.4), связанные с событиями русско-японской войны. Именно в 1904-1910 гг. датируются росписи таких сцен. Новые персонажи с тановились преемниками мифологических образов. Так, образ мужичка с топором около входа, который к военным действиями не имел отношения, трактовался как защитник, непускающий злого человека в дом.

Революционные событий 1917 года не обошли и города Прииртышья. Раскулачивание зажиточных крестьян ударило по домовой росписи, т.к. именно этот слой населения мог позволить украшать избы. Роспись в таких домах отличалась продуманностью композиционного решения и качеством исполнения, применением техники двухцветного мазка. В большей степени до нас дошли настенные росписи у более бедных крестьян, ямщиков, желавших украсить свою избу, наличники или ставни. Мастерам они платили мало и те не прилагали особых стараний, порой даже не убирали потеков краски.

На рубеже XIX - XX века особо ценилось искусство маляров деревень Тюменского округа. За ними приезжали, приглашая на работу и они выполняли росписи на Урале, в Зауралье и районах Западной Сибири. Свое мастерство они передавали по наследству [5]. А в 20-х годах XX столетия крестьяне стыли отказываться от росписи внутри их жилья, просили покрасить или загрунтовать стены.

В 1939-1950-х годах - послевоенное время - дома пришлось восстанавливать, роспись перекрывали, а на смену интерьерной росписи, пришла роспись бытовых предметов: бураков, прялок, туесков, которая дает представление о технике исполнения (рис. 5).

Декоративная урало-сибирская роспись проделала сложный путь развития. Сохранившаяся на берегах Прииртышья роспись бережно

сохраняется исследователями, что делает возможным сохранение и развитие промысла в наши дни (рис. 6).

Рис. 5. Берестяные туеса Рис. 6. Урало-сибирская роспись

Литература

1. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири / Е.А. Ащепков. - М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1950. - 140 с.
2. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом / В.А. Барадулин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 200 с.
3. Беляева Г.Г. Декоративные росписи по дереву / Г.Г. Беляева. - Омск: Издательство ОмГПУ. - 123 с.
4. Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. - Новосибирск, 1983. 351 с.
5. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.С. Соколова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с.
УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ ДОМОВАЯ РОСПИСЬ ПРИИРТЫШЬЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСИ В РЕГИОНЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты