Спросить
Войти

ПОЛЯКИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Автор: указан в статье

социокультурные проблемы

научного познания

поляки в Азербайджане: история

и современность

Сеидбейли Мариам Гасановна

доктор исторических наук, директор Института истории науки Национальной академии наук Азербайджана; Баку, Азербайджан e-mail: mseyidbeyli@mail.ru

В статье дается исторический обзор экономическим, политическим и культурным связям между Азербайджаном и Польшей. Азербайджан, географически находясь на стыке Азии и Европы, уже с античности привлекал внимание многих государств, в том числе был открыт и для Польши. Автор рассматривает сотрудничество Азербайджана и Польши в контексте Европейской интеграции, уделяет внимание проблеме переселения и формирования в Азербайджане европейских этнических общин. На примере жизни и деятельности поляков на территории Азербайджана показывается взаимосвязь западной и восточной культуры.

Основой этнической идентичности, её базисом является этнос и процесс становления его представлений о себе и своём месте в ойкумене. Этническая идентичность важна для межкультурной коммуникации. Именно за счёт сохранения элементов культуры материнского этноса, а также включения элементов культуры окружающего этноса, идентичность этноса приобретает мультимедийный характер. Поэтому исследование жизни и деятельности представителей европейских общин в Азербайджане вызывает огромный интерес, являясь наглядным примером взаимодействия западной и восточной культуры.

Жизнь поляков в Азербайджане это часть истории Азербайджанского народа. Предыстория азербайджано-польских отношений

берёт своё начало с торговых связей в Х в. — в период становления и укрепления Польского государства, центром которого был город Краков. Дипломатические отношения Азербайджана с Европой, в том числе и Польшей, начались ХУ—ХУ1 вв., в период правления шаха Аббаса I, когда он вёл антитурецкую борьбу. Целью правителей Сефевидского государства было объединиться и установить дипломатические связи с Европейскими странами. Результатом стало появление в Азербайджане католических миссионеров, в числе которых было много поляков. Сохранившиеся письменные источники об истории католических общин в Азербайджане относятся к XIV в. В 1318 г. Римский Папа Иоанн XXIII издал буллу «К^етр^г noster», которой учредил епархию в Нахичевани в составе митрополии Сольтание. Особую роль миссионерской деятельности католической церкви в то время сыграл французский король Людовик XIV, просивший поддерживать христиан, проживающих в Персии.

Период же расцвета католических общин приходится на XVII в. В это время в Ширване, в Баку, Шамахе, Нахчиване, Гяндже, Табризе появляются общины кармелитов, доминиканцев, августинцев, иезуитов и францисканцев. У них были свои монастыри, церкви, учебные заведения. Монахи занимались в основном просветительской деятельностью, проповедью Евангелия и медициной (Церковь в Азербайджане).

Их первая миссия, состояла из 5 человек, и была отправлена из Рима в 1604 г. Это были монахи-кармелиты, одним из которых был Ян Тадеуш. Его стали готовить к миссионерской деятельности на Востоке в Краковской школе иезуитов. Помимо торговли, философии, медицины, он изучал турецкий, арабский и армянский языки. В Баку они прибыли лишь в 1607 году, а на территории Азербайджана они поселились в XVII — начала XVIII вв. Территория же расселения поляков-миссионеров была следующей — Нахичевань, Шемаха, Гянджа.

Позже, поляки появились после I раздела Польши, когда Россия вела войну на Кавказе, куда привлекались в виде вынужденных рекрутов молодые люди из разных захваченных ими территорий. Но больше всего их было из Польши. Пленные в количестве 10—12 тыс. чел. были пригнаны на Кавказ в 1813 году. Это были поляки из корпуса маршала Франции князя Юзефа Понятовского, разгромленной армии Наполеона. Они проходили службу на границе с Персией, т.е. в Азербайджане (там же: 43).

В XIX — начале XX вв. в Азербайджан начали переселять представителей европейских народов — поляков, немцев, греков, чехов, латышей, эстонцев и т.д. Данные миграционные процессы были связаны с завоеванием Азербайджана Российской империей и проведением переселенческой политики, что положило начало новым процессам и изменениям в этнодемографической структуре страны. Таким образом, здесь начали появляться новые этнические общины.

Поляки ссылались в Закавказье, вплоть до конца XIX века. Многие поляки также прибывали в Азербайджан и по долгу службы, среди них были путешественники-натуралисты, геологи и т. д. Во второй половине XIX — начале XX вв. в связи нефтяным бумом, промышленным ростом, миграция европейского населения в Баку стала более интенсивной. Наиболее крупными европейскими общинами в Азербайджане в то время была польская и немецкая, здесь же в меньшем количестве проживали, итальянцы, шведы, англичане и представители других европейских народов. Сюда также направлялись рабочие, специалисты со всей Российской империи. Здесь работали русские и польские геологи, такие как Архипов, Халатов, Чарноцкий, Багданович, Вальтер и другие. Из геологов особо хотелось бы отметить Кароля Богдановича (Бадир-бейли: 62). Огромный вклад в развитие нефтяной промышленности Азербайджана в то время внесли инженеры Павел Потоцкий и Витольд Згленицкий. В. Згленицкий (1850-1904), после окончания в 1875 г. Горного института в Петербурге работал на заводах горного округа Царства Польского. В 1891 г. распоряжением Департамента Государственного имущества он был назначен пробирием Бакинской Пробирной палаты, а 11 марта 1896 г. — Бакинским губернским пробирием (Бадирбейли: 62). Для осуществления надзора за качеством продукции ювелиров он проверял ювелирные мастерские в Баку. Позже по инициативе В. Згленицкого в Баку начали строительство водопровода. Он также поддерживал науку, оказывая помощь библиотеке Бакинского отдела Императорского Русского технического общества, являлся автор многочисленных научных трудов по геологии. В. Згленицким было спроектировано и разработано устройство для добычи нефти с морского дна. О своем изобретенном аппарате он рассказал в Бакинском отделении русского императорского технического общества (ИРТО). Образованное в 1866 г. в Санкт-Петербурге ИРТО являлось организацией, объединявшей всю передовую и техническую мысль России. Целью общества было оказание содействия развитию техники и промышленности в империи. ИРТО координировало почти всю научную деятельность в России до1917 г. Бакинское отделение ИРТО было образовано 24 марта 1879 г. Да сих пор в Баку сохранилось красивейшее здание ИРТО, построенное в 1899 г. по проекту гражданского инженера И.В. Гословского.

В 1896 г. горный инженер В. Н. Згленицкий, исследовав нефтяные месторождения и установив перспективные участки на суше и на море, предложил оригинальный способ бурения нефтяных залежей, находящихся под морским дном, но прошение было отклонено. После этого он вновь обратился, но уже к министру земледелия и государственного имущества, он отметил, что вопрос открытия новых нефтяных районов очень важен для бакинской нефтяной промышленности, но также получил отказ (ЦГИАЛ. Ф. 37. ОП. 70 Д. 73). Таким образом, горный департамент не смог оценить по достоинству предложения В.Н. Згленицкого. Вскоре в Баку была образована специальная комиссия для обращения под добычу нефти прибрежной полосы Каспия, и В. Згленицкий делает очередную попытку, дабы претворить свою идею в жизнь. 29 июль 1900 г. В.Н. Згленицкий на заседании комиссии подробно докладывает о разработанной им методике бурения морского дна (ЦГИАЛ, Ф 37 ОП 66 Д 599 стр. 5-6). Но, несмотря на то, что проект В.Н. Згленицким был продуман тщательно, комиссия высказалась против эксплуатации морского дна с помощью устройств, предложенных В.Н. Згленицким. Этот проект был осуществлен лишь в 1923 г., уже после его смерти. В. Згленицкий внес огромный вклад в область добычи нефти и развития нефтяной промышленности. В окрестностях Баку им было найдено 165 участков богатых нефтяных месторождений. В 1904 году Згленицкий скончался, завещав перед смертью все свое имущество на развитие науки и просвещение. За этот поступок его прозвали «польский Нобель».

В этом же году для начала работы по засыпке Биби-Эйбатской бухты был приглашен из Херсона польский инженер Павел Потоцкий. Закончив Институт путей сообщения императора Александра I, он в 1900 году отправился работать в Париж на Всемирную выставку, после — в Голландию, где также работал и изучал оборудование для проведений гидротехнических работ. В Россию он вернулся уже известным в профессиональных кругах. По проекту П. Потоцкого у моря было отобрана часть его пространства, засыпан прибрежный участок Биби-Эйбатской бухты в 1925 году привозным грунтом. Он доказал, что нефть в море можно добыть, но для этого нужны определенные усилия.

Павел Потоцкий, долгие годы, исследовав нефтяные месторождения, остался навсегда в нефтяной истории Азербайджана. Ранее нигде в мире не проводились работы по засыпки землёй водного пространства.

В августе 1919 года П. Потоцкий ослеп на один глаз, а в 1920 году он потерял полностью зрение. Какое-то время он был забыт, но ненадолго. Когда вновь, началась работа по засыпке бухты, С.М. Киров дал указание разыскать П. Потоцкого, предложив ему возглавить проект. В новом проекте П. Потоцкий решил не засыпать бухту сразу, а отделить её от моря плотиной и откачать всю воду. Слепой инженер ежедневно приезжал на стройку на фаэтоне с дочерью и давал указание мастерам. На Всесоюзном конкурсе за лучшую стройку П.Н. Потоцкий был удостоен премии. Больше 20 лет Павел Потоцкий руководил уникальной стройкой и 10 из них был совершенно слепым. К сожалению, он не дожил до конца засыпки бухты, скончался в результате тяжёлой болезни 1 марта 1932 года. По его просьбе он был похоронен на берегу Биби-Эй-батской бухты. Данные исследования имели огромное значение для дальнейшего развития нефтяного промысла в Азербайджане.

Поляки также внесли огромный вклад в строительство, науку и просвещение Азербайджана. Среди польских специалистов были юристы, врачи, учителя, они принимали активное участие в жизни города. Польскими архитекторами были построены в Баку, Шемахе, Гяндже жилые дома, дворцы, виллы церкви, мечети, костелы, отели, больницы, театры, учебные заведения, фабрики. Многие поляки в Азербайджане занимали руководящие должности. Например, в 1878—1894 гг. обязанность городской главы исполнял поляк Станислав Иванович Деспот-Зенович.

Этот период ознаменован архитектурным подъёмом. Имена многих польских архитекторов останутся навечно в памяти азербайджанского народа — это К. Скуревич, Ю. Плошко, Е.Я. Ски-бинский, Й. Гославский, К. Борисоглебский и др.

Йозеф Гославский родился в 1865 г. в Варшавской губернии, но вся его творческая жизнь прошла в Баку, куда он приехал в 1891 г., после окончания Санкт-Петербургского института гражданских инженеров имени Николая I. В 1892 г. был назначен «городовым архитектором», т. е. главным архитектором города. В числе творений архитектора — Бакинское техническое училище (ныне Нефтяная академия), здание Бакинского отделения императорского русского технического общества на улице Торговой. Все здания, созданные архитектором, сохранились, кроме Алек-сандро—Невского собора, построенного в 1898 г. В Баку. Это был крупнейший православный храм, которого постигла такая же участь, что и храм Христа спасителя в Москве в 1936 г. В начале XIX века император отпустил ассигнование на сооружение храма, однако средств на строительство не хватило, и не достающие 200 тысяч золотых рублей были собраны жителями бакинцами. Большевики снесли его и на его месте построили три школы. Одним из архитектурных шедевров того времени было здание бывшей городской Думы, а ныне Городская исполнительная власть. Йю Гославский 12 лет, (1892—1904 гг.) вплоть до своей кончины, занимал должность главного архитектора города Баку. К сожалению, Гославский прожил очень короткую жизнь, но так много сделал.

Евгением Скибинским было спроектировано здание железнодорожного вокзала.

В 1895 г. по приглашению Й. Гославского в Баку приехал Казимир Скуревич. Он также окончил в 1894 г. Петербургский институт гражданских инженеров. Первой крупной его работой стал пассаж на Ольгинской улице (ныне улица Расулзаде), также им была спроектирована контора Ротшильда, а в 1904 г. проект мусульманской и детской больницы, детский приют, гастроном (бывший Тагиевский пассаж), здание Главпочтамта, ансамбль торговых рядов, бакинское отделение госбанка. Все эти здания были построены по проекту К.Б. Скуревича в 1897-1899 г. После смерти Е. Гославского К. Скуревич занял пост главного архитектора.

В 1910 г. мужская гимназия получила новый участок, и проект составил главный архитектор города гражданский инженер К.А. Борисоглебский (1910—1913). К первой его постройке относится четырехетажное здание «ольгинских рядов», ко второй — мусульманская гимназия. В 1904 г. он был назначен на должность городского архитектора, ему же принадлежит проект бакинского бульвара.

Юзеф Плошко окончил Петербургский институт гражданских инженеров в 1907 г. Нефтяной магнат Муса Нагиев обратился к Ю. Плошко с просьбой построить общественно-благотворительное здание в память погибшего сына. Великолепное здание Исмаиллия было выполнено в стиле венецианской готики (ныне президиум НАНА). В 1911—1915 гг. по заказу миллионера М. Мухтарова Ю. Плошко построил для его любимой жены Лизы Дворец бракосочетания. В первые годы во дворце помещался клуб освобожденной турчанки, а затем дворец бракосочетания. Здание было построено также в стиле венецианской готики. Далее им было спроектировано здание пожарной охраны, одна из самых красивых мечетей Баку — мечеть Хаджи Солтанали, а также им был построен в Баку католический костел Святой Девы Марии. По его проекту в 1909—1910 гг. было простроено первое здание синематографа в Баку на Новом бульваре (ныне Государственный театр кукол). Строительство отеля «Новая Европа», стало последней работой Плошко. Отель уже тогда был оборудован четырьмя лифтами и паровым отоплением.. Должность главного архитектора Елизавет-польской губернии (Гянджа) занимал тогда И. Крыжышталович. В 1880-е годы в развитии Баку оставили свой неизгладимый след А. Кошинский и П. Залесский, составив проекты общественных зданий и жилых домов.

В начале ХХ в. велась большая архитектурно-плановая работа по застройке города Павлом Земским и Александром Каминским. Польскими архитекторами были сооружены самые красивые и знаменитые здания в центре Баку. Количество домов, построенных по проектам архитекторов-поляков, составило примерно 500 зданий (Наша история). В центре Баку пролегли нарядные улицы с пассажами, крупными магазинами, отелями, конторами известных торгово-промышленных фирм и частными банками. Дворцы местных миллионеров и особняки разбогатевших купцов, театры, клубы, учебные заведения, превосходные набережные с превосходными домами, тысячами судов на каспийский волнах. Все это придавало своеобразие облику города (Сидоров, 1987: 53).

Что касается городских окраин то их застройка и благоустройство были мало привлекательны. 13 октября 1900 г. Дума приняла постановление об образование мусульманского поселка в основном для бедных жителей (Фатуллаев).

Что касается численности поляков, то в 1897 г. из 2193 поляков проживавших в Азербайджане — 519 родились здесь. В конце XIX в. число родившихся детей в Азербайджане среди некоренного населения, поляки занимали II место после русских. Они отличались высоким уровнем образованности. В 1913 году служащие среди поляков Баку составляли 52,2% (История...). Также хотелось бы отметить и тот факт, что поляки являются очень сплоченным этносом. Находясь вдали от своей Родины, они были всегда консолидированы. В конце XIX в. поляки в Баку группировались вокруг самого богатого предпринимателя — поляка Ипполита Рыльского. Поляки очень трепетно относились к сохранению этнической идентичности. Одним из связующих факторов польской диаспоры являлась их религиозность. В конце 50-х годов XIX в. в Баку при штабе гарнизонного полка появилась часовня, маленькая церковь без алтаря. Впоследствии на средства состоятельных католиков в Баку был построен католический Храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, строительство которого завершилось в 1915 году. В 1931 году католический храм был разрушен. Восстановление храма произошло после распада СССР. С 2001 года в Баку функционирует Часовня Христа Спасителя. Во время пребывания в Баку Папы Римского Иоанна Павла II в мае 2002 г. Президент Азербайджана Гейдар Алиев подарил католической общине участок под строительство костела. И 23 мая 2002 года во время евхаристии святой отец освятил камень, заложенный в основании этого костела. В апреле 2007 г. Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был освящен, а в марте 2008 года состоялось его официальное открытие, на котором присутствовал президент Азербайджана Ильхам Алиев. Что касается институциональных процессов, то первым объединением поляков являлось Римско-католическое общество, которое было создано в Баку в 1902 г. Это общество объединяло всех католиков помимо поляков. В 1909 г. в Баку было сформировано новое общество — Польский дом (Бадирбейли: 69). В начале Первой мировой войны был создан Польский комитет города Баку по организации помощи. Все польские организации были объединены в Совет польских организаций города Баку.

Что касается уровня политических, экономических и культурных связей на современном этапе, то после восстановления государственной независимости Азербайджана 21 февраля 1992 г. были установлены дипломатические отношения с Польшей. В 1998 г. в Баку открылось посольство Польши. Основа двусторонних экономических отношений была заложена первым официальным визитом общенационального лидера Гейдаром Алиевым. После взаимных визитов президентов Ильхама Алиева и Леха Качинь-ского в 2005—2007 гг., данные связи приобрели более интенсивный характер.

В начале XX в. первые азербайджанские студенты получали высшее образование в Варшавском университете. Эта традиция продолжается, и по сей день. В Бакинском славянском университете ведётся подготовка специалистов по полонистике.

Наши народы являются носителями особой культурной идентичности со специфическим образом жизни. И такие общности, как подтверждает исторический опыт, не могут развиваться без чувства взаимопонимания и консолидации, что даёт толчок для осуществления взаимовыгодных глобальных планов, экономических реформ, воспитания нового пополнения.

Список литературы

Бадирбейли Р. Поляки в Азербайджане в XIX и начале XX века // Кавказская Полония, 1999, № 2.

История польской общины «Полония-Азербайджан»

Наша история: Бакинские шедевры руками польских архитекторов. URL: www.1news.az/sosiety/20121223034936267.html

Сидоров В. По Росси путевые заметки и впечатления// Практические сведения для туриста. ЭСПб. 1897- выпуск 2. Ш. С. Фатуллаев. Градо-строительсво и архитектура Азербайджана XIX - начало XX века. - Л.: Стройиздат.

Фатуллаев Доклад управы бакинской городской Думы по земельным вопросам и БГД - Баку. 1895-1911 гг..

ЦГИАЛ, Ф 37 ОП 66 Д 599

Церковь в Азербайджане www.catholic.az./ru/ церковь-в-азербайджане

АЗЕРБАЙДЖАН azerbaijan ПОЛЬША poland МИГРАЦИЯ migration НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ national identity
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты