Спросить
Войти

Государственная политика в области социального обеспечения и трудоустройства инвалидов войны в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны

Автор: указан в статье

К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

А. С. Полынский

канд. ист. наук, доцент Омский государственный институт сервиса E-mail: asp_ogis@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД И ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Анализируется государственная политика в области социального обеспечения и трудоустройства инвалидов войны в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны. Участие Советского Союза в конфликте на озере Хасан (1938 г.), боях на Халхин-Голе (1939 г.), советско-финской войне (1939-1940 гг.) привело к увеличению числа инвалидов войны и, соответственно, актуализировало задачу по изменению государственной политики. Перед Великой Отечественной войной был принят ряд мер, направленных на поддержку инвалидов вооруженных конфликтов конца 1930-х гг., появились постановления СНК СССР, регулирующие назначение пенсий различным категориям военнослужащих и их семьям, в том числе инвалидам. Многократное увеличение числа инвалидов с началом Великой Отечественной войны привело к изменению в системе социального обеспечения и реабилитации инвалидов. За эти годы произошло расширение государственной помощи, которая включала в себя, помимо назначения пенсии и пособий, обеспечение продовольственными и промышленными товарами, льготное предоставление жилья, земельных участков, топлива. С 1942 г. начинают приниматься дополнительные меры, направленные на помощь в обучении и трудоустройстве инвалидов. В то же время затраты, связанные с пенсионным обеспечением, возрастали, что привело в 1943-1944 гг. к введению карательных мер в виде лишения пенсии по отношению к инвалидам II - III групп, не желающим трудиться, и снижению пенсионного обеспечения всех инвалидов. В годы войны предпринимались меры по оказанию продовольственной помощи инвалидам войны, существовала практика выделения в качестве помощи хлопчатобумажных и шерстяных тканей, швейных и трикотажных изделий, ниток, чулок и носков, кожаной и валяной обуви.

В 1945 г инвалиды войны и члены их семей: освобождаются от оплаты за обучение, им предлагаются льготы по сельскохозяйственному налогу и выполнению обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству, предоставляется возможность получения ссуды на строительство и восстановление жилых домов.

В целом социальное обеспечение и трудоустройство инвалидов в предвоенные годы и годы войны приобрело системный характер, однако размеры выплат оставались низкими и не компенсировали утраченного заработка, что приводило к необходимости введения натуральных форм поддержки и дополнительных льгот, а в вопросах трудоустройства помимо помощи государство использовало механизмы принуждения.

Для цитирования: Полынский, А. С. Государственная политика в области социального обеспечения и трудоустройства инвалидов войны в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны /А. С. Полынский //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (42). - С. 190-199.

УДК 36

190

Целью данной статьи является анализ государственной политики в области социального обеспечения и трудоустройства инвалидов войны в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны; хронологические рамки охватывают 1940-1945 гг.

Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку до конца 1930-х гг. Советский Союз не являлся участником каких-либо крупных вооруженных конфликтов, число инвалидов войны, а также система их обеспечения оставались относительно стабильными. Конфликт на озере Хасан (1938 г.), бои на Халхин-Голе (1939 г.), советско-финская война (1939— 1940 гг.) привели к увеличению числа инвалидов войны и, соответственно, актуализировали задачу по изменению государственной политики, направленной на их поддержку.

Первые подобные мероприятия были предложены в июле 1940 г. в постановлении СНК СССР № 1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» [7]. Постановление вводилось в действие с 1 июля 1940 г. и распространялось на военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава срочной службы, ставших инвалидами после 1 января 1938 г.

Для военнослужащих рядового состава, получивших инвалидность вследствие ранений, контузий или увечий (в боях при защите СССР или исполнении иных обязанностей военной службы, заболеваний на фронте), работавших до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих и имевших среднемесячную заработную плату до 400 руб., устанавливалась пенсия в следующих размерах среднемесячной оплаты: инвалидам I группы - 100 %; II - 75 %; III - 50 %. Военнослужащим, у которых среднемесячная заработная плата превышала 400 руб., должна была выплачиваться пенсия в размере 400 руб., если же она не достигала 150 руб., то пенсия соответственно составляла 150 руб. Военнослужащим рядового состава, не работавшим до поступления на военную службу в качестве рабочих и служащих, устанавливались пенсии

в следующих размерах: инвалидам I группы -150 руб. в месяц; II - 120 руб.; III - 90 руб.

Военнослужащим и их семьям, проживающим в сельской местности и связанным с сельским хозяйством, пенсия назначалась в размере 80 % от пенсий, установленных для военнослужащих из числа рабочих и служащих. Повышенная - на 25 % - пенсия выплачивалась лицам младшего начальствующего состава срочной службы.

Военнослужащим рядового состава, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, или заболеваний, не связанных с пребыванием на фронте, работавшим до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих, пенсия назначалась в размерах, установленных в порядке социального страхования рабочих и служащих от общих заболеваний. Военнослужащим, не имеющим необходимого для назначения пенсии по социальному страхованию стажа работы1 или не работавшим до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих, и их семьям пенсии устанавливались в следующих размерах: инвалидам I группы 120 руб. в месяц, П - 100 руб., III - 70 руб.

Государством гарантировалось, что пенсии выплачиваются полностью, независимо от заработка военным инвалидам I и П групп. Военным инвалидам Ш группы, имеющим заработок свыше 200 руб. в месяц за труд на предприятиях или учреждениях и свыше 100 руб. - в сельском хозяйстве, пенсия соответственно снижалась на сумму, превышающую указанный размер заработка, однако во всех случаях за человеком сохранялось не менее 50 % его пенсии.

Пенсии назначались комиссиями при районных и городских отделах социального обеспечения, состоящими из: заведующего отделом социального обеспечения (председатель комиссии), одного депутата районного (городского) Совета депутатов трудящихся и представителя военного комиссариата.

1 При исчислении стажа работы для выхода на пенсию военная служба засчитывается в стаж непризывной работы.
191

Для инвалидов гражданской войны, военной службы в РККА, бывших красногвардейцев и красных партизан и инвалидов Первой мировой, а также членов семей этих инвалидов предполагалось увеличение существующих размеров пенсий на 50 %.

Перед самой Великой Отечественной войной было принято постановление СНК СССР от 5 июня 1941 г. № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» [5], в котором устанавливался порядок назначения пенсий за выслугу лет или по инвалидности и выходного пособия в отношении лиц, зачисленных в запас или уволенных в отставку, а также рассматривались вопросы назначения пенсий и пособий семьям умерших лиц начальствующего и рядового состава.

В целом к началу Великой Отечественной войны был урегулирован вопрос назначения и выплаты пенсий различным категориям инвалидов войны, но в то же время иные меры социального обеспечения данной категории в предвоенный период не получили дальнейшего развития.

Великая Отечественная война нанесла нашей стране невосполнимый людской и материальный урон. Согласно данным об убытии военнослужащих из вооруженных сил во время войны; «демобилизовано по ранению, болезни, возрасту - 3 798 200 человек, из них стало инвалидами - 2 576 ООО» [10]. Проблема социального обеспечения инвалидов возникла в годы Великой Отечественной войны не в один момент - каждый день, неделя, месяц, год войны пополнял этот список все новыми и новыми людьми. В первые годы вооруженного конфликта советское законодательство регулировало пенсионное обеспечение инвалидов войны, опираясь еще на предвоенные постановления СНК СССР № 1269 и № 1474, но постепенно круг вопросов, связанных с социальным обеспечением инвалидов, расширялся.

Включение в трудовую деятельность инвалидов Отечественной войны имело важное

значение, государством преследовалась определенная цель - рационально использовать труд инвалидов. С одной стороны, это предполагало организацию посильной трудовой деятельности, с другой, предполагало использование прежних профессиональных навыков, стимулирование к труду самого инвалида.

В мае 1942 г. выходит Постановление Совнаркома СССР № 640 «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» [6], которым на народных комиссаров социального обеспечения союзных республик была возложена ответственность за трудовое устройство и организацию обучения новым профессиям инвалидов Отечественной войны, а совнаркомам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам областных и краевых Советов депутатов трудящихся предписывалось обязать руководителей предприятий, учреждений и организаций в кратчайшие сроки предоставлять инвалидам Великой Отечественной войны соответствующую работу, создать необходимые производственные и бытовые условия, обеспечив инвалидов жилплощадью в первую очередь.

Согласно постановлению, при наркоматах социального обеспечения автономных республик, краевых и областных отделах социального обеспечения необходимо создать сектор по трудовому устройству инвалидов Великой Отечественной войны, а в отдельных районах с разрешения Совнаркомов союзных республик в случае необходимости ввести должность инспектора по трудовому устройству. Совнаркомы союзных республик должны были представлять в Совнарком СССР первого числа каждого месяца отчеты о результатах работы, проведенной по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны.

Примером организации работы на местах может служить деятельность Омского областного отдела социального обеспечения (облсо-бес) в 1941-1945 г. Главнейшей его задачей было выявить инвалидов, поставить на учет, оказать им материальную помощь, оформить пенсию, обучить и трудоустроить инвалидов II и III группы.

192

К 15 октября 1941 г. в Омской области было развернуто 42 эвакогоспиталя на 19 тысяч коек: 21 - в Омске, остальные - в районах области. За годы войны только в Омск прибыло 562 военно-санитарных поезда. Персоналу омских госпиталей удалось за рассмотренный период вернуть в строй 101 715 воинов - примерно три четверти от поступивших на лечение [4, с. 241-245]. Инвалиды, имевшие профессию, трудились, еще находясь на лечении в госпиталях, для чего при них создавались сапожные, пошивочные, столярные мастерские. Часть инвалидов работала в подсобных хозяйствах в пригородном районе. Также при госпиталях организовывались курсы по различным специальностям: готовились бухгалтеры, счетоводы, начальники почтовых отделений, автомеханики и даже юридические работники. К 1 сентября 1942 г. на этих курсах прошли обучение 1550 человек, из них обучались 721 - по профессиям счетовода, сапожника, портного, пчеловода, живописца-пла-катиста, переплетчика, ветеринара-санитара, столяра, трикотажника, киномеханика, электромонтера и др. На 20 мая 1944 г. в Омской области на учете состояло 19,6 тыс. человек инвалидов II и Ш групп, из них 16,5 тыс. (84 %) работали. Из общего числа трудоустроенных инвалидов 50 % были направлены в сельское хозяйство, 11 % - в промышленность [2].

Омским облсобесом для инвалидов Отечественной войны регулярно выделялись различные вещи. По разнарядке с Омской универсальной базы облпотребсоюза 12 октября 1942 г. в районы области для инвалидов Отечественной войны было направлено: свитеров -331, косовороток - 70, украинок (рубашек) -80, носовых платков - 1 800; 8 ноября 1942 г. - 1 600 пар рабочей кожаной обуви (в среднем по 15-25 пар на район) [1].

В начале 1943 г. в дополнение к указанному постановлению «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» выходит постановление Совнаркома СССР № 73 «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны», в котором ужесточены требования, касающиеся трудоустройства инвалидов. Постановление требовало трудоустроить неработающих инвалидов Ш группы в течение трех месяцев, обеспечить обучение (переобучение) инвалидов всех групп, предусматривались и некоторые меры наказания. Так, инвалидов Отечественной войны III группы, уклоняющихся от работы в течение двух месяцев со дня направления их на нее, по решению органов социального обеспечения могли снимать с пенсии (прекращать выплату). На основании этого постановления в 1943 г. в Омской области пенсий были лишены 399 инвалидов III группы, так как «данные товарищи совершенно отказывались от работы» [3].

Продолжающаяся война увеличивала количество инвалидов и требовала изменений в системе их пенсионного обеспечения. В январе 1944 г. вышло постановление Совнаркома СССР № 101 «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава» [9]. Оно расширяло круг лиц, имеющих право на пенсию в случае инвалидности, устанавливало иной, по сравнению с постановлением июля 1940 г., порядок определения размеров пенсий военнослужащим рядового состава в зависимости от причины и степени инвалидности, а также от характера прежней работы военнослужащего до призыва на военную службу.

Для военнослужащих рядового состава, ставших инвалидами вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боях при защите СССР, при исполнении иных обязанностей военной службы, заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, работавших до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих (независимо от продолжительности этой работы) и имевших среднемесячную заработную плату до 400 руб., пенсии назначались в месячных размерах (в процентах к среднемесячной заработной плате), аналогичных постановлению июля 1940 г. Для тех, у кого заработная плата превышала 400 руб., произошли изменения: если ранее для них устанавливалась фиксированная сумма в 400 руб., то теперь пенсии им исчислялись в процентах от

193

суммы 400 руб. (инвалидам I группы - 100 %; II-75%, III-50%).

Произошли изменения и в исчислении пенсии для военнослужащих рядового состава, чья прежняя работа была связана с сельским хозяйством. Ранее им назначалась выплата в размере 80 % от пенсий, установленных для военнослужащих из числа рабочих и служащих, теперь они попадали в группы с доходами до 400 руб. и доходами свыше 400 руб. Процент исчислений для них определялся следующим образом: инвалидам I группы - 80 %, II-60%, III-40%.

Утверждался минимальный месячный размер пенсий для работников не связанных с сельским хозяйством: инвалидам I группы -150 руб., II - 120 руб., III - 90 руб.; для связанных с сельским хозяйством: инвалидам I группы - 120 руб., II - 96 руб., III - 72 руб.

Военнослужащим рядового состава, ставшим инвалидами вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боях при защите СССР, при исполнении иных обязанностей военной службы, заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, не работавшим до призыва на военную службу в качестве рабочих и служащих, пенсии назначались в прежних месячных размерах, с единственной разницей, что для тех, чья деятельность была связана с сельских хозяйством, она устанавливалась не в процентах, а в фактических суммах в зависимости от группы инвалидности: 120, 96 и 72 руб. соответственно.

Для военнослужащих рядового состава, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, или заболеваний, не обусловленных пребыванием на фронте, работавших до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих и имеющих стаж работы, необходимый для назначения пенс™ по инвалидности в порядке государственного социального страхования, пенсии назначались следующим образом: для несвязанных с сельским хозяйством - по нормам, установленным в порядке социального страхования для рабочих и служащих, ставших инвалидами от общих заболеваний, для связанных с сельским хозяйством - в размере 80 % от этих норм. При этом устанавливались минимальные месячные размеры пенсий для несвязанных с сельским хозяйством: инвалидам I группы - 120 руб., П -100 руб., Ш - 70 руб.; для связанных с сельским хозяйством: инвалидам I группы - 96 руб., II -80 руб., III-56 руб.

Были определены пенсии для военнослужащих рядового состава, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, или заболеваний, не обусловленных пребыванием на фронте. Вводились дополнительные пенсионные выплаты военнослужащим сержантского и старшинского звания в размере 25 % выше пенсий, награжденным орденами Славы всех трех степеней - на 50 % выше пенсий, назначенных по соответствующему основанию.

Постановление упорядочивало отнесение различных категорий граждан и основным группам назначения выплат, определяло случаи назначения пенсий по нормам, установленным для лиц, связанных с сельским хозяйством. Определялся порядок того, с какого времени назначается и до какого времени выплачивается пенсия. Военнослужащим во всех случаях, вне зависимости от решения военно-врачебной комиссии при госпитале о признании их негодными к военной службе, пенсии назначаются со дня выписки из госпиталя при условии, если они прошли освидетельствование во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), положения о которых были утверждены Постановлением Совнаркома СССР от 5 декабря 1942 г. № 1936, при госпитале или в течение двух месяцев после выписки из госпиталя и признаны инвалидами I, П или Ш группы и за назначением пенсии обратились до истечения срока, определенного врачебно-трудовой экспертной комиссией для переосвидетельствования. Для установления пенсии также было необходимо предъявить справку о прежней работе на предприятии и о среднем заработке, что в условиях продолжающейся войны сделать было порой непросто. Были установлены ряд ограничений, например, за время пребы194

вания инвалида войны в оккупированной местности выплата не производилась.

Постановление вводило обязательные периодические переосвидетельствования во ВТЭК, неявка на которые в установленный срок приводила к приостановлению выплаты пенсии, она могла быть возобновлена только со дня нового заключения ВТЭК о признании данного лица инвалидом одной из групп. Переосвидетельствование могло повлечь за собой перевод инвалида войны из одной группы инвалидности в другую, что приводило к изменению его пенсии либо к признанию его трудоспособным и соответственно не нуждался в пенсионных выплатах.

Был определен порядок назначения пенсий, согласно которому функции приема документов пенсии передавались районным и городским отделам социального обеспечения по месту жительства военнослужащего, установлен перечень документов, необходимый к представлению. К заявлению, подаваемому в соответствующий отдел социального обеспечения, военнослужащий должен был приложить копию свидетельства о болезни, заверенную и выданную военным комиссариатом, снявшим военнослужащего с воинского учета; справку ВТЭК о группе инвалидности; справку сельского или поселкового совета (для проживающих в сельской местности) о том, связан ли военнослужащий с сельским хозяйством.

Если военнослужащий до призыва на военную службу работал в качестве рабочего или служащего, то кроме указанных выше документов им должны быть представлены: документ, подтверждающий работу военнослужащего в качестве рабочего или служащего до призыва на военную службу; справка о заработке военнослужащего за двенадцать последних полных месяцев работы перед призывом на военную службу (или за фактически проработанное время, если оно составляет менее двенадцати полных месяцев); документы, удостоверяющие возраст и трудовой стаж военнослужащего (если он стал инвалидом вследствие несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы,

или заболевания, не обусловленного пребыванием на фронте).

Факт работы и размер заработка могли быть также установлены по записям в партийном, комсомольском или профсоюзном билете. При невозможности представления документов о прежней работе военнослужащего в качестве рабочего или служащего и о размере его заработка комиссии по назначению пенсий разрешают вопрос об установлении факта работы и размера заработка по свидетельским показаниям (не менее двух свидетелей), в случае их отсутствия которых для подтверждения факта работы по соответствующей специальности военнослужащего могли направить на экспертизу для проверки наличия у него соответствующей профессии и квалификации, а если военнослужащий не мог по физическому состоянию пройти подобную экспертизу, то на заседание комиссии вызывали эксперта из соответствующего предприятия или учреждения. Лицо, обращающееся за назначением пенсии, обязательно должно предъявить паспорт, а в местности, где не введена паспортная система, - другой документ, удостоверяющий личность. Решение комиссии оформлялось протоколом, который подписывался всеми ее членами, и доводилось до военнослужащего не позднее следующего дня после вынесения решения. Предусматривалась возможность обжалования решения комиссий по назначению пенсий инвалидам войны в областных (краевых) отделах социального обеспечения или в Наркомсобесе республики, не имеющей областного деления. Их решение выносилось в трехдневный срок после получения всех материалов и являлось окончательным.

Выплата пенсий инвалидам войны производилась районными и городскими отделами социального обеспечения, между 5-м и 30-м числами каждого месяца. Инвалидам I и II групп, имеющим заработок, доход от работы в колхозе или стипендию, пенсия во всех случаях выплачивалась полностью независимо от получаемых денег. Для инвалидов III группы пенсии также выдавались независимо от получаемого заработка, дохода или стипендии,

195

но с соблюдением обязательного требования предъявлять раз в два месяца справку о занятости. Нарушение этого требования рассматривалось как уклонение от работы и приводило к снятию пенсии.

Отдельные условия выплаты пенсий предусматривались для людей, помещенных в дома или интернаты для инвалидов Великолй Отечественной войны либо в профшколы-интернаты. Инвалидам, не имевшим нетрудоспособных членов семьи, пенсии выплачивались в размере 25 % от назначенной суммы, а если размер пенсии такого инвалида войны превышал стоимость содержания, ему выплачивалась разница между пенсией и стоимостью содержания, но не менее 25 % от назначенной суммы пенсии.

В случае наличия у человека, помещенного в дом инвалидов, в интернат или в профшколу-интернат нетрудоспособных членов семьи, находящихся на его иждивении, пенсия выплачивалась в следующем порядке: 25 % - самому инвалиду, а остальная часть укачанным выше членам семьи.

Январским постановлением 1944 г. Совнаркома СССР № 101 «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава» были урегулированы вопросы обеспечения пенсиями работников, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим (работники транспорта и связи, трудившиеся в районах военных действий и др.), обеспечения пенсиями семей умерших инвалидов войны, назначения пособий инвалидам войны в случае рождения ребенка или смерти члена семьи.

В целом увеличение числа инвалидов войны привело к тому, что в 1942-1944 гг. государство, с одной стороны, активно занималось решением различных вопросов, связанных с трудоустройством и социальным обеспечением данной категории, с другой -недостаток имеющихся ресурсов приводил к снижению пенсий, были введены и последовательно применялись карательные меры в виде

лишении пенсий по отношению к инвалидам II - III группы, не желающим трудиться.

Отчасти снижение пенсионного обеспечения компенсировалось государством введением других форм поддержки. Сразу после окончания войны принимались дополнительные меры по оказанию помощи инвалидам войны и членам их семей. Так, 21 сентября 1945 г. выходит Постановление СНК СССР № 2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих» [8]. Постановление освобождало детей инвалидов Отечественной войны I - II групп от оплаты за обучение, а домохозяйства, в которые входили инвалиды I - П групп, при определенных условиях для каждой группы инвалидности (наличие одного трудоспособного, наличие детей до 8 лет, 5 и более детей до 16 лет) освобождались от сельскохозяйственного налога и обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству.

В число льгот включалась возможность получения ссуды на строительство и восстановление жилых домов в сумме от 5 до 10 тыс. руб. со сроком погашения от 5 до 10 лет, отведение бесплатно лесосеки на заготовку строительного леса, а также отпуск по установленным ценам местных строительных материалов для постройки или ремонта жилищ, обеспечение топливом в первоочередном порядке. Районным исполкомам было предоставлено право снижать в 1945-1946 гг. до 50 %, а в отдельных случаях - освобождать полностью от по-пенной платы, в том числе и инвалидов Отечественной войны, производящих заготовку топлива для собственных нужд.

В распоряжение исполкомов местных Советов передавалось 10 % всего вновь вводимого в эксплуатацию и восстановленного жилья, которое предписывалось заселять исключительно нуждающимися в нем демобилизованными, семьями военнослужащих, инвалидами Отечественной войны и семьями погибших воинов.

Государственные меры по поддержке инвалидов войны включали оказание продовольственной помощи (в виде зерна, крупы, саха196

ра, кондитерских изделий), а также выделение в качестве помощи одежды, обуви, галантерейных товаров.

Распределение вышеуказанного осуществлялось путем распродажи товаров через торговую сеть по ордерам, выдаваемым отделами по государственному обеспечению и бытовому устройству и органами социального обеспечения, или по персональным спискам.

Таким образом, участие Советского Союза в конце 1930-х гг. в целом ряде вооруженных конфликтов привело к увеличению числа инвалидов войны и актуализировало государственную политику, направленную на их поддержку.

Анализ деятельности органов социального обеспечения в предвоенный период и военные годы показал, что организация социального обеспечения претерпела существенные изменения. В 1942-1944 гг. государство активно занималось решением различных вопросов, связанных с социальным обеспечением и трудоустройством данной категории. Произошло расширение государственной помощи, помимо назначения пенсии и пособий было организовано обеспечение продоволь-ственными и промышленными товарами, государство начало заниматься вопросами трудоустройства инвалидов войны.

Рост числа инвалидов Великой Отечественной войны, недостаток ресурсов страны, находящейся в состоянии войны, привели к тому, что в 1943-1944 гг. государство снизило размер пенсий, были введены и последовательно применялись карательные меры в виде лишения выплат по отношению к инвалидам П - Ш групп, не желающим трудиться. При назначении пенсий как до войны, так и в военные годы сохранялась дискриминация бывших работников сельского хозяйства. Сразу после окончания войны принимаются дополнительные меры по оказанию помощи инвалидам войны и членам их семей, которые могли отчасти компенсировать снижение пенсионного обеспечения.

В целом необходимо отметить, что социальное обеспечение и трудоустройство инвалидов в предвоенные годы и годы войны приобрело системный характер, однако размеры выплат оставались низкими и не компенсировали утраченного заработка, что приводило к необходимости введения натуральных форм обеспечения и дополнительных льгот, а в вопросах трудоустройства, помимо помощи, государство использовало механизмы принуждения._

1. ГАОО. Ф. 1128. Оп. 1. Д. 166. Л. 111,112.
2. ГАОО. Ф. 1128. Оп. 1. Д. 166. Л. 144.
3. ГАОО. Ф. 1128. Оп. 1. Д. 211. Л. 145.
4. Омская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы): историко-публицистический информационно-статистический сб. - Омск: Омскстат, 2005. — 297 с.
5. Постановление СНК СССР от 05.06.1941 № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-gosudarstvo/r4v.htm (дата обращения 02.04.2015).
6. Постановление СНК СССР от 06.05.1942 № 640 «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-instrukcii/p9p.htm (дата обращения 02.04.2015).
7. Постановление СНК СССР от 16.07.1940 № 1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-dokumenty/19v.htm (дата обращения 02.04.2015).
8. Постановление СНК СССР от 21.09.1945 № 2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-postanovlenija/p9k.htm (дата обращения 03.04.2015).
197
9. Постановление СНК СССР от 31.01.1944 № 101 «Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-pravo/i2n.htm (дата обращения 02.04.2015).

Ю.Россия и СССР в войнах XX века: потери вооруженных сил [Электронный ресурс] / под ред. Г. Ф. Кри-вошеева. - Режим доступа: http://lib.rU/MEMUARY/1939-1945/KRIWOSHEEW/poteri.txt#w04.htm-490 (дата обращения 11.04.2015).

Получено: 15.04.2015

A. Polynskii

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Omsk State Institute of Service E-mail: asp_ogis@mail.ru

THE STATE POLICY IN THE FIELD OF SOCIAL WELFARE AND EMPLOYMENT OF WAR INVALIDS IN THE PREWAR PERIOD AND DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article analyzes the state policy in the field of social welfare and employment of disabled veterans in the prewar period and during the Great Patriotic War. The participation of the Soviet Union into the conflict on the Lake Hasan (1938), the battle of Khalkhin Gol (1939), the Soviet-Finnish War (1939-1940). Led to an increase in the number of war invalids and accordingly updated the challenge of change state policy aimed at their support. Before the Great Patriotic War were adopted a number of measures aimed at supporting disabled people armed conflicts end of the 1930s. Appeared the decision of SNK of the USSR governing the appointment of pensions to different categories of servicemen and their families, including military personnel who have become disabled. The repeated increase in the number of persons with disabilities with the beginning of World War II led to a change in the system of social welfare and rehabilitation of disabled persons. Over the years there has been an extension of state aid, which included, in addition to a pension and benefits, providing food and industrial goods, the benefits of housing, land, fuel. From 1942 begins to take additional measures to support the training and employment of disabled persons. At the same time, the costs associated with the pension provision increased, which resulted in the 1943-1944 years to the introduction ofpunitive measures of deprivation ofpension for people with disabilities II - III are not willing to work and reducing pensions for all disability groups. During the war years of the measures taken to provide food aid to disabled veterans, there was a practice in the allocation of aid cotton fabrics, woolen fabrics, garments and knitwear, cotton yarn, stockings and socks, leather and felt footwear.

In 1945 additional measures are taken indication the war-disabled and their families: an exemption from tuition fees; benefits to pay agricultural tax and the implementation of obligatory deliveries of agricultural products to the state. Disabled World War II provided the possibility of obtaining loans for the construction and rehabilitation of houses.

In general social security and employment ofpersons with disabilities in the prewar years and years of war has become systemic in nature, but the payouts were low and did not compensate for lost earnings, which led to the necessity of introducing natural forms of security and fringe benefits, and in addition to employment assistance, the state used enforcement mechanisms.

For citing: Polynskii, A. The State Policy in the Field of Social Welare and Employment of War Invalids in the Prewar Period and During the Great Patriotic War / A. Polynskii // Vestnik Chelyabinskoy gosudar-stvennoy akademii kul&tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. 2015. -№ 2 (42). -P. 190-199.

198

Reference

1. GAOO. F. 1128. Op. 1. D. 166. L. 111,112 [State Archives Fund of the Omsk region. 1128 Inventory 1. Case 166. Sheet 111, 112]
2. GAOO. F. 1128. Op. 1. D. 166. L. 144 [State Archives Fund of the Omsk region. 1128 Inventory 1. Case 166. Sheet 144]
3. GAOO. F. 1128. Op. 1. D. 211. L. 145 [State Archives Fund of the Omsk region. 1128 Inventory 1. Case 211. Sheet 145]
4. Omskaya oblast& v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gody) [Omsk Region during the Great Patriotic War (1941-1945): historical and journalistic information and statistical compilation], - Omsk: Omskstat, 2005. - 297 p.
5. Postanovlenie SNK SSSR ot 05.06.1941 № 1474 «0 pensiyakh i posobiyakh litsam vysshego, starshego i srednego nachal&stvuyushchego sostava, litsam mladshego nachal&stvuyushchego sostava sverkhsrochnoy slu-zhby, spetsialistam ryadovogo sostava sverkhsrochnoy sluzhby i ikh sem&yam» [Decree of Council of People&s Commissars of the USSR "On Pensions And Benefits for Higher, Senior and Middle Commanding Staff, Junior Officers of the Party Extended Service, Experts Enlisted Extended Service And Their Families"] [Electronic resource]. - URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-gosudarstvo/r4v.htm (accessed 04.02.2015).
6. Postanovlenie SNK SSSR ot 06.05.1942 № 640 «O trudovom ustroystve invalidov Otechestvennoy voyny» [Decree of Council of People&s Commissars of the USSR on 06.05.1942 № 640 "On Employment of disabled Patriotic War"] [Electronic resource]. - URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-instrukcii/p9p.htrnl (accessed 02.04.2015).
7. Postanovlenie SNK SSSR ot 16.07.1940 № 1269 «0 pensiyakh voennosluzhashchim ryadovogo i mladshego nachal&stvuyushchego sostava srochnoy sluzhby i ikh sem&yam» [Decree of Council of People&s Commissars of the USSR of 16.07.1940 № 1269 "On Pensions Act of Ordinary Soldiers and Junior Officers of the Military Service and Their Families"] [Electronic resource]. - URL: http://www.bestpravo.ru/ sssr/gn-dokumenty/19v.htm (accessed 02.04.2015).
8. Postanovlenie SNK SSSR ot 21.09.1945 № 2436 «0 meropriyatiyakh po okazaniyu pomoshchi demobi-lizovannym, sem&yam pogibshikh voinov, invalidam Otechestvennoy voyny i sem&yam voennosluzhashchikh» [Decree of Council of People&s Commissars of the USSR on 21.09.1945 № 2436 "On measures to Assist Demobilized, Families of Fallen Soldiers, Disabled Patriotic War and the Families of Military Personnel"] [Electronic resource]. - URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-postanovlenija/p9k.htm (accessed: 03.04.2015).
9. Postanovlenie SNK SSSR ot 31.01.1944 № 101 «Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke naznacheniya i vyplaty pensiy po invalidnosti voennosluzhashchim ryadovogo, serzhantskogo i starshinskogo sostava» [Decree of Council of People&s Commissars of the USSR on 31.01.1944 № 101 "On Approval of Instruction of the Appointment and Payment of Disability Pensions Privates, Sergeants and Petty Officers of&] [Electronic resource]. - URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-pravo/i2n.htm (accessed 04.02.2015).
10.Rossiya i SSSR v voynakh XX veka: poteri vooruzhennykh sil [Russia and the Soviet Union in the Wars of the XX Century: the Loss of the Armed Forces] [Electronic resource] / ed. G. Krivosheev. - URL: http://lib.ni/MEMUARY/1939-1945/KRIWOSHEEW/poteri.txt#w04.htm-490 (acccessed 11.04. 2015).

Received 15.04.2015

199
ИНВАЛИДЫ ВОЙНЫ ИНВАЛИДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ СТАВШИЕ ИНВАЛИДАМИ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ ЛЬГОТЫ ИНВАЛИДАМ ВОЙНЫ war invalids military disability pension
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты