Спросить
Войти

Вопросы исследования и контроля эколого-санитарного состояния родников в нормативных документах РФ

Автор: указан в статье

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 556.5 (470+571)(045)

О.В. Гагарина

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЭКОЛОГО-САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ РОДНИКОВ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ РФ

В ретроспективе дан краткий анализ основных официальных источников РФ в области питьевого водоснабжения с выделением нормативных актов, действующих относительно родников как источников нецентрализованного водоснабжения. Показана недостаточность существующей нормативно-правовой базы по вопросам контроля эколого-санитарного состояния родников и области их питания. Приводится комплекс водоохранных мероприятий для родников урбанизированных территорий.

Несмотря на то что подземные воды как источники питьевого водоснабжения начали изучаться в России еще в конце XIX - начале XX в. [1], наберется не так много официальных источников, уделяющих внимание методам контроля и оценки эколого-санитарного состояния родников и области их питания.

Общие положения по охране источников питьевого водоснабжения, в том числе и нецентрализованных, регламентируются официальными документами РФ [2-8] .

Мониторинг режима и состава подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр оговаривается пп. 6, 12 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. №219) [9].

Кроме того, ряд общих положений по охране и контролю состояния подземных вод содержат некоторые подзаконные нормативные документы. Рассмотрим в ретроспективе наиболее важные из них. Для этого введем небольшое историческое отступление.

Рассматривая проблему охраны подземных вод как источников питьевого водоснабжения, стоит заметить, что подобные вопросы поднимались в нашей стране еще в 30-х гг. ХХ в. В 1937 г. вышло Постановление ЦИК и СНК СССР № 96/834 от 17 мая 1937 «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения» [10], где уже тогда было оговорено принятое и сегодня создание зон санитарной охраны (ЗСО) для открытых и подземных водных источников, а также деление ЗСО на три пояса и особый режим водоохраной деятельности в каждом из этих поясов. Так, сообразно этому Постановлению в первом поясе ЗСО «запрещается проживание и временное нахождение лиц, не связанных непосредственно с работой на водопроводных сооружениях, а также какое бы то ни было строительство, за исключением связанного с техническими нуждами самого водопровода». Во втором поясе допускается с особого разрешения органов государственной санитарной инспекции «всякого рода строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и транспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купанию и т.п.». В третьем поясе как таковые ограничения по ведению деятельности отсутствуют, однако данное Постановление, указывая на возможное распространение инфекционных заболеваний через водопровод, приводит следующую рекомендацию: «В третьем поясе органы здравоохранения производят специальный учет инфекционных заболеваний... и обязательное эпидемиологическое обследование каждого отдельного случая таких заболеваний».

Учитывая состав запретительных мероприятий в поясах ЗСО на сегодняшний день, вмещающий несколько десятков ограничений хозяйственной и иной деятельности (СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»), можно отметить простоту и общий характер мер, рекомендованных тем давним Постановлением от 1937 года. Но, зная сложную ситуацию в стране на тот момент, можно сказать, что для развития коммунальной гигиены и водоснабжения этот документ в целом и приводимые в нем водоохранные мероприятия имели огромное значение.

Впоследствии важность и необходимость создания проектов ЗСО для подземных источников водоснабжения были подтверждены Постановлением Совета Министров СССР от 4 сентября 1959 г. за № 1036 «Об усилении государственного контроля за использованием подземных вод и о меро-

приятиях по их охране» и Постановлением Совета Министров СССР от 22 апреля 1960 г. за № 425 «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР».

Общие положения для составления проектов ЗСО были приведены в специальной Инструкции, утвержденной 7 июля 1956 г. за № 219—56 Государственной санитарной инспекцией СССР (Инструкция по установлению зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водопроводов с подземными источниками водоснабжения).

В 1982 г. Главным государственным санитарным врачом СССР было утверждено «Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», в котором даны основные принципы выделения зон санитарной охраны водозаборов подземных вод и определены санитарно-защитные мероприятия в их пределах [11]. Впоследствии данное Положение было заменено на СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» [12]. В свою очередь вышеназванные СанПиН были отменены в связи с утверждением нового документа в этой области - СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» [13].

Два этих нормативных документа имеют единую структуру и схожую содержательную часть. Однако в вышедших позднее СанПиН 2.1.4.1110-02 более подробно расписана текстовая часть проекта ЗСО. Кроме того, в приложении 1 введено важное дополнение - раздел «Общие данные», который содержит следующие необходимые сведения, характеризующие водоисточник с позиций санитарногигиенической безопасности:

- данные о возможности организации зоны санитарной охраны источника водоснабжения, примерные границы зоны санитарной охраны по отдельным ее поясам;

- данные о необходимости обработки воды источника (обеззараживание, осветление, обезжеле-зивание и пр.);

- данные о смежных водозаборах, имеющих ту же область питания (местоположение, производительность, качество воды).

Перечень этих данных отсутствовал в СанПиН 2.1.4.027-95.

На сегодняшний день СанПиН 2.1.4.1110-02 являются базовыми при расчете границ поясов ЗСО, формировании комплекса водоохранных мероприятий в пределах каждого пояса ЗСО.

Особые требования предъявляются к ведению хозяйственной и иной деятельности в пределах первого пояса ЗСО - пояса строгого режима. Пункт 2.2. данных СанПиН «Определение границ поясов ЗСО подземного источника» содержит следующее: «Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод».

Таким образом, наиболее жесткие ограничения по ведению любого вида деятельности приходятся на зону радиусом 30-50 м вокруг источника питьевого водоснабжения.

В контексте данного исследования исключительно важным является рекомендуемое этим документом приложение 1, посвященное программе изучения подземных источников водоснабжения.

В данной программе, состоящей из четырех пунктов и последовательно раскрывающей вопросы геологического строения территории расположения родника, характеристики подземного водоносного горизонта, возможности влияния зоны питания на качество подземных вод, в качестве основных вопросов также поднимаются такие, как санитарная характеристика участка водозабора, санитарная характеристика местности, непосредственно прилегающей к водозабору, расстояние от водозабора до возможных источников загрязнения воды.

В качестве примера региональных нормативных актов, посвященных разработке проектов ЗСО для отдельно взятых территорий, можно назвать СП 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» [14], введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. № 32 с 1 апреля 2002 г.

Настоящие санитарные правила определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории ЗСО московского водопровода. Наибольший интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляют разделы: «Схема ЗСО и составляющих ее поясов» и «Основные мероприятия на территории и акватории ЗСО», которые демонстрируют возможность учета основных нормативных требований при работе на конкретной территории с ее физикогеографическими особенностями и техногенной нагрузкой.

Годом раньше СанПиН 2.1.4.1110-02 выходит еще один важный документ, затрагивающий вопросы охраны источников водоснабжения. Речь идет о введенных Постановлением №19 Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г. санитарных правилах СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» [15]. Данные правила устанавливают гигиенические требования по предотвращению неблагоприятного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут привести к ограничению использования подземных вод для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также определяют порядок контроля качества подземных вод. В общем виде документ рассматривает требования к санитарной охране подземных вод, качеству подземных вод и к организации контроля за охраной подземных вод. Особый интерес представляют приложения данного документа, поднимающие такие важные вопросы, как:

- гигиеническая классификация подземных вод по степени выраженности влияния техногенного фактора (сравнение фоновых показателей с ПДК);

- приоритетные загрязнения, обнаруженные в подземных водах в зонах влияния различных объектов;

- приоритетные показатели и компоненты природного происхождения с высокой вероятностью обнаружения повышенных предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в подземных водах различных регионов России. Согласно приложению 3, где раскрывается этот вопрос, для Уральского региона характерно повышенное содержание в подземных водах такого металла, как железо, а также микроэлементов - бора и селена, объясняемое геохимическими особенностями водоносных пород, что немаловажно учитывать при ведении гидрохимического мониторинга.

Вопросы контроля эколого-санитарного состояния родников поднимает основной нормативный документ в этой области - СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» [16]. Здесь надо отметить, что эти санитарные правила и нормы вышли взамен СанПиН 1226-75 «Санитарные правила по устройству и содержанию колодцев и каптажей родников, используемых для децентрализованного хозяйственнопитьевого водоснабжения» [17].

Вышедшие в 2002 году СанПиН 2.1.4.1175-02 естественным образом за основу взяли требования к устройству каптажей родника из первоначального документа - СанПиН 1226-75. Поэтому по многим положениям этот документ повторяет более ранний. Однако есть и некоторые отличия действующих сейчас СанПиН 2.1.4.1175-02, связанные с большей систематизированностью и уточнением изложенного в них материала.

Так, в новых СанПиН 2.1.4.1175-02 в сравнении с отмененными СанПиН 1226-75 более четко дается определение и предназначение каптажа родника, обустройство каптажной камеры для нисходящих и восходящих родников. Предъявляются конкретные требования к диаметру трубы опорожнения (он должен быть не менее 100 мм). В то же самое время в СанПиН 2.1.4.1175-02 отсутствуют некоторые подробности, имевшие место в более раннем документе. Так, здесь нет детализированного условия по подъему дверей и люков каптажных камер над поверхностью земли - не менее чем на 0,4 м. В данном документе это условие оговаривается следующим образом: «Двери и люки должны быть достаточной высоты и размеров, чтобы обеспечить удобное проникновение в каптажную камеру» [16]. Также при описании ограждения территории вокруг каптажа отсутствует принятый СанПиН 1226-75 двухметровый радиус территории, подлежащей ограждению. В новом документе отсутствует какая-либо конкретизация размера территории вокруг каптажа, подлежащей ограждению.

В целом, анализируя содержательную часть СанПиН 2.1.4.1175-02, можно отметить, что документ содержит необходимые разделы: требования к выбору места расположения водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения; требования к устройству и оборудованию водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения; требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения; требования к содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения.

При всем этом хочется заметить, что последний пятый раздел - требования к содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения - состоит всего из двух пунктов:

- п. 5.1. Правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды;

- п. 5.2. В радиусе ближе 20 м от колодца (каптажа) не допускается мытье автомашин, водопой животных, стирка и полоскание белья, а также осуществление других видов деятельности, способствующих загрязнению воды [16].

Несмотря на значимость данного раздела, как видим, по большому счету он представляет собой набор общих фраз.

Отсутствует составляющая, связанная с контролем содержания и эксплуатации водозаборных сооружений (методы, периодичность, ответственность, отчетность, и т.п). Не совсем понятен и размер территории, в радиусе которой запрещена любая деятельность, способствующая загрязнению подземных вод (п. 5.2).

Данный документ акцентирует внимание на 20-метровой зоне вокруг каптажа родника, несколько отчленяя ее от принятой СанПиН 2.1.4.1110-02 30-50-метровой зоны, где устанавливается строжайший режим по ведению хозяйственной и иной любой деятельности.

Обращая внимание на этот момент, при установлении размера наиболее контролируемой территории надо отдавать предпочтение существующим более жестким нормативам. Таким образом, ширина зоны вокруг каптажа родника с соблюдением водоохранного режима должна приниматься, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, равной 30-50 м (в зависимости от защищенности данных подземных вод). При отсутствии данных о степени защищенности данные подземные воды априори относятся к незащищенным водам с увеличением радиуса контролируемой территории до 50 м.

Если придерживаться одного официального документа, то разногласия по размерам территории вокруг источника водоснабжения, где вводится запретительный режим на любые виды деятельности, приводящей к загрязнению природных вод, будут исключены.

Вполне понятно, что в условиях плотной городской застройки порой отсутствует возможность создания вокруг водоисточников полноценных зон санитарной охраны. Тем более затруднен контроль соблюдения природоохранного режима во всех трех поясах ЗСО. Поэтому выделение вокруг родника территории радиусом 50 м, подлежащей особому контролю, вполне в данном случае приемлемо и осуществимо.

Когда говорится об охране нецентрализованных источников водоснабжения, особую озабоченность вызывает отсутствие соответствующей законодательной базы. На сегодняшний день гарантии водного законодательства РФ в области обеспечения населения качественной питьевой водой получили свое развитие только в отношении централизованного водоснабжения. Так, 7 декабря 2011 г. вступил в силу ФЗ РФ №416 «О водоснабжении и водоотведении» [18], регулирующий правовые отношения в сфере централизованного питьевого водоснабжения населения и соответственно оставляющий без рассмотрения подобные отношения в сфере нецентрализованного водоснабжения, к которой и относятся выходы родниковых вод.

В 2009 г. распоряжением Правительства РФ №1235-р были утверждены Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, а также План мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года [19].

В стратегии рассматриваются следующие важные моменты, касающиеся поземных источников питьевого назначения:

- снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, охрана подземных вод от загрязнения;

- обустройство зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения и обеспечение соблюдения режима соответствующих зон санитарной охраны;

- повышение защищенности подземных вод от техногенных загрязнений путем разработки требований к осуществлению использования земельных участков в границах площадей залегания месторождений подземных вод;

- создание информационно-аналитической системы и автоматизированных средств учета ресурсов и запасов подземных вод, оптимизация государственной опорной наблюдательной сети и актуализация нормативно-методической базы ведения государственного мониторинга состояния недр;

- оценка ресурсов поверхностных и подземных вод в условиях изменяющегося климата и хозяйственной деятельности.

Однако все перечисленные меры охраны и защиты подземных вод, мониторинга их состояния опять-таки касаются источников централизованного водоснабжения, как более приоритетных для водоснабжения населения. При этом вопросы санитарного состояния источников нецентрализованного

водоснабжения, в том числе родников - контроль экологического состояния территории вблизи родников, обустройство и эксплуатация их каптажей, остаются без внимания.

Крупные федеральные проекты, как правило, дают начало развертыванию работ по соответствующим направлениям и в регионах. В этом аспекте уместно будет вспомнить утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 ноября 2010 г. №356 Республиканскую целевую программу «Чистая вода на 2011 - 2015 годы» [20].

В плане наиболее приоритетных мероприятий относительно источников питьевого водоснабжения этой программы поставлены:

1) строительство и реконструкция объектов водоснабжения;
2) строительство и реконструкция водозаборов подземных вод;
3) обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений;
4) улучшение качества воды в водоисточниках;
5) соблюдение режима водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов;
6) предотвращение загрязнения водоисточников на территории Удмуртской Республики;
7) поиск, разведка запасов подземных вод;
8) рациональное использование водных ресурсов, поиск дополнительных источников питьевого водоснабжения;
9) строительство объектов водоснабжения;
10) обеспечение безопасности и мониторинга водоисточников, используемых для водоснабжения населения.

При этом в строке «Рациональное использование водных ресурсов, поиск дополнительных источников питьевого водоснабжения» этого плана мероприятий поставлено единственное мероприятие, связанное с родниковыми водами - «Изучение качества родниковых вод в северных районах Удмуртской Республики».

Исследование родников урбанизированных территорий предполагает проведение ряда отдельных взаимосвязанных работ, составляющих в итоге единый комплекс:

- проведение инвентаризации всех родников, используемых населением в качестве источников нецентрализованного водоснабжения;

- нанесение их на карту-схему населенного пункта;

- обследование территории вблизи родника в радиусе 50-й зоны (как указывалось выше, принимая априори данные подземные воды незащищенными) и определение тем самым экологосанитарного состояния и антропогенной нагрузки территории первого пояса ЗСО;

- проведение серии наблюдений за режимом использования и посещаемостью родника населением с целью определения социальной значимости данного выхода подземных вод как источника питьевого водоснабжения.

Завершающим этапом в исследовании родника является составление паспорта родника. Паспортизация родников уже проводилась в нашей стране, и наработки в области создания этих систематизированных документов уже имеются. Примером может послужить макет такого паспорта, приводимый в Приложении №1 к Постановлению Правительства Москвы №399 от 30 мая 2000 г. «О сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории города Москвы» [21].

Согласно этому документу паспорта родников составляются не для всех выходов родниковых вод, а только для родников на территории города Москвы, которые объявляются памятниками природы регионального значения при наличии одного из следующих критериев:

- высокая пейзажная ценность окружающего ландшафта и экологическая ценность самого родника;

- традиционно высокое историческое, культурное или религиозное значение родника.

Это важный момент, так как для всех родников в городе не представляется возможным провести подобную работу в сжатые сроки. Поэтому и выбираются родники, наиболее нуждающиеся в подобной деятельности.

Паспорт родника содержит следующую информацию [21]:

- название родника;

- адрес участка, занятого родником;

- описание территории - местоположения родника в рельефе;

- характеристика каптажа и его санитарно-техническое состояние;

- геологический возраст и литологическая характеристика водоносных пород;

- тип источника (восходящий, нисходящий);

- расход родника (л/с);

- температура воды (°С);

- санитарное состояние территории расположения родника;

- санитарное состояние области питания родника;

- характеристика природных сообществ, представленных на участке, занятом памятником природы;

- режим использования источника местным населением (регулярно, периодически, эпизодически);

- режим функционирования родника;

- режим особой охраны, установленной на участке, занятом родником;

- химические и бактериологические характеристики родниковых вод;

- наименование и юридический адрес хозяйствующего субъекта, на который возлагаются обязанности по содержанию участков, занятых родниками, и обеспечению режима особой охраны родников - памятников природы регионального значения, а также юридические адреса территориального отдела специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды и органов санитарно-эпидемиологического надзора;

- схема границ участка, занятого памятником природы.

В этот перечень сведений по описанию родника и его водосбора автор статьи считает необходимым добавить следующую информацию:

- характеристику обустройства подходов к роднику;

- характеристику физического и санитарного состояния каптажной камеры с соответствующим заключением по состоянию каптажной камеры и необходимыми рекомендациями;

- социальное значение родника как источника питьевого водоснабжения.

Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что родники как дополнительные источники питьевого водоснабжения для жителей населенных пунктов на сегодняшний день остаются без правовой базы. В этом случае родники, как правильно полагает О.Д. Лукашевич с соавторами [22], юридически не считаются источниками нецентрализованного водоснабжения, даже если некоторые из них фактически таковыми и являются.

Кроме того, в существующей нормативной базе отсутствуют некоторые методические разделы, позволяющие осуществлять необходимые контрольные функции и принимать управленческие решения: программа защиты от загрязнения территории, влияющей на качество подземных вод, программа контроля состояния каптажных камер и обустройства подходов к роднику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Широкова В.А. История гидрохимии в России: этапы развития, проблемы, исследования. М.: Изопроект пвх, 2005. 280 с.
2. ФЗ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.). Ст. 23.
3. ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп). Ст. 18.
4. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 (действующая редакция). Ст. 4.
5. Положение об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. №801). П. 2.
6. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. №640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».
7. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра». П. 12.
8. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ. С. 59.
9. Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 219).
10. Постановление ЦИК и СНК СССР № 96/834 от 17 мая 1937 г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения».
11. Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения (утв. Главным государственным санитарным врачом Союза ССР 18 декабря 1982 г. №2640-82).
12. СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственнопитьевого назначения» (введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г. №7).
13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. №10).
14. СП 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. №32 с 1 апреля 2002 г.).
15. СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 01.01.2002).
16. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 г. № 40).
17. СанПиН 1226-75 «Санитарные правила по устройству и содержанию колодцев и каптажей родников, используемых для децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» (утв. заместителем Главного государственного санитарного врача Союза ССР 20.02.1975 г. №1226-75).
18. ФЗ РФ № 416 «О водоснабжении и водоотведении». Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года.
19. Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. №1235-р (с изм. от 28 декабря 2010 г.).
20. Республиканская целевая программа «Чистая вода на 2011-2015 годы». Утверждена Постановлением Правительства УР от 22 ноября 2010 г. №356 «Об утверждении республиканской целевой программы «Чистая вода на 2011-2015 годы». Ижевск, 2010. 30 с.
21. Постановление Правительства Москвы № 399 от 30 мая 2000 г. «О сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории города Москвы».
22. Лукашевич О.Д., Усова Н.Т., Федорова В.П., Зейле Л.А. Родники на урбанизированной территории: экологическое состояние, тенденции их изменения, перспективы использования как резервных водоисточников // Вода: технология и экология. 2007. №1. С. 3-14.

Поступила в редакцию 15.01.12

O.V. Gagarina

Issues of research and control of the ecological and sanitary condition of springs in normative documents of the Russian Federation

In a retrospective show, the short analysis of the basic normative documents of the Russian Federation in the field of drinking water supply with allocation of the statutory acts concerning springs as sources of non-centralized water supply is given. Insufficiency of the existing standard-legal base concerning control of the ecological and sanitary condition of springs and the area of their feeding is shown. The complex of water security actions for springs of the urbanized territories is presented.

Гагарина Ольга Вячеславовна,

кандидат географических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)

E-mail: olgagagarina@mail.ru

Gagarina O.V.,

candidate of geography, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: olgagagarina@mail.ru
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты