Спросить
Войти

Дни науки для детей в Монгун-Тайгинском районе Тувы

Автор: указан в статье

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

ДНИ НАУКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В МОНГУН-ТАЙГИНСКОМ РАЙОНЕ ТУВЫ

Б. С. Серен-оол1

Аннотация: Автор рассказывает о том, как прошли мероприятия «Дни науки», организованные для детей в Монгун-Тайгинском районе Тувы летом 2010 года.

SCIENCE DAYS FOR CHILDREN IN MONGUN-TAYGA

DISTRICT OF TUVA

B. S. Seren-ool

Abstract: Author describes the activities of “Science Days” for children of Mongun-Tayga district of Tuva in summer 2010.

В течение двух дней 20-21 июля 2010 года в стационарных лагерях «Ак-Хол» Управления образования и молодежной политики и Центра социальной помощи семье и детям Монгун-Тайгинского кожууна прошли Дни науки. Мероприятия задумала и реализовала научный сотрудник Тувинского института гуманитарных исследования Валерия Кан

1 Серен-оол Бэлла Сергеевна — выпускница исторического факультета Тывинского государственного университета.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_7/2143-seren-ool.html

248

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

” ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

при поддержке главы администрации района, управления образования и молодежной политики. ТИКОПР СО РАН представлял Вячеслав Кызыл-оол. Мне же посчастливилось поехать с ними в качестве помощника.

Дети двух лагерей «Ак-Хол» познакомились с деятельностью и достижениями молодых ученых из Кызыла, получили ценные методические советы, в том числе профориентационного характера. Ребята горячо откликнулись на выступления гостей, активно задавали вопросы, вступали в обсуждения, показав тем самым свою эрудированность и заинтересованность.

Помимо работы в лагерях ученые провели опрос жителей отдаленного района на тему «Социальное самочувствие населения Тува в связи со строительством железной дороги и освоением месторождений в Туве».

Дорога в Мугур-Аксы — центр Монгун-Тайгинского района — занимает 9 часов, длиною она примерно 480 км. Не зря этот район назван самым отдаленным и труднодоступным. От Мугур-Аксы до озера Ак-Хол, на берегу которого расположены нужные нам лагеря — 30 км. По дороге в пункт назначения мы надеялись увидеть гору Монгун-Тайга. К сожалению, ее вершины были плотно скрыты облаками. Кстати, у местных жителей эта гора —метеостанция. Если вершина скрыта облаками — значит жди дождя, что под вечер с нами и случилось. Зато по приближению к озеру АкНеутомленные дорогой

249

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

” ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

Хол нашему взору предстала картина великолепной красоты — в водной глади озера отражались небо и вершины близлежащих гор.

Молодые ученые уже имели опыт в проведении подобных мероприятий (в Каа-Хемском районе, в с. Сукпак, в г. Кызыле). Они приготовили для детей насыщенную, разнообразную программу под названием «Дни науки», рассчитанную на два дня.

Встреча началась с презентаций «Кто такой ученый?» и «Научные организации Тувы». Так как большинство ребят перешли в старшие классы, можно считать, что это были профориентационные занятия. Члены Совета молодых ученых стремились, чтобы дети поняли кто такой ученый, чем он занимается, в чем цель и значение науки.

Последующее общение с аудиторией показало, что в монгун-тайгинских школах немало эрудированных и любознательных ребят. Они ответили, что ученые — это исследователи, главная цель науки — открытие нового знания, и, наконец, «ученые помогают сделать жизнь людей безопаснее, комфортнее и лучше».

Далее вниманию детей были представлены презентации научных организаций республики, таких как Тувинский институт гуманитарных исследований при Правительстве РТ, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, Убсунурский центр биосферных исследоваЗнакомство и первые уроки

250

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

” ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

ний СО РАН, а также Тывинский госуниверситет и Национальный музей РТ.

Ценно то, что ребята узнали о профессии ученого из первых уст. Вячеслав Кызыл-оол поведал о том, что изучают сотрудники ТувИКОПР, о проблемах и возможностях утилизации бытовых отходов. Особый интерес у ребят вызвали рассказы о родной земле, ее природных ресурсах и проблемах экологии.

Все занятия проходили в состязательной форме. Дети двух лагерей были объединены и разделены на группы. В старшей подгруппе сформировали 4 команды. Дети постарались названия своих команд связать с наукой: «Ученые», «Вундеркинды», «Цифры» и «Историки». В ходе занятий команды активно обсуждали и разбирали задания, отвечали на вопросы и зарабатывали себе баллы.

Монгун-Тайгинский район славится своей суровой, но величественной и девственной природой. Несомненно, тема бережного отношения к родной земле нашла отклик в сердцах ее маленьких жителей. Наши предки передавали из века в век традиции и обряды, позволяющие сберечь нашу природу и донести ее следующим поколениям в первозданном виде.

Я объяснила ребятам о том, что раньше считалось традицией и значение знания истории своего рода (родословной). Если мы не будем знать, откуда мы произошли, не будем учить историю своего рода, своего края, не будем чтить

О родном крае и традициях

251

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

” ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

многовековые традиции и обычаи — у нашего народа не будет будущего. Ведь сегодня не все помнят заветы старших и не всегда соблюдают традиции. Именно эти проблемы мы обсуждали с детьми на занятии «Традиции и обряды тувинцев». Затем после разъяснения правил был объявлен конкурс «Моя родословная».

В продолжение темы вечером гости показали детям прекрасный документальный фильм талантливого режиссера Люка Бессона «Дом. Свидание с планетой». В этом фильме поднимаются проблемы экологии и защиты окружающей среды.

Наутро у нас состоялась прогулка к знаменитому озеру Ак-Хол. А известно оно своими лечебными свойствами. В озере живут рачки (я бы назвала их даже — пиявки). Они отличаются от бокоплавов озера Сватиково. И кусают больнее. Но, со слов местного населения, купание в Ак-Хол помогает при различных заболеваниях. В общем, все в этом озере, начиная от грязи, заканчивая пиявками, несет людям здоровье и красоту. Во время экскурсии к озеру дети вместе с вожатыми поведали гостям легенды своего края. Каждый старался по-своему рассказать историю происхождения озера Ак-Хол и горы Монгун-Тайги. Может быть, ребята были вдохновлены вчерашним фильмом. Но я думаю, что они просто любят свой родной край. Вдобавок, у детей всегда живое воображение. Легенды получились красивые и искренние, столь же хорошо ребята пели — об озере Ак-Хол и Монгун-Тайге. Лучшим рассказчикам были вручены подарки.

252

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

” ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

Конкурсы раскрыли таланты

Мне очень понравилось, как дети творчески подошли к выполнению домашнего задания — к составлению своего генеалогического древа. Оказалось, что ребята хорошо знают свои корни. Для оценки родословных была создана экспертная комиссия из гостей, вожатых и сотрудников отдела управления.

Меня, как историка, поразило то, что ученица 7-го класса Шораана Тоштуг-оол знает семь поколений своего рода (!), в то время как я, например, знаю лишь четыре. 2-е место досталось детям из одного «клана»: Чайзату Куулару, До-зурашу Шомбулу, Артышу и Намбай-оолу Хулеру за творческий подход к составлению родового древа. 3-е место поделили между собой Сайзана Хертек и Сайзана Салчак. Они воспроизвели родословные с двух сторон — по отцовской и материнской линии — в каждой по четыре поколения. В старшей подгруппе за оригинальность, творческий подход и точное воспроизведение 1-е место присудили Шаанаку Су-румаа, Айдысу, Артыне и Чандан-оолу Буян-Бадыргы, которые являются родственниками. Жюри весьма понравилось также неординарное мышление Кежик Чамбал и сестер Ай-гыз Иргит и Дамырак Калдар-оол, которые завоевали 2-е и 3е места соответственно.

Валерия Сергеевна Кан провела урок «Победа советского народа в Великой Отечественной войне — это и победа тувинского народа». Ученая рассказала о различных формах помощи, которых оказывали жители Тувы Советскому Сою253

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

” ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

зу, о героических поступках советских жителей и добровольцев из Тувинской Народной Республики, о духе военного времени. Отрадно то, что ребята неплохо знали имена добровольцев из своего района, многие из них лично участвовали в реставрации памятников.

Ребята смогли познакомиться с книгой «Назидание потомкам», два экземпляра которой администрация ТИГИ передала в фонд библиотек кожууна.

Теме Великой Отечественной войне был посвящен конкурс рисунков. В этом конкурсе всех растрогала работа Че-чеккей Салчак (1-е место). Она изобразила женщину с ребенком на руках, непокоренную тяготами войны. Чечекей посвятила свой рисунок Вере Байлак — участнице Великой Отечественной и многодетной матери. Не менее талантливыми оказались Сырга Сыргымай (2-е место) и Алдын-Херел Ламажап (3-е место).

Дети должны помнить и уважать подвиг своего народа. Отметим большую роль таких занятий в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

На второй день В. С. Кан провела занятия «Как стать успешным?» и «Как научиться быстро писать?» для личностного развития детей. Ребята постигли азы лидерства и успеха и узнали способы быстрого конспектирования.

По просьбе районного Управления образования молоКульминация Дней науки

дые ученые провели методический семинар для вожатых и

254

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

” ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

детей, интересующихся исследовательской работой. Слушатели получили знания о специфике исследовательской деятельности, ее основных этапах и структуре работы, о положительных и сложных сторонах творческого поиска, о перспективности исследовательской работы, услышали призыв присоединиться к ученым. Учащимся, занимающимся исследованиями и их руководителям, была предложена научнометодическая помощь со стороны Совета молодых ученых и специалистов РТ.

Подобный семинар прошел в Монгун-Тайгинском районе впервые, был встречен с большим интересом, было высказано немало одобрительных отзывов от слушателей.

Завершающее занятие провел Вячеслав Кызыл-оол. Он рассказал детям о своем исследовании жуков-скарабеев Тувы. Сотрудник ТувИКОПР подчеркнул важность этих исследований. Ведь жуки бывают не только вредителями наших огородов, но и санитарами леса.

Второй день завершила итоговая викторина «Самые умные и любознательные» по всем пройденным занятиям. Молодые ученые были рады тому, как дети хорошо усвоили новые знания. Ребята четко и быстро отвечали на вопросы. Творческие задания они выполнили на хорошем уровне в течение минуты. Самое главное, они справились с заданием с помощью метода «мозгового штурма», организованным Валерией Кан.

Проверка знаний

255

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

” ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

В течение одной минуты дети набросали целый ряд действенных мероприятий по защите и сохранению чистоты любимого озера монгун-тайгинцев (создание народных дружин по защите озера, установление табличек с информацией, проведение рейдов по очистке мусора, проведение занятий и т.д.). Ребята работали в темноте (света не было), но как их захватили азарт и интерес к теме!

Викторина выявила сильнейшую команду. По итогам двухневной работы 1-е место заняла команда «Историков». Им от ТИГИ были вручены ценные подарки — книги. «Ученые» заняли 2-е место и получили газеты ТИГИ. Почетные 3е и 4-е места получили «Цифры» и «Вундеркинды» соответственно. Все участники были награждены памятными сувенирами, памятными медалями, а команды — почетными грамотами.

В свою очередь представители Управления образования и молодежной политики Монгун-Тайгинского района вручили молодым ученым памятные подарки и отметили, что данное мероприятие войдет в историю кожууна как позитивное и развивающее.

Главная цель молодых ученых была достигнута. Очень важно ученому, по мнению Валерии Кан и Вячеслава Кызыл-оола, вести активную общественную, в том числе просветительскую деятельность, нести свет знаний детям, простым жителям Тувы. Отрадно то, что этим принципам они сами следуют на практике. Может быть, через несколько лет ктоИтоги поездки

256

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

” ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 3 2010 г.

то из ребят захочет стать ученым, и ряды энтузиастов-исследователей пополнятся молодыми людьми. Было решено продолжить сотрудничество и провести осенью семинар для учителей всего кожууна.

Молодые ученые выражают благодарность главе администрации кожууна Алексею Очур-оолу, управлению образования и молодежной политики в лице Марианны Саая, благодаря которым и состоялась эта поездка. Теплый прием и содействие ученым оказали Светлана Салчак, Алена Когел, педагогические коллективы стационарных лагерей «Ак-Хол».

257
МОНГУН-ТАЙГА НАУКА science ТУВИНОВЕДЕНИЕ ВСТРЕЧИ meetings ШКОЛЬНИКИ УЧЕНЫЕ scientists ТИГИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты