Спросить
Войти

ДОИСЛАМСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И РЕЛИГИИ НА ТЕРРИТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 372.82

ДОИСЛАМСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И РЕЛИГИИ НА ТЕРРИТОРИИ

КЫРГЫЗСТАНА

Атантаева Динара Турсункуловна, соискатель, ОшГУ, Ош, Кыргызстан

В статье кратко излагается мозаика досламских верований и религий на территории Кыргызстана в первом тысячелетии нашей эры. Делается вывод, что территория Кыргызстана была регионом средоточения духовных ценностей и идеологических ориентиров как Запада, так и Востока. Синкретизировавшись между собой, эти доисламские верования с VIII века почти до XIII века параллельно существовали с исламом в условиях идеологической конкуренции. Ключевые слова: Ислам; доисламские верования и религии; синкретизм; идеологическая конкуренция.

PRE-ISLAMIC BELIEFS AND RELIGIONS IN KYRGYZSTAN

Atantaeva Dinara Tursunkulovna, applicant, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

The article briefly presents a mosaic of pre-Islam beliefs and religions on the territory of Kyrgyzstan in the first millennium of our era. It is concluded that the territory of Kyrgyzstan was a region of confrontation of spiritual values and ideological landmarks of both the West and the East. Syncretized among themselves, these pre-Islamic beliefs from the VIII century almost until the XIII century in parallel existed with Islam in conditions of ideological competition. Keywords: Islam; pre-Islamic beliefs and religions; syncretism; ideological competition.

Для цитирования: Атантаева Д. Т. Доисламские верования и религии на территории Кыргызстана // Наука без границ. 2019. № 3(31). С. 26-31.

Процесс распространения и укрепления религии Ислам на территории Кыргызстана охватывает около 1300 лет, и он связан со многими историческими событиями:

формированием и разрушением империй, войнами, историко-культурной, духовной интеграцией народов.

Согласно исследованиям востоковедов В. В. Бартольда [6, 7, 8], О. Караева [10], отечественных историков А. Мокеева [15], Н. Курбановой [13], Абу Хасан [2], С. Кыдырмышева [14], А. Табышалиевой [17], А. Яркова [20], Асан ажы Саипов [3], А.Жусубалиева [9], И. Аслановой [4] и других исламская религия начала распространяться на территории Кыргызстана с VП-VШ веков. Действительно, процесс распространения, развития и укрепления религии ислама на этой территории охватывает около 1300 лет. За это время создавались государства, формировались империи, интегрировались культуры разных народов, бывали разрушительные войны, менялся образ жизни. Однако ислам, то ускоряясь, то замедляясь в своем развитии, поступательно шел вперед, сквозь времена и события, пока не стал основной религией современного Кыргызстана. Однако в Средней Азии конкурировали между собой многие верования и религии, которые существовали задолго до появления ислама. Исследователи отмечают, что на территорию Кыргызстана за весь период первого тысячелетия нашей эры проникали разные верования, начиная с язычества, ранними религиями, как зороастризм, буддизм, христианство, манихейство и др. Проникновение и распространение многих верований и религий в Средней Азии приходило с запада, в большинстве случаев с Ирана. По Великому шелковому пути вместе с разными торговцами шли на восток миссионеры. Были среди них и вынужденные переселенцы - носители западных верований, которые подвергались периодически гонениям властей сасанид-ского Ирана [1, с.22-31].

Один из видных представителей «Исламского ренессанса» Х века Мухаммад ибн Муса аль Хорезми (783-850) в своем труде «Ключи науки» (Мафатик алулум) приводит краткие сведения о доисламских верованиях. Ему были известны, например, зороастризм и его секты - маздакийа

и бехафаридийа [18].

На территории Средней Азии, в том числе Кыргызстана, зороастризм был одной из основных религией вплоть до X века. На южном склоне горы Сулейман-Тахт, находящегося в сердце кыргызского города Ош, обнаружены следы зороастрий-ского храма трехтысячелетней давности. Есть миф о том, что главный пророк зороастризма Заратуштра жил и творил свое учение, живя в огнедышащей пещере на одинокой горе, что можно сравнить его с современной горой Сулайман-Тоо в центре города Ош. Это предположение подтверждается словами китайского путешественника Чжан Цяна, посетившего во II в. до н.э. государство Давань и писавшего о существовании на горе возле города Охша храма огнепоклонников [11, с. 22-36].

По сведениям археологов, одни из ворот города Ош в сторону горы Сулайман (Ба-рахкух) назывались «Дарвазайи Мугкеде», что напоминало дорогу, идущую к храму огнепоклонников. С зороастризмом тесно связан праздник Нооруз, который празднуется и кыргызами. Одно из ритуальных блюд праздника называется сумаляк (сYмeлeк). Кыргызы в начале приготовления сумаляка, а потом и перед тем, как открывают крышку казана, где готовилось блюдо, читают Коран. Тем самым кыргызы связывали CYмeлeк, Нооруз не только с зороастризмом, но и с Аллахом и дочерями пророка - Зухрой и Фатимой, даже языческой богиней Умай (тенгрианство) [20, с. 15].

О распространении позднего зороастризма, который существовал в период сасанидов (Ш-УП века) на территории Кыргызстана, можно судить по археологическим находкам разных изделий из керамики, погребальных склепов, скелетиро-ванные останки умерших, склепы-ящики, урны, сосуды, разукрашенные разными символами, с изображениями авестий-ско-зороастрийских богов и их атрибутов.

Эти погребальные обряды, видимо, проникли через переселившихся в Чуйскую и Таласскую долины согдийцев Маверенна-гра, не пожелавших принять ислам на своей родине. Даже поздние исламские мавзолеи, или гумбезы (например, у кыргызов), относятся к традициям зороастрийцев, адаптированных к исламу.

В Среднюю Азию христиане активно проникали вследствие гонений на них властями сасанидского Ирана (340-363 гг., 379-401 гг.). Они спасались от репрессий бегством на восток. Приход христианства на территорию Кыргызстана связывают с деятельностью апостола Матфея. По сообщению итальянского монаха Рубрука, на берегу кыргызского Иссык-Куля существовал армянский монастырь [1, с. 2231]. Археологами найдена самая древняя христианская постройка среди развалин Ак-Бешим, что находится на Чуйской долине Кыргызстана, Средневековый город Ак-Бешим кыргызскими историками отождествляется со столицей тюркских каганатов Суябом.

По мнению исследователя Кыргызстана И.Аслановой, несмотря на то, что часто в христианство обращались согдийцы, тюркские племена (чигили, теле-уйгуры, карлуки) и монголы, христианство не стало в Центральной Азии общенародной религией. Оно мирно уживалось с буддизмом, манихейством, зороастризмом, с племенными культами, а с VШ-Х веков и с исламом [4].

По Великому Шелковому пути с запада на восток торговцы везли не только ремесленные изделия, различные благовония, драгоценности, но и священные книги. На территории Средней Азии и Кыргызстана археологи часто находят разные памятники христианского происхождения: развалины храмов и монастырей, керамические и металлические изделия с изображением христианских элементов, церковная утварь, нательные кресты и медальоны, могильные камни с надгробными надписями на тюркском и сирийском языках. Они датируются с VI века почти до XIV века.

От христианства отпочковалось несто-рианство как доктрина Восточной церкви. Манихейство имело генетическое родство с зороастризмом, иудаизмом, митраизмом, христианством. По легендам, основателем манихейства был один из ближайших учеников Мани - мар Аммо (Фома), историчность которого пока не выяснена до конца [1, с. 22-31].

В VIII веке западно-тюркский каган считался самым могущественным покровителем манихеев. Манихейство распространилось на территории Семиречья и Таласской долины. По сведениям кыргызского историка А. Яркова, для «пробуждения веры» среди тюрков священники манихеев перевели на тюркский язык манихейский трактат "Ики йылтыз ном" (Священная книга двух основ). Один из экземпляров был переписан в IX веке в Таразе, находящемся близко к границам современного Кыргызстана [20, с. 17].

В 60-х годах VIII века манихейство было государственной религией Уйгурского каганата. Поскольку енисейские кыргызы жили северо-восточнее уйгуров, эта религия в VШ-IX веках распространилась и среди них. Такая точка зрения повторяется многими исследователями, изучавшими историю южно-сибирских народов, в том числе енисейских кыргызов VШ-X веков

В. В. Бартольд считал, что в раннем средневековье Среднеазиатский регион был своеобразным бастионом религиозного синкретизма. Еще при ранних тюрках на территорию Кыргызстана проникали проповедники, миссионеры, представители различных мировых религий: буддисты, христиане-несториане, мусульмане суфии, джали и т.д. [7, с. 17].

По данным кыргызского исследователя А. Яркова, в начале нашей эры в Кыргызстан проник и буддизм. Имеются сведения о том, что в 630 году каган западных тюрок Таншэху на Иссык-Куле принял китайского монаха-буддиста Сюань Цзана. Буддизм просуществовал на территории Кыргызстана почти до IX века. Остатки буддийских храмов и монастырей найдены на Ак-Бешиме и в Краснореченске [20, с.16].

Кыргызским историкам недавно стало известно, что еще один христианский монастырь существовал благодаря так называемой «Каталанской карте». Известно, что в 1375 году в Испании придворный мастер «картографии и буссолей» Авраам Крескус создал знаменитую Каталонскую карту мира [5]. Согласно этому атласу по берегам Иссык-Куля проживали христиане. На карте, где размещено озеро, изображено здание с двумя башнями, увенчанное крестом, с пояснительной надписью на каталонском диалекте испанского языка: «Место, которое называется Иссиколь».

Путешественник П. Семенов-Тян-Шан-ский писал, что несториане-христиане, бежавшие от преследований вглубь Азии, в XII веке основали свой монастырь на берегу Иссык-Куля [16]. Академик В. Бар-тольд и другие археологи и историки, исследовавшие христианские захоронения, в своих трудах считают монастырь армянским [5].

Как указывает В. Бартольд, «некоторые библейские легенды были локализованы в Фергане; так, показывали «могилу Иова» [6, с. 135]. Это сообщение, несомненно, касается целебных источников, которые и поныне называются Хазрет-Аюб, около города Жалал-Абад на юге Кыргызстана.

В период первоначального распространения ислама население Кыргызстана было толерантным. Источники сообщают, что в населенных пунктах Семиречья христиане, зороастрийцы, «сабии» (буддисты?) и мусульмане жили в соседстве. Об этом напоминает персоязычный автор географического трактата 982 года «Худуд ал-алам» [12].

Из этого краткого обзора становится понятным, что территория Кыргызстана как важный, серединный регион Евразии, издревле был средоточием духовных ценностей и идеологических ориентиров как Запада, так и Востока. Синкретизировав-шись между собой, указанные доисламские верования с VIII века почти до XIII века параллельно существовали с исламом в условиях идеологической конкуренции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаев Е. Христианство, манихейство, маздакизм: религии раннесредневекового Узбекистана // Восток свыше. Духовный, литературно-исторический журнал. Вып.ХХХШ. 2014. № 1-2, январь-июнь. С. 22-31.
2. Абу Хасан М. Н. Начало распространения ислама на территории Кыргызстана (середина VIII-X вв.) // Вестник КРСУ. 2002. № 4.
3. Асан ажы Саипов Ислам дининин Орто Азия ТYрк элдеринин арасына жайылуусу // Ак-Ба-шат журналы, 2006. Алтынчы сан. Режим доступа: http://www.akbashat.kg/6-san.php
4. Асланова И. Краткий обзор истории религии на территории Кыргызстана. Режим доступа: http://kghistory.akipress.Org/unews/un_post:1834
5. Атоян Р. Место, которое называется Иссиколь. В этом месте монастырь братьев армян... // Новое время (газета). 05.09.2013.
6. Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана / Академия наук СССР. Комис. по изучению естественных производит. сил СССР. - Л.: Изд-во АН СССР, 1927. - II, 256 с.
7. Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк // Соч. Т. II. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. М.: 1963. 891 с.
8. Бартольд В. В. Очерк истории Семиречья / Отв. ред. А. Н. Бернштам ; Ин-т языка, лит. и

истории АН СССР, Кирг. фил. - Фрунзе : Киргизгосиздат, 1943. 104 с.

9. Жусубалиев А. Кыргыздардын мусулмандашуу тарыхы. - Бишкек, 2016. 320 с.
10. Караев О. Чагатайский улус. Государство Хайду. Могулистан. Образование кыргызского народа. Б.: Кыргызстан, 1995. 160 с.
11. Кененсариев Т. Мысли о трехтысячелетия Оша и предстоящем празднике 3015-летие города // Маданият баалуулуктарын камтыган сырдуу Ош-3015. Бишкек, «Улуу Тоолор». 2015. С. 22-36.
12. Книга о пределах мира от Востока к Западу (Китаб Худуд ал-алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб). Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Hudud/frametext.htm
13. Курбанова Н. К вопросу распространения ислама в Кыргызстане // Вести Кырг.гос.уни-верситета. - Б., 2007. Вып.УШ. С. 53-57.
14. Кыдырмышев Н. С. Исторические предпосылки развития ислама среди киргизов // Тюркологические публикации. Режим доступа: www.ethnonet.ru («Этножурнал») 19.11.2005
15. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. (Этапы этнической и политической истории кыргызского народа во второй пол. IX - сер.XVIII вв.). -Б.: КТУМ, 2010. 280 с.
16. Семенов-Тян-Шанский П. П. Путешествие в Тянь-Шань / Москва : Государственное издательство географической литературы, 1953. 274 с.
17. Табышалиева А. Вера в Туркестане: Очерк истории религий в Средней Азии и Казахстане. - Бишкек: «Аз-Мак» 1993. 162 с.
18. Христианство-манихейство-маздакизм в Средней Азии. Режим доступа: http:// www. 12news.uz/news/2014/10/05//
19. Худяков Ю. С. Кыргызы на просторах Азии / Т. К. Чоротегин. - 2-е, доп., исправл.. -Бишкек: Камекс-Детай; Фонд «Сорос-Кыргызстан», 1995. 232 с.
20. Ярков А. Очерк истории религий в Кыргызстане. Б., 2002. 97 с.

REFERENCES

1. Abdullaev E. Hristianstvo, manihejstvo, mazdakizm: religii rannesrednevekovogo Uzbekistana [Christianity, Manichaeism, Mazdakism: religions of early medieval Uzbekistan]. Vostok svyshe. Duhovnyj, literaturno-istoricheskij zhurnal. Vyp.XXXIII. 2014, no. 1-2, January-June, pp. 22-31.
2. Abu Hasan M. N. Nachalo rasprostraneniya islama na territorii Kyrgyzstana (seredina VIII-X vv.) [The beginning of the spread of Islam in Kyrgyzstan (mid-VIII-X centuries.)]. Vestnik KRSU, 2002, no. 4.
3. Asan azhy Saipov Islam dininin Orto Aziya TYrk ehlderinin arasyna zhajyluusu. Ak-Bashat zhurnaly, 2006. Altynchy san. Available at: http://www.akbashat.kg/6-san.php
4. Aslanova I. Kratkij obzor istorii religii na territorii Kyrgyzstana [A brief overview of the history of religion in Kyrgyzstan]. Rezhim dostupa: http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1834
5. Atoyan R. Mesto, kotoroe nazyvaetsya Issikol&. V ehtom meste monastyr& brat&ev armyan... [A place called, Isikol. In this place the monastery of the Armenian brothers.]. Novoe vremya (newspaper). 05 January 2013.
6. Bartol&d V. V. Istoriya kul&turnoj zhizni Turkestana [History of cultural life of Turkestan]. Akademiya nauk SSSR. Komis. po izucheniyu estestvennyh proizvodit. sil SSSR. Leningrad, Izd-vo AN SSSR, 1927, II, 256 p.
7. Bartol&d V. V. Kirgizy. Istoricheskij ocherk [Kirghiz. Historical essay]. Soch. vol. II. part. 1. Obshchie raboty po istorii Srednej Azii. Raboty po istorii Kavkaza i Vostochnoj Evropy. Moscow, 1963, 891 p.
8. Bartol&d V. V. Ocherk istorii Semirech&ya [Essay on the history of Semirechye]. Ed. A. N. Bernshtam ; In-t yazyka, lit. i istorii AN SSSR, Kirg. fil. Frunze : Kirgizgosizdat, 1943, 104 p.
9. Zhusubaliev A. Kyrgyzdardyn musulmandashuu taryhy. Bishkek, 2016, 320 p.
10. Karaev O. Chagatajskij ulus. Gosudarstvo Hajdu. Mogulistan. Obrazovanie kyrgyzskogo

naroda [Chagatai ulus. State Of Hyde. Mogulistan. Education of the Kyrgyz people]. Bishkek, Kyrgyzstan, 1995, 160 p.

11. Kenensariev T. Mysli o trekhtysyacheletiya Osha i predstoyashchem prazdnike 3015-letie goroda [Thoughts about createsecurity Osh and the upcoming holiday 3015 anniversary of the city]. Madaniyat baaluuluktaryn kamtygan syrduu 0sh-3015. Bishkek, «Uluu Toolor», 2015, p. 22-36.
12. Kniga o predelah mira ot Vostoka k Zapadu (Kitab Hudud al-alam min al-Mashrik ila-l-Magrib) [A book on the limits of the world from East to West]. Available at: http://www.vostlit. info/Texts/rus4/Hudud/frametext.htm
13. Kurbanova N. K voprosu rasprostraneniya islama v Kyrgyzstane [On the spread of Islam in Kyrgyzstan]. Vesti Kyrg.gos.universiteta. Bishkek, 2007, iss. VIII, pp. 53-57.
14. Kydyrmyshev N. S. Istoricheskie predposylki razvitiya islama sredi kirgizov [Historical background of the development of Islam among the Kyrgyz]. Tyurkologicheskie publikacii. Available at: www.ethnonet.ru («Etnozhurnal») 19 November 2005.
15. Mokeev A. Kyrgyzy na Altae i na Tyan&-Shane. (Etapy ehtnicheskoj i politicheskoj istorii kyrgyzskogo naroda vo vtoroj pol. IX - ser.XVIII vv.) [Kyrgyz in Altai and Tien Shan. (Stages of ethnic and political history of the Kyrgyz people in the second half. IX-mid.XVIII centuries)]. Bishkek, KTUM, 2010, 280 p.
16. Semenov-Tyan-Shanskij P. P. Puteshestvie v Tyan&-Shan& [Travelling to Tien Shan].Moscow, Gosudarstvennoe izdatel&stvo geograficheskoj literatury, 1953, 274 p.
17. Tabyshalieva A. Vera v Turkestane: Ocherk istorii religij v Srednej Azii i Kazahstane [Faith in Turkestan: an Essay on the history of religions in Central Asia and Kazakhstan]. Bishkek, «Az-Mak», 1993, 162 p.
18. Hristianstvo-manihejstvo-mazdakizm v Srednej Azii [Christianity-Manichaeism mazdakism in Central Asia]. Available at: http://www.12news.uz/news/2014/10/05//
19. Hudyakov Yu. S. Kyrgyzy na prostorah Azii [Kyrgyz in the vastness of Asia]. T. K. Chorotegin. 2nd. ed, dop., ispravl. Bishkek, Kameks-Detaj; Fond «Soros-Kyrgyzstan», 1995, 232 p.
20. Yarkov A. Ocherk istorii religij v Kyrgyzstane [Essay on the history of religions in Kyrgyzstan]. Bishkek, 2002, 97 p.

Материал поступил в редакцию 25.03.2019 © Атантаева Д. Т., 2019

ИСЛАМ ДОИСЛАМСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И РЕЛИГИИ СИНКРЕТИЗМ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ islam pre-islamic beliefs and religions syncretism ideological competition
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты