Спросить
Войти

Башкирская коллекция №1002 российского Этнографического музея

Автор: указан в статье

БАШКИРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ №1002 РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ Лойко Л.М., Янгузин Р.З.

В статье дается подробный анализ башкирской коллекции, собранной в 1906 г. С. И. Руденко. В ней представлены ценные экспонаты по хозяйству и материальной культуре башкирского народа.

УДК 39 ББК 63.5

В Российском этнографическом музее (РЭМ) в Санкт-Петербурге хранятся 16 башкирских коллекций, включающие более 1400 предметов. Среди них основное место занимают коллекции, собранные С.И. Руденко (1885-1969) в 1906 (коллекция №1002, всего 153 номера), 1907

(коллекция №1234, всего 100 номеров и отдельно зарегистрирован якы-тун- №1265-1 -старинный чекмен, сшитый из шкурок молодых жеребят шерстью наружу) и 1912 (коллекция №2881, всего 712 номеров) годах.

Данная статья посвящена истории сбора и характеристике башкирской коллекции №1002 РЭМ. Правда, путь следования С.И. Руденко в 1906

г. и краткий резюме в 2-х предложениях о собранных им экспонатах содержится в статье С. А. Авижанской и Р.Г. Кузеева «Этнографические коллекции по башкирам Государственного музея этнографии народов СССР» (Археология и

этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962. С.344-345). Но она не дает полного представления о коллекции №1002.

С.И. Руденко, будущий выдающийся ученый, внесший неоценимый вклад в различные области человеческого знания - этнографию, археологию, антропологию, гидрологию, геологию, музеологию и др. - родился в Харькове, но юные годы прошли среди башкир, так как его отец, Иван Дмитриевич, работал в г. Перми в комиссии по размежеванию башкирских земель. Вместе с отцом он посетил многие башкирские дачи (в дальнейшем: б.д.) Пермской губернии. Уже в пожилом возрасте, при личной встрече со мной в мае 1967 г. в институте археологии в Ленинграде, он рассказывал: «Я практически с детства общался с башкирами. Меня подкупала их простота, доверчивость и гостеприимство. Когда с отцом приезжали в тот или иной башкирский аул, он обычно уходил работать, а я играл со сверстниками в различные игры, слушал протяжные песни и курай, научился верховой езде, полюбил башкирские напитки, особенно айран, пытался научиться играть на курае ...».

В 1904 г. С.И. Руденко поступил на естественное отделение физико-математического

факультета Санкт-Петербургского университета. В его этнографической подготовке большую роль сыграл Ф.К. Волков. На своих занятиях в университете и Этнографическом отделе Русского музея (Этнографический отдел был преобразован в 1934 г. в Государственный музей этнографии) Федор Кондратьевич рассказывал студентам о методике этнографических исследований, особенно о полевых изысканиях, прививал любовь к исследованию различных народов.

Несомненно, под влиянием Ф.К. Волкова С.И. Руденко в 1906 году, будучи студентом 3 курса, хорошо знавший быт и культуру башкир Пермской губернии, решил стать корреспондентом Этнографического отдела. В Ученый Совет Этнографического отдела он написал об этом заявление, которому приложил удостоверение, выданное Пермским научно-промышленным музеем, следующего содержания: «Сим

удостоверяет, что студент Санкт-Петербургского университета С.И. Руденко, будучи еще гимназистом, обстоятельно лично ознакомился с бытом башкир во время своих каникулярных поездок по башкирским волостям четырех уездов Пермской губернии, результатом чего явилась целая серия фотографий башкир и их обстановки, пожертвованных Пермскому музею, а в 1905 г. Руденко в этом же музее сделал подробное сообщение о башкирах Пермской губернии. 2 февраля 1906 г. г. Пермь» (Архив РЭМ, ф.1, оп.2, д. 505, л. 19). На заседании Ученого Совета, на котором присутствовали Д.И. Толстой, Д.К. Клеменц, И.И. Могилянский, Ф.К. Волков, А.А. Миллер и К. А. Иностранцев, было принято решение принять С. И. Руденко корреспондентом Музея и направить его в экспедицию к башкирам, выделив для этой цели значительное количество средств и предоставив ему удостоверение на право обследования быта башкир в Пермской, Уфимской и Оренбургской губерниях. Таким образом перед молодым исследователем была поставлена сложная задача: изучать, выявить и приобрести экспонаты для музея в 3-х губерниях. Основательно изучив всю имеющуюся литературу о башкирах, С.И. Руденко выезжает в Пермь. Там он начинает

подготовку к экспедиции: необходимо было

получить разрешение на поисковые работы у местных властей, добыть средства для передвижения, организовать оснащение и др. Уже в начале поездки к башкирам, он сталкивается с целым рядом преград со стороны местных властей. Об этом свидетельствует письмо С.И. Руденко в Музей, К. А. Иностранцеву из Перми от 10 апреля 1906 г.:

«Многоуважаемый Константин Александрович!

Сегодня я выезжаю в башкирские дачи юго-востока Пермской губернии при не совсем благоприятных обстоятельствах. Дело в том, что Пермский губернатор . отказался, по непонятным мне причинам, выдать свидетельство с

предписанием оказания мне содействия. мало того, без всякой мотивировки он не соизволил выдать мне разрешение на приобретение

револьвера. Поэтому мне приходится сейчас проходить в очень глухие места Башкирии без оружия» (Архив РЭМ, ф.1, оп.2, д.505, л.3). Но, несмотря на определенные трудности, С.И. Руденко блестяще справился с поставленной перед ним задачей. С апреля по сентябрь месяцы 1906 г. он обследовал башкирские дачи в Пермской губернии: Гайнинская и Уранская - Осинского уезда, Мякотинская, Улукатайская и Балакатайская -

Екатеринбургского уезда, Салзаутская -

Шадринского уезда; в Уфимской губернии: Ирехтинская - Бирского уезда, Шайтан-Кудейская - Златоустовского уезда, Гирей-Кипчакская -Стерлитамакского уезда; в Оренбургской губернии: Каратабыно-Баратабынская - Челябинского уезда, Катайская, Кубеляк-Телевская и Тамьян-Тангаурская - Верхнеуральского уезда, Карагай-Кипчакская и Бурзянская - Орского уезда. С.И. Руденко удалось собрать уникальные экспонаты, сделать фотоснимки башкир и их быта (около 150), производить антропологические изменения, начать сбор сведений и составление карты различных родовых групп и башкирских земельных дач.

Возвратившись в Санкт-Петербург, С.И. Руденко сдает финансовый отчет. 11 декабря он получает предложение от Совета Музея зарегистрировать, привезенную им коллекцию за вознаграждение в 50 рублей за месяц.

Регистрацию коллекции (№1002) С.И. Руденко сделал основательно, он дал не только формальное описание предметов, как это было принято до него, но при описании вносил дополнительные полевые сведения, уточняющие назначение экспоната, сроки и технику его изготовления и бытования и т. д.

Всю коллекцию С.И. Руденко сгруппировал следующим образом: «Модели. Одежда»,

«Украшения», «Полотенца и скатерти», «Оружие и орудия охоты и рыболовства», «Орудия

пчеловодства», «Сельско-хозяйственные орудия», «Утварь и посуда», «Средства передвижения», «Музыкальные инструменты», «Пища».

Модели. Одежда. По заказу С.И. Руденко были сделаны и привезены в РЭМ модели 1/10 натуральной величины шалаша (Орский уезд), летней кухни (Стерлитамакский уезд), летнего деревянного сруба (дер. Абзаково, Кубеляк-Телевская б.д.), летнего жилища катайских башкир (дер. Махмутово, Катайская б.д.) и решетчатой кибитки (дер. Ибрагимово, Бала-Катайская б. д.). Кроме того, в деревне Кудашево Гайнинской б. д. был изготовлен улей, модель 1/5 натуральной величины, сделанный из слегка подгнившего осинового дерева.

В деревне Сары Балакатайской б.д. С.И. Руденко приобрел полный комплект костюма башкирки, который включал платье, штаны, нагрудник, камзол, халат, платок, чулки, обувь с кожаным носком и суконным голенищем, выдровая шапка и фартук.

В Гайнинской б. д. были собраны кафтан, до колен, не застегивающийся сшитый в талию из холщевой материи (дер. Арзян), камзол (дер. Елпачиха), белый бумажный вязаный колпак, мужская лисья шапка, вышитое платье, полотняное платье, лыковые лапти, вязаные перчатки и др.

Из одежды следует еще отметить 2 халата (дер. Темясево, Бурзянская б.д.), лисью шубу (дер. Канлыкулево, Улукатайская б.д.), фартук (дер. Маметово, Ирехтинская б.д.), нательный нагрудник (дер. Алабуга, Мякотинская б.д.), кожаную женскую обувь с суконным голенищем (дер. Махмутово, Катайская б.д.), мужские шапки на лисьем меху (дер. Темясово, Бурзянская б.д.) и из овечьего меха (дер. Сары, Балакатайская б.д.), белую войлочную шляпу (дер. Маметово, Ирехтинская б.д.), полотняное платье (дер. Чокурова, Ирехтинская б. д.), платок вязаный из козьего пуха (дер. Махмутово, Катайская б.д.), веретено (дер. Махмутово, Катайская б.д.), богато украшенный бархатный кушак (дер. Карысбаево, Салзаутская б.д.), бараний тулуп (дер. Темясово, Бурзянская б. д.), кисеть (дер. Кулушево, Катайская б.д.) и др.

Украшения представлены великолепными старинными женскими головными уборами -кашмау (дер. Нугушево, Бурзянская б.д.) и нагрудниками (дер. Ахметово, Гирей-Кипчакская

б. д., дер. Идрисово, Шайтан-Кудейская б. д.), девичьими украшениями волос (дер. Сюздей, Гайнинская б. д.), ожерельями, серебряными позументами и бахромой, браслетами и булавками.

Полотенца и скатерти. Наибольший интерес представляют полотенца, которыми старухи башкирки повязывали себе голову (дер. Сары, Балакатайская б. д.), самотканые конопляные полотенца (дер. Алабуга, Мякотинская б.д., дер. Миндугулово, Бурзянская б.д.), образцы концов полотенца и хараусы из различных башкирских дач. Здесь же - салфетка для покрытия сосуда с кумысом (дер. Алабуга, Мякотинская б.д.), скатерть, тканная из красных, синих и оранжевых фабричных ниток (дер. Алабуга, Мякотинская б.д.), салфетка для прикрытия от мух горлышка кожаного сосуда с кумысом (дер. Карысбаево, Салзаутская б.д.), занавеска, идущая по стенам над окнами (дер. Ахметово, Уранская б. д.), станок для выделки циновок и циновка из камыша (дер. Чатово, Гайнинская б. д.), ковер и узкая полоса шерстяного ковра (дер. Абзаково, Кубелек-Телевская б. д.) и войлок из белой овечьей шерсти (дер. Байгузино, Карагай-Кипчакская б.д.).

Оружие и орудия охоты и рыболовства. Боевой лук из березового дерева (дер. Акчувашево, Балакатайская б. д.). С. И. Руденко отмечает, что такими луками башкиры сражались в Битве народов. Имеются также охотничий лук (дер. Шлыки, Гайнинская б. д.) и стрела (дер. Елпачиха, Гайнинская б.д.), сабля с ножнами - вооружение башкир во время кантонного управления (дер. Кудашево, Гайнинская б.д.), кремневый пистолет (дер. Таскино, Балакатайская б.д.), ножи (дд. Кудашево и Гараево Гайнинской б.д.) и ножны для ножа (дер. Верхнее Нугушево, Бурзянская б.д.). Орудия охоты представляют капканы и лопата для капканов (дер. Кудашево, Гайнинская б.д.), петли для тетеревов (дер. Кудашево, Гайнинская б.д.) и лисицы (дер. Нугушево, Бурзянская б.д.), кистень (дер. Аклуша, Гайнинская б. д.) и посуда для носки дичи (дер. Тюбяй, Гайнинская б.д.). По рыболовству зафиксированы удочка (дер. Сары, Балакатайская б. д.), морда, плетеная из лозы (дер. Мостовая, Гайнинская б. д.) и корзинка для рыбы (дер. Сары, Балакатайская б. д.).

Орудия пчеловодства. Пчеловодный инвентарь был собран в Бурзянской и Гайнинской б. д., т. е. в наиболее развитых и распространенных районах разведения пчел. В Бурзянской б.д., в деревне Верхнее Нугушево приобретены ремень, плетеный из конской кожи, для лазания на дерево,

деревянная изогнутая подставка, липовая кадочка для меда с крышкой, веревка плетеная из длинных белых и черных конских волос, маленький с длинной ручкой топор, гнилушка для подкуривания пчел при добывании меда, инструмент для чистки борти на длинной деревянной ручке (багау) и долото для выделки борти. В Гайнинской б. д. были собраны сетка, одевающаяся пчеловодами при сгребании роя пчел (дер. Аремаул), корзина для перевозки роев (дер. Узунелга), ковшик для сгребания роя и пчел (дер. Каинаул), маточник (дер. Каинаул), скобель с короткой ручкой, употребляющийся при изготовлении ульев (дер. Узунелга), иголки деревянные для прикладывания и прикрепления соты внутри ульев (дер. Каинаул) и блок, деревянный из корня хвойного дерева (дер. Шлыки).

Сельскохозяйственные орудия. Северные башкиры одними из первых перешли к оседлости и земледелию. Это прекрасно знал С.И. Руденко. Поэтому земледельческие орудия труда были собраны им прежде всего в Гайнинской б. д. Это -мотыга для обработки пальника под посев (деревня Шлыки), деревянная борона для боронования пальника (дер. Узунелга), деревянная борона для боронования старой вспаханной пашни (дер. Аклуша), коса-горбуша с очень короткой ручкой (дер. Аклуша), цеп - орудие для ручной молотьбы и деревянная ручная мельница (дер. Сараши).

В деревне Сары Балакатайской б. д. был приобретен сабан или плуг для паханья поля, заимствованный от русских. В деревне Махмутово Катайской б. д. - каменная ручная мельница.

Утварь и посуда. В начале XX в. в связи с уменьшением поголовья скота башкиры постепенно прекратили изготовление кожаной посуды. Но в быту пользовались еще утварью из шкур и кожи домашних животных. В собрании С.И. Руденко они представлены огромным кожаным сосудом вместимостью около 8 ведер для приготовления кумыса (дер. Аязгулово, Каратабыно-Баратабынская б. д.), кожаным сосудом для кумыса, айрана или кислого молока (дер. Кырысбаево, Салзаутская б. д.), кожаным сосудом, имеющим вид ведра для разливания кумыса (дер. Байгузино, Карый-Кипчакская б. д.), и мешок, сшитый из овечьей кожи (дер. Ташбуканово, Гирей-Кипчакская б. д.).

Широкое применение в быту находила деревянная посуда. Коллекция включает следующие предметы: деревянная чашка, очень большая (60 см в диаметре и около 20 см в

глубине), сделанная из нароста лиственницы исключительно одним топором (дер. Махмутово, Катайская б. д.), ложка, большая с вогнутой ручкой (дер. Махмутово, Катайская б. д.), деревянные чашки для питья кумыса (дер. Нижнее Ташбуканово, Гирей-Кипчакская б. д.), мешалка для кумыса (дер. Махмутово, Катайская б.д.), ковш, несколько продолговатый, с загнутым кверху «носком», вырезанный из корня березы (дер. Таскино, Бала-Катайская б. д.), простой ковш для черпания кумыса или кислушки (дер. Махмутово, Катайская б. д.), ложка, плетеная из четырех пучков черемуховых прутьев, для вылавливания салмы (лапши) (дер. Миндегулово, Бурзянская б. д.), туесок из березовой коры (дер. Верхнее Аугушево, Бурзянская б. д.), сосуд для меда (дер. Нижнее Ташбуканово, Гирей-Кипчакская б. д.), кадка, большая липовая из цельного дерева (дер. Махмутово, Катайская б. д.), кадка, круглая из цельного липового дерева, со вставным дном и с крышкой (дер. Миндегулово, Бурзянская б. д.) и лоток для носки муки (дер. Сараши, Гайнинская б.

В этой же группе регистрированы: своеобразный скобель, в рукоятку которого вделан ножик, коротенький, толстый, на конце сильно загнутый и отточенный (дер. Нижнее Ташбуканово, Гирей-Кипчакская б.д.), подойник, в котором доят кобыл и коров (дер. Нижнее Ташбуканово, Гирей-Кипчаксая б. д.), кувшин для омовения из березовой коры (дер. Бакчагул, Гайнинская б. д.) и намордник, сшитый из березовой коры мочалом (дер. Чертово, Гайнинская б. д.).

Средства передвижения. В Гайнинской б. д. были приобретены лыжи из липового дерева, подбитые лошадиной шкурой (дер. Кудашево), обродок, плетенный из мочала с длинным поводком из конопляной веревки (дер. Сараши), шлея на лошадь, плетенная из мочала (деревня Сараши) и люлька (дер. Гараево). В Гирей-Кипчакской б. д., в деревне Ташбуканово - седелка и плетка, в Балакатайской б. д., в деревне Таскино -люлька из березовой коры.

Здесь же зарегистрирован медвежий коготь-амулет (дер. Верхнее Нугушево, Бурзянская б. д.).

Музыкальные инструменты. Музыкальные

инструменты представлены кураем и железным кубызом (дер. Сулейманово, Балакатайская б. д.).

Далее зафиксированы предметы различного назначения. Это - кусок сухого ствола лиственницы для сверления с целью добывания огня (дер. Миндегулово, Бурзянская б. д.), кресало для высекания огня (дер. Ахмерово, Гирей-Кипчакская б. д.), светильня (дер. Арзян, Гайнинская б. д.), желтый футляр для очков (дер. Арзян, Гайнинская б. д.), детская игрушка (дер. Абзаково, Кубеляк-Телевская б. д.), медные щипчики для выдергивания волос из подбородка (дер. Сюздей, Гайнинская б. д.), длинная деревянная палка, деревянная вазочка и деревянный ковш (дер. Нижнее Ташбуканово, Гирей-Кипчакская б. д.), белый чекмен (дер. Байгузино, Карагай-Кипчакская б. д.).

Интересно отметить, что С.И. Руденко собирал также корни различных лечебных растений, которые зафиксированы в этой группе.

Пища. С.И. Руденко привез в музей некоторые наиболее лакомые, широко

распространенные, не портящиеся башкирские блюда. Это - колбаса из конского мяса (дер. Сары, Гайнинская б. д.), лепешка (дер. Миндегулово, Бурзянская б. д.), курут (дер. Нугушево, Бурзянская б. д.) и как - лакомство из ягод (различные деревни, Ирехтинская б. д.).

Как видно из вышеизложенного, коллекция отражает многие стороны быта и культуры башкирского народа в конце XIX - начале XX в. Естественно, С. И. Руденко не смог собрать материалы по всей башкирской этнографии. Например, мало предметов по средствам передвижения, земледельческим орудиям и т. д. Это было связано со скромным финансированием, транспортировкой и др. причинами. У башкир большинство экспонатов коллекции давно вышло из употребления или исчезло навсегда. Поэтому роль и значение вещевого материала С.И. Руденко с течением времени все более возрастает. Коллекция уникальна. Она свидетельствует о высоком исследовательском уровне ее собирателя, талантливого молодого ученого, 21 летнего Сергея Руденко.

Поступила в редакцию 03.04.06 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты