Спросить
Войти

2014. 01. 047. Адолфсон М. С. До:сю: монахи-работники в японских монастырях в начале средних веков. Adolfson M. S. The do:Shu: clerics at work in early medieval Japanese monasteries // Monumenta nipponica. – Tokyo, 2012. – Vol. 67, n 2. – p. 263–282

Автор: указан в статье

хо:синно: Сёсин, дядя Сиракава, прошедший и эзотерическое, и экзотерическое посвящение. На следующий год в храме был проведен ритуал Дайдзё:-э (Великий собор Большой колесницы), который стал первым из трех крупных ритуалов «северной столицы». Эти ритуалы в Киото должны были быть противопоставлены «южным» обрядам Нара, считавшимся до этого центральными событиями религиозной жизни. Среди строений храма были зал для проповедей, две пагоды, павильон, посвященный будде Якуси и др. С 1104 г. там стали проводить эзотерические посвящения.

И «четыре храма», и «шесть храмов» имели тесные связи с Ниннадзи, ряд из них считались его филиалами. Однако экс-императорам удалось повысить престиж «четырех» и «шести храмов», поставив их выше Ниннадзи и Дайгодзи, которые пользовались преимущественным влиянием в Киото ранее, санкционируя и финансируя проведение в них важнейших буддийских церемоний. Это позволило двору государя влиять на религиозные школы как столицы, так и Нара.

Система инсэй, таким образом, существовала за счет сочетания влияния на различные центры силы: аристократические дома, храмы, императорский двор.

После смерти Сиракава его место главы двора занял Тоба, который сумел поддерживать систему в равновесии до своей кончины, после чего при дворе произошла серия конфликтов, в результате которых резко упрочили свои позиции военные кланы, в очередной раз реорганизовав систему из множества центров силы.

А.А. Новикова

2014.01.047. АДОЛФСОН М.С. ДО:СЮ: МОНАХИ-РАБОТНИКИ В ЯПОНСКИХ МОНАСТЫРЯХ В НАЧАЛЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ. ADOLFSON M.S. The do:shu: Clerics at work in early medieval Japanese monasteries // Monumenta Nipponica. - Tokyo, 2012. - Vol. 67, N 2. - P. 263-282.

В англоязычной литературе существует мало исследований, посвященных низшему духовенству в Средние века. Профессор культурологии Майкл Адолфсон (Альбертский университет, Канада) исследует одну из многочисленных групп монахов невысокого статуса и на их примере прослеживает социальные изменения в монастырях Японии X-XV в.

«Монастыри в Японии конца эпохи Хэйан и эпохи Камакура являлись огромными организациями, включающими не только разнообразные группы и классы, но существенно изменяющимися со временем» (с. 263). Некоторые монастыри насчитывали на пике своего развития несколько тысяч человек.

До:сю: являлись одной из «безмолвных» (с. 264) групп, упоминаемых в документах, но не оставивших после себя собственных памятников. В англоязычной литературе с подачи Хелен МакКалоу закрепился перевод «монах-работник» («worker-monk», 264-265). Адолфсон предлагает перевод «разнорабочий» («menial worker»), соответствующий функциям этих монахов, или дословный «монахи при храме» («hall clerics»), поскольку они являлись служителями низкого уровня, прикрепленными к различным павильонам монастыря. До: сю: начинали карьеру в детстве в качестве служек-«пажей», а позднее занимались разнообразными хозяйственными вопросами и готовили храм для службы. В целом их можно охарактеризовать как «мускулы» монастырей (с. 265). Кроме того, до: сю: были одной из групп монахов, носивших оружие.

Япония эпохи Хэйан была строго иерархичным обществом, вертикальная мобильность в рамках которого была невозможна, за исключением духовной карьеры, которая теоретически предоставляла такую возможность. Однако с конца Х в. начался приток в монастыри младших сыновей аристократических и императорского родов, которые стали занимать там высокие должности, благодаря своим связям и ресурсам своих семей пропуская нижние ступени монашеской карьеры. Аристократы в результате монополизировали главные должности в монастырях. Иерархия в храмах не была универсальной. В Энрякудзи, к примеру, она включала три страты: высшую (гакусё:, «ученые монахи), среднюю (до: сю:) и низшую (гэсо:, «низшие монахи»). Последние, помимо монашеских, имели светские имена, нередко были женаты и больше походили на слуг, чем на духовенство.

До: сю: часто исполняли функцию управляющих поместьями, при этом, в отличие от аристократии, занимались хозяйством, непосредственно проживая в деревне. Упоминаются случаи даже воровства у соседей, совершенного до:сю:. Кроме того, они часто управляли займами, которые предоставляли монастыри, и за счет этого нередко приобретали финансовую независимость.

Что касается обучения до:сю:, то часто оно сводилось к начальному уровню. Проживавшие в отдаленных поместьях монастыря они не имели возможности получить более детальные знания о буддийском учении и ритуальных практиках. Те, которые жили непосредственно в монастыре, в некоторых случаях могли проводить обряды, однако у них не было теоретической подготовки. Они обучались в процессе наблюдения за проведением ритуала старшими монахами.

В середине XII в. до:сю: несколько подняли свой статус и стали назначаться на должность до:сю: адзяри - важный пост управляющего главным павильоном монастыря Энрякудзи. Однако даже достигшим этой должности не разрешалось сидеть вместе с благородными монахами во время проведения главных ритуалов. С усилением конкуренции при дворе аристократические фракции и императорский дом стали использовать религиозные каналы (передача эзотерических знаний, особых ритуалов от учителя к ученику) для упрочения своих позиций, в результате чего чрезвычайно важное значение получили направления буддизма, недоступные для «простых» монахов, не проходящих соответствующего обучения. В то же время конкуренция подталкивала высокородных монахов к тому, чтобы оттеснить до:сю: от управления хозяйством монастыря. Эти споры и послужили основой для конфликтов между до: сю: и высокопоставленными монахами. В то же время не стоит переоценивать солидарность до:сю: друг с другом: горизонтальные связи имели куда меньшее значение, чем вертикальные в рассматриваемый период. Монахи низкого ранга из разных монастырей не поддерживали друг друга в борьбе против высокопоставленного духовенства.

В XI в. в монастырях, как и других структурах, активизировался процесс милитаризации. Оружие стали носить рядовые монахи, а аристократы, принимая монашеские обеты, часто приводили с собой подчиненных им воинов. Начиная с эпохи инсэй (1086-1185) в источниках появляется множество упоминаний о случаях насилия с участием до: сю: . В особенности репутацию безжалостных воинов заслужили монахи из монастыря Энрякудзи. Характерными стали вооруженные конфликты между до: сю: и монахами более высокого уровня этого же храма. Для разрешения одного из таких конфликтов в 1179 г. двор даже направил главу военного клана Тайра Киёмори (1118-1181), однако его отряд не смог достичь вершины горы Хиэй, на которой расположен Энрякудзи, из-за баррикад, сооруженных до:сю:. Конфликт в итоге окончился отставкой принца-настоятеля храма Какукай (1134-1181), непопулярного среди простого духовенства.

Следующий крупный конфликт в Энрякудзи разразился в 1203 г. На этот раз победителями вышли гакусё:, а до:сю: были упразднены как группа монахов.

Гакусё: перехватили монополию на управление хозяйством и полностью подчинили себе проведение ритуалов. Не последнюю роль в победе гакусё: сыграл незадолго до того учрежденный сегу-нат, который был настроен на подавление любых смутьянов и поддержал императорский двор и верхушку монастыря против до: сю:. Примечательно, что монастыри, сумевшие консолидировать своих членов путем устранения до:сю: (Энрякудзи, Дайгодзи) сумели просуществовать в качестве самостоятельных военных и экономических центров вплоть до XV-XVI вв., тогда как Кофукудзи и То-дайдзи, сохранившие прослойку до:сю:, заметно сдали свои позиции.

А.А. Новикова

2014.01.048. ЧОУДРХИ П. МИЛИТАРИЗОВАННАЯ МУЖЕСТВЕННОСТЬ В КОЛОНИАЛЬНОМ ЮГО-ВОСТОЧНОМ ПЕНДЖАБЕ.

CHOWDHRY P. Militarized masculinities: Shaped and reshaped in colonial south-eastern Punjab // Modern Asian studies. - Cambridge; N.Y., 2013. - Vol. 47, N 3. - P. 713-750.

Автор показывает, насколько изобретательной была британская колониальная администрация, обыгрывавшая те или иные качества колониальных народов, направляя их в необходимое для построения империи русло. Так, в деле создания Британской индийской армии ставка была сделана на юго-восточный Пенджаб -бедную и отсталую - особенно после восстания 1857 г. область Индии, где мелкое землевладение едва позволяло населению сводить концы с концами. «Неизбывность подобной скудной экономики такого рода очень и очень пригодилась в деле осуществления интересов Британской империи» (с. 716).

МОНАШЕСТВО – ЯПОНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты