Спросить
Войти

Пенитенциарная система СССР 1945-1953 гг

Автор: указан в статье

УДК355.5 ББК 63.3 (3)

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА СССР 1945-1953 ГГ.

Беренов Александр Рашидович

кандидат исторических наук, доцент, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ФКОУ ВО

Воронежский институт ФСИН России (г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассматривается развитие пенитенциарной системы СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.).

THE PENITENTIARY SYSTEM OF THE USSR IN 1945-1953.

Berenov A.R., candidate of historical Sciences, associate Professor senior lecturer of the Department social-humanitarian and economic disciplines FKOU VO Voronezh Institute of the Federal penitentiary service of Russia (Voronezh)

Аnnotаtion. The article discusses the development of the penitentiary system of the USSR in the postwar period (1945-1953 gg.).

Исправительно-трудовая политика в 19451953 гг. характеризуется тем, что была продолжением того направления, которое сложилось еще до Великой Отечественной войны. Характерной чертой такой политики было выделение «политических» преступников, создание специально для этой категории особых лагерей в 1948 г., что отражало курс советской власти на усиление мер в связи с тезисом об обострении классовой борьбы.

С окончанием Великой Отечественной войны устанавливалась задача по улучшению условий содержания заключенных. Если в военный период НКВД СССР было вынуждено мириться с недостатками в быте и режиме заключенных, то дальше такое не могло продолжаться. На это обращалось внимание министров внутренних дел союзных республик, начальников УВД краев и областей на совещании в марте 1946 года.

В директиве МВД СССР по вопросу улучшения условий содержания заключенных, отбывающих наказание в ИТЛ и колониях, подчеркивалось, что их «содержание, быт, режим, труд, медико-санитарное обслуживание и перевоспитание на основе приобщения к общественно полезному труду должны соответствовать принципам исправительно-трудовой политики, советского законодательства». Определенную роль в реализации отдельных положений этой директивы сыграл прокурорский надзор за деятельностью администрации ИТУ. В указании ГУЛАГа № 9/283082 от 25 ноября 1946 года отмечалось, что несвоевременное выполнение всех предложений прокуроров, записанных в актах проверки законности установленного режима содержания, является нетерпимым. Руководители ИТЛ и колоний обязывались по материалам проверки сообщать о принятых мерах в ГУЛАГ и прокуратуру^].

Кардинально же улучшить условия содержания осужденных препятствовал ряд причин, прежде всего - перегруженность мест лишения свободы. Применение указов об ужесточении уголовной ответственности, нацеленных на длительную изоляцию уголовного элемента, привело к резкому увеличению количества лиц, подвергнутых лишению свободы.

В военные годы в трудовом использовании заключенных, работавших на 650 предприятиях страны, были достигнуты успехи. По состоянию на 1 июля 1945 года 95 % работающих заключенных принимали участие в трудовом соревновании. Из них 47 % выполняли норму выработки от 125 до 200 %, 10 % - свыше 200 %. Количество отказывающихся от работы в 1945 году по сравнению с 1940 годом снизилось в 10 раз и составляло 0,12 %. Количество не выполняющих нормы выработки сократилось с 17 % в 1940 году до 6 % в 1945 году. За истекшие годы более 650 тыс. заключенных получили рабочие профессии [6].

После войны в реализации планов четвертой пятилетки предусматривалось в значительной степени использовать возможности ГУЛАГа НКВД СССР. В частности, только на строительстве железных дорог следовало освоить 5,5 млрд руб., или на 81 % больше, чем за предыдущую пятилетку. Предстояло построить в 5 раз больше шоссейных дорог; увеличить на 78,0 % добычу угля; освоить 3 млрд руб. на строительстве предприятий цветной металлургии и 4 млрд руб. - на строительстве Байкало-Амурской магистрали; закончить строительство автомобильных дорог Москва - Минск, Москва - Харьков, Москва - Ленинград, Харьков - Симферополь, Ленинград - Таллинн, Смоленск - Рига, Харьков - Киев, Минск - Брест и ряд других объектов. Предстояло также построить или восстановить для собственных нужд 500 тыс. кв. метров жилья [6].

В конце 40-х гг. возникла необходимость в организации ряда новых лагерей в районах строительства угольных разрезов, брикетных фабрик, электростанций. Недостаточное число свободного контингента заставило МВД СССР принять решение об этапировании сюда заключенных, занятых на предприятиях и стройках машиностроения, жилищного строительства, авиационной, мясной, молочной промышленности. Продолжалось широкое использование практики отбора квалифицированных специалистов для предприятий и строек нефтехимической промышленности, реконструкции дорог, строительства гидротехнических сооружений, электростанций, специальных объектов.

В целях повышения производительности труда, обеспечения выполнения плановых заданий, окончания строительства в установленные сроки Совет Министров СССР п0остановлением от 26 ноября 1947 года разрешил МВД СССР применять систему зачета рабочих дней заключенным, занятым на стройках и предприятиях Минтяжстроя

и Минчермета, на строительстве железной дороги от станции Чум до Обской губы, лесозаготовительных работах, объектах нефтяной промышленности и строительстве трубопроводов. Впоследствии система зачетов стала распространяться и на осужденных к каторжным работам [5].

С 1947 года начинает также широко применяться практика досрочного освобождения с направлением на промышленные объекты. Так, на основании ст. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1947 года «О досрочном освобождении из мест заключения с направлением их на работу в промышленность» освобождаются отдельные категории заключенных, впервые осужденных на срок до пяти лет, с закреплением их в качестве вольнонаемных рабочих до конца 1948 года. В целях повышения трудовой активности, по согласованию с Генеральным прокурором СССР, при условии выполнения и перевыполнения ими плана, в период с августа 1947 года по второй квартал 1948 года судимость снималась [8].

Следует отметить, что начиная с 1947 года намечается и в дальнейшем все более углубляется рассогласование уголовной и исправительно-трудовой политики. С одной стороны, в целях повышения борьбы с преступностью устанавливаются жесткие, чрезмерно строгие меры наказания в качестве метода уголовно-правовой охраны социалистических общественных отношений, а с другой стороны - в интересах производственно-хозяйственной деятельности ИТУ начинает широко применяться в различных формах досрочное освобождение из-под охраны, которое не являлось результатом достижения определенной степени исправления заключенных. В качестве критерия для изменения правового положения заключенного выступал отбытый на одну треть или наполовину срок наказания.

Наряду с уже указанными формами, стали использовать и другие формы освобождения заключенных с последующим закреплением их на строящихся объектах. Например, по решению Особого совещания для нужд действовавших и вновь строящихся предприятий золотодобывающей промышленности освобождалось значительное число заключенных (его действие не распространялось только на осужденных за бандитизм, разбой, умышленное убийство воров-рецидивистов, приговоренных к каторжным работам) для работы по вольному найму.

Для впервые осужденных, исключая лиц, осужденных за особо опасные преступления, с оставшимся сроком не менее трех лет и при хорошем поведении вводится практика направления в качестве вольнонаемных на различные стройки до конца срока наказания или до окончания строительства, после чего они подлежали увольнению.

В 1948 году для работы в геологоразведочных экспедициях, полевых партиях в отдаленных районах Дальнего Востока освобождалось значительное

74 -|

число лиц, осужденных на срок от 3 до 10 лет и не отбывших его в пределах года.

Для поддержания трудоспособности добросовестно работавших заключенных в 1949 году стали организовываться оздоровительные пункты из расчета 1 % от числа занятых в производственных процессах. На срок до 14 дней сюда направлялись выполняющие и перевыполняющие нормы выработки, но нуждающиеся в отдыхе. Питались они по основной производственной норме. Время отдыха сочеталось с проведением лечебно-профилактических мероприятий [2].

Действующий порядок стимулирования труда, когда при выполнении или перевыполнении плана заключенные могли рассчитывать только на премиальное вознаграждение, не способствовал включению каждого из них в трудовые процессы. Отсутствие прямой заинтересованности в результатах своего труда не могло приводить к повышению его производительности. Все это предопределило принятие в 1950 году постановления Совета Министров СССР «Об оплате труда заключенных за исключением приговоренных к каторжным работам». Предусматривалось оплачивать труд заключенных, исходя из пониженных тарифных ставок и должностных окладов с применением сдельно-премиальной и сдельно-прогрессивной систем, установленных для рабочих и служащих соответствующих отраслей труда. Из заработной платы удерживалась стоимость содержания заключенного, но не менее 10 % (гарантированный минимум) оставалось в его распоряжении [6].

Новая система оплаты труда требовала создания условий, обеспечивающих возможность пользоваться заработанными деньгами. Было признано целесообразным организовать коммерческие столовые, а в жилых секциях оборудовать кухни для приготовления пищи осужденными. Они могли сниматься с довольствия в столовых ИТУ. Разрешалась продажа продуктов питания в магазинах сверх гарантированных норм. Желающие могли за плату пользоваться улучшенными коммунально-бытовыми условиями.

Принимаются меры по внедрению в практику ИТУ передовых методов работы лучших предприятий страны. С этой целью организуются краткосрочные курсы повышения квалификации работников отделов (частей) технического контроля ОТК-ЧТК, специалистов по деревообработке и металлообработке, швейному производству, лесоразработкам, строительно-монтажным работам.

Для повышения заинтересованности бригадиров из числа заключенных изменяется порядок оплаты их труда. В зависимости от численности бригады им начисляется дополнительно от 10 до 20% их сдельного заработка. Увеличивается и заработная плата заключенным, привлекаемым в службу самоохраны [6].

Применение системы зачета рабочих дней, введение сдельно-премиальной системы оплаты труда

породили дефицит рабочей силы на многих объектах ввиду массового досрочного освобождения заключенных. Интересы же производства требовали стабильных кадров. С учетом этого Совет Министров СССР внес в 1952 г. изменение в порядок освобождения заключенных из ИТЛ, обслуживающих ряд предприятий и строительств. В соответствии с внесенными изменениями (после отбытия половины срока) освобождаемые по зачетам рабочих дней закреплялись на данных стройках и предприятиях в качестве вольнонаемных рабочих [4].

В послевоенные годы следовало пересмотреть правовую базу режима содержания правонарушителей. Приказом МВД СССР 24 марта 1947 г. объявлена Инструкция по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, в которой указывалось, что одна из задач режима в местах лишения свободы - это обеспечение перевоспитания заключенных на основе общественно полезного труда [1].

По согласованию с Генеральной прокуратурой СССР, приказом от 27 марта 1947 года МВД СССР была введена в действие «Инструкция по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР». В соответствии с общим положением названного документа ИТЛ и колонии предназначались для лиц, отбывающих наказание по приговорам судов или постановлений Особых совещаний при МВД и МГБ СССР. Инструкцией предусматривалось направление осужденных на срок до трех лет - в колонии, а свыше этого срока - в ИТЛ. В ИТЛ и ИТК для заключенных устанавливались два вида режима - общий и усиленный [2].

Различие между ними состояло в том, что заключенные усиленного режима не могли раскон-воироваться, должны были использоваться преимущественно на общих работах, за проступки подлежали повышенной дисциплинарной ответственности и содержались под усиленной охраной.

Следует отметить, что в указанной Инструкции, по сравнению с Временными инструкциями по режиму 1939-1940 годов, устанавливались более мягкие санкции для нарушителей, а именно: вдвое сокращался срок лишения свиданий, переписки, передач, перевод в штрафной лагерный пункт и была исключена такая мера, как перевод в худшие материальные условия.

Президиум Верховного Совета СССР 26 мая 1947 г. принял Указ «Об отмене смертной казни», который отменил применение этой меры наказания в мирное время и предусматривал вместо нее наказание в виде лишения свободы сроком на 25 лет. В то же время в стране продолжала действовать секретная директива о возможности применения смертной казни специальными судами МГБ СССР по делам о так называемых контрреволюционных преступлениях [9].

В 1948 г. в целях изоляции политических противников после отмены каторги была начата рабоЁ>

75 та по созданию в рамках ГУЛАГа системы особых мест лишения свободы. В эту систему входили несколько тюрем (Владимирский и Александровский централы, Верхнеуральская тюрьма) и особые лагеря, имевшие, помимо номера, такие имена, как Минеральный, Горный, Дубравный, Степной, Речной и т.п. В них сосредоточивался так называемый «особый контингент», лица, осужденные по 58-й статье за измену родине, шпионаж, терроризм, участие в антисоветских организациях и т. п. [3].

От ИТЛ, в которых содержался так называемый «общий контингент», особлаги отличались более суровыми условиями труда, а также строгостью режима. «Особый контингент» в нерабочее время безвыходно содержался в бараках усиленного режима (БУРах). Утвержденный лимит наполняемости особых лагерей был установлен в размере 145 тыс. человек. Система особых мест лишения свободы была ликвидирована в 1953 г. [7].

Отсутствие сдерживающего фактора в виде высшей меры наказания заставило руководство ГУЛАГа искать выход из положения. В ноябре 1948 года принимается решение об организации лагерей особого назначения со строгим режимом для содержания лиц, осужденных за террористические и диверсионные действия, а в декабре того же года организуются специальные лагерные пункты (отделения) строгого режима, предназначенные для содержания наиболее опасных категорий лиц, осужденных за «общеуголовные» преступления.

В соответствии с Инструкцией о порядке содержания заключенных в специальных подразделениях строгого режима 1948 года сюда подлежали направлению лица:

•осужденные за бандитизм и разбой, а также неисправившиеся рецидивисты, поступающие в исправительно-трудовые лагеря из тюрем;

•осужденные в период отбывания наказания в местах заключения за бандитизм, умышленное убийство, разбой, побеги;

•осужденные за бандитизм и разбой, если они во время отбывания наказания злостно нарушали режим и уклонялись от работы [4].

Право перевода заключенных в специальный лагерный пункт строгого режима было предоставлено постоянно действовавшим комиссиям ИТЛ (УИТЛК). Заключенные содержались в специально оборудованных бараках в камерах по 10-15 человек и были лишены права свободного передвижения. Особое внимание уделялось их изоляции на производственных объектах, как от вольнонаемных работников, так и от заключенных других видов режима. По сравнению с другими заключенными они несли повышенную ответственность за нарушение режима. При выводе на объект работы и после окончания рабочего дня они конвоировались в наручниках в целях предотвращения нападения на

охрану. Если и это не оказывало на осужденных должного воздействия, то ставился вопрос о переводе их в тюрьму. Для этих целей использовались особые тюрьмы МВД СССР. Но так как возможности тюрем были ограничены, то совместным приказом МВД, МГБ и Генерального прокурора СССР от 16 марта 1948 года для изоляции указанной выше категории лиц от иных уголовных преступников создаются особые лагеря, выделяются специальные тюрьмы МВД, куда предписывалось в течение восьми месяцев этапировать указанных лиц из общих ИТЛ и тюрем [2].

Восстановление и развитие народного хозяйства СССР в послевоенные годы проходило в сложных условиях. Страна, особенно ее европейская часть, находилась в полной разрухе - промышленность и сельское хозяйство практически надо было восстанавливать заново. Страна потеряла около 30% национального богатства. Положение усугубилось нехваткой финансовых и людских резервов. Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 году благодаря массовому героизму советских людей и уголовно-исполнительной системе в частности.Многие сотрудники УИС и заключенные награждены орденами и медалями за труд, отдельные из них стали Героями Социалистического Труда.

Литература:

1. Астемиров, З.А. История советского исправительно-трудового права / З.А. Астемиров. - Рязань, 1975.
2. Детков, М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России / М.Г. Детков. - М., 1999.
3. Земсков, В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) / В.Н. Земсков // «Социологические исследования». - 1991 г., - № 6-7.
4. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву, 1917-1959 гг.: История законодательства / Сост. П. М. Лосев, Г. И. Рагулин. -М.: Госюриздат, 1959.
5. Сталинские стройки ГУЛАГа 1930-1953 / Под ред.

A.Н. Яковлева. - М., 2005.

6. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А.И. Зубкова. - М.: Норма, 2006.
7. Уголовно-исполнительная система, 130 лет / М.Г. Детков, С.Х. Шамсунов, Г.В. Алексушин, П.В. Ященко,

B.И. Селиверстов. - М.: ИД «Юриспруденция», 2009.

8. Чекулаев, С.Ю. Режим содержания заключенных в ИТЛ и ИТК: организационные и правовые основы: 1929-1956 гг.: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01 / С.Ю. Чекулаев. - Владимир, 2010.
9. Шелкопляс, Н.А. Смертная казнь в России: история становления и развития / Н.А.Шелкопляс. - М., 2000.
7MÜ
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ the penitentiary system of the main administration of prison camps ИСПРАВИТЕЛЬНОТРУДОВОЙ ЛАГЕРЬ forced labor camp ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ reformatory
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты