Спросить
Войти

О состоянии и перспективах развития малого предпринимательства в России

Автор: указан в статье

ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

© 2006 г. Н.И. Голик, В.С. Кирсанов

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Термин «малое предпринимательство», официально принятый в российском законодательстве, является аналогом термина «малый бизнес», используемого в основном в англоязычных странах [1, с. 15]. Действительно, данные понятия тесно связаны и между ними, в принципе, можно поставить знак равенства. Вместе с тем слово «предпринимательство» более чётко отражает новаторскую сторону экономической деятельности. Что же такое «малое предпринимательство» (МПР), или «малый бизнес»? В экономической литературе даются различные определения этих понятий. Наиболее удачными, на наш взгляд, являются следующие:

- «малое предпринимательство», или «малый бизнес» есть совокупность хозяйствующих субъектов, обладающих однородными социально-экономическими особенностями и удовлетворяющих количественным признакам, определённым в Федеральном законе от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» [2, с. 8];

- малому бизнесу присущи следующие качественные характеристики: цели - определяются рынком, интуитивно, с импровизациями; менеджмент - личный, авторитарный, прямой; продукт - нет планирования, нет маркетинговых исследований; персонал - личные отношения «босс - сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлечённости, слабое влияние профсоюзов, нет совета трудового коллектива; финансы - семья, банк [3, с. 46].

Малое и среднее предпринимательство часто объединяют в одну группу в статистической отчётности и в процессе государственного регулирования экономики, предполагая, что у них эквивалентные экономические условия. Однако в государственной статистике МПР выделено в отдельный раздел и отражено целым комплексом количественных параметров характеризующих его развитие, вместе с тем сложность в определении размеров малого предприятия (МП) состоит в том, что отдельные его признаки могут быть присущи и средним. В экономической литературе выделяют количественный, качественный и комбинированный подходы к определению МПР. При этом зарубежный существенно отличается от российского подхода. В первом широко применяются такие количественные характеристики, как число занятых, объём продаж, балансовая стоимость активов, чистая прибыль. Второй основан на использовании одного количественного критерия - максимально допустимой численности работающих с учётом сферы деятельности. Дополнительно в российском законодательстве оговариваются количественно-качественные признаки: доля

участия государственных, общественных и религиозных организаций, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МПР, в уставном фонде МП не должна превышать 25 %. Таким образом, законодательно признан факт определяющего значения формы собственности для МП.

Количество предприятий в составленной нами таблице за исследуемый период увеличилось с 841,7 в 1997 г. до 890,9 тыс. в 2004 г., т.е. всего на 9,3 %. Это незначительный рост, свидетельствующий о наличии не только субъективных, но и объективных причин его ограничения. Всемирный банк обнародовал доклад «Бизнес в 2000 г. - создавая рабочие места», анализирующий факторы, влияющие на развитие предпринимательской активности в 155 странах мира, включая Россию и 12 государств бывшего СССР, и на их основе определил рейтинг стран. Россия в нем занимает 79-е место, в то время как первое место у реформирующихся Сербии и Черногории, а впереди РФ оказались прибалтийские страны, бывшие республики СССР. Так, Латвия в рейтинге находится на 15-м, Эстония -16-м, а Литва - 26-м месте.

По оценкам всемирного банка, в России хуже всего обстоят дела с лицензированием предпринимательской деятельности и получением кредитов [6, с. 10]. Все вышеприведенные статистические данные свидетельствуют, что эффективность работы по развитию такого бизнеса у нас остается низкой.

Этот небольшой анализ развития МПР в России показал, что все годы реформ для него характерна тенденция роста, хотя в экономической литературе и политических докладах часто встречается противоположное мнение, говорится о кризисе в данном секторе экономики. Думаем, что эти выводы базируются на прямолинейно трактуемых данных официальной российской статистики. Мы же полагаем, что в стране отсутствует полная официальная статистика о состоянии сферы МПР, главным образом, из-за сокрытия и искажения руководителями предприятий данных по налогооблагаемым характеристикам, в большинстве случаев по прибыли. Госкомстат РФ свидетельствует, что в 2004 г. функционировало 890,1 тыс. МП - юридических лиц [4]. Мы же насчитываем примерно 5,7 млн субъектов малого бизнеса.

Мировой опыт убеждает, что МПР играет весьма важную роль в хозяйственном развитии. Прежде всего, оно направленно на достижение оптимальной структуры экономики благодаря гибкости и способности занимать небольшие ниши на рынке товаров и услуг. Кроме того, МПР оперативно осуществляет перестройку производства, способствует накоплению капиталов, формирует средний класс общества и способствует решению социальных проблем. Оно активизирует инновационную деятельность, препятствует излишней монополизации экономики, обеспечивая конкуренцию и рост занятости в стране.

Малые предприятия по отраслям экономики [4, с. 338; 5]

1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Число МП Число МП Число МП Число МП Число МП Число МП Число МП

тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу

Всего 841,7 100 868,0 100 890,6 100 879,3 100 843,0 100 882,3 100 890,9 100

в том числе по отраслям: 131,9 15,7 136,1 15,7 136,2 15,3 134,2 15,3 125,1 14,8 121,0 13,7 118,7 13,3

промышленность

сельское хозяйство 10,9 1,3 13,8 1,6 13,5 1,5 14,4 1,6 13,4 1,6 15,6 1,8 17,8 2,0

строительство 138,0 16,4 137,5 15,8 135,9 15,3 126,8 14,4 121,9 14,5 113,0 12,8 116,8 13,1

транспорт 17,5 2,1 18,6 2,1 21,0 2,4 19,5 2,2 18,8 2,2 20,2 2,3 21,8 2,4

связь 2,9 0,3 3,2 0,4 4,8 0,5 3,7 0,4 3,7 0,4 3,9 0,4 4,7 0,5

торговля и общественное питание 359,3 42,7 386,1 44,5 399,7 44,9 407,5 46,3 388,1 46,0 422,4 47,9 416,7 46,8

оптовая торговля продукцией производственно- технического назначения 14,6 1,7 13,2 1,5 14,6 1,6 13,9 1,6 15,9 1,9 27,9 3,2 27,4 3,1

информационно-вычислительное обслуживание 6,1 0,7 5,2 0,6 5,2 0,6 5,6 0,6 6,4 0,8 6,5 0,7 8,0 0,9

операции с недвижимым имуществом 3,9 0,5 5,9 0,7 8,4 0,9 11,1 1,3 14,2 1,7 20,3 2,3 23,6 2,6

Окончание таблицы §

1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Число МП Число МП Число МП Число МП Число МП Число МП Число МП

тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу тыс. °0 к итогу

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 35,9 4,3 35,2 4,0 36,7 4,1 35,7 4,1 34,7 4,1 38,8 4,4 39,5 4,4

жилищно- коммунальное хозяйство 2,8 0,3 5,1 0,6 5,4 0,6 5,1 0,6 5,2 0,6 3,1 0,3 4,0 0,5

непроизводственные виды бытового обслуживания населения 10,2 1,2 9,2 1,0 9,2 1,0 9,6 1,1 9,4 1,1 9,8 1,1 10,3 1,2

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 11,0 1,3 17,2 2,0 17,9 2,0 18,5 2,1 17,4 2,1 19,0 2,2 19,9 2,2

образование 6,6 0,8 6,7 0,8 6,5 0,7 5,5 0,6 5,0 0,6 3,4 0,4 3,1 0,3

культура и искусство 6,5 0,8 8,1 0,9 7,8 0,9 8,4 1,0 7,9 0,9 8,1 0,9 8,4 0,9

наука и научное обслуживание 46,7 5,5 38,8 4,5 37,1 4,2 30,9 3,5 28,5 3,4 22,7 2,6 22,1 2,6

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 10,8 1,3 7,5 0,9 6,6 0,7 5,9 0,7 5,6 0,7 5,0 0,6 4,4 0,5

другие отрасли 26,1 3,1 20,6 2,4 24,1 2,8 23,0 2,6 21,8 2,6 21,6 2,4 23,7 2,8

В периоды кризисов и спадов производства именно малый бизнес является существенным фактором создания новых рабочих мест. Например, в США спад экономического развития в середине 70-х гг. прошлого века вызвал сокращение занятых в крупных компаниях, в то время как все 984 тыс. рабочих мест, созданных в американской экономике за этот период, пришлись на мелкие предприятия с числом занятых менее 20 чел. [7, с. 14]. Судя по официальной статистике Госкомстата России, число малых предприятий - юридических лиц, в последние 8 лет растет медленно. Количество работников, занятых в нем в 2003 г. составило 8,4 млн чел. среднесписочного состава, таким образом, на одно МП - юридическое лицо приходится в среднем 9 работников [4, с. 338]. При этом отсутствуют данные о численности занятых на фермерских хозяйствах, хотя их количество отражено в статистических показателях. В 1998 г. крестьянских (фермерских) хозяйств в стране было 270,2 тыс., в 2003 г. - 263,9 тыс. [4, с. 343]. Эти данные свидетельствуют, что число их сокращается, а условия функционирования не улучшаются.

Сегодня у нас в основном завершён процесс формирования МПР как сектора экономики. Необходимо отметить, что его количественные параметры и качественные характеристики отличны от аналогичных критериев в экономически развитых странах. К примеру, по данным «Европейского обозрения малых и средних предприятий» вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел. (в соответствии с существующей единой классификацией малых и средних предприятий) по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий стран ЕС составил: в общем количестве предприятий - 99,8 %; в общей занятости - 65,8, в общей сумме продаж -56,7 %. Если подходить к МПР, учитывая европейские стандарты, то вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел. по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий России составляет не менее 90 %, доля в общей занятости - не менее 45, удельный вес в объеме продаж - не менее 40 %. Другим важным количественным показателем развития сектора малого бизнеса является число предприятий с численностью занятых до 250 на 1000 чел. населения. Соответствующая величина в странах ЕС составляет 45 предприятий, а в России - 37 [7, с. 248].

Таким образом, количественное отставание российского малого бизнеса от среднемировых параметров несомненно имеет место, но оно не катастрофично. В расчете на 1000 жителей страны количество зарегистрированных МП на 1 января 2003 г. составляет 6,1 (в Евросоюзе - 45, Германии - 36, Японии - 49,6, США - 74,2). Лишь в Москве и Санкт-Петербурге на 1000 жителей приходится от 20 до 25 МП. Каждое второе МП работает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, около четверти - в Москве. Слабо развит малый бизнес в Дальневосточном (4,8), Уральском (6,7) и Южном округах (9,7) [8]. Состояние малого бизнеса, как правило, напрямую зависит не только от общей социально-экономической ситуации в регионе, от развития регионального и местного

рынков, но и от финансовой поддержки со стороны региональных и местных властей. Поэтому регионы, где не удалось преодолеть тенденции сокращения малого бизнеса, оказались высокодотационными субъектами РФ. Формы же поддержки МПР различаются по регионам. Традиционными являются кредитно-финансовые, главная задача которых активизация кредитования малого бизнеса через субсидирование процентной ставки или предоставление государственных гарантий по кредитам. Использование их позволяет разделить между малым бизнесом и государством высокие риски кредитования в этом секторе экономики, возникающие в силу отсутствия залогов и низкой степени прозрачности бизнеса. С другой стороны, многие формы государственной поддержки направлены на преодоление ограничений развития бизнеса (административных, информационных, кредитных, тарифных). Некоторые регионы переходят к методам инфраструктурной поддержки, создавая специализированные центры оказания сервисных услуг МП (консалтинговые, юридические, аудиторские, маркетинговые), развиваются и различные формы самоорганизации малого бизнеса. Например, в Ростовской области создаются кредитные кооперативы, действуют отраслевые гильдии предпринимателей. В Москве приоритетными направлениями развития МПР являются инновационные проекты, а также проекты в сфере ЖКХ [9, с. 6].

Малое предпринимательство уже сформировалось как сектор экономики и социально-экономический институт. Но его качественное содержание принципиально иное, чем в экономически развитых странах. Главное отличие состоит в том, что научно-техническая венчурная инновационная составляющая российского малого бизнеса незначительна. Она более развита в торговле, мелком производстве, строительстве. Наш так называемый «венчурный бизнес» основан в большинстве случаев не на инновациях, а на внедрении уже известных иностранных разработок. В России действует всего около 23 тыс. малых компаний научно-технической сферы. Доля их - юридических лиц сферы науки и научного обслуживания в общем объёме продукции МП в последнее десятилетие постоянно снижается, приблизившись к 2,5 % [4, с. 249]. По данным фонда «Бюро экономического анализа», в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4-5 % отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии - от 70 до 82 %. Пока в российском малом бизнесе, с одной стороны, доминируют предприятия, создающие относительно незначительную добавленную стоимость (торговля, общественное питание и т.п.), с другой - именно такая отраслевая структура малого бизнеса обусловлена соответствующим уровнем доходности по отраслям. Низок спрос на высокотехнологичную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. А потому наиболее рентабельными оказываются, судя по имеющимся данным, туризм, оптовая торговля, общественное питание, строительство, тогда как, например, инновационная, научно-техническая деятельность является мало прибыльной. Причины кроются в отсутствии и слабости соответствующей инфраструктуры, недостаточной дееспособности российского законодательства и судебной системы (нет эффективной защиты прав собственности, коррупция, неисполнение судебных решений), неэффективности работы правоохранительной системы, неразвитости контрактного права, отсутствии экономических гарантий безопасности ведения бизнеса. Доля продукции МП в ВВП в 2003 г. составила 7,9 % [4, с. 338; 5, с. 15]. Этот показатель свидетельствует о значительных резервах МП в решении проблемы двукратного увеличения ВВП страны.

В России слабо развита кооперация между МП, малым и крупным бизнесом. Субъекты их практически не имеют собственного основного капитала, работают в большинстве своем на арендуемых средствах. Специфической их особенностью является и то, что становление и развитие МПР происходит на базе ранее созданной и высокоиндустриальной инфраструктуры (чего нет в большинстве развивающихся стран мира). Поэтому потенциал малого бизнеса в социально-экономическом развитии страны имеется, однако, он до конца не реализован.

Анализируя состояние МПР в стране, можно констатировать, что оно функционирует в неравных условиях по сравнению с крупным бизнесом. Однако мировая практика и российский опыт показывают, что этот сектор экономики оказывает существенное влияние на развитие рыночного хозяйства. Несомненно, что развитие крупного бизнеса должно дополняться разумной политикой государства по поощрению и поддержке малого бизнеса, способствующего образованию социально ориентированного рыночного механизма стабилизации экономики России и устойчивому экономическому росту на длительную перспективу. Этот процесс в существенной мере зависит от качества и особенностей действующей налоговой системы.

В настоящее время созданы необходимые условия для более интенсивного развития малых форм предпринимательской деятельности, имеется законодательная база, наметились позитивные тенденции в администрировании данного процесса в условиях его кредитования. Все это дает основания для вывода о том, что в перспективе данная форма предпринимательства будет развиваться более успешно. Россия обладает всеми условиями для того, чтобы занять более достойное место в мировом рейтинге развития МПР. По оценкам всемирного банка, в России наметились определенные позитивные изменения в налогообложении малого бизнеса [6, с. 10]. Однако считать, что для него создан благоприятный режим, нельзя, так как, с одной стороны, значительно усиливается администрирование процесса налогообложения МПР, а с другой - он все еще не может трансформироваться в информационно-инновационную стадию развития.

Литература

1. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М., 2000.
2. Мишурова И.В. Малое предпринимательство в региональной экономике. Ростов н/Д, 2000.
3. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 46.
4. Российский статистический ежегодник 2004 г.: Стат. сб. М., 2004.
5. Финансы России 2004: стат. сб. М., 2004.
6. Малое предприятие. 2005. № 12.
7. Виленский А.В. Особенности российского малого предпринимательства // Экон. журн. Высшей школы экономики. 2004. Т. 8. № 2. С. 246-257.
8. Информационное агентство «Альянс Медиа» http://www.allmedia.ru/ по материалам «Биржа».
9. Смирнов Е.Е. В малом бизнесе нужны перемены к лучшему // Аудитор. 2004. № 10. С. 3-8.

Южно-Российский государственный университет

экономики и сервиса 10 марта 2006 г.

© 2006 г. В.А. Болтыров

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НА РЫНКЕ СТРАХОВЫХ УСЛУГ

В практике страховой деятельности размер страховых тарифов регламентируется такими обычно используемыми в этой сфере показателями, как рождаемость, смертность, число страховых случаев и др. В то же время на решение человека о том, застраховать ли жизнь, имущество, влияет множество других факторов. При оценке потенциальной емкости страхового рынка для таких услуг, как страхование жизни, жилья, автомобиля, медицинского страхования полезно помнить, что это - его добровольные виды, поэтому на вероятность заключения договора страхования действует множество факторов. В их числе личностные: образование, профессия, уровень доходов; характеризующие домохозяйство, а также социально-экономическую среду проживания индивида: тип поселения, уровень развития производительных сил региона и др. Кроме того, необходимо учитывать и индивидуальные, субъективные предпочтения населения при принятии решения о различных видах страхования. При этом совместное влияние этих факторов может носить как аддитивный, так и мультипликативный характер. Анализ закономерностей, лежащих в основе поведения индивида на рынке страховых услуг, с учетом совместного влияния комплекса перечисленных факторов, может стать мощным инструментом, позволяющим страховым компаниям и региональным, и имеющим филиалы в различных местах России, диверсифицировать спектр страховых услуг, корректировать на их основе тарифы и тем самым повышать уровень доходности своей деятельности.

К сожалению, сегодня число информационных источников, содержащих информацию о комплексе страховых услуг, которыми пользуется население, в сочетании с перечисленными выше факторами, весьма ограничено. Такую возможность представляет исследование, проведенное в

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов