Спросить
Войти

Использование мультипликаторов при решении задач регионального управления

Автор: указан в статье

УДК 332.14

Л.В. Шаронина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Одной из проблем, стоящих перед органами власти субъектов Российской Федерации при решении задач в области региональной экономической и финансовой политики, является ограниченность используемого инструментария. Проблема эта усложняется тем, что множество проектов, предпринимаемых региональными органами власти, отличаются друг от друга масштабностью и вовлечением большого количества отраслей экономики региона. Сюда относятся проекты, связанные с привлечением внутренних и внешних инвестиций в регион; решения в области бюджетно-налоговой политики; вопросы анализа, планирования и прогнозирования структуры доходов и расходов консолидированного бюджета региона с учетом обеспечения экономической безопасности и многие другие.

В качестве инструментов, способных обеспечить комплексные методы решения проблем в области управления региональным хозяйством, предлагается использовать модели региональных и межрегиональных мультипликаторов, мультипликатор региональной экспортной базы, модели, основанные на региональном межотраслевом балансе. Региональная экономика в этом случае рассматривается как аналог национальной экономики, для анализа ее развития используются стандартные кейнсианские модели мультипликаторов, модифицированные с точки зрения открытого характера региона. Фактически такие модели являются беспространственны-ми, поскольку регион рассматривается изолированно, а его внешние связи предполагаются фиксированными, что существенно снижает возможности регионального анализа. Тем не менее, модели такого типа могут быть использованы для оценки экономических решений, принимаемых региональными органами власти [1, 2].

За рубежом в качестве инструментария принятия решений в области управления социально-экономическим развитием региона выступает система региональных межотраслевых мультипликаторов, или RIMS (Regional Industrial Multiplier System) [3]. Данная система является одним из методов моделирования региональной экономики и разработана в целях практического применения в США в 1970-1980 гг. Система RIMS позволяет проводить системный анализ влияния исследуемого проекта на состояние экономики региона. Предлагаемая система основывается на уже известном в региональной экономике методе матриц межотраслевых балансов (таблицах «затраты-выпуск»), которые отражают объемы промежуточного потребления и выпуска для каждой из отраслей экономики [1].

При использовании модели «затраты-выпуск» рассматривается конечное число отраслей-производителей в регионе. Каждая из них может считаться при этом зависимой от любой другой. Выпуск отрасли 1 может быть использован в качестве затрат в отрасли 2. Продукция 2-й отрасли может быть, в свою очередь, использована в качестве производственных затрат 3-й отрасли и т.д. Это позволяет отслеживать эффекты мультипликатора, возникающие вследствие внешнего воздействия на экономику.

Рассмотрим содержание регионального межотраслевого баланса на условном примере. Пусть страна делится на два региона А и Б. В каждом имеются три отрасли: добывающая промышленность (Добыча), производство готовой продукции (Готовая продукция) и производство услуг (Услуги). Внешние связи региона даются в виде сальдо (чистый вывоз и чистый экспорт вместе). Кроме того, таблица включает распределение занятости. Пример таблицы межотраслевого баланса региона представлен в табл. 1 [1].

Таблица 1

Межотраслевой баланс производства и распределения продукции и занятости региона А

\ Выпуск Затраты \ Промежуточный спрос в отраслях Конечный спрос Выпуск

(Й § Л ю Й Готовая продукция Услуги Итого Всего в том числе

Конечное потребление Валовое накопление ит со оо а 5 и 8 :S =s g g £ £

Добыча

Готовая продукция

Услуги

Итого ПП

Выпуск

Занятость

Таблица 2

Матрица мультипликаторов выпуска от конечного спроса для региона А

Отрасль х1 Отрасль х2 Отрасль х3 Отрасль хі

Отрасль y1 m1,1 m2,1 m3,1 mi,1

Отрасль у2 m1,2 m2,2 m3,2 mi,2

Отрасль у3 m1,3 m2,3 m3,3 mi,3

Отрасль у] m1,i M2,j m3 j mi,j

Итого по региону

Примечание: Значения элементов матрицы ту показывают, на сколько денежных единиц изменится выпуск в отрасли у] при изменении конечного спроса в отрасли х1 на 1 денежную единицу.

В систему RIMS входят следующие наборы мультипликаторов:

• мультипликаторы выпуска, дохода и занятости от конечного спроса;

• мультипликаторы «прямого эффекта» от дохода и занятости.

Матрицы мультипликаторов выпуска, дохода и занятости от конечного

спроса показывают, на сколько единиц изменится соответственно выпуск, доход или занятость в каждой из отраслей при изменении конечного спроса в рассматриваемой отрасли на одну единицу. Пример матрицы мультипликаторов выпуска от конечного спроса приведен в табл. 2.

Матрицы мультипликаторов «прямого эффекта» от дохода и занятости показывают, на сколько единиц изменится соответственно доход или занятость в каждой из отраслей при изменении дохода или занятости в рассматриваемой отрасли на одну единицу [4].

Таким образом, имея исходные данные об изменении выпуска, дохода или занятости в какой-либо конкретной отрасли (или отраслях) в результате внедрения

нового проекта, на основе таблиц системы региональных межотраслевых мультипликаторов возможно оценить изменение суммарного валового выпуска, дохода и занятости в регионе в целом.

В качестве достоверного информационного источника получения данных для таблиц RIMS предлагается использовать статистические данные о валовом выпуске и промежуточном потреблении отраслей в регионе, с учетом информации об объемах товаров и услуг, «импортируемых» каждой отраслью из других регионов. Однако, в связи с высокой стоимостью получения таких данных, в США таблицы региональных межотраслевых мультипликаторов, как правило, строятся на основе межотраслевого баланса страны и других вторичных данных. Предполагается, что структура межотраслевого баланса в регионе примерно соответствует структуре межотраслевого баланса страны, с корректировкой на объемы «импортируемых» регионом товаров и услуг. Исходя из этого предположения, таблица межотраслевого баланса страны приводится к относительным величинам (после этой процедуры межотраслевой баланс показывает, сколько единиц продукции каждой отрасли i потребляет конкретная отрасль Х с целью производства единицы продукции Х), которые затем корректируются на так называемые локационные коэффициенты, специфичные для каждого региона.

Локационный коэффициент показывает, насколько выпуск товаров (услуг) конкретной отрасли покрывает потребность региона в данных товарах (услугах). Если локационный коэффициент отрасли превышает или равен единице, то региональный спрос на продукцию этой отрасли полностью покрывается производством в регионе. В этом случае потребление продукции данной отрасли при производстве единицы продукции других отраслей устанавливается в соответствии с национальными данными. Если же локационный коэффициент отрасли меньше единицы, предполагается, что региональный выпуск продукции данной отрасли не покрывает региональный спрос на нее. В этом случае региональные данные о потреблении продукции данной отрасли при производстве единицы продукции других отраслей получают путем умножения национальных данных на этот локационный коэффициент [4].

Рассмотренный выше косвенный подход позволяет получить данные для построения матриц региональных межотраслевых мультипликаторов даже при отсутствии статистической информации по выпуску и промежуточному потреблению отраслей отдельного региона, учитывающей межотраслевые связи как внутри региона, так и за его пределами.

Использование подобной системы межотраслевых мультипликаторов в российской практике позволит региональным органам управления повысить качество принимаемых решений в области экономической и бюджетно-налоговой политики. А именно, в вопросах оценки эффективности государственной поддержки коммерческих и бюджетных инвестиционных проектов (с одной стороны - рост занятости населения, увеличение объемов налоговых поступлений непосредственно от проекта, с другой стороны - мультипликативный эффект, который обусловлен увеличением выпуска и занятости в сопутствующих отраслях). Кроме того, вышеописанные модели мультипликаторов могут быть востребованы при разработке программы социально-экономического развития отдельного региона.

Таким образом, привлекательность использования моделей региональных межотраслевых мультипликаторов в практике управления российскими регионами представляется достаточно высокой. Однако перед использованием данного инструментария необходимо провести тщательный анализ ограничений модели и выбрать источники исходных данных, позволяющих получить наиболее достоверные результаты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2001.
2. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление: Уч.пос. - Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000.
3. Проданова Н.А. Модель мультипликатора-акселератора макроэкономической конъюнктуры региональной социоприродохозяйственной системы // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 5 (62).
4. U.S. Department of Commerce. Regional Multipliers. A User Handbook for the Regional Input-Output Modeling System (RIMS II). - 3rd edition. - Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1997.

УДК. 65.2/4-430

Н.А. Бердник

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Настоящий этап развития российской социально-экономической системы проходит на фоне интеграции России в европейское и мировое экономическое сообщество, к характерным особенностям которого можно отнести наличие огромного количества порой противоречащих между собой интересов субъектов экономической деятельности.

Политика развития городов должна сочетать в себе поддержку инноваций с сохранением социальной структуры общества. Для этого необходимо эффективное сотрудничество между всеми уровнями исполнительной власти, государственным и частным секторами. Руководство городов вынуждено проводить все более сложную социально-экономическую политику, искать оригинальные комбинации различных методов и механизмов управления, выдвигать идеи, способные дать экономике городов новый импульс развития.

Рассмотрим место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений.

Для того чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде установить родовое понятие «хозяйство», чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение понятию «муниципальное хозяйство».

Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), а с другой - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе признаки как государства, так и хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по определению понятия муниципального хозяйства.

Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хо-

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС РЕГИОНА РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД ЗАНЯТОСТЬ management regional economy
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты