Спросить
Войти

Система информационного обеспечения Росатома

Автор: указан в статье

№2 2006

Р. М. Бурин

Система информационного обеспечения Росатома

Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Цели и задачи комплексной модернизации системы государственного управления определены в «Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах», Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 г № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», «Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти» и другими нормативными документами.

В Федеральном агентстве по атомной энергии выполняется комплекс мероприятий по совершенствованию государственного управления атомной отраслью. Подготовлена ведомственная аналитическая программа «Разработка системы планирования и проектного управления деятельностью атомной промышленности и энергетики в условиях административной реформы».

В рамках этой программы выполняется проект по созданию и внедрению автоматизированной системы информационного обеспечения Федерального агентства по атомной энергии «АСИО Росатом». Сроки выполнения проекта — 2005-2007 гг.

Для разработки автоматизированной системы было необходимо развернуть принципы и общие положения административной и бюджетной реформ по повышению эффективности государственного управления в совокупность взаимоувязанных бизнес-процессов и процедур, то есть создать функционально-процессную модель управления по результатам в Федеральном агентстве по атомной энергии. При построении модели был использован метод внедрения приложений Application Implementation Method (AIM), разработанный компанией Oracle.

Модель содержит пять уровней. На первом и втором уровнях описаны функциональные блоки и потоки данных. На третьем уровне — цепочки бизнес-процессов управления по результатам. На четвертом уровне детально описан каждый бизнес-процесс с определением процедур, привязанных к соответствующим функциональным модулям системы Oracle E-Business Suite. На последнем, пятом уровне описаны процедуры с использованием продукта Oracle Tutor, что позволяет на основе описаний процедуры создавать электронные справки и руководства для пользователей системы. Большую помощь при разработке модели оказали сотрудники Управления стратегического планирования, экономики и собственности Росатома и лично его руководитель Курбатов В. В.

Анализ построенной модели показал, что группа административно-управленческих процессов «Управление по результатам» является типовой для федеральных органов исполнительной власти. После соответствующей верификации модели экспертами по реформированию государственного управления она может быть рекомендована в качестве референтной модели управления по результатам в федеральном органе исполнительной власти.

Дополнение разработанной модели описанием процессов, относящихся к инфраструктурной составляющей (организации единой защищенной персонифицированной системы доступа к данным

№2 2006

и приложениям, поддержки коллективной деятельности государственных служащих, оперативного анализа данных), трансформирует ее в интегрированную модель системы управления по результатам в Росатоме.

Созданная интегрированная модель системы управления по результатам была положена в основу разработки первой очереди автоматизированной системы информационного обеспечения Росатома. Система должна поддерживать полный цикл административно-управленческого процесса управления по результатам, начиная от целеполагания Росатома, в соответствии со стратегическими целями России, заканчивая мониторингом, контролем и анализом результативности деятельности, формированием корректирующих управляющих воздействий. Предполагается осуществить интеграцию операционной деятельности с финансовым учетом.

Ядро системы составляет интегрированный комплекс приложений Oracle EBusiness Suite. Используются следующие приложения:

• Сбалансированная система показателей

• Корпоративное планирование и бюджетирование

• Управление проектами

• Калькуляция проектов

• Управление контрактами

• Закупки

• Кредиторы

• Главная книга

• Движение денежных средств

• Управление персоналом

Структура системы приведена на рисунке 1.

Приложение «Сбалансированная система показателей» используется для создания и ведения системы финансовых показателей и показателей результативности деятельности Росатома. Осуществлена адаптация стандартной методики Balanced Scorecard к особенностям государственного сектора. Показатели в проекции «Клиенты» каскадируются в иерархии: стратегические цели ^ тактические задачи ^ бюджетные целевые программы. Также выполнено каскадирование показателей по уровням организационной иерархии: агентство ^ управления ^ подведомственные организации. Плановые значения показателей создаются в этом модуле, фактические значения подгружаются из других модулей системы и внешних источников.

Приложение «Корпоративное планирование и бюджетирование» используется для формирования вариантов среднесрочного (3 года) финансового плана агентства в структуре целей, задач, программ. Минимальной единицей планирования является бюджетная целевая программа. В этом же модуле формируются проекты федерального бюджета агентства на плановый год.

Приложения «Управление проектами», «Калькуляция проектов» используются для управления бюджетными целевыми программами на уровне управления бюджетными ресурсами, сроками, плановыми и фактическими затратами на реализацию программ. Для каждой программы

Информационный портал 4-~

Информационно-аналитическая подсистема

Показатели деятельности Структура целей, задач, программ Планирование, бюджетирование Управление программами Управление контрактами Закупки Кредиторы ДДС Главная книга Управление персоналом

Подсистема электронных административных регламентов

Рис. 1. Структура системы

Р. М. Бурин

Система информационного обеспечения Росатома

№2 2006

создаются версии бюджетов в структуре кодов бюджетной классификации и статей затрат. Годовые бюджеты программ интегрируются с бюджетами главной книги, и осуществляется контроль непревы-шения лимитов бюджетных обязательств по каждому коду бюджетной классификации.

Сбор фактических затрат по программе может производиться как вручную, так и автоматически по оплаченным этапам контрактов, заключенных с поставщиками на выполнение мероприятий и работ программы. Это позволяет осуществлять мониторинг бюджетных расходов в режиме реального времени. Данные о фактических бюджетных расходах в структуре целей, задач, программ загружаются в приложение «Сбалансированная система показателей».

Приложение «Контракты» используется для управления контрактами на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. В приложении также осуществляется регистрация предложений поставщиков на объявленный конкурс, имеется возможность осуществлять сортировки и выборки из базы данных предложений.

На основании предложений, выигравших конкурс, формируются контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Каждый контракт связывается с мероприятием соответствующей бюджетной целевой программы, для выполнения которого он заключен. После утверждения контракта запускается процесс автогенерации бухгалтерских проводок по возникшим обязательствам. Обеспечивается весь комплекс функций, необходимых для управления контрактами.

Приложение «Закупки» используется для оформления сдачи-приемки товаров, услуг, работ по заключенным контрактам.

Приложение «Кредиторы» используется для учета платежей поставщикам товаров, услуг, работ, регистрации счетов-фактур,

подготовки платежных поручений. Запускаются процессы автогенерации бухгалтерских проводок по выполненным операциям.

Приложение «Главная книга» используется для ведения бюджетного учета в соответствии с требованиями ведения бюджетного учета, объявленными приказом Минфина РФ от 26.08.2004 г. № 70. В нем отражаются все операции, проводимые Федеральным агентством по атомной энергии, учитываются лимиты бюджетных обязательств утвержденного федерального бюджета на текущий год в кодах бюджетной классификации РФ. Это необходимо для обеспечения контроля и интеграции годовых бюджетов бюджетных целевых программ с бюджетами главной книги. Здесь также формируются бюджеты ежемесячных поступлений.

Приложение «Движение денежных средств» используется для выверки банковских выписок с данными главной книги, а также для создания прогнозов движения денежных средств по проектам.

Приложение «Управление персоналом» используется для управления людскими ресурсами ведомства. В нем создаются организационная структура ведомства, организационная структура центрального аппарата, должности и другая информация, разделяемая остальными приложениями системы.

Для выполнения анализа финансовых показателей и показателей результативности деятельности ведомства и подведомственных организаций используются как встроенные средства ежедневного анализа Daily Business Intelligence, так и система Oracle Discoverer.

В системе Oracle Discoverer создано представление данных конечного пользователя (End User Layer), которое обеспечивает проведение оперативного анализа и формирование нерегламентированной отчетности. Наиболее востребованные представления данных опубликованы на интранет-портале ведомства.

№2 2006

Для поддержки групповой работы государственных служащих используется система Oracle Collaboration Suite. Интеграция данных и приложений системы, организация единой защищенной точки доступа к ним осуществляется в интранет-портале, созданном с использованием продукта Oracle Portal. Причем система E-Business Suite интегрируется с порталом Collaboration Suite как на уровне регистрации пользователей (Single Sign On), так и на уровне провайдера портлетов. Решение по интранет-порталу предполагается в дальнейшем использовать для создания Интернет-портала агентства, реализующего технологии электронного взаимодействия с гражданами и организациями — предоставление государственных услуг, раскрытие информации о деятельности агентства, проведение публичных обсуждений подготавливаемых решений.

Ожидаемые результаты внедрения

первой очереди «АСИО Росатом»

Предполагается повышение эффективности государственного управления атомной отраслью, а также качества предоставления государственных услуг за счет:

• внедрения методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в агентстве;

• повышения качества и эффективности административно-управленческих процессов за счет создания единого информационно-функционального пространства деятельности агентства, внедрения подсистемы управления административно-управленческими процессами;

• подготовки ведомственной управленческой отчетности;

• создания единой информационной системы планирования и мониторинга эффективности деятельности ведомства в целях достижения ключевых показателей социально-экономического развития подведомственной сферы деятельности;

• интеграции систем бюджетирования и бюджетного учета, что позволяет в режиме реального времени отслеживать фактические затраты на выполнение бюджетных целевых программ и повысить результативность бюджетных расходов.

Задачи 2006-2007 гг.

1. Обучение государственных служащих и внедрение функциональных задач первой очереди системы.
2. Реализация второй очереди системы, включающей функции учета и анализа объектов государственного управления, в том числе объектов, являющихся государственным имуществом, в отношении которого ведомство осуществляет права собственника.
3. Сертификация программных продуктов системы для соответствия «АСИО Росатом» требованиям по защите информации от несанкционированного доступа для автоматизированных систем по классу защищенности 1Г.
4. Пилотная реализация электронных административных регламентов отдельных административно-управленческих процессов ведомства.
5. Проведение эксперимента по электронному взаимодействию с федеральным казначейством по вопросам исполнения бюджета.

Таким образом, система «АСИО Росатом» является эффективным инструментом реализации административной и бюджетной реформ в Федеральном агентстве по атомной энергии.

Литература

1. Ханс Де Брюйн. Управление по результатам в государственном секторе. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005.
3. Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
2. HovarthPartners. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Р. М. Бурин

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты