Спросить
Войти

Эволюция профсоюзного движения в России: теоретический аспект

Автор: указан в статье

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 95-98.

М. С. Курбацких

эволюция профсоюзного движения в россии: теоретический

аспект

Описываются этапы становления и развития профсоюзного движения в СССР, деятельность профсоюзов в годы Великой Отечественной войны и последующего восстановления экономики страны. Анализируются причины кризиса профсоюзного движения в годы перестройки и распада СССР, а также приводится периодизация истории профсоюзов России и определяется их роль в современной жизни страны.

Мощным стимулом для развития профсоюзов стала революция в феврале 1917 г. 3-11 июля

1917 г. Третьей Всероссийской конференцией профессиональных союзов был учрежден временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов. Собрание имело важнейшее значение для полного объединения профсоюзного движения в России и способствовало ускорению подготовки и проведения I Всероссийского съезда профессиональных союзов, который состоялся 7 января 1918 г. [3. С. 27].

После установления советской власти был принят целый ряд законов, касающихся трудового права. Одним из основных стал Декрет об учреждении инспекции труда, принятый 18 мая

1918 г. Этот декрет вошел в число важнейших государственных актов. Позже, в том же году. он был взят за основу первого Кодекса законов РСФСР о труде. Еще через некоторое время был принят «Наказ инспекции труда» — прообраз современного положения о технической инспекции труда. В. И. Ленин видел социальную роль профсоюзов в том, чтобы «...научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем <...> митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда» [5]. Классовая роль профсоюзов, с точки зрения руководителя советского государства, состояла в воспитании граждан на собственном политическом опыте, что впервые в истории должно было привести к поголовному обучению населения управлять.

Роль профсоюзов в советский период истории была разнообразной и неоднократно менялась вместе с развитием советского общества.

В первые годы советскойвластипрофсоюзыпри-нимали непосредственное участие в ликвидации

неграмотности и безработицы, в поставках продовольствия и топлива рабочим и их семьям. В последующем профсоюзы, как и иные общественные организации, превратили в рупор партии, повсеместно навязывались несвойственные им функции.

23 июня 1933 г. постановлением ЦИК, СНК СССР и ВЦСПС «Об объединении Народного комиссариата труда СССР с ВЦСПС» принято решение о слиянии Наркомтруда с ВЦСПС и их органов на местах [3. С. 69]. Это постановление наделило профсоюзы правами государственного надзора и контроля и создало при них технические инспекции труда. Профсоюзы де-факто стали небольшой частью системы государственнобюрократической машины и в этом качестве взяли на себя функции социального обеспечения. Великая Отечественная война внесла серьезные коррективы в работу профсоюзов. В короткие сроки многие заводы и фабрики наладили производство военной продукции. Немало профсоюзных работников и активистов ушли на фронт. Члены профсоюзов, оставшиеся в тылу, в основном женщины и старики, вынуждены были замещать ушедших. Профкомы призывали население идти на тушение зажигательных бомб, на заготовку дров, привлекали людей к уходу за ранеными бойцами и дежурству в госпиталях, собирали посылки на фронт. Но и в это тяжелое время продолжалось профсоюзное строительство. Было создано профсоюзное сообщество Беломорской военной флотилии.

После окончания Великой Отечественной войны профсоюзы не утратили влияния. Они столкнулись со сложной задачей восстановления народного хозяйства, воспитания новых трудовых резервов. Особое значение приобрели социалистические соревнования, организованные профсоюзами для повышения

мотивации к труду. Активисты профсоюзного движения делали упор на организацию межсоюзной работы и управление совместными действиями профгрупп и профактива, через которые в интенсивную производственную деятельность вовлекались служащие и рабочие.

Таким образом, профсоюзы СССР во второй половине ХХ столетия были полностью подконтрольны КПСС и администрациям, являлись звеном в системе государственного и хозяйственного управления, реализуя функцию социального обеспечения трудящихся. В профсоюзе состояло почти все взрослое население страны. Например, на Урале в 1960 г. профсоюзы объединяли 93,2 % рабочих и служащих [3. С. 80].

Радикальные преобразования политической, экономической и духовной жизни российского общества в конце 80-х и начале 90-х гг., в том числе смена форм собственности, системы управления государством, экономикой, отмена однопартийной системы, развитие демократии и гласности, другие процессы, связанные с переходом от плановой к рыночной экономике, в результате непродуманных действий руководства страны привели к социально-экономическому кризису, криминализации общества, росту безработицы и нищеты одних и богатства других [7]. Сложившаяся ситуация остро поставила вопрос о месте и роли профсоюзов в советском обществе. VI пленум ВЦСПС констатировал, что социальная напряженность постепенно нарастает, а авторитет профсоюзов как защитников трудящихся падает [10]. Вместе с тем профсоюзы столкнулись с рядом проблем в решении назревших рабочих вопросов. Встроенность профсоюзов в административно-хозяйственную систему, сращивание интересов профсоюзов и администрации, многообразие функций способствовали размыванию границ ответственности профсоюзов. Поэтому VI пленум ВЦСПС по требованию профсоюзных организаций принял решение «о высвобождении профсоюзных комитетов от непосредственной организаторской работы, связанной с хозяйственными задачами, и в этой части от производственно-массовой работы, а также о высвобождении от целого ряда несвойственных профкомам функций, в том числе навязываемых им местными партийными, советскими и хозяйственными органами» [10]. Стали создаваться региональные объединенные фронты трудящихся, различные рабочие комитеты, альтернативные, что повлияло на течение

реальных перестроечных процессов внутри профсоюзной системы. Особенно это касалось расширения самостоятельности первичных профсоюзных организаций, их финансовой деятельности, обновления своих выборных органов, улучшения их качественного состава, освобождения их от директивно-командных методов руководства. Итогом этих преобразований явилось создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Учредительный съезд профсоюзов РСФСР, который прошел в 1990 г. в два этапа (21-23 марта и 18-19 сентября), провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России, куда вошло большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений [8. С. 9]. Главная идея учредителей ФНПР — независимость от органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей, политических партий и других общественных объединений. В 1990 г. федерация впервые в стране приняла Декларацию о правах трудящихся и Программу реформирования трудового законодательства. Инициировала разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде, проектов законов в области социальной политики и концепции будущего Трудового кодекса. Характерно, что борьба за социальные права трудящихся осуществлялась в условиях, когда профсоюзы имели крепкую материально-финансовую базу и управляли средствами фонда социального страхования. Специфика этого этапа становления профсоюзного движения новой России состоит в том, что сложился своеобразный механизм перехода профсоюзов к коллективным акциям протеста.

Период с августа 1991 по октябрь 1993 г. характеризовался антикоммунистической борьбой на идеологическом направлении и ликвидацией государственной системы управления в связи с распадом СССР, а в социально-экономическом плане — сменой организационно-правовых форм собственности в экономике и систем государственно-профсоюзной социальной защиты. Силовое разрешение конфликта между Президентом РФ и Верховным Советом в конце 1993 г. стало новым этапом политической истории России. 14 декабря 1993 г. была принята новая Конституция, наметившая стратегический курс на создание правового демократического социального государства в России. В период с 1993 по 1998 г. была создана система влияния

профсоюзов на решение экологических проблем и вопросов, связанных с защитой лиц, пострадавших во время Чернобыльской аварии. К своему III съезду (5-7 декабря 1996) ФНПР включала 122 членские организации, в том числе 43 отраслевых профсоюза, 79 территориальных объединений, более 380 тыс. первичных профсоюзных организаций, около 45 млн членов. Членские организации ФНПР охватывали 88,5 % от числа работающих на предприятиях и в учреждениях разных форм собственности [2]. Принятый в 1998 г. закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев позволил закрепить новый правовой, организационный, экономический фундамент защиты работника, пострадавшего на предприятии, и членов его семьи. Этот закон значительно помог профсоюзам в борьбе за соблюдение работодателями законодательства о труде и охране труда.

Новый этап российской модернизации начался в 1999 г., после досрочного ухода в отставку Б. Н. Ельцина. Этот этап был сопряжен с необходимостью решения колоссальных по объему, сложности и последствиям проблем развития страны. Непродуманность экономических реформ, их радикализм привели к утрате значительного производственного потенциала, его экономической эффективности. В начале и середине 90-х гг. права работников нарушались постоянно: при увольнениях, при заключении и выполнении трудовых договоров. Более того, масштабный характер приобрели невыплаты заработной платы. Попытки защитить рабочих, используя принятое трудовое законодательство, полностью провалились. Иски в суд принимались с нарушениями, администрация предприятий информировалась о том, кто их подал. Суд не был защищен от давления, а его решения просто не исполнялись: заработная плата не выплачивалась, незаконно уволенных работников сокращали после восстановления и т. п. В итоге даже те предприятия, которые располагали средствами на заработную плату, перестали ее выплачивать. Это происходило с согласия региональной и местной власти, которая только формально требовала от директората объяснений по поводу невыплат. Большинство входящих в ФНПР профсоюзов не могли нарушить сложившиеся отношения с администрацией. Особенность данного этапа заключается в том, что в основном в это время завершается

формирование правовой базы забастовочного движения, принимаются федеральные законы «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др. [1]. Складывается правовой механизм социального партнерства.

Специфика современного этапа развития профсоюзного движения в России состоит в том, что начинается активное использование потенциала развивающегося социального партнерства. Социальное партнерство строится на осознании необходимости и возможности согласования интересов участвующих сторон; сбалансированность интересов сторон здесь настолько важна, что ту или иную ее степень можно считать критерием партнерства сторон; спорные, конфликтные вопросы выносятся на обсуждение и решаются в переговорном процессе с участием всех заинтересованных сторон; равноправие последних, равнозначность голоса каждой из них при решении важных и спорных вопросов являются приоритетными ценностями. Этот этап деятельности профсоюзов совпал с периодом модернизации страны [4]. IV съезд ФНПР (ноябрь 2002) призвал федеральные органы исполнительной и законодательной власти к проведению взвешенных социальных реформ с учетом последствий их реализации в интересах большинства российских граждан [9]. На V съезде ФНПР (ноябрь 2006) в отчетном докладе Генерального Совета было подчеркнуто: «В 2002-2006 годах профсоюзы действовали в условиях реформирования ключевых направлений жизни общества. На фоне административной реформы шли коренные преобразования. Начали реализовываться приоритетные национальные проекты» [6]. Перемены, вызванные переходным периодом, внесли определенные изменения и в содержание правотворческой деятельности профсоюзов. Усилия ФНПР, ее членских организаций сосредоточены на разработке принципиальных предложений, законодательно закрепляющих права работников и профсоюзов, что составляет основу правотворческой деятельности, определяет ее содержание и характер. Самым важным ее этапом стала работа над Трудовым кодексом. В условиях становления рыночных отношений особое значение приобрело содержание правоприменительной деятельности профсоюзов. Только в 2005 г. юристы ФНПР провели юридическую экспертизу

более 5 тыс. законопроектов и иных нормативно-правовых актов. Если в 2001 г. по инициативе профсоюзных юристов (ФНПР) в органы прокуратуры было направлено 685 материалов, то в 2005 г. их число возросло более чем в пять раз [11].

На современном этапе профсоюзы постепенно добиваются укрепления и развития системы социального партнерства, которая является ключевым моментом в объединении усилий всего общества при решении социально-экономических проблем. Сейчас профсоюзные организации на законодательной основе активно участвуют в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите рабочих, уволенных в результате реструктуризации или ликвидации предприятия, осуществляют контроль над занятостью населения и соблюдением законодательства в этой области.

Список литературы

1. Башмаков В. И., Санатулов Ш. З. Профсоюзы современной России. М., 2007. С. 87.
2. О созыве III съезда ФНПР : докл. председателя ФНПР М. В. Шмакова на заседании Генер. Совета ФНПР 14 марта 1996 г. // Вести ФНПР. 1996. № 3. С. 2-10.
3. История профсоюзов России: этапы, события, люди. М. : Акад. труда и соц. отношений, 1999. 156 с.
4. Киселев В. Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России. М., 2002. С. 56.
5. Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти // Теория насилия. М. : Алгоритм, 2007. С. 198.
6. Николаев П. А. Страницы истории профсоюзного движения Псковской области. Псков : Курсив, 1998.
7. Профсоюзы России: современный этап. 19902005 годы / под ред. Н. Н. Гриценко. М. : Изд-во АТиСО, 2005. С. 6.
8. ФНПР в меняющемся обществе : инф. сб. от IV к VI съезду ФНПР. М., 2006. С. 45.
9. Четвертый съезд ФНПР : стеногр. отчет. М., 2002. С. 24.
10. Шестой пленум ВЦСПС : стеногр. отчет. М. : Профиздат, 1989. С. 7.
11. Шестой съезд ФНПР : стеногр. отчет. М., 2006. С. 89.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты