Спросить
Войти

Особенности водворения евреев в Иваново-Вознесенской губернии в конце ХIХ - начале ХХ в

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ

УДК 94(470.315)"19/20"(=411.16) Б01 10.21685/2072-3024-2019-2-1

В. В. Егоров

ОСОБЕННОСТИ ВОДВОРЕНИЯ ЕВРЕЕВ В ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Аннотация.

Актуальность и цели. В настоящее время в Российской Федерации проживает более 160 национальностей. Важной задачей власти является учет особенностей культуры и исторического опыта каждой конкретной национальности с целью выстраивания межнациональных отношений. Евреям присуща богатая культура. Они являются народом, имеющим исторический опыт выстраивания межнациональных отношений в сложных условиях нежелания части российского общества и некоторых представителей власти позволить им на законных основаниях расселиться по всей территории Российской империи. Особенности взаимодействия властей и полиции Иваново-Вознесенска с евреями наглядно демонстрируют модель выстраивания отношений государственных органов с еврейским населением вне пределов черты постоянной оседлости евреев. Представляется, что учет положительного опыта и ошибок во взаимоотношениях власти с евреями поможет избежать просчетов в современности и в будущем.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из Государственного архива Ивановской области. Особое место занимают массивы документов полицейской отчетности. Все архивные материалы, используемые в статье, вводятся в научный оборот впервые. Методология статьи включает диалектический метод познания, позволивший анализировать особенности взаимодействия местных властей с евреями; статистический метод, позволивший провести учет количества евреев, проживавших в Иваново-Вознесенске.

Результаты. Исследованы особенности взаимодействия властей Иваново-Вознесенска с евреями. Рассмотрены особенности водворения в Иваново-Вознесенской губернии отдельных категорий евреев в соответствии с российским законодательством. Отмечены характерные особенности взаимодействия полицейских властей с евреями.

Выводы. В Иваново-Вознесенской губернии имели право свободно водворяться только те категории евреев, которым это было разрешено по закону. Часть евреев, водворявшихся в губернии, вынуждены были делать это незаконно. Местные власти и полиция действовали в отношении евреев в соответствии с законом. В их поведении не прослеживается неприятие еврейского народа либо пренебрежительное отношение к иудаизму. Проблема заключалась

© Егоров В. В., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

в общеимперском законодательстве, не отвечавшем условиям современности и не учитывающем экономические интересы еврейского населения.

V. V. Egorov

FEATURES OF SETTLEMENT OF JEWS IN IVANOVO-VOZNESENSKAYA PROVINCE AT THE END OF THE XIX - EARLY XX CENTURY

Abstract.

Background. Currently, more than 160 nationalities live in the Russian Federation. An important task of the authorities is to take into account the peculiarities of culture and historical experience of each specific nationality in order to build inter-ethnic relations. Rich culture inheres in Hebrews. They are the people who have historical experience in building inter-ethnic relations in the difficult conditions of the unwillingness of a part of the Russian society and some representatives of the authorities to allow them to legally settle throughout the territory of the Russian Empire. The peculiarities of the interaction between the authorities and the police of Ivanovo-Voznesensk with the Jews clearly demonstrate the model of building relations of state bodies with the Jewish population beyond the limits of the permanent settled Jews. It seems that taking into account the positive experience and mistakes in the relations between the authorities and the Jews will help to avoid miscalculations in modern times and in the future.

Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved through the use of documents from the State Archive of the Ivanovo Region. A special place is occupied by arrays of police reporting documents. All archival materials used in the article are first introduced into scientific circulation. The methodology of the article includes the dialectical method of knowledge, which allows to analyze the peculiarities of the interaction of local authorities with the Jews; statistical method, which allowed to study the number of Jews living in Ivanovo-Voznesensk.

Results. The features of the interaction of the authorities of Ivanovo-Voznesensk with the Jews are investigated. The peculiarities of settling certain categories of Jews in the Ivanovo-Voznesensk province in accordance with Russian legislation are considered. The characteristic features of the interaction of the police authorities with the Jews.

Conclusions. In the Ivanovo-Voznesensk province, only those categories of Jews who were allowed by law were allowed to freely establish themselves. Part of the Jews who settled in the province, were forced to do it illegally. Local authorities and police acted against the Jews in accordance with the law. In their behavior can not be traced rejection of the Jewish people or dismissive attitude to Judaism. The problem was the general imperial legislation, which did not meet the conditions of modernity and did not take into account the economic interests of the Jewish population.

Представляется важным обратить внимание на историографию еврейского вопроса в России в конце XIX - начале XX в.

В дореволюционный период было издано большое количество монографий и статей, в которых изучались особенности жизни евреев в Российской империи. Исследователей в основном интересовали вопросы, связанные с взаимоотношениями самодержавной власти с евреями. Изучалось российское законодательство о евреях. В этой связи представляет большой интерес труд Ю. И. Гессена «Закон и жизнь: Как создавались ограничительные законы о жизни евреев в России» [1]. В нем автор изучал вопросы, связанные с созданием властью законодательных актов в отношении евреев. Однако в его труде во многом не изучены вопросы практического применения данных законов.

Другие ученые, М. И. Мыш [2], И. Г. Оршанский [3], изучали имперское законодательство, регулировавшее положение еврейского населения в целом. Практически не изучались вопросы водворения евреев на отдельных территориях страны.

Как указывает М. В. Пулькин [4], в советский период интерес к изучению дореволюционной истории евреев снизился. Действительно, противоречия между властью и евреями в основном сводились к проискам царизма, угнетающего народные массы. Поэтому трудов по еврейскому вопросу было немного.

Из существующих работ можно отметить монографии Ю. Ларина [5], А. З. Романенко [6], в которых характеризовалось развитие антисемитизма в правительственных и общественных кругах. В трудах этих авторов не в полной мере учтены положительные аспекты взаимодействия верховной власти с еврейским населением.

После прекращения существования СССР, ввиду ликвидации «железного занавеса», российские евреи смогли установить более тесные контакты с израильскими евреями. Исследователи стали проявлять больший интерес к вопросам еврейской истории в дореволюционной России.

М. Н. Савиных [7] изучал российское законодательство в отношении еврейского населения второй половины XIX - начале XX в. Его интересовали особенности общественного строя России и место евреев в нем.

Н. Б. Галашова [8], А. Н. Гончаров [9] в своих работах анализировали положение евреев в сибирских губерниях.

Однако никто из вышеперечисленных авторов не изучал особенности водворения евреев в Иваново-Вознесенской губернии в конце XIX - начале XX в. В связи с этим не учтена специфика взаимоотношений евреев с российскими властями в данном регионе.

В настоящем исследовании впервые анализируются вопросы водворения евреев в Иваново-Вознесенской губернии в означенный период.

В Российской империи право жительства евреев, исповедовавших иудаизм, ограничивалось губерниями в пределах черты их постоянной оседлости. Это была специально отведенная для них достаточно большая территория. В нее входили губернии новороссийские, малороссийские и белорусские. Евреи жили в пределах губерний черты оседлости достаточно свободно. Они могли передвигаться между этими губерниями в любых направлениях, свободно совершать богослужения, заниматься любыми видами деятельности, кроме тех, которые были запрещены по закону. Однако свободно выходить за пределы черты оседлости могли только определенные категории лиц. Это были крестившиеся евреи. После перехода в христианство им разрешалось жить в любой части империи. Также право выхода за пределы черты

оседлости предоставлялось тем евреям, которые попадали под действие Высочайше утвержденного мнения Государственного совета от 27 ноября 1861 г. [10]. К таким лицам относились следующие категории: лица, имевшие степень доктора медицинских наук или какую-либо ученую степень в других областях знаний; лица, имевшие аттестаты об окончании полного курса лицеев и гимназий. Также это право предоставлялось купцам первой и второй гильдий, инспекторам и учителям еврейских училищ. Все они имели право жить в любой части страны, свободно выбирать род занятий, поступать на государственную службу.

А в 1879 г. право повсеместного жительства в империи было предоставлено новым категориям евреев: выпускникам высших учебных заведений, аптекарским помощникам, дантистам, лекарям и повивальным бабкам, а также лицам, изучавшим формацию, фельдшерское и повивальное искусство [11].

Водворение евреев за пределами черты оседлости регулировалось Уставом о паспортах (т. XIV издания 1903 г.). Также был принят ряд циркуляров Министерства внутренних дел, которые регламентировали вопросы водворения евреев во внутренних губерниях.

Выходя за пределы черты оседлости, евреи, естественно, искали наиболее удобные территории для жительства. Их особенно привлекали те губернии, в которых имелась возможность выгодно торговать. Торговля была приписываема еврейскому народу важным для них сводом религиозных правил -Талмудом.

В Иваново-Вознесенскую губернию они приезжали не часто. Связано это было во многом с тем, что по соседству с этой губернией находилась Нижегородская губерния, на территории которой располагалась крупнейшая в Европе Нижегородская ярмарка. Поэтому евреи чаще желали водвориться именно в этой губернии.

Однако в Иваново-Вознесенской губернии были расположены ткацкие, текстильные, полотняные и кожевенные фабрики, поэтому евреи периодически водворялись и в этой губернии. Зачастую они делали это незаконно.

Местные власти и полиция проверяли законность их водворения. Если возникали сомнения в законности водворения конкретного еврея, то чиновники незамедлительно рассматривали этот вопрос.

Так, в апреле 1890 г. полиция Иваново-Вознесенска заинтересовалась, имеет ли право жительства в этом городе владимирский мещанин еврей Х. Шинкарев. Дело в том, что на основании циркуляра Министерства внутренних дел от 22 сентября 1879 г. евреям-ремесленникам дозволялось проживать во внутренних губерниях по оконченным письменным видам, по 2 списку I отделения ремесленных аттестатов или свидетельств. За Шинкаревым было установлено негласное наблюдение. Хотя он и имел аттестат, но таковой был выдан ему не в месте по прописке в г. Владимире и не во Владимирской ремесленной управе. Кроме того, было выяснено, что часовым мастерством Шинкарев владел плохо и занимался мало. Средства к существованию он добывал исключительно через маклерство. Поэтому проживание в Ивано-во-Вознесенске было ему запрещено. Когда он уехал из города, то наблюдение за ним было прекращено. Сделано это было в соответствии с указом Владимирского губернского правления от 4 августа 1894 г.

К вице-губернатору поступали письма о том, что некоторые из приезжих из Владимирской губернии евреев-ремесленников занимаются не своим делом, а разными противоправными делами. Губернское правление с разрешения вице-губернатора от 26 августа того же года произвело дознание. По его результатам было решено выселить из города в постоянное место прописки евреев Дворкина и Кронина как не имеющих права жительства. Их обязали выехать из города в месячный срок, начиная с 5 сентября. Однако они не уезжали. Поэтому их выселили в принудительном порядке [12, л. 9-13].

5 октября 1894 г. Иваново-Вознесенский полицмейстер сообщал городскому приставу о том, что отставные нижние чины из евреев - Петрштайн, Ройтман и Чайкин - не имели права проживать в Иваново-Вознесенске без получения надлежащих видов по указам об отставке и подлежали выселению в места их проживания. Они обязаны были в течение трех дней выехать из города. В случае невыполнения этого требования их надлежало доставить в полицейское управление.
19 октября того же года в полицию поступила информация, что Ройт-ман уехал из Иваново-Вознесенска и направляется в Санкт-Петербург. 20 октября было сообщено о том, что из города уехал Чайкин [13, л. 14, 15].
28 мая 1902 г. в Иваново-Вознесенск прибыл на жительство еврей Г. Н. Костюковский. Это был отставной рядовой 11 Псковского полка мещанин Екатеринославской губернии Стародубского уезда. Он имел свидетельство ремесленника. Он находился под наблюдением полиции. Но выселен не был, так как к этому не нашли законных оснований [12, л. 1].

Полиция следила за тем, чтобы евреи занимались той деятельностью, которая была им разрешена в соответствии со свидетельствами, выданными ремесленной управой, и в тот срок, на который им выдавались паспорта. Так, 28 сентября 1901 г. в Иваново-Вознесенске было разрешено жительство мещанину г. Березино Черниговской губернии М. А. Хацкелевичу. Оно разрешалось в течение года (по сроку паспорта, выданного ему Березинским городским головой) [14, л. 2]. А 13 марта 1903 г. шкловскому мещанину У. Шинкареву (однофамильцу Х. Шинкарева) разрешили поселиться в Ива-ново-Вознесенске с тем условием, чтобы он занимался только ремесленной деятельностью с выданным ему в Шклове свидетельством [15, л. 1].

Однако местные власти и полиция не препятствовали жительству в Иваново-Вознесенской губернии тех евреев, которые имели на это законное право.

В 1903 г. в Иваново-Вознесенске жило 403 еврея. Это были в основном торговцы, провизоры, парикмахеры, красильщики, маляры, кузнецы. Они прибыли в город в первую очередь из белорусских губерний. Но были также выходцы из центральных, малороссийских, новороссийских и прибалтийских губерний [16, л. 1-43].

Интересно отметить, что в Иваново-Вознесенске евреи работали в отделении Московского международного банка. В частности, это был Л. Н. Лурье, почетный гражданин, окончивший юридический факультет Московского государственного университета с дипломом 1-й степени, родом из Вильно, проживавший на Часовенной улице в д. Матросово, а также А. П. Вейсбург. Он был родом из Смоленска. Проживал на Троицкой улице в д. Пузырево [13, л. 22].

При этом полиция продолжала следить, не живут ли в городе евреи, водворившиеся на незаконных основаниях.

В феврале 1903 г. Иваново-Вознесенский полицмейстер сообщал городскому приставу о том, что, по его мнению, в Иваново-Вознесенске не проживают евреи, не имеющие на это право. А те евреи, которые живут в городе, имеют свидетельства и занимаются своим ремеслом. Однако полицмейстер указывал, что в магазине «Зингер» в качестве приказчицы проживала мещанка Нейдмингер. Он полагал, что она имела свидетельство на занятие каким-либо ремеслом, но по факту занималась другой профессией и, следовательно, права на проживание в Иваново-Вознесенске не имела. Полицмейстер предлагал городскому приставу произвести дознание и выяснить, кто из проживающих в городе евреев не удовлетворял установленным в законе условиям для пребывания во внутренних губерниях, и просил об этом ему лично донести.

Также под подозрение в незаконном проживании попал еврей Лурье (однофамилец почетного гражданина Лурье). По званию он был часовщиком. Приставу необходимо было выяснить, имелась ли у Лурье заказная книга и осведомиться о количестве поступающих к нему заказов. А также выяснить у заказчиков, насколько он занимается своим делом.

Наблюдение за евреями в случае необходимости производилось не только в Иваново-Вознесенске, но и в Иваново-Вознесенской губернии. Так, в 1905 г. под надзор полиции попал Чаусский мещанин еврей Р. Пташкин, проживавший по Георгиевской улице в д. Пески. Надлежало выяснить, занимался ли он своим ремеслом.

Очень интересно, что в отношении Нейдмингер, Лурье и Пташкина в полицейских отчетах содержались записи о том, что если они занимались своим делом, то приставу отвечать на запрос полицмейстера не требовалось. Ответов не последовало.

Иваново-Вознесенский полицмейстер сообщал губернатору, что в городе проживал витебский мещанин еврей Э. М. Голодников. Он находился в Иваново-Вознесенске с 11 июля 1909 г. на основании книжки Витебской мещанской управы от 18 ноября 1906 г. и свидетельства сапожного ремесла, выданного вдовой сапожника мадам Коган от 28 ноября 1901 г. Сама Коган сообщала, что он успешно обучался в ее мастерской в течение трех лет (1898-1901).

В соответствии со ст. 17 приложения к ст. 68 Устава о паспортах (т. XIV издания 1903 г.) ремесленники и мастера из евреев, желающие проживать вне черты еврейской оседлости для занятия ремеслом, обязаны были иметь при себе свидетельства на звание мастера или подмастерья. Эти документы давали им право работать в одном из городов, имевших цеховое устройство. Без этого их жительство в качестве ремесленников в местностях вне черты еврейской оседлости не могло быть признано законным.

Таким правом не могли пользоваться евреи-ремесленники, устроившиеся в обучение к мастеру в черте оседлости и получившие от него аттестат, так как по п. 3 ст. 17 приложения к Уставу о паспортах только евреи, обучавшиеся мастерству в местах вне черты оседлости и получившие аттестат, могли оставаться на жительство повсеместно. Однако из этого списка исключались губернии прибалтийские.

На основании этого власти решили, что документы, имеющиеся у Го-лодникова, не являются достаточным основанием для его жительства в Ива-ново-Вознесенске. Он был выселен обратно в черту оседлости [17, л. 71].

Интересные события происходили в 1912 г. Белыничский мещанин Могилевской губернии еврей М. А. Шура предоставил Иваново-Вознесенскому полицмейстеру следующие документы: паспортную книжку, выданную 10 февраля 1912 г. из Белыничской мещанской управы, аттестат на звание подмастерья часового ремесла, выданный 11 июля 1908 г. из Нижегородской ремесленной управы, а также свидетельство о несудимости, выданное Могилевским полицейским городским управлением 18 февраля 1912 г.

В соответствии со ст. 73 Устава о паспортах, а также ст. 17 Правил о постоянном и временном пребывании евреев в черте еврейской оседлости Иваново-Вознесенский полицмейстер признал за Шурой право на проживание в городе Иваново-Вознесенске.

На основании предоставленных Шурой документов ему было выдано свидетельство на проживание в городе. А 27 февраля того же года это право подтвердил губернатор [18, л. 61].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что чиновники и правоохранительные органы действовали в отношении евреев по закону. Никакой предвзятости к ним по национальному или религиозному признакам не наблюдалось. Но власти не были заинтересованы в том, чтобы разрешать селиться в губернии тем евреям, жительство которым в центральных регионах страны было запрещено по закону. Экономические интересы заставляли евреев селиться по всей территории страны. Естественный прирост еврейского населения и желание многих евреев получать образование подталкивали их к расселению далеко за пределы черты их постоянной оседлости. При этом даже сама формулировка «постоянная оседлость» выглядела уже как устаревшая. Получается, что, с одной стороны, консервативные взгляды властей, не желавших упразднить черту оседлости, а с другой стороны, интересы самих евреев в некоторых случаях провоцировали их нарушать закон. В результате законопослушный еврей, приезжая из черты оседлости и водворяясь во внутренних российских губерниях страны, становился правонарушителем. При этом нужно учесть, что те меры, которые принимались к водворению в предыдущее время, были в конце XIX - начале XX в. уже недостаточными, так как за пределами черты оседлости не могли водвориться многие желающие этого евреи. Получается, власть сама провоцировала недовольство части евреев. Старания полиции по учету евреев и контролю над их деятельностью могли выглядеть как дискриминационные меры. Однако дело было не в плохом отношении власти к самим евреям, а скорее в том, что само имперское законодательство было уже устаревшим. А власть не желала отказываться от прежних устоев. Российская элита в этом отношении была слишком консервативна. Не стоит забывать, что на начальном этапе появления евреев в Рос-сии1 они были выходцами из просвещенной Европы. Национальная память сохранила некоторые воспоминания об их жительстве в центральных регионах европейского континента. К тому же стремление к образованности под-

1 В конце XVIII - начале XIX в. вследствие трех разделов Речи Посполитой к нашей стране отошли польские земли, широко заселенные евреями.

вигало евреев изучать жизнь за границей. К этому естественным образом подталкивали также и связи с еврейской общиной за рубежом.

С другой стороны, нельзя отрицать того, что некоторая часть россиян испытывала к евреям предубеждение. Это было связано с застарелыми обвинениями еврейского народа в земной гибели Христа, а также с желанием некоторых представителей имущих слоев населения исключить экономическую и политическую конкуренцию со стороны евреев. Однако главная проблема российского еврейства того периода видится все-таки в чрезмерной консервативности политической элиты и, как следствие, в устаревшем законодательстве.

Иваново-Вознесенская губерния была как бы микромоделью отношений, выстраивающихся между еврейским населением и российской властью. Полицейские отчеты, изученные в этой статье, наглядно демонстрируют те противоречия, которые имели место между властью и евреями. Однако эти противоречия возникали именно из сословно-классовых отношений, а не из возможных национальных противоречий. То обстоятельство, что евреи работали преимущественно в сфере обслуживания, наглядно демонстрирует готовность местного населения сотрудничать с ними. В целом предвзятости к евреям со стороны властей в Иваново-Вознесенской губернии в изучаемый период не имелось.

Библиографический список

1. Гессен, Ю. И. Закон и жизнь: Как создавались ограничительные законы о жительстве евреев в России / Ю. И. Гессен. - Санкт-Петербург, 1911. - 193 с.
2. Мыш, М. И. Руководство к русским законам о евреях / М. И. Мыш. - Санкт-Петербург, 1898. - 548 с.
3. Оршанский, И. Г. Русское законодательство о евреях / И. Г. Оршанский. -Санкт-Петербург, 1877. - 456 с.
4. Пулькин, М. В. Правовой статус российских евреев в XIX - начале XX века (российская историография) / М. В. Пулькин // Политика, государство, право. -2014. - ИРЬ: http://politika.snauka.ru/2014/02/1234
5. Ларин, Ю. Евреи и антисемитизм в СССР / Ю. Ларин. - Москва, 1929. - 311 с.
6. Романенко, А. З. О классовой сущности сионизма / А. З. Романенко. - Ленинград, 1986. - 256 с.
7. Савиных, М. Н. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине XIX - начале ХХ в. / М. Н. Савиных. - Омск, 2004. - 164 с.
8. Галашова, Н. Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Галашова Н. Б. - Томск, 2004. - 228 с.
9. Гончаров, А. Н. Развитие российского законодательства о праве жительства и передвижения евреев. Черта еврейской оседлости / А. Н. Гончаров // Сибирский еврейский сборник. - 1992. - № 1. - С. 79-89.
10. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета. О преимуществах Евреев, получивших высшее образование, а равно служащих при Еврейских учебных заведениях, от 27 ноября 1861 г. // Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 2. - Т. XXXVI, № 37684.
11. Высочайше утвержденный всеподданнейший доклад Управляющего Министерством Внутренних Дел. О предоставлении Евреям, окончившим курс в высших учебных заведениях, права дальнейшего пребывания в местностях, не определенных для постоянной их оседлости, от 19 января 1879 г. // Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 2. - Т. Ь^, № 59236.
12. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). Ф. 339. Оп. 2. Д. 82.
13. ГАИО. Ф. 339. Оп. 2. Д. 51.
14. ГАИО. Ф. 339. Оп. 2. Д. 83.
15. ГАИО. Ф. 339. Оп. 2. Д. 96.
16. ГАИО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1562.
17. ГАИО. Ф. 339. Оп. 2. Д. 106.
18. ГАИО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1212.

References

1. Gessen Yu. I. Zakon i zhizn&: Kak sozdavalis& ogranichitel&nye zakony o zhitel&stve evreev v Rossii [Law and life: the origin of laws restraining residence of jews in Russia]. Saint-Petersburg, 1911, 193 p. [In Russian]
2. Mysh M. I. Rukovodstvo k russkim zakonam o evreyakh [Handbook of Russian laws about jews]. Saint-Petersburg, 1898, 548 p. [In Russian]
3. Orshanskiy I. G. Russkoe zakonodatel&stvo o evreyakh [Russian laws about jews]. Saint-Petersburg, 1877, 456 p. [In Russian]
4. Pul&kin M. V. Politika, gosudarstvo, pravo [Politics, state, law]. 2014. Available at: http://politika.snauka.ru/2014/02/1234 [In Russian]
5. Larin Yu. Evrei i antisemitizm v SSSR [Jews and anti-Semitism in the USSR]. Moscow, 1929, 311 p. [In Russian]
6. Romanenko A. Z. O klassovoy sushchnosti sionizma [On class essence of Zionism]. Leningrad, 1986, 256 p. [In Russian]
7. Savinykh M. N. Zakonodatel&naya politika rossiyskogo samoderzhaviya v otnoshenii evreev vo vtoroy polovine XIX - nachale ХХ v. [Legislative policy of the Russian sovereignty in relation to jews in the second half of XIX - early XX centuries]. Omsk, 2004, 164 p. [In Russian]
8. Galashova N. B. Evrei v Tomskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX vv.: dis. kand. ist. nauk: 07.00.02 [Jews in Tomsk province in the seconf half of XIX - early XX centuries: dissertation to apply for the degree of the candidate of historical sciences]. Tomsk, 2004, 228 p. [In Russian]
9. Goncharov A. N. Sibirskiy evreyskiy sbornik [Siberian Jewish collection]. 1992, no. 1, pp. 79-89. [In Russian]
10. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 2 [Ultimate collection of laws of the Russian Empire. Collection 2]. Vol. XXXVI, no. 37684. [In Russian]
11. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 2 [Ultimate collection of laws of the Russian Empire. Collection 2]. Vol. LIV, no. 59236. [In Russian]
12. Gosudarstvennyy arkhiv Ivanovskoy oblasti (GAIO) [State Archive of Ivanovo region (GAIO)]. F. 339. Op. 2. D. 82. [In Russian]
13. GAIO. F. 339. Op. 2. D. 51. [In Russian]
14. GAIO. F. 339. Op. 2. D. 83. [In Russian]
15. GAIO. F. 339. Op. 2. D. 96. [In Russian]
16. GAIO. F. 4. Op. 1. D. 1562. [In Russian]
17. GAIO. F. 339. Op. 2. D. 106. [In Russian]
18. GAIO. F. 4. Op. 1. D. 1212. [In Russian]

Егоров Вадим Валерьевич преподаватель, Нижегородский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 46)

E-mail: boarin123@yandex.ru

Egorov Vadim Valer&evich Teacher, Nizhny Novgorod Institute of Management, branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (46 Gagarina avenue, Nizhny Novgorod, Russia)

Образец цитирования:

Егоров, В. В. Особенности водворения евреев в Иваново-Вознесенской губернии в конце XIX - начале XX в. / В. В. Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2019. - № 2 (50). -С. 3-12. - БО! 10.21685/2072-3024-2019-2-1.

ЕВРЕИ ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИУДАИЗМ jews ivanovo-voznesenskaya province residency legislation judaism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты