Спросить
Войти

Основные характеристики частных образовательных учреждений в Ставропольской губернии в конце XIX- начале XX вв

Автор: указан в статье

РАЗДЕЛ VII ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 371

И. А. Малашихина, М. М. Регалюк

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ

Процесс реформирования образования в России привел к значительному расширению типов учебно-воспитательных учреждений, и наибольшую популярность стали приобретать частные образовательные учреждения. Обращение к опыту создания частных образовательно-воспитательных заведений России XIX в. представляется актуальным в условиях формирования современной системы образования, его дифференциации.

Основными законодательными актами, положившими начало организации государственной системы образования, стали опубликованные в 1803 г. «Предварительные правила народного просвещения» и изданный вслед за ними «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804).

Согласно этим документам все частные пансионы находились под контролем губернских директоров училищ и могли создаваться только с их предварительного разрешения. Учредители должны были представить план обучения, в котором обязательным являлось изучение русского языка, и отступления от этого плана не допускались.

Таким образом, правительство с первых шагов реформирования образования стремилось поставить частные школы под свой контроль. По Уставу 1804 г. содержатели пансионов могли принимать к себе только учителей, «знающих способы преподавания, употребляемые в гимназиях и уездных училищах». Учителям, желающим работать в пансионе, необходимо было сдать экзамен и получить свидетельство на право преподавания. Обучение могло проходить только по книгам, принятым в общественных училищах Российской империи.

Такой сложный контроль свидетельствовал об отрицательном отношении составителей Устава к частным учебным заведениям. Образовательно дело, по мнению правительства, должно было сосредоточиться на руках

государства, поэтому ужесточались меры к открытию частных пансионов, особенно иностранцами.

В записке «О положениях касательно частных пансионов», поданной министром народного просвещения 25 мая 1811 г. в правительствующий Сенат, говорилось: «В Отечестве нашем далеко простерло корни свои воспитание, иноземцами сообщаемое». П. Разумовский резко отрицательно отзывался об учителях иностранцах. По его мнению, они «весьма редко бывают с качествами, для звания сего потребными». Министр рекомендовал ряд мер, ограничивающих иностранцам доступ к воспитанию.

Кроме того, с содержателей пансионов с 1 мая 1811 г. взыскивалось в пользу Министерства просвещения по 5% с платы, получаемой на содержание пансионов. Издавались указы об усилении надзора за частными учебными заведениями и о запрещении принимать в них людей несвободного состояния.

Устав 1828 г. закреплял все существующие ограничения к открытию частных учебных заведений. По-прежнему училищное начальство «обязано было иметь тщательный и беспрестанный надзор за ними». Открывались они только с разрешения директоров училищ или университетов. За открытие без дозволения начальства учредитель подвергался денежному взысканию: в столицах 250 руб., в прочих городах - 75 руб., а в селениях - 5 руб. серебром. Устроенные самовольно заведения закрывались. Если оно не закрывалось к назначенному сроку, то с содержателя взыскивался двойной денежный штраф и, сверх того, если он был русским подданным, то отдавался под надзор полиции на время от 1 года до 3 лет, а если иностранец, то высылался за границу. Учебное заведение должно было открыться в течение 6 месяцев после получения разрешения, в противном случае разрешение отменялось. Обучение лиц обоего пола совместно дозволялось лишь с тем условием, чтобы «как девицы, так и мальчики имели не более 11 лет от роду и размещены были в отдельных классных комнатах». Учителя должны были сдавать экзамены, и преподавать в частном учебном заведении могли после 3 лет пребывания в казенных училищах.

Открываемые частные школы, по Уставу 1828 г., могли быть двух типов: только для преподавания или для преподавания и содержания учащихся, то есть пансионы. Но фактически в начале XIX в. наибольшее распространение получила третья разновидность - «тайная» частная школа, открываемая без ведома начальства.

Выяснить точную статистику таких школ не представляется возможным, но об их распространении можно судить по многим фактам. Так, штатный смотритель Моздокского уездного училища отмечал, что «некоторые чиновные лица занимаются в г. Моздоке свободным обучением вопреки постановлениям правительства». К этому донесению прилагался список таких школ:

Артиллерия внутреннего гарнизона - унтер-офицер Василий Степанов в собственном доме обучает более 20 учеников.

Армянин Артем Дускеев в своем доме обучает 10 учеников.

Армянский поддьякон Яков Асланов более 10 учеников обучает в своем доме.

Соборный дьякон обучает до 15 учеников.

Также некоторые военные писари и канцелярские служащие при разных присутственных местах занимаются обучением. И, наконец, многие торгующие в лавках занимаются обучением.

Штатный смотритель Ставропольского уездного училища сообщал директору Кавказских училищ о заведенных командиром Хоперского казачьего полка Шаковым училищ в Московской и Ставропольской станицах в 1822 г.

В 1823 г. в г. Ставрополе занимался частным обучением уроженец Финляндии студент Козьма Ларионов Нордблад. В виду отсутствия свидетельства, выданного российскими учебными заведениями, то суд признал необходимым взыскать с него штраф до 100 руб. за каждого ученика, а самого выслать за границу. В Кизляре частным обучением юношества чтению и письму занимались унтер Белоусов и отставной унтер Боенков. Из Георгиевска штатный смотритель Коростенский доносил о частных школах священника Михаила Парадева и дьякона Д. Зайцева, в которых обучалось до 120 детей.

10 июня 1823 г. священник села Новопокровского доносил директору Кавказских училищ: «Открыл я внезапно частное училище (таившееся уже 3 года) в доме казенного крестьянина Анисима Елисеева. В этом училище бесплатно обучаются грамоте, счету и письму 15 мальчиков и 2 девочки». Школа была закрыта, а «дело о самовольно открытом училище крестьянином А. Елисеевым» передано в суд. Директор Ставропольских училищ доносил гражданскому губернатору: «Дошло до сведения моего, что многие частные лица, вовсе для меня не известные, не только занимаются обуче-ниехМ детей, но даже содержат целые школы. При сем могу указать на некоторые: какая-то госпожа Гаврилова на 2-й улице, какой-то Василий Леонидов за Архиерейским мостом в Солдатской слободке имеет у себя школу на 30 мальчиков, писарь Марховский против Варваринской церкви, писарь Черков за Тифлисскими воротами и другие».

Главными причинами возникновения тайных частных школ были, с одной стороны, недостаток казенных учебных заведений, а с другой - высокая плата за обучение в них.

Самым крупным пансионом г. Ставрополя был пансион титулярной советницы Елизаветы Ивановны Крупье, открытый в декабре 1839 г. Это был частный пансион для девиц, в котором предметы преподавались соответственно уездному училищу. В двухклассном учебном заведении работало 13 учителей и обучалось с 1842 по 1849 гг. в среднем по 25 учащихся в год с

платой за обучение с пансионерок по 142 руб. 86 коп., а с полупансионерок по 71 руб. 50 коп. серебром в год.

Пансион Октавии Антоновны Федоровой был открыт в феврале 1848 г. и предназначался для воспитания девиц дворянского происхождения, обер-офицерских и высшего купечества, также для приготовительного обучения детей мужского пола тех же сословий, с приемом последних на полупансион до 10-летнего возраста.

Преподавались: Закон Божий, арифметика, всеобщая и российская история и география, история и география Кавказа, русский языке его словесностью, французский язык и литература, искусство, чистописание, рисование, рукоделие, танцы и платные уроки музыки на фортепиано. Плата за годовое пансионерское содержание и образование составляла 160 руб., а с полупансионеров 110 руб. серебром.

В этом учебном заведении в 1849 г. обучалось в 1-й половине года 24 ребенка, во 2-й половине этого же года11б, а до 1850 г. - 17детей.

Пятигорская частная школа Людмилы Равич-Барановской существовала только в течение 1844 г. На момент открытия в январе 1844 г. в ней обучалось всего 5 человек. Плата за обучение составляла 85 руб. в год. 30 ноября школа была закрыта.

Пятигорская частная женская школа г. Назаровой и частный пансион Мещеряковой в Кизляре были открыты уже во 2-й половине 50-х гг. XIX в. Училищному начальству продолжали поступать сведения о существовании школ, открытых без дозволения начальства. Так, в г. Пятигорске обучали в частных благородных домах юнкер 6-го линейного батальона Литзинович и рядовой таможней инвалидной роты Янушевич. Елизавета Крупье писала в своем рапорте в 1842 г., что в «настоящее время заведение клонится к упадку, чему единственной причиной является множество частных учебных заведений, содержимых в области людьми, не имеющими на то никакого позволения от высшего училищного начальства».

По данным на 1847 г., во всех казенных и частных учебных заведениях Ставропольской губернии обучалось всего 889 человек: 851 мальчик и 38 девочек.

Необходимо было расширить сеть учебных заведений и облегчить «низшим сословиям» поступление в них. Дворяне предпочитали обучаться детей в частных школах или иметь домашних учителей, а немногочисленность дворянства затрудняла распространение частных пансионов. Поэтому открывались школы, которые содержались за общественный счет или за счет благотворительности.

С конца 1830-х гг. в городах получили распространение частные школы, пансионы и площадки с разрешения училищного начальства. Это пансионы Анны Гаполобовой, Елизаветы Крупье, Александры Щербо, Октавии Федоровой в г. Ставрополе, школы Василия Иванова,

Людмилы Равич-Барановской, Назаровой в Пятигорске, частный пансион Мещеряковой в Кизляре.

Первой попытку открыть частное женское заведение в г. Ставрополе сделала жена приходского учителя Анна Галолобова в 1833 г. Предполагалось набрать до 20 учениц, взимая оплату с пансионерок по 300 руб., а с полупансионерок 100 руб. в год. В учебный план были включены: Краткий Катехизис и Священная история, история, чтение и письмо, первая часть арифметики и грамматика. Но, вследствие голода и последствовавшего за ним роста цен, она отложила вопрос об открытии учебного заведения. В 1837 г. Галолобова вновь обратилась с прошением. Директор Кавказских училищ Ф. И. Сорокин поддержал ее, мотивируя тем, что в Ставрополе нет ни одного учебного заведения, где дети женского пола могли получить хотя бы первоначальное обучение.

Пансион был открыт 6 марта 1838 г. Курс учения предполагался двухгодичный с годовой платой по 120 руб. ассигнациями в год с каждого учащегося. В мае 1841 г. А. Галолобова закрыла училище по причине малого количества учащихся.

В феврале 1843 г. она вновь открыла частную школу под названием приготовительного училища с преподаванием Закона Божия, русского языка, арифметики, французского языка, чистописания, рукоделия. В 1844 г. в школе преподавались еще история и география, а по желанию могли быть включены музыка и танцы. Планировалось набрать до 18 человек, но в 1843 г. было всего 9, в 1844 г. 4 учащихся, а в 1845 г. всего двое. 3 февраля 1846 г. школа по просьбе содержательницы была окончательно закрыта.

В феврале 1844 г. женою аудитора Александрой Щербо была открыта частная школа для благородного сословия обоего пола от 7 до 12 лет. Школа состояла из двух классов и соответствовала по учебному плану приходскому училищу. 15 августа 1846 г. А. Щербо получила разрешение кавказского наместника по преобразованию частной школы в пансион со взиманием с каждой пансионерки по 500 руб. ассигнациями, кроме платы за уроки музыки. В школе преподавались: Закон Божий, русский язык, арифметика, история, французский язык, рисование, чистописание, музыка, танцы и рукоделие.

А 29 января 1849 г. частная школа А. Щербо была закрыта по причине перемещения мужа содержательницы на службу в другую губернию.

Согласно архивным данным из Дела об открытии учебных заведений, частные школы, пансионы и площадки получили широкое распространение и продолжали открываться в Ставропольской губернии в первой половине XX в. Так, например, 25 сентября 1909 г. в селе Прасковея было открыто училище 2-го разряда домашней учительницей, госпожой

Н. Ф. Шидловской, которое являлось продолжением существовавшего подготовительного частного училища М. Г. Сандетской.

Для функционирования этого учебного заведения необходимы были следующие документы: прошение содержательницы, разрешение вице-губернатора, прошение его превосходительству господину попечителю Кавказского учебного округа, резолюция попечителя, разрешение директора народных училищ, разрешение губернатора на право преподавания, а также прошения учителей о праве преподавания.

В структуре училища было 5 классов: 2 приготовительных - один для девочек, другой для мальчиков, один второй - для девочек. В классах для девочек велось преподавание по программам женских учебных заведений, в классах для мальчиков - программа мужских учебных заведений. Состав учащихся: в приготовительном классе 7 девочек и 2 мальчика (с 5 до 7 лет); в первом классе 5 девочек и 9 мальчиков (с 7 до 8 лет); во втором классе - 4 девочки, 10 мальчиков (с 8 до 9 лет); в третьем классе - 5 девочек (с 9 до 10 лет). Всего 42 учащихся. Предполагалось обучать детей (девочек и мальчиков) совместно до 10 лет, а затем обучать одних девочек. Плата за право учения - 100 руб. в год с каждого. В тот же период, в 1907 г. в поселке при станции Торговой было открыто Училище Общества попечения о детях Воронцово-Николаевской Ставропольской губернии Медвеженского уезда, Устав которого определяет цели училища, задачи, права, обязанности учредителей, раскрывал вопрос о средствах и т. д.

Впервые официально зарегистрированным в архивных документах является образовательно-воспитательное учреждение - частная прогимназия. Частная прогимназия была открыта и в селе Александровском Ставропольской губернии в 1913 г.

По классам учащиеся распределялись так: в приготовительном и азбучном классах - 32 ученика, в 1-м классе - 14, во 2-м - 13, в 3-м - 13, в 4-м-10. В азбучных классах занятия продолжались до 30 мая. После каждого года обучения сдавались экзамены по алгебре, географии, природоведению, немецкому, латинскому языкам, по истории, Закону Божьему.

В приготовительном классе сдавались русский язык и арифметика и Закон Божий.

Таким образом, государственная система народного образования все еще была доступна только состоятельным людям, но появились реальные шаги охвата воспитательно-образовательным процессом большей части населения.

В результате противоречия между стремлением широких масс к образованию и невозможностью его получения возникло первое «Училище Общества попечения», ставящее своей задачей - оказание помощи в создании учебно-воспитательных заведений. Причинами такого медленного распространения образования было нежелание правительства обучения людей низшего сосло-

вия, отсутствие материальной базы. Но открытие частных учебных заведений сыграло решающую роль в развитии и становлении системы первоначального воспитания и обучения.

Библиографический список

1. Гребенщикова, Е. Н. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. [Текст] / Е. Н. Гребенщикова - М., 1976.
2. Каптерев, П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее основные периоды [Текст] / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 1992. - № 3-4.
3. Отчет правления Ставропольского-на-Кавказе Общества содействия воспитанию образованию детей за 1911 год.
4. Отчет правления Ставропольского-на-Кавказе Общества содействия воспитанию образованию детей за 1914 год.
5. Отчеты о состоянии учебных заведений по Кавказской дирекции за 1836 г.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты