Спросить
Войти

К вопросу об оценке вклада Красной армии в хозяйственное возрождение страны в 1920 г

Автор: указан в статье

УДК 947

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ВКЛАДА КРАСНОЙ АРМИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СТРАНЫ В 1920 г.

© В.В. Цысь

В статье анализируются результаты хозяйственной деятельности трудовых армий в период военного коммунизма. Показано, что вклад военнослужащих в восстановление экономики страны был не столь значителен, как это ранее считалось в отечественной историографии.

В период военного коммунизма широкое распространение получило привлечение частей Красной армии к решению хозяйственных задач. Перевод воинских соединений с боевого на трудовой фронт принял массовый характер во время т. н. «мирной передышки» начала 1920 г. Всего же в течение 19201921 гг. было создано 8 трудовых армий: 1-я Революционная (Урал), 2-я Революционная (Поволжье и северо-западный Туркестан), 2-я Особая (район Юго-Восточных железных дорог), Петроградская, Украинская, Кавказская, Донецкая, Сибирская. На положении трудовой фактически находилась Запасная армия (Поволжье). Кроме того, к хозяйственной деятельности привлекались тыловые подразделения военных округов и фронтов.

Советские исследователи обычно писали об огромной роли военнослужащих в возрождении экономики страны. В обобщающих трудах, посвященных Гражданской войне, отдельных монографиях и статьях назывались весьма внушительные цифры, которые, как казалось, свидетельствуют о большом объеме выполненных работ: «К началу сентября 1920 г., - отмечалось в энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР», - трудовые армии отремонтировали 16 тыс. паровозов и св. 100 тыс. вагонов; исправили свыше 12 тыс. верст ж.-д. путей; погрузили и разгрузили 360 тыс. вагонов; заготовили 837 тыс. кубич. саженей дров...» [1]. «Только за 1-ю половину 1920 в хозяйственных работах участвовало 2,5 млн. красноармейцев», - утверждалось в «Большой советской энциклопедии» [2].

Трудовые армии дали «сотни тысяч отремонтированных вагонов и паровозов, десятки тысяч верст приведенных в порядок железнодорожных путей, возрождение

угольного Донбасса и нефтяного Грозного, заготовку и вывозку дров в громадных масштабах...» [3]. В целом же «Красная армия под руководством партии внесла существенный вклад в восстановление хозяйства» [3, с. 145]. Аналогичные суждения высказываются и некоторыми современными авторами [4].

Свои выводы исследователи основывали на материалах Центральной комиссии по трудовому применению Красной армии и Флота Республики (Центрокомтруд) - органа, осуществлявшего непосредственный контроль и общее руководство трудовой деятельностью воинских частей. Как нам представляется, нужно попытаться разобраться, в какой степени указанным цифрам следует доверять, насколько они отражают реальное участие трудовых соединений в хозяйственной работе?

Решить поставленную задачу можно, обратившись к отчетности Центрокомтруда, отдельных трудовых армий, хранящейся в Российском государственном военном архиве и сведениям, характеризующим основные параметры состояния экономики в рассматриваемый период. При этом нужно отметить, что по некоторым видам хозяйственной деятельности представленные данные будут неполными. Хуже всего сохранилась отчетность за последние месяцы 1920 - начала 1921 гг., когда обсуждался вопрос о подчиненности, формах организации управления трудовыми частями.

Кроме того, далеко не все виды работ можно суммировать, что связано как с дефектами учета, так и самим характером выполняемых работ. Например, в сводке по Западно-Сибирскому военному округу за сентябрь 1920 г. сообщались данные по отдельным губвоенкоматам в следующем виде: Ал-

тайский - распилено 185 бревен и 160 досок, сложена поленница 50 кубических саженей (к. с.) дров, отремонтировано 2 котла, очищены древообделочный и литейный цеха, погружено 6 платформ и 4 вагона лесных материалов, обшито досками помещений 47 сажень, вставлено 4 рамы, выгружено 20 тыс. пудов (п.) пшеницы и т. д. и т. п. [5] По каждому из губвоенкоматов приводилось до 50 цифровых показателей. Но свести их воедино, проанализировать было крайне сложно, т. к. слишком уж они были разнородны.

Поэтому в сводные ведомости заносились сведения только по определенным видам хозяйственной деятельности - лесозаготовки, добыча угля, ремонт железнодорожного транспорта и др. Об общем объеме выполненных трудовыми армиями и частями тыловых округов работ дает представление таблица, составленная Центрокомтрудом (табл. 1).

До ноября 1920 г. всеми трудовыми соединениями было заготовлено 990947 к. с. дров, отремонтировано 11853 верст и очищено 5058 верст железнодорожного пути, исправлено 21890 паровозов и 146562 вагонов, погружено и разгружено 476841 вагонов [3, с. 78].

К данным результатам необходимы некоторые поправки, отражающие более объективный взгляд на реальный вклад трудовых армий в возрождение страны. В частности, нуждаются в пояснении цифры, касающиеся общего числа отремонтированных паровозов.

Количество «здоровых» (т. е. полностью пригодных к эксплуатации) паровозов в России достигало в конце 1916 г. 16866. В последующие периоды происходит сначала постепенное, затем все более ускоряющееся сокращение их численности, достигшее критической отметки к началу 1920 г.: декабрь

1917 г. - 15810, февраль 1918 г. - 9888, июнь
1918 г. - 5676, январь 1919 г. - 4577, декабрь
1919 г. - 4141, январь 1920 г. - 3969, февраль
1920 г. - 4019 [6]. За лето 1920 г. число паровозов, имевшихся в распоряжении НКПС на территории Европейской России (без Украины), увеличилось с 2160 до 2287 и то исключительно за счет передачи около 300 паровозов из Сибири [7].

К началу 1921 г. количество «здоровых» паровозов на всех железнодорожных магист-

ралях страны возросло до 7700 [8]. По сведениям, приведенным на Восьмом Всероссийском съезде советов Л. Д. Троцким, за январь-ноябрь 1920 г. в стране было произведено 8455 «средних»1 ремонтов паровозов [9]. За весь 1920 г. отремонтировали 66800 вагонов [8].

Возникает вопрос, где же эти почти 22 тыс. паровозов и более 146 тыс. вагонов, якобы введенных в строй трудармейцами за неполный год? Ответ очевиден: за ремонт выдавалось фактически текущее обслуживание или же починка косметического характера.

Приводимые в сводках сведения содержали явные преувеличения и поэтому далеко не всегда отражали реально выполненную работу. Так, на Казанской железной дороге на 1 февраля 1920 г. насчитывалось 913 паровозов (в т. ч. 525 «больных» и 388 «здоровых»). За февраль-май 1920 г. трудармейца-ми Запасной армии по официальным отчетам было исправлено 2857 паровозов. В результате к 1 июня 1920 г. на Казанской железной дороге имелось 916 паровозов (в том числе 497 «больных» и 419 «здоровых») [10].

Прогресс, как видно, не столь существенен. Данные подсчеты позволили члену президиума ВСНХ Ю. Ларину саркастически назвать руководство Запасной армии «Казанскими чудотворцами» и сделать вывод о том, что работа армии «ничего не дала для усиления количества паровозов по товарному и воинскому движению» [10]. Конечно, Ю. Ларин излишне категоричен, однако и преувеличивать значение трудовой армии в восстановлении железнодорожного транспорта у нас нет оснований.

Согласно отчетам 1-й Революционной (Уральской) армии труда, к 1 марта 1920 г. было отремонтировано 182 паровоза, хотя значительная их часть находилась в мастерской менее двух дней. «А такое состояние паровоза считается железнодорожниками здоровым и ремонт их не принимается совершенно в расчет» [11].

По сведениям отдела статистики и эксплуатационного управления НКПС на ЮгоВосточных железных дорогах в конце апреля 1920 г. имелось 23755 вагонов и 903 цистерны, из которых 3420 нуждались в ремонте

1 Средним назывался ремонт, после которого паровоз или вагон в состоянии проработать от 6 месяцев до 1 года.

Таблица 1

Работы, выполненные трудовыми частями в январе - августе 1920 г.

Виды работ С начала работ до 15 апреля 15 апреля - 1 июля 1 июля - 1 сентября Всего

Очистка железнодорожных путей от снега и мусора (верст) 3407 459 299 4165

Ремонт железнодорожных путей (верст) 114,5 6518,5 1125 7758,5

Ремонт паровозов (штук) 3458 6089 7114 16661

Ремонт вагонов (штук) 16640 42121 44263 103024

Погрузка и разгрузка (вагонов) 16160 209195 136236 361591

Лесозаготовки (кубических саженей) 470630 329337 78785 878152

Вывозка лесоматериалов (кубических саженей) 366500 27829 52271 446600

Источник: Государственный архив Российской Федерации. Ф. 382. Оп. 1. Д. 313. Л. 14.

[12]. В ходе же деятельности 2-й Особой армии, дислоцированной в районе расположения Юго-Восточных железных дорог, по официальным данным было отремонтировано ни много, ни мало 35519 вагонов [13]. Парк «больных» паровозов в течение рассматриваемого периода на Юго-Восточных железных дорогах сократился на 10 %, что вряд ли может быть признано выдающимся достижением.

Чтобы оценить вклад трудовых армий в восстановление железнодорожного парка можно проследить динамику количества «больных» паровозов и вагонов в процентах от их общего числа: сентябрь 1919 г. - 51,5 % паровозов и 17,7 % вагонов, январь 1920 г. -

58,3 % паровозов и 20,3 % вагонов, август 1920 г. - 58,4 % паровозов и 22,3 % вагонов. С января по август 1920 г. количество паровозов, ожидающих капитального ремонта, возросло на 225 %, текущего ремонта - на 60 % [14].

Таким образом, результаты усилий, направленных на улучшение состояния железнодорожного транспорта, оказались не столь велики, как это следовало бы ожидать, если исходить из цифр, представленных Центро-комтрудом. Усилиями армии скорее был приостановлен дальнейший развал транспорта, но никак не преодолен кризис.

Вызывают сомнение и некоторые другие официальные цифры. При том, что по разным оценкам в ходе Гражданской войны было разрушено от 1 до 2 тыс. верст железнодорожных путей [1, с. 493; 15], только трудовые части сумели ввести в строй по данным Центрокомтруда почти 12 тыс. верст.

Так, 2-я Особая армия, если судить по ее отчетности, примерно за 7 месяцев отремонтировала 3138 верст при общей протяженности Юго-Восточных железных дорог 3250 верст. Разумеется, из-за действий повстанческих отрядов, износа, неправильной эксплуатации один и тот же участок мог ремонтироваться два и более раз. Однако не имеются ли и здесь преувеличения, происходящие из дефектов отчетности трудовых частей и стремления командования подчеркнуть собственные заслуги перед лицом вышестоящего начальства?

Ответ на этот вопрос может быть получен на основании знакомства с первичной отчетностью 2-й Особой армии. Еще в конце 1970-х гг. А.А. Ходак обратила внимание на то, что в ее сводках могут содержаться погрешности, существенно искажающие итоговые данные о выполненных работах. В качестве примера исследовательница привела сообщение об отремонтированном 981 паровозе за несколько дней конца июня - начала июля 1920 г. Речь шла об опечатке. Вместо 981 должно было быть указано 28 паровозов [12, с. 29-33].

Одним этим фактом А.А. Ходак и ограничилась. На самом же деле таких погрешностей и совершенно нелепых цифр в трудовых сводках 2-й Особой армии можно обнаружить немалое количество. Например, в сводке за 16 мая 1920 г. указывалось, что 4-й трудовой бригадой был «разобран обходной путь на расстоянии 369 верст»; за 16 июня 2357 чел. из 9-й трудовой бригады выгрузили 2 вагона пшеницы и «выпустили из ремонта 5 паровозов и 15 вагонов»; за

15 июня 42 чел. из 3-й трудовой бригады вырыли траншею для прокладки шпал в 700 к. с. (т. е. примерно 6700 кубометров или более 160 кубометров на каждого) [16]. То есть полагаться в полной мере на достоверность сводок у нас нет достаточных оснований.

О том, что доверять сведениям, сообщавшимся трудовыми армиями нельзя, вынужден был признать и Л.Д. Троцкий, говоря о результатах хозяйственной деятельности Запасной армии Республики: «Что армия как таковая дать технически грамотные трудовые сводки не может, особенно на первых порах, это бесспорно и известно тем товарищам, которые участвовали в выработке форм и методов учета работы трудовых армий. Работа на транспорте была для запасной армии лишь длительным субботником. Если мы возьмем трудовые сводки наших коммунистических субботников, то увидим, что эти сводки крайне несовершенны, иногда очень наивны» [17].

Обращает на себя внимание и тот факт, что в течение очень короткого промежутка времени службе пути Юго-Восточных железных дорог, трудовым бригадам армии удавалось отремонтировать огромные участки полотна: 5 июня - 142 верст 290 саж. силами 15968 чел. (из них лишь около 10 верст приходилось на долю трудовых бригад, остальное - результат работы службы пути); 3 июня - 71 верст 355 саж. силами 14988 чел.;

9 июня - 81 верст 64 саж. силами 17721 чел.; 15 июня - 64 верст 157 саж. силами 14866 чел. [16, л. 20, 31, 35] и т. д.

Цифры отремонтированного полотна очень часто соседствуют с данными о количестве смененных шпал. Вполне логично было бы предположить, что в сводках 2-й Особой армии (так же как и Центрокомтруда) говориться не о восстановлении полностью разрушенного полотна, а о плановой замене изношенных шпал (в редких случаях и рельсов). То есть трудовыми соединениями выполнялось текущее обслуживание железных дорог, которое в мирное время на регулярной основе осуществлялось гражданскими рабочими. Вполне естественно, что за годы войны в обстановке общего хозяйственного кризиса, боевых действий, при отсутствии должного контроля процент сгнивших шпал увеличился. Следовательно, и военнослужащим приходилось работать несколько боль-

ше, чем в обычных условиях железнодорожникам.

Трудовым частям и соединениям удавалось не более чем поддерживать железнодорожную сеть в более или менее сносном рабочем состоянии - в этом и состоит их основная заслуга. Тем не менее, несмотря на все усилия трудовых армий, кардинальных сдвигов в состоянии железнодорожного полотна не произошло. К началу 1921 г. по всей стране подлежало замене 13,5 млн шпал -15,5 % от их общего количества, что расценивалось руководством НКПС как крайне тяжелая проблема [18].

В районе Северного Кавказа первоочередное значение приобретало привлечение военнослужащих к добыче и вывозке нефти. Дислоцированная здесь Кавказская трудовая армия сыграла большую роль в обеспечении ее транспортировки по железной дороге и нефтепроводам и в создании приемлемых условий для работы на нефтепромыслах. Всего в 1920 г. из Грозненского района было вывезено по железной дороге 29153,6 тыс. п. и по нефтепроводам 10424,3 тыс. п. нефтепродуктов, что составило около 19 % от вывозки нефтепродуктов по стране в целом [19]. В 1920 г. на грозненских нефтепромыслах трудармейцами было добыто свыше

10 млн п. нефти [20], т. е. 12,2 % от общего размера нефтедобычи в крае и 4 % от добытой нефти по стране [19, с. 59].

Добычей угля в 1920 г. в очень ограниченном масштабе занимались лишь подразделения 1-й Революционной армии труда, трудовые части Сибири. Большую роль играли военнослужащие в транспортировке минерального топлива. Украинской трудовой армией по нашим подсчетам было погружено более 12 % добытого в Донбассе угля [19, с. 4-5, 21].

Значительным было участие трудовых частей в лесозаготовках, роль которых определялась еще и тем, что в 1920 г. в структуре топливного баланса страны доля дров достигла 50 %. Необходимо уточнить, что Центрокомтруд подсчитывал объем работ по календарным годам, а Центральное управление лесной промышленности - по операционным (хозяйственным) годам. В 1919/1920 хоз. году в стране было заготовлено 9,4 млн к. с. (78,7 % от плана) и вывезено 7,1 к. с. (79,5 % от плана) дров, а в 1920/1921 хоз.

году заготовка составила 8,7 млн к. с. (60 % от плана) [19, с. 91-92].

Известно, что во второй половине 1919 г. было заготовлено 4148 тыс. и вывезено 2027 тыс. к. с. дров [22]. Соответственно, в первом полугодии 1920 г. было заготовлено около 5,35 млн и вывезено около 5,07 млн к. с. Тогда доля трудовых частей в заготовке дров составляет около 15 % и в вывозке около 7,8 % за первую половину 1920 г. Подсчеты за второе полугодие затрудняются отсутствием данных по трудовым армиям за ноябрь-декабрь. За июль-ноябрь 1920 г. в целом по стране было получено 3433000 к. с., вывезено 1415000 к. с. дров [23]. Трудовые армии за июль-октябрь 1920 г. заготовили около 191 тыс. к. с., а вывозка ими велась в незначительных масштабах.

Таким образом, судя по результатам первых четырех месяцев полугодия можно предположить, что в этот период доля трудовых частей в лесозаготовках не превышала показатели первого полугодия. В таком случае получается, что трудовые части обеспечили выполнение примерно 10 % общего объема работ.

За 1919-1920 гг. военными продорганами Красной армии было заготовлено 41 млн п. зерна и зернофуража, 8,3 млн п. мяса и рыбы, 47 млн п. картофеля и овощей. В том числе частями Восточного фронта - около 6 млн п. зерна и зернофуража, 1 млн п. мяса; Южного и Юго-Западного фронтов - 14,5 млн п. зерна и зернофуража, 2 млн п. мяса; Юго-Восточного и Кавказского - около 14 млн п. зерна и зернофуража, 3,5 млн п. мяса [24].

Учитывая, что в 1919-1920 гг. всего было собрано по продразверстке по официальным данным 212,5 млн п. зерна и зернофуража [1, с. 477], доля частей Красной армии (включая трудовые армии) в общем объеме заготовок составила по зерну и зернофуражу

19,3 %. При этом нужно иметь ввиду, что большая часть продовольствия шла на содержание самих вооруженных сил. При размере красноармейского пайка, колебавшегося в различные периоды от 1 до 2 ф. хлеба в день, и общей численности армии, выросшей за 1920 г. с 3 до 5,5 млн чел., заготовленного продовольственными комиссиями боевых армий и трудовыми армиями хлеба не могло хватить даже для обеспечения собственных

нужд, не говоря уже о населении городов и рабочих поселков.

Военнослужащие также индивидуально или целыми подразделениями откомандировывались на промышленные предприятия, испытывавшие дефицит трудовых ресурсов. Заявки Юго-Восточных железных дорог на квалифицированную рабочую силу 2-я Особая армия удовлетворила на 38 % [25]. В 1920 г. в Петрограде было привлечено на предприятия 33872 чел., из которых 4745 14 %) являлись трудармейцами [26]. На Урале с 1 марта до конца декабря 1920 г. было откомандировано на промышленные предприятия и шахты 9357 военнослужащих [27, 28].

Однако нельзя не отметить, что производимое при участии трудармейцев на заводах, фабриках и мастерских во многом шло на обеспечение потребностей армии в оружии, обуви, обмундировании. К тому же выпускаемая продукция не всегда отличалась высоким качеством.

Например, благодаря усилиям командования Запасной армии на Ижевских заводах удалось более чем в два с половиной раза увеличить производство винтовок - с 8 тыс. в мае до 21,5 тыс. в ноябре 1920 г. [29]. Одним из последствий такой гонки являлось значительное число брака, доходившего до четверти от общего объема выпуска, а также вспыхнувшие в Ижевске в конце 1920 г. волнения и забастовки местных гражданский рабочих. Всего же, по нашим подсчетам, военнослужащими Запасной армии и 2-й Особой армии обеспечивалось по приблизительным данным до 10 % производства некоторых видов военного обмундирования.

В целом же спрос промышленности и транспорта на рабочую силу трудовыми частями полностью так и не был удовлетворен. Наоборот, он как раз постоянно возрастал в течение 1920 г., достигнув максимума в январе-марте 1921 г., когда на 219,2 предложений приходилось 104,9 посылок [30].

Проблема заключалась не в дефиците трудовых ресурсов. По большому счету этот дефицит был искусственно создан политикой военного коммунизма. В частности, в железнодорожном транспорте в 1920 г. при сокращении в несколько раз паровозного парка количество занятых в отрасли рабочих увеличилось в сравнении с 1913 г. более чем в два раза [31]. В Донбассе весной 1920 г. шах-

тер в среднем выходил на работу от 7 до 12 дней в месяц [32]. Поэтому дело заключалось не в том, чтобы еще дополнительно набрать новые десятки или сотни тысяч людей, а в рациональном использовании имеющихся в наличии.

Таким образом, усилия трудовых армий и трудовых частей тыловых округов обеспечили примерно пятую часть вывоза и 4 % добычи нефти, около пятой части продовольственных заготовок, около 10 % заготовки и вывозки дров. С помощью военнослужащих удалось в некоторой степени поправить транспортную ситуацию на только что освобожденных от белых территориях - в районе Кавказской, Украинской, 1-й Революционной трудовых армий, Запасной, 2-й Особой.

Важно еще отметить, что эти показатели были достигнуты не только усилиями военнослужащих. В сведения о хозяйственной деятельности трудовых частей включались результаты, полученные вольнонаемными и рабочими милитаризованных предприятий, непосредственно связанных с выполнением задач, поставленных перед командованием трудовых армий.

Количество гражданской неквалифицированной рабочей силы и специалистов зависело от времени, места, вида заданий. Особенно распространенной такая практика была в первые месяцы существования трудовых армий, сохранившись в дальнейшем в течение всего 1920 г.

Например, в ремонте паровозов на Московско-Казанской железной дороге принимали участие ежедневно в среднем в течение

1920 г. 1409 железнодорожников (80,6 %) и 338 красноармейцев (19,4 %), вагонов - 505 железнодорожников (73,5 %) и 182 красноармейца (26,5 %) [29, л. 2об]. Однако если судить по отчетам Запасной армии, практически весь объем работ был засчитан как выполненный военнослужащими.

На лесозаготовках, производимых 2-й Особой армией, по вольному найму было отработано около 17 % общего числа человеко-дней [12, с. 26]. Тем не менее все лесные материалы в документации фиксировались как заготовленные трудовой армией.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в Украинской трудовой армии, где более 30 % отработанных человеко-дней приходилось на вольнонаемных [33].

В военно-полевых строительствах 1-й Революционной армии труда по данным на 5 июня 1920 г. 60 % лесозаготовок выполнялось гражданским населением [34].

В 5-й армии Восточного фронта с начала работ по 15 июня 1920 г. гражданские составляли 16,6 % рабочей силы и 34,2 % гужевого транспорта [35].

В связи с вышеизложенным возникают серьезные сомнения относительно достоверности цифр, которые ранее использовались при характеристике численности привлекавшихся к труду военнослужащих. Формулировка о 2,5 млн участвовавших в хозяйственных работах красноармейцах, приводившаяся во многих работах, посвященных Гражданской войне, представляется не совсем точной. Она создает преувеличенное представление о реальном участии Красной армии в восстановлении экономики страны.

В отчетах Центрокомтруда, откуда эти сведения позаимствованы, речь идет о том, что в указанный период военнослужащими было отработано около 2,5 млн человекодней (точнее говоря - 2431130 ч/д) [36]. Соответственно, ежедневно на работах с 15 апреля по 1 июля 1920 г. в среднем находилось

33,3 тыс. чел., а за вычетом воскресений -около 40 тыс. чел. Последние цифры вполне соответствуют суммарным данным, поступавшим с мест от отдельных трудовых армий. Однако их, разумеется, нельзя считать исчерпывающими из-за слабой постанови учета как в самих трудовых армиях, так и, в первую очередь, в тыловых частях военных округов.

Чтобы объективно оценить итоги хозяйственной деятельности трудовых соединений нужно также выяснить - произошли ли кардинальные сдвиги в отраслях экономики, где широко использовалась рабочая сила военнослужащих в течение 1920 г.?

Отрицательный ответ на этот вопрос был вполне очевиден даже для советских историков. Можно ли говорить о сколько-нибудь существенных достижениях в деле восстановления экономики, если уже в январе-феврале 1921 г. разразился топливный кризис, в результате которого за первую четверть 1921 г. в сравнении с аналогичным периодом 1920 г. объем лесозаготовок снизился на 10 %, вывозки - на 15 % [37]?

В начале 1921 г. на Юго-Восточных железных дорогах «застряло 50 поездов с хлебом, на Московско-Курской железной дороге «возникла угроза остановки движения». Недостаток топлива «останавливает работу по восстановлению копей, рудников и заводов юга России» [38].

Сокращается до двух часов в сутки отпуск электроэнергии в Петрограде. ВСНХ «в виду продолжающегося топливного кризиса» вынужден был принять решение о закрытии ряда заводов и фабрик [39]. Демобилизованным военнослужащим приходилось покидать остановившиеся составы и пешком по нескольку десятков, а то и по сотне верст идти домой.

Рост в каменноугольной промышленности хотя и наблюдался, но он достигался преимущественно экстенсивным путем при низкой производительности труда, громадных прогулах, раздутых штатах и т. п. На невысоком уровне сохраняются объемы добычи угля и нефти, производства металлов и товаров первой необходимости, продукции земледелия и животноводства, грузооборот железнодорожного транспорта.

Труд военнослужащих был во многом порождением и органической частью системы военного коммунизма и в таком качестве не мог повлиять на ее пороки, мешавшие налаживанию нормальной экономической жизни.

Таким образом, использование военнослужащих в 1920 г. позволило лишь несколько затормозить процесс деградации экономики Советской России. Кардинальных сдвигов не произошло, да и не могло произойти в условиях политики военного коммунизма и продолжающейся Гражданской войны.

Примечательно, что сами руководители военного ведомства, народного комиссариата труда, ряда других учреждений, в отличие от советских историков 1940-1980-х гг., оценивали хозяйственные успехи трудовых армий в большинстве своем весьма скромно, без лишнего пафоса и патетики. «Показала ли она (практика. - В. Ц.) .что трудовая армия оправдала себя, то есть что войсковое соединение - армия в своих работах дала полезный эффект, окупавший усилия по созданию и содержанию армии, - задавался вопросом начальник оперативного управления штаба Украинской трудовой армии М.И. Хлоплян-

кин, - Ответ нужно дать отрицательный» [40]. Немного сделано «в пудах, верстах и т. п.» - писал после детального ознакомления с деятельностью Украинской трудовой армии представитель трудчастей Туркестана Злотский, - но очень много сделано в смысле спайки, дисциплинированности и согласованности в работе», благодаря чему удалось добиться главного - «остановки процесса распада» [33, л. 2об].

Важна оказалась не столько непосредственная практическая трудовая деятельность отдельных воинских частей и соединений, сколько направляющая и организующая сила армейских учреждений, внесших в ряде районов милитаризованное начало в работу предприятий, шахт, нефтепромыслов, железных дорог. Именно в этом смысле можно говорить о положительном значении перевода воинских частей с боевого на трудовой фронт.

Трудовые армии отчасти оправдали себя как органы милитаризации народного хозяйства. Кто как не военные могли выполнить задачу мобилизации всех производительных сил, обеспечения принципов всеобщей трудовой повинности, подавления сопротивления реальной и потенциальной оппозиции существующему режиму? В этом в первую очередь и состоял положительный итог деятельности трудовых армий. Говорить же о существенном их вкладе в возрождение разрушенной войной экономики вряд ли возможно.

1. Гражданская война и иностранная интервенция в СССР: энциклопедия. М., 1983. С. 600.
2. Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т. 26. С. 270.
3. Беджанян Р.М. Красная Армия на фронте восстановления народного хозяйства (1920— 1925 гг.). Львов, 1968. С. 144.
4. Старостенков Н.В. Железнодорожные войска России. М., 2001. Кн. 2. С. 185-190.
5. РГВА (Рос. гос. военный архив.). Ф. 25875. Оп. 1. Д. 165. Л. 21-21об.
6. Экономическая жизнь. 1920. 7 март.
7. Там же. 15 сент.
8. Мещеряков Н. Год упорного труда // Правда. 1921. 5 март.
9. Экономическая жизнь. 1920. 28 дек.
10. Там же. 13 авг.
11. ГАРФ. Ф. 7275. Оп. 1. Д. 85. Л. 9об.
12. Ходак А.А. 2-я Особая армия Республики на восстановлении Юго-Восточных железных дорог в 1920 г. (По новым архивным документам). М., 1976.
13. 2-я Особая армия Республики на восстановлении железнодорожного транспорта (1920 г.) // Советские архивы. 1976. № 4. С. 75, 76.
14. Клеменчич В. Итоги работы железных дорог за три года (1917-1920 гг.). М., 1920. С. 10, 12.
15. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. М., 1956. Т. 3. С. 80.
16. РГВА. Ф. 171. Оп. 1. Д. 202. Л. 20, 22, 57.
17. Троцкий Л. Ремонт паровозов // Правда. 1920. 9 сент.
18. Правда. 1921. 25 марта.
19. Добыча и заготовка топлива в 1920 и 1921 году. Вып. 3: к отчету ГУТа за 1921 год. М., 1923. С. 74-75.
20. Хозяйство Юго-Востока. Изд. Экономсовета Юго-Востока. Ростов н/Д, 1921. С. 21.
21. Сборник отчетов народных комиссаров УССР, уполномоченных народных комиссаров РСФСР при Совнаркоме УССР и центральных учреждений Украины. Харьков, 1921. С. 8.
22. Правда. 1921. 16 февр.
23. Экономическая жизнь. 1921. 16 янв.
24. Горькавенко В. И. Деятельность Коммунистической партии по организации трудовых армий и их использованию в восстановлении народного хозяйства (1920-1921 гг.): авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1976. С. 13.
25. Оськин Д. Хозяйственная работа 2-й Особой армии. М., 1926. С. 94-95.
26. Ильюхов А.А. Политика советской власти в сфере труда. 1917-1922 гг. Смоленск, 1999. С. 118.
27. РГВА. Ф. 164. Оп. 1. Д. 68. Л. 195, 338.
28. Мелкие заметки (хроника) // Серп и молот. 1921. № 3. С. 153.
29. РГВА. Ф. 212. Оп. 3. Д. 189. Л. 96.
30. Аникст А.М. Обзор деятельности Нарком-труда за 1921 год. К IV сессии ВЦИК. М., 1921. С. 12.
31. Экономическая жизнь. 1920. 31 окт.
32. Там же. 22 июля.
33. РГВА. Ф. 110. Оп. 6. Д. 806. Л. 7.
34. РГВА. Ф. 25892. Оп. 1. Д. 82. Л. 362.
35. РГВА. Ф. 6. Оп. 8. Д. 71. Л. 62-66.
36. РГВА. Ф. 6. Оп. 8. Д. 7. Л. 22об.
37. Данишевский К.Х. Итоги и перспективы государственных дровозаготовок (На рубеже двух лесозаготовительных кампаний 1920-1921, 1921-1922 гг.). М., 1921. С. 4.
38. Мещеряков Н. На топливный фронт // Правда. 1921. 4 февр.
39. Правда. 1921. 13 февр.
40. Хлоплянкин М. Теория и практика трудовых армий // Революционный фронт. 1920. № 5. С. 40.

Поступила в редакцию 22.09.2008 г.

Tsys V.V. The Red Army contribution into the reconstruction of the country’s economy in 1920. The results of the economic activities of the labour armies during the military communism period are analyzed in the article. The contribution of the military forces into the reconstruction of the country’s economy was not as significant as it had been believed earlier in domestic historiography.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты