Спросить
Войти

ПЕРВЫЕ НОВОКРЕЩЕНЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Автор: указан в статье

Я. Г. Солодкин

ПЕРВЫЕ НОВОКРЕЩЕНЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ*

Уже в конце XVI столетия, в процессе вхождения «Югорской земли» в состав Московского государства, отдельные представители знати «остяцкой страны» начали принимать христианство, что «имело существенное политико-правовое значение», ибо превращало «туземных вождей» в полноценных подданных.1

Так, в 1590-х годах крестились родной брат кодского князя Алача (Алачея),2 получив имя Георгия (Юрия), вдова Алача, ставшая Анастасией, с внуком, нареченным Петром, а вскоре — жена следующего властителя Коды Игичея Алачева (отныне Анна), урожденная Пур-тиева, а также их сыновья, известные по документам как Иван, Михаил и Григорий. Не исключено, что, оставив «басурманскую веру», в православие перешел и сам Игичей (крестильное имя которого, однако, остается неизвестным), выстроивший, как порой считается, в своей главной резиденции храм святых Зосимы и Савватия.3 Но* Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ и Департамента образования и молодежной политики ХМАО — Югры № 18-49-860002.

1 Конев А. Ю. Неизвестный источник о крещении Лобана (Онжина) Алачева: к истории кодских князей и их потомков (XVII — начало XIX вв.) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 4. С. 19.
2 Иногда предполагалось, будто сам Алач крестился под именем Николая (Балуева Н. М. Православные храмы Октябрьского района // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII — XIX веков. Тобольск, 2005. С. 403). Это всего лишь догадка.

Выдавать Алача за главного наместника «Москвы в Приобье» (Со времен князя Самара. В поисках исторических корней Ханты-Мансийска. Ханты-Мансийск, 2007. С. 103. Ср.: Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург, 2004. С. 36), кстати, нет должных оснований.

3 Подчас о крещении Игичея в Москве говорилось в утвердительной форме (Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 10321882 гг. Сургут, 1993. С. 54. Примеч.; Буцинский П. Н. Сочинения в 2-х томах. Т. 2.

© Я. Г. Солодкин, 2019

вокрещеном в одной из царских грамот 1601 г. называется Степан Пуртиев, очевидно, родственник Анны (жаловавшийся на бегство к куноватско-ляпинскому князю Шатрову Лугуеву трех «жонок поло-ненок купленных»). Христианство принял и ее брат Гаврила.4 С точки зрения А. Т. Шашкова, помимо кодских князей, православными по настоянию хозяев сделалось, видимо, и несколько их холопов.5

На рубеже ХУ1-ХУ11 вв. в христианство перешли ляпинский князь Петр Куланов, казымский князь Богдан Сенгепов (Цынгопов), сыновья куноватского князя Артинзея Лугуева Даниил и Яков.6 Как

Тюмень, 1999. С. 114; Балуева Н. М. Православные храмы Октябрьского района. С. 403; Туров С. В. Храмы на речных островах // Православие на Обь-Иртышском Севере: материалы к историко-культурному атласу. Екатеринбург, 2007. С. 27). Б. В. Мельников писал о принятии христианства этим кодским князем со ссылкой на адресованную в Березов грамоту воеводе И. Г. Волынскому и письменному голове И. П. Биркину от 19 февраля 1600 г. (Мельников Б. В. Некоторые аспекты церковной политики Российского государства в Сибири (XVII век) // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность. Межвузовская региональная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. Омск, 2000. С. 84). Но эта грамота появилась вслед за челобитной Игичея, «чтоб ... его пожаловати, велети его отпустить ... к Москве, и креститца бы ему, и быть с матерью своею и с сыном в одной вере», ехать на Вымь, дабы, направляясь в «царствующий град», побывать в своем поместье (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. М., 2000. С. 181-182. Ср.: С. 203).

Взгляд, будто «правящей кодской династии Алачевых были пожалованы княжеский титул и многие земли» за то, что «Кода первая поддержала православное христианство в Западной Сибири» (Кузьмина А. С. Культовое зодчество Кодского княжества Западной Сибири // Культурологические исследования в Сибири. 2002. № 1 (7). С. 163. Ср.: Белобородов С. А. Столица северного края: Очерки истории Са-марова — Остяко-Вогульска — Ханты-Мансийска. М., 1996. С. 42), должен считаться недоразумением.

4Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. М., 1999. С. 386-387; Т. 2. С. 181, 248; Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 3. Ч. 2. М., 1955. С. 118, 125; Очерки истории Коды. Екатеринбург, 1995. С. 117, 118; Перевалова Е. В. Северные ханты. С. 62, 63; Вершинин Е. В., Шашков А. Т. Участие служилых остяков Кодского княжества в военных походах конца XVI — первой трети XVII в. // Западная Сибирь: прошлое, настоящее, будущее. Сургут, 2004. С. 13; Главацкая Е. М. Религиозные традиции хан-тов: XVII-XX вв. Екатеринбург; Салехард, 2005. С. 306; Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири в конце XVI — XVII в. Екатеринбург, 2018. С. 376, 426, и др.

С. Пуртиев мог креститься не до 1595 г., когда от него бежали три «жонки полонянки купленные» (Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 84), а позднее.

5 Шашков А. Т. 1) Церкви и монастыри Северо-Западной Сибири и их библиотеки // Книжные сокровища Югры: Рукописные и старопечатные книги из собраний города Ханты-Мансийска. Екатеринбург, 2003. С. 11; 2) К истории Воскресенского монастыря и церквей города Березова // Альманах Тобольск и вся Сибирь. Т. 22: Березов. Тобольск, 2013. С. 130, и др.
6Перевалова Е. В. Северные ханты. С. 64. Об этих князьях см., например: Шашков А. Т. Югорские князья в XV-XVIII вв. // Северный регион: Наука: Образование: Культура. 2001. № 1 (3). С. 177. Ср.: С. 174.

писала А. Е. Ульянова, «немало новокрещенов зачислили на службу после похода сургутских служилых людей на Пегую Орду в 1597 г., в ходе которого было взято в плен много инородцев».7 Согласно относящейся к следующему году грамоте «святоцаря» Федора Ивановича в Сургут, его воеводе князю С. М. Лобанову-Ростовскому надлежало отобрать «погромный ясырь», захваченный участниками этой экспедиции, и вернуть его в юрты, кроме тех, кого служилые успели кре-стить,8 превратив в своих холопов; последних предписывалось зачис7 Ульянова А. Е. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв.: численность, состав, материальное обеспечение // Актуальные проблемы истории Западной Сибири. Сургут, 2006. С. 12. В этом походе, заметим, принимали участие не только сургу-тяне. См., например: Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 88; Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург, 1994. С. 102; Вершинин Е. В., Шашков А. Т. Участие служилых остяков Кодского княжества в военных походах... С. 17, 18; Ульянова А. Е. Функции сургутских казаков в конце XVI-XVII вв. // Проблемы истории Сибири XVI-XX вв. Вып. 1. Нижневартовск, 2005. С. 48.

8 Вряд ли можно согласиться с мнением, что служилые при этом «действовали путем насилия» (Главацкая Е. М. Религиозные традиции хантов... С. 220) и только, ведь при этом они должны были прибегать к помощи священников. См.: Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 118, 272-273; Мельников Б. В. Некоторые аспекты церковной политики. С. 86.

По убеждению Е. М. Главацкой, крестившихся хантов, манси, татар, не допуская исключений, переселяли в русские города и изолировали «от общения с соплеменниками, не принявшими христианство» (Главацкая Е. М. 1) «Потому что от ме-четев церквам божиим бывает перешкода.»: Из истории этнорелигиозных контактов в Северо-Западной Сибири в XVII — начале XVIII вв. // Тюркские народы: Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2002 г., г. Тобольск). Тобольск; Омск, 2002. С. 158; 2) Религиозные традиции хантов. С. 222). С точки зрения С. Н. Зинченко и Е. В. Вершинина, новокрещенов в обязательном порядке верстали в службу (Зинченко С. Н. Особенности социального и национального состава сибирских казаков конца XVI-XVII в. // Присоединение Сибири к России: новые данные: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тюмень. 9-10 декабря 2014 г. Тюмень, 2014. С. 97; Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 38. Ср.: Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 112, 115, 204; Зуев А. С. Аборигенная (инородческая) политика России в Сибири // Историческая энциклопедия Сибири. Т. А-И. Новосибирск, 2009. С. 10; Зуев А. С., Игнаткин П. С., Слу-гина В. А. Под сень двуглавого орла: инкорпорация народов Сибири в Российское государство в конце XVI — начале XVIII в. Новосибирск, 2017. С. 337, 338. Примеч. 126; С. 390, 420). Однако так, даже если мы забудем про многих кодских князей, бывало не всегда. См.: Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 1. Тюмень, 1999. С. 287, 295; Мельников Б. В. Некоторые аспекты церковной политики. С. 81; Харина Н. С. Формирование и развитие церковно-корпоративного землевладения Тобольского архиерейского дома в XVII в. // Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории: Коллективная монография. Ч. 8. Нижневартовск, 2013. С. 44; Зуев А. С., Игнаткин П. С., Слугина В. А. Под сень двуглавого орла. С. 323. Примеч. 90; С. 339, 340, 396, и др. Царская грамота от 28 октября 1607 г. в Березов воеводе князю П. А. Черкасскому и письменному голове И. И. Зубову склоняет к выводу

лить в ряды гарнизона.9 В царской же грамоте от 5 февраля 1602 г. о возвращении ясыря участвовавшим в походе в Пегую Орду березовским атаманам И. Пешему, И. Аргунову, казаку С. Прохорову «с товарыщи» о крестившихся следом не упоминалось.10 По указанию А. Т. Шашкова и А. Е. Ульяновой, в конце XVI в. в Сургуте нес службу новокрещен Н. Осипов, благодаря доносу которого сургутский воевода князь Я. П. Барятинский подавил бунт нарымских остяков (десять его «руководителей» во главе с Басаргой якобы были повешены).11 Зачисленный тогда в казаки, Осипов, будучи на «годовой» в Кетском остроге, сумел и там раскрыть заговор «иноземцев», о котором сообщил воеводе П. Бельскому;12 позднее (не ранее 1618 г.)

о том, что повешенные за «измену» новокрещены Петр Куланов и Левка, будучи, как и раньше, «лутчими людьми», проживали в юртах (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. С. 236-237), а не являлись казаками (Солодкин Я. Г. Казачество СевероЗападной Сибири на рубеже XVI — XVII столетий: очерки ранней истории. Нижневартовск, 2018. С. 22).

9Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 88-89. Ср.: С. 204, 269; Древний город на Оби. С. 103; Мельников Б. В. Некоторые аспекты церковной политики. С. 82; Солодкин Я. Г. Служилые люди Сургута в первые годы его существования // Очерки истории Сургута. Сургут, 2002. С. 31. Ср.: Главацкая Е. М. Религиозные традиции хантов. С. 220, 223.
10 Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 400-401; Скульмовский Д. О. К истории формирования сибирских гарнизонов (конец XVI — начало XVII в.) // Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Вып. 9. Тюмень, 2007. С. 41-42.

Хотя еще в 1598 г. появился указ о запрещении русским служилым людям держать ясырь из коренного населения, это предписание не соблюдалось на протяжении многих десятилетий. См.: Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество: Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991. С. 103-105, 223, 250, 251.

О том, что в конце XVI в., помимо Тобольска и Пелыма, новокрещены встречались и в Березове (Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 203), мы вправе говорить лишь предположительно.

11 Вопреки мнению Н. Н. Симачковой, Н. Осипов не был новокрещеном в ту пору, когда сообщил сургутскому воеводе об «измене» нарымских остяков. То обстоятельство, что «Микитка», «уведав . измену» нарымских «иноземцев», с «изветом» «побежал в Сургут» к воеводам этого города, между прочим, заставляет отклонить и вывод Н. Н. Симачковой, будто в Нарыме находился тогда «сургутский голова или казачий атаман» (Симачкова Н. Становление воеводской системы управления в Сибири (конец XVI — начало XVII вв.). Тюмень, 2006. С. 58).
12 В отписке томскому письменному голове Г. И. Писемскому от 3 июля 1605 г. управлявший Кетским остром П. А. Бельский сообщал про намерение «лутчих и молотчих людей» нескольких волостей «промышлять» над этом острогом, «как бы им Кецкой острог взяти, и служивых людей побивати, куды которого пошлют», ссылаясь на показания Киноту — жены «Могулина мужика Майгина» (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 406). Стало быть, «про .умышление и шатость» «иноземцев» окрестных волостей Бельский узнал, по крайней мере, вначале, отнюдь не благодаря Н. Осипову.

Кстати, в 1630/31 г. в Кетском остроге служил один новокрещен (Книги разрядные, по официальным оных спискам (далее — КР). Т. 2. СПб., 1855. Стб. 366).

Никита выступал в качестве толмача.13 Из челобитной Осипова следует, что он крестился и был поверстан в казаки после того, как в 1597/98 г.14 подал извет князю Я. Барятинскому на князцов, есаулов и ясачных людей Нарымского уезда и антирусское выступление со-рвалось.15 В действительности, этот захудалый князь воеводствовал

В относящейся к 1629 г. приходной книге таможенных сборов этого острога (ставшего со времени «поставления» в самом начале XVII в. центром уезда, территория которого ранее была подведомственна сургутским администраторам), как заметили Н. Н. Оглоблин и Д. Я. Резун, упоминается много новокрещенов из числа остяков и самоедов (Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (15921768 гг.). Ч. 1. М., 1895. С. 121. Ср.: С. 93; Ч. 2. М., 1897. С. 21; Первое столетие сибирских городов: XVII век (далее — ПССГ). Новосибирск, 1996. С. 23, 60, 61 (История Сибири. Первоисточники. Вып. 7)). Точнее, в бассейне Кети обитали остя-ко-самоеды, то есть селькупы. См.: Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960. (Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. 55). С. 92; Элерт А. Х. Народы Сибири в трудах Г. Ф. Миллера. Новосибирск,1999. С. 73.

13 Древний город на Оби. С. 120; Солодкин Я. Г. 1) Первые православные храмы Сибири // Гуманизация науки и образования в Ханты-Мансийском автономном округе на пороге третьего тысячелетия. Материалы окружной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2000. С. 124; 2) Служилые люди Сургута. С. 28; Ульянова А. Е. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. . С. 13. В Томске, кстати, обязанности толмача в 1614/15 г. выполнял новокрещен Лучка (Лука) (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 435, 436).

Говоря о восстании, которое готовили Басарга и его сторонники, А. Е. Ульянова допустила явное преувеличение. К тому же этот князь, вопреки утверждению Осипова, был жив еще летом 1603 г. См.: Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 89.

14 Видимо, Осипов отсчитывал срок своей 37-летней службы московским государям с 7106 г., так как тогда, вероятно, осенью, был основан Нарымский острог. Не исключено, что «Микитка» (челобитная которого поступила в являвшийся разрядным центром Томск) узнал о времени «поставления» Нарыма в местной приказной избе.
15 Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 449-450. Судя по челобитной Осипова (за 1634/35 г., когда этого новокрещена «из списка служивых людей выписал вон» нарымский воевода И. А. Загоскин), он вначале был казаком в Сургуте, откуда посылался «на годовую службу» в Кетский острог, а затем в Нарыме, где уже нес не «годовую» (Внукова О. В. Складывание основных категорий служилого населения Западной Сибири на раннем этапе ее русской колонизации (конец XVI — начало XVII вв.) // Материалы региональной научной конференции, посвященной памяти профессора Ю. П. Прибыльского: 19 апреля 2013 г. Тобольск, 2013. С. 51), как ранее многие сургутяне, а постоянную службу, скорее всего, со времени образования там (по допущению Е. В. Вершинина, на протяжении 1611-1613 годов) гарнизона из местных казаков и стрельцов. В течение 1624/25, 1627/28-1630/31 годов в Нарыме числились 5, 6, 9 новокрещенов. См.: КР. Т. 1. СПб., 1853. Стб. 1151, 1366; Т. 2. Стб. 99, 207, 300, 366; Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 311. Ср.: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.). Ч. 3. М., 1900. С. 237; ПССГ. С. 55.

Нарымских остяков, к числу которых, по всей видимости, принадлежал Осипов (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 296), в течение без малого века ученые

в Сургуте на протяжении 1601-1603 годов (бунт нарымских «иноземцев» принято относить к 1602 г.16).

И. В. Щеглов, включивший Н. Осипова в число заговорщиков (подобно Г. Ф. Миллеру), писал о наказании кнутом части из них, как и десяти кетских остяков в 1605 г.17 Судя по челобитной этого новокрещена, такому наказанию подверглись не нарымские князцы, есаулы и ясачные, а (хотя преждевременно утверждать, что десять) кетские «лутчие люди», когда впоследствии тот был годовальщиком.

Считалось, что «несение службы новокрещеными остяками являлось для Сургута большой редкостью».18 В середине 1620-х годов в гарединодушно считают селькупами (Чиндина Л. А. Пегая Орда — Большого Лося сильный народ // Вестник Томского гос. ун-та. 2013. № 3 (23). С. 92). Я. В. Пилип-чук, датировавший бунт в Нарымском уезде 1598 г., почему-то отнес Осипова к селькупским князьям этого края. См.: Пилипчук Я. В. «Пегая Орда». К вопросу о средневековой истории селькупов // Культура: Наука: Образование: Проблемы и перспективы. Материалы V Международной научно-практической конференции: г. Нижневартовск, 9-10 февраля 2016 года. Ч. 2. Нижневартовск, 2016. С. 239.

16 См., например: Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 92; Шатилов М. Б. Ва-ховские остяки (Этнографические очерки). Тюмень, 2000. С. 37; Древний город на Оби. С. 120; Вершинин Е. В., Шашков А. Т. Участие служилых остяков Кодского княжества в военных походах. С. 22, 23; Ульянова А. Е. Функции сургутских казаков. С. 49, 60. Нарымский уезд был образован в 1610 г. (Солодкин Я. Г. 1) Тобольская администрация в Смутное время: состав, хронология деятельности, сословная принадлежность // Теория и практика государственного и муниципального управления. Вып. 5. Тюмень, 2011. С. 86. Примеч. 25; 2) Сибирская администрация в Смутное время: к интерпретации летописных известий // Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории: Коллективная монография. Ч. 7. Нижневартовск, 2012. С. 50. Примеч. 29, и др.), так что в челобитной Н. Осипова допущена не одна ошибка. К тому же П. Бельский являлся в Кетском остроге письменным головой.

Е. В. Вершинин и А. Т. Шашков сделали вывод о возникновении Нарыма в 1597 г. Недавняя попытка, «скорректировав» этот вывод, отнести, как и П. Н. Буцинский, С. В. Бахрушин, В. И. Сергеев, а также многие другие историки, закладку первого русского острога на территории, ранее подвластной князю Воне, к следующему году (Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 86-87, 350) едва ли убедительна. В сохранившихся источниках нет и намека на повторную экспедицию русских служилых людей в Пегую Орду. Кроме того, в 1598 г. тарские, тобольские и тюменские казаки, стрельцы, татары и «литва» совершили поход против Ку-чума, завершившийся окончательным разгромом сибирского «салтана». Вспомним и о том, что Пелым, Обдорский и Кетский остроги были заложены в ходе подавления мятежей местных «иноземцев» либо их союзников. См., например: Очерки истории Югры. Екатеринбург, 2000. С. 124, 127, 130, 147, 200; Вершинин Е. В., Шашков А. Т. Участие служилых остяков Кодского княжества в военных походах. С. 16, 20, 2223, 28.

17 Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. С. 50, 55.
18 Древний город на Оби. С. 120; Внукова О. В. Складывание основных категорий служилого населения. С. 51. В 1625 г. в Сургуте имелся только один новокрещен

низоне этого города, насчитывавшего 202 служилых человека, значились и новокрещены; согласно окладной книге 1625/26 г., их было семь: Ивашко Харпицкий,19 «Юшко» Момот, Карпик Аманатка, Андрюшка Торокан, Андрюшка Чаус, Федька Паруня, Петруша Пара-бельский.20 Последний происходил из семьи парабельских князей.21 В 1619 г. Иван Парабельский с сургутским подьячим И. Афанасьевым посылался против изменивших русским «Бардаковых сыновей» Кинемы и Суеты, дабы как толмач вести переговоры со смутьянами.22 В 1609 и 1613 годах за ясаком в Кетский уезд, «в Тунгусы» и «Тюль-кину землицу» посылался толмач Карпик Аманатка,23 служивший в Сургуте в 1625/26 г. Толмачом являлся и новокрещен Семен Ту-мач, в 1609-1610 и 1620 годах собиравший ясак на реках Кас, Енисей, Сым и возивший отписку из осажденного тунгусами Маковского

из остяков. См.: Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 83; Древний город на Оби. С. 120-121, и др.

19 Видимо, он являлся ссыльным поляком, подобно служившим тогда же в Сургуте Я. Плешевскому и Я. Шпаковскому. См. о них: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа. Ч. 1. С. 120; Ульянова А. Е. Сургутское казачество в конце XVI — XVII вв. . С. 11; Русское старожильческое население Югры в конце XVI — середине XIX в.: исследовательские материалы и документы (далее — РСНЮ). М., 2007. С. 147, 366, 375; Солодкин Я. Г. Казачество Северо-Западной Сибири. С. 33, 77, 120, и др.
20 КР. Т. 1. Стб. 1151, 1257, 1365; Ульянова А. Е. Сургутское казачество в конце XVI — XVII вв. . С. 13; РСНЮ. С. 367-369. П. Н. Буцинский же утверждал, что в списках сургутских служилых «инородцы» не значатся (Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 95).

По «сургуцкому городовому списку (1627/28 г. — Я. С.) служивых (числилось. — Я. С.) 2 человека атаманов казачьих, 200 человек литвы и казаков» (ПССГ. С. 55). Составители этого документа, вероятно, отнесли к казакам и новокрещенов.

21 В XVII в. в Нарымском уезде числились пять Парабельских волостей. См., например: Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири... С. 88, 89.
22Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 493; Т. 2. С. 244; Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 3. Ч. 2. С. 141-142, и др. В начале 1620-х годов И. Парабельский служил толмачом в Сургуте, но вскоре был заменен на казака Л. Тупола (Тупыля), поскольку, как утверждали ясачные люди, «он, Ивашко, нужи их и росказать не умеет» (Главацкая Е. М. Религиозные традиции хантов. С. 68; Ишмулкин С. К. Вспомогательный аппарат местного управления Тобольского разряда в XVII веке // Рукописи XVI-XXI вв.: исследования и публикации. Новосибирск, 2013. С. 65, 66; Вершинин Е. В. 1) Челобитные аборигенного населения Сургутского уезда (XVII в.) // Западная Сибирь: прошлое, настоящее, будущее. Сургут, 2004. С. 54; 2) Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 306, и др. См. также: РСНЮ. С. 377, 378).
23Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. С. 252, 264-266. Считать этого новокрещена литвином (Там же. С. 740) нет оснований. Скорее всего, Карп, вероятно, побывавший в аманатах (в русской лексике слово «аманат (оманат)» стало широко использоваться с начала XVII в., см.: Зуев А. С., Игнаткин П. С., Слугина В. А. Под сень двуглавого орла. С. 315), принадлежал к коренному населению Сибири.

(«Намацкого») острога в Кетск. «Московскую грамоту» от 27 января 1611 г. доставил в Кетский острог в конце того же года новокрещен «Урнучко Онтонов». За 1610 г. известен и сургутский новокрещен «Олешка» Апатаков.24 В 1618 г. первый воевода Нарыма М. Т. Хлопов посылал местного новокрещена «Олешку» Сулбучеева (Санбыче-ева) с отпиской в Тобольск. В следующем году «Олешка» и сургутский литвин Я. Сергунов были направлены из Маковского острога в сибирскую столицу «с службою и с иными делами». По указаниям С. В. Бахрушина, в 1620-х — 1630-х годах в нарымском гарнизоне служил брат Вангая Кичеева (из Нижнего Нарыма) Григорий;25 крестились и стали нести службу также его двоюродные братья Иван Боярко и Олоша Олонтайко Санбычеевы, затем сын Григория Киче-ева «Олешка».26 Быть может, новокрещеном являлся ясатчик Иван Ясырь, посылавшийся в 1595 г. из Сургута к правителю Пегой Орды князю Воне, а в 1613 г. находившийся в Кетском остроге, где обычно «годовали» сургутяне.27

Во время розыска о подготовке мятежа в Березовском уезде в 1607 г.28 повесили новокрещенов Петра Куланова (с сыном Анто24 Акты времени правления царя Василия Шуйского (1606 г. 19 мая — 17 июля 1610 г.). М., 1914. С. 79; Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. С. 253, 254, 260, 297; Солодкин Я. Г. Казачество Северо-Западной Сибири. С. 63, 120.

25 Я. В. Пилипчук ошибочно утверждает, будто под именем Григория крестился сам Вангай, оставшись во главе Верхненарымской волости (Пилипчук Я. В. «Пегая Орда». С. 240).

В 1625 г. в Нарыме жили три остяка-новокрещена (Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 100).

26 Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа. Ч. 1. С. 205, 209; Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 432, 493; Т. 2. С. 290. Санбычей, как и Басарга, приходился братом нижненарымскому князю Кичею. См.: Шашков А. Т. К истории Обского (Мансуровского) городка // Великий подвиг народа. Вторые военно-исторические чтения, посвященные 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тезисы докладов. Екатеринбург, 2001. С. 174, и др.
27Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. С. 264; РСНЮ. С. 315; Ульянова А. Е. Функции сургутских казаков. С. 48. Вскоре после основания Тары и Томска там служили Григорий Ясырь и Дружина «Есырь». См.: Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. С. 288, 289, 358, 417; РСНЮ. С. 51.
28 Березов отнюдь не осаждался в 1607 г., тем более, пелымскими вогулами и сургутскими остяками (Зуев А. С., Игнаткин П. С., Слугина В. А. Под сень двуглавого орла. С. 59, 106. Примеч. 120; С. 324. Примеч. 91, и др.), тогда восстание «иноземцев» лишь назревало, но было предотвращено. См.: Обдорский край и Мангазея в XVII веке: Сборник документов. Екатеринбург, 2004. С. 161-162; Солодкин Я. Г. К оценке волнений «иноземцев» Березовского уезда в 1607 году: «шатость» или мятеж? // Меншиковские чтения 2011: Материалы чтений. Вып. 8. Березово (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). 12-13 ноября 2011 г. СПб., 2012. С. 114-116; Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 38, 39, 98-99, 121, 419, 422-424.

ном)29 и Левку, принадлежавшего к числу «лутчих людей» Подгородной волости, тоже с сыном.30 Одновременно, по доносу сына, ставшего с переходом в православие Григорием31 и затем поверстанного в казаки, был казнен еще один из «лутчих людей» этой волости Ваюсь.32 В отписке березовского воеводы князя П. А. Черкасского, содержание которой передается в ответной царской грамоте от 28 октября 1607 г., хотя подчеркнуто, что «подгородный остяк Ваюско ... в расспросе в измене повинился»,33 о Григории не упоминается, так как, возможно, его показания в «приказной избе» Березова о намерениях «иноземцев» осадить русский город, перебить его администраторов и служилых людей лишь подтвердили разоблачения Осдони и свидетельства арестованных заговорщиков. Как мы узнаем из челобитной Ваюсева (1657 г.), поверстанный «в казачю службу», он нес ее более двадцати лет, до отставки «за старость» воеводой Березова кня29 В то время казнили и жену князца Петра, обвиненную в «волшебстве».

30 Вершинин Е. В., Шашков А. Т. Участие служилых остяков Кодского княжества в военных походах. С. 24-25; Перевалова Е. В. Северные ханты. С. 42. Быть может, П. Куланову и Левке принадлежит свидетельство о решении остяков и «самоеди» собраться («в обской протоке, в Изяпали, выше Березова города 15 верст») «за неделю до Петрова дня».
31 Березовские новокрещены документально известны и за 1610 г. (РИБ. Т. 2. СПб., 1875. Стб. 213). Кстати, в Мангазейском уезде в 1626/27 г. обитали «самоедины», принявшие христианство. См.: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.). Ч. 2. М., 1897. С. 43.
32 Вопреки представлению Н. А. Балюк и А. В. Матвеева (Со времен князя Самара. С. 158), сообщившая русским властям о «воровстве» остяков Березовского уезда Осдоня из «подгородных юрт . от Ваюска» являлась его «служащей женкой на-рымского полону» (Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. С. 38-39, 236; Вершинин Е. В., Шашков А. Т. Участие служилых остяков Кодского княжества в военных походах. С. 25), а не женой. Е. В. Вершинин назвал ее пленной селькупкой (Обдорский край и Мангазея. С. 189; Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 419, 422. Ср.: С. 84). По-видимому, Ваюсь купил Осдоню у кого-то из березовских казаков — участников похода 1597 г. к Верхнему («Вышнему») Нарыму, бывшему резиденцией правителя Пегой Орды князя Вони. Заметим, что Осдоня «сказала на всех Березовского уезда остяков измену» его воеводе князю П. А. Черкасскому не осенью 1607 г., как утверждал В. В. Пестерев (тогда о подготовке там мятежа узнали в Москве), а весной. Затруднительно судить о том, отчего этот курганский историк находил «по большому счету» бессмысленной попытку обороны Березова, если бы его, действительно, осадили «инородцы» (Пестерев В. В. Русская колониальная администрация в борьбе с фантомами сибирской государственности // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы Международной конференции. Г. Курган, 22-23 апреля 2011 года. Курган, 2011. С. 112, 113).
33 Она заключалась в том, что «остяки к нему приезжали и измену (московскому государю. — Я. С.) с ним думали».

зем М. Белосельским.34 В «книгах имянных березовским служилым людем и ружников и оброчником з денежными оклады» 1620-х годов (одна из них, за 1627/28 г., впрочем, сохранилась со значительными лакунами) Григорий не числится, возможно, потому, что получал только хлебное и соляное жалованье. (Как писал Е. В. Вершинин, нормы православного быта запрещали крещенным «иноземцам» проживать вместе со своими сородичами-язычниками, и Ваюсеву следовало находиться в Березове; с отставкой в 1628/29 г., лишившись казенного содержания, Григорий стал заниматься поблизости рыболовством и разведением на продажу лисиц.35 Возможно, это позволяли ему делать и прежде).

В относящейся к 1622/23 г. березовской окладной книге «денежного жалованья» — самой ранней из сохранившихся36 — среди казаков, получавших 6 рублей с четью, назван новокрещен «Ивашко» Денисов.37

По указанию Е. М. Главацкой, в 1630 г. в Березове насчитывалось 30 новокрещенов во главе с атаманом Корнилом Петровым.38 Такой атаман в известных нам разнообразных источниках по истории этого города 1620-х — 1630-х годов, однако, не упоминается,39 слишком сомнительна и указанная уральской исследовательницей цифра мест34 Акишин М. О. Новые документы об отношении аборигенов севера Зауралья к русским властям. XVII-XVIII вв. // Уральский исторический вестник. 1994. № 1. С. 122, 127-128; Очерки истории Югры. С. 149, 188-190; Шаходанова О. Ю. Прибыльные дела сибирских воевод // Сибирский исторический журнал. 2004. № 1. С. 45; Гла-вацкая Е. М. Религиозные традиции хантов. С. 309; РСНЮ. С. 427. Ср.: С. 79; История Ямала: В 2-х т. Т. 1: Ямал традиционный. Кн. 2: Российская колонизация. Екатеринбург, 2010. С. 124-125, 213; Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 256-260, 420, 422. Князь М. В. Белосельский управлял Березовым в 1627-1629 годах.

В 1627/28 г. в этом городе числился один новокрещен (КР. Т. 2. Стб. 97). По данным росписи 1627/28 г., гарнизон Березова состоял из 4 детей боярских и казачьих атаманов, 289 «литвы», казаков и стрельцов (ПССГ. С. 55). Возможно, в их число (хотя последних среди местных служилых никогда не было, см.: Внукова О. В. Складывание основных категорий служилого населения. С. 49) приказные включили и единственного новокрещена.

35 Очерки истории Югры. С. 189; Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 258.
36 Иногда так почему-то называется окладная книга, составленная пять лет спустя (Березово. С. 84; Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 296).
37 РСНЮ. С. 355.
38 Главацкая Е. М. Религиозные традиции хантов. С. 309.
39 См.: РИБ. Т. 8. СПб., 1884. С. 363, 379, 382; РСНЮ. С. 353, 371, 372, 395; Березово. С. 85, и др. В березовской окладной книге 1627/28 г. значится лишь казак «Олешка» Петров. См.: Березово. С. 87.

ных «иноземцев», накануне сделавшихся православными.40 Зато благодаря разысканиям Н. И. Никитина известно, что в 1630 г. атаманом трех десятков тобольских новокрещенов являлся Корнила Петров сын Дурынин.41 Стало быть, Е. М. Главацкой допущена ошибка.

С точки зрения В. Н. Козлякова, для того, чтобы «во времена . Федора Ивановича . сибирские племена» признали «первенство и подданство московского царя», его воеводами «было применено более успешное «оружие»», чем «казацкие сабли», — «борьба за веру».42 Малочисленность новокрещенов не только тогда, но и в последующие десятилетия, явно противоречит такому суждению.

По сообщению владычного дьяка Саввы Есипова, повторенному редакторами его летописи, с разгромом «Кучумова царства», основанием Тюмени и Тобольска «мнози невернии, уведевше християнскую веру, крестишася ... и от неверия бысть верни».43 Не приходится сомневаться в тенденциозности этого свидетельства,44 как и воспро40 В Пелыме, Верхотурье и (помимо представителей княжеской семьи) Кодском городке новокрещенов на первых порах были единицы. См., например: Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 204; Мельников Б. В. О некоторых аспектах церковной политики. С. 84, 85.

41 См.: РСНЮ. С. 49, 63. Примеч. 98.
42 Козляков В. Борис Годунов. Трагедия о добром царе. М., 2011. С. 94.
43 ПСРЛ. Т. 36. М., 1987. С. 69, 89, 97, 116, 127, 137, 187, 255, 313, 366. Ср.: С. 178, 346; ПЛДР. XVII век. Кн. 2. М., 1989. С. 568; Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. Новосибирск, 2001. С. 87, 371 (История Сибири. Первоисточники. Вып. 10); Сибирские летописи: Краткая сибирская летопись (Кунгурская). Рязань, 2008. С. 43-44, 91. Ср.: С. 1. См. также: Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. Т. 1. СПб., 1851. Стб. 1073; Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 152. Утверждение, будто в годы «первопрестольства» в Тобольске (1621-1624) Киприан «прилагал немало усилий» для распространения «христианства среди неверных туземцев Сибири» (Харина Н. С. Жизнь и хозяйственная деятельность первого сибирского архипастыря Киприана // История Сибири в биографиях. Сургут, 2009. С. 14. Ср.: Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. С. 63; Мирзоев В. Г. Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII века. М., 1960. С. 106, 108, 159), по меньшей мере, нельзя принимать всерьез. См., например: Бу-цинский П. Н. Сочинения. Т. 2. С. 244, 245.

Р. Г. Скрынников со ссылкой на исследование П. Н. Буцинского почему-то считал основной миссией Киприана христианизацию «присоединенного языческого края» (Скрынников Р. Г. Ранние сибирские летописи // История СССР. 1979. № 4. С. 83. Ср.: С. 93, и др.). Напомним, что в XVII в. многие жители Сибири исповедовали мусульманство.

44 И. Р. Нигматзянов, несомненно, заблуждается, утверждая, что «сам поход Ермака в отличие от христианизации Сибири имеет второстепенное значение» в глазах Еси-пова, которого казанский историк почему-то (кстати, вслед за А. П. Ярковым) называет духовным лицом, даже священником (Нигматзянов И. Р. Имагология хана Ку-чума в Есиповской летописи и исторические реалии // История, экономика и культура

изведенного «слогателем», близким к трем кряду тобольским архиепископам, известия синодика «ермаковым казакам», будто знаменитый атаман «со единомысленною и с предоблею дружиною» отправился в Сибирь «очистити место святыни ... и разорити ... нечестивыя капища».45 Заметим, что ранее, представив современную ононимику «Сибирской земли», Есипов объявляет татар приверженцами «Моаме-това» учения, то есть мусульманства, а всех остальных «языцев» — идолопоклонниками, не зная лишь, «калмыки . которой закон или отец своих предан[и]е [держат]».46

Хотя русские книжники с конца XVI в. подчас называли Сибирь «новопросвещенным местом», «новопросвещенной землей»,47 в первой половине следующего столетия, вопреки убеждению Л. С. Соболевой,48 этот край еще отнюдь не превратился в «новокрещеный».

Приведенные данные, между прочим, заставляют расстаться и с мнением о том, что на рубеже XVI-XVII веков новокрещенами «становились, как правило, представители верхушки аборигенного населения», а ясачные люди могли принимать христианство главным образом в силу «материальной заинтересованности».49 Нуждается в уточнении

средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы III Всероссийской (с международным участием) научной конференции: г. Курган, 21-22 апреля 2017 года. Курган, 2017. С. 72, 73. Ср.: С. 74).

45 ПСРЛ. Т. 36. С. 50, 70, 380. Ср.: С. 51, и др.
46 Там же. С. 44, 45. Ср.: С. 75, 76, 107.
47 Новосадский И. В. Возникновение печатной книги в России в XVI в. // Иван Федоров первопечатник. М.; Л., 1935. С. 46; ПСРЛ. Т. 36. С. 72, 90, 117, 178, 189, 258. Примеч. 82; С. 314, 368. Ср.: С. 35; Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. С. 88, 276. Ср.: ПЛДР: Середина XVI века. М., 1985. С. 288, 538; Демин А. С. Писатель и общество в России XVI-XVII веков (Общественные настроения). М., 1985. С. 18; БЛДР. Т. 14. СПб., 2006. С. 30. См. также: Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI — начале XVIII века. М., 1972. С. 51-52.

Возможно, ссылка «на божия чюдеса, еже содеяшася во дни наша в новопрозве-щеных местех (сибирских. — Я. С.)...» (в заключительных строках Основной редакции Есиповской летописи), следующая за фразой «И о сем словеса моя в конец пре-идоша», является дополнением к авторскому тексту, подобно одному из предисловий, где содержатся обещание, оставшееся невыполненным, поведать «о чюдесех . богородица и приснодевы Марии, идеже содеяшася во дни и р[о]да наша» и выражение «в наследие российского скипетродержательств[а]», имеющее аналогии лишь в ранних редакциях Сибирского летописного свода (ПСРЛ. Т. 36. С. 42, 72, 138, 145, 167. Ср.: С. 155, 210, 217, 244. Примеч. 23).

48 Соболева Л. С. «Государев атаман» Ермак Тимофеевич: векторы идеализации // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI-XX вв. Новосибирск, 2005. С. 298, и др.
49 Шаходанова О. Ю. 1) Политика правительства по отношению к коренным народам Сибири в конце XVI — начале XVIII вв. // Проблемы экономической и общественно-политической истории дореволюционной России. Вып. 2. Тюмень, 2004. С. 80;

и взгляд, будто православие начало проникать в среду коренного населения Северо-Западной Сибири с первых лет XVII в., но «русское правительство стремилось всячески ?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты