Спросить
Войти

Ему пятьдесят: к юбилею Учителя

Автор: указан в статье

П1РС0НЯЛИИ

Ему пятьдесят: к юбилею Учителя

Изначально эссе замышлялось как рецензия на статью М.П. Полякова «Мне — пятьдесят». Зная не понаслышке о такой черте характера Михаила Петровича, как скромность, можно было с максимальной долей вероятности предположить, что он не упомянет и о десятой части своих достижений (мысль о жанре рецензии возникла как раз в этой связи). Однако собственно рецензии не получилось — М.П. Поляков сказал, что если я хочу написать что-то про него, то опираться должен не на его текст (который он мне, кстати, и не дал), а на свое внутреннее ощущение. Поразмыслив над этим, я пришел к выводу, что и «рецензировать-то» его статью нет особой нужды — имя Полякова широко известно юридической (и не только) общественности, а уж читателям этого журнала — и подавно. Доктор юридических наук, профессор, более 25 лет посвятивший любимому делу — науке и педагогике, автор многочисленных научных и учебно-методических трудов, справедливо снискавших огромную популярность. Отличительная особенность книг и статей профессора Полякова — весьма оригинальные подходы к решению попавших в поле его зрения уголовно-процессуальных проблем. Широта кругозора, поразительная начитанность и нелинейность мышления Михаила Петровича позволяют ему видеть их под нестандартным углом зрения, нередко находя неочевидные связи с явлениями, лежащими в том числе за пределами уголовного процесса, тем самым заметно расширяя его границы и ощутимо обогащая.

Но все же особую любовь профессор М.П. Поляков питает к своим ученикам, которые не скупясь платят учителю взаимностью. Круг их широк — от студентов-первокурсников до состоявшихся ученых, обращающихся к мэтру за консультацией в процессе работы над докторской. Находясь под научным «присмотром» Михаила Петровича, легко найти себя в науке. Немало вчерашних студентов, которых он увлек в этот удивительный мир, сегодня с успехом защищают кандидатские диссертации и начинают работу над докторскими. В их число входит и автор этих строк, двенадцать лет назад пришедший в кабинет тогда еще начальника кафедры уголовного процесса, имея в душе неподдельный интерес к этой дисциплине, твердое желание заниматься наукой и крайне смутное представление о том, как это делается. Первая же беседа с профессором убедила меня в том, что пришел я по адресу — интерес усилился, желание еще более окрепло, а вскоре и представление о методах научного творчества начало понемногу формироваться. Схожие чувства, знаю, испытывали все научные «абитуриенты» М.П. Полякова, попадающие в науку через дверцу, приоткрытую профессором. Его подход к научному руководству способствует максимальному раскрытию творческого потенциала в учениках. Он не делает за них работу, которую они должны и могут выполнить сами, не ограничивает их творчество строгой заданностью, позволяя делать самостоятельные (порой весьма смелые) выводы, но и не оставляет ученика с его темой один на один. Его прикосновение к этому процессу — легкое и естественное. Даже принципиальные замечания нередко формулируются им не напрямую, а таким образом, чтобы «подопечный» сам пришел к нужному выводу. Результат же всегда неизменен — успешная защита.

Даже у непричастных к науке курсантов и студентов М.П. Поляков всегда пользовался особой любовью и уважением. Как бы далеко судьба не «забрасывала» выпускников академии, даже через много лет после завершения обучения Полякова помнят, а иногда и вспоминают. Кому-то он запомнился тем, что не ставил «двоек» на экзаменах (в мою память этот факт почему-то не врезался. Говорят, не ставил). Но таких немного. Большинство же помнят его благодаря захватывающим лекциям, неизменно предваряемым громогласным «Здравствуйте, товарищи курсанты!!!». Они были не только безупречны по информационной насыщенности, но являлись настоящими произведениями искусства. Они были «живые», на них было интересно! Может, поэтому и в «двойках» не было нужды, ведь материал запоминался «на лету».

Все вышесказанное — не портрет Михаила Петровича Полякова, а лишь штрихи к портрету. Я не упомянул о его безграничном обаянии и доброте, непревзойденном чувстве юмора и порядочности, креативности и справедливости, мудрости и еще многих его душевных и профессиональных качествах, хорошо известных всем, кто с ним знаком.

Михаил Петрович! С юбилеем! Крепкого Вам здоровья, благополучия, вдохновения, удачи, большого счастья и новых научных достижений! Вы сделали много, но, уверен, способны на большее.

Начальник редакционно-издательского отдела Нижегородской академии МВД России кандидат юридических наук А.Ю Смолин

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 1 (25)

381

Ему пятьдесят: к юбилею Учителя

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты