Спросить
Войти

Социально-правовые аспекты организации пенсионного обеспечения на Урале в послевоенный период (1945–1964 гг. )

Автор: указан в статье

Хомякова Н.В.

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета Е-mail: dist@dgti.ru

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА УРАЛЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1964 ГГ.)

В статье затронуты проблемы развития системы пенсионного обеспечения на Урале в 19451964 гг. Проанализированы изменения пенсионного законодательства, рассмотрены концептуальные основы формирования системы пенсионного обеспечения, на основе архивных данных исследованы проблемы пенсионного обеспечения государством разных категорий граждан. Ключевые слова: пенсионное обеспечение, Урал, пенсионеры труда, инвалиды войны.

Конституция РФ определяет Россию как социальное государство, гарантируя каждому своему гражданину достойную старость. Современная система пенсионного обеспечения строится с учетом исторического опыта советского государства, поэтому актуально обращение к ее истории.

Началом формирования системы социального обеспечения населения является положение

о социальном обеспечении трудящихся, принятое 31 октября 1918 г. В 1921 году принимается серия декретов, развивающих систему социального обеспечения: «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом», «О социальном обеспечении инвалидов», «О социальном обеспечении членов семей трудящихся в случае смерти кормильца семьи», «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» и др. С 1926 года вводится пенсионное обеспечение по старости, а также принимаются постановления, касающиеся государственного обеспечения военнослужащих, инвалидов военной службы, семей военнослужащих.

В 1931 году постановление ЦИК и СНК «О социальном страховании» ставит размер пенсии в зависимость от членства в профсоюзе и стажа. Введение понятия непрерывного трудового стажа на одном и том же предприятии было направлено на борьбу не только с текучестью рабочей силы, но и с прогулами.

Важнейшим шагом вперед, согласно Конституции 1936 года, стало установление равенства при назначении пенсий рабочим и служащим по старости и инвалидности. Ограничения в пенсионном обеспечении, распространявшиеся на лиц, лишенных избирательных прав по социальному происхождению или положению, были отменены. Граждане страны по

Конституции 1936 г. получали право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери кормильца (ст. 120). Это право должно было обеспечиваться широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

В период Великой Отечественной войны в стране были проведены крупные мероприятия по социальному обеспечению граждан, предусматривающие увеличение пенсий и пособий, распространение действия законодательства о некоторых видах социального обеспечения на более широкие слои населения. Законодательство военного времени было направлено на улучшение материального обеспечения воинов, ставших инвалидами в результате ранений и заболеваний, полученных на фронте, а также семей погибших воинов. Размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами, и членам семей, потерявшим кормильца, были повышены. Более высокие нормы пенсий устанавливались тем, кто потерял трудоспособность при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Пенсионное обеспечение осуществлялось на основе принятых накануне войны актов - Постановления СНК от 16 июля 1940 г. «О пенсиях военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и от 5 июня 1941 г. «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы и их семьям». В годы войны в дополнение к ним были приняты две инструкции: от 17 июня 1943 г. № 668 «О порядке назначения и выплаты пен-

сий по инвалидности военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава» и от 31 января 1944 г. «О порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава». Эти инструкции значительно расширили круг лиц, имеющих право на пенсию.

Важные изменения были внесены и в законодательство об обеспечении семей военнослужащих государственными пособиями. Принятый 26 июня 1941 г. указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» и связанные с ним нормативные акты расширили круг членов семьи, имеющих право на пособия. Были увеличены на 25% и размеры пособий.

Таким образом, была создана система пенсионного обеспечения, которая продолжала действовать и в первые послевоенные годы [1, л. 151-152].

В послевоенные годы для подъема ведущих отраслей промышленности и привлечения трудящихся на предприятия данных отраслей указами СНК СССР 1947-1956 гг. были установлены повышенные размеры пенсий для работников этих отраслей. В соответствии с новым законодательством не устанавливалось никакого

максимума заработной платы, из которой должна была исчисляться пенсия по старости, а при определении размера пенсий по инвалидности максимум был увеличен с 300 до 500-600 руб. Для указанных категорий рабочих и служащих был снижен возраст выхода на пенсию по старости и требуемый при этом стаж. Выплата пенсий по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности 1-й и 2-й групп, а также инвалидам 3-й группы, достигшим престарелого возраста, производилась полностью, независимо от получаемого ими заработка. Для назначения повышенных пенсий требовался специализированный стаж работы в отраслях промышленности и производствах, определяемых законодательством. Требование специального трудового стажа через повышенное пенсионное обеспечение решало задачу закрепления кадров в определенных отраслях народного хозяйства.

Изменение системы пенсионного обеспечения на Урале отражало общие тенденции ее развития в стране, что четко прослеживается на основе изучения архивных документов. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1 [2, л. 44, 51, 66, 81, 85, 88, 96-98,105; л. 1, 35, 93, 156, 165, 107, 199; л. 1-2].

Данные таблицы дают основание сделать вывод, что за рассматриваемый период, в связи с законодательными новеллами советского го-

Таблица 1. Количество пенсионеров на Урале в послевоенные годы, человек

Год Пенсионеры труда Инвалиды Отечественной войны Семьи военнослужащих, умерших кормильцев

Чкаловская область

1945 15078 26904 1240
1964 125687 20467 18703

Челябинская область

1945 30264 19836 560
1964 285173 16857 20390

Курганская область

1945 25759 18685 486
1964 79057 10507 12260

Молотовская область

1945 29370 25289 377
1964 255553 18806 22690

Свердловская область

1945 46498 31518 752
1964 420980 26914 29441

Башкирская АССР

1945 23529 46167 2117
1964 278594 17074 21516

Удмуртия

1945 14977 15501 -
1964 191814 33363 47972

сударства, увеличилось количество пенсионеров в целом по Уралу, равно как возросла и сумма пенсионных выплат. Так, если на Урале в 1945 году проживало 185475 пенсионеров труда, то в 1964 году пенсионному обеспечению подлежало уже 1636858 человек, т. е. количество получателей пенсий за рассматриваемый период увеличилось в 8,8 раза. Но в то же время произошло уменьшение пенсионеров из числа инвалидов Отечественной войны в 1,2 раза: с 168399 инвалидов до 143988 человек. Существенное увеличение количества семей военнослужащих, умерших кормильцев позволяет констатировать факт, что те военнослужащие, которые потеряли здоровье на фронтах Великой Отечественной войны, умерли в послевоенные годы.

Численность пенсионеров труда после войны вплоть до 1964 г. напрямую зависела от такого фактора, как специфика экономики региона, поэтому их общее количество в сельскохозяйственных регионах Урала было значительно ниже, чем в промышленно развитых.

В 1945 году в Чкаловской области проживало 15078 инвалидов труда от общих и профессиональных заболеваний, пенсионеров по старости, пенсионеров за выслугу лет и семей, потерявших кормильцев; 26904 инвалида Отечественной войны; 1240 семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга во время войны, и семьи умерших инвалидов войны. Размер месячных пенсий пенсионеров труда составлял 1768693 рубля, а в среднем на каждого человека равнялся 117 руб. 30 коп. Инвалиды Отечественной войны получали в месяц 38011035 рублей, что в среднем выражении на 1 человека равнялось 156 руб. 42 коп. Средняя пенсия для семей военнослужащих составляла 112 руб. 02 коп. [3, л. 85].

В Челябинской области в 1945 г. было 30264 пенсионеров труда, сумма их месячных пенсий составляла 3098149 руб., в среднем на человека приходилось 102 руб. 37 коп. Военных пенсионеров, получавших пенсию из союзного бюджета, насчитывалось 19836 человек с общей месячной пенсией 3102810 руб., или на одного человека 170 руб. 82 коп. Размер месячной пенсии для семей военнослужащих равнялся 6720038 рублей, или 108 руб. 17 коп. на одну семью [3, л. 81].

Самое большое количество пенсионеров в 1945 году приходилось на промышленно раз-

витую Свердловскую область: пенсионеров труда насчитывалось 46498 человек, инвалидов Отечественной войны - 31518 человек, сумма их месячных пенсий соответственно равнялась 46202000 и 5185400 рублей [3, л. 66].

Важным этапом, открывшим новую веху в развитии системы пенсионного обеспечения, стал закон от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях».

Закон 1956 года характеризовался следующими основными положениями:

- право на пенсию имели: рабочие и служащие, военнослужащие, учащиеся высших, средних, специальных учебных заведений, училищ, школ, и курсов по подготовке кадров, аспиранты и клинические ординаторы и другие граждане, если они стали инвалидами в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей, члены их семей в случае потери кормильца;

- пенсии назначались: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Имело место также и льготное обеспечение на основании списков Л №1 и №2;

- к пенсиям предусматривались надбавки: за непрерывный стаж, на нетрудоспособных иждивенцев;

- назначение только одной пенсии по выбору, имеющим право на различные пенсии;

- установлены минимальный и максимальный размеры пенсии;

- выплата пенсий обеспечивалась государством за счет средств, ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы;

- пенсии не подлежали обложению налогами [4].

В последующие годы принимается ряд актов, расширяющих сферу действия Закона от 14 июля 1956 г. (например, Постановление Совета Министров СССР от 1 марта 1961 г. N 186 «О пенсионном обеспечении бывших членов артелей промысловой кооперации»; совершенствуется пенсионное обеспечение за выслугу лет, развивается законодательство о пособиях и медицинской помощи (например, Постановления Совета Министров СССР от 13 сентября 1962 г. N 959 «Об упорядочении назначения и выпла-

ты ежемесячных пособий бывшим членам колхозов, земли которых переданы совхозам и другим предприятиям и организациям», от 25 октября 1963 г. N 1108 «О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы»); совершенствуется система управления социальным обеспечением (например, Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 12 мая 1964 г. N 570 «О дальнейшем расширении общественных начал в работе органов социального обеспечения и усилении контроля за назначением и выплатой пенсий»).

В связи с применением на Урале закона о государственных пенсиях от 1956 года число пенсионеров труда значительно увеличилось. В разрезе отдельных районов Урала это выглядит следующим образом: за период с 1955 по 1963 г. по Молотовской области наблюдается рост численности в 2,4 раза, по Башкирской АССР - в 3,2 раза, по Удмуртии - в 2,3 раза [5, л. 1, 28, 61; л. 51, 58, 99, 113].

Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятый закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) в значительной мере отразил влияние Закона о государственных пенсиях, а также положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.

Только за один год, с 1 января 1964 г. по 1 января 1965 г., численность пенсионеров труда в Башкирской АССР возросла с 184420 до 278594 человек, т. е. в 1, 5 раза, в Молотовской области - с 180416 до 255553 человек (в 1,5 раза), в Удмуртии - с 83936 до 191814 (в 2,2 раза) [6, л. 1, 35, 93, 156, 165, 107, 199; л. 1, 28, 61].

Изменения системы пенсионного обеспечения в 1956 г. привели к изменению масштабов, совершенствованию форм социального обеспечения. Динамика государственных расходов на выплату пенсий в 1961 г. выглядела следующим образом. Государственные расходы на выплату пенсий в 1961 г. по сравнению с 1955 г. увеличились по СССР в 2,5 раза, а по РСФСР почти в 3 раза [7, л. 168]. Те же тенденции мы наблюдаем и на Урале (таблица 2) [2, л. 44, 51, 66, 81, 85, 88, 96-98,105; л. 1, 35, 93, 156, 165, 107, 199; л. 1-2].

Из данных таблиц 1 и 2 видно, что реформирование пенсионной системы привело к рос-

ту количества пенсионеров труда, что в свою очередь отразилось на финансировании системы пенсионного обеспечения. Так, если в 1945 году на Урале сумма месячных пенсий составляла 20090,9 тысяч рублей, то в 1964 году -55859, 9 тысяч рублей. С учетом денежной реформы 1961 г. (деньги обменивались как 10:1) номинальный размер месячных пенсий пенсионеров труда увеличился в 27,8 раза. В целом по стране средний размер пенсии стал соответствовать скромному прожиточному минимуму [7, л. 170].

Пенсия дифференцировалась в зависимости от статьи назначения. В 1951 г. в Чкаловской области инвалиды труда от общих заболеваний I группы получали 242 руб. 55 коп., II группы -168 руб. 76 коп., III группы - 113 руб. 30 коп.; пенсия инвалидов труда от профессиональных заболеваний равнялась для I группы - 330 руб. 36 коп., II группы - 252 руб. 30 коп., III группы -150 руб. 36 коп.; пенсионеры по старости в среднем получали 198 руб. 51 коп., а за выслугу лет -280 руб. 92 коп.; семьям, потерявшим кормильцев, выплачивали 131 руб. 40 коп. в месяц. Инвалиды войны подразделялись на тех, кто стал инвалидом с 1938 до 1941 года, и тех, кто получил инвалидность после 1941 г. Размер пенсии граждан, получивших инвалидность I группы с 1938 по 1941 г., равнялся 317 руб. 75 коп., II группы -146 руб. 46 коп., III группы - 106 руб. 20 коп.; для инвалидов I группы с 1941 года назначалась пенсия 366 руб. 30 коп., II группы - 190 руб. 70 коп., III группы - 116 руб. 51 коп. [8, л.2-3].

В 1964 году инвалиды труда от общих заболеваний I группы получали 43 руб. 45 коп., II группы - 27 руб. 25 коп., III группы - 21 руб. 55 коп.; пенсия инвалидов труда от профессиональных заболеваний равнялась для I группы -56 руб. 36 коп., II группы - 44 руб. 74 коп., III группы - 30 руб. 74 коп.; пенсионеры по старости в среднем получали 46 руб. 13 коп., а за выслугу лет - 34 руб. 40 коп.; семьям, потерявшим кормильцев, выплачивали 25 руб. 95 коп. в месяц. Для инвалидов из числа военнослужащих

I группы назначалась пенсия 103 руб. 09 коп., II группы - 35 руб. 74 коп., III группы - 24 руб. 12 коп. [9, л. 1, 35, 93, 156, 165, 107, 199].

Приведенные данные показывают, что определенные пропорции при повышении пенсий сохранялись, и на протяжении исследуемого периода одной из специфических черт советской пенсионной системы становится значитель-

Таблица 2. Пенсии различных категорий пенсионеров на Урале в послевоенные годы, рубли (верхняя строка - сумма месячных пенсий, нижняя - среднемесячный размер пенсий)

Год Пенсионеры труда Инвалиды Отечественной войны Семьи военнослужащих, умерших кормильцев

Чкаловская область

1945 2986100 3801100 138900
117 руб. 30 коп. 141 руб. 28 коп. 112 руб. 02 коп.
1964 4418400 578400 358100
35 руб. 15 коп. 28 руб. 26 коп. 19 руб. 15 коп.

Челябинская область

1945 3098100 3102800 60600
102 руб. 37 коп. 156 руб. 42 коп. 108 руб. 17 коп.
1964 11690700 533200 438400
41 руб. 00 коп. 31 руб 63 коп. 21 руб. 50 коп.

Курганская область

1945 2525900 1383900 44600
98 руб. 06 коп. 74 руб. 06 коп. 91 руб. 95 коп.
1964 2576700 298800 22200
32 руб. 57 коп. 28 руб. 44 коп. 18 руб. 11 коп.

Молотовская область

1945 3176000 3334800 37800
108 руб. 14 коп. 131 руб. 87 коп. 100 руб. 16 коп.
1964 10235400 552700 431600
40 руб. 05 коп. 29 руб. 39 коп. 19 руб. 02 коп.

Свердловская область

1945 4620200 5185400 89400
99 руб. 36 коп. 163 руб. 67 коп. 118 руб. 88 коп.
1964 16976800 864500 633500
40 руб. 33 коп. 32 руб. 12 коп. 21 руб. 52 коп.

Башкирская АССР

1945 2216600 5993600 25400
94 руб. 21 коп. 116 руб. 83 коп. 110 руб. 98 коп.
1964 6687200 837800 830700
40 руб. 71 коп. 32 руб. 04 коп. 21 руб. 03 коп.

Удмуртия

1945 1468000 196700 5400
98 руб. 01 коп. 126 руб. 89 коп. 80 руб. 11 коп.
1964 3275400 263900 20500
34 руб. 86 коп. 25 руб. 11 коп. 17 руб. 32 коп.

ный дисбаланс в размерах пенсий: самой высокой оставалась пенсия инвалидов войны I группы, а самой низкой - у инвалидов войны и труда III группы.

Существовала разница в размерах пенсий жителей села и города. Так, на 1 июля 1964 г. на территории Челябинской области число сельских пенсионеров составляло 55208 человек и средняя пенсия на одного человека составляла 33 руб. 31 коп., в городе соответственно - 223386 и 42 руб. 52 коп. [10, л. 23].

Таким образом, война оказала значительное влияние на послевоенное развитие общества, многократно обострив по сравнению с предвоенным временем проблему социальной защиты лиц, потерявших психическое и физическое здоровье. Несмотря на огромные мате-

риальные потери, понесенные СССР во время войны, в послевоенные годы расходы на пенсионное обеспечение постепенно возрастают. В рассматриваемый период в развитии пенсионного обеспечения можно выделить два этапа: первый охватывает время с 1945 по 1953 г., когда государство использовало довоенную систему пенсионного обеспечения, лишь дополняя ее отдельными законодательными актами, улучшавшими положения пенсионеров, работающих в отраслях, стратегически значимых для государства; второй период - после смерти Сталина, когда были внесены значительные изменения в систему пенсионного обеспечения, что позволило к 1964 году создать законченную концепцию системы пенсионного обеспечения. Через систему пенсионного обеспечения государ-

ство создавало более благоприятные условия проживания малообеспеченным гражданам, государственные пенсии назначались по трем основаниям: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Архивные данные свидетельствуют, что особой разницы в размерах средней пенсии по отдельным областям ре-

гиона нет. А вот разница в размерах пенсий отдельных категорий пенсионеров оправдана, отсутствие нивелирования пенсионного обеспечения позволило отметить социальную значимость каждого с учетом принципа социальной справедливости.

12.12.2012

Список литературы:

1. Право социального обеспечения в России / под ред. К. Н. Гусова. - М., 2011. - 453 с.
2. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 626; Д. 3860; А-373. Оп. 11. Д. 413.
3. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 626.
4. Братановская, М. С. Правовая организация управления социальным обеспечением в СССР в послевоенный период (1946-1991 гг.) [Электронный ресурс] / М. С. Братановская // История государства и права. - 2011. - № 9. - Режим доступа : http://www.consultant.ru
5. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 3716; Д. 2609.
6. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 3860; Д. 3716.
7. Крюков, Н. П. Исторический опыт социальной поддержки населения России и его использование в 90-е годы XX века : на материалах Нижнего Поволжья : дис. ... доктора исторических наук / Н. П. Крюков. - Саратов, 2003. - 459 с.
8. ГАОО. Ф. Р-1003. Оп. 11. Д. 1480.
9. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 3860.
10. ОГАЧО. Ф. Р-485. Оп. 17. Д. 564.

Сведения об авторе:

Хомякова Надежда Викторовна, декан факультета дистанционных технологий Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного

университета, кандидат исторических наук 461040, г. Бузулук, ул. Комсомольская, 112, тел. (35342) 55974, е-таіі: dist@dgti.ru

UDC 947 Khomyakova N.V.

E-mail: dist@dgti.ru

SOCIAL AND LEGAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF PENSIONS IN THE URALS IN THE POST-WAR PERIOD (1945-1964)

This article is about the problems of developing the pensions’ system in the Urals in 1945 - 1964 years. The

author analyzes the changes of pensions legislation, deals the conceptual basis of forming pensions on the

historical data, studies pensions’ problems by the state of different categories of citizens.

Bibliography:

1. Social security law in Russia / Ed. K. N. Gusov. - M., 2011. - 453 p.
2. GARF. F. A-413. Op. 1. D. 626, D. 3860, A-373. Op. 11. D. 413.
3. GARF. F. A-413. Op. 1. D. 626.
4. Bratanovskaya, M. S. Legal organization of management of social security in the USSR in the post-war period (1946-1991 gg.) [Electronic resource] / M. S. Bratanovskaya // History of State and Law. - 2011. - № 9. - Access mode : http://www.consultant.ru.
5. GARF. F. A-413. Op. 1. D. 3716, D. 2609.
6. GARF. F. A-413. Op. 1. AD 3860, D. 3716.
7. Kryukov, N. P. The historical experience of social support for the population of Russia and its use in the 90-ies of XX century : on the materials of the Lower Volga : Dis. ... Doctor of Historical Sciences / N. P. Kryukov. - Saratov, 2003. - 459 p.
8. GAOO. F. R-1003. Op. 11. D. 1480.
9. GARF. F. A-413. Op. 1. D. 3860.
10. OGACHO. F. R-485. Op. 17. D. 564.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты