Спросить
Войти

ШКОЛЬНЫЕ КОММУНЫ И ШКОЛЬНЫЕ ГОРОДКИ В 1920-Е ГГ.: К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ

Автор: указан в статье

В. Б. Помелов

Школьные коммуны и школьные городки В 1920-е гг.: К 100-летию создания

УДК 376(470.342)"192" ББК 74.03(2808Вят)6-429

В статье характеризуется деятельность школьных коммун и школьных городков, получивших распространение в РСФСР в начале 1920-х гг. Конкретный анализ работы школьных коммун и школьных городков приводится на примере Знаменского школьного городка, возглавляемого А. И. Кондаковым, и Митинского школьного городка (руководители В. В. Россов и В. А. Петров), а также 1-го Вятского школьного городка. Показаны основные направления деятельности этих инновационных учебно-воспитательных учреждений. Автором использован значительный объем архивного материала. В статье показана нравственная и духовная обстановка советского общества в те годы.

V. B. Pomelov

School communities

AND SCHOOL CAMPUSES IN THE 1920-ies: TO THE 100-th ANNIVERSARY OF CREATION

The article outlines the activities of school communities and school campuses in the Russian Soviet Federative Socialist Republic in the early 1920-ies. A study of them is given on the example of the school campus, which was headed by A. I. Kondakov, and Mitino school town (headed by V. V. Rossov and V. A. Petrov), as well the I-st Vyatka school town. The basic directions of activity of these innovative educational institutions are shown. The great amount of archive information is used by the author. The moral and spiritual atmosphere of those years are transferred in the article.

В первые годы Советской власти в народном образовании России с особой силой проявило себя стремление местных деятелей просвещения к осуществлению новых, инновационных форм и методов работы. Новизна и новаторство проявляли себя не только в реализации ранее никогда не применявшихся в отечественной школе методов обучения (дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.), но и в необычных организационно-административных нововведениях, таких, как школьные коммуны и школьные городки (далее — ШК и ШГ). Количественно их было сравнительно немного, но их деятельность оставила яркий след в истории отечественного образования. Увлеченные реформами видные деятели Народного комиссариата просвещения РСФСР (далее — НКП) (Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Пистрак и др.) не только проявляли интерес к этой опытно-экспериментальной работе и, по возможности, поддерживали провинциальных энтузиастов, но некоторые из них и сами создавали необычные учебно-воспитательные

учреждения. Так, С. Т. Шацкий ряд лет руководил 1-й опытной станцией НКП, включавшей в себя целую совокупность организаций для детей и взрослых.

С целью реализации «Положения об единой трудовой школе РСФСР», утвержденном на заседании ВЦИК РСФСР 30.09.1918 г.1, в ряде российских городов, поселков и сел были организованы инновационные учебно-воспитательные учреждения НКП, а именно опытно-показательные ШК и ШГ. В 1919 г. в России было 27 ШК, в 1920—1921 гг. — около ста, в 1923 г. - 1782. ШК и ШГ, в отличие от обычных школ, представляли собой комплексы, состоявшие обычно из детских яслей, детского сада, детского дома (для детей-сирот) и школ I ступени и II ступени, а также интерната. Интернаты предназначались для детей из отдаленных сел и деревень, которым было слишком далеко каждый день приходить из дома в школу и обратно. Были еще так называемые детгородки (детские городки), представлявшие собой учреждения исключительно для детей-сирот; таких заведений было совсем немного. Иму1 Положение об единой трудовой школе РСФСР. Утверждено на заседании ВЦИК 30.09.1918 г. // Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 / Составители: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: «Педагогика», 1974. 560 с. С. 133-137.

2 Баранова Т. И. Школы-коммуны // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т.2. М. «Большая российская энциклопедия», 1999. 604 с. С. 588; Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров, 1993. 84 с. С 11.

щество у ШК и ШГ было общим, так же, как педагогический состав и руководство. Открывались они, преимущественно, там, где имелись фермы или мастерские с тем, чтобы использовать имевшуюся материальную базу для трудового воспитания и обучения детей. Рассматриваемые нововведения были не только результатом творческих исканий передовых педагогов того времени, но и средством борьбы с детской беспризорностью. Дети, оставшиеся без попечения родителей, получали здесь приют и надлежащее воспитание. «Жизнь детской коммуны необходимо приблизить к семейной жизни, где мальчики и девочки различных возрастов чувствовали бы себя братьями и сестрами», — отмечалось в положении о Знаменской ШК Вятской губернии1. Разница между ШК и ШГ была, преимущественно, в том, что фактически поначалу создавалась именно школа-коммуна, а затем, постепенно обрастая хозяйством, она становилась как бы небольшим «городком». Отсюда и название — школьный городок. Образ жизни в ШГ при этом продолжал оставаться коммунарским, поскольку все педагоги и дети жили вместе, питались из одного котла, практически не расставались друг с другом. Отметим, что в

вышеуказанном «Положении...» речь

2

шла именно о школьных коммунах .

В развитии ШК и ШГ можно выделить два этапа. На первом этапе

(1918—1925) руководством НКП в организационном плане, прежде всего, ставилась задача обеспечить детям приют и заботу. Указывалось и на необходимость выработки своего рода образцов педагогической работы по воспитанию у детей основ самоуправления, коллективизма, самостоятельности, активности и других полезных качеств. Отрабатывались формы и методы воспитательной и образовательной работы. Эти новые для того времени формы объединения детей и подростков являлись, с одной стороны, одним из важных средств борьбы с детской беспризорностью, а с другой — результатом поиска новых, непроторенных путей в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. На втором этапе (1926-1937) ШК стали называться трудовыми коммунами. В этот период особенно важное значение придавалось вопросам политехнизации образования, связи обучения и воспитания с производительным трудом.

В предлагаемой статье автор сосредоточивает внимание на характеристике деятельности некоторых ШК и ШГ в Вятской губернии в период 1918-1925 гг. В Вятской губернии были организованы ШК и ШГ в следующих поселках: Салобеляк, Знаменка, Турек, Истобенск, Халтурин, Митино, Макарье, Вожгалы, Со-ветск, Уни; в поселке Уни ШГ включал в себя еще и школу крестьянской

1 Государственный архив Кировской области (далее - ГАКО). Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 857.
2 Положение об единой трудовой школе РСФСР. Утверждено на заседании ВЦИК 30.09.1918 г. // Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 / Составители: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: «Педагогика», 1974. 560 с. С. 136.

молодежи. Детские городки были открыты в городах Котельнич и Слободской, а также в поселке Залазна. Руководителем Знаменской ШК был уроженец Вятской губернии Анатолий Иванович Кондаков (1894-1979), впоследствии кандидат педагогических наук, один из учредителей Академии педагогических наук РСФСР и первый директор ее библиотеки. А. И. Кондаков написал ряд книг, в частности, об И. Н. Ульянове; она вышла двумя изданиями в СССР, а также в Чехословакии1. А. И. Кондаков был одним из пятнадцати учащихся первого набора Вятского учительского института (1914) и, соответственно, первого выпуска (1917). Его однокурсником был Владимир Александрович Петров (1892-1986), ставший одним из руководителей Митинского ШГ. Впоследствии Петров стал кандидатом педагогических наук, руководил Кировским областным институтом усовершенствования учителей, в 1950-е гг. был заведующим кафедрой педагогики Кировского госпединститута им. В. И. Ленина2. Автор данной статьи в 1980-е гг. активно общался с В. А. Петровым и сыном А. И. Кондакова, доцентом Кировского и

Самарского пединститута Виктором Анатольевичем Кондаковым. В ходе наших бесед затрагивалась и тема деятельности Знаменской ШК и Митинского ШГ.

В конце 1918 г. по постановлению Яранского уездного исполнительного комитета в селе Знаменка, в 6 км от уездного центра Яранск, была создана первая в Вятской губернии ШК. Она располагалась на месте женской Мариинской 2-классной школы и занимала здания и территорию бывшего Знаменского женского монастыря. Фактически ШК приступила к работе в январе 1919 г.1. 1 октября 1918 г. в окрестностях губернского города Вятка создается Митинский ШГ. Его руководителем был назначен Василий Васильевич Россов, председателем педсовета высшего начального училища при ШГ — Владимир Александрович Петров4. В состав преподавателей входили также Алексей Иванович Прокашев, Ксения Семёновна Про-кашева, Порфирий (Леонтьевич?) Дунец, Александр Александрович Чарушин, Софья Васильевна Шеро-мова, Татьяна Ивановна Николаева, Михаил Николаевич Решетников, Мария Николаевна Петрова, Мария

1 Помелов В. Б. Вятский Макаренко // Спутник агитатора. Киров, 1989, № 12. С. 29-32.
2 Помелов В. Б. Первый выпускник Вятского учительского института // Вятская Земля в прошлом и настоящем: в 2 т.: мат-лы 11-й рег. научн. конф. / отв. ред. Е. И. Кирюхина, зам. отв. ред. В. В. Низов и В. Б. Помелов. Т. I. Киров, 1992. С. 215-216; Помелов В. Б. Открытие Вятского учительского института // Вятская Земля в прошлом и настоящем: в 2 т.: мат-лы 2-й рег. научн. конф. / отв. ред. Е. И. Кирюхина, зам. отв. ред. В. В. Низов и В. Б. Помелов. Т. I. Киров, 1992. С. 197-199; Помелов В. Б. Открытие Вятского учительского института // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 5. С. 123-130.
3 Кондаков А. И. Трудовое воспитание в Знаменской школе-коммуне // Советская педагогика. 1957, №9. С. 97-112. С. 103.
4 ГАКО. Ф. 1177, оп. 1, д. 195. Л. 63.

Михайловна Литвиновская. В 1920 г. в г. Вятка на территории бывшей Ма-риинской женской гимназии появился 1-й Вятский ШГ. С осени того же года процесс открытия школьных городков распространился на всю губернию. На местах стремились «вести разработку вопроса о единой трудовой школе не только теоретически, но и практически - путем экспериментального

проведения в жизнь принципов новой 1

школы» .

Местная инициатива по открытию ШК и ШГ была узаконена выходом соответствующего распоряжения Президиума ВЦИК и НКП РСФСР2. В распоряжении, в частности, отмечалось, что эти школы должны были «обслуживать детей участников войны, пострадавших от белогвардейщины»3.

23.09.1918 г. в яранской газете «Крестьянин-коммунист» появилось сообщение об образовании в селе Знаменка новой школы, которая, как указывалось, «будет представлять собой слияние высшего и начального училища с домоводческой школой. Кроме общеобразовательных предметов будет изучаться ведение сельского хозяйства и домоводство, ручной труд, искусство. Все учащиеся и учащие должны быть единой трудовой семьей, живущей под единым кровом, собственными силами добывать и обрабатывать продукты сельского хозяйства. При школе - участок земли,
4

молочная ферма и мастерские» .

А. И. Кондаков вспоминал: «Решено было организовать опытную школу вместо доживавшей последние дни Знаменской Мариинской второклассной школы. Но вставали вопросы: откуда взять революционно настроенных школьных работников, найдутся ли ученики для школы-коммуны, хватит ли сил для борьбы со старым и для закладки новой школы? Но священный огонь революционного творчества сжег сомнения: выбор был сделана, и работа началась»5. Официальное открытие этой первой в Вятской губернии и одной из первых в России школы-коммуны состоялось 15.10.1918 г. На первом же собрании была выработана «конституция» школы, основной принцип которой гласил: «Все члены школьного коллектива равноправны и имеют одинаковое право голоса на общих собраниях»6.

1 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 921.
2 Распоряжение Президиума ВЦИК и Наркомпроса РСФСР всем губернским и уездным исполкомам и отделам народного образования об организации детских домов и школ Ш-го Интернационала / Известия. 10.08.1920. № 175 (1022).
3 ГАКО. Ф. 1143, оп. 2а, д. 13. Л. 30.
4 Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров, 1993. 84 с. С. 11.
5 Константинов Н. А. Ш. А. Ганелин и Е. Я. Голант «История педагогики» // Советская педагогика. 1940. № 10. С. 98-105.
6 Там же. С. 99.
5 Распоряжение Президиума ВЦИК и Наркомпроса РСФСР всем губернским и уездным исполкомам и отделам народного образования об организации детских домов и школ Ш-го Интернационала / Известия. 10.08.1920. № 175 (1022).
6 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 924.

В. А. Петров, 1980-е гг.

А. И. Кондаков, 1920-е гг.

В. В. Россов, 1901 г.

Через три месяца был организован и школьный городок. А. И. Кондаков был назначен директором школы и завучем городка, избран председателем объединенного школьного совета. В распоряжение ШК было передано большое двухэтажное здание бывшей 2-классной женской школы, существовавшей с 1897 г. при Знаменско-Мариинском женском монастыре. Первые дни ушли на прием от школы имущества, которое было ветхим. Колоссальные трудности: ни продовольствия, ни денег, ни одежды... Никакого сельскохозяйственного инвентаря, ни мастерских, ни оборудованных кабинетов... В наличии имелось полукаменное двухэтажное здание и «службы» при нем: амбар, погреб, каретник, теплый хлев, баня, небольшой огород, сад площадью в 1 га. Имелись также две коровы, 60 кубометров дров. В кассе было всего 738 руб., и это при том, что в стране бушевала невиданная в истории инфляция. В целом, имущество было недостаточным для

нормального ведения хозяйства. Тем не менее, работу пришлось начинать. «Гуськом, с котомкой за плечами, по луговой тропинке» пришли первые ученики в школу, где «учащиеся и учащие должны быть единой трудовой семьей, живущей под одним кровом, собственными силами добывающей и обрабатывающей продукты сельского хозяйства»2. Поначалу в ШК было всего 12 учащихся и 2 учителя. Ученический журнал «Новый путь» публиковал материалы детей. В одном из выпусков журнала можно было прочитать впечатления одного из воспитанников: «Две недели с небольшим прожил я в новой школе. Много новых впечатлений вынес я за это время. С большой надеждой шел я в эту школу, в которой будут преподаваться практические науки. Одним словом, преобразованная трудовая школа вливала в мое сердце много надежды. Но школу я нашел не совсем такой, какой представлял: ее нужно самим устроить. Это меня удивило. Как нам быть

1 Там же. Л. 923.
2 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 922.

без сторожа, без стряпки? Кто будет печь топить? А пол мыть? И много других вопросов невольно приходило в голову. Но вопросы эти сами собой постепенно разрешились. Начали на другой же день одни пилить и колоть дрова, другие пошли в огород копать картофель, морковь и свеклу, третьи приводили в порядок комнаты. В этот же день выбрали заведующих топкой, продовольствием и гигиенической частью. Дело понемножку пошло, и мне уже не казалось удивительным, что можно обходиться без прислуги. Правда, некоторые были недовольны работой и собирались идти домой.

Мне же казалось, что, работая, я на1

учусь жить» .

Из этой заметки видно, как жизненные потребности с первого же дня пребывания в коммуне побудили ее обитателей энергично приняться за работу. Напряженная работа вскоре дала свои положительные результаты. Жилье в хозяйстве было приведено в надлежащий порядок. Материальная и учебно-производственная база этих только что образованных учебно-воспитательных учреждений обычно состояла из школьных зданий, зданий под общежитиями, домов под квартирами для учителей, различных служб, амбаров, сараев, складов, погребов, бань, хлевов. В некоторых ШК и ШГ, например, в Митинском ШГ, имелся богатый комплект сельскохозяйственных машин и орудий, доставшийся от дореволюционных училищ, на базе которых они обычно создавались. В наследство от дореволюционных школ перешли также физические кабинеты, лаборатории, библиотеки и т. д.

У ШК и ШГ имелись также земельные участки значительных размеров: Митинский — 53 га. Знаменский — 25 га, 1-й Вятский — 37 га. Кроме того, Знаменской ШК были переданы также 20 га пахотной земли, ранее принадлежавшей местному монастырю. На этих территориях создавались учебные хозяйства. ШК и ШГ стремились к приобретению нового имущества. Помимо инвентаря, они обычно имели скот: лошадей, коров, овец, свиней, а также птицу. В некоторых из них материальная база была вполне достаточной для ведения полноценного хозяйства. Изначально планировалось, что материальная база будет использоваться исключительно с воспитательно-образовательными целями, то есть для формирования трудовых учений и навыков и приучения детей к труду. В действительности же, результаты труда учащихся были порой очень значительны и служили весьма значительным подспорьем к скудному бюджету.

Имущество Знаменской ШК в течение первого года работы было обновлено почти целиком. Яранский исполком и уездный отдел народного образования передали коммуне три лошади, сельскохозяйственный инвентарь, в том числе жнейку и плуги. Был сделан заказ в Вятскую мастерскую учебных пособий на изготовление школьного оборудования стоимостью 10 000 руб., что позволило оборудо1 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 923.

вать лаборатории и физический кабинет. Были закуплены даже народные музыкальные инструменты; созданы учебные кабинеты, библиотека, столярная, слесарная, швейная, чулочная, сапожно-пимокатная мастерские (всего было девять мастерских различного профиля), животноводческая ферма, конный двор, оранжерея, теплица, станция сельскохозяйственных орудий и машин, электростанция и лесопилка, а также небольшая больница, баня, прачечная и столовая.

В состав Знаменского ШГ входили также детские ясли, два детских сада, две начальные школы, средняя школа и даже учительские курсы. На воспитании находилось одновременно в феврале 1919 - 40 детей, в конце учебного года - уже 90. В дальнейшем доходило до 450 детей, в основном сирот и беженцев. Был в Знаменском ШГ и свой клуб («народный дом»), в котором регулярно ставились спектакли и концерты, привлекавшие окрестное население близлежащего совхоза и деревень. Воспитанники Знаменки много читали. В библиотеке в активном пользовании находилось свыше 9 тысяч книг, собранных большей частью из частных библиотек. Интерес к чтению, к книге педагоги стремились передать детям. Одно перечисление всего того, что входило в состав школьного городка, показывает, насколько сложной и насыщенной была жизнь А. И. Кондакова и его коллег, сколько усилий им приходилось вкладывать в организацию этого нового дела.

Исключительно важное значение в те годы придавалось вопросам ученического самоуправления, которое пока что еще «не было призвано» воспитывать «человека будущего»; пионерская организация только зарождалась. На повестке дня у самоуправленческих органов стояли по-настоящему важные для детей и взрослых вопросы собственного жизнеобеспечения, необходимость решения которых диктовалась суровой действительностью, тяжелой обстановкой все еще продолжавшейся гражданской войны. В основном, самоуправление в ШК и ШГ было однотипным. Разница была лишь в деталях. Самоуправление представляло собой строгую систему соподчинения одних органов другим.

Первичной организацией школьного самоуправления был групповой коллектив, который избирал из своей среды «старшего товарища» (старосту), а несколько позднее вместо старших товарищей стали избираться групповые комитеты. Над ними «стояли» коллективы школ I и II ступени, объединенные в единый коллектив ШГ. Во главе коллектива ШГ было общее собрание коллектива, которое избирало школком (в Знаменке он назывался оргком), состоявший из представителей коллективов школ I и II ступени, ячейки Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ), а несколько позднее - и пионерского отряда. В обязанности школкома входило общее руководство всей жизнью и работой воспитанников детского дома и учащихся школ. Школком обладал исполнительной властью на территории ШГ в периоды между общими собраниями коллектива, которые проходили два раза

в месяц. Через различные комиссии, созываемые коллективом ШГ, школ-ком следил за порядком, чистотой, ходом работ и дисциплиной, проводил в жизнь постановления школьного совета и коллектива ШГ. Школком содействовал установлению связей ШГ с местным населением. Он давал общее направление культурно-массовой и общественно-политической работе, приостанавливал выполнение постановлений, если выяснялось, что они 1

неправильные

В Знаменке во главе самоуправления находился объединенный школьный совет, включавший всех педагогов, заведующий хозяйством, председателя школкома школы I ступени, по одному представителю учащихся от каждой группы школы II ступени. Входил в совет и представитель от местных организаций, то есть от местного сельского совета. Исполнительным органом управления был президиум, избиравшийся школьным советом и состоявший из 5—6 человек. Обычно это были заведующий ШГ, его заместитель, секретарь школьного совета, завхоз, председатель исполкома школы II ступени и зав. школы I ступени. Школьный совет созывался ежемесячно, президиум — ежене-дельно2. Для планирования учебной работы, разработки программы, консультационно-методической работы, для повышения квалификации была

создана педагогическая секция, которая включала всех учителей.

С целью более гармоничного сочетания общественной и кружковой работы с учебной, для планирования и руководства этой деятельностью существовала общественно-политическая секция в составе заведующего ШГ, председателя местного исполкома, руководителей всех кружков, секретаря ячейки РКСМ, пионервожатого и заведующего «красным уголком»3. При Митинском ШГ существовали такие комиссии: редакционная, клубная, сельскохозяйственная, спортивная, учетно-календарная, продовольственная, бельевая, сани-тарно-хозяйственная, ревизионная4. В Знаменке были следующие комиссии: хозяйственная, продовольственная, культурно-просветительная, финансовая, следственная, трудовая и адми-нистративная5.

Самоуправление в процессе строительства трудовой школы было вопросом принципиальным. Оно рассматривалось не как самоцель, и даже не столько как средство достижения дисциплины среди учащихся, а, прежде всего, как средство рациональной организации жизни, а также как метод развития полезных качеств у детей. Самоуправление развивало творческие силы детей. Тем самым педагоги добивались развития личности каждого ребенка, формировали у них дух

1 ГАКО. Ф. 1143, оп.2а, д. 270. Л. 48, 49; ГАКО. Ф. 1189, оп. 1, д. 1. Л. 30.
2 ГАКО. Ф. 1189, оп. 1, д. 22. Л.74.
3 ГАКО. Ф. 1189, оп. 1, д. 22. Л. 75.
4 ГАКО. Ф. 1189, оп. 1, д. 15. Л. 52, 53.
5 ГАКО. Ф. 1143, оп. 1, д. 47. Л. 932.

коллективизма, активность, организованность. Однако главное в организации самоуправления было то, что оно было направлено, прежде всего, на самообслуживание детей, которое в те годы расценивали как первую стадию воспитывающего труда, дававшую возможность впоследствии перейти к 1

производительному труду .

Положение об обязанностях де-журных2 обычно выполнялось детьми аккуратно. Особенно охотно они дежурили в спальных комнатах и на охране огородных насаждений. Дежурные по спальным комнатам проветривали их утром, заботились о том, чтобы в продолжение дня в спальнях никого не было. Они сметали пыль с дверей и окон, вытирали пол и мебель, следили за проветриванием спальных принадлежностей, носили дрова и топили печи, зажигали керосиновые лампы, гасили свет. Дежурные по кухне и столовой вставали за час до общего подъема, получали продукты, накрывали на столы, подавали звонки на занятия, на работу и на прием пищи, а также выносили помои. Дежурные по двору также вставали за час до общего подъема, чтобы подготовить необходимые для работы орудия труда: лопаты, вилы, грабли и носилки. Летом подметали сор, зимой разгребали снег. Дежурные по бане своевременно готовили кадки, тазы и мочалки, следили за порядком и чистотой, после мытья прибирались в бане. Но одни дежурные не могли выполнить все работы. Поэтому были

комиссии по разным отраслям хозяйственной и бытовой деятельности школ3. Учетно-календарная комиссия ведала назначением на работы, вела книгу учета всех работ. Свои задачи решала санитарно-хозяйственная комиссия.

Трудовое воспитание было ориентировано на подготовку воспитанников к жизни в местных условиях. Преобладали сельскохозяйственные работы в полном объеме, а также швейное и сапожное дело. Если труд по самообслуживанию мог осуществляться с помощью самых простых орудий, то организация производительного труда требовала более усовершенствованных орудий и тягловой силы. Заинтересованные в развитии производительного труда школы-коммуны в первый же год своего существования стремились завести сельскохозяйственный инвентарь и лошадей. Свою первую весну учащиеся Знаменской ШК встретили в полной готовности начать полевые работы.

В докладе о деятельности коллектива Знаменки рассказывается о подготовке коллектива к сельскохозяйственным работам и о тех полных порыва настроениях, которыми были охвачены дети в преддверии полевых работ. Кондаков писал: «Чтобы организовать производительность труда, потребовались орудия труда и создание рабочего аппарата. Еще зимой мы купили трех лошадей, которые так дороги для нашей работы в хозяйстве, и 8 коров с тремя головами молодняка...

1 ГАКО. Ф. 1176, оп. 1, д.78. Л. 15.
2 ГАКО. Ф. 1189, оп. 1, д. 15. Л. 54.
3 ГАКО. Ф. 1189, оп. 1, д. 15. Л. 55, 56, 57.

Скоро у нас появились плуги, бороны, драпачи, черкухи, лопаты, лейки, вилы и др. Весна усиливала и без того радостное настроение и будила новые силы.

Мы все рвались в поле, где уже чер-

нели полосы и ждали своих пахарей» . Впервые в поле в трудовой обстановке лицом к лицу встретились школа и окрестные крестьяне, школьный плуг и крестьянская соха. На пашне за плугом и бороной шли разговоры с крестьянами. С настойчивой наблюдательностью и скептицизмом изо дня в день следили крестьяне за работой коммунаров.

А. И. Кондаков вспоминал: «Каждый из них (крестьян — В. П.) расценивает работу, пробует плуги, делится деловыми соображениями, и мы чувствуем, что постепенно их тон, — недоверчивый и, зачастую озлобленный, — становится мягче. В конце лета во время разговоров на пашне они ученикам заявили: «Мы комму-ническую работу знаем, — стараются, работают хорошо»2. Работали в поле, главным образом, дети старшего возраста и физически более сильные ребята, хотя знакомились с машинами и орудиями все ученики. Весной 1919 г. воспитанники Знаменки засеяли овса 5 гектаров, посадили картофеля 1 га, и еще 1 га засадили овощами: капустой, свеклой, морковью3. Посадочные работы в огороде и цветнике производились детьми младшего возраста.

А. И. Кондаков вспоминал о тех далеких днях много лет спустя следующим образом: «Втягиваясь постепенно в сельскохозяйственный труд и овладевая им, мы стали жить жизнью природы, нашим расписанием стал барометр. Сельскохозяйственный труд в своей связанной последовательности беспрестанно выдвигал перед нами целый ряд трудовых задач. Закончили работу в яровом поле и огороде, подоспела навозница и вспашка пара под озимые... Подкравшийся незаметно сенокос застал нас безоружными: не было ни кос, ни граблей, ни вил. Но удалось достать напрокат из земот-дела сенокосилку, первую более или менее сложную машину, которая нас выручила. Ее собирал учитель-слесарь. На школьном дворе собралась масса учащихся. Ящики распакованы: перед нами винтики, гаечки, шестеренки. По волшебному мановению человека машина стала оживать и расти на наших глазах. Мы с лихорадочным нетерпением следили и ждали. Наконец, поехали пробовать. Завертелись колеса, сцепились шестерни, затрещала пила, и трава стала ложиться длинными лентами. Вся школа смотрела на пробу. Мужики тоже видели работу машины и расценивали молча. Много было разговоров о сенокосе и о машинах вообще. Так начался сенокос»4. И далее Кондаков продолжает: «Косили около 2 недель. Питались недостаточно хорошо, порой чувствовалась усталость, но все были здоровы, загорели 1

на солнце, много купались» .

1 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 941.
2 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 942.
3 Кондаков А. И. Трудовое воспитание в Знаменской школе-коммуне // Советская педагогика. 1957, №9. С. 97-112. С. 108.
4 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 942, 943.

Еще одна цитата из воспоминаний А. И. Кондакова: «Было скошено около 9 га и наметано 11 стогов, примерно 15 тонн сена. Вскоре подоспела жатва, которая производилась пароконной жаткой и серпами. Жатка очень заинтересовала ребят сложностью своей устройства и своей работой. В первый день жатвы младшие дети, заинтересовавшись темой "История кусочка хлеба", выделили небольшие участки поля, выжали, обмолотили рожь и определили ее урожайность. Они съездили на мельницу и напекли ватрушек из свежей муки. Весь процесс работы заинтересовал и захватил ребят целиком. Они торопились поскорее убрать рожь. Так, незаметно, день за днем шла трудовая жизнь, полная забот,

физической усталости и огромного

2

нравственного удовлетворения» .

В старших группах школы I ступени учебные занятия в летний период велись, главным образом, по ботанике и зоологии. Изучение этих дисциплин в связи с сельскохозяйственными работами было гораздо более эффективным, чем в обычных условиях, т. е. без практических работ в поле. Много внимания было уделено изучению обработки земли (вспашка, боронование, унавоживание почвы). Работы на огороде сопровождались изучением растений. Во время жатвы было уделено внимание изучению злаков. Одним из методов изучения природы служил экскурсионный метод.

Вот как описывается в дневнике одного из учащихся изучение темы «Рожь»: «Ясно, что мы должны были начать с экскурсии. Перед тем как отправиться в поле, был предложен такой план экскурсии: идти узкой тропкой ржи и собирать все, что обратит на себя внимание. Вопросы, могущие возникнуть в пути, вносить в тетрадь, чтобы потом всем вместе заняться разрешением их и рассмотрением собранного материала. Усевшись в том же ржаном поле у огорода под тенью дерева, мы разгруппировали собранный материал и наметили план нашей беседы. Учащимися было выдвинуто 16 вопросов, которые и разрешались ими же; роль руководителя была только роль председателя собрания. Руководитель брал, если требовалось, себе последнее слово, которое носило характер резюме сказанного. Солнце, голубое небо с белыми тучками, волнами ходившая от ветра рожь, шум листьев над головой, создали такое настроение, что само собой затянулось: "Не шуми ты, рожь, спелым колосом.". Около получаса длилось это литературное отделение, после которого рассматривали колос, цветение ржи. На другой день в лаборатории уже были рассмотрены по гербарию и по принесенным с экскурсии больным колосьям болезни ржи, насекомые

3

- враги и друзья поля» .

Сельскохозяйственные работы в поле (посев, сенокос, жатва) и рабо1 Кондаков А. И. Трудовое воспитание в Знаменской школе-коммуне // Советская педагогика. 1957. №9. С. 97-112. С. 108-109.

2 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 943.
3 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 944., 945.

ты в огороде (посадка, прополка, сбор овощей), а также хорошо организованные экскурсии на природу доставляли богатый материал для учебных занятий в школе, главным образом, на уроках ботаники, зоологии, химии и физики. Проработка собранного за лето материала осуществлялась не только летом, но и зимой, в течение всего последующего учебного года.

Таким образом, педагоги стремились к тому, чтобы связать сельскохозяйственный труд с преподаванием основ наук. Помимо того образовательного значения, которое имели летние работы, они также создавали значительные материальные ценности, а эти ценности по условиям того времени нередко составляли экономическую основу существования детских коммун. Так, в результате труда детей в течение первого лета Знаменская школа-коммуна получила осенью 1919 г. 110 ц ржи, около 40 ц овса, 100 ц картофеля, а также немало овощей. Озимых посеяли более 12 ц1. Продуктов хватило почти на весь предстоящий год. Коллектив коммуны доказал, что его труд может быть производительным настолько, что расходы государства на содержание школ-коммун могут значительно 2

уменьшиться .

Летние сельскохозяйственные работы Ьго Вятского ШГ проводились в 6 км от губернского города Вятка на правом берегу одноименной реки, на

даче под названием «Боровое озеро», где коллективу был отведен участок земли размером в 37 га, из которых годных под посевы и сенокос было 15 га, а остальная территория находилась под лесом. Колония эта, расположенная в живописном месте среди лугов и лесов, являлась любимым местом отдыха и увлекательного труда учащихся. Ежегодно подготовительные работы по организации школьной колонии начинались ранней весной. Обычно в марте столярной и швейной мастерским давалось задание приготовить определенное количество коек, матрацев и тюфяков, отремонтировать скамейки и мебель. Заведующему хозяйством поручалось оборудовать кухню и столовую, приобрести недостающие орудия труда и все необходимое для жизни и работы колонии3.

К середине апреля подготовительные работы заканчивались, и в начале мая в колонию направлялась первая рабочая группа, состоявшая из наиболее крепких учащихся в количестве 25 человек, которые жили и работали в колонии в течение всего лета. Работа в колонии начиналась с очистки ягодников, устройства и разбивки клумб, парников и разделки гряд под овощи. После того как земля оказывалась вспаханной и хорошо проборован-ной, эта группа производила посадку овощей. Судя по расходу посадочного материала, большая часть огорода занималась под картофель (0,5 га), на втором месте по размерам занимаемой

1 ГАКО. Ф. 1137, оп. 1, д. 47. Л. 946.
2 Кондаков А. И. Трудовое воспитание в Знаменской школе-коммуне // Советская педагогика. 1957. №9. С. 97-112. С. 111.
3 ГАКО. Ф. 1176, оп. 1, д. 90. Л. 64.

площади стояла капуста (1000 кочанов), на третьем — остальные овощи (репа, брюква, морковь, свекла, редиска, тыква, салат, огурцы), под которые отводилось примерно 25 гряд

Летом работа в саду и огороде заключалась в поливке огородных насаждений, окучивании картофеля, в сборке ягод, в кошении трав, сгребании сена и сметывании стогов. Труд в саду и огороде продолжался до глубокой осени. Работы было много, поэтому кроме рабочей группы, которая трудилась здесь в продолжении всего лета, сюда посылались и другие учащиеся. Ударная группа работала на огороде и в саду. Учащиеся среднего возраста и младшие дети собирали хворост, шишки и занимались чисткой аллей в парке. Кроме того, на весь летний сезон создавалась группа старших мальчиков, на обязанности которых лежала заготовка дров и воды для кухни. Для обслуживания кухни ежедневно назначались трое дежурных, которые готовили пищу, мыли посуду, подавали пищу на столы и следили за чистотой на кухне и в столовой. Для уборки жилых помещений также назначались дежурные, которые стирали пыль с мебели, окон и дверей, мыли полы, протирали окна. Ежедневно назначался дежурный из числа руководителей, который был обязан следить за правильным ходом жизни колонии, вовремя подавать звонки, следить за своевременным приготовлением пищи.

Режим был твердым. Дети вставали в 8.30 по сигналу дежурного педагога, в 9 ч. завтракали. После чая проводилась гимнастика и купанье в пруду, а затем до обеда работали в поле, саду и огороде. Все работы заканчивались к часу дня, и дети шли купаться. В 2 часа обедали, и до 4 часов продолжался полный отдых. Затем пили чай, а дальше следовала учебно-воспитательная работа с детьми. Для правильной и планомерной постановки учебно-воспитательной работы в колонии на каждые десять детей полагался один руководитель. В его обязанности входило следить за точным выполнением заданий, возложенных на его группу, вести учебно-воспитательную работу с детьми, сопровождать их на купанье, в часы отдыха организовывать игры и развлечения. Руководитель вел дневник, в котором записывал свои психологические наблюдения, отмечая индивидуальные черты каждого ученика своей группы, его отношение к работе, отношения с другими детьми. Большое внимание уделялось драматическому кружку, который репетировал и ставил детские пьесы, давал представления и концерты, хор под руководством учителя пения. Работал в колонии и спортивный кружок. Дети занимались лепкой, ри1

сованием, подвижными играми .

Вр?

1920-Е ГГ ШКОЛЬНАЯ КОММУНА ШКОЛЬНЫЙ ГОРОДОК НАРКОМПРОС РСФСР ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ В. В. РОССОВ В. А. ПЕТРОВ А. И. КОНДАКОВ 1-Й ВЯТСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ ГОРОДОК ЗНАМЕНСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ ГОРОДОК
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты