Спросить
Войти

Британская армия во второй половине 1930-х годов: деятельность военных министров А. Даффа Купера и Л. Хор-Белиша

Автор: указан в статье

УДК [94(4)“1919/1939”:94(420)”1936/1939”]

БРИТАНСКАЯ АРМИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ МИНИСТРОВ А. ДАФФА КУПЕРА И Л. ХОР-БЕЛИША

а. В. ражев

Южно-Уральский государственный институт искусств E-mail: guibert@mail.ru

В статье рассматривается деятельность военных министров Великобритании Альфреда Даффа Купера и Лесли Хор-Белиша по отдельным вопросам модернизации британских сухопутных сил в период 1936-1939 гг. Работа построена в основном на архивных материалах - меморандумах и стенограммах британского кабинета министров, доступных на официальном сайте Национального архива Великобритании.

The British Army in 1930s: Activity of secretaries of state for War A. Duff Cooper and L. Hore-Belisha A. V. Razhev

The article reviews the activities of Secretaries of State for War of Great Britain, Alfred Duff Cooper and Leslie Hore-Belisha on specific issues of modernization of British land forces during the period of 1936-1939. The work is based mainly on archival material: memoranda and conclusions of the British Cabinet, which are available on the official site of the National Archives of Great Britain.

По издавна сложившейся традиции руководители военных ведомств Великобритании являются гражданскими лицами, представителями парламента от правящей партии. В этом, согласно С. Хантингтону, проявляется один из принципов демократического устройства: военные отстранены от управления государством, а сами оборонные ведомства подчинены политическому руководству страны1. В задачи военных министров, которые зачастую слабо представляют себе специфику и механизм функционирования военных министерств2, входит административно-политический контроль и представление военных в парламенте. В остальном армейское руководство сохраняет известную долю самостоятельности.

Альфред Дафф Купер (1890-1954), занимавший пост военного министра в 1935-1937 гг., во многом следовал традиции невмешательства в специфическую деятельность военного ведомства, стремился избегать конфликтов с генералитетом. Этому способствовало его основательное знакомство с «самым консервативным и могущественным профсоюзом»3 в 1931-1934 гг., когда он состоял на должности финансового секретаря министерства. В ноябре 1935 г. Дафф Купер оказался вполне подходящий кандидатурой для замены лорда Галифакса на посту военного министра. С началом активной стадии перевооружения главе кабинета С. Болдуину потребовался опытный администратор, имеющий навыки умеренного реформатора. Однако не все в кабинете остались довольны выбором премьер-министра. Министр финансов Невилл Чемберлен, самый влиятельный человек в правительстве после премьер-министра в 1930-х гг.4, выражал определенное беспокойство. Он знал Даффа Купера, служившего финансовым секретарем казначейства в 1934-1935 гг., и понимал, что новый глава военного ведомства будет упорно отстаивать интересы армии, «не страшась обрушить на себя негодование ка-бинета»5. Канцлер опасался, что привнесение хотя бы умеренной установки на модернизацию сухопутных войск в конечном счете приведет к подрыву экономического и социально-политического положения страны, вызвав угрозу падения правительства6.

В историографии, особенно 1950-60-х гг., относительно Даффа Купера сложился достаточно благоприятный образ реформатора. Во многом это было связанно с его оппозицией чемберле-новскому курсу умиротворения и близостью к фигуре У Черчилля. Историки Р. Шей, Г. Уинтон и Д. Метс характеризуют его как твердого и решительного, но в то же время осторожного и умеренного политика, медленно двигавшегося в сторону реформ7. Для Даффа Купера как типичного политика в должности министра были важны не столько проблемы армии и ведомства как таковые, сколько их влияние на внутри- и внешнеполитический курс кабинета в целом. Последнее хорошо прослеживается в его мемуарах8.

Накалявшаяся в середине 1930-х гг. обстановка в Европе заставила британские военно-политические круги по-иному взглянуть на проблемы сухопутных сил, до того стоявших в стороне от начавшегося процесса модернизации. Уже весной

1936 г. Дафф Купер обратил внимание кабинета на снижение притока добровольцев в армию, что могло вызвать кризис всей системы комплектования9. В своих меморандумах министр указывал на опасность сокращения личного состава армии, отмечая возможность ослабления стратегических позиций Великобритании10. В качестве причин

© Ражев Л. В., 2012

министр отмечал недовольство военнослужащих низким жалованием и условиями службы, отсутствие шансов на карьерный рост или успешное трудоустройство и т. д. Главным же фактором Дафф Купер считал исчезновение стимулов, которые раньше привлекали людей в армию. С аналогичными выводами выступил в палате общин член консервативной партии Л. Эмери. По его словам, тогдашние перспективы военной службы ежегодно привлекали лишь физически и духовно неполноценных юношей11.

Предложенная Даффом Купером программа для выправления ситуации стоимостью 1,9 млн ф. ст. предусматривала меры социальноэкономического характера - повышение денежного довольствия, улучшение условий жизни военнослужащих, помощь в трудоустройстве и многое другое. Члены кабинета, соглашаясь с необходимостью реформ, под влиянием Чемберлена отнеслись к программе Даффа Купера критически. На заседании кабинета 2 декабря 1936 г. было указано, что военное министерство не предприняло более эффективных, но менее затратных мер12. Для решения данной проблемы был создан специальный комитет. Однако к моменту выработки решения, которое носило скорее рекомендательный характер, не являясь окончательным, Дафф Купер уже был поглощен новой проблемой.

Зимой 1936 - весной 1937 г. между Даффом Купером и Чемберленом разгорелась дискуссия по вопросу о роли армии в системе имперской обороны, а конкретно - вокруг путей дальнейшей модернизации сухопутных войск. Камнем преткновения оказалась идея экспедиционного корпуса в рамках континентальной стратегии. Если военный министр высказывался за отправку войск во Францию, то канцлер считал эту стратегию несостоятельной из-за ограниченности средств и особенностей имперской геополитики13. Определяя приоритеты в распределении средств, Чемберлен отдавал предпочтение авиации и флоту, а не строительству сильной полевой армии. Даффа Купера поддержали секретарь имперского комитета обороны М. Хэнки, а также ряд членов кабинета, отмечавших, что авиация не в состоянии полностью заменить полевую армию.

В декабре 1936 г. Дафф Купер, характеризуя ситуацию с сухопутными силами как неудовлет-ворительную14, предложил ускорить процесс модернизации. К 1939 г. планировалось иметь в целом подготовленную полевую армию, для чего требовалось перевооружение территориальных войск15. Последнее предложение вызвало особое неприятие казначейства. Чемберлен, условно принимая вариант с отправкой небольших экспедиционных сил, категорически отрицал необходимость перевооружения территориальной армии. При содействии министра координации обороны Т. Инскипа Чемберлен и Дафф Купер пришли к компромиссу. Стороны согласились на модернизацию пяти регулярных дивизий и двух

дивизий ПВО, а территориальные дивизии получали современное вооружение, рассчитанное на укомплектование двух дивизий в случае войны16.

Но уже в апреле 1937 г., после того как военное министерство выполнило расчет своих затрат на перевооружение, соглашение было нарушено. Дафф Купер предлагал завершить переоснащение регулярной армии и частей ПВО в течение следующих трех лет, потратив на эти цели 204,6 млн ф. ст. Для территориальной армии предлагалось закупить вооружение на сумму 9,3 млн ф. ст. с аналогичными сроками выполнения17. Казначейство неохотно, но принимало такие расчеты. Однако под давлением Генштаба военный министр запросил дополнительно 43,4 млн ф. ст. на оснащение четырех территориальных дивизий, являвшихся резервом полевой армии к четвертому месяцу войны. Это вызвало новую волну докладных записок и меморандумов. В целом к маю 1937 г. стало ясно, что дискуссия зашла в тупик. Дафф Купер считал необходимым укрепить армию в ее тогдашнем виде и в соответствии с ее задачами, так как в противном случае ее содержание рассматривалось как напрасная трата ресурсов18. Чемберлен высказывался за ограничение участия в новой войне силами авиации и флота, а также экономической поддержкой союзников19.

Смена 28 мая 1937 г. главы правительства повлекла за собой неизбежные перестановки в составе кабинета. Став премьер-министром, Чемберлен передвинул Даффа Купера на должность первого лорда Адмиралтейства, где энергия этого беспокойного министра была более уместной. Возглавить военное министерство Чемберлен предложил молодому и энергичному министру транспорта Лесли Хор-Белиша. Выбор, вызвавший многочисленный толки, был не случайным. Еще со времен службы финансовым секретарем казначейства в 1932-1934 гг. Хор-Белиша считался человеком Чемберлена, а его принадлежность к национал-либералам делала его еще более зависимым от премьер-министра. К тому же он обладал репутацией успешного реформатора благодаря своим преобразованиям на посту министра транспорта. Хор-Белиша казался именно тем, кто готов активно взяться за реализацию взглядов нового премьера на армию, и в первую очередь на ее роль и принципы развития, основанные на концепции «ограниченных функций» армии. Для этого Чемберлену как раз и требовался решительный и энергичный человек, подходящий для «встряски» высшего армейского руководства, чьи «упорство и приверженность старым методам» казались Чемберлену «немыслимыми»20.

Современники указывали на импульсивность Хор-Белиша, его амбициозность, нередко пренебрежение советами и безответственность в решениях. Отмечали также его бесцеремонность по отношению к генералитету, и в частности к инертному Генеральному штабу, который ему и надлежало «расшевелить»21. В оценках историков

Р. Уилкинсона, Б. Бонда и П. Денниса Хор-Белиша поставлен на один уровень с выдающимися реформаторами британской армии Э. Кардвелом и Р. Холдейном22. Однако Г. Уинтон и Н. Смарт утверждают, что политика Хор-Белиша была лишь отражением тех проблем, которые стояли перед армией, но не их решением23.С последними согласен и Роберт Шей, который считает, что Хор-Белиша оказался неэффективным защитником интересов армии24.

Ко времени назначения нового министра некомплект личного состава достиг уже 23,760 чел. в регулярных и 46,641 чел. в территориальных войсках25. Выясняя причины и обдумывая меры привлечения добровольцев, министр говорил членам Военного совета о необходимости изменения условий, на которых потенциальные военнослужащие согласились бы строить свою карьеру26. Уже 10 августа 1937 г. на заседании Военного совета, куда впервые была приглашена пресса, Хор-Белиша огласил план своей первой реформы. Подразумевались следующие возможности: продление контракта военнослужащим по истечении 7-летнего срока действительной службы; возвращение резервистов на службу по истечении 5 -летнего срока пребывания в запасе; право на пенсию по истечение 21 года службы27. О результативности этих мер говорит тот факт, что уже к 25 августа

1937 г. на действительную службу вернулось более 5000 резервистов. Удалось пересмотреть вопрос с трудоустройством. Солдаты не желали идти в центры переподготовки министерства труда по финансовым и психологическим причинам, так как в этом случае они лишались солдатского жалования и получали унизительный статус без-работных28. Хор-Белиша предложил сохранить для демобилизованных солдат в центрах подготовки министерства труда статус военнослужащих с получением обычного жалования и пособий, а для поступающих в армейские центры продлевать при необходимости срок службы на время обучения и т. д. Эти действия военного министра дали свои результаты. В подготовленном 10 февраля 1938 г. меморандуме Хор-Белиша отметил рост числа новобранцев29. В целом за период с августа 1937 г. по февраль 1938 г. приток рекрутов увеличился на 33% по сравнению с аналогичным периодом в 1936-1937 гг.30 В дальнейшем были изменены сроки действительной службы, условия приема на военную службу, повышено солдатское жалование и пособия и т. д. Отмечая результаты своей деятельности, Хор-Белиша заявил весной 1939 г., что «набор в территориальную армию за последние два месяца равен результатам последних двух лет. А приток добровольцев в регулярные войска побил все рекорды для армии мирного времени»31. Однако окончательно решить проблему не удалось.

Относительно вопроса о роли сухопутных сил в стратегии вооруженных сил Великобритании Хор-Белиша принял взгляды Чемберлена. После посещения Франции военный министр

считал, что британская армия должна быть организована на принципах обороны империи и страны (гарнизонная служба, ПВО и береговая оборона), отказываясь от идеи отправки армии на континент32. Для такой индустриальной державы как Великобритания, считал Хор-Белиша, являлось ошибкой привлекать в армию больше людей, чем требовалось для нужд обороны. Более верным решением было бы создание небольшой механизированной армии, однако в подготовке не должны были превалировать континентальные задачи. Здесь министр столкнулся с оппозицией армейских кругов, полагавших, что Великобритании придется отправить войска во Францию для защиты подступов к британским островам. В результате сложившейся конфликтной обстановки Хор-Белиша пришлось пойти на риск крупных кадровых перестановок, заменив в декабре 1937 г. начальника Генштаба и других членов Военного совета33. Окончательно новая доктрина «ограниченных функций» армии была утверждена на заседании кабинета 22 марта 1938 г.34 Как отмечал Р. Шей, на этом заседании, «выбирая между финансами и обороной, правительство под воздействием премьер-министра выбрало первое»35.

Однако уже к концу 1938 г. под влиянием ухудшавшейся международной ситуации в Европе наметились существенные перемены во взглядах Хор-Белиша. В декабре 1938 г. Имперский комитет обороны получил от военного министра меморандум, в котором рекомендовалось увеличить финансирование армии на 81 млн ф. ст. - сумму, сравнимую со всеми расходами военного министерства в 1937 г. Эти средства планировалось направить на реорганизацию мобильной дивизии, переоснащение регулярных частей в соответствии с условиями современной войны, создание двух дивизий для полицейских функций в колониях, подготовку резервов для полевой армии, а также полное оснащение передовых частей территориальной армии36. 27 января 1939 г. Хор-Белиша направил кабинету новый меморандум о роли армии, который означал отказ от доктрины «ограниченных функций» и возврат к континентальной стратегии британской армии. Уже в феврале 1939 г. Чемберлен согласился с требованиями военного министра. Он принял решение направить 60 млн ф. ст. на организацию экспедиционного корпуса из шести регулярных и четырех территориальных дивизий. А уже в марте 1939 г., после оккупации немецкими войсками Чехословакии, речь зашла о 32 дивизиях. Для реализации этих мер премьер-министр в марте 1939 г. уступил требованию Хор-Белиша о создании министерства снабжения для обеспечения мобилизации армии. А 27 апреля согласился на введение частичной воинской повинности.

В результате военным министрам А. Даффу Куперу и Л. Хор-Белиша во второй половине 1930-х гг. удалось обратить внимание кабинета на нужды сухопутных сил. Был сохранен добровольческий принцип комплектования, армия удержалась от

Всеобщая история, Британские чтения

трансформации в «имперского жандарма», ускорился процесс модернизации в соответствии с современным характером войны. Однако в надвигающейся войне этого было явно недостаточно. Опыт войны 1914-1918 гг. показал, что ограничиться небольшими сухопутными силами невозможно. Требовалось создание массовой армии на основе всеобщей воинской повинности, что и было заложено двумя министрами. Многие же меры социально-бытового характера были реализованы в послевоенное время, сформировав во многом современный облик британских сухопутных сил.

Примечания

1 См.: Huntington S. P. Armed Forces and Democracy : Reforming Civil-Military Relations // Journal of Democracy. 1995. Vol. 6. № 4. Р. 9-17.
2 Это заметно и по воспоминаниям самих министров и их современников. См.: Duff Cooper A. Old Man Forget. L., 1953. Р. 194 ;MinneyR. J. The Private Papers of Hore-Belisha. L., 1960. Р. 40 ; Liddell Hart B. H. The memoirs of captain Liddell Hart : in 2 vols. L., 1965. Vol. 2. Р. 10.
3 См.: Роуз К. Король Георг V. М., 2005. С. 324.
4 См.: Черчилль У. Вторая Мировая война : в 3 кн. М., 2010. Кн. 1. С. 43.
5 Shay R. P. British rearmament in the 1930s. Politics and profit. Princeton, 1977. P. 79.
6 См.: Pedan G. British rearmament and the treasury 1932-1939. Edinburg, 1979. P. 2.
7 См.: Winton H. R., Mets D. R. The challenge of change : military institutions and new realities, 1918-1941. Lincoln, 2000. Р. 97-98.
8 См.: Duff Cooper A. Old Man Forget. L., 1953.
9 См.: Duff Cooper A. «Recruiting for the army». Memorandum by the Secretary of State for War, 2nd of April 1936. C. P. 92(36) // The National Archive. Public Record Office. CAB 24/261. Vol. 135. P. 295.
10 См.: Duff Cooper A. «Recruiting for the Army». Memorandum by the Secretary of State for War, 16th of October 1936.

C. P. 322 (36) // TNA. PRO. CAB 24/265. Vol. 139. P. 212-216.

11 В 1935 г. на вербовочные пункты пришло более 68 тыс. человек. Из них 31 тыс. чел. не прошла по физическим и медицинским показателям (см.: AmeryL. S. My Political Life : in 3 vols. L., 1953. Vol. 3. P. 198).
12 C. С. 69(36)7 // TNA. PRO. CAB 23/86. Vol. 53. P. 201203.
13 См.: Chamberlain N. «The role of the British Army». Memorandum by the Chancellor of the Exchequer, 11th of December 1936. C. P. 334(36) // TNA. PRO. CAB 24/265. Vol. 139. P. 265-266.
14 Вооружение устарело, ощущалась нехватка автотранспорта и бронетехники, промышленность не справлялась со снабжением, в случае войны в готовности было лишь две дивизии (см.: C. P. 325/36. DuffCooperA. «The Organization, Armament and Equipment of the Army». Memorandum by the Secretary of State for War”, 4th of December 1936 // TNA. PRO. CAB 24/265 Vol. 139. P. 220-222).
15 «The Role of the Army. The Re-equipment of the Territorial Army». Memorandum by the Secretary of State for War, 3rd of December 1936. C. P. 326(36) // TNA. PRO. CAB 24/265 Vol. 139. P. 223-224.
16 См.: Cabinet minutes. C. С. 5(37)14 // TNA. PRO. CAB 23/87. Vol. 54. P. 164-165.
17 См.: Duff Cooper A. «The Organization, Armament and Equipment of the Army. Memorandum by the Secretary of State for War», 23rd of April 1937. C. P. 115(37) // TNA. PRO. CAB 24/269. Vol. 142. P. 138-139.
18 См.: Cabinet minutes. C. С. 20(37)4 // TNA. PRO. CAB 23/88. Vol. 55. P. 181-182.
19 Ibid. P. 180.
20 Minney R. J. Op. cit. P. 36.
21 The Ironside diaries, 1937-1940 / ed. by R. Macleod,

D. Kelly. L., 1962. P. 36-37 ; WintonH. R., MetsD. R. Op. cit. Р. 97-98.

22 См.: Wilkinson R. Cardwell, Haldane, Hore-Belisha - an apostolic succession? // The RUSI Journal. 1999. Vol. 144, Iss. 1. P. 63-67 ; Beckett I. F. W., Gooch J. Politicians and defense : studies in the formulation of British defense policy, 1845-1970. Manchester, 1981 ; Dennis P. Decision by default : peacetime conscription and British defense, 19191939. Durham, 1972 ; Smart N. British Strategy and Politics During the Phony War : Before the Balloon Went Up Studies in Military History and International Affairs. Westport, 2003.
23 См.: Winton H. R., Mets D. R. Op. cit. ; Smart N. Op. cit.
24 См.: Shay R. P. Op. cit. Р. 170.
25 См.: Hansard. Parliamentary Debates. House of Commons.
15 June 1937. Vol. 325. Col. 178.
26 См.: Minney R. J. Op. cit. Р. 40.
27 До реформы срок службы составлял 12 лет - 7 лет в действующей армии и 5 лет в резерве (см.: Minney R. J. Op. cit. Р. 43-45).
28 См.: Hore-Belisha L. «Vocational training of soldiers». Memorandum by the Secretary of State for War, 18th of October 1937. C. P. 245(37) // TNA. PRO. CAB 24/271. Vol. 144. P. 305-306.
29 См.: Hore-Belisha L. «Recruiting for the army. Memorandum by the Secretary of State for War», 10th of February 1938. C. P. 22(38) // TNA. PRO. CAB 24/274. Vol. 147. P. 311-313.
30 См.: Hansard. Parliamentary Debates. House of Commons. 1938. 5 April. Vol. 334. Col. 202-3.
31 Mr. Hore-Belisha (War Minister) On National Defense. 22nd of May 1939 // British Pal^. The world’s finest news and entertainment video film archive. - Available : http://www. britishpathe.com/record.php?id=8035. [date ate of access : 19 September 2011]. Title from the screen.
32 James R. The British Revolution : British Politics 18801939 : in 2 vols. L., 1977. Vol. 2. Р. 262.
33 См.: Minney R. J. Op. cit. P. 60-80.
34 См.: Cabinet minutes. C. С. 16(38)6 // TNA. PRO. CAB 23/93. Vol. 59. P. 61-63.
35 Shay R. P. Op. cit. P. 199.
36 Hore-BelishaL. «The State of Preparedness of the Army in Relation to its Role». Memorandum by Secretary of State for War., 27th of January 1939. С. P. 27(39) // TNA. PRO. CAB 24/282. Vol. 155. P. 222-223.
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов