Спросить
Войти

Преподавание исторического краеведения в КГУ

Автор: указан в статье

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В КГУ

© В.Ф.Телишев, Н.А.Федорова

Воссоздается практика преподавания исторического краеведения на историко-филологическом факультете Казанского государственного университета с 1971/72 учебного года до настоящего времени.

Прежде, чем перейти к рассмотрению заявленной темы, необходимо, на наш взгляд, совершить небольшой исторический экскурс в суть проблемы.

На первой Всероссийской конференции по краеведению в 1921 г. было признано, что краеведение - одно из средств научно-исследовательской работы, повышающей знания в области истории. В то время краеведение рассматривалось как "метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам небольшой территории" [1, с.3]. В 1922 г. в ряде вузов страны по решению первой Всероссийской конференции краеведение было введено как учебный предмет.

Можно считать 1920-е гг. временем расцвета краеведческой работы по всем направлениям. В это время в центре и на местах создаются различные краеведческие структуры, открываются многочисленные общественные и государственные музеи, проходят дискуссии о роли и месте краеведения. Обусловлено это было в значительной степени двумя факторами. С одной стороны, государство, заявив о претворении в жизнь программы по ликвидации неграмотности, было заинтересовано в том, чтобы, повышая патриотизм, стимулировать рост производительности труда, способствовать скорейшему построению социализма и коммунизма. Средством воспитания выступала краеведческая работа, через которую широкие слои трудящихся должны были приобщаться к культуре вообще, к грамотности, в частности, и к изучению истории Отечества. С другой стороны, активизация краеведческой работы была связана с политикой, которую проводила советская власть относительно высшего образования. С начала 1920-х гг. повсеместно в университетах стали закрываться гуманитарные факультеты под предлогом нехватки кадров, овладевших классовой пролетарской методологией. В результате абсолютное большинство преподавателей гуманитарных факультетов лишилось работы, и многие из них искали продолжения своей профессиональной деятельности. Выход нашелся в переходе ученых-гуманитариев в создаваемые

краеведческие общества. Таким образом, власть, отстранив преподавателей от университетской кафедры, способствовала их переходу в иную сферу деятельности, однако все же очень близкую и в некоторой степени схожую с прежней работой. Это определило высокий профессиональный уровень собирательской, охранной и исследовательской деятельности краеведческих обществ по всей стране. В 20-е годы XX в. в научный оборот был введен значительный пласт архивных документов, позволивших по-новому взглянуть на региональную историю с ее особенностями. Были зафиксированы и описаны историко-культурные памятники местного и всероссийского значения. Создавались краеведческие, разнообразные тематические музеи и выставки, пополнялись коллекции существовавших музейных собраний, открывались памятники.

Подъем в краеведении продолжался недолго. После второй конференции руководить краеведением с 1927 г. стала Главнаука при Нарком-просе СССР, что фактически сводило его к школьному краеведению. В начале 30-х годов краеведение уже определялось как "общественное движение, объединяющее местное население, активно участвующее в социалистическом строительстве своего края на основе его изучения" [1, с.3]

Тоталитарный режим своими попытками взять под полный контроль краеведческую работу погасил народный интерес к этому движению и по сути разгромил российское краеведение. В последующие годы интерес к краеведению то возрастал, то понижался. Неизменными оставались лишь споры о месте и роли краеведения "в социалистическом строительстве", о сути краеведческой работы.

Комиссия по историческому образованию 20 июля 1968 г. с участием представителей АН СССР, АПН СССР, историков-методистов, учителей и преподавателей педагогических вузов высказала пожелание о том, чтобы выпускники исторических факультетов педагогических институтов изучали краеведение как учебную дисциплину. Дело в том, что с 1966/67 учебного года краеведческий компонент был включен как

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЕЙНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

обязательный в школьные программы по истории СССР.

Курс исторического краеведения с 1971 г. был введен на исторических факультетах педагогических институтов "в целях подготовки учителей к самостоятельной краеведческой работе". Одновременно с Педагогическим институтом к этой работе подключился и Казанский государственный университет. По инициативе заведующего кафедрой истории СССР историко-филологического факультета КГУ проф. И.М.Ионенко вопрос о введении учебного курса исторического краеведения в программу подготовки студентов отделения истории был поставлен на обсуждение учебно-методической комиссии факультета. Когда принципиальное решение было принято, встал вопрос о преподавателе, о специалисте. Решено было пригласить для прочтения курса кандидата исторических наук, старшего преподавателя исторического факультета КГПИ К.Р.Синицыну. Она имела не только преподавательский опыт, но и определенные навыки практического краеведения, приобретенные в годы работы научным сотрудником Государственного музея ТАССР. Таким образом, во втором семестре 1971/72 учебного года студентам второго курса истфилфака КГУ впервые был прочитан курс исторического краеведения. С этого времени эта учебная дисциплина прочно вошла в учебный план второго курса подготовки профессионалов-историков.

Основы, традиции преподавания краеведения были заложены К.Р.Синицыной. Она постаралась придать курсу утилитарное, практическое значение, связала краеведение с делом охраны памятников истории и культуры, со школьной работой, с общественным движением. С ее легкой руки в рамках курса стали преподаваться основы музейной культуры, музееведения. Сегодня на историческом факультете КГУ открыто отделение музеологии, и можно считать, что курс К.Р.Синицыной стал первым "кирпичиком" в основании этой специальности.

После К.Р.Синицыной историческое краеведение в КГУ читали кандидаты исторических наук Ф.А.Литвина, Л.Г.Жигалко, А.С.Климова,

Н.А.Федорова, И.Б.Сидорова, В.Ф.Телишев. Каждый из них привносил в преподавание курса что-то свое, свою "изюминку", исходя из личного опыта и пристрастий. Общим оставалось то, что на факультете предмет воспринимался как вспомогательная историческая дисциплина.

С возрождением интереса и внимания к краеведению в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в историко-краеведческой, научной и популярной литературе вновь развернулась дискуссия о

предмете и сущности краеведения. Точки зрения, высказанные в результате этой дискуссии, были столь же полярными, что и в 20-е годы. Так, А.Золотарев, С. Архангельский считали, что краеведение - не научная отрасль и не общественное движение, а метод. Этой же точки зрения придерживалась и К.Р.Синицына [2, с.15].

Эта точка зрения органично вписывалась в партийно-идеологическую концепцию того времени, относящую к методам не только историческое краеведение, но и социологию.

Возможно, отсутствие четкого определения предмета исторического краеведения, общепринятой методологической основы объясняет тот факт, что вузовский курс до сих пор не обеспечен добротным учебно-методическим материалом. Учебные пособия, выходившие под общим названием "Историческое краеведение", весьма вольно и широко трактуют такие краеведческие понятия, как "школьное краеведение", "научное краеведение", "краеведческое образование", "церковное краеведение" и др. Современную палитру суждений по поднятой проблеме представляет Интернет-ресурс "Краеведческое образование - его суть и содержание". Вот некоторые из высказываний: "Краеведение - это не только прошлое, это настоящее и взгляд в будущее" (Л.К.Ермолаева); "Краеведение - не только история, это комплексный междисциплинарный курс с применением разных форм работы (лекции, учебные прогулки, экскурсии и т.п.). В его формировании большую роль играют музей и библиотека. Краеведение должно быть отдельным предметом. В краеведении должен преобладать воспитательный подход, а не информационно-знанческий. Сейчас же традиционный подход к краеведению инфомацион-но-знанческий" (Л.К.Ермолаева); "Краеведение не дает истории врать" (С.Е.Левина); "Знание - не главное в краеведении, на первом месте должно стать воспитание" (Т.А.Чумак); "Краеведение -метод социализации детей" (Э.И. Архипова) и т.п. Этот перечень можно продолжать до бесконечности, но новых подходов, принципов определения сути, цели и задач краеведения, по сравнению с 1920-ми годами, мы не обнаружим. Вопрос остается открытым.

Одной из примет возрождения интереса к краеведческой работе является появление издательства "По городам и весям" (главный редактор Л. Г. Абрамов), специализирующегося на краеведческой литературе [3; 4]. Что касается Казанского университета, то в мае 2007 г. на историческом факультете прошла учредительная конференция, возродившая деятельность Общества истории, археологии и этнографии (председатель - академик АН РТ И. Р. Тагиров). В бли-

В. Ф. ТЕЛИШЕВ, Н.А. ФЕДОРОВА

жайших планах Общества - издание периодического альманаха "Известий Общества истории, археологии и этнографии", а также организация краеведческого Интернет-сайта.

Нам представляется важнейшей задачей исторического краеведения как учебной дисциплины пробуждение в студентах профессионального интереса к истории той местности, в которой они обитают; к тем людям, с которыми им суждено общаться; к тем предметам, которые их окружают. Квалификация историка определяется не только умением работать с архивными источниками или литературой, но и пониманием того факта, что история - это то окружающее пространство, в котором обитают люди, и они сами являются частью исторического процесса.

1. Милонов П.Н., Кононов Ю.Ф., Разгон А.М. и др. Историческое краеведение: основные источники изучения родного края. М., 1969.
2. Синицына К.Р. Историческое краеведение. Казань, 1983. С.8; Синицын О.В. Клара Романовна Синицына - историк и краевед // Историческое краеведение в Татарстане: материалы республиканской научной конференции 20-21 декабря 2002 г. Казань, 2004.
3. Есть на Волге городок (из прошлого и настоящего г.Тетюши и Тетюшского района). Казань, 2004.
4. Мы - волжане! (Из прошлого и настоящего города Зеленодольска и зеленодольского района Республики Татарстан). Казань, 2005.

TEACHING REGIONAL HISTORY AT THE KAZAN STATE UNIVERSITY

V.F.Telishev, N.A.Fedorova

The techniques of teaching regional history in the historical philological department of Kazan State University from the 1971-72 school year to the present day are revived.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты