Спросить
Войти

К ВОПРОСУ О РОЛИ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАГЕСТАНА

Автор: указан в статье

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 1, 2018

К ВОПРОСУ О РОЛИ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ДАГЕСТАНА

Алиев Багомед Гадаевич д.и.н., г.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии

Дагестанского научного центра РАН,

Махачкала, РФ.

Aliev.bagomed@list.ru

Аннотация:

В исследовании раскрывается значение исто-рико-этнографического материала для изучения средневековой истории Дагестана в условиях отсутствия или чрезмерной малочисленности документального материала. Доказывается невозможность изучения истории средневековья без привлечения историко-эт-нографического материала. Ключевые слова: Дагестан, история, средневековье, историография

Bagomed G. Aliev DSc. (History), Principal Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation Aliev.bagomed@list.ru Annotation:

The study reveals the importance of historical and ethnographic material for the study of medieval history of Dagestan in the absence or excessive number of documentary material. It proves the impossibility of studying the history of the Middle Ages without attracting historical and ethnographic material.

Dagestan, history, Middle Ages, historiography

Как известно, в научной деятельности профессора Расула Магомедовича Магомедова основное внимание уделялось социально-экономическому развитию народов Дагестана феодального периода. При этом он использовал для раскрытия этой проблемы все имеющиеся источники и литературу. Среди них особое место занимает историко-этнографический материал, который он практически собирал все годы своей научной деятельности, начиная с 30 -х годов XX века до конца своей жизни. Сбору историко-этнографического материала и его значению в условиях отсутствия или чрезмерной малочисленности документального материала по средневековой истории Дагестана Р.М.Магомедов уделял большое внимание. Он, как и ряд отечественных ученых, понимал, что изучение истории средневековья невозможно без привлечения историко-этнографического материала.

Еще в начале XX в. известный ученый А.Кауфман писал, что «сами документы очень часто становятся понятными, когда мы их интерпретируем при помощи исторического предания» [1, с.54].Об этом писали и многие высококвалифицированные и авторитетные ученые, отмечая при этом особую значимость историко-этнографического материала для изучения истории народов, у которых отсутствуют или сохранилось недостаточно письменных источников по их прошлой истории. «Устная история, - отмечал академик Е.М.Жуков, - имеет особое значение для народов, не имеющих своей письменности. Данные об историческом прошлом этих народов сохраняются в изустных преданиях, переходящих из поколения в поколение» [2.С.224]. Но, как отмечалось выше, наибольшее и даже важнейшее значение историко-этнографический материал имеет для изучения истории периода феодализма. Этот материал не только заменяет отсутствующий документальный материал, но и дополняет имеющиеся письменные источники.

«История периода феодализма, - писал советский ученый П.Х. Стродс, - реконструированная на базе письменных источников, в определенной степени оказывается неполной и односторонней» [3.С.42].

Именно в силу всего сказанного историко-этнографический материал по своей значимости в изучении истории прошлого любого народа выступает не как «второстепенный материал» или «материал второго сорта», а как полноценный и весьма важный источник, один из видов исторического материала, что очень хорошо показал в своих многочисленных исследованиях Р.М.Магомедов. Как бы отвечая тем, кто недооценивает историко-этнографический материал, он писал, что их «в исторической науке принято считать одним из видов исторического материала. Их часто называют устными историческими источниками» [4.С.9]. Поэтому, писал он далее, «отношение к устным историческим источникам как к «материалу второго

ACTA HISTORICA

сорта» особенно несправедливо, если речь идет о древней и средневековой истории Дагестана» [4.С.10]. Причем Р.М.Магомедов указывал: «Признавая известные преимущества письменных источников, следует отметить, что в определенных отношениях устные источники более полны и лучше фиксируют некоторые стороны исторического процесса» [4.С.10] Далее, конкретизируя сказанное, он писал: «Устные источники во многих случаях сохраняют конкретные, своеобразные формы и черты местных социальных и экономических отношений, правовых норм и т.п. Письменные материалы, напротив, скудны в этом отношении» [4.C.10]. Далее он писал, что «в основном в устных источниках отражены наиболее характерные черты местных особенностей культурной и бытовой сферы (обычаев, пережитков, поверий и т.п.), являющихся драгоценным материалом для исторической этнографии и позволяющих реконструировать порой весьма древние общественные формы и отношения. В местных письменных источниках такой материал встречается крайне редко» [4.С.10]. Р.М. Магомедов, говоря о преимуществе историко- этнографического материала, обратил внимание на следующее: «Именно исторические предания дают значительный материал по истории социальной и классовой борьбы в Дагестане... Письменные источники, относящиеся к древности и средневековью, в этом смысле гораздо беднее» [4.С.10].

Действительно, в письменных источниках нет сведений о многих вопросах прошлой истории народов Дагестана. И их можно познать только на основе историко-этнографического материала. В свете сказанного здесь уместно привести слова Р.М.Магомедова, высказанные им еще в 1963 г. В одной из своих работ, посвященной публикации историко-этнографиче-ского материала, он писал: «Только на основе самых старых саклей, как отзвук древних языческих верований, встретишь сейчас охранительный знак руки. Только в воспоминаниях стариков сохранилась память о суеверных обычаях вызывания дождя, знахарского лечения больных или диких рецептах ворожей. Давно ушли в прошлое и старинные патриархальные обычаи, и старинные дикие игры вроде травли собак, и старинная мораль. в надписях на древних могильниках и старинном оружии» [5.С.3].

В собранном Р.М.Магомедовым историко-этнографическом материале имеются сведения по различным проблемам и вопросам исторического прошлого народов Дагестана: по занятиям населения (земледелие, садоводство, животноводство, ремесло и домашние промыслы, торговля и торговые пути), земельным отношениям в феодальных владениях и союзах сельских общин, структуре джамаата и тухума, административном управлении сельских общин и их сою- зов, о сословных группах классов феодалов и крестьянства, возникновении различных феодальных фамилий, их социально-правовом и экономическом положении, социальном расслоении в независимых общинах, социально-правовом положении различных групп узденства, их отношении к земле, земельной собственности общины, мечетском и туху-мном землевладении. В легендах и преданиях много сведений о борьбе народов Дагестана против арабов, татаро- монголов, тимуровских полчищ, с войсками сефевидских шахов, Надир-шаха и т.д.

Многое из перечисленного выше не просто дополняет имеющиеся письменные источники, но и является единственным источником, на основе которого возможно изучение того или иного вопроса прошлой истории народов Дагестана. Причем Р.М.Магомедов писал о достоверности многих исторических легенд и преданий. Он, в частности, отмечал: «Говоря о дагестанских исторических преданиях как источнике, особо хочу отметить значительную степень их достоверности в ряде случаев. В этом убеждает прежде всего их взаимная корреляция: если одно и то же историческое событие отразилось в преданиях разных селений или общин (нередко говорящих на разных языка), то изложение его везде обнаруживает большое сходство, различия же носят характер не столько взаимоисключающих противоречий, сколько детализации и взаимных дополнений. Во всяком случае, почти всегда удается выявить исторический факт, лежащий в основе предания» [4.С.9]. Особенно это хорошо прослеживается в исторических преданиях о социально-правовом и экономическом положении свободного уз-денства, формах и характере эксплуатации зависимого крестьянства, социальной и классовой борьбе в союзах сельских общин и в феодальных владениях, в борьбе дагестанских народов против иноземных завоевателей в средневековье.

И второе, что подтверждает достоверность историко-этнографического материала, истоТом. 1. № 1. 2018

рических преданий, в частности, - это отражение событий, о которых говорится в них в письменных источниках. Более того, как отмечал Р.М.Магомедов, «чаще всего последние (т.е. письменные источники - Б.А.) в значительной степени подтверждают предания) [4.С.9].

Р.М.Магомедов, придавая большое значение историко-этнографическому материалу, говорил о важности его и необходимости использования в исторических исследованиях, в особенности для исследований, посвященных средневековому периоду в истории Дагестана. При этом, как отмечалось выше, он сам широко использовал историко-этнографический материал в своих исследованиях. Можно сказать, что его капитальный труд, посвященный общественно- экономическому и политическому развитию Дагестана в ХУШ-начале XIX в.[6], а также двух- томное исследование, посвященное даргинцам [7], во многом опираются на исто-рико- этнографический материал, собранный им в различных районах Дагестана в течение многих десятилетий, начиная с 30-х и кончая 90-ми годами XX века. Без этого материала вряд ли было бы возможно такое широкое и глубокое изучение важнейших вопросов социально-экономической и политической истории Дагестана в целом и даргинцев, в частности. Р.М.Магомедов широко использовал историко-этнографический материал и в учебниках для учителей и студентов, изданных в 1961 [8] и в 1968 [9] годах.

Р.М.Магомедов придавал большое значение и публикации историко-этнографического материала. Еще в 60-е годы прошлого века им были изданы две небольшие книжки под названием «Легенды и факты» [6] и «Легенды и факты о Дагестане» [10]. В 70-е годы им были изданы еще четыре книги по историко-этнографическому материалу, две из которых под названием

«Дагестан. Исторические этюды» [11], а две под названием «По аулам Дагестана» [12]. В указанных публикациях издан огромный историко-этнографический материала, собранный Р.М. Магомедовым практически во всех районах, почти во всех селах и хуторах горного Дагестана. Этот интереснейший материал невозможно собрать в наше время. Это бесценный исторический источник, без использования которого невозможно любое полноценное исследование о средневековой истории Дагестан. И, конечно, работы Р.М. Магомедова используются десятками исследователей при изучении тех или иных вопросов и больших проблем средневекового Дагестана. Р.М. Магомедов оставил память о себе не только многочисленными исследованиями, но и изданным им огромным историко-этнографическим материалом, используемым рядом поколений ученых-историков и этнографов.

Список литературы.

1. Кауфман А. К вопросу о происхождении русской земельной общины. - М., 1904
2. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М.: Наука, 1980
3. Стродс П.Х. Полевые этнографические источники в исторических исследованиях // Источниковедение отечественной истории. Сбор. статей.1976. - М.: Наука,1977
4. Магомедов Р.М. По аулам Дагестана. Выписки из полевых дневников. - Махачкала: Дагкнигоиз-дат,1977. Вып.1.
5. Магомедов Р. Легенды и факты. Из записных книжек историка. - Махачкала: Дагкнигоиздат,196з.
6. Магомедов Р.М. Общественно-экономическое и политическое развитие Дагестана в ХУШ-начале XIX веков. - Махачкала: Дагкнигоиздат,1957
7. Магомедов Р.М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1999.Т.1-2.
8. Магомедов Р.М. История Дагестана с древнейших времен до начала XIX века. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1961
9. Магомедов Р.М. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1968.
10. Магомедов Р. Легенды и факты о Дагестане. Из полевых книжек историка. - Махачкала: Дагкниго-издат, 1969.
11. Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. Вып. 1; 1975, Вып.
11.
12. Магомедов Р.М. По аулам Дагестана. Выписки из полевых дневников. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. Вып.1,1979.Вып.П.
ДАГЕСТАН ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИСТОРИОГРАФИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты